Вятские гомеопаты - друзья человечества

О Дмитрии Яковлевиче Далматове я впервые прочитал в книге Евгения Дмитриевича Петряева « Записки книголюба» (Киров, 1978, с. 76). Работая над хронологией истории Вятского края, обнаружил о нем немало новых сведений, которыми и хочу поделиться.

Дмитрий Яковлевич Далматов воспитывался в Петербургском лесном институте и прослужил 25 лет по корпусу лесничих, причем 10 лет губернским лесничим в Гродно, Перми и Новгороде («Вятские губернские ведомости» за 23 февраля 1877 года).

В ученом мире он приобрел известность трудом «Беловежская пуща и история зубра». За этот труд автор  был избран в действительные члены Русского географического общества и получил от Лондонского зоологического общества золотую медаль с надписью « Господину Далматову в знак признательности за заслуги».

Он был знаком с учеными и писателями, в том числе и с Владимиром Ивановичем Далем. От него Далматов получал письма и книги, воспринял и азбуку гомеопатии, а в Вятке уже имел известность доступного и бесплатного лекаря.

Последние 22 года  жизни он служил  управляющим почтовой конторой.  Далматов получил назначение в Вятку 4 января 1869 года.

Вятчане прозвали его «друг человечества» за то, что он каждое утро, безвозмездно, подавал советы больным и лечил их гомеопатией. Пациенты Далматова с утра заполняли весь почтовый двор, но прием шел только час, до начала служебных занятий в почтовой конторе.

Далматов любил музыку, литературу и живопись. Его гостеприимный дом всегда был полон гостей. Здесь бывали многие интересные люди Вятки: ссыльный книгоиздатель Флорентий Федорович Павленков, владелец книжного магазина Александр Александрович Красовский, ссыльный польский художник Эльвиро Андриолли, художники Виктор и Аполлинарий Васнецовы, многие вятские музыканты. В импровизированных концертах принимали участие сам Далматов, его супруга Варвара Петровна и их дети, которых было…восемнадцать. Правда, многие из них уже жили своими семьями. Пожалуй, как никто другой, Дмитрий Яковлевич пользовался огромным авторитетом.

Дмитрий Яковлевич был членом Вятского комитета Православного миссионерского общества. 2 сентября 1871 года он выступил на его  заседании  с запиской - обращением.

 

                  В Вятское Православное миссионерское общество.

 

С незапамятных времен, всюду медицина была спутницей религий человека. Многие священники нашей церкви пролагали себе пути-дороги исцелением болезней между  инородцами. Магометане, по грубости принципов своей религии, исповедуют предопределение судьбы, а потому весьма редко прибегают, особенно низший класс, к пособию врачей.

И в самих таких болезнях, у мусульманина одна только надежда на чтение муллой молитвы над болящим.

Можно с достоверностью сделать такое заключение, что, между ныне отпадающими,  елабужскими татарами есть чрезвычайно много всякого рода болезней и, при благоразумном ведении дела, врач-священник может иметь несравненно больше влияния для склонения их в Христианскую религию. Не даром сказал премудрый Сирах, что художество врача вознесет главу его.

Соглашаясь со всеми сочленами Вятского отдела Миссионерства касательно мероприятий по возвращению отпадающих магометан к Христианской церкви, я думал, что было бы весьма полезным,  для поднятия между ними нравственного значения наших Миссионеров, снабдить последних гомеопатическими лечебниками и аптечками.

Целесообразность такой меры оправдалась уже опытами у нас, в Алтайском крае.

Вот что находим в отчете Миссионерского общества за 1866 год: « По свидетельствам, полученным из Алтайской миссии видно, что бывали случаи, где миссионеры при помощи гомеопатии изумляли даже Лам,       хвалящихся своим искусством лечения. Можно сказать, что, когда наши миссионеры ознакомятся с легким и верным гомеопатическим способом лечения, то они сильно поколеблют влияние Лам на инородцев».

Из новейших газет видно, что Преосвященный епископ Иркутский ныне снабдил уже всех своих миссионеров гомеопатическими аптечками и лечебниками. Известно, что Ламы просвещеннее и развитие наших татарских мулл, а, следовательно, нашему образованному священству

предлагаемым мною способом будет легче достигать цели, нежели Алтайским миссионерам.

При сем  имею честь приложить три гомеопатических лечебника  и три аптечки для передачи, по усмотрению нашего Общества, трем священникам миссионерам.

                        Статский советник Далматов, 2 сентября 1871 года.

 

Как это ни удивительно, но алтайских миссионеров возглавлял вятский уроженец. Это был Михаил Козмич Якимов.

Его отец был священником в селе Нема Нолинского уезда Вятской губернии. Он рано умер, оставив на попечении жены двух маленьких сыновей. В 1850-1856 годах Михаил Козмич учился в Вятской семинарии, а, после ее окончания, принял монашество в Вятском Успенском Трифоновом монастыре. Через два года после этого, он поступил в Казанскую Духовную семинарию.

В 1862 году он был назначен миссионером на Байкал и с того времени служил святому делу обращения ко Христу язычников в Сибири, возглавив, в скором времени, деятельность всей миссии в Иркутске. В дальнейшем он стал епископом Мелентием, викарием Иркутской епархии («Вятские губернские ведомости», 1879, № 9, с. 4).

 

Вятский комитет Православного Миссионерского общества поддержал предложение Д.Я. Далматова и вот 15 января 1872 года он  пишет письмо уже в адрес Председателя Комитета.

 

                                    Ваше Преосвященство!

 

                               Милостивый Архипастырь!

 

Согласно уведомлению Вашему от 15 сентября 1871 года № 155, препровождая, при сем, полученные мною из центральной гомеопатической аптеки три экземпляра лечебника с аптечками, покорнейше прошу меня извещением: не представляется ли надобности,

еще кого из Миссионеров Священников снабдить гомеопатическими аптечками, которые бы я мог отослать по Вашему указанию прямо от себя, без траты для Вятского Комитета Миссионерского  общества на покупку их.

Поручая себя Молитвам Вашего Преосвященства, с чувством глубокого почтения и преданности,

Имеющий честь быть Вашего Преосвященства Покорнейшим слугой, Дмитрий Далматов (Государственный архив Кировской области, фонд 811, опись 1, дело 14). Кроме Далматова в работе общества участвовали такие личности, как вятский вице-губернатор Федор Николаевич Домелунскен, директор народных училищ губернии Сергей Андреевич Нурминский, протоирей кафедрального собора Стефан Никифорович Кашменский.

Видимо Дмитрий Яковлевич активно занимался  пропагандой гомеопатии среди  вятских священников.

В журнале С.-Петербургского общества врачей-гомеопатов за 1872 год в №5 на с. 159-160 описан такой случай лечения гомеопатией одним из жителей губернии.  «В конце 1868 года, перед родами жены, один священник, единственный в Царевосанчурске Вятской губернии гомеопат, орудовавший 30-ю лекарствами, никому не заявлявший о своем гомеопатическом веровании и сам узнавший о гомеопатии из лечебника, насильно навязал мне во время кризиса тот лечебник и четыре пузырька. Между тем, жена моя после родов действительно захворала горячкой. В нашем городе было всего два врача, которые своим лечением в течение двух недель разорили и измучили меня.

Затем они объявили, что жена проживет самое большее трое суток. Тогда я, как утопающий за соломинку, схватился за гомеопатический лечебник и 4 пузырька. В результате, через три дня жена пришла в сознание и стала ходить».   

Далматов оставил о себе добрую память и тем, что помог Аполлинарию и Виктору Васнецовым поступить в Академию Художеств, поддерживал ссыльного художника Андриолли.

Павел Васильевич Соловьев, который работал врачом в Вятке, познакомился с Дмитрием Яковлевичем и стал … гомеопатом.

Павел Васильевич родился 1 июля 1843 года в Вятке. В 1863 году окончил курс Вятской гимназии и  прослужил около трех лет учителем народных школ. В 1863 году поступил в Казанский Университет на медицинский факультет, где окончил курс со степенью лекаря и званием уездного врача в 1872 году. После этого он начал работать земским врачом в Сызранском уезде Симбирской губернии. Здесь ему впервые пришлось видеть практическое применение лекарств по способу Ганемана местными помещиками и сельским духовенством. В Казанском университете о лечении по способу Ганемана, по обыкновению, будущим врачам ничего не сообщалось.  В 1875 году  Соловьев был переведен  в Вятку врачом подвижного лазарета Вятского отдела Российского Общества Красного Креста, где познакомился и подружился с Далматовым.

Обязанности службы были в мирное время оказывать медицинскую помощь деревенскому населению губернии, особенно во время эпидемии, для чего приходилось быть постоянно в разъездах  по указанию местного Управления Красного Креста, а в военное время быть в тылу армии. Лазарет состоял из врача и фельдшера, с небольшой дорожной аптекой.

Ознакомившись достаточно с гомеопатией и видя на практике прекрасные результаты этого лечения, доктор II. В. Соловьев получил разрешение от Главного Управления Красного Креста, через губернатора, который был председателем Вятского местного Управления Красного Креста, лечить в деревенской практике по способу Ганемана и с 1875 года он начал применять в большинстве случаев этот метод лечения.

Успех лечения получался теперь более благоприятный, чем ранее, особенно при острых заболеваниях. И вот, 16 Апреля 1876 года от Председателя Главного Управления. Российского Общества Красного Креста,  П.В. Coловьевым была получена следующая телеграмма: «Врачу подвижного лазарета Соловьеву. Члены годичного собрания Общества попечения о раненых в своем годовом собрании постановили поблагодарить Вас за полезные труды  и просят продолжать начатое дело, обещающее в будущем знаменательные санитарные последствия на пользу народа».

Борьба  с эпидемией тифа зимой 1876—1877 г.г. в Вятском уезде  дала блестящие результаты: из 188 тифозных больных, леченых исключительно гомеопатическими средствами, умерло всего 12 человек.

В 1878 году Соловьев уехал в Петербург, где основал общество гомеопатов и в Вятку больше не возвращался. В столице П.В. Соловьев в 1898 году открыл первую в России гомеопатическую больницу, а в 1905 году – первый санаторий (около Сестрорецка). Так что, прогресс в развитии гомеопатии столицы имел вятские корни.

Его брат – Константин Васильевич – открыл в 1913 году вторую в Вятке гомеопатическую аптеку на углу улиц Преображенской и Царевской. Этот способ лечения тогда  имел уже большую популярность у жителей Вятской губернии, потому что 26 июля 1898 года в Вятке  состоялось открытие первой гомеопатической аптеки, принадлежащей провизору Александру Романовичу Маттесу.  Освящение аптеки произвел протоиерей Спасского собора о. Михаил Добрынин. Перед началом молебствия о. Михаил сказал краткую речь, в которой упомянул о развитии гомеопатии в этом далеком от столицы крае и ее распространителях в России и Вятке : Ф.К. Флемминге, Д.Я. Далматове и П.В. Соловьеве. В числе присутствующих гостей были: городской голова Вятки Я.И. Поскребышев, начальник канцелярии губернатора П.Н Шкляев, инженер Ф.К. Яголовский, Э.Ф. де-Ватц, и много других вятских приверженцев гомеопатии.
Дочь Далматова – Надежда Дмитриевна была ученицей Андриолли. В 18 лет она вышла замуж за вятского землемера Сергея Александровича Китовского, который был незаурядным человеком. Он очень много читал, увлекался театром. Наталья Дмитриевна очень любила живопись и музыку. До конца жизни, живя в Москве, она дружила с Аполлинарием Васнецовым. В Москве она и умерла в 1930 году.

Сын Далматова – Константин Дмитриевич собрал богатейшую коллекцию народных орнаментов и хорошо известен по энциклопедиям. 

Очень колоритной личностью был другой сын Далматова – Николай Дмитриевич, который погиб 8 января 1876 года под Краугевацом, в деле с турками, как сербский волонтер. Вот что писала о нем газета «Вятские губернские ведомости» за 6 июля 1877 года.

Он родился в 1842 году Пермской губернии, где его отец, тогда пермский губернский лесничий, имел поместье. Первоначальное образование Николай получил дома, под непосредственным руководством своего весьма просвещенного отца, который имел влияние на весь склад жизни своего сына – личности замечательной, обладавшей энергией, недюжинным умом и честным хорошим сердцем, готовым на всякие самопожертвования, для блага общего.

Дальнейшим своим развитием и приобретением знаний Николай обязан одному инженерному полковнику, талантливому публицисту, громадной и великолепной библиотекой которого он пользовался постоянно.

Прослужив немного на военной службе, во время которой Николай отличался редкой гуманностью к подчиненным, он вышел в отставку.

В 1859 году, не заключая с крестьянами, своими,  никаких условий, Николай Дмитриевич дал им полную волю и подарил все 1000 десятин земли, полученных им от матери – Варвары Петровны – по духовному завещанию, а себе ничего не оставил.

Сам он всегда нуждался даже в самом необходимом, так как нередко отдавал все свои деньги нуждающимся солдатам.

По выходе в отставку, Николай Дмитриевич сначала жил в Уфе, а затем недолго учился в Казанском университете. Позднее он поступил в Петровскую академию, но вышел из нее в начале реакции, охватившей это учебное заведение.

После этого он служил в одном из заводов Северо-Западных губерний, но, заметив там ненормальное положение дел, предложил проект реорганизации, который не был принят, а Николай Дмитриевич удалился из завода и пешком ушел в Москву. Какое-то время он служил на Мариинской водной системе и на ковровых заводах в качестве простого рабочего. В конце 60-х годов, когда вспыхнуло восстание на Крите, Николай Дмитриевич отправился туда без всяких средств. В Одессе, чтобы заручиться хоть какими-то средствами, он таскал кули с хлебом на баржи.

Поскольку восстание не состоялось, Николай Дмитриевич поступил на казенный патронный завод в Белграде. Там он сошелся с интеллигентными людьми и некоторыми патриотами из придунайских славян. По прошествии двух лет, выучив болгарский и сербский языки, он возвратился на родину, где поддерживал свое существование работой на заводах. Вечно трудящийся, глубоко даровитый, честный, энергичный, он навсегда остался верен своему духовному идеалу.

Николай Дмитриевич занимался литературой и, между прочим, поместил в «Русском слове» целый ряд статей по многим серьезным вопросам.

Это был ЧЕЛОВЕК в прекрасном значении этого слова, ЛИЧНОСТЬ, достойная удивления и подражания.

Дмитрий Яковлевич Далматов и в Уфе лечил бедных больных: рабочих, мужиков, приезжавших даже из дальних деревень, семинаристов, видевших в нем доброго наставника и руководителя. Нередко семинаристы целыми группами направлялись к Далматову кто за советом, кто за пособием, кто за книгами. Он всех ласково принимал у себя в кабинете и охотно наделял их книгами назидательного содержания. Многие семинаристы обязаны ему своей карьерой. Во всех несчастьях семинаристов Дмитрий Яковлевич принимал самое теплое участие, нередко ездил к губернатору, хлопотал, где мог, и помогал.

За свою жизнь Далматов получил немало наград. Он был кавалером орденов Святого Владимира 4-й степени, Станислава 2-й степени с императорской короной, имел медаль в память войны 1853-1856 гг. и знаки отличия за 25 и 35 лет безупречной службы. Государь Император лично вручил ему бриллиантовый перстень за его заслуги перед Россией. Но, самое главное,  его имя осталось в памяти благодарных потомков. 

О смерти Дмитрия Яковлевича Далматова сообщили «Вятские губернские ведомости» за 23 февраля 1877 года со ссылкой на общероссийскую газету «Голос».

 

Был еще один вятский гомеопат, друг человечества.

Маттес Александр Романович, немец, лютеранин, прусский подданный родился 28 апреля 1873 года в Саратове. После окончания V класса Самарской гимназии начал работать аптекарским учеником в Самарской вольной аптеки. В 1891 году сдал экзамен на звание «аптекарский ученик» в Императорском Казанском университета. С 1892 по 1894 год работал в Измайловской аптеке города Петербурга, с 1894 по 1895 год в гомеопатической аптеке на Садовой улице столицы. В 1897 году сдал экзамен на звание провизора в Юрьевском университете, после чего работал в аптеке общества гомеопатов Петербурга (Невский проспект, 52).

(ГАКО, ф. Р-139, оп.1 «б», д.88, л.166-167).

В Вятку Маттес прибыл по билету Петербургского градоначальника от 19 декабря 1897 года с женой Евгенией.

26 июля 1898 года в Вятке  состоялось открытие первой гомеопатической аптеки, принадлежащей Александру Романовичу Маттесу.  Освящение аптеки произвел протоиерей Спасского собора о. Михаил Добрынин. Перед началом молебствия о. Михаил сказал краткую речь, в которой упомянул о развитии гомеопатии в этом далеком от столицы крае и ее распространителях : Ф.К. Флемминге, Д.Я. Далматове и П.В. Соловьеве. В числе присутствующих гостей были: городской голова Вятки Я.И. Поскребышев, начальник канцелярии губернатора П.Н Шкляев, инженер Ф.К. Яголовский и много других вятских приверженцев гомеопатии.
Маттес много лет был председателем Вятского общества северных охотников и вице-президентом Вятского яхт-клуба. Прекрасный спортсмен, он даже преподавал физкультуру в Вятской мужской гимназии. Одновременно Александр Романович был старшиной Вятского общественного собрания, то есть был распорядителем финансов собрания и ответственным за работу буфета. Буфет этот, по воспоминаниям Прозорова, был прекрасно организован и пользовался неизменным успехом вятской знати. После революции – член правления Вятского аптекоуправления и его   финансовый руководитель. Вот архивные документы его жизни и работы после революции.

Из письма Аптечного Правления Вятского губернского отдела здравоохранения от 6 февраля 1923 года

«Маттес Александр Романович, член Правления, 52 лет. Дочь Маргарита – 5 лет, дочь Евгения- 3 года».

( ГАКО, ф. Р-1095, оп.1, д.12).

Краткий доклад о возникновении и деятельности Вятского аптечного правления от 12 апреля 1923 года за подписью А.Р. Маттеса.

( ГАКО, ф. Р-1095, оп.1, д.18, л.33-35).

Доклад члена Правления А.Р. Маттеса от 12 июня 1923 года по обследованию Слободской аптеки с целью перевода ее на хозрасчет.

( ГАКО, ф. Р-1095, оп.1, д.18, л.45, 67-71).

Докладная записка Аптечного Правления от 19 июля 1923 года по переводу второй аптеки города Вятки на хозрасчет за подписью А.Р. Маттеса.

( ГАКО, ф. Р-1095, оп.1, д.18, л.53).

Письмо аптечного правления при Вятском отделе здравоохранения от 26 июля 1925 года № 1652 за подписью члена правления А.Р. Маттеса.

(ГАКО, ф. Р-1137, оп.1, д.1675, л. 646).

Удостоверение члена Правления Вятского аптекоуправления А.Р. Маттеса от 20 января 1926 года № 706.

 (ГАКО, ф.  Р-1095, оп.1, д.64).

Доверенность Вятского аптекоуправления от 22 сентября 1926 года № 5868, выданная Маттесу Александру Романовичу в том, что он уполномочен на производство всякого рода операций по текущему счету № 1291 Вятского аптекоуправления в Московской конторе Госбанка.

(ГАКО, ф.  Р-1095, оп.1, д.64, л.412).

Справка от 25 сентября 1926 года, выданная Маттесу А.Р. в том, что он состоит членом Аптечного Правления  Вятского губернского отдела здравоохранения и в профсоюзе «Всемедикосантруд», женат, его зарплата - 168 золотых руб. в месяц.

(ГАКО, ф.  Р-1095, оп.1, д.64, л.418).

В архиве Кировского областного аптечного управления сведений о деятельности Маттеса обнаружить не удалось.

Умер Александр Романович 1 ноября 1931 года.

И еще. Александр Романович был одним из главных учредителей «Вятского общества последователей гомеопатии», но оно не было разрешено большевистской властью, которая по непонятным причинам относилась к гомеопатии отрицательно. Вот архивные документы этой истории.

Утвержденный устав Вятского общества последователей гомеопатии.

Учредители общества – Сорокин, Матвеев, Падарин, Богоявленский, Бушкова, Шураков, Соловьева, Сокольский, Фаворский, Перебаскин, Сидоренко, Шестаков, Маттес, Соловьев.

(ГАКО, ф. Р-1095, оп. 1, д.2, л.52-54).

Выписка из протокола заседания Президиума Вятского губернского исполкома от 2 марта 1922 года № 23 с отклонением просьбы об открытии в Вятке гомеопатической аптеки.

 (ГАКО, ф. Р-1095, оп. 1, д.2, л.39).

Письмо Правления Вятского общества последователей гомеопатии от июля 1922 года и проект договора на аренду Обществом бывшей гомеопатической аптеки Константина Васильевича Соловьева в доме Зубаревой на углу улиц Энгельса и Свободы.

( ГАКО, ф. Р-1095, оп. 1, д.2, л.24-28).

Ответ заведующего организационным отделом Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) Макарова от 5 июля 1922 года

№ 18882/р-5 - Вятскому губернскому исполкому  от том, что в нашей стране гомеопатическим аптекам не должно быть места (письмо написано от руки на бланке ВЦИК).

(ГАКО, ф. Р-1095, оп. 1, д.2, л.51).

Из дела об отказе в регистрации Вятского общества последователей гомеопатии от 18 июня 1924 года.

  1. Письмо начальника административного отдела Вятского губернского исполкома от 18 июня 1924 года.
  2. Письмо Наркомата внутренних дел от 11 июня 1924 года № 14569/2 за подписью заведующего административным отделом наркомата Фреймана.
  3. Заключение лечебного управления Наркомата здравоохранения от 15 мая 1924 года №5154 о неприятии гомеопатии как метода лечения.
  4. Письмо НКВД от 7 мая 1924 года №11367/2.
  5. Протокол заседания вятского медицинского общества от 19 марта 1924 года с поддержкой Вятского общества последователей гомеопатии.
  6. Устав «Вятского общества последователей гомеопатии» с приложением списка его учредителей.  

(ГАКО, ф. Р-1258, оп.3, д.21, л.278-301).

Содоклад А.Р. Маттеса о переводе аптек на хозрасчет в сентябре 1923 года.

(ГАКО, ф. Р-677, оп.1, д.64, л.246-247).

 

Из письма В.Н. Шкляева в адрес Е.Д. Петряева от 28 декабря 1968 года.

«Вы упоминаете Маттеса. Да, помню, был такой человек, единственный в старой Вятке спортсмен, деятель Вятского яхт-клуба. Единственный, кого я помню из спортсменов, если не считать любителей конькобежцев, их было много, в том числе и я сам и многие мои товарищи. Но никакой организации тут не было. Не было и попыток состязаний по бегу на коньках. Хотя неофициальные чемпионы были, например, Николай Никулин. Они просто были признаны «общественным мнением» нас, мальчишек, увлекающихся коньками.

Я никак не был связан с водным спортом. О деятельности ничего не могу сказать. Но думается, что Маттеса не надо забывать. Был он фигурой видной в старой Вятке. Средних лет, русые волосы. Русая бородка. Широкие плечи, бодрая походка, всегда веселый. Помню его только улыбающимся. Он где-то служил, но где не помню. Во всяком случае, яхт-клуб не мог его «кормить». Яхт-клуб имел, чуть ли не одну яхту и работал только тогда, когда река была свободна ото льда. Если у Вас, как Вы пишите, куча фотографий Маттеса, то неплохо бы их увековечить в краеведческом музее.

Из области спорта в старой Вятке можно указать бега на ипподроме и казенную конюшню. В бегах участвовали лучшие лошади конюшни и лошади любителей-купцов, вроде знаменитого в то время Кузи Лаптева. Его знали в Вятке все. Был он заводчик, имел кожевенные заводы. Был необразован, но шикарно одевался и имел тоже шикарные выезды, зимние и летние. Кузя вошел в историю Вятки как пионер-автомобилист. Он первым в Вятке купил легковой автомобиль. Появление его на улицах повергало прохожих в столбняк издалека, а лошади сходили с ума, ломали телеги. Скоро выезды авто Кузи прекратились, неизвестно почему. Может быть, машина сломалась, а автомастерских в Вятке, конечно, не было. А, вернее, просто езда на машине была запрещена. Ведь она причиняла беспокойство полиции. Кажется, дом Кузи существует и сейчас на улице Ленина, через два дома от музея Салтыкова, ближе к кинотеатру.

(ГАКО, ф. Р-139, оп.1, д.143, л.74-75).

 

Александр Рашковский, краевед, 18 февраля 2017 года.

Комментарии

Аватар пользователя ru-danko

Сохраню для истории, вдруг кому-то пригодится. Сообщение получено 14/10/2017 - 15:25 от Перепеченко Елизаветы Дмитриевны (ID обращения 953)

Многоуважаемые господа - авторы проекта и краеведы!Искренне благодарю за то, что помните Дмитрия Яковлевича! Но в многочисленных сообщениях есть несколько неточностей.
1. У Д. Я. было не 18 детей (откуда эти сведения), а 11 (Одна дочь - Наталья - умерла в детстве). Мои сведения взяты из архивных дел - РГИА и ГАНО (Нижегородской обл). Если интересно, могу привести №№ дел - сообщите Ваш e-mail.
2. Матерью Николая Далматова была НЕ Варвара Петровна (3-я жена Д.Я., в 1941 г. ей было всего около шести лет), а Екатерина Ивановна Зверева. Мать Константина - Юлия Алексеевна N.
3. Надежда Дмитриевна, расставшись с С. А. Китовским, вышла замуж за Александра Константиновича Пожарского. В 1910 г. он был капитаном Ростовского гренадёрского полка (в Москве).
В семье Д.Я. , включая зятьёв, было много замечательных личностей (кроме упоминаемых Вами). Если вятских краеведов это интересует, сообщите - поделюсь информацией. Кроме того, есть фотографии Д. Я. и его детей. С уважением и наилучшими пожеланиями. Елизавета Дмитриевна - правнучка Дмитрия Яковлевича. .

Кстати, ещё одна поправка - Дмитрия Яковлевич Далматов был лесничим НЕ в Новгороде, а в г. Семёнове Нижегородской губернии. Там же, в 1841 г., родился и старший сын Николай. Если моя информация (и фотографии этой семьи) кого-то интересует, пусть мне напишет. Адрес у Вас есть. С самыми лучшими пожеланиями. Елизавета Дмитриевна