Малограмотная Саша Лубнина до попадания в Стрижинскую ИТК жила в г. Котельнич, где в 1928-м году непродолжительное время встречалась со своим тезкой Исаковым Александром. Вскоре Александр ее оставил, уехав в неизвестном направлении.
Человек он был вольный, жил без определенных занятий и места жительства. Уроженец Коми, он поработал и в Архангельске, и бог знает, где еще его носило. Женщина долго не горевала, вышла замуж за другого. С новым мужчиной отношения не сложились, а в 1938-м году она угодила в колонию со сроком 2 года. К своему удивлению Саша в колонии встретила свою прежнюю любовь – Исакова. Оба «загремели» в места не столь отдаленные по распространенной в те годы статье 35 Уголовного кодекса РСФСР.
Александр оказался явно не скромным парнем, ранее уже был судим за кражи, и в ИТК вел себя дерзко и своенравно.
Согласно рапорта начальника УРЧ колонии, 3 марта Исаков, «работая на участке правки пил, занялся вредительством, сломал лучковую пилу и унес ее на ножики». Рапорт же от 2 мая гласит: «Исаков нарушает порядок, … только выйдет из барака, каждый день ругает и обзывает конвоиров, стоящих на посту № 6 …, систематически оправляется около барака, на предупреждения конвоиров не обращает внимания, оскорбляя их нецензурными словами». За эти и другие прегрешения Александр регулярно подворялся в карцер и штрафной изолятор.
Исаков изо всех сил уговаривал Сашу бросить законного мужа, и по отбытии наказания продолжить с ним совместную жизнь. Не выдержав его настойчивости, она возобновила с ним близкие отношения, и даже дала согласие расстаться с мужем.
Ухажер стал настаивать на частых посещениях его в мужском бараке. Женщина понимала, что так делать нельзя, это серьезное нарушения режима содержания, за которое могут наказать вплоть до суда. Поэтому посещала его редко, а на его упреки при каждой встрече огрызалась.
И вот 16 июля 1938г. она оказалась на хозяйственных работах в колонии вместе с Исаковым. Пока она мыла посуда, коловший тут же дрова Александр начал ей выговаривать, да предъявлять претензии, что в последнее время она перестала вообще к нему приходить. Начали скандалить. Видимо высказанных слов ему показалось недостаточно, и тогда Исаков схватил палку, которой ударил от души ее по руке. Саша в долгу не осталась и окатила его водой из черпака. После чего с разбитой до крови рукой направилась на перевязку к медработнику. А вот вода-то в черпачке, похоже, оказалась кипяточком. Очевидно, это добавило ярости ревнивцу. Он догнал возлюбленную, держа в руках топор, которым только что рубил дрова. Затем, недолго думая, с размаху ударил ее обухом топора по голове в область глаза. Саша рухнула на землю без сознания. Видимо, решив поставить жирную точку в этих отношениях, Исаков замахнулся на беспомощную женщину, намереваясь ударить ее по голове еще раз. Но в это время подоспел оповещенный разразившимся скандалом помощник дежурного колонии. Он фактически спас жизнь «бедной Саши», отобрав у бузотера топор.
В ходе расследования Исаков, как «тертый калач», полностью вину в содеянном не отрицал. От очевидцев, конечно, подеваться было некуда. А вот умысел не признал. Дескать, пока он рубил дрова, Лубнина сама сунулась головой под взмахнувшийся топор. И все получилось как-то непреднамеренно.
В суде пожалела Саша своего мучителя. Сказала, что только палкой он ее и ударил, да больше-то ничем и не ударял. А то, что она наговорила ранее при допросе, так неправда то. И от тех своих показаний она отказывается.
Суд был строг и справедлив. За систематические нарушения режима содержания в ИТК и причинение умышленного тяжкого телесного повреждения Лубниной Исаков получил 5 лет лишения свободы.
Еще 2 года пытался Александр обжаловать приговор, дошел и до областного суда и областного прокурора. Все ему было невдомек: за что он «отхватил» столько лет, если Саша в суде ему почти все простила. Однако, решения вышестоящих инстанций ничего не изменили в его судьбе.
Добрый день. А что за статья, Алексей Евгеньевич? Из общей части УК?
Да, как ни странно, но почти во всех документах уголовного дела и у обвиняемого, и у потерпевшей, у свидетеля фигурирует только ст. 35 УК РСФСР, без указания статьи из особенной части УК. Лишь в одном документе указано, что Исаков был судим по ст.162 и 35 УК РСФСР.
Ст. 35 УК РСФСР
"Удаление из пределов РСФСР или из пределов отдельной местности с обязательным поселением в других местностях в соединении с исправительно-трудовыми работами..."
Следовательно, речь не только про отбывающих срок лишения свободы в ИТК, а еще и про то, что данная местность Оричевского района использовалась как место высылки для отбывания исправ работ.