Сметанины в Уржумском и Малмыжском уездах.

    Будем считать, что жизненный путь наших Сметаниных на Вятке начался в Шестаковском уезде. Братья Сметанины Митка и Омелко появились здесь в начале 17 века между 1615 и 1623 годом.  В переписи 1615 года их еще не было, а в 1623 году  Омелко Осипов сын Сметанин упомянут дважды. В переписи 1629 года здесь же в Шестаковском уезде в деревне что был починок Тренки Денисова сына Черевковца живет Митка Осипов сын Сметанин, а в поч. Новоросчистном Омелки Сметанина проживает Омелко Осипов сын Сметанин. Судя по тому, что позднее было заявлено, якобы  жили они на земле  Вятского Успенского Трифонова монастыря, будем считать, что так оно и было. Также было заявлено, что ушли они в Уржумский уезд оттуда от «хлебного нидороду и от скудности своей».

   Почему были выбраны уржумские земли? Во-первых, возможно, этот район казался привлекательным для земледельцев;  во-вторых, здесь был Чепоцкий Спасский монастырь – возможно, это помогало устроиться на жительство, а, возможно, и рассказы очевидцев привлекли сюда  жителей  суровых северных районов вятского края как места благодатные.  Или были еще какие-то причины, нам неизвестные, но  чем-то  манили  эти места новых переселенцев, в числе которых были и два брата  Сметанины...

В преписи 1646 года они в «Спаском Чепоцком монастыре» записаны с детьми:

«Митка Осипов Сметанин  у него дети Зотка, Оска, Микитка.

Евсевейко Осипов Сметанин у него сын Ларка.»

(В «Книге Вятских родов» Старостина отмечено, что  в этой переписи трое  Сметаниных. Качество документа оставляет желать лучшего и, к сожалению, мне не удалось найти еще одного. Если  кому-то  удалось это, очень прошу поделиться.)

     И здесь возникает вопрос: Омелко и Евсевейко – это один и тот же человек или  разные? Я склонна думать, что один и тот же. Аргументы  «за»: 1) одно отчество, одна фамилия.  2) Ранее проживали  в одном и том же небольшом уезде. 3)  В переписи 1646 года в Шестаковском уезде о Митке написано: двор пуст… «збежал в 144 году», а  об Омелке «бежал на Чепочкино» в 145 году.4) Прибыли, скорее всего, одновременно в одно место, в переписи 1646 года оба переселенца записаны рядом, и ни о каком Омельке Осипове Сметанине речь не идет. 5) Не сбрасываем со счетов возможность существования двух имен. Во всяком случае, вопрос пока открыт.. .

    Итак, беглые поселились  «на черных лесах меж Бую реки и Чепочки речки»,  семьи были большие, сыновья  женились, отделялись, создавали  новые починки и деревни; жили, судя по всему, хорошо, в достатке, поэтому в переписи 1678 года, через три десятка лет, в этой местности было несколько  деревень, в которых жили  уже 54 жителя  мужского пола с фамилией Сметанин. Часть из них жили в вотчинах  монастырских,  другая часть числилась как ясашные государственные крестьяне.

     Анализируя  поименный список жителей мужского пола  Уржумского уезда с фамилией Сметанин в переписи 1684- 1686 годов, следует заметить, что несколько позднее появились здесь и другие Сметанины : 1) Еремка  и  Куска Малафеевы сыновья (Малафейко Осипов Сметанин записан в 1646 году в Слободском уезде половником в поч. Митки Полуэхтова) 2)  Васка, Трошка,  Нестерко  Микифоровы сыновья  3) Мишка, Гришка, Ивашко Терентьевы  сыновья 4)  Сенка  Григорьев с его сыновьями и внуками  5) Пронка Павлов сын. Родственных связей между всеми представителями этой фамилии пока не прослеживается, но очень возможно, что они являются  дальними  родственниками – то, что они собрались в одной волости, не может быть случайным.  И этот вопрос пока тоже остается открытым.

 Сметанины жили в 1664-68гг. в девяти населенных пунктах:

д. Мальково на ключе, (3 двора, 11 мужчин);

 д. Спаской Чепоцкой монастырь крестьянские дворы,( 2двора, 6 мужчин) ;

д. Варзанка на речке Варзанке, (1двор, 3 муж.);

д. Крюковы  Отарища на речке Чепочке,  (1 двор, 4 муж.);

д. Тайбековых отарищ Естюнина тож на ключе, (2 двора, 5 мужчин);

 д. Тайбековых Отарищ Межупольная Веретея тож на речке Енызлане, (1 двор, 1 муж.);

 д. Тайбечкина на ключе,  (3 двора, 14 мужчин);

Тайбековых Отарищ Межупольная, (1двор, 1 муж.);

д. Тайбековых Отарищ Чокин починок, (3 двора, 9 муж.);

    Возможно, и далее продолжали бы жить в этой живописной местности все наши предки, если бы не тяжба между двумя монастырями: Спасским Цепочкиным и Успенским Трифановым. К концу 17 века влияние Цепочкина монастыря в округе ослабло, на это было ряд объективных и субъективных причин, поэтому на  большинство вотчин местного монастыря претендовал Вятский Успенский  монастырь. Эта история повлияла на жизнь некоторых наших предков.

    Как говорится: паны дерутся, а у холопов чубы трещат. Эта тяжба  грозила для  беглецов с севера, вероятно, неприятностями.  Большая часть из них привыкли жить относительно свободно, платя государству  ясак, а грядущие изменения, память о скудном житье в вотчинах Вятского Успенского монастыря настораживали и пугали крестьян. Или боязнь  наказания, или прямое указание монастырского начальства заставило жителей каждой  деревни «подписать» объяснительную, в которой как под копирку говорилось о том, что они пришли с Вятки, из вотчин Успенского монастыря, что там остались их родственники и что они рады  снова быть «под монастырем» : 

 их « деды и отцы их родиною вятчаня и жили в Вятцком уезде за Успенским Трифановым  манастырем в розных манастырских вотчинах исстари во крестьянстве. И ныне в Вятском уезде за тем же Трифановым манастырем в розных манастырских вотчинах живут дядья и братья их во крестьянстве.  А из Вятского уезду из того манастыря отцы их и они сошли от скудости своей и от хлебного нидороду в розных годех: от 10 до 20 лет и больше, а точно сказать не могут.» В других заявлениях звучат цифры «лет 30, а иные 40 лет и больше»         «И поселились де дворами и построились на черных лесах меж  Бую реки и  Чепочки речки и жили де деды и отцы их и они в деревнях за Уржумским  Спаским Чепоцким манастырем во крестьянстве а чья та земля того де они сказать не могут. Они в переписных книгах 186 году и в писцовых книгах 193 и 194 годов писались вятчанями тяглыми крестьяны а не их манастырскими для того чтобы де им от того Трифанова манастыря …отбыть».

    Подписали эти объяснительные многие крестьяне,  то есть, наверняка те, кто пришел в разное время с севера из вотчин Вятского Успенского  Трифанова монастыря, а именно Крюков,  Заболоцкий,  Коротков,  Рябев,  Гасников,  Веприков,  Голышев, Марихин,  Зонов,  Антушев,  Попов,  Истомин,  Князев,  Филимонов,  Муравьев,  Злобин, Воронин,  Семенов,  Малютин,  Шиколов,  Малов,  Колотов и Сметанин.

 

     Итогом этих разборок явилось то, что ходатайство Вятского монастыря было удовлетворено грамотой  « царей Иоанна и Петра Алексеевичей в Уржум воеводе Я. И. Ларионову, с повелением предоставить по прежнему во владение Трифонову монастырю землю между рр. Чепочкою и Буею, а игумену Чепоцкаго монастыря велеть не вступаться в эту землю» (ТВУАК 1906г.вып. 1-6). Таким образом, уржумские монастырские земли были переданы в его владение.  Некоторым крестьянам, видимо, это не очень понравилось и они снова подались в бега, в том числе и некоторые Сметанины. На протяжении десятков  лет они жили на черемисских  землях и рядом с этим народом научились жить мирно, соблюдая интересы друг друга:  торговали,  договаривались,  находили общий язык. Наверное, поэтому следующее место для проживания они нашли именно среди этого народа. Мой предок Федор Ларионов ,  внук первого из рода переселенца «на Чепочку» Евсевея Осипова, вместе с братом Яковом Лаврентьевым  поселились в марийской деревне волости Малмыжа  Таушева  Збору на берегу небольшой речки Малмыжки, впадающей в Вятку. Федор приехал сюда с между 1678 и 1717 годом и был одним из трех первых жителей деревни.  Вероятно, чтобы обезопасить себя,  вплоть до 1834 года в переписи фамилии не писались.  Хотя, должна оговориться, что причиною переселения могла быть банальная нехватка свободных земель.

    Примерно в это же время его родственники , племянники Михаил Васильев (ок.1673 г.р.) с сыном Дмитрием (ок 1699 г.р.) и Анисим Васильев (ок.1683 г.р.) Сметанины поселились в шести километрах в  д. Юдюнери Бабино тож. В 1719 году  записан  1 двор 3 мужчины,  в 1744-47 гг. уже 4 двора 16 мужчин.

    Просмотрела также д. Буртек, но в 1719 году «наших» переселенцев не нашла. Не представляется пока возможным проанализировать другие необходимые населенные пункты.

В «Книге вятских родов» В.А. Старостина  мы видим, что в 1891 году Сметанины  остались жить в Уржумском уезде в трех населенных пунктах, перечисленных  выше:

д. Малькова 1и 2, Красная гора,  (22 семьи из 81);

д. Табекова , Тамбова, (13 из 43);

д. Междупольная,  Мокросный,  (1 из 11).

Но  они появились еще в 5 населенных пунктах этого уезда, расположенных к югу и юго-востоку от изначального местопроживания:

с.Большой Рой (29 семей из 109);

п. Черезов, Красногоры, (14 из 39);

 д. Актыгашевская,  Абсесь верх., (6 из 83);

п. Озинерский, Куртеево, (4 из 42);

 д. Васкина, Васькино, (1 из 50),

 

В Малмыжском  уезде  Сметанины  в 1891 году живут в 8  населенных пунктах:  

с.Черемисский Малмыж; Мари-Малмыж, 28 семей из 231;

д. Бабино рус.,Юдинерь Бабино, 10 из 74;

д. Куженерка, Куженер, 11 из 64;

с. Большие Рожки, 11 из 245;

с. Старая Тушка, 7 из 60;

д. Буртек, Старый Буртек, 2 из 90;

д. Сатнур мал., Пазгаж, 1 из 20;

д. Кинерь, 1 из 140.

     Осмелюсь предположить, что все переселенцы в этих деревнях и починках именно из  мест первоначального заселения «меж Бую реки и Чепочки  речки» в Уржумском уезде.                             Возможно, что все они или большая часть их -  дальние родственники.  Скорее всего, что заселялись они в эти починки не одновременно,  показателем времени проживания в н.п.  является количество семей : чем больше семей – тем больше времени род живет в н.п.

     Хочу оговориться, что многое, о чем я написала, является предположением, которое требует дополнительных доказательств , а также не исключаю ошибки.  Но мне хотелось поделиться  найденной тенденцией переселения сначала с севера области на Уржумские земли, а потом еще южнее, в Малмыжский уезд,  что касается, возможно,  не только фамилии Сметаниных, но и некоторых  других, распространенных в Малмыже и Уржуме.

Использовались архивные дела: 1209\1\89; 1209\1\339; 1209\1\1029; 1209\1\1030; 1209\1\1031;  1209\1\1032; 1209\1\6421; 1209\1\1031; 1209\1\6453; 1209\1\6468;  1209\1\500;  350\2\1106; 350\2\1133; 350\2\1140;  350\2\1154; 350\2\1188; 350\2\3717;  350\2\3715; 350\2\3716; 350\2\3717; 350\2\3718;  350\2\3719;  350\2\3720;  350\2\3723;  350\2\3724 ; 137-1Орлов1; 350\1\146;

 

Комментарии

Аватар пользователя Сильвер

Очень интересная статья. Особо обратил внимание на вот эту запись: "Подписали эти объяснительные многие крестьяне,  то есть, наверняка те, кто пришел в разное время с севера из вотчин Вятского Успенского  Трифанова монастыря, а именно Крюков,  Заболоцкий,  Коротков,  Чултин,  Рябев,  Гасников,  Веприков,  Голышев, Марихин,  Зонов,  Антушев,  Попов,  Истомин,  Князев,  Филимонов,  Муравьев,  Злобин, Воронин,  Семенов,  Малютин,  Шиколов,  Малов,  Колотов и Сметанин."

Чултины (Чулкины), Гасниковы, Рябевы варились в одном соку по соседству на землях ВУТМ, а потом стали разбегаться в разные стороны, по названным причинам. Недалеко от них  жили и Зоновы с Истомиными, попадались и Сметанины с Колотовыми и Маловыми ... Было бы здорово, если Вы этот список  сможете дополнить именами и отчествами подписаввшихся, с указанием в этой части архивного источника. Особенно интересуют Чюлтины. Заранее благодарен. 

Аватар пользователя Katze

По периоду 1684-1686 по Уржумскому уезду два источника: 1209\1\500 и 237\4\6421.

Что касается Чултиных-Чулкиных, есть два двора в д. Малковы на ключе во втором источнике

во дворе: Ерошка Артемьев сын Чюлкин у него 2 сына Мишка 14 лет Петрушка 5 лет

во дворе: Пафомка Епифанов сын Чюлтин у него 2 брата Васка женат Ларка 21 лет у Пахомка 3 сына Петрушка 5 лет Тимошка 3 лет Фотка 2 лет

В деревне Отарища на речке Варзанке: во дворе манастырскои исполник Пашка Епифанов сын Чюлтин у него 2 сына Якушко 9 лет Ротка 7 лет.

Ещё 1 семейство Сметаниных поселилось в 1880 году в починок Эметаж Елабужского уезда, в приходе села Алнаши.

Сметанин Козьма Филиппов

Аватар пользователя Зуенко Ю.И.

У Родигиных зафиксирован факт переселения 1 семьи бобыля из крестьян Спасо-Чепочкина монастыря (Ивана Петрова Родигина) из с.Цепочкина в новообразованную в районе Вятских Полян деревню Дюм-Дюм того же монастыря в 1692 г.  (ныне Дюм-Дюм - это д.Каракули Вятско-Полянского р-на). 

Однако другие ветви Родигиных/Родыгиных в Малмыжском уезде были основаны переселенцами не из Уржумского, а из Вятского и Нолинского уездов. 

Аватар пользователя Katze

Что касается Родыгиных, Юрий Иванович, вряд ли с Вами возможно спорить. Ясно одно, что переселения шли разными путями. У Родыгиных их было три: Вятский - Нолинский - Малмыжский(или Сарапульская округа Казанского уезда); Вятский - Малмыжский; Вятский - Уржумский - Малмыжский. Это даже хорошо, что есть варианты. Потому что, начиная искать место исхода, иногда представления не имеешь, с чего начать. А здесь будут варианты.

Скажите, Юрий Иванович, а где Вы получили точную дату образования д. Дюм-Дюм и переселения в нее Родыгиных?

 

Аватар пользователя Зуенко Ю.И.

Не-не, 1692 г. - это дата пересеения Родигиных, так записано в документе того же 1692 года, не помню уж каком (но можно установить, если надо). А когда точно образована д.Дюм-Дюм/Каракули (не путать с Дюм-Дюмом Елабужского уезда!) - я не знаю. Однако по переписям начала 18 века известно, что д.Дюм-Дюм принадлежала Спасо-Чепочкину монастырю, а освоение этой местности монастырями началось в конце 17 века, из чего я заключил, что деревня - новообразованная.   

Кстати, Сметанины встречаются в родигинской родне в 2 местах: бывш. Вятском (Кирово-Чепецк) и Малмыжском (Кильмезь, Носок) уездах. 

 

Аватар пользователя Katze

Интересно. Но боковые ветви я почти не знаю, поэтому просто возьму на заметку.