Вечный бегун Серебряков

Оричевский районный архив располагает несколькими историями осужденных, отбывавших наказание в исправительно-трудовой колонии вблизи разъезда (позднее ж/д станции) Стрижи - Стрижинской ИТК на территории Оричевского района. Представляем одну из них.

Серебряков Сергей Сергеевич был из тех осужденных, которых относят к категории расхитителей социалистической собственности.

Свой первый срок в 3 года расхититель получил еще в 1934-м году. За присвоение вверенного имущества.

В 1936-м он, работая старшим бухгалтером Кировского кирпичного завода как-то поехал в Госбанк с заведующим сбыта того же завода. Зав. сбыта Бажин получил в банке серьезную сумму и передал ее под расписку Серебрякову, чтоб тот привез деньги на завод. Но у Сергея Сергеевича явно уже были свои планы на эти нежданные денежки. С ними он благополучно на ж/д станции Киров сел в проходящий поезд и уехал. В поле зрения он попал в районе станции Ветлужская. Заметив сотрудников, Серебряков тогда попытался скрыться от них, на ходу выскочив из поезда. Но отловили его быстро. И хотя большую часть присвоенных денег у него изъяли, все же более 1000 рублей он успел «прогулять» в поезде. Сталинский райгорсуд г. Кирова своим решением буквально ошеломил Серебрякова, присудив ему в этот раз сразу 10 лет лишения свободы. Однако, в этот раз судьба оказалась к нему благосклонна. Вышестоящей инстанцией за нарушения суда по квалификации действий расхитителя приговор был отменен, и при пересмотре дела срок ему был существенно сокращен до 3 лет.

Отбывать свой 2-й срок в начале 1938 года он и прибыл в Стрижинскую исправительную колонию.

Грамотные люди ценились во все времена, особенно, когда таковых поблизости «днем с огнем не сыщешь». Руководство колонии оценило умение Сергея Сергеевича работать с бухгалтерскими документами. И вот он вновь старший бухгалтер, пусть хоть и в колонии. Рецидивист Серебряков даже сумел втереться в доверие к руководству ИТК. Мысль о побеге не давала ему покоя. И в средине апреля обстоятельства вдруг сложились в его пользу. Заболел кассир. Кому-то нужно было получить деньги для расчета с колхозниками за поставленный в колонию картофель. Очевидно, начальник колонии Мотовилов «на свой страх и риск» решил оформить выдачу денег Серебрякову. Часть денег выдал кассир, ссылаясь на устное разрешение начальника колонии. Таким образом, за 5 дней с 14 по 19 апреля Сергей Сергеевич получил из кассы колонии по распискам разные суммы, всего 3138 рублей.

Сергей Сергеевич, видимо, располагал разрешением на свободное перемещение за пределы колонии. Обладая такой крупной денежной суммой он по уже можно сказать заведенной им традиции, покинул колонию, добрался до станции Оричи, где купил билет на проходящий поезд в сторону его родного г. Ленинграда и благополучно уехал на нем. Чем, конечно же, совершил побег. Удачный побег нельзя было не отметить. Этим он и занялся в поезде. Погулял с проводниками от души, разбил 2 стекла в вагоне. Сняли с поезда разошедшегося Серебрякова на вологодской станции Буй.

Сотрудникам линейной милиции он пояснил, что с разрешения начальника колонии следует в отпуск в г. Ленинград, провожает жену домой. С собой у Сергея Сергеевича была большая сумма денег. Объяснил, что это его личные деньги. Профессиональный расхититель еще надеялся отвертеться, убеждая их, что он все-таки уважаемый бухгалтер, а не какой-то «гоп-стопник». Ну, «малость перебрал» в поезде, с кем не бывает.

А тем временем в колонии первой тревогу забила помощник дежурного коменданта Северюхина, сообщив что з/к Серебряков 19 апреля в 6 часов вечера ушел с 3-го поселка на 1-й поселок и пропал, ни в одном из поселков его нет. Сбежавшего оперативно объявили в розыск. Вскоре в Стрижинскую колонию пришло сообщение со станции Буй о задержании «уважаемого бухгалтера» с просьбой подтвердить его слова о разрешенном выезде в отпуск.

Ответ начальника колонии, отправленный в Буй телеграммой,  приводится дословно: «Буй. Сев. УНЛМ. Заключенный Серебряков Сергей Сергеевич ограбил кассу. Колонии совершил побег. Выезжаем лично. Мотовилов».

 В Стрижинской ИТК была проведена тщательная ревизия, результаты которой оказались неутешительными. Из текста акта документальной ревизии: «Колония на самостоятельном балансе с 1 января с.г. Обязанности ст.бухгалтера исполнял лишенный свободы Серебряков, небрежное ведение бухгалтерского учета всецело зависело от него. Серебряков, чувствуя себя лишенным свободы, не считая себя ответственным и должного руководства среди своего аппарата тоже из лишенных свободы не создал, сбежал с работы…». Помимо незаконной выдачи денег Серебрякову был вскрыт и ряд других финансовых и имущественных нарушений.

За передачу наличных денег Серебрякову материал в отношении начальника колонии Мотовилова и кассира Козловского был выделен в отдельное производство, т.к. они были «подсудны Рев. Трибуналу».

В июне 1938г. состоялся суд.

В своем последнем слове подсудимый Серебряков признал вину частично. Сетовал на то, что работая в финчасти колонии, он постоянно ощущал негативное к себе отношение вольнонаемных работников. Там его ущемляли даже по мелочам, таким, например, как забрали стулья из кабинета. Работать, как заключенному там было трудно. Все это повлияло на его отношение к работе, он «стал нарушать правила внутреннего распорядка колонии, на основании чего и совершил побег».

Своими финансовыми нарушениями Сергей Сергеевич смог запутал не только финансистов, но и следствие вместе с судом.

Приговором суда «уважаемый бухгалтер» получил второй раз в своей жизни 10-летний срок заключения. Поразительно, но и в этот раз коллегия областного суда отменила приговор в связи с рядом нарушений.

          Дело Серебрякова было вновь рассмотрено судом уже в декабре 1938г., часть инкриминируемых ему нарушений была исключена, а срок сокращен вдвое. Обжалование же 5-летнего срока положительного результата ему не принесло.

Комментарии

Аватар пользователя Владимир Санников

Красавчик. Думаю, именно последнее дело по уголовке спасло Серебрякова от 58-ой. Уверен, что Серебряков пошел на фронт из зоны.

Аватар пользователя Сильвер

Мошенники приходят и уходят, а нарушения и доверчивые граждане остаются. Особенно умильнул доверчивый начальник колонии. Что там в отчетности мог навертеть пронырливый осужденный и за несколько лет не разрулишь. 😁

Вот уж действительно: да здравствует советский суд, самый гуманный в мире! Рецидивисту, в третий раз совершившему хищение госсобственности, дали только 5 лет. И это в то время, когда за частушки или анекдоты давали 10 лет без права переписки, т.е. ВМН.

Аватар пользователя Katze

Вот сюжетец для авантюрного рассказа! Джентльмен удачи! Но не хотят наши сценаристы у нас подобные истории искать! Все больше ремейки снимают.

Аватар пользователя minstrel

Интересно какая была дальнейшая судьба данного гражданина

Аватар пользователя Алексей Никитин

К сожалению, материалы хранящегося в архиве дела не содержат сведений о дальнейшей судьбе Серебрякова С.С. В материале, опубликованном на "Родной Вятке", указаны его подлинные ФИО. Местом его рождения в деле указана Ярославская обл., но в тоже время г. Ленинград указан его родным городом. В ГИС "Память народа" есть несколько человек с такими же ФИО и тем же годом рождения, что и у героя заметки. И один из них хоть и указан не судимым, по профессии бухгалтер. Кто знает, может это и есть тот самый бегун Серебряков...