Очень интересная выдержка из книги "География Вятской губернии" Лаврентьева К.В. 1890 г. Рекомендую всем прочитать.
Прошу сообщить о найденных опечатках.
Содержание главы
А. Русскiе
1. Селенія русскихъ; постройки
2. Наружный видъ; одежда
3. Нарѣчіе
4. Характеръ и нравы вятчанъ
5. Обычаи и увеселенія
Б. Инородцы
1. Вотяки (прим. Удмурты)
2. Татары
3. Черемисы (прим. Марийцы)
4. Башкиры
5. Пермяки
III. БЫТЪ, НРАВЫ И ОБЫЧАИ НАСЕЛЕНIЯ ВЯТСКОЙ ГУБЕРНІИ.
А. РУССКІЕ.
Вятская губорнія, имѣющая такое разноплеменное населеніе, значительно отличается отъ другихъ губерній нравами, обычаями и образомъ жизни своихъ жителей, не только инородцевъ, но и русскихъ.
1. Селенія русскихъ; постройки. Русскіе, какъ и инородцы, живутъ преимущественно мелкими починками. Въ сѣверныхъ уѣздахъ починки, по большей части, состоять изъ нѣсколькихъ родственныхъ семей, такъ что всѣ жители одного починка носятъ одну общую фамилію и этимъ же прозвищемъ называется и самый починокъ. Крестьянскія постройки почти вездѣ одинаковы. Такъ-какъ лѣсу кругомъ много, то и постройки у крестьянъ, по большей части, отличаются величиной. Избы строятся большія, аршинъ на 10-12, съ крышей на два ската и съ бревенчатой стѣной по срединѣ зданія. Эта средняя стѣна дѣлитъ его на двѣ половины: теплую и холодную. Въ теплой половинѣ находится собственно жилое помѣщеніе, изба, а въ другой помѣщаются кладовыя, амбары, хлѣвы и проч. Кромѣ этого, хлѣвы и амбары пристраиваютъ и отдѣльно. Окна въ избахъ всегда маленькія и выходятъ на двѣ стороны: на улицу и на дворъ. Дворы у крестьянъ бываютъ небольшіе и покрываются сплошь тесомъ или соломой; дѣлается это для того, чтобы защитить скотину отъ холода и непогоды во время долгой суровой зимы, а также и отъ нападенія хпщныхъ звѣрей (волковъ), которые зимой бываютъ очень смѣлы. Поэтому на дворахъ бываетъ хотя тепло, но темно, грязно и душно: пахнетъ навозомъ, нечистотами. Въ избахъ также темно, тѣмъ болѣе, что половина оконъ выходить на темный дворъ. Зимой въ избу пускаютъ коровъ (чтобы подоить), овецъ, а телята и ягнята почти всю зиму живутъ въ избахъ, если нѣтъ теплаго хлѣва; подъ печками держать куръ. Отъ этого въ пзбахъ всегда бываетъ зимой грязно и душно; воздухъ портится и вредно отзывается на здоровье людей: блѣдныхъ, худыхъ, болѣзненныхъ лицъ, съ воспаленными красными глазами, между крестьянъ встрѣчается весьма много.
2. Наружный видъ; одежда. По наружному виду русскіе крестьяне, живущіе въ Вятской губерніи, мало чѣмъ отличаются отъ русскпхъ, живущихъ въ сосѣднихъ губерніяхъ. Вятскіе крестьяне только пониже ростомъ, приземистѣе, плотнѣе и въ то же время болѣе невзрачны, сѣры на видъ. Одежда крестьянъ состоитъ пзъ неизмѣннаго кафтана «чапана», сдѣланнаго изъ сѣраго толстаго сукна домашняго приготовленія; на кафтанъ надѣвается иногда сѣрый же или черный «азямъ»; азямы изъ желтаго верблюжьяго сукна носятся рѣдко и больше въ южныхъ уѣздахъ, гдѣ народъ зажиточнѣе и ходитъ чяще. Зимой носятъ полушубки, шубы, тулупы изъ овчинъ, или «нагольные», или крытые какой-нибудь недорогой матеріей. Верхняя одежда женщинъ почти не отличается отъ мужской. Рубахи и штаны мужчины носятъ, по большей части, изъ домашней «пестрядины». Лапти съ онучамп, рукавицы, овчинная шапка - составляютъ почти повсемѣстно необходимую принадлежность костюма. Женщины носятъ холщевый синій кафтанъ, холщевую пеструю рубаху, лапти съ онучами или чулками, на головѣ - платокъ, а въ праздники накидывается еще большой платокъ и на плечи. Въ послѣдніе годы въ заводахъ и пригородныхъ или торговыхъ селахъ лапти, домашній холстъ и пестрядина стали вытѣсняться кожаной обувью и ситцами; ситцы стоять гораздо дешевле и въ то же время красивѣе, наряднѣе.
3. Нарѣчіе. Гораздо болѣе отличаются вятскіе крестьяне по своему нарѣчію или выговору. Вятскій пѣвучій выговоръ съ особеннымъ растяженіемъ на послѣднемъ слогѣ пзвѣстенъ по всей Россіи. Въ нарѣчіи вятчанъ дательный падежъ въ разговорѣ страннымъ образомъ перемѣшивается съ творптельнымъ; такъ говорять: ѣли щи съ кускамъ, работали рукамъ, головамъ, я ходилъ съ вамъ; наоборотъ: хотѣлъ угодить вами и т. д. Вмѣстѣ съ тѣмъ даже некоторые звуки въ рѣчи замѣняются другими: такъ звукъ ч передъ т произносится какъ ш, звукъ о на концѣ переходить въ ё (штё - что), звукъ ч замѣняется звукомъ ц и наоборотъ, такъ напр. говорять: улича, птича, черковича (церковь), курича, целовѣкъ, цай, цево (чево) и т. д. Наконецъ, въ нарѣчіи коренныхъ вятчанъ очень много мѣстныхъ уже устарѣлыхъ словъ и выраженій, для непривычнаго человѣка совершенно непонятныхъ (См. списокъ мѣстныхъ словъ и выраженій въ концѣ книги). Такой особенностію выговора и обиліемъ мѣстныхъ словъ и выраженій отличаются крестьяне уѣздовъ: Вятскаго, Орловскаго, Котельническаго и отчасти Глазовскаго, Нолинскаго и Слободского. Эта мѣстность составляла прежнюю вятскую землю, Вятку, и тутъ живуть коренные вятчане.
4. Характеръ и нравы вятчанъ. По характеру вятчане кажутся простоватыми, добродушными, наивными, медлительными и неповоротливыми въ движеніяхъ и даже какъ будто лѣнивыми. Ихъ пѣвучій говоръ, медлительность, простота и наивность вошли даже въ пословицы и поговорки и служатъ обычнымъ предметомъ насмѣшекъ жителей сосѣднихъ губерній.
Про вятчанъ повсемѣстно ходить немало смѣшныхъ разсказовъ и анекдотовъ. Такъ извѣстны анекдоты о томъ, какъ вятчане корову въ баню тащили, какъ лычный колоколъ сплели, какъ черезъ рѣку на бревнѣ ѣздили, какъ толокномъ рѣку прудили; вятчане - слѣпороды, толоконники, «вячкой народъ хвачкой: семеро одного не боятца». Толоконниками называютъ, вѣроятно, потому, что толокно составляетъ обыкновенное любимое кушанье крестьянъ. Даже про жителей отдѣльныхъ городовъ и мѣстностей есть особыя поговорки, насмѣшки. Такъ котельничане кокорѣ молились, кукары - большеголовы, нолинцы - сусленники, орловцы - ершеѣды, сарапульцы - мослоглоды, слобожане - жидокопы, уржумцы - крапивники, свиносады, свинью на яйца садили. На самомъ дѣлѣ, при ближайшемъ знакомствѣ, вятчане оказываются вообще народомъ хорошимъ: они смѣтливы, переимчивы, обладаютъ яснымъ, свѣтлымъ умомъ, мѣткимъ словомъ и шутливостью; несмотря на кажущуюся простоту и наивность, вятчане довольно хитры. При всемъ томъ вятчане отличаются трудолюбіемъ и предпріимчивостью и въ большинстве случаевъ хорошіе земледельцы. О трудолюбіи, смѣтливости и предпріимчивости свидѣтельствуетъ огромное число разныхъ промысловъ, фабрикъ и заводовъ, а о земледѣліи - старательное занятіе этимъ дѣломъ при такихъ неблагопріятныхъ условіяхъ (суровый климатъ и тощая почва), какъ въ сѣверной половинѣ губерніи. Отличаются также вятскіе крестьяне своей набожностью и благочестіемъ, щедрыми пожертвованіями на какое-нибудь доброе дѣло. Крестьяне строго соблюдаютъ посты, одѣляютъ нищихъ милостыней, усердно посѣщаютъ храмы. Ни въ одной губерніи, кромѣ развѣ сосѣдней Пермской, нѣтъ такихъ богатыхъ церквей и украшеній въ нихъ, какъ въ Вятской губерніи. Большія красивыя каменныя церкви во всѣхъ селахъ больше всего поражаютъ каждаго проѣзжающаго и всѣ эти церкви построены па трудовыя крестьянскія деньги, такъ какъ въ губерніи нѣтъ помѣщиковъ и помогать строить храмы было некому. Почти повсемѣстно каждый годъ совершаются крестные ходы въ сопровожденiи множества народа; вятскіе церковные приходы извѣстны своей доходностью и духовенство почти повсемѣстно живетъ зажиточно и уважается населеніемъ.
Вятскіе крестьяне сознаютъ пользу образовавія и охотно отпускаютъ дѣтей своихъ въ школы. Къ сожалѣнію, ни духовенство, ни школы, разсѣянныя по всей губерніи въ достаточномъ количествѣ, не смягчаютъ нравы крестьянъ, не искореняютъ ни невежества, ни суевѣрій и предразсудковъ, ни пагубныхъ страстей и пороковъ. Крестьяне до сихъ поръ отличаются нѣкоторой грубостью, непривѣтлпвостью въ обращеніи. Грубость и непривѣтлпвость, вѣроятно, объясняются разрозненностью и разбросанностью населенія мелкими починками, вдали отъ центровъ просвѣщенія: городовъ, селъ, церквей и школъ; можно также объяснить и той глухой, однообразной, тяжелой трудовой жизнью, полной недостатковъ и лишеній, которую ведутъ многіе крестьяне среди лѣсовъ и трущобъ въ холодномъ, суровомъ климатѣ. Суевѣрія и предразсудки, самыя нелѣпыя, распространены между темнымъ людомъ: до сихъ поръ крестьяне вѣрятъ въ существовавіе домовыхъ, лѣшихъ, водяныхъ, колдуновъ, вѣдьмъ, оборотней и проч. Пьянство, ссоры и драки, нерѣдко кончающіяся убійствами, составляютъ довольно обыкновенныя явленія въ крестьянской жизни. Табакокуреніе распространено повсемѣстно и крестьяне, не понимая огромнаго вреда отъ табаку, дозволяютъ курить и малымъ ребятамъ, и женщинамъ. Особенной грубостью и развращенностью нравовъ извѣстны жители нѣкоторыхъ заводовъ, гдѣ крестьяне не имѣютъ земли и живутъ изо-дня въ день, не заботясь о будущемъ.
5. Обычаи и увеселенія. Нѣкоторые изь обычаевъ и увеселеній крестьянъ являются весьма своеобразными и любопытными. Такъ, осенью въ деревняхъ устраиваются по вечерамъ "супрядки", на которые собираются дѣвушки съ работой, а потомъ приходятъ и парни и всѣ вмѣстѣ развлекаются пѣніемъ разнообразныхъ пѣсенъ. На святкахъ бываютъ «игрища» - тоже вечера, дѣлаемые исключительно для увеселеніи. На игрищахъ парни и дѣвушки играютъ въ карты, поютъ пѣсни, пляшутъ, играютъ на гармоникѣ, балалайкѣ; иногда на игрища приходятъ ряженые въ вывороченныхъ тулупахъ съ раскрашенными масками изъ бумаги. Различныя святочныя гаданья о своей судьбѣ также въ большомъ ходу, особенно у дѣвушекъ.
Масляница, кякъ и вездѣ въ Россіи, справляется шумно и весело: варятъ пиво и брагу, пекутъ блины, катаются на лошадяхъ и съ горъ на салазкахъ и на шестахъ, ѣздятъ цѣлыми деревнями въ гости.
На Пасхѣ качаются на качеляхъ, скачуть на доскахь, катаютъ яйца. Въ праздники отъ Пасхи до заговѣнья молодежь собирается на улицѣ, поетъ пѣсни, играетъ въ горѣлки, хороводы и др. подобныя игры. Лѣтомъ устраиваются такъ называемыя «ссыпки». Крестьяне одной или нѣсколькихъ сосѣднихъ деревень дѣлаютъ между собою складчину: приносять муки, солоду, хмѣлю, вина, рыбы, мяса, яицъ, масла, молока; къ назначенному дню варятъ пиво, приготовляютъ изъ собранныхъ припасовъ угощенье и устраиваютъ пирушку. Парни и дѣвушки водятъ хороводы, поютъ пѣснн, играютъ въ горѣлки, пляшутъ подъ гармонику прямо на улицѣ и т. д.; пожилые люди и старики пьютъ, ѣдятъ, угощаются и смотрятъ на молодежь, вспоминая старое время и и свои молодые годы.
Крестьянскія свадьбы вездѣ справляются шумно и весело, какъ бы ни были бѣдны родители жениха или невѣсты. Невѣсту, по большей части, выбираютъ родители и засылаютъ сваху. Если сваха сосватаеть невѣсту, то на другой день бываютъ смотрины, а затѣмъ рукобитье (невѣсту пропиваютъ). Въ день свадьбы собирается поѣздъ, состоящій изъ разныхъ свадебныхъ чиновъ - поѣзжанъ: тысяцкаго, дружки, свахи, повозниковъ и т. д. Поѣзжане ѣдутъ въ церковь съ колокольчиками и бубеньчиками. Послѣ вѣнца ѣдутъ въ домъ жениха, гдѣ встрѣчаютъ молодыхъ съ хлѣбомъ-солью и обсыпаютъ хмѣлемъ.
Б. ИНОРОДЦЫ
1. Вотяки - первые обитатели Вятскаго края и живуть тутъ съ незапамятныхъ времень. Они населяютъ юго-восточную часть губерніи и составляютъ почти половину населенія уѣздовъ: Глазовскаго, Сарапульскаго, Елабужскаго и Малмыжскаго. По наружному виду вотяки, подобно всѣмъ инородцамь, замѣтно отличаются отъ русскихъ. Они болѣе низкаго роста, съ свѣтлымп или темно-русыми жидкими и прямыми волосами, широкимъ, плоскимъ лицомъ и по большей части узкими глазами.
Одежда вотяковъ: армякъ, бѣлая холщевая рубаха, отороченная красными узорами, онучи или чулки, лапти, шляпа или шапка съ ушами. Нарядъ женщинъ болѣе разнообразный: на головѣ - кика, основаніемъ которой служить буракъ изъ бересты; кика обтягивается сукномъ или холстомъ, обвѣшивается жестяными и оловянными кружками, а иногда и монетами. Рубашка длинная пеньковая (посконная), бѣлая, обложенная ситцемъ или китайкой. Пища вотяковь мало чѣмъ отличается отъ пищи окружающнхъ ихъ русскихь; но у вотяковъ есть свой народный напитокъ - кумышка. Кумышка - хлѣбное вино, приготовляемое домашнимъ образомь; кумышка горька, непріятна на вкусъ, пахнетъ дымомъ и производить на пьющихъ одуряющее и опьяняющее дѣйствіе. Кумышку варятъ женщины въ особо устроенныхъ шалашахъ. (Съ 1890 года вотякамъ запрещено самамъ варить кумышку.)
По характеру вотяки народъ смирный, скромный, бережливый, но довольно лѣнивый и упрямый; съ посторонними вотяки скрытны и подозрительны, но въ своемъ кругу откровенны, веселы и отличаются гостепріемствомъ и радушіемъ: всякаго пришедшаго вотяки считаютъ обязанностью угостить; мужчины сами рѣжутъ хлѣбъ, а женщины угощаютъ кумышкой. Вотяки отличаются также терпѣніемъ и спокойствіемъ; вотяка трудно вывести изъ себя, но, выведенный изъ себя, вотякъ дѣлается раздражительнымъ и злымъ. Живутъ вотяки мирно, ссоры и драки бываютъ рѣдко. Вотяки весьма привязаны къ своей семьѣ и не любятъ далеко отлучаться отъ дому; поэтому отхожіе промыслы у нихъ совсѣмъ не развиты. Живутъ вотяки большими семьями замкнутой жизнью. Въ семьѣ есть старшій (отецъ или дѣдъ), котораго всѣ слушаютъ. Вотяцкія селенія отличаются отъ русскихъ большимъ безпорядкомъ построекъ, большею неопрятностью и грязью. Избы строятся окнами на дворъ; дворы большіе и потому кроются рѣдко. Дворъ дълится на две половины: чистый и скотный дворъ. На первой половинѣ строятся избы, амбары, клѣти, на второй - помѣщенія для скота. Около рѣчки расположены бани и шалаши для варенія кумышки. Вотяки - народъ земледѣльческій; земледѣліе составляетъ ихъ главное и единственное занятіе. почти никакіе другіе промыслы у нихъ не развиты; только въ лѣсистыхъ мѣстностяхъ вотяки занимаются пчеловодствомъ и охотой, да въ нѣкоторыхъ мѣстностяхъ выдѣлкой разныхъ предметовъ изъ лыка и мочала.
Все вотяки православные. Но, несмотря на это, несмотря на частыя сношенія съ русскими, вотяки до сихъ поръ сохранили многое изъ своихъ прежнихъ языческихъ обрядовъ. Всѣ вотяки крайне суевѣрны: на каждомъ шагу у нихъ особыя примѣты, предразсудки. На ряду съ христіанскими обрядами и таинствами, вотяки нерѣдко псполняютъ и свои языческіе обряды. Всю природу, по вотяцкимъ вѣрованіямъ, насоляютъ божества и духи - добрые и злые. Инмаръ - добрый богъ, Шайтанъ - злой. Чтобы умилостивить боговъ и духовъ, вотяки приносятъ жертвы: закалывають скотину и часть ея, вмѣстѣ съ кумышкой, отдаютъ богу (бросаютъ въ рѣку, въ лѣсъ, въ огонь и т. д.), а остальное съѣдаютъ; это называется «замолить» корову или овцу; добрымъ богамь приносятъ въ жертву животныхъ свѣтлой масти, злымъ - черной масти. Особаго сословія жрецовъ у вотяковъ нѣтъ: жрецъ выбирается по жребію на каждое моленіе. Принесеніе жертвъ и моленія происходятъ или гдѣ-нибудь въ лѣсу на полянѣ, или гдѣ-нибудь дома, въ особомъ моленномъ шалашѣ. Даже при рожденіи ребенку даютъ два имени: христіанское и языческое (банное). Ребятъ держать въ берестяныхъ зыбкахъ, а на работы, лѣтомъ, женщины носятъ ихъ съ собой на спинѣ. Въ нравственномъ отношеніи вотяковъ можно поставить выше русскихъ: они помогаютъ бѣднымь, такъ что у нихъ мало бѣдныхъ, живутъ согласно въ семьѣ, рѣдко ссорятся, бранятся между собою. Зато въ умственномъ отношеніи вотяки стоятъ далеко ниже русскихъ. Языкъ у нихъ очень бѣдный, словъ мало, своей грамоты нѣть, а обучаются они русской грамотѣ. Но у вотяковъ есть свои молитвы, пѣсни, сказки, пословицы и поговорки.
2. Татары населяютъ преимущественно южную часть Вятской губерніи, по сосѣдству съ Казанской и Уфимской губерніями, гдѣ они живутъ въ большомъ количествѣ. Татары по наружному виду могутъ назваться вообще красивыми: они, по большей части, средняго роста, съ смуглымъ правильнымъ лицомъ, прямымъ носомъ и только довольно узкіе глаза, оттопыренные уши, да немного выдавшіяся скулы обличають ихъ монгольское происхожденіе. Татары носятъ короткія бороды, бреють головы и носятъ на головахъ плотныя шапочки (тюбетейки). Зимой и лѣтомъ мужчины ходятъ въ овчинныхъ шубахъ и мѣховыхъ шапочкахъ, надѣваемыхъ на тюбетейки; только въ жаркое время носятъ широкіе азямы сѣраго пли бѣлаго холста своего приготовленія и войлочныя шляпы въ видѣ конуса; рубаха длинная, безъ пояса, штаны широкіе. Наиболѣе зажиточные торговые татары сверхъ рубахи надѣваютъ безрукавный кафтанъ, доходящій до колѣнь и сшитый обыкновенно изъ зеленой или желтой матеріи (нанки или шелка), носятъ также халаты и шубы. Муллы, хаджи (совершившiе большое путешествіе въ магометанскiй священный городъ Мекку) и учители носятъ на головѣ бѣлую чалму, состоящую изъ длиннаго полотна, обвитаго вокругъ шапки нѣсколько разъ.
Татарки вообще довольно красивы, но портятъ себя тѣмъ, что густо бѣлятъ и румянять свои лица, чернятъ брови, подводятъ глаза и красятъ зубы и ногти черной краской. Татарки очень любятъ наряжаться: онѣ носятъ длинныя, широкія рубахи съ оборками на подолѣ; на рубашку надѣвается нагрудникъ съ позументами, унизанный серебряными монетами, подъ рубашкою носятъ широкія холщевыя шальвары (штаны); верхняя одежда - кафтанъ, халатъ и покрывало, или шаль. Покрывало, а иногда и халатъ, накидывается на голову и при встрѣчѣ съ мужчинами татарки закрываютъ имъ свои лица, оставляя открытыми одни глаза. Пища татаръ состоитъ изъ чернаго хлѣба, кирпичнаго чая съ коровьимъ или козьимъ молокомъ, часто безъ сахара, овощей и изъ «салмы», татарскаго кушанья, состоящего изъ мучнистыхъ шариковъ, сваренныхъ въ водѣ съ мясомъ, или безъ мяса. По праздникамъ, или во время полевыхъ работъ, татары варятъ въ котлахъ конское мясо. Вообше татары любятъ все жирное, мучнистое, сладкое. До чаю татары страстные охотники и выпиваютъ его огромное количество. Несмотря на запрещеніе своей вѣры татары любятъ выпить, причемъ оправдываются тѣмъ, что пьютъ не вино, а настойку на травахъ (бальзамъ). Въ избахъ татаръ нѣтъ никакой мебели, кромѣ шкафа съ посудой. Обѣдаютъ, пьютъ чай и спятъ на «парахъ» (возвышенное мѣсто изъ досокъ вдоль всей передней стѣны). У зажиточныхъ татаръ на нарахъ за занавѣсками лежать пышныя пуховыя постели. Нѣсколько сундуковъ, окованныхъ жестью, и ковры или кошмы дополняютъ убранство комнаты. Татары вообще любятъ довольство, удобства, любятъ сладко ѣсть, нѣжиться на перинахъ и подушкахъ. Большинство татаръ отличается чистоплотностью и опрятностью: они понѣскольку разъ въ день дѣлають омыванія, предписываемыя ихъ закономъ. Татары отличаются гостепріимствомъ, смѣтливостью, расторопностью и потому болѣе склонны къ торговлѣ, чѣмъ къ земледѣлію, которымъ большинство изъ нихъ занимается плохо. Каринскіе татары (Слободского уѣзда), кестымскіе (Глазовскаго) и агрызскіе (Сарапульскаго) - преимущественно мелкіе торгаши. Безъ торговли, однимъ земледѣліемъ, татары живутъ очень бѣдно, напр. въ Малмыжскомъ уѣздѣ: избы у нихъ плохія и даже нерѣдко въ окнахъ вмѣсто стеколъ вставлены коровьи пузыри. Татары отличаются крѣпостыо и выносливостью, и наиболѣе способны къ грубой, тяжелой работѣ и предпочитаются передъ всѣми во всѣхъ черныхъ тяжелыхъ работахъ (таскать кули и кладь на пристаняхъ, копать смолье и проч.).
Почти всѣ татары исповѣдуютъ магометанскую вѣру: крещеныхъ татаръ немного. Татары магометане отличаются набожностью и строго соблюдають свои посты и обряды. Посты магометанскіе состоять въ воздержаніи отъ пищи въ теченіи цѣлаго дня; ночью дозволяется пить, и ѣсть что угодно. Посты особенно тягостны во время полевыхъ лѣтнихъ работъ, когда дни бывають долгіе, а работы тяжелыя.
У татаръ есть свои храмы - мечети и духовныя лица - муллы; еженедѣльно татары молятся по пятницамь: собравшись въ мечеть, читаютъ молитвы, покланяются и наконецъ мулла говорить проповѣдь.
Изъ народныхъ праздниковъ замѣчателенъ «сабанъ» - весной. Тутъ татары борются, скачуть на лошадяхъ, бѣгаютъ взапуски. У магометанъ дозволяется имѣть нѣсколько женъ, но этимъ правомъ пользуются только богатые; крестьяне же имѣютъ почти всегда по одной женѣ; за невѣсту женихъ платить выкупъ (калымъ). У татаръ есть своя грамота, но грамотность слабо развита, а русскую грамоту знаютъ очень немногіе и то изъ торговцевъ.
3. Черемисы - самые древніе обитатели Вятскаго края; о нихъ упоминаетъ еще лѣтописецъ Несторъ. До прихода русскихъ на Вятку у нихъ былъ даже городокъ Кокшаровъ на мѣстѣ нынѣшпяго Котельнича; русскіе взяли городъ и оттѣснили черемисъ къ югу. Черемисы средняго роста, имѣютъ блѣдное, худощавое лицо, осунувшіяся скулы, низкій лобъ, узкіе подслѣповатые глаза и жидкую бороду. Одежда ихъ состоить изъ бѣлаго кафтана и бѣлаго же исподняго платья; рубашки вышиваются цвѣтными шерстями; женщины носятъ головной уборъ съ монетами, кольцами и браслетами; на ногахъ всѣ носятъ лапти и толстыя черныя онучи. Черемисы простодушны, миролюбивы, честны, съ русскими скрытны и робки. Живутъ они въ лѣсныхъ мѣстностяхъ мелкими поселками, занимаются земледѣліемъ, пчеловодствомь и охотой: живутъ бѣдно и скупо, пищу ѣдятъ плохую, но очень любять водку. Охота составляетъ любимое занятіе: съ ружьемъ и ножемъ отправляется черемисинъ въ одиночку на охоту и бродить по цѣлымъ недѣлямъ въ глухихъ дикихъ мѣстахъ; черный хлѣбъ и трубка - вотъ и вся его провизія: уставши, черемисинъ отдыхаетъ тамъ же въ лѣсу и непремѣнно разводить огонь; съ трубкой въ зубахъ, мрачный и невеселый сидитъ онъ предъ камелькомъ, устремивши на огонь унылый, безжизненный взоръ, и что-то дикое, но поэтическое есть въ этой обстановкѣ.
Хотя большинство черемисъ православные, но многіе до сихъ поръ не покидаютъ своихъ языческихъ обрядовъ и иногда приносятъ жертвы въ лѣсу своимъ языческимъ богамъ (кереметь). Грамотности своей нѣтъ; русская грамотность развита слабо.
4. Башкиры живутъ главнымъ образомъ въ губерніяхъ Уфимской, Оренбургской, Самарской и въ Уральской области; въ Вятской же губернии ихъ живетъ очень немного, именно въ уѣздахъ: Сарапульскомъ и Елабужскомъ. Прежде башкиры вели кочевой образъ жизни, т. е., не имѣли постояннаго жилища (селъ, деревень, домовъ), а переходили съ мѣста на мѣсто вмѣстѣ съ своими семьями, кибитками и стадами лошадей и овецъ; занимались они скотоводствомъ и имѣли по сотнямъ и тысячамъ головъ скота. Но тогда много было привольныхъ степныхъ мѣстъ; когда же башкирскій край сталь заселяться русскими, башкиры стали мало-по-малу перемѣнять кочевой образъ жизни на осѣдлый и заниматься земледѣліемъ. Въ настоящее время башкиры въ Вятской губерніи живутъ въ деревняхъ, обработываютъ землю, хотя небрежно и плохо, а потому и живутъ весьма бѣдно; старыя кочевыя привычки сохранились и до сихъ поръ: лѣтомъ башкиры и теперь выѣзжаютъ на кочевья, гдѣ проводятъ время праздно, попивая свой любимый напитокъ «кумысъ», приготовляемый изъ кобыльяго молока. Башкиры отличаются гостепріимствомъ и полной беззаботностью. Любимыя кушанья башкиръ: бишбармакъ (пять пальцевъ), состоящiй изъ мяса и лапши (салмы), кумысъ и чай. Для гостя башкиръ ставитъ все, что у него есть: если есть баранъ, колетъ барана и варитъ непремѣнно всего, потому что къ нему придуть поѣсть и другіе башкиры сосѣди; изъ барана варять густую салму и ѣдятъ ее прямо пятью пальцами, причемъ во время ѣды хозяинъ часто своими руками кладетъ пищу въ ротъ гостю, который вынимаетъ ее изо рта, кладетъ себѣ на ладонь и потомъ уже ѣстъ съ ладони. За невѣсту платится выкупъ (калымъ); если жена не нравится мужу, то онъ дастъ ей разводъ и беретъ другую. Поэтому жены боятся мужей, какъ огня, и служатъ просто рабами; на нихъ возлагается веденіе всего домашняго хозяйства.
5. Пермяки въ небольшомъ числѣ живутъ въ Глазовскомъ уѣздѣ по рекѣ Камѣ и въ Орловскомъ по р. Леткѣ. Они малорослы, худощавы, съ небольшой головой, низкимъ лбомъ, узкими, немного наискось лежащими, глазами, съ выраженіемъ вялымъ и безжизненнымъ; волосы они стригутъ кругомъ. Пермяки простодушны и довѣрчивы, любятъ выпить и въ пьяномь видѣ бываютъ злы и надоѣдливы. Одежда сходна съ вотяцкой, причемъ бѣлый цвѣтъ считается любимымъ. Нравы довольно свободные. Постовъ пермяки не соблюдають, хотя и исповѣдуютъ православную вѣру. Занимаются земледѣліемъ, скотоводствомъ и охотой и другихъ промысловъ не знаютъ.
если будет желание первести на современный русский, можешь воспользоваться вот этим сервисом: http://slavenica.com/
Спасибо.
Да нет не надо переводить и так очень хорошо и понятно, язык предков- язык крови. Церковно-славянский это вообще песня.
очень интересный материал, а интересно, почему кукары зовутся большеголовы?
Наверно, смекалистые:)