Лысовы из Быстрицкой волости

Лысовы в Вятском крае жили в различных станах и волостях. Мой род Лысовых происходит, как удалось установить, из д. Коптеловы Быстрицкой волости, которая также носила название Аршининская 1-я. Ниже показана дорога, вдоль которой стояла много веков эта деревня.
 

Своим пращуром я считаю Ивана, родившегося ориентировочно в 1531 году, однако точно удалось установить родство только до Андрея Исакова (?) 1606 г.р., об отце которого по архивным источникам известны следующие данные:

  1. поч. Аршинской... Ондрюшка Исаев сын Лысов... [1646 г., Переписная книга г. Хлынова и Вятского (Хлыновского) уезда, переписи В.П.Отяева. РГАДА ф.1209, оп.1 (ч.1), д.518.];
  2. сенной покос Андрюшки Исакова сына Лысова подле Быстрицу реку у озера Глушитцкого... [1628 г., Оброчная книга. РГАДА ф.1209, оп.1, д.903.];
  3. поч. Аршинисов... во дворе Илейка Лысого... [1628 г., Писцовая книга г. Хлынова и Хлыновского уезда, писца А.М.Толочанова. РГАДА ф.1209, оп.1, д.90.].
    4. поч. Аршинисов... "во дворе вдова Настасьица Данилова жена Лысова да дети ее Тренка да Иевко" [1615 г., Дозорная книга г. Хлынова и Вятского (Хлыновского) уезда, дозорщика Ф.А.Звенигородского. РГАДА ф.1209, оп.1, д.1029.].

Из данных источников следует, что отца у Андрея звали то ли Илейка (1628 г., Писцовая книга), то ли Исак (1678 г.), то ли Исаия (1646 г.); находим также некоего Иевка: "сенной покос Ярушки Иванова сына Лямцына да Иевка Данилова сына Лысова на Хохловской курье" [1628 г., Оброчная книга. РГАДА ф.1209, оп.1, д.903.], что продублировано по другому источнику: "заимищечко сенной покосец Ярошки Иванова сына Лямцына да Иевка Данилова сына Лысово" [1622 г., Оброчная книга. РГАДА ф.1209, оп.1, д.1031.]. Иевк, по современному Иов, фигурирует также в следующем деле: "во дворе вдова Настасьица Данилова жена Лысова да дети ее Тренка да Иевко" [1615 г., Дозорная книга г. Хлынова и Вятского (Хлыновского) уезда, дозорщика Ф.А.Звенигородского. РГАДА ф.1209, оп.1, д.1029.]. Последнее дело самое раннее, считаю, что Иевк было первоначальное имя, которое позже разные переписчики записывали по-разному, оно легко трансформируется и написание букв близкое: Иевка -> Илейка -> Исайка -> Исаков -> Исаев. Предположительно Иов жил в 1581-1634 гг.
Если принять, что Иов - это отец Андрея, то дедом его будет Даниил, о котором есть следующие сведения: "пожня Данилка Иванова сына Лысова по Быстрице подле исток" [1628 г., Оброчная книга. РГАДА ф.1209, оп.1, д.903.]. Принимая расстояние между поколениями 25 лет, легко рассчитать годы жизни Даниила - 1556-1609 гг, тогда его отец Иван жил приблизительно в 1531-1584 гг - это и есть тот пращур, о котором я написал вначале.

Родовое древо Лысовых 1615-1795 гг (по д. Юрины приведены сведения до 1916 г.) вы можете посмотреть по ссылке на документ Excel

Миграция Лысовых Быстрицкой волости с 1615 по 1795 гг

Автор карты: Дмитрий Лысов

HTML-код для вставки карты на сторонний сайт

Изменяя значения атрибутов width (ширина) и heigth (высота), можно получить нужные размеры карты

Результаты генетического исследования

Мне удалось провести исследование своего галотипа (по мужской линии). Был получен следующий результат: 

  • [YTree v7.06.00]: A0-T>A1>A1b>BT>CT>CF>F>GHIJK>HIJK>IJK>K>K2>K2b>P>R>R-Y482>R1>R1a>R-M459>R-M198>R-M417>R-Z645>R-Z283>R-Z282>R-Z280>R-Z92>R-Z685>R-Z1907.
  • [SNP Tracker]: A-PR2921>A-L1090>A-V168>A-V221>BT-M42>CT-M168>CF-P143>F-M89>IJK-L15>K-M9>K(xLT)-M526>K-YSC0000186>P-P295>P-M45>R-M207>R-M173>R-M420>R-M459>R-M198>R-M417>R-PF6162>R-Z283>R-Z282>R-Z280>R-Z92>R-Z685>R-Z1907.


На карте показано, что первопредок A-PR2921 вышел во времена палеолита (около 240 тыс. л. до н. э.) из северо-западного региона Камеруна с центром в г. Баменда [ru.wikipedia.org] (интересные факты о Камеруне [obshe.net]).

На генеалогическом сайте-форуме Молген [forum.molgen.org] мой род был отнесен к ветви Нёвры-2 субклада R1a-Z92 (Z685+, Z1907+). Это более близкие к нашей эре времена (около VII—II вв. до н. э.).

Немного о Нёврах из истории... [Русская энциклопедия "Традиция"]

Нёвры, невры (греч. Neurói) — древний народ (этнос) со своими царями, входивший во времена Геродота в союз царств Северной Скифии. По свидетельствам Геродота: «…Северные части Скифии, простирающиеся внутрь материка, вверх по Истру, граничат сначала с агафирсами, затем с неврами, потом с андрофагами и, наконец, с меланхленами» [Геродот. История. Книга IV:100. Мельпомена]. Это территория несколько севернее скифов-пахарей, что чаще ищут в верховьях Днестра, Южного Буга и бассейне Припяти.

В научном славяноведении с работ П. И. Шафарик, Л. Нидерле и других исследователей принято считать невров среди предков славян. Это признавала и Мария Гимбутас, но искала возможности связать невров с балтами. Есть кельтские привязки невров, есть финно-угорские версии. Но жесткую привязку невров даже к одному из средневековых народов обосновать очень трудно. Основной текст о неврах у Геродота, который чаще всего и анализируется, составляет всего несколько строк: «105. У невров обычаи скифские. За одно поколение до похода Дария им пришлось покинуть всю свою страну из-за змей. Ибо не только их собственная земля произвела множество змей, но еще больше попало их из пустыни внутри страны. Поэтому-то невры были вынуждены покинуть свою землю и поселиться среди Будинов. Эти люди, по-видимому, колдуны. Скифы и живущие среди них эллины по крайней мере утверждают, что каждый невр ежегодно на несколько дней обращается в волка, а затем снова принимает человеческий облик. Меня эти россказни, конечно, не могут убедить; тем не менее так говорят и даже клятвенно утверждают это»[Геродот. История. Книга IV:105. Мельпомена].


МИЛОГРАДСКАЯ КУЛЬТУРА - полесская археологическая культура VII—I веков до н. э.
Названа по деревне Милоград в Речицком районе Гомельской области (Беларусь)
[www.litsovet.ru]

О. Н. Мельниковская и другие археологи убедительно доказывают, что рассказ Геродота о переселении невров имеет подтверждения в переселениях носителей милоградской культуры (VII—II вв. до н. э.), которую не исключают из праславянских. Змея была тотемом у фракийских и балтских племен. Возможно вытеснение невров народами, у которых тотемом была змея. Но с другой стороны народы Северной Скифии и Крыма (Таврии) в ряде случаев не поддерживали политику царских скифов и их союзников.

Есть упоминание, что цари невров наряду с другими царями Великой Скифии принимали участие в знаменитом Совете царей Скифии 512 (514) г. до н. э., что зачастую в исследованиях игнорируется: «Мнения участников (Совета) разделились: цари гелонов, будинов и савроматов пришли к согласию и обещали помочь скифам. Цари же агафирсов, невров, андрофагов, а также меланхленов и тавров (крымчане) дали скифам такой ответ: «Если бы вы прежде не нанесли обиды персам и не начали войны с ними, тогда мы сочли бы вашу просьбу правильной и охотно помогли бы вам. Однако вы без нашей помощи вторглись в землю персов и владели ею, пока божество допускало это. Теперь это же божество на их стороне, и персы хотят отплатить вам тем же. Мы же и тогда ничем не обидели этих людей и теперь первыми вовсе не будем враждовать с ними. Если же персы вступят и в нашу страну и нападут на нас, то мы не допустим этого. Но пока мы этого не видим, то останемся в нашей стране. Нам кажется, что персы пришли не против нас, а против своих обидчиков». [Геродот. История. Книга IV:119. Мельпомена].

В конечном итоге, скифы, изматывая персов, прошли по царствам Северной Скифии, но оставались ли там невры, сказать трудно. Через некоторое время западнее в Европе стали проявлять себя нервии и затем норики (тавриски), которых иногда относят к потомкам невров.

См. продолжение во второй части.

Комментарии

Аватар пользователя Alexender

1113-1-4

Книги Вятцкие всех Вятцких пяти городков оброчным и лготным деревням и починком и сенным покосом и рыбным ловлям и всяким угодьям со 101-го году

стан Спенцынской

(78) Пожня Данилка Иванова сына Лысово по Быстрице подле исток сена 12 копен, оброку 2 алтына

Аватар пользователя Дмитрий Лысов

Спасибо, добавил ссылки на дела.

Аватар пользователя a-musikhin

Дмитрий, относительно ранних Лысовых Вы выдаёте желаемое за действительное. Не могли имена Иев и Илья трансформироваться в Исак (Исайю). Иев и Илья одновременно записаны в писцовых книгах 1629 г., как и Андрюшка Исаков. Советую Вам остановиться на Андрюшке Исакове и принять, как данность, что пока в письменных источниках Исак (Исайя) Лысов не отмечается.

Кстати, в писцовой книге 1629 г. Ваш Андрюшка отмечен не только в оброчной книге, но и в тяглой:

Волость Быстрицкая

Деревня Борисовская Васкина

(в) Омелка Суслов

(в) Ондрюшка Лысого

Пашни паханые середние земли и с отхожею пашнею, что в Бакулине деревне, 14 чети в поле, а в дву по тому ж, а в ней в живущем выть.

Да к тем же двум деревням к Борисовской да к Бакулине дано для // поскотины лесу 5 десятин.

(РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 90. Л. 79об.-80)

Аватар пользователя Дмитрий Лысов

Спасибо, Алексей Леонидович! Да, тут могут быть пока только гипотезы. Я рассматривал только д. Аршинскую и ее жителей (с учетом оседлости жизни и малых временных интервалов между источниками). "Иев и Илья одновременно записаны в писцовых книгах 1629 г.", это так, но 1) записаны в разных источниках, 2) нет одного источника, чтобы был записан и Иев и Илья.

Деревня Борисовская Васкина (1615 г.) [РГАДА ф.1209, оп.1, д.1029.]
(в) Митка Суслов
(в) Омеля Исаков сын Суслов...
Лысовых нет.

Деревня Борисовская Васкина (1629 г.) [РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 90. Л. 79об.-80]
(в) Омелка Суслов
(в) Ондрюшка Лысого

Деревня Борисовская (1646 г.) [РГАДА ф.1209, оп.1 (ч.1), д.518.]
Лысовых нет

В продолжение рассуждения... Если рассматривать отмеченных выше Лысовых в рамках одного источника (имеющего свою историю формирования и особенности, не смотря на один и тот же год дел 90 и 903), то в 90-м деле в д. Борисовской есть Андрей, а в поч. Аршинисове - Илья (оба с фамилией Лысого, заканчивающейся на -го), при этом отчества у них не указаны; в 903-м деле приведены отдельные персоны, облагающиеся оброком (при этом НП не указан): Андрей Исаков, Иов Данилов, Даниил Иванов. Здесь возможна опять же гипотеза, что Андрей, когда был еще жив его отец, уходил жить в д. Борисовскую (например, в семью супруги), а после смерти отца вернулся в поч. Аршинисов.

Аватар пользователя Дмитрий Лысов

Добавил результаты генетических исследований и упоминание в исторических источниках народа Нёвры.