Быстрица

Тип: село
Статус: существующий н.п.

Дата основания села — 1595 г., одно из старейших поселений р-на.

Стоит на возвышенной местности, недалеко протекает р. Быстрица. Русские начали осваивать земли вотяков (удмуртов) на Быстрице еще в XIV в. Название речки и селения корнями связано с Новгородом Великим, пришло из-под Тихвина, местность и река прозывались Быстрицею.

В старинной грамоте воеводы Овцына от 15 января 1595 г. упоминается Быстрицкая волость в Хлыновском уезде. По переписной книге 1629 г. указывается на погосте деревянная церковь во имя Николая Чудотворца с трапезою, где собирался крестьянский мир на общинные собрания. Троицкая церковь, каменная, построена в 1754-1763 гг., в 1870 г. перестроена и расширена, приход состоял из 36 селений.

Крестьяне округи были государственными, черносошными. Наиболее распространенными фамилиями являлись: Мамаев, Шишкин, Гонин, Лысов, Зонов, Бакулин, Коновалов, Тимофеев, Рубцов, Носков, Масленников. Многие из этих фамилий сохранились и ныне. Основными занятиями жителей были хлебопашество и животноводство, развившиеся благодаря луговым и лесным сенокосным угодьям.

В 1919 г. М.М. Жаворонковым была создана коммуна «Земледелец», наследником которой является современный ПСПК «Луговой». Животноводы хоз-ва в 2001 г. получили в среднем по 5927 кг молока от коровы. В селе есть школа, музей, культурно-спортивный комплекс, медпункт, центральная котельная. Памятник архитектуры - Троицкий храм.

В 1875-1878 гг. в с. Быстрица учительствовал А.М. Васнецов, будущий художник создал здесь одну из первых своих работ - карандашный рисунок «Идеальная деревня будущего».

В настоящее время: с. Быстрица - Оричевский район, Быстрицкое сельское поселение. Расстояние до центра р-на (пгт Оричи) 20 км.

Количество семей с. Быстрица
Вятская губерния, Орловский уезд, Спасская волость, Рыбинское сельское общество, 2 апреля 1858 [ГАКО ф. 176, оп. 2, д. 1732]
1851 г - 19 сем.
1858 г - 19 сем.

Ревизские сказки от 2 апреля 1858 года [ГАКОф. 176, оп. 2, д. 1732]
Вятская губерния, Орловский уезд, Спасская волость, Рыбинское сельское общество, с. Быстрицкое
Количество семей: 19.
1. Леденцов Григорий Иванович, 52 года...
2. Леванов Иван Васильевич, 27 лет...
3. Колашников Семён Александрович, 41 год...
4. Слобожининов Лаврентий Матвеевич, 59 лет...
5. Мамаев Тимофей Александрович, 62 года...
6. Мамаев Мартемьян Савинович, 50 лет...
7. Мамаев Пимин Иванович, 46 лет...
8. Мамаев Иван Лукин, умер в 1857 году...
9. Мамаев Феофилакт Михайлович, 42 года...
10. Мамаев Павел Филиппович, умер в 1854 году...
11. Мамаев Демид Петрович, 51 год...
12. Мамаев Максим Козмин, 41 год...
13. Мамаев Григорий Максимович, 37 лет...
14. Лысов Козма Климонтов, 52 года...
15. Леденцов Степан Степанович, умер в 1853 году...
16. Кротов Ермола Степанович, 38 лет...
17. Леденцов Исак Григорьевич, 55 лет...
18. Мамаев Устин Иванович, 45 лет...
19. Мамаева Прасковья Абросимовна, 6 месяцев...

Подворные карточки Всероссийской сельскохозяйственной и поземельной переписи 1916-1917 гг [ГАКО ф. 574, оп. 16, д. 2295]
Количество дворов: 74.
1. Мамев Михаил Николаевич, 65 лет...
2. Мамаев Николай Абросимович, 38 лет...
3. Леденцов Елизар Данилович, 62 года...
4. Кротов Гурьян Савельевич, 48 лет...
5. Кротов Адриан Яковлевич, 58 лет...
6. Мамаев Михаил Яковлевич, 61 год...
7. Фофанов Василий Антонович, 67 лет...
8. Фофанов Николай Иванович, 22 года...
9. Грехнева Наталья Антоновна, 53 года...
10. Жаворонков Михаил Васильевич...
11. Жаворонков Яков Иванович, 43 года...
12. Жаворонков Яков Степанович, 78 лет...
13. Жаворонков Дмитрий Николаевич, 36 лет...
14. Жаворонков Николай Гурьянович, 37 лет...
15. Грехнев Василий Егорович, 43 года...
16. Мамаев Алексей Федорович, 34 года...
17. Слобожанин Алексей Ануфриевич, 50 лет...
18. Жаворонков Александр Меркуриевич, 49 лет...
19. Жаворонков Иван Алексеевич, 58 лет...
20. Леденцова Мария Парфёновна, 70 лет...
21. Мамаев Степан Гаврилович, 41 год...
22. Олина Ольга Семёновна, 48 лет...
23. Жаворонков Григорий Левонтиевич, 35 лет...
24. Мамаева Ефимия Ивановна, 45 лет...
25. Олин Николай Павлович, 56 лет...
26. Олин Гурьян Максимович, 30 лет...
27. Мамаев Афанасий Иванович, 43 года...
28. Мамаев Егор Андреевич, 44 года...
29. Мамаев Фёдор Андреевич...
30. Слобожанин Андрей Степанович, 58 лет...
31. Леденцов Дмитрий Феоктистович, 44 года...
32. Красперов Иван Петрович, 33 года...
33. Олин Захарий Яннуариевич, 72 года...
34. Мамаев Афанасий Максимович, 74 года...
35. Олин Алексей Васильевич, 35 лет...
36. Изместьева Евдокия Семёновна, 64 года...
37. Изместьев Александр Семёнович, 33 года...
38. Жаворонков Логин Иванович, 40 лет...
39. Леденцова Елена Ивановна, 52 года...
40. Жаворонков Аника Михайлович, 46 лет...
41. Леванова Евдокия Ильинична, 53 года...
42. Изместьев Михаил Петрович, 27 лет...
43. Фофанов Захар Петрович, 36 лет...
44. Олин Прокопий Яннуариевич, 64 года...
45. Олин Андрей Яннуариевич, 66 лет...
46. Мамаев Александр Филимонович, 52 года...
47. Фофанов Алексей Петрович, 35 лет...
48. Фофанова Анна Панойловна, 45 лет...
49. Мамева Лукерия Савелиевна, 45 лет...
50. Леденцов Меркурий Феоктистович, 39 лет...
51. Жаворонков Василий Николаевич, 42 года...
52. Мамаев Михаил Михайлович, 39 лет...
53. Жаворонкова Акулина Егоровна, 45 лет...
54. Олин Алексей КОрнилович, 33 года...
55. Олин Яков Михайлович, 64 года...
56. Олин Иван Михайлович, 62 года...
57. Мамаев Алексей Филимонович, 42 года...
58. Слобожанин Иван Степанович, 27 лет...
59. Мамаев Алексей Матвеевич, 43 года...
60. Леденцов Михаил Андреевич, 46 лет...
61. Леденцов Даниил Семёнович, 40 лет...
62. Грехнёв Иван Егорович, 38 лет...
63. Мамаев Степан Николаевич, 55 лет...
64. Жаворонков Александр Васильевич, 50 лет...
65. Злобин Иван Максимович, 57 лет...
66. Цеёватовский Иван Андреевич, 75 лет...
67. Рудин Иоанн Георгиевич, 21 год...
68. Анисимов Александр Михайлович, 23 года...
69. Суторихина Клавдия Михайловна, 50 лет...
70. Казанский о. Николай Михайлович, 49 лет...
71. Домрачев Арсений Александрович, 26 лет...
72. Селиванова Апполинария Михайловна, 50 лет...
73. Лукин о. Иоанн Михайлович, 65 лет...
74. Лажинцов Дмитрий Наумович, 33 года...

Местоположение:
Старые карты
  • Подробные
  • Обзорные
    ?
      photo
      с. Быстрица с высоты самолета (со стороны аэропорта "Победилово"). Фот. Лысов Д.С., 07.08.2015
      photo
      Церковь Троицы Живоначальной. Автор фото Dmitry Zonov
      photo
      Церковь Троицы Живоначальной. Фот. Лысов Н.С. 10.08.07
      photo
      Спасо-Троицкая церковь села Быстрица. Фото StoneVGU.
      photo
      с. Быстрица, фот. Мамаев Л.И., 1967 г.
      photo
      "Известия ИАК" № 46, 1912 г., год съемки не известен, Хранение: http://www.library.chersonesos.org
      photo
      Крест посвященный первым поселенцам с. Быстрица 1595 - 1995. Фот. Лысов Н.С. 10.08.07
      photo
      Дом Культуры в селе Быстрица. Фото Yuraz.
      photo
      Памятник воинам землякам. Фот. Лысов Н.С. 10.08.07
      photo
      Карандашный рисунок А.М.Васнецова «Идеальная деревня будущего»
      photo
      Схема села Быстрица. Автор Кияшко Богдан
      photo
      Быстрицкая школа ок.1965-1970 гг. Фот. из сем. арх. Лысова Д.С.
      photo
      Быстрицкая школа 1970 г. Фот. из сем. арх. Лысова Ю.С.
      photo
      Участники ВОВ с. Быстрица, вернувшиеся с войны. Праздник 9 мая. Сем. арх. Лысов С.Ю.Фот. из сем. арх. Лысова Ю.С.
      photo
      Дочь священника И.М. Лучинина. Фото прислала НаталяШа.
      photo
      Троицкая церковь с. Быстрица. Сентябрь 2020 г. Фото Е. Чудиновских

      Фотографии вблизи этого места с сайта

      Права на фотографии принадлежат их авторам или владельцам

      Вид на Спасо-Троицкую церковь в селе Быстрица (StoneVGU)
      Вид на Спасо-Троицкую церковь в селе Быстрица (StoneVGU)
      Церковь, вид от ручья (Дмитрий Зонов)
      Церковь, вид от ручья (Дмитрий Зонов)
      Памятник основателям села (Дмитрий Зонов)
      Памятник основателям села (Дмитрий Зонов)
      Мартовская метель. Старый Московский тракт. (Дмитрий Зонов)
      Мартовская метель. Старый Московский тракт. (Дмитрий Зонов)
      У Троицкой церкви. Март. (Дмитрий Зонов)
      У Троицкой церкви. Март. (Дмитрий Зонов)
      Соборная площадь с.Быстрица (Дмитрий Зонов)
      Соборная площадь с.Быстрица (Дмитрий Зонов)
      Январское солнце (Дмитрий Зонов)
      Январское солнце (Дмитрий Зонов)
      Троицкая церковь, январь 2012 (Дмитрий Зонов)
      Троицкая церковь, январь 2012 (Дмитрий Зонов)
      Дорога к р.Быстрице (Дмитрий Зонов)
      Дорога к р.Быстрице (Дмитрий Зонов)
      Купола (Andrey Ivashchenko)
      Купола (Andrey Ivashchenko)
      Интерьер с деревянной резъбой середины 19 в (Дмитрий Зонов)
      Интерьер с деревянной резъбой середины 19 в (Дмитрий Зонов)
      Крыльцо Троицкого храма (Дмитрий Зонов)
      Крыльцо Троицкого храма (Дмитрий Зонов)
      Дорога к храму (Дмитрий Зонов)
      Дорога к храму (Дмитрий Зонов)
      Январский расвет, с.Быстрица (Дмитрий Зонов)
      Январский расвет, с.Быстрица (Дмитрий Зонов)
      Купол Троицкой церкви (Дмитрий Зонов)
      Купол Троицкой церкви (Дмитрий Зонов)
      Солнце над куполом (Дмитрий Зонов)
      Солнце над куполом (Дмитрий Зонов)
      Купола Троицкого храма (Дмитрий Зонов)
      Купола Троицкого храма (Дмитрий Зонов)
      Вид на восток (Дмитрий Зонов)
      Вид на восток (Дмитрий Зонов)
      Многоэтажки с.Быстрица. И всюду газ! (Дмитрий Зонов)
      Многоэтажки с.Быстрица. И всюду газ! (Дмитрий Зонов)
      В с.Быстрица (Дмитрий Зонов)
      В с.Быстрица (Дмитрий Зонов)

      Ревизские сказки и переписные книги Вятского края

      Код?Ссылка на связанный населённый пункт сайтаНазваниеГуберния, уездСтан, волостьРазряд жителейДворовДуш (жителей)№№ записейЛисты
      Перепись 1671, РГАДА 137-1Вятка-6, 1671 г.
      3550007На погосте Быстритцком[+]Московское царство, Вятка, Хлыновский уездСпенцынский стан, Спенцынский тяглый стан555
      Перепись 1678, РГАДА 1209-1-520, 1678 г.
      3530119В том же стану погост Быстрицкой над рекою Быстрицею...[+]Московское царство, Вятка, Хлыновский уездСпенцынский стан, Спенцынский тяглый стан7189об
      3530120↑ Да на том же погосте во дворех бобыли[+]38191об
      Перепись 1710, РГАДА 210-22-73, 1709—1711 г.
      3810056На погосте Быстрицком[+]Сибирская губерния, Вятка, Хлыновский уездСпенцынский стан, Спенцынский тяглый стан33об
      3810057↑ На том же погосте[+]33об
      Перепись 1710, РГАДА 1209-1-1098, 1710 г.
      1370084В том же стану погост Быстрицкой над рекою Быстрицею, а на погосте церковь древянная теплая во имя Живоначальной Троицы, да в пределе Николая чюдотворца, да другая церковь холодная во имя Пресвятей Богородицы Казанские да Гурия да Варсанофия (л.119об.) Казанских чюдотворцов, у той церкви[+]Сибирская губерния, Вятка, Хлыновский уездСпенцынский стан, Спенцынский тяглый стан7Σ 40119
      1370085↑ Да на том же погосте бобыльские дворы[+]3Σ 21120об.
      1‑я ревизия (1719‑21), РГАДА 350-2-3814, 1719 г.
      1920085На Быстритцком Николаевском погосте[+]Сибирская губерния, Вятская провинция, Хлыновский дистриктСпенцынский стан, Спенцынский тяглый стан, Быстритцкая волость♂ 926
      1‑я ревизия (1719‑21), РГАДА 350-2-3815, 1719 г.
      1930087На Быстритцком Николаевском погосте[+]Сибирская губерния, Вятская провинция, Хлыновский дистриктСпенцынский стан, Спенцынский тяглый стан, Быстритцкая волость♂ 930
      1‑я ревизия (1719‑21), РГАДА 350-2-3820, 1720 г.
      2020026Быстритцкого села Николаевской церкви[+]Сибирская губерния, Вятская провинция, Хлыновский дистриктСпенцынский стан, Спенцынский тяглый стан, Быстритцкая волость♂ 359
      2020501Село Быстрицкой церкви Николая Чюдотворца[+]Сибирская губерния, Вятская провинция, Хлыновский дистриктСпенцынский стан, Спенцынский тяглый стан, Быстритцкая волость♂ 4211
      1‑я ревизия (1722‑27), РГАДА 350-2-3838, 1722—1727 г.
      340393в селе Быстрицком Успенского Трифонова монастыряСибирская губерния, Вятская провинция, Хлыновский дистриктУспенского Трифонова монастыря вотчины, Быстрицкая волостьбобыли1♂ 6120—120об
      1‑я ревизия (1722‑27), РГАДА 350-2-3836, 1722 г.
      420130село БыстритцкоеСибирская губерния, Вятская провинция, Хлыновский дистриктСпенцынский стан, Спенцынский тяглый стан, Быстритцкая волость10♂ 6628об—29об
      1‑я ревизия (1722‑27), РГАДА 350-2-3835, 1722—1727 г.
      2600132село БыстритцкоеСибирская губерния, Вятская провинция, Хлыновский дистриктСпенцынский стан, Спенцынский тяглый стан, Быстритцкая волость10♂ 66100—101
      1‑я ревизия (1722‑27), РГАДА 350-2-3837, 1722—1727 г.
      2610132село БыстритцкоеСибирская губерния, Вятская провинция, Хлыновский дистриктСпенцынский стан, Спенцынский тяглый стан, Быстритцкая волость10♂ 6629—30
      1‑я ревизия (1722‑27), РГАДА 350-2-3834, 1724 г.
      350393в селе Быстрицком Успенского Трифонова монастыряСибирская губерния, Вятская провинция, Хлыновский дистриктУспенского Трифонова монастыря вотчины, Быстрицкая волостьбобыли1♂ 6156—156об
      2‑я ревизия, РГАДА 350-2-3865, 1744 г.
      230073В селе БыстритскомКазанская губерния, Вятская провинция, Хлыновский уездБыстрицкая волостьчерносошных крестьян♂ 43156—159
      Примечание: 1744 ноября 12
      230074↑ <там же>черносошных крестьян♂ 2161
      Примечание: 1746 генваря 19
      230075↑ <там же>черносошных крестьян♂ 2162
      Примечание: утаенные 1747 марта 4
      230076↑ <там же>?♂ 1163
      Примечание: 1748 августа 18
      230077↑ <там же>лантмилитских♂ 1165—165 об.
      Примечание: 1744 ноября 12
      2‑я ревизия, РГАДА 350-2-3872, 1746 г.
      2330033в селе БыстритскомКазанская губерния, Вятская провинция, Хлыновский уездУспенского Трифанова монастыря вотчины, Тимиревская вотчинагосударственных черносошных крестьян♂ 657—58
      2‑я ревизия, РГАДА 350-2-3877, 1747 г.
      20062в селе БыстритскомКазанская губерния, Вятская провинция, Хлыновский уездУспенского Трифанова монастыря вотчины, Тимиревская вотчинагосударственных черносошных крестьян♂ 613565—1357079—79об
      2‑я ревизия, РГАДА 350-2-3878, 1748 г.
      1510154В селе БыстритскомКазанская губерния, Вятская провинция, Хлыновский уездБыстритская волостьгосударственныя черносошныя крестьяне♂ 4841890—41937199—202
      2‑я ревизия. Выбывшие, РГАДА 350-2-3883, 1748 г.
      1530142в селе БыстритскомКазанская губерния, Вятская провинция, Хлыновский уездБыстритская волостьгосударственные черносошные крестьяне♂ 4719907—1995367об—68об
      3‑я ревизия, РГАДА 350-2-3902, 1763—1770 г.
      140174В селе БыстритскомКазанская губерния, Вятская провинция, Хлыновский уездБыстрицкая волость[черносошные крестьяне]♂ 40 ♀ 43489 об.—498 об.
      3‑я ревизия, РГАДА 350-2-3941, 1763—1764 г.
      880288В селе БыстритскомКазанская губерния, Вятская провинция, Хлыновский уездБыстрицкая волость[государственных черносошных крестьян]♂ 40 ♀ 43570—573 об.

      Список населённых мест Вятской губернии 1859-1873 гг.

      НазваниеТипПоложениеУезд и станМестностьОт уезд. городаОт стан. кварт.ДворовМужчинЖенщинВсего жителейИнформация
      10460Быстрицкоес. каз.при рч. АзовкеОрловский уезд,
      Стан 2
      На Московском тракте, от границы Вятского уезда с Орловским, в г. Орлов2033316276138Церковь православная 1.

      Книга Вятских родов

      «Книга Вятских родов» В.А.Старостина

      Реестр селений и жителей на 1891 год
      Название селенияГуберния, Уезд, Волость, ОбществоПриходРекаСемейЖителейПромысел или занятие
      14096село Быстрицкое; Хабаровская 1Вятская губерния, Орловский уезд,
      Рыбинская волость, Быстрицкое общество
      с. Быстрица, Троицкая ц.
      (церковь в этом селении)
      Быстрица → Вятка47273бурлак; сапожник
      Рода, число семей:
      Примечания:
      Для просмотра полной информации из «Книги Вятских Родов» щелкните по № селения.
      Значок - запись в «Живую Книгу Родов» (на сайте http://www.herzenlib.ru/kniga/)

      Список населённых мест Вятской губернии 1905 г.

      № (код)ТипНазваниеУездВолостьДворовМужчинЖенщинВсего жителейИсточник?Посмотреть скан оригинала
      072314селоБыстрицкоеОрловский уездРыбинская волость, Быстрицкое общество541652023671, л.579 об.
      Источник: Списки населенных мест Орловского уезда за 1905 год (ЦГАКО. Ф. 574. Оп. 2. Ед. хр. 617/7.)

      Список населённых мест Вятской губернии по переписи населения 1926 г.

      РодНазваниеУезд и волостьСельсоветРасст. до ВИККрест. хоз-вПроч. хоз-вВсего хоз-вМуж.Жен.ВсегоВ т.ч. перм.Проч. нацмен.
      8-10-074селоБыстрицаХалтуринский уезд,
      Халтуринская волость
      Быстрицкий23,5 км611778153188341

      Список населённых пунктов Кировской области 1939 г.

      ТипНазваниеРайонСельсовет
      290405с.БыстрицаОричевский районБыстрицкий сельсовет

      Список населённых пунктов Кировской области на 01.01.1950 г.

      № (код)ТипНазваниеРайонСельсоветХозяйствНал.населениеПримечание ?Список сокращений:
    • колх. - колхозников
    • раб./сл. - рабочих и служащих
    • врем. прожив. - временно проживающих
    • единоличн. - единоличников
    • хоз-в - хозяйств
    • чел. - человек
    • колх.* - предположительно - колхозников (явно не указано в документе, но выделены другие категории)
    • Источник?Посмотреть скан оригинала
      360402БыстрицаОричевский районБыстрицкий сельсовет752251, л.628
      Источник: Списки нас. пунктов Кировской области, составленные по данным похозяйственных книг на 1 января 1950 года. (ЦГАКО. Ф. 2344. Оп. 27. Ед. хр. 635.)

      Административно-территориальное деление Кировской области на 1 июня 1978 г.

      ТипНазваниеРайон или город обл. п.СельсоветРасст. до ц. с/с
      24062селоБыстрицаОричевский районГарский сельсовет7
      Центральная усадьба: совхоз Луговой

      Список населённых пунктов Кировской области по данным Всесоюзной переписи населения 1989 года

      № (код)Тип н.п.НазваниеРайонГородской район, Сельсовет
      Наличное население
      ВсегоМужчинЖенщин
      Постоянное население
      ВсегоМужчинЖенщин
      Категория населенияИсточник?Посмотреть скан оригинала
      290701селоБыстрицаОричевский районГарский сельсовет760341419763344419сельское1, с.141
      Источник: Итоги Всесоюзной переписи населения 1989 года по Кировской области [Текст] : сб. Т. 3. Сельские населенные пункты / Госкомстат РСФСР, Киров. обл. упр. статистики. – Киров:, 1990. – 236 с.

      Административно-территориальное устройство Кировской области на 1 июня 1998 г.

      ТипНазваниеРайон или город обл. зн.ОкругРасст. до ц. округа
      24016селоБыстрицаОричевский районБыстрицкий сельский округцентр
      Расстояние до райцентра: 20 км

      Всероссийская перепись населения 2010 года

      Код ТЕРСОНТипНазваниеРегионРайон или городской округПоселениеМужчинЖенщинВсё населениеКатегория населения
      33230806001селоБыстрицаКировская областьОричевский муниципальный районБыстрицкое сельское поселение274323597сельское

      Государственный каталог географических названий (АГКГН)

      Реестр зарегистрированных в АГКГН географических названий объектов на 18.11.2010. Кировская область

      Рег. №Род объектаНазвание объектаАдминистративный район
      28004селоБыстрицаБыстрицкоеОричевский район

      Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО)

      Данные за 2014 год

      Код ОКТМОТипНазваниеРегионРайон или городской округПоселение
      33630406101селоБыстрицаКировская областьОричевский муниципальный районСельское поселение Быстрицкое

      Церковные приходы (общины) в этом населённом пункте (до 1-й пол. XX в.)

      Православные церкви

      Троицкая церковь

      Приходы Вятской епархии за 1872 г.

      Церкви и приходы в Вятской епархии (по клировым ведомостям 1872 г.). // Вятские Епархиальные ведомости, 1873 г., отдел духовно-литературный, №№1-24
      Село БыстрицаТроицкая церковьОрловский уезд1-й благочиннический округ
      №10, с. 337-338

      218. Троицкая в селе Быстрице.

      Построена в 1754 г., каменная; теплый храм расширен и освящен в 1870 г. Престолов три: в холодном храме во имя Св. Троицы, в теплом во имя Свят. Николая и Св. Гурия и Варсанофия Казанских Чудотворцов.

      В причте церковном три священника, диакон и два дьячка. Один из священников и один дьячек проживают в наемных квартирах, прочие имеют свои дома. Земли церковной 4 дес. 632 с. усадебной и 70 дес. пахатной; но духовенство пользуется только 22 дес. пахатной земли, а остальная земля по неудобности для возделывания остается пустопорожнею.

      Приход простирается на 10 в. от церкви; к нему принадлежат 66 селений; прихожан м. п. 3396 и 3648 ж. Раскольников в приходе 92 м. п. и 77 ж.

      Село Быстрица от г. Вятки в 30 в. Ближайшия села: Бахта в 15 в., Камешница в 20 в. и г. Орлов в 20 в.

      Показать оригинал

      Церкви и часовни Вятской епархии за 1890 г.

      Алфавитный указатель церквей и сел Вятской епархии с подразделением их на благочиннические округи: составлен 7 мая 1890 года. - Вятка: тип. Маишеева: 1890.
      Быстрицкая - Троицкая, церковь приходскаяОрловский уезд1-й благочиннический округ
      Число прихожан — муж.п.: 3808, жен.п.: 4073. Штат — священников: 3. диаконов: 1. псаломщиков: 3. Рукописное примечание — До 1695.
      Юртовская, часовня

      Села и храмы Вятской епархии. Начало ХХ века

      ГОУ «ГАКО», «Села и храмы Вятской епархии. Нач. ХХ в.»
      БыстрицаТроицкаяОрловский уезд1-й благочиннический округ

      Приходы Вятской епархии за 1912 г.

      Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание (с картой Вятской губернии). Вятка 1912
      Село БыстрицаТроицкая церковьОрловский уезд1-й благочиннический округ

      2) Село Быстрица – Троицкая церковь, каменная, построена в 1753 г.; расстоянием от г. Вятки в 34 вер., от уездного города и от благоч. в 21 вер.; нричта по штату положено: 2 св., 1 диак., 2 пс.; квартиры для причта казенные, кроме псал. Селивановского, имеющего свой дом; земли: усад. 7 д., пахотн. удобн. 62 д. 565 с., неудобн. 8 д. 1470 с.; братский денежный доход по общей кружке: св. 587 р. 25 к., диак. 391 р. 50 к., пс. 195 р. 75 к., по частной кружке: 1 св. 393 р. 93 к., псал. 131 р. 31 к., 2 св. 334 р. 86 к., пс. 111 р. 62 к., диак. 242 р. 93 к.; руги собир. на весь причт до 50 п. ржи и 200 п. овса; прихожан: правос. рус. 3817 м. п., 3983 ж. п., старообр. 66 м. п., 76 ж. п.; приход состоит из 36 селений, расст. 1 – 12 вер.

      Приход расположен по обе стороны речки Быстрицы; кроме этой реки, приход орошают мелкия речки. Самое же село расположено на возвышенной местности при реке Быстрице, протекающей на расстоянии версты от села; местность безлесная; в 1-й версте болото, где есть лес местных крестьян. В селе церк.-прих. школа и земские училища мужское и женское. В приходе земские школы при деревнях: Студенце в 7 вер., Малогарской в 8 вер. и Минеевской в 10 вер. Главное занятие прихожан земледелие; кроме того, вследствие малоземелья, прихожане занимаются ремеслами: шорным и валяным; есть много плотников. каменщиков, столяров, кузнецов; многие делают ленное масло, плетут всевозможные корзины, приготовляют глиняную посуду и проч. Мед. пунк. в с. Камешнице в 20 вер. Вол. прав. Рыбинское в 4 вер. Пар. прис. в г. Орлове; ст. ж. д. Лянгасово в 15 вер. Село стоит на Моск. тракту. Древния вещи: изображение Св. и Чуд. Николая, деревянное, вырезанное, с мечом в одной руке и с храмом в другой. Иконы: образ Всемилостивого Спаса, икона Пресвятой Богородицы, икона Спасителя с изображением вокруг чудес из жизни Его, икона Божией Матери "Всех скорбящих радость", икона Св. Ап. Петра и Павла, 12 месяцев миней; евангелие изд. 1791 г.; толкование на псалтирь в 3 томах Моск. издан. 1791 г., требник Моск. издание 1747 года.

      Показать оригинал

      Списки населённых мест по приходам на конец XIX-начало XX века

      с. БыстрицаСвято-Троицкая церковьОрловский уезд1-й благочиннический округ
      Число населённых мест в приходе: 65 (Смотреть список)
      По данным: Клировые ведомости за 1915 г. (ГАКО ф. 237, оп. 70, д. 1075, 1260)
      Справочник по составу приходов церквей Орловского уезда на 1915 г. КОГКУ «ГАКО». Киров, 2012

      Каталог метрических книг

      Нас.пункт (село)ЦерковьГодыВиды актов ?Р - записи о родившихся
      Б - записи о бракосочетаниях
      С - записи об умерших
      Рзв. - записи о разводах (ислам)
      ? - наличие сведений в деле неизвестно
      Место храненияКоординаты делаЛистыСсылка
      В нашем каталоге пока нет метрических книг по этому приходу

      Персоналии из этого населённого пункта

        Комментарии

        Аватар пользователя Дмитрий Лысов

        Сайт Троицкой церкви с. Быстрица: http://www.st-hram.ru/ (к сожалению, сайт был удален)

        Церковь Троицы Живоначальной в с. Быстрица (к сожалению, сайт был удален).

        Добрый фильм о поднятии колокола в с. Быстрица. 10.06.12. В фильме наряду с освящением и установкой колокола показаны местные жители и село с колокольни.

        С. Быстрица и церковь в передаче Слово веры "Величание Господне" от 23.01.14.

        Аватар пользователя Дмитрий Лысов

        Координаты пляжей около с. Быстрица:
        - "Кочка" - 58.544964,49.237009 (сама кочка - 58.543313,49.237202)
        - "у дамбы", "перевозовский" - 58.536899,49.234327
        - "гривка" - 58.53528,49.233029
        - "печинка" - 58.5312,49.230197
        - "1-й коровий" - 58.526798,49.234005
        - "2-й коровий" - 58.524871,49.234305

        Координаты горы Исаевской: 58.5304, 49.2259.
        Координаты Починковского (?) леса: 58.5172, 49.2216.
        Кононов бор: (?)

        Аватар пользователя vos

        Фотография реки сделана не в селе Быстрица. Фотография реки сделана на лодочной станции санатория "Быстрица" который расположен выше на 40 км. по течению.

        Аватар пользователя Дмитрий Лысов

        Дополнение про Храм Быстрицы.
        ТРОИЦКИЙ ХРАМ Назван храм в честь Святой Троицы, его адрес - улица Московская, Соборная площадь, центр села. К нему можно подъехать по главной улице села - Московской. Дата постройки-1754-1763 гг., перестроена в 1870 г. Зданием управляет настоятель - протоиерей Николай Федько, церковь содержится силами прихода, зависит от Вятской епархии. Пользователи - селяне, приход состоит из 36 селений. Заказчики проекта - селяне, исполнители - мастера из Нижегородской школы искусств, работавшие также над храмовым комплексом в селе Великорецком. Здание построено в смешанном стиле, под крышей имеются капители, на куполе летнего храма имеются слуховые окна, присущие стилю барокко, имеются две колонны на крыльце. Имеются три предела: предел Казанских Чудотворцев, Троицкий предел и предел Николая Чудотворца. Имеется паперть и трапезная. Церковь построена из камня, световых окон не имеется. Объём на пространстве составляет примерно 25 кв. м. в длину и 12 кв. м. в ширину. Размеры комнат: прихожая-3х4 кв. м., трапезная- 3х10, комната с алтарём за упокой души- тоже 3х10, комната ведущая к главному Троицкому пределу- 6х10. Эти три комнаты составляют зимний, отапливаемый храм. Летний храм составляет примерно 6х6 кв. м. Связь между прихожей и зимним храмом осуществляется дверью, связь между комнатами зимнего храма осуществляется почти свободным перемещением, ведь эти комнаты похожи скорей на отдельные возвышенности. Между зимним и летним храмами есть перегородка предела и дверь. Имеется многочисленная резьба по дереву с растительным орнаментом и позолотой на алтарях, изготовлена Нижегородскими мастерами в конце девятнадцатого века, имеется настенная живопись, сюжеты о явлении святой троицы, о житие Иисуса Христа. Над фресками работал Анатолий Жаворонков. В летнем храме иконы располагаются по ярусам, их 45. Всего есть пять ярусов. Первый ярус: Святая Троица Второй ярус: Житие Иисуса Христа Третий ярус: Иконы евхористия Четвёртый ярус: Пророки Пятый ярус: Святые Иконы написаны сравнительно недавно, но в церкви есть и настоящие реликвии, такие как икона Смоленской Богоматери, написанная в середине восемнадцатого века. В храме пол из железных плит, смазанных маслом, имеется ларёк с церковными принадлежностями, мебель сделана прихожанами, в основном это скамейки. Есть позолоченные подсвечники, нет своих хоров, для ансамбля выделено маленькое место на конце трапезной. Имеется две калориферные печи 1915 года выпуска. В здании проводился ремонт в 1992 г. на деньги и силы прихода. Здание состоит на государственной охране и является памятником архитектуры.
        ИСТОРИЯ ХРАМАВ далёком 1629 году, во время освоения вятских земель, была воздвигнута в селе Быстрица деревянная церковь во имя Николая Чудотворца с трапезою, где собирался крестьянский мир на общинные собрания. Есть легенда, что когда на месте будущего храма люди оставили икону, то через день оказалась в другом месте. Икону снова поставили на место, но она опять оказалась там, где была прошлой ночью. Тогда жители поняли, что это воля господа, и стали строить храм на том месте, которое выбрала икона. Возможно, это и спасло храм в годы репрессий. Через 134 года был построен каменный Троицкий храм. Ещё через 107 лет храм был расширен и перестроен до своего нынешнего состояния. Можно заметить один промах в работе мастеров из Нижнего Новгорода- массивное сооружение колокольни кончается маленькой башенкой там, где ещё мог быть по крайней мере один ярус. Почему? Никто не знает. Говорят, из-за ленивых мастеров, из-за пожара, но эта история пока покрыта тайной. Есть ещё одна легенда о том, что в храме работал Аполлинарий Васнецов, но это лишь сплетни. Храм горел два раза, в 1874 и в 1986 годах. В годы советской власти храм продолжал свою работу, не смотря на репрессии в сторону церкви. Активным защитником церкви был Борис Талантов. Жизнью за веру пожертвовали отец Тихоницкий, причисленный к лику святых и отец Исмаил, расстрелянный в 1937 году. Несмотря на страшные гонения и насмешки со стороны народа, Троицкий храм выстоял и дожил в ценности и сохранности до наших дней.

        Из книги «Большой России малый уголок. Оричевскому району 70 лет», 1999 г.
        Из истории населённых пунктов Оричевского района.

        Быстрица
        Село на старом Московском тракте на берегу реки. Быстрицкая волость впервые упоминается в письменных источниках 1595 года. В связи с 400-летием в селе был установлен памятник его первооснователям. (Он находится на месте старого дома культуры.) Архитектурным памятником является Троицкая церковь, построенная в 1753 году. Одноклассное мужское училище в селе открыто в 1843 году, женское – в 1872 году. В 70-е годы XIX века здесь работал преподавателем А. М. Васнецов, брат известного художника. В годы первой мировой войны в селе проживали австрийские пленные.
        Первым председателем волисполкома был демобилизованный черноморский моряк П. А. Суслов. В 1919 году в селе было образовано товарищество по совместной обработке земли (ТОЗ), через два года преобразованное в коммуну. В дальнейшем она перешла на устав колхоза, который в 1952 году получил название «Борьба за мир», объединив все деревни сельсовета. Некоторое время на правах бригады входил в состав колхоза имени Кирова, а затем являлся отделением Лугоболотной станции. С 1969 года – самостоятельное хозяйство – сельхозкооператив «Луговой», отличается высоким уровнем ведения молочного животноводства. Памятной страницей при директоре Е. А. Агафонове является привлечение молодёжи для работы на фермах – создание комсомольско-молодёжных отрядов. Главному зоотехнику В. В. Кузьминых и главному ветврачу Т. А. Симоновой присвоено звание заслуженных работников.
        В 80-е годы в селе построено много производственных объектов, жилья, Дом культуры, создан краеведческий музей, население 664 человека.
        Выпускник Быстрицкой школы Л. Я. Шипелов в качестве старшего пиротехника военной артиллерийской академии им. Дзержинского принимал непосредственное участие в конструировании вымпела, запущенного на Луну в сентябре 1959 года.

        Кротова Г. А.
        АПОЛЛИНАРИЙ ВАСНЕЦОВ В БЫСТРИЦЕ

        Одним из интересных фактов в истории села является пребывание в роли земского учителя местной школы А. М. Васнецова, одного из 6 братьев славного рода Васнецовых.
        Родился он в 1856 году в с. Рябово, в Быстрице оказался в девятнадцатилетнем возрасте. Судьба его не баловала. В 9 лет потерял мать, в 12 – отца, которым был благодарен за короткое счастье детства. Ещё в 1866 году был определён отцом в духовное училище, где провёл 6 лет.
        По окончании училища, в 16 лет, Виктор Михайлович Васнецов, видя способности брата, в т. ч. к рисованию, взял его в Петербург. Благодатными были 3 года жизни в северной столице для любознательного и способного юноши. Знакомство с миром художников (Репин, Крамской, Стасов), уроки ученичества, раздумья об увиденном и услышанном – всё заставляло всерьёз задуматься о будущем, о смысле жизни. Но мечты об учёбе в Петербургской академии художеств пришлось отложить – нет диплома о среднем образовании, не хватает знаний, полученных в духовном заведении.
        Аполлинарий решает, что в вятке легче поступить в реальное училище, и возвращается на родину. Здесь сближается с Флорентием Павленковым, с учащимися училища по распространению сельскохозяйственных и технических знаний и подготовки учителей. Что привело его в Быстрицу? Он увлекается трудами народников – Бакунина, Лаврова. Народники привлекают молодых людей романтической идеей хождения в народ, просвещения народных масс. И решение Аполлинария созрело, окрепло, он решил идти в народные учителя.
        Из автобиографии: «По сдаче экзамена на народного учителя я занялся отысканием места службы и выбрал с. Быстрицу Орловского уезда, в 30 верстах от Вятки». Одной из причин было то, что я избавлялся от солдатчины. За полтинник на одиночке через 3 часа был в Вятке – не терял связи с братьями и друзьями. По соседству в с. Истобенске учительствовали И. Селивановский и Павел Халтурин – мой предшественник по Быстрицкой школе. Я навещал их. В Быстрице пробыл год с лишним.
        С жаром принялся он обучать крестьянских детей. Рассказывал о Вселенной, о строении Земли,…. О растениях и камнях. Кроме того, рисовал. Бывал на крестьянских праздниках, наблюдая обряды и обычая, записывал песни, предания, поговорки. По ночам писал рассказы. Но когда брал карандаш, сердце начинало учащённо биться.
        В более позднем творчестве несомненно отразились быстрицкие впечатления. Разве не из жизни старинного села на Московском тракте эти впечатления, эти зарисовки, подсказанные художнику благодарно цепкой памятью: лапти мужик плетёт, вот пашет ниву, вот поколачивает свою нерадивую жену, вот гадания девушек на святках, толпа ряженых, катание с гор на санях в масленицу, и русская тройка и снова картинки народного труда и быта: крестьянин в розвальнях, отправляющийся в лес за дровами, шерстобиты за работой. Показывает Васнецов северные просторы, занесённую снегом деревушку, мимо которой лишь иногда промчится одинокая кибитка или пройдёт крестьянский обоз. Всё это он нарисует потом.
        От быстрицкого периода жизни Васнецова сохранился лишь один карандашный рисунок «Идеальная деревня будущего» (1876 г.). Бумага, карандаш 27,2 х 53,2. Художник запечатлел просторную, чистую улицу, обсаженную деревьями, добротные крестьянские дома с большими окнами, общественный огород. На рисунке есть школа, магазин, мельница, в левом верхнем углу – здание с колоннами. На рисунке нет церкви. Аполлинарий Михайлович не верил, что в России того времени возможно воплощение его мечты, поэтому подписал на рисунке слева «Жаль только, жить в эту пору прекрасную уж не придётся ни мне, ни тебе». Рисунок хранится в музее-мемориале А. М. Васнецова в Москве.
        Как реальная деревня вступила в противоречие с идеальным образом деревни на рисунке, так и реальная жизнь земского учителя пришла в конфликт с его мечтами и планами, идеями молодого народника. В «Автобиографии» (1929 г.) он писал: «Дополнительные занятия в школе подорвали здоровье, и без того некрепкое: начались...

        Аватар пользователя tatiana1-51

        Добавила данные Реестра 1891 года.

        Аватар пользователя Дмитрий Лысов

        Воспоминания о пасхе в с. Быстрица. Владимир Зыкин.

        Ныне вся исполнишася света, небо
        же и земля и преисподняя: да
        празднует убо вся тварь восстание
        Христово, в Немже утверждается.
        Канон Пасхи, Песнь 3

        Пасха Христова… с детства такой любимый, Светлый, радостный, самый большой Праздник, названный в каноне “праздников праздник и торжество торжеств”.

        Подготовка к нему начиналась Великим Постом. С начала Поста забывали все развлечения, музыкальные инструменты, на которых бабушки иногда играли в свободное время. Теперь они по вечерам пели Великопостные тропари “Покаяния отверзи ми двери Жизнодавче…” и другие песнопения, готовились к предстоящим службам. Во второй половине Великого Поста начиналась уборка в доме. Белили стены, печь, стирали занавески, мыли окна, приводили в порядок комнаты и кухню. Уборка производилась в сенях и на улице.

        Заключительная подготовка к Празднику Пасхи начиналась в Великую Субботу после Литургии. Бабушки, возвратясь из храма, разделывали тесто, делали большой пирог с рыбой или повидлом, маленькие пирожки, слойки, топили русскую печь, где это все выпекалось. Куличи делали редко, поскольку это трудоемкий процесс, нужны различные специи, которые не всегда были в доме. В первые послевоенные годы не было хорошей муки, использовали муку грубого помола из пшеницы, выращенной на своем огороде, выпечка из нее получалась серой. Пасху не делали из-за недостатка времени, готовили творог со сметаной и изюмом. Для окрашивания яиц использовали чугунок или другую подходящую емкость, в которую ложили яйца, луковую шелуху, заливали воду и ставили на ночь в остывающую русскую печь. К утру яйца были сварены и покрашены. Цвет их не всегда был ровным, могли быть пятна от прилипавшей шелухи. К 8 – 9 часам вечера все заканчивалось, и бабушки шли в храм.

        Мои первые воспоминания о Богослужениях относятся к 1948 году, когда я впервые побывал на ночной службе. В нашем храме в то время служил иеромонах Серафим Суторихин. Отец Серафим был особый батюшка, каких теперь мало. Он совершал службу не формально, а с большим духовным подъемом, его голубые глаза сияли, они были полны слез. У него был хороший бас, он любил хоровое пение, сам обучал певчих, когда было возможно, выходил из алтаря на клирос и пел вместе с хором. В службе он был безотказным, был человеком общительным, эрудированным, с людьми, приходившими к нему, мог говорить на любые темы. Диаконом в храме служил мой крестный отец Александр.

        В Великую Пятницу в 2 часа дня служили вечерню с выносом Плащаницы. При пении тропаря “Благообразный Иосиф” о. Серафим совершил вынос Плащаницы из алтаря, я и еще один мальчик шли впереди со свечами в небольших подсвечниках, стихарей на нас не было, так как по нашему росту их в храме не нашлось. Все прошли на середину храма, где Плащаница была установлена на приготовленное для нее место. После прочтения о. Серафимом канона и проповеди при пении “Приидите ублажим Иосифа Приснопамятнаго” все молящиеся стали подходить и прикладываться к Плащанице.

        Пасха в том году праздновалась 2 мая, снег растаял, было сухо. Пасхальная ночь была темной, в ней было что-то таинственное, словно сама природа ждала Великого события. На втором ярусе колокольни зажгли разноцветные фонарики. В округе было около 20 деревень, приходили люди из более отдаленных мест, так как храмов было мало, поэтому наш храм был полон молящихся. Перед Плащаницей читали Деяния Святых Апостолов. Службу я стоял в алтаре. После полунощницы о. Серафим при закрытых   Царских вратах и завесе запел тихим голосом стихиру “Воскресение твое Христе Спасе”, при повторном, более громком пении завеса была открыта. В третий раз пение стало еще громче, когда были открыты Царские врата, запели   все,   вокруг храма пошел Крестный ход. По окончании Крестного хода в притворе было совершено начало утрени и впервые в этом году прозвучал тропарь Пасхи. Двери были открыты, о. Серафим при входе в храм радостно возвестил: “Христос Воскресе!” Душевная радость, в которой пребывал батюшка, в эту ночь увеличилась во много раз. Радость Воскресения Христова он нес постоянно на протяжении всей своей жизни. В Пасхальную ночь он щедро раздавал эту радость всем. Когда он приветствовал: “Христос Воскресе!”, все молящиеся с верой в происшедшее отвечали своему дорогому пастырю: “Воистину Воскресе!” В начале утрени пришел диакон Александр, он был болен туберкулезом, служил редко, это была одна из его последних служб, все были рады его приходу. На каждой песни Пасхального канона совершалось каждение всего храма, менялось облачение на другой цвет, его комплекты были приготовлены в алтаре. В то время еще было сохранившееся старинное парчовое облачение, священнослужители быстро меняли его и выходили после ектении с очередным каждением по храму. Использовались два кадила, во время каждения готовилось второе, в то время не было заводского угля, использовали свой, который не всегда хорошо горел. Ладан тоже делали сами из еловой смолы с какими-то добавками. Отец Серафим быстро ходил по храму и совершал каждение, из-за величины храма оно занимало много времени. Хор пел канон медленно, чтобы каждая его песнь заканчивалась вместе с каждением.

        В Московских храмах канон поется в быстром темпе, чтобы еще больше подчеркнуть Пасхальную радость, каждение происходит только в алтаре и на солее, из-за большого количества молящихся по храму не ходят. Каждение не связывается с пением канона и идет своим чередом. По окончании канона о. Серафим и присутствовавшие в алтаре запели умилительный ексапостиларий “Плотию уснув, яко мертв Царю и Господи”, после которого вскоре следовали Стихиры Пасхи, их пел весь храм. Отец Серафим в алтаре радостно христосовался со всеми. В конце утрени он прочитал огласительное слово Святителя Иоанна Златоуста. Он читал его громко, с умилением, призывая всех прийти на пир веры, тех, кто постился от первого часа и тех, кто пришел в единонадесятый час, ничтоже сумняся, ничтоже бояся.

        На Литургии Евангелие от Иоанна о. Серафим   читал на греческом и латинском языках, диакон Александр читал на славянском, для сельского храма в то время это было редким явлением. Пасхальная служба закончилась около 5 часов утра.

        В том же году в храме произошли большие перемены. В начале сентября скончался диакон Александр, с этого времени не было постоянного диакона. В конце октября   от нас ушел о. Серафим. По   приглашению   Владыки Гурия Егорова, его давнего знакомого, он уехал в Ташкентскую епархию, местом его служения стал храм Георгия Победоносца в городе Самарканде. Владыка Гурий был авторитетным архипастырем, до Ташкентской кафедры был наместником Троице-Сергиевой лавры, занимался ее восстановлением.

        В начале 1950 года   настоятелем храма был назначен только что рукоположенный иерей Константин Гулин, прослуживший у нас до 1982 г. Ему было 50 лет, он прошел всю войну, был серьезно ранен, в священники пошел по обету. Он имел только начальное образование, но был довольно грамотным человеком, хорошо знал славянский язык, читал без ошибок в словах и ударениях. Его проповеди были просты и понятны сельскому жителю. Он полностью сохранил устав и традиции, сложившиеся при о. Серафиме и ранее, служил с большим усердием, истово.

        Во время учебы в Быстрицкой семилетней школе я не мог бывать на Пасхальных Богослужениях, так как моя мать работала   учительницей. После поступления в 8-й класс средней школы пос. Торфяной я стал каждый год на Пасху ходить в свой храм, стоял на клиросе или в алтаре. Большая часть молодежи и школьников считала своим долгом пойти в эту ночь в храм и на Крестный ход. На подходах к храму учителя обеих школ устраивали засады, не пропускали школьников, но дети все равно проходили в храм, если не к началу службы, то вместе с Крестным ходом. Иногда учителя выгоняли школьников из храма даже во время Богослужения, записывали фамилии учащихся, после чего следовала их проработка в школе. Слава Богу, что наш классный руководитель С.А. Кротова доносительством не занималась, если видела кого-то из учеников, не обращала внимания, позднее в школе, ссылаясь на свое слабое зрение, говорила, что никого не видела. Считала своим долгом, находясь в храме, поставить свечу к Плащанице.

        Пасхальная служба при о. Константине не претерпела никаких изменений, на каждой песни канона следовало каждение всего храма и смена облачения. Отцу Константину помогал Георгий Яковлевич Жаворонков, подавал кадило, зажигал трисвещник, они вдвоем пели в алтаре. После прочтения огласительного слова Иоанна Златоуста о. Константин читал послания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, Вятского архипастыря и приветствие Архимандрита Серафима из Самарканда, который никогда не забывал поздравить свою бывшую паству, его поздравления   всегда приходили вовремя. Евангелие на Литургии о. Константин читал на славянском языке. К концу Литургии меня клонило ко сну, который я отгонял. Служба заканчивалась в начале 6-го часа утра.

        Придя домой, мы с бабушками немного разговлялись и ложились спать. Один раз, придя из храма, мы увидели, что на выпечке, разложенной на столе и закрытой сверху, спокойно спит кот, который нашел себе теплое место, но ни к чему не притронулся. Утром после отдыха разговлялись всей семьей “постившиеся и непостившиеся”, ждали прихода батюшки славить. Был в то время на вятской земле прекрасный обычай, на Рождество и Пасху священник обходил свой приход и славил, с ним ходили 2 – 3 человека, один шел впереди и отмечал дома (ставил крестик на воротах), где ждали священника. Во время обхода продавались свечи, крестики.

        В первый день Праздника, отдохнув после службы, славили в селе; в последующие дни – в деревнях. Обход деревень в приходе занимал около двух недель. В каждом доме, в котором принимали священника, служили краткий праздничный молебен с чтением Евангелия и поминовением о здравии всех живущих в доме. Батюшка брал с собой запасные Дары и одновременно мог исповедовать и причащать людей, не ходивших в храм по состоянию здоровья и детей. После молебна хозяева угощали всех славивших, и они шли в следующий дом. Бывая в домах, священник ближе знакомился с прихожанами, больные хотя бы два раза в год могли бывать на Богослужении и причащаться.

        Праздник продолжался, родственники и знакомые ходили друг к другу в гости. Вино-водочные изделия не всегда были доступны большинству сельских жителей, работавших в колхозах за мизерную плату, поэтому на праздники они делали брагу – напиток сладкий, но коварный, неопытный человек мог ошибиться в своих возможностях. Старые люди делали деревенское пиво, очень вкусное, совсем несравнимое с тем, которое продавалось. Технология его приготовления была сложной, немногие имели необходимое оборудование и умели его делать.

        Для детей основным развлечением в пасхальные дни были качели. Их устраивали во многих домах. В то время возле домов были большие крытые ограды. У ограды были одни ворота со стороны улицы, а другие в огород, в ворота могла свободно пройти лошадь с телегой. Крыша ограды была высокая, двухскатная. Качели привязывали к балке посредине ограды, брали длинную толстую доску, на которую могли сесть 5 – 6 человек. Когда качели взлетали вверх, к крыше, дух захватывало, качались с песнями. Днем качались дети, вечером их сменяли взрослые, качались с гармошкой, песнями, частушками. В 1948 году появилась песня “Одинокая гармонь”, которую пели все. В нескольких местах села пожилые и молодежь плясали под гармошку.

        Когда в селе Быстрице построили клуб, то в фойе плясали, а в зрительном зале танцевала молодежь. В рабочие дни Светлой седмицы мы качались в свободное время после школы, взрослые – вечером после работы. Очень часто с Пасхой совпадала весенняя распутица, разливались реки и речки, низина перед нашим домом заполнялась водой и по этому “озеру” мы катались на соседской лодке. Сохранялся тот же принцип, днем катались дети и школьники, вечером – взрослые. Праздник проходил весело, весь народ ликовал, недаром в Пасхальном каноне есть такие слова: “Веселыми ногами, Пасху хваляще вечную”. Не припомню, чтобы на Пасху в селе случилось какое-то серьезное происшествие или несчастный случай, вероятно, Бог охранял людей, и они, понимая серьезность Праздника, не позволяли себе лишнего.

        Хрущевское наступление на церковь и последующие годы сильно изменили традиции празднования Светлого дня. В 1960 году местные власти в целях пожарной безопасности (в 300 метрах от храма находились скотные дворы) запретили зажигать свечи во время Крестного хода в Пасхальную ночь. Крестный ход прошел в полной темноте, а через месяц в деревне Берег сгорел свинарник с его обитателями. В том же году священникам запретили славить на Рождество и Пасху, ходить в дома больных и умирающих для причащения и напутствия, таким путем атеистические власти возводили стену между духовенством и их паствой, вся церковная жизнь ограничивалась стенами храмов. Этот “порядок” просуществовал до 1988 года.

        В 70е – 80е годы в городах появился новый обычай – в первый день Пасхи посещать могилы усопших на кладбище, люди стремились куда-то пойти, где-то собраться, кроме кладбища пойти было некуда. Этот обычай противоречит церковным правилам, первый день Пасхи и Светлая седмица – Праздник живых, Праздник победы над смертью, первое поминовение усопших во время Пасхи бывает в Радоницу.

        Ликвидация ”неперспективных” деревень, миграция сельских жителей, особенно молодежи, в города прервала связь поколений, нарушила традиции. В настоящее время в праздник в селе трудно услышать гармошку, обилие различных акустических средств сделало людей потребителями музыкальной продукции, они сами играть разучились.

        В настоящее время мы живем в России, ушли в прошлое атеистические власти с их идеологией, церковь обрела подлинную свободу и пользуется заслуженным авторитетом у властей и народа, но порядки, установленные в прошлом, живы до настоящего времени. Давно пора нашему духовенству выйти из стен храмов и возродить традицию хождения со славой на Рождество и Пасху, стать ближе к верующим, два раза в год освящать их дома. Теперь нет множества разбросанных деревень, население сосредоточено в крупных центрах, расположенных на трактовых дорогах, у многих батюшек есть машины. Что же мешает возрождению хорошей и нужной традиции, отсутствие указаний сверху или что-то другое? Самое трагичное то, что старые больные люди, часто прикованные к постели, годами остаются без причащения, умирают, зачастую не успевая это сделать перед своей кончиной.

        Дай Бог, чтобы нашлись на вятской земле священники – подвижники (какими были о. Серафим и о.Константин), которые пошли бы в дома прихожан и возродили древний обычай.

        ВЛАДИМИР Зыкин, г. Жуковский Московской области, Пасха Христова   2007 года

        Аватар пользователя xanych

        с. Быстрица

        Аватар пользователя Дмитрий Лысов

        Супер!

        Аватар пользователя Иван Зыков

        Какого года снимок?

        Дима, приложи его к НП! Только  бы узнать про снимок что-нибудь.

        Аватар пользователя xanych

        Попалась на глаза пара старых неподписанных фотокарточек. По церкви узнал Быстрицу. Фотографировал вероятно отец. Дату снимка обязательно попробую выяснить.

        Аватар пользователя Дмитрий Лысов

        Добавил.

        Аватар пользователя xanych

        Фотографировал Мамаев Л.И. в 1967 г.

        Аватар пользователя Дмитрий Лысов

        Добавил.

        Аватар пользователя Дмитрий Лысов

        Добавил хозяев дворов по подворным карточкам 1917 года.

        Аватар пользователя Иван Зыков

        Приложил фото дочери священника И.М. Лучинина, присланное пользователем НаталяШа.

        Аватар пользователя Иван Зыков

        Для меня загадка, почему в ревизской сказке 1858 года нет Жаворонковых.

        Доброго времени суток!

         

        Подскажите пожалуйста, как добавить человека в "Персоналии"? Информация о награждении во 2 мировую войну с сайта pamjat-naroda

        Аватар пользователя Дмитрий Лысов

        Персону можно добавить по ссылке Добавить на сайт -> Персона.

        Огромное спасибо за проделанную работу по селу Быстрица всем участвующим!

         

        Война закинула моего деда в Латвию, где он так и остался жить. И только благодаря вам я узнала больше о его родном месте и о предыдущих поколениях  семьи.