ID: 45114
Деревни Левые и Правые Янгурашки расположены по берегам р.Маслинки.Называются в целом д.Янгурашки.По легендам, образовалась небольшим народом луговых мари, которые пришли на эти земли со стороны слободы Кукарки.Предводителем этих мари был Янгур.
В 1861 году по желанию жителей деревни Янгурашки был открыт приход, куплена в селе Кокшаге и построена деревянная церковь в честь святого Архистратига Михаила, освящена 5 ноября 1861 года. С этого времени село стало именоваться Михайловским.
В марте 1872 года на имя преосвященного Аполлоса, епископа Вятского и Слободского, от церковнослужителей и церковного старосты Яранского уезда Пижанского благочиния села Михайловского поступает покорнейшее прошение: "Представляя при сем Вашему Преосвященству рассмотренный строительной комиссией и утвержденный губернским начальством проект на постройку каменной церкви в нашем селе и приговор прихожан, нижайше просим Архипастырской милости дозволить приходскому попечительству усилить торги об изыскании средств и благословить, по заключении с мастерами, где следует контракта, ныне же летом приступить к кладке церкви по прежнему проекту с устройством в колокольнице храма придела в честь Скорбящей Божией Матери «Утоли моя печали»". Для кладки церкви кирпича заготовлено попечительством до 400 тысяч штук и впредь заготовляется, извести попечительством куплено 7 тысяч пудов, хлеб для мастеров и лес, потребный при кладке, тоже готовится. Денег в казне с банковским билетом около 1500 рублей.
К сему прошению подписуемся: священник Иоанн Дьячков, диакон Симеон Мотрохин, пономарь Михаил Мухачев, Церковный староста Федор Пивоваров».
В середине мая 1872 года состоялись торги с мастерами – подрядчиками по заключению договора на возведение в Михайловском каменного храма. За право строить церковь торговались два нижегородских мастера – крестьянин балахнинского уезда Ворошиловской волости деревни Шаховской Константин Евграфович Груздев и того же уезда Павельковской волости села Ситского Фока Федорович Мельников. Ими были отданы в качестве залога 150 рублей. Мельников за кладку с каждой тысячи кирпича назначил цену 4 рубля и пуд ржи, а Груздев – 3 рубля 90 копеек и также пуд хлеба. Далее подрядчики стали снижать первоначальную цену и остановились: Мельников на 3 рублях 57 коп., а Груздев – на 3 рублях 55 коп. За каждую тысячу выложенного кирпича. Мельников дальше торговаться не стал и взял обратно свои деньги. Цена же 3 рубля 55 копеек церковному попечительству показалась слишком высокой и более 3 рублей и пуда ржи оно дать подрядчику отказалось. На сих условиях и был заключен договор. В нем дополнительно было указано, что за оттирку и теску опочных пилястр и колонок нового храма плата должна быть особая поденная, по расчетным книжкам рабочих.После этого пришло письмо еще одного мастера – Михаила Ивановича Смирнова, который 21 мая прибыл в Михайловское, но от работы отказался, хотя Груздева в этот день не было и можно было заключить новый договор, более выгодный для церковноприходского попечительства. Груздев приехал в село на другой день и подтвердил свою готовность к работе на следующих условиях: плата за кладку – 3 рубля 5 копеек с тысячи штук кирпича, а за каждую кубическую сажень при бутовке фундамента – вдвое больше – 6 рублей 10 копеек и 2 пуда ржи. Чтобы постройка церкви производилась без отстранений от данного плана, наблюдение за ней должен был вести епархиальный архитектор.
22 мая 1872 года в Вятскую духовную консисторию от причта Архангельской церкви поступает покорнейший рапорт: «При сем имеем нижайше представить в оную консисторию вследствие указа от 31 марта сего года за №3579 акт торгового листа и договора, заключенного нами с мастером каменных дел Нижегородской губернии Балахнического уезда Ворошиловской волости д. Шаховской крестьянином Константином Евграфовичем Груздевым, на взятый у нас Груздевым с торгов подряд на кладку каменной церкви по плану, рассмотренному и утвержденному строительной комиссией и благословенным Его Преосвященством. По рассмотрению коих нижайше просим выдать нам командированному церковному старосте Федоту Емельянову Пивоварову указ для заключения законного контракта.
29 января 1874 года по неосторожности сгорела деревянная Архангельская церковь, и тогда же приступили к строительству огромного двухэтажного каменного здания.
Строительство такого большого церковного здания требовало от прихожан больших денег и пожертвований. Вполне понятно, что это решение не вызвало у них энтузиазма, и вскоре на имя Преосвященного Аполлоса, епископа Вятского, от крестьян починка Махнёва Евдокима Филлиповича и Анатолия Ивановича Махнёвых поступает прошение. В нём они сообщают, что их священник оставлял без охраны церковь, и она сгорела и, что «выправил план больший, чем был на построении церкви и за браки берёт по 10 рублей и разных подарков». Крестьяне просят Владыку выслать новый проект церкви в один этаж вместо двух.
4 февраля 1874 года на имя Владыки Аполлоса от причта и церковного старосты села Михайловского поступает рапорт следующего содержания: «29 января деревянная наша церковь сгорела до основания. Спасены от пожара св. Антиминс, дарохранительница со св. дарами, мирница со св. миром, напрестольные кресты, Евангелие и сосуды, икона Божией Матери «Утоли моя печали», казнохранилище и священнические одежды. Становым приставом 30 января всё обследовано.
Оставшись без храма Божия перед самым великим постом, просим Архипастырской милости Вашего Преосвященства дозволения освятить вместо св. Престола плиту и на спасённом Антиминсе дозволить на время служение Божественной Литургии в доме для исповедников, так как во время весны в ближайшие к нашему селу церкви путь затруднён. По весне же дозволить к строящейся у нас каменной церкви пристроить алтарь и освятить во имя Божией Матери «Утоли моя печали», как спасённой от пожара.
К сему подписуемся: священник Иоанн Дьячков, диакон Симеон Мотрохин, пономарь Михаил Мухачев, церковный староста Михаил Чесноков».
31 января во имя Владыки Аполлоса рапорт поступает от благочинного священника с. Пижанки Александра Сырнева по поводу пожара в с. Михайловском: «Спешу сообщить Вашему Преосвященству, что 29 января 1874 года в нашем благочинии, в с. Михайловском, сгорела деревянная церковь во имя Архангела Михаила. От пожара спасены вещи и утварь на сумму 627 рублей 15 копеек. Пожар произошёл от печей, кои были топлены вчера. Сторожа, закрыв их, ушли к священнику ужинать. Церковь сгоревшая, деревянная, ветхая, с иконостасом, купленная в с. Кркшагском на 300 рублей серебром. Колокольня также деревянная. Иконы самые дорогие Вознесения Господня и Михаила Архангела – по 15 рублей, Скорбящей Божией Матери – 5 рублей. Колокола весом 44 пуда, 2 пуда и 1 пуд 5 фунтов на сумму 754 рубля.
Указом консистории предписано дозволить духовенству с. Михайловского совершать богослужение для своих прихожан в Ломовской церкви, но туда из наших прихожан никто не является, поэтому просим Вашего Преосвященства Архипастырской милости отправлять богослужение в доме – квартире священника. Также сообщаем, что прихожане 360 дворов прихода желают изменить план, чтобы из двухэтажной церкви сделать одноэтажную».
Постепенно недовольство крестьян своим священником росло, что наглядно иллюстрирует следующий документ – покорнейшее прошение на имя Владыки Аполлоса от священника села Подчуршинского (ныне п. Первомайский Слободского района) Слободского уезда Николая Львова: «Не благоугодно ли Вашему Преосвященству будет перевесть меня в село Михайловское на место священника Дьячкова, а его на моё место в с. Подчуршинское, так как священник Дьячков вследствие жалоб на него прихожан подлежит переводу в другое село».
Очевидно, Львов каким – то образом побывал в Михайловском (или через кого – то услышал о недовольстве Дьячковым прихожан).
Вскоре к Владыке обращается с письмом Дьячков с жалобой на Благочинного, когда узнаёт о своём перемещении: «Узнал я, что из Михайловского села перемещён в какое – то село Слободского уезда по прошению прихожан и отзыву о. Благочинного. Благоволите, Ваше Преосвященство, нарядить обо мне беспристрастное следствие и узнать мою вину. Перевод бы в другое село я перенёс бы благодушно, если бы не был обременён большим семейством (жена и девять детей). С переводом в другое село хозяйство моё должно расстроиться, а имение должен продавать за бесценок и встать в самое нищенское положение.
К 15 сентября у нас была сложена почти половина церкви. И вот 15 сентября прихожане самопроизвольно приступили к ломке строящейся церкви: уронили своды, разбили часть окон и дверей, а также и стен. Имеют ли право прихожане ломать строящуюся церковь? Благочинный об этом умолчал».
Очевидно, Владыка пожалел многодетного отца Дьячкова, и он остался в Михайловском. А приведённые выше факты говорят о том, с каким трудом строился Михайловский храм.
В августе 1875 года состоялся сход прихожан, где было принято следующее решение:
«1875 года августа 29 дня мы, нижеподписавшиеся государственные крестьяне Яранского уезда Комаровской волости, состоящие приходом к селу Михайловскому в числе 96 человек, быв сего числа в общем собрании при молитвенно доме, состоящем при нашем селе Михайловском, куда явясь, крестьянин Нижегородской губернии Балахнинского уезда Урковской волости деревни Зельева Степан Павлов Булатов объявил нам, что он желает взять на себя подряд исправить поломанные части каменного храма, то есть свесть своды и другие каменные работы поденно, полагая в каждый на 8 человек по 80 копеек серебром, в том числе и ему. Вследствие сего мы единогласно подрядили Булатова, полагая ему каждодневно с товарищами (всего 7 человек) по 80 копеек. Кроме этого, обязаны доставлять во время работ хлеб мукою, для квасу солод, а равно и квартиру. Если нужно будет нам ускорить окончание работы, мы тогда уже должны рабочую силу поставить от себя и за свой счёт.
До этого Булатов клал церковь в с. Соломинском, и там законного контракта у него не было, а работал он подённо».
21 декабря 1875 года в притворе каменного храма была освящена устроенная временная церковь во имя Архангела Михаила. Но строительство храма опять затянулось. Лишь 25 июля 1879 года вновь было приступлено к кладке церкви. Но вновь конфликтная ситуация между прихожанами и священником не была разрешена. 31 июля 1879 года в Вятскую духовную консисторию поступает рапорт от Дьячкова, где он объясняет свои действия, которые шли наперекор мнению прихожан. Главное обвинение в адрес Дьячкова крестьянами состояло теперь в том, что контракта с мастером Булатовым он не заключил. Епархиальное же начальство, напротив, было недовольно Дьячковым по причине подённых работ Булатова, так как обнаружился брак в его работе по кладке Соколинской церкви. Вот текст рапорта Дьячкова в консисторию: «Контракт мы не заключили с Булатовым, потому что работа производилась без траты церковных сумм. Булатова прихожане предпочли другим подрядчикам, так как он зарекомендовал себя трезвою жизнию, добросовестностью, трудолюбием, наблюдением за рабочими и исправностью по работе. Эта работа – кладка церкви – летом 1879 года обеспечивалась 300 рублями серебром старосты Михаила Чеснокова на свои деньги за недостатком денег у прихожан. Сообщения о том, что Булатов худо склал церковь в селе Соломенском, не было. И этой кладкой занимается не только по Яранскому уезду, но и в Казанской губернии, и на работу явился из села Акашева (Медведевский район Республики Марий Эл), где только что кончил кладку церкви и взял работу – кладка колокольницы. Если бы воспрепятствовали мы Булатову в работе, то навлекли бы этим самым на себя со стороны прихожан всеобщее недовольство.»
Таким образом, нам известны теперь имена мастеров, соорудивших величественный Михайловский храм – это Нижегородские (Балахнинские) мастера Константин Евграфович Груздев и Степан Павлович Булатов.
Ещё долго по разным причинам продолжалось строительство храма (недостаток средств, тяжба прихожан со священником Дьячковым и так далее). Но в конце концов, 8 октября 1888 года был освящён средний престол в нижнем этаже огромного двухэтажного храма во имя спасённой от пожара в 1874 году иконы Божией Матери «Утоли моя печали». А в 1890 году было освящено сразу два боковых престола на первом этаже: левый в честь св. преподобного Трифона Вятского (1 марта 1890 года) и правый в честь св. Николая Чудотворца (4 декабря 1890 года).
Строительство же верхнего этажа продолжалось, и лишь 30 сентября 1899 года произошло его освящение во имя Вознесения Господня.
В материалах "Русского Православного некрополя" по Вятской епархии удалось узнать о захоронении на территории бывшего Храма Архангела Михаила.
...Стр.396 Михайловское, село. Архангельская церковь
Список лиц, погребенных при церкви и на кладбище села Михайловского 3-го благочиннического округа Яранского уезда Вятской губернии, с обозначением надгробных надписей, сохранившихся на могилах: духовных лиц, дворян и наиболее крупных местных общественных деятелей купеческого и других сословий
В церковной ограде: "Под сим камнем покоится прах раба Божия священно-иерея Иоанна Иоанновича Дьячкова, родился 1883 года 12 июня, скончался 1899 года 13-го августа". Сын дьякона. Дьячковы Сергий, Димитрий (+7 апреля 1888, 27 лет), Александр (+30 января 1890, 23 лет) и Антонина (+30 сентября 1890, 21 года), дети И.И.Дьячкова. Дьячков Сергий Николаевич, внук И.И.Дьячкова. "Здесь погребено тело сей Архангельской церкви диакона Симеона Никитина Мотрохина, определенного при сей церкви с открытия села - с 1861 года". "Родился 1823 год[а] 28 января, скончался 1894 года 18-го ноября". Сын дьякона. Мотрохина Евдокия Леонтиевна и Александр, жена и сын С.Н. Мотрохина. "Под сим камнем покоится прах псаломщика Михаила Захарова Мухачева. Родился 1821 года 23 мая, скончался 1897 года 3 мая". Сын дьячка. "Под сим камнем покоится прах Марии Андреевны, жены псаломщика Мих[аила] Зах[аровича] Мухачева. Скончалась 5 окт. 1894 года 73 лет". РГИА, ф.549, оп. 2, д. 10, л. 101 ... Подписали священники Николай Дьячков и Владимир Романов, диакон Феодор Зубарев.
Реестр жителей сёл, деревень, починков и займищ, а также заводов Вятской губернии на 1891 год:
- Яранский уезд. Комаровская волость. С. Михайловское; Маслинская.
- 12 родов 51 семья.
- Мотрохины- 1 семья
- Ивановы- 1 семья
- Микулины- 8 семей
- Мухачевы- 1 семья
- Журавлевы- 1 семья
В настоящее время:
С. Михайловское- Тужинский район, Михайловское сельское поселение
- Подробные
- Обзорные
Изображения
Фотографии вблизи этого места с сайта
Права на фотографии принадлежат их авторам или владельцам
«Книга Вятских родов» В. А. Старостина
Реестр селений и жителей на 1891 год.
№ | Название селения | Губерния, Уезд, Волость, Общество | Приход | Река | Семей | Жителей | Промысел или занятие | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
20884 | село Михайловское; Маслинская | Вятская губерния, Яранский уезд, Комаровская волость, Янгурашинское общество | с. Михайловское, Архангельская ц. (церковь в этом селении) | Немдеж → Ярань | 51 | 264 | плотник; извоз | |
Рода, число семей: | Примечания: Для просмотра полной информации из «Книги Вятских Родов» щелкните по № селения. Значок - запись в «Живую Книгу Родов» (на сайте http://www.herzenlib.ru/kniga/) |
Материалы по статистике Вятской губернии. Подворная опись 1884-1893 гг.
№ (код) | Тип | Название | Уезд | Волость, Общество (район) | Дворов | Муж. пола | Жен. пола | Обоего пола | [-]Дополнительная информация (показать/скрыть) | Источник | ?Посмотреть сканы страниц книги. В книге доступна дополнительная статистическая информация: возрастная структура населения, рабочая сила, грамотность, промыслы, скотоводство, земельные ресурсы, аренда и кредит, способы обработки земли. Объём информации отличается в зависимости от уезда. | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
деревня | Маслинская (с. Михайловск.) | Яранский уезд | Комаровская волость, Янгурашинское общество | 48 | 125 | 139 | 264 | [-] | 1, отд. I, с. 162—169 | |||
Сословие (разряд) Народность | ||||||||||||
3 | 8 | 10 | 18 | |||||||||
45 | 117 | 129 | 246 | |||||||||
Список населённых мест Вятской губернии 1905 г.
№ (код) | Тип | Название | Уезд | Волость | Дворов | Мужчин | Женщин | Всего жителей | Источник | ? | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
село | Михайловское (Янгурашки) | Яранский уезд | Комаровская волость | 4 | 8 | 14 | 22 | 1, л. 890 об. |
Список населённых мест Вятской губернии по переписи населения 1926 г.
№ | Род | Название | Уезд и волость | Сельсовет | Расст. до ВИК | Крест. хоз-в | Проч. хоз-в | Всего хоз-в | Муж. | Жен. | Всего | В т.ч. мари | Проч. нацмен. | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
9-10-092 | село | Михайловское | Яранский уезд, Шешургская волость | Михайловский | 12 км | — | 18 | 18 | 35 | 34 | 69 | 1 | — |
Списки населённых мест по материалам Всесоюзной переписи населения 1939 года
№ (код) | Тип | Название ?Названия нас. пунктов Кировской области приведены по источнику [1] и проверены по источникам [2], [3], [4] (фактически использованные источники указаны в примечаниях к каждому нас. пункту). Названия нас. пунктов Архангельской области приведены по источнику [5]. По исправленным ошибкам, опечаткам и разночтениям в источниках сделаны примечания. Нас. пункты, добавленные в списки по сведениям 1938 г., приведены без порядкового номера и отмечены знаком * после названия. | Регион | Район | Сельсовет |
|
| Отдельно стоящие жилые строения (1938 г.) ?Сведения приведены по источнику [2]. Сделанные в некоторых случаях исправления и дополнения по источникам [3] и [4] помещены в квадратные скобки [] либо явно помечены ссылкой на источник. В Кировском районе, где сведения по источнику [2] отсутствуют, они приведены по источнику [4]. Строения, отмеченные знаком *, включены в итоги переписи как отдельные нас. пункты. Строения, отмеченные знаком **, в итоги переписи не включены, но добавлены в списки как отдельные нас. пункты по сведениям 1938 г. ([3] или [4]). Знак ? после * и ** означает неуверенность в сопоставлении нас. пункта и отд.-стоящ. жил. строения. | [-]Ссылки на источники информации (показать/скрыть) | ||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
село | Михайловское | Кировская область | Тужинский район | Михайловский с/с (ц.) | 28 | 76 | 135 | 123 | 258 | 1. дом Комаровой Е. Н.; 2-4. начальная школа; 5-6. Михайловская МТС ; 7. дом Безрукова И. С.; 8. дом Залешина В. П.; 9. пекарня сельпо | [-] | ||||||||||||
Источники: [1, л. 492 ↗; 2, л. 827 ↗; 4, л. 271 ↗] |
Список населённых пунктов Кировской области на 01.01.1950 г.
№ (код) | Тип | Название | Район | Сельсовет | Хозяйств | Нал.население | Примечание ?Список сокращений: | Источник | ? | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
село | Михайловское | Тужинский район | Михайловский сельсовет | 25 | 192 | 1, л. 862 |
Административно-территориальное деление Кировской области на 1 июня 1978 г.
№ | Тип | Название | Район или город обл. п. | Сельсовет | Расст. до ц. с/с |
---|---|---|---|---|---|
32067 | село | Михайловское | Тужинский район | Михайловский сельсовет | центр |
Расстояние до райцентра: 17 км. Центральная усадьба: колхоз Дружба |
Список населённых пунктов Кировской области по данным Всесоюзной переписи населения 1989 года
№ (код) | Тип н.п. | Название | Район | Сельсовет |
|
| Категория населения | Источник | ? | |||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
село | Михайловское | Тужинский район | Михайловский сельсовет (ц.) | 524 | 238 | 286 | 503 | 226 | 277 | сельское | 1, с. 193 |
Административно-территориальное устройство Кировской области на 1 июня 1998 г.
№ | Тип | Название | Район или город обл. зн. | Округ | Расст. до ц. округа |
---|---|---|---|---|---|
33044 | село | Михайловское | Тужинский район | Михайловский сельский округ | центр |
Расстояние до райцентра: 29 км |
Всероссийская перепись населения 2002 года
№ (код) | Тип | Название | Регион | Район | Сельсовет | Мужчин и женщин | Мужчин | Женщин | Национальность (%) | Категория населения | Источник | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
село | Михайловское | Кировская область | Тужинский район | Михайловский сельский округ (ц.) | 437 | 206 | 231 | русские: 94 % | сельское | 1, 2 |
Всероссийская перепись населения 2010 года
№ (код) | Тип | Название | Регион | Район | Поселение | Мужчин и женщин | Мужчин | Женщин | Категория населения | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
село | Михайловское | Кировская область | Тужинский муниципальный район | Михайловское сельское поселение (ц.) | 266 | 119 | 147 | сельское |
Государственный каталог географических названий (АГКГН)
Реестр зарегистрированных в АГКГН географических названий объектов на 18.11.2010. Кировская область
Рег. № | Род объекта | Название объекта | Административный район |
---|---|---|---|
29183 | село | Михайловское | Тужинский район |
Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО) на 2020 год
№ (код) | Тип | Название | Регион | Район | Поселение | |
---|---|---|---|---|---|---|
с | Михайловское | Кировская область | Тужинский муниципальный район | Сельское поселение Михайловское (ц.) |
Церковные приходы (общины) в этом населённом пункте (до 1-й пол. XX в.)
Архангельская церковь
Приходы Вятской епархии за 1872 г.Церкви и приходы в Вятской епархии (по клировым ведомостям 1872 г.). // Вятские Епархиальные ведомости, 1873 г., отдел духовно-литературный, №№1-24 | |||
Село Михайловское | Архангельская церковь | Яранский уезд | 2-й благочиннический округ |
№13, с. 450 325. Архангельская в селе Михайловском. Построена в 1861 г., деревянная с одним престолом во имя Архистратига Божия Михаила. При церкви состоят священник и два дьячка. Священник имеет казенную квартиру, у дьячков свои дома. Земли церковной во владении причта 3 дес. усадебной и 49 дес. 1200 саж. пахатной и сенокосной. В приходе 18 селений, не далее 6 в. от церкви; прихожан 1096 м. п. и 1325 ж., в том числе Черемис, в двух селениях, 102 м. п. и 210 ж. Село Михайловское от г. Вятки в 210 в. Ближайшия села: Большешешургское в 10 в., Ломовское в 12 в., Пижемское и Шошминское в 15 в. Показать оригинал | |||
Церкви и часовни Вятской епархии за 1890 г.Алфавитный указатель церквей и сел Вятской епархии с подразделением их на благочиннические округи: составлен 7 мая 1890 года. - Вятка: тип. Маишеева: 1890. | |||
Михайловская - Архангельская, церковь приходская | Яранский уезд | 3-й благочиннический округ | |
Число прихожан — муж.п.: 1534, жен.п.: 1727. Штат — священников: 1. диаконов: 1. псаломщиков: 1. Рукописное примечание — 1860. | |||
Села и храмы Вятской епархии. Начало ХХ векаГОУ «ГАКО», «Села и храмы Вятской епархии. Нач. ХХ в.» | |||
Михайловское | Архангельская | Яранский уезд | 3-й благочиннический округ |
Приходы Вятской епархии за 1912 г.Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание (с картой Вятской губернии). Вятка 1912 | |||
Село Михайловское (Янгурашки) | Архангельская церковь | Яранский уезд | 3-й благочиннический округ |
10) Село Михайловское (Янгурашки) – Архангельская церковь, каменная, построена в 1888 г.; расстоянием от г. Вятки в 200 в., от уездного города в 25 в., от благоч. в 15 в.; причта по штату положено: 1 св,, 1 д., 1 пс.; квартиры для причта казенные: земли: усад. 3 дес., пах. 44 д. 1992 с , сен. 4 д. 1608 с., неудоб. 3 д. 1248 с.; братский денежный доход: св. 851 р. 1 к., диак. 567 р. 34 к., пс. 283 р. 67 к.; руги собир. на весь причть до 120 п. ржи и 200 п. овса; прихожан: прав. рус. 1862 м. п , 2035 ж. п. крещ. черем. 139 м. п., 156 ж. п.; приход состоит из 20 сел., расст. 1 – 12 в. Село расположено на левом берегу речки Маслинки, в местности ровной, лесной. В селе земекое училище; в приходе школ нет. Прихожане занимаются хлебопашеством и отхожим промыслом в Сибири. Фельдш. медиц. пун. в селе Пижемском в 17 вер.; вол. правл. в селе Алексеевском в 8 вер ; парох. прист. в с. Сорвижах в 65 вер.: ж. д. ст. в г. Котельниче в 110 в. Село стоит на проселочной дороге. Показать оригинал | |||
Списки населённых мест по приходам на конец XIX-начало XX века | |||
с. Михайловское | Архангельская церковь | Яранский уезд | 3-й благочиннический округ |
Число населённых мест в приходе: 20 (Смотреть список) По данным: Клировые ведомости за 1915 г. (ГАКО ф. 237, оп. 70, д. 1648) Справочник по составу приходов церквей Яранского уезда на 1915 г. КОГКУ «ГАКО». Киров, 2012 |
Материалы к «Русскому провинциальному некрополю». Вятская губерния
Материалы к «Русскому провинциальному некрополю» великого князя Николая Михайловича. Том 1. Губернии Астраханская, Вятская, Нижегородская, Самарская, Саратовская и Симбирская / Рос. гос. истор. архив ; изд. подгот. Д. Н. Шилов. - Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2012. - 1032 с.Для просмотра информации о захоронениях при выбранной церкви щёлкните ссылке [+].
№ (код) | Город или село, церковь | Записей | [-] | Уезд | Благочиннический округ | |||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
288 | Михайловское, село. Архангельская церковь | 7 | [-] | Яранский уезд | 3-й благочиннический округ | |||||||||||||||||||||
|
Страницы
Каталог метрических книг
№ | Нас.пункт (село) | Церковь | Годы | Виды актов ?Р - записи о родившихся Б - записи о бракосочетаниях С - записи об умерших Рзв. - записи о разводах (ислам) ? - наличие сведений в деле неизвестно | Место хранения | Координаты дела | Листы | Ссылка | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
В нашем каталоге пока нет метрических книг по этому приходу |
Персоналии из этого населённого пункта
- Ардашев Павел Михайлович (1920)
- Ардашев Павел Михайлович (1920)
Добавила данные реестра 1891г.
Добавил СНМ-1926, проверяйте.
спасибо!
Добавил СНМ-1859. По АТД-1905 Яранский уезд, Комаровская волость, с. Михайловское (Янгурашки).
Почему по реестру Старостина село Михайловское и в тоже время Маслинская?
Конечно, мое мнение, что Янгурашки всё-таки отдельная деревня.с.Михайловское образовалось рядом :)
Если у вас есть более точные сведения, то можно подправить. Также можно создать два отдельных НП, однако нужно это как-то пояснить.
Я не могу сказать точно,просто,родившись в этом селе,на сколько знаю, что храм сначала хотели построить на правом берегу Янгурашек, но рядом живущие мари, не согласились,тогда решили храм построить на пригорке между двумя деревнями - Янгурашек и Масленской.Вокруг построенного храма постепенно застраивали свои кельи служащие храма, а затем переезжали на эти места жители близлежащих деревень.Так образовалось наше село Михайловское.И теперь получается,что Михайловское,это продолжение д.Янгурашки,так как стоит вплотную и разделено всего лишь небольшим оврагом.В документах является в целом одним селом.Поэтому разделить, как два разных населенных пункта, не можем.
В описании Архангельской церкви, представленном в сборнике "Храмы Тужинского района" используется исторические сведения о "тяжбе прихожан со священником Иоанном Дьячковым", к сожалению не указывается происхождение документа, его название, откуда он. Но это ладно. С исторической точки зрения данные сведения также несколько фальсифицированы, т.е. прихожане обвиняют своего священника И.Дьячкова в нерадении о приходе, что по его вине сгорела деревянная церковь, и он такой плохой, что решает ещё строить двухэтажный храм! Общее впечатление конечно складывается негативное. Кроме того сами прихожане особым благочестием не отличаются, кто дал им право ломать начаток строительсва? Исследователь задаётся вопросом, т.к. от благочинного не последовал ответ: могли ли так делать прихожане без воли начальства? Однозначно НЕТ. В Церкви без благословения ничего не делается.
Происхождение данного разногласия объясняет "Некролог о.Иоанна Дьячкова, скончавшегося 13 августа 1899г." в Вятских епархиальных ведомостях 1900г. Священник Иоанн первый настоятель храма в Михайловском, 37 лет своего служения отдал Михайловскому после открытия в нём прихода. Великий труженик и устроитель величественного храма двухэтажного. Похоронен у стен Михайловской церкви. Как сказано в некрологе, строительство такого храма в приходе с большим числом черемис, в которых было сильно развито язычество, затрудняло стройку. Черемиса "по наущению едва было не разрушили уже на половину сложенного храма и едва не достигли перемещения непреклоннаго в своих намерениях во славу Божию и на пользу прихода пастыря, - это одна из лучших, но в то же время и прискорбных страниц его пастырской деятельности." - говорится в некрологе. Отсюда видно, что все разногласия возникали со строны именно язычников черемис, которые хотели противодействовать строительству храма, да и самого о.Иоанна из Михайловского отправить подальше, чтобы больше не проявлял активности, писали на него доносы в Епархию. И остаётся открытым вопрос как на самом деле сгорела деревянная церковь? Не был ли это поджог? Отец Иоанн положил многие труды, чтобы искоренить в Михайловском приходе язычество, именно он открыл храм в Пиштенуре, который был черемисским центром. В некрологе указывается, что Епархиальное начальство всё-таки разобралось с истинной причиной разногласий в Михайловском.
Разногласия между местными язычниками и прибывшими на службу священниками были всюду,по всей стране.Местных жителей заставляли обратиться в православную веру.Наш Вятский Край заселяло в то время много народностей.И у каждой этносемьи были свои устои,свой быт,в том числе и языческая вера.Язычество было у них испокон веков,переданная им дедами.Но потом все рушится,в том числе и языческие идолы,которых пришлые христиане скидывали в речку.Священные рощи мари уничтожали,сжигали.(Очень интересно прочитать книгу про "Житие Трифона Вятского",как раз в ней говорится о том как остяков обращали в христианскую веру).Не удивительно и даже не исключено,что, возможно местное население и подожгли деревянную церковь.Какое может быть благочестие в ту пору?...Но храм был построен!И Слава богу!Но...дальше совсем другая история о взаимоотношений церкви и советской власти.Наш прекрасный Архангельский храм был разрушен!Но не как у всех,только "маковка", а до основания,что и памяти не осталось о нём.И все труды канули в лету...Почти пройдет целый век,как по инициативе местных жителей появится вновь желание строить Архангельский храм.
В середине прошлого века,когда прокладывали водопровод через территорию бывшего храма,наткнулись на кости.Конечно же,место было церковным кладбищем.Судьба костей неизвестна.Может перезахоронили там же,а может обошлись и по другому.Чьи кости были,тоже неизвестно.В 60х годах произошел обвал грунта и местные ребятишки увидели склеп (очевидцы помнят,рассказывали как бегали на него глядеть).Вскоре его засыпали вновь грунтом.Возможно,это была могила о.Иоанна...Нам не дано знать, и не знаем мы.Так как, на данный момент,визуально, кладбища не существует.Все сравняли с землей.Печально.
Интересная информация про склеп, обычно при сельских храмах их не устраивали. А может это была часть церковного подвала? Что очень вероятно. Захоронение священника можно определить по находящемуся там кресту, их два должно быть, один обычный на цепи, другой в руках большой сантиметров 30. В селе Караванном как раз был найден крест золотой, в Шешурге - медный. А отца Иоанна похоронили точно вне склепа, как говорится в его некрологе. В 30 сентября 1899г. при посещении Михайловского Вятским епископом Алексием он возлагает на могилу о.Иоанна венок.
А у меня сначала была мысль,что возможно был семейный склеп.Но раз он был похоронен вне склепа,тогда не знаю что за склеп:) "Под сим камнем покоится"...и идет перечисление покоившихся.вот и подумала
Кстати о надгробных камнях, т.е. это обычные памятники наподобее современных, только очень крепкие. В материалах некрополя упоминается трижды "покоится под сим камнем, т.е. как минимум было три могильных камня-памятника. Их вполне могли использовать в фундаменте какого-либо строения в Михайловском в советский период. Или для других целей. Весьма вероятно, что они могут быть впоследсвии обнаружены, как то было в Туже в 2014г. при разборе какого-то магазина. сейчас эти камни находятся на территории Тужинской церкви.
Очень интересно.У нас было старое кладбище,которое располагалось на территории нынешнего Кирина сада ("Старая база" еще называют).Если пройтись по нему,то вместо могил остались очертания холмов.Но ни одного креста уже не осталось.Но мне было известно,что кроме крестов были и надгробные камни.Я еще застала один.Помню что была на нем какая-то надпись.Но куда его дели потом,я спрашивала,никто не знает.Вот и не исключено что камни ушли на застройки зданий,дорог и т.д
Если был обвал грунта,то возможно, что был и церковный подвал а не склеп.Георадар решил бы этот вопрос :)
Добрый день! Вопрос в основном Эльвире, но возможно он заинтересует все сообщество. Предлогаю заглянуть в историю Михайловской школы. С какого года она действует? В Тужинском архиве хранятся документы по личному составу с 1945 года, а где до этого учились ребята? Семилетняя школа в с. Шешурга открылась по крайней мере в 1935 году, вероятно детей отправляли туда.
Школа там была еще до революции, в 1912 г. упоминается земское училище в селе: http://rodnaya-vyatka.ru/ve1912/yaranskiy-uezd-3
Вот именно! До революции! Земское училище, это церковно приходская школа с максимум четырех классным обучением. В 1917 все ЦПШ были упразднены а их имущество передано в Министерство народного просвящения, но это не говорит о том, что был организован процесс обучения. В ЦПШ главным предметом было Слово Божие, новая власть не приемила такое образование, однако светских учителей на всех не хватало. Поэтому многие школы просто закрыли.
А что, если до революции, то это уже не Михайловская школа?
Земское училище - это не церковно-приходская школа. У них разные, как сейчас принято говорить, учредители и источники финансирования. У Вас слишком "советское" понимание о сути дореволюционных школ. Советую посмотреть программы обучения в земских училищах.
Хотя и то и другое - начальные школы. И там и там основные преподаватели - священники или дочери священников.
А чем отличались советские школы 1930-тых годов? Ведь и там идеология была на 1 месте. И так же 4-летки.
Земские училища в 1918 г. не закрывали.
Учителя церковных школ так же продолжали преподавать. Многие успешно адаптировались к новым условиям. Читать и писать по-прежнему надо было учить.
Я не пойму в чем наши противоречия! Мы одинаково подходим к вопросу статуса земской школы, ведь речь не идет о реальном училще. Я просто хочу увидеть информацию о Михайловской школе из первоисточника, тоесть из документа. Мы онаверное все понимаем что с июня 1917 года одна формация была заменена другой, а потом был еще и 24 год с ликвидацией безграмотности и последующий период до 28 года в корне поменявший подход к образованию в новой России.
В Михайловской школе есть огромный кладезь информации, возможно ктото поделится ей в рамках нашего сайта
Если Вас интересует время создания земской школы, то надо в ГАКО. У них там создан хронологический алфавитный указатель упоминаний школ в документах (точное название не помню). В нем, конечно не все школы, но много.
Так же можно в Герценке просмотреть отчеты земства 1867-1917 гг. по начальным школам. В них, кроме списков школ по годам, встречаются и списки учителей и анализ состояния школьных зданий.
Наверняка в ГАКО есть такие документы и по советскому периоду. Но я с ними не работал.
Я по своей родной школе материал искал: http://www.falenki.ru/blog/shkoly-sela-svyatitsy
Они так же сначала отсчет вели с открытия ЦПШ в 1887 года.
Я нашел массу документов, подтверждающих, что в селе школа была и раньше, с 1838 года.
Отметили недавно 175-летие. Мало какая городская школа может похвастаться такой датой.
Спасибо за совет и ссылку. Почитал. Рессурс интересный. А Герцинка от меня далековата, километров этак 850 будет. Но бог даст съезжу.
Здравсвуйте, хочу дополнить ещё одним источником по истори школ. Это клировые ведомости церквей. Там содержатся даты открытия церковно-приходских и земских школ, а в начале 20 века в клировых ведомостях даже записывали послужные списки учителей (не тольк освященников, но у учителей-мирян). По школам Тужинского района в свою очередь кое-какие очерки составлял Леонид Ахтулов в начале 1990 годов они опубликованы в Тужинской районной газете "Родной край" и изданы отдельным сборником, хранится он в Тужинском музее. И конкретно по Михайловскому могу сказть, что основоположником образования в селе был священник Иоанн Дьячков. Приход в Михайловском открыт в 1861 г. а о. Иоанн назначен туда в 1868 г., служил около 40 лет. Он с первых лет служения уделял внимание образованию. Сначал у себя на дому учил, а 1874 г. относится открытие земского народнокго двухклассного училища училица. В 1915 г. в нём обучалось 120 мальчиков и 50 девочек. Церковно-приходская школа на упоминается. Отец Иоанн открывал также школы грамоты в окрестных деревнях михайловского прихода.
От сохи и лаптей до смартфона. Летопись на примере жизни Кузьминых (Оносовой) Анны Семеновны, много лет проживающей в д. Теремешки и похднее в с. Михайловском.
Анна Семеновна родилась в 1926 году, в деревне Новозаводские в семье Оносова Семена Филатовича, 1902г.р. и матери Оносовой (Шустовой) Марии Мироновны 1904 г.р. из д. Ободанур. В 2020 году разменяла Анна 95 год. По ее словам первые жители, а это были переселенцы из с. Шешурги, обосновались на берегу речки Никитихи, что находиться в 4-х километрах на север от с. Шешурги. Деревня, судя по похозяйственным книгам Тужинского архива образовалась в 1918 году. Деревня строилась сначала на правом берегу речки. Первые жители – Оносов Иван Петрович с сыном Николаем, Кульпин Иван Яковлевич с сыном Николаем, Оносов Семен Григорьевич, Кудрявцев Василий, Козяев Данил Кирилович, Козяев Дмитрий Федорович – все построились в 1918 году. Помнит Анна как на левом берегу Никитихи еще стоял лес, пилили его, пеньки убирали, разрабатывали поля, и дома только строились. Семья Филата переселилась в 1921 году. В одном доме с дедом Филатом Никитьевичем 1866г.р родом из с. Шешурга и с бабушкой Леной, кроме отца Семена Филатовича, жили еще брат Константин Филатович, 1899г.р.. и другой брат Иван Филатович, 1912г.р.
Сестра Семена была всех старше и вышла замуж в д. Егоровские еще до революции. Родились у них дети Петька да Анютка. Но умер рано отец, а за ним и мать. Отдали ребят в детдом Дом, хлев и клеть Филат с сыновьями построили в 1921. Крыши домов уже делали из теса, новая деревня, соломенных крыш уже не было, хотя в Шешурге в нескольких домах еще были соломенные крыши. Тесовые крыши выполняли двухслойные, нижний слой просто кромленый тес, а второй слой прибивали на щели первого. На верхнем слое теса делали по две дорожки рубанков для стока воды во время дождя. Тес и пол пилили из бревен в ручную. Изготовляли козлы метра два высотой, подавали на козла бревно, размечали его, что бы прямо пилить, один человек стоял вверху, другой внизу и пилили специальной пилой вверх – вниз. Зубья у пилы были направлены только вниз, вверх пилу просто поднимали. Ручки у пилы двойные по ширине плеч. Из середины выходил хороший пол, который строгали, долбили отверстия с боков и вставляли квадратные шканты, чтобы пол не гнуло при высыхании в доме. А из краев горбыль на потолок шел. При распиловке теса до конца бревно не допиливали, что бы бревно снова не крепить, и пилили другой рез.
Под углы нового дома ставили стойки из столбов – тюлек, подкладывали бересту, что бы воду из земли не тянуло. Дома строили все вместе, стопу рубили все родственники, а через год, когда стопа просохнет и сядет, собирали на мох, то приходили много соседних мужиков, и стопу быстро собирали. Кто бревна на покаты закатывает, кто веревкам это бревно тянет вверх по покатам, а кто мох раскладывает на бревне. Стопу собирали быстро. Константину, когда он женился, тоже построили свой дом на другом берегу речки. У Семена Филатовича Анна была первая дочь, затем родилась сестра Зоя, брат Иван. Дом был большой, дворы огромные, в которых стояли две коровы, лошадь, овцы, свиньи, куры. Занимались сельским хозяйством. Свет-керосиновые лампы, во двор ходили с фонарем. Фонарь квадратный деревянный три стекла по трем сторонам, а четвертая сторона была дверка, открывалась вверх, на дне фонаря стояла стеклянная банка с керосином, закрученная железной крышкой, в крышке отверстие вставлена медная трубочка с фитилем из кудели. Вверху дырочка для отвода продуктов горения. Откроешь дверцу, зажжешь фитиль, закроешь дверцу и иди куда хочешь, ветер не потушит огонь. У фонаря ручка железная, как перевесло у ведра. В доме лампы со стеклом были, на крючках висели над столом. Можно ниже опустить, или выше. Были и маленькие лампы без стекла, например в бане вечером мыться, поставят на окно, светит лампочка. Керосин покупали в с. Шешурга.
Здесь нужно сделать отступление - почему из крупных сел жители стали переселятся в новь освоенные так называемые починки. Например, в с. Шешурге в 1917 году проживало около 150 хозяйств, в семьях подрастали по 3-4 сына. В средних хозяйствах в 1917 году в с. Шешурга содержались: лошадь, корова, бычок, телёнок, 5-7 овец, ягнята, 1-2 свиньи, поросята. Из инвентаря веялка и сортировка, соломорезка. На 1891год в с. Шешурга было 56 до 4-х лет молодых лошадей и 137 рабочих лошадей. Только у Кульпина Лариона Дмитриевича было 7 рабочих лошадей! Ларион был содержатель Шешурской Земской станции, которой полагается по контракту 4 лошади. Только коров содержалось под 170 голов, не считая бычков, телят. Поэтому нужны были дополнительные посевные площади, и луга для подсобного хозяйства, содержания скота и лошадей.
В 1921 году Советская Россия приняла Новую Экономическую Политику (НЭП), длившаяся семь лет. НЭП сменил политику «Военного коммунизма», которая привела к экономическому упадку. НЭП стала одним из самых удачных экономических проектов советского периода и имела цель- введение частного предпринимательства и возрождение рыночных отношений. Продразвертски заменили продналогом. Продразвертки забирали до 70 % зерна, при продналоге- 30 %. НЭП позволила быстро восстановить народное хозяйство, разрушенное Первой мировой и Гражданской войнами.
На волне НЭПа народ вздохнул, повсюду началось строительство ветряных мельниц, выросла торговля. Дед Филат с сыновьями тоже построили ветряную мельницу в начале деревни от Шешурги. Как и все вели единоличное хозяйство, сеяли пахали, сенокосили, жали, молотили. Снопы расстилали на «ладони» - под крытиком от дождя, бока заделаны тесом. Молотили палкой с привязанной колотушкой.
Снопы вытряхивали, зерно собирали, веяли на ветру и убирали в амбар, который находился в огородце.
Пахали землю на лошадях, боронили, садили картофель, морковь, свеклу, капусту, лук, сеяли репу, садили галанку.
Помидоры в то время не садили, а огурцы выращивали. В деревне было много ребят: по пять-шесть в каждой семье, а домов позднее было около 40. Пустить мельницу в работу почти не успели – еще не было камней для размола зерна, как НЭП закончился.
ишла пора индустриализации и коллективизации.
Пришло время Индустриализации. Ставилась цель- превратить Советский Союз из земледельческого государства в развитую индустриальную державу, не уступающую ведущим странам капитализма. Ускоренное наращивание промышленных мощностей началось в мае 1929 года. Основу индустриализации составляли пятилетние планы развития хозяйства.
К началу войны тяжелая промышленность увеличила объемы производства в 4 раза. Теперь советское государство стало экономически независимым и обороноспособным. Специальной комиссией, возглавляемой ученым-энергетиком Г. М. Кржижановским, к концу 1920 года разработан перспективный (на 10-15 лет) проект электрификации России.
Согласно этому документу, намечалось построить 30 электростанций в восьми основных районах европейской части страны, Урала, Сибири, Кавказа и Туркестана. Одновременно развивалась транспортная сеть: сооружался Волго-Донской судоходный канал, реконструировались старые и прокладывались новые железнодорожные магистрали. Благодаря осуществлению плана ГОЭЛРО, производство электрической энергии к 1932 году возросло в 7 раз. Таким образом, стали возможны заданные темпы развития промышленности в СССР.
Коллективизация. Эта политика, проводимая государством в 1928-1937 годах, имела целью объединить хозяйства крестьян-единоличников в коллективные (колхозы и совхозы). Только таким способом можно было обеспечить всем необходимым процесс индустриализации:
•из общественного производства было проще изъять сельхозпродукцию;
•упрощался переход работоспособного населения из аграрного в промышленный сектор. В 1927 году XV съезд партии утвердил решение об обобществлении крестьянской собственности. Западные республики включились в процесс уже после их присоединения к СССР. Позже они вернулись к частной собственности на землю.
Сплошная коллективизация (основной этап) проходила в 1929-1930 годах. При ее проведении во главу угла были положены административно-командные методы. Крестьянство не было готово к новой системе хозяйствования. Например, создаваемые крупные животноводческие комплексы не имели ферм, запасов корма, отсутствовали квалифицированные специалисты — животноводы, зоотехники, ветеринары. Политика насильственного изъятия практически всего выращенного урожая, уничтожение частных подворий, массовые аресты. Итогом двух лет коллективизации стала массовая гибель скота и отсутствие посевного зерна в хозяйствах.
Не обошла такая участь и хозяйство Филата. В 1931 году отца Анны Семена Филатовича раскулачили, так как имел мельницу, в то время дед уже был старый, и его не тронули. Оносовы не эксплуатировали людей, все сами делали, дед и три брата- это сила, но попали под жернова раскулачивания, так как имели крепкое хозяйство. Забрали: дом в колхоз, лошадь, мельницу и одежду, две коровы, овечек всех. Одну корову положили на сани, вторую привязали за сани и на нашей же лошади повели их. А, лошадь не может сдвинуться с места, ее бьют кнутом, а Анна с братом и сестрой, маленькие стоят на крыльце и все ревут. Хлевов у нас было много, сначала там сделали колхозный конный двор, а затем перевезли на строительство ферм в другое место. В нашем доме жил конюх, печку топил, коней кормил. Семена Филатовича с семьей выслали в Сибирь. Дед Филат нанял лошадь и Семена, Марию с детьми: Анной, Зоей и Иваном, с чемоданами, довез до станции и посадил на поезд, движущийся в сторону Енисея.
На этапе сплошной коллективизации партийное руководство посчитало зажиточную прослойку на селе — кулаков — главным препятствием к обобществлению индивидуальных крестьянских хозяйств.
Началось массовое выселение в отдаленные районы СССР раскулаченных крестьян и их семей. Высылке подверглось около 2 миллионов человек. Такая же мера применялась к середнякам и беднякам, которые не захотели вступать в коллективные хозяйства. Переселенцы массово умирали — они не снабжались продуктами и сельскохозяйственным инвентарем для ведения хозяйства в нарушение инструкций. А новые места оказывались непригодными для земледельческого использования. По некоторым данным около 10 миллионов человек погибло за период коллективизации
Сибирь. Енисей.
Там Семен Филатович работал на Енисейской судостроительной верфи «Комсеверпуть» строил баржи и работал еще сапожником. Жили в бараках, две печки, двухъярусные деревянные кровати, народу много. Барак большой, холодный, только рев ребенков стоит. Каждый день умирали дети от голода, холода и болезней. За работу давали рыбу. Мать как могла нас кормила, в основном рыбой, иногда бегала в соседние деревню, меняла рыбу на хлеб, молоко и другие продукты. Умерла сестра Зоя и брат Иван. Семен Филатович кроме, того, что шил сапоги, был хорошим плотником.
Анна часто ходила с мамой на берег Енисея, где отец строил баржи. Потом мама заболела, ее увезли в больницу, положили, а Анну увезли в деревню, там она жила на сцене клуба, или так ей показалось, одна женщина приютила. Одна, но зато тепло было, не как в бараке. Отец утром до работы прибежит накормит, и после работы вечером накормит. Мать выздоровела и Анна снова переехала в барак. Находились на Енисее с 13.09.1931г по 16.03.1933года. За хорошую работу отца отпустили, отец был мастером на все руки.
А как жили это время дед Филат? После раскулачивания деду Филату и Елене (Олене) пришлось тоже покинуть родной дом. Филат ушли в д. Мирянга - к родителям бабки Елены. И что бы как то прокормиться они ходили по деревням, дед шил на швейной машинке верхнюю одежду населению. У него была большая швейная машинка, на которой можно было прошить и прострочить толстый подклад из кудели к пальто. Зайдут в одну деревню, пустят их в дом, и они всю деревню обошьют, затем в другую деревню идут. Бабушка помогала Филату шить и пряла пряжу, вязала. Этим кормились. Дед Филат заработал целый лист рублей, но потом деньги обесценились, и ими играли дети. А Константин жил в своем доме в Новозаводских, вступил в колхоз. Иван жил с Костей, еще не женатый был.
Д. Симонята.
Приехав с Енисея, семью Семена приютили родственники из д. Симонята Кикнурского района, так как ехать было некуда. Поселились у маминой тетки. Отец Семен шил сапоги, а так как он был мастером на все руки, то однажды он разобрал старую гармонь, выяснив, из чего и как она сделана, начал изготавливать гармони. Вскоре к нему присоединился брат Иван и работа пошла веселее. Изготовляли деревянные ящики под будущую гармонь, меха делали из картона, обшивали цветным ситцем, Углы - кромки- обшивали пленкой. И так каждую боринку. Планки вроде бы покупали, а может и сами изготовляли. Напротив каждого голоса вырезал полоски, и заклеивал ситцем. На ящиках вырезал рисунки и после шлифовки красил лаком. Для украшения гармони покупал старые медные подносы из под самоваров. Ремни прошивал на машинке деда Филата. Сидели вечерами дольше пол ночи - днем работали - не когда было. Гармони изготовляли под заказ, в том числе большому начальнику из Кикнура. Там родились два брата –двойни- Анатолий и Иван. Анна ходила в школу из д. Симонята через деревню Украина в д. Турусиново. Школа была до 4-х классов. Там она окончила два класса. В Симонятах прожили три года. Вскоре пришло письмо от брата Кости из Новозаводских, он известил, что дом Филата стоит пустой и колхоз решил продать дом и если хотите, то выкупайте. Собрав все заработанные деньги Семен и дед Филат выкупили свой дом и снова начали жить в Новозаводских.
Снова д. Новозаводские.
Дом был разграблен, дворовых построек нет, увезли на строительство нового колхозного конного двора в Новозаводских. Пол изрублен – колхозный сторож колол дрова в доме. Построили новый хлев. Отец Семен вступил в колхоз и работал в колхозе разнорабочим, мать Мария тоже работала в колхозе разнорабочей, затем кормила на ферме овечек. В 1936 году Семен Филатович подал заявление в правление колхоза на восстановление его в избирательных правах, предоставив хорошие характеристики работы с Енисея, из Симонят. Правление восстановило отца в правах. Отец Семен вечерами шил сапоги. Покупал кожу и подошву, по бумажным выкройкам шил голенище, изготовлял стельки и обтянув кожей деревянную колодку шил нижнюю часть сапогов. Прошивал нитью, снова приколачивал деревянными гвоздиками в дырки около ниток, что бы нить меньше изнашивалась. Инструменты он еще до раскулачивания отвез на лошади в Симонята, они и пригодились позднее. Дед Филат плел лапти. Рано утром весной уходил в лес и возвращался с липовым лыком. Много надерет, много лаптей на вяжет, в клети в чуланчике всякие лапти у деда на гвоздиках висели. Ребенков много кому нибудь да лапти подойдут. Ходил дед Филат в лес за корьем, грибами, ничего не найдет, то дров – хворосту притащит домой. Лес был большой и рядом. Шил Семен на ноги как бурки из толстого сукна, на бурки Анна надевали галоши и ходили в школу весной и осенью, а зимой в валенках ходили. А лето все босиком бегали. Родились еще брат Александр и сестра Зоя. Анна окончила третий и четвертый класс в с. Шешурге, а потом водилась с младшими братьями и сестрами, работала в колхозе. Дома как и в колхозе садили лен, осенью его теребили, собирали в снопы в десятки – четыре снопа с одной стороны, четыре с другой да сверху два снопа – получался десяток и сохнет хорошо и сосчитать сколько у тебя льна легко, а в колхозе платили за десяток. Созреют колокольчики с семенем, желтые станут семечки, выколачивали семя деревянным вальком, на ветру просеивали от мусора. А саму тресту мяли в ручной мялке, левой рукой тресту направляешь под мялку, а правой – вверх, вниз мнешь тресту. Мялка сделана из дерева, основа стояла на ножках. Одной ногой приступаешь нижний остов мялки, что бы не прыгала, три досочки между собой соединены с зазорами, края круглые, что бы тресту мяло, а не рвало. А сверху на шарнире две досочки входили в два промежутка нижней части, между ними последовательно продавливали пучок льна по всей длине, при этом твердая часть, костра, отделялась. Затем лен трепали деревянным трепалом, отделяя от льняного волокна оставшуюся костру.
Потом волокно чесали железной щеткой - гвозди набитые в деревянную доску - часто, часто. Зажмешь один конец пучка волокна в мялке, и вычесываешь костру. Если нужна очень тонкая ткань, то еще чесали мелкой щеткой, разделяя каждый льняной стволик на несколько ниточек. Получается чистое тонкое волокно, которое пряли. Пряжа закреплялась на лопатке прялки с помощью веревочки. Пряха садилась на донце прялки и левой рукой подкручивала начала нити стараясь забрать из кудели как можно ровнее, и вращая веретено скручивала нить. Затем готовую нить свивали на это же веретено, быстро закрепляли нить в верху на петельку и снова вращали скручивая новую нить. Ткань ткали на ткацком станке: пряжу с веретена навивали на мотовило, перевязывали, что бы не путалась нитки, затем снимали и мыли, кому нужно – красили. Сухую пряжу навивали на воробы, с вороб - на вьюшки ткацкого станка. Заправят Анна с мамой Марией Мироновной станок. Нити один конец привяжут, середину нити пропустят через бердо, через ниченки и привяжут на другом конце, скрутят на вал. Ниченки две было, соединены с подножкой – педаль такая, соединенная с ниченками. Накрутят на цевку нить, вставят цевку внутрь челнока, а если нужен узор с другой цветной ниткой, то еще на другие цевки цветную нить накрутят, и на другие челноки цевки вставят, но и ниченок а подножками нужно много. Нажмут на подножку ногой, ниченка с половиной нити ниже опустится, толкнет Анна челнок поперек полотна в образовавшийся зазор, останется нить сзади, прижмет бердом нить к основе, снова нажмет на другую подножку, другая половина нитей опустится с ниченкой, пропустит Анна челнок обратно, нить остается, подожмет бердом нить и так туда, сюда, получается ткань. Готовую ткань свивает на вьюшку, вставляя деревянный круглый клин от прокручивания в отверстие станка. Но сначала освобождала другой конец, также деревянный клин вытаскивала из отверстия, делая слабину ткани. Изготовленную ткань кипятили в русских печах в больших чигунах со щелоком из золы. Полоскали в проруби, растилали по снежному насту, оставляя на ночь холсты, чтобы не только снег и солнце, но и мороз отбелил полотно. Получался белый цвет. Иногда ткани окрашивали в разные цвета краской. Из ткани шили нижнее белье, рубашки, брюки, некоторые вещи красили. А из толстого волокна, которое вычесывалось раньше, пряли и ткали на мешки, на грубые положины под зерно, ковриги, на верхнюю одежду. Держали в хозяйстве пуховых кроликов, мешали тонкое волокно с пухом, били, пряли, и вязали полушалки, которые сдавали заготовителям, была возможность заработать деньгами. Заготовители продавали примерно по 20 рублей платок, и рассчитывались только после продажи. Получив деньги бегали в с. Шешурга в магазин, там иногда привозили ситцевые кофты, платья. Очередь занимали с вечера, но часто ничего не доставалось, мало товара привозили, да взрослые мужики вперед лезли нас девчонок. Носки вязали из овечьей шерсти, кофты, жилетки, для себя, пряжа с пухом была.
Позднее в Новозаводских организовали начальную школу в четырех домах: у мамы - Оносовой Марии Мироновны, Козяева Петра Егоровича, Оносова Геннадия Егоровича, Козяевой Елизаветы. В школу ходили как свои Новозаводские, так и из соседних деревень - Ташкема и Шохры (Новотроицкое).
На Руси упоминания о льняном производстве датированы VIII – IX веками. Отрасль начала интенсивно развиваться во времена Екатерины II. Императрица разрешила свободный экспорт сырья за границу. На протяжении нескольких веков Россия оставалась главным поставщиком льна в мире. На долю страны приходилось 80% мировых посевов и 70% сборов льна. В 1913 году было собрано 276 тысяч тонн льна. Основная часть льняного производства была расположена в русском Нечерноземье между Петербургом и Москвой, а также в Смоленской, Вологодской, Вятской, Ярославской и Костромской губерниях.
В Яранском уезде на территории Тужинского района в IХХ веке предприимчивые крестьяне строили маслобойни, принимая от местных и соседних крестьян льняное сырье и где перерабатывали семя на масло льняное. Продавали масло крестьянам и сдавали государству. Так, например, - в Яранском уезде Комаровской волости в селении Жеребцов на маслобойне Жеребцова М.Я произведено 80 пудов масла льняного на 330 руб.;
- В селении Махнев на маслобойне Махнева К.А. произведено 120 пудов масла льняного на 430 руб.;
- на маслобойне Махнева А.И. произведено 100 пудов масла на 400 руб.; На маслобойне Махнева Е.Ф. – 80 пудов на 325 руб. ;
- Махнева Е.А.- 80 пудов на 325 руб.;
- В селении Красная Речка на маслобойне Головина Л.И. произведено 120 пудов масла льняного на 430 руб.;
- В селении Шаров- на маслобойне Мирошина А.г. – 80 пудов масла на 325 руб. ;
- В селении Ободанур на маслобойне Медовикова В.А. – 80 пудов на 325 руб.
- В селении Комаров на маслобойне Лоскутова А.В. произведено 100 пудов масла льняного на 420 руб.;
- В селении Бурдин на маслобойне Николаевых (Братья Бурдины Николаевичи) произведено 80 пудов масла льняного на 325 руб.
- Маслобойный завод имели братья Батухтины Кондрат и Василий Лукичи из Шушканов;
- Масляный завод в Шушканах имел Шушканов Данил Яковлевич.
После коллективизации эта отрасль стала сокращаться. Основная причина — отток рабочих рук. Как результат, к началу XXI века производства льна в России упало в семь раз, а Нечерноземье превратилось в один из самых депрессивных регионов страны.
С. Михайловское.
В мае 1941 года, перед самой войной, отец Семен заболел и умер, осталась мать Мария одна с пятью детьми. Так как нужно было кормить семью – пять малых детей и мать, Анна ушла работать на Михайловский льнозавод. Работала на первом этаже льнозавода, делила снопы тресты на мелкие пучки и накладывала на транспортер, по которому треста поднималась на второй этаж и подавалась в машину, машина принимала тресту, мяла, трепала и выдавала волокно, другие женщины там связывали волокно в пучки, далее складывали в тюки и это все отправлялось на заводы в страну. С Анной вместе работала Женя Лобанова из Янгурашек, а старшая сестра у нее, Мария, работала мастером на заводе. Работали в две смены. Треста подавалась к машине уже околоченная от семени. Около льнозавода стояли другие здания сушилки – где топились печи и если треста влажная, то ее просушивали. Было много комнат, с разной температурой сушки. На заводе Анна проработала около года, но весной перед войной случилось несчастье - льнозавод сгорел. Еще проработала несколько дней - сушили оставшуюся тресту и отправляли на Идоморский льнозавод. Масло льняное для себя дома не делали, скользкое семя, не раздавишь, убегает из под толкушки. Поэтому семя возили на маслобойку или покупали. А масло сливочное делали из сметаны. Снимали сметану с горшков, ставили в печь, оттопить сметану нужно, остудить, сыворотку отлить и мутовкой мешать до образования комочков масла. Пахту выливаешь.
Появились первые трактора, которые работали на березовых чурках. Чурки пилили и сушили летом на солнце, а зимой на печке. Задание было.
Началась Великая Отечественная Война. Ушел на войну дядя Костя, где и пропал без вести на полях войны в 1942 году. За ним дядя Иван Филатович, погиб в бою в 1942 году. Пришла очередь идти на войну и старшему сыну Кости - Василию, который тоже погиб в бою в 1944 году. Брат Иван ушел в ФЗО в г. Свердловск, жил и работал на обувной фабрике, женился там и остался. В 1942 году умер дед Филат, без мужиков стало плохо. На колхозных полях пахали, боронили, возили сено к фермам на быках. Жизнь шла своим чередом. Лошадей забрали на войну, и обрабатывать свои земельные участки приходилось на себе. Складывались три хозяйства, хозяин идет в корню - в оглоблях вместо лошади, чересседельник у него, как у лошади на плечах. С боков тянули за веревки по три человека с одного и другого бока, женщины и дети, которые повзрослей и один человек управлял сохой (у нас после смерти отца Семена, управлял сохой сосед Оносов Семен Петрович). Боронили сами - своей семьей, боронить полегче, чем пахать. У борон уже были железные зубья. Сеяли зерно из «Осиновки», легонькое изделие, висело на веревке на шее впереди себя. Берешь горсть зерна и кидаешь перед собой, ударяя об осиновку. Жали серпами. В колхозе перед войной уже появились конные жатки, стало полегче. Руками разделяли и связывали в снопы. Сухие околачивали вальком. Колхозную картошку на зиму сыпали по хозяйствам в подполье для хранения, перебирали ее, весной набирали и садили в колхозных полях. Муки было мало, пекли лепешки из картошки с добавлением кашок клевера, щавеля, пестов, лебеду добавляли, но с лебедой лепешки получались противные, не вкусные. Бывало дадут из колхоза зерна немного, так Мария Мироновна взвалит мешочек на плечи и с Анной пойдут до водяной мельницы в д. Ломина на Ошме Горьковской области км. 12-15, размолоть на муку. Мелко там мололи, лепешки с лебедой не разваливались. Местные ветряные мельницы мололи крупно. Бывало Анна и одна ходила с котомкой зерна кг. 15 молоть туда.
У соседа, дяди Семена Оносова, была такая толкушка обитая железом, на пружине висела и руками толкли ей в чаше все «приправы» к хлебу.
Зерно тогда все сдавали государству, - план был, а на 50 соток много не посадишь. Жили на картошке. Был план и по сдаче молока - 200 литров в год, мяса - 40 килограммов на хозяйство. Если кто-то сдает мяса больше - то входили к нему в пай по сдаче мяса, а хозяину отдавали деньги или рассчитывались другими продуктами. Яйца нужно было сдавать, есть у тебя куры или нет, неважно.
В феврале 1942 года, когда Анне исполнилось 16 лет, дали повестку на строительство окопов. Надела валенки Анна, полушубок, платок и повезла ее мать в Тужу на лошади, но опоздали, партия уже ушла. Сходили с мамой на строительство новой Тужинской школы из церковного кирпича, которую клали мужики в том числе из Новозаводских, они сказали, что следующая партия будет не скоро, и что бы они ехали домой. Дома узнав, что в Шушканы на маслозавод требуются рабочие, Анна уехала в Шушканы.
Шушканы
В Шушканах работал маслодельный завод, наверное до революции он принадлежал Шушканову Данилу Яковлевичу. На заводе производили масло, сыр, брынзу, творог и казеин. Еще в Шушканах работала маслобойка, масло льняное били. Как ехать из Тужи на левой стороне за огородами, находилась маслобойка, там деревья растут и сейчас. Маслобойка уже принадлежала колхозу, две лошади, попеременно по одной, ходили вокруг вертикального вала, затем крутящий момент передавался через деревянные зубья вверх на горизонтальный вал, другой конец которого был в здании маслобойки и вращал вертикальный вал, на нижнем конце вала был эллипс, и с поворотом вертикальное бревно с зубьми, поднималось в верх по эллипсу. Под него в колоду? поступало льняное семя, работник там подбивал клин, чтобы семя обратно не выкидывало при резком падении вала, когда пройдет эллипс. Так семя и давилось отделяя масло от дуранды?, которую кормили скоту. Ребенки Шушкановские бегали туда с хлебом, макали в дуранду? и ели хлеб с маслом. До революции маслобойный завод принадлежала братьям Батухтинын, Кондрат и Василий Лукичи, по ½ имели пай. Проработала Анна на маслозаводе полгода, затем, когда открылся филиал – сепараторное отделение в Малиничах, попросилась и перешла в Малиничи, поближе к дому.
В д. Малиничи на 1917 год было несколько маслобойных заводов:
-у Махнева Ефима Антоновича, 1846г.р. – маслобойный завод два здания в Малиничах;
-у Махнева Николая Ананьевича 1873г.р. – маслобойный завод два здания в Малиничах;
- у Махнева Кирила Ананьевича 1856г.р. Маслобойный завод в с. Михайловском.
Д. Малиничи. Вероятно в одном из домов Махневых и было образовано сепараторное отделение от Шушкановского маслозавода. Дом был пятистенный, высокий, с высоким подпольем. В сепараторном отделении отделяли сметану от молока. Молоко привозили с колхозов и сдавали частники. Был мост через Немдеж и молоко возили прямо из Шаринцев и Теремешек.
Для сепарирования нужно было подогревать молоко, топили дровами большой котел с водой, сверху деревянная крышка с четырьмя отверстиями для ушатиков - двух ведерный сосуд выполненный из дерева с ручками. Затем теплое молоко из этих ушатиков выливали в чашу сепаратора, поднимая двух ведерные ушатики на высоту головы и крутили руками сепаратор до отделения сметаны и образования обрата. Помогали крутить сепаратор возчики, кто сдает молоко, были обязаны прокрутить колхозное и свое молоко в сепараторе. Сметану возили в Шушканы на маслозавод, Обрат заливали горячей сывороткой в чанах, получался жесткий творог. Сыворотку отсыживали через решета, протирали а потом если было лето, на сетке на крыше амбара сушили на солнце. Творог тоже отправляли в Шушканы, где из него делали козеин. Обрат также давали населению какую то часть от сданного молока, для пойки телят. Платили Анне за работу - по восемь килограммов муки на месяц. Плюс 10 соток земли выделил председатель на соседнем участке, садила картофель, морковку, капусту и т.д. Так и жила. Жила у тетки в доме - мамина сестра выходила замуж за Турова Павла, но быстро умерла. Двое детей у них было - Нина и Геннадий. Затем Павел женился и у них еще родилось двое своих детей. За квартиру ничего не брали – все-таки родственники, но и Анна помогала им по хозяйству. Лошадей хороших всех забрали на войну, возили и пахали на быках. В Малиничах, у родственников, где Анна проживала на квартире, был Гена Туров мальчишка, за ним закрепили огромного быка. Бык идет в оглоблях, устанет, ляжет, хоть ты бей его – не сдвинется с места пока не отдохнет. Так Генка уговаривал быка как- то, и тот его слушался.
Зимой, когда молока было мало, из подполья доставали картофель, чистили, резали ломтиками, слали на сетки и сушили - печи топили. Получался сушеный картофель, который тоже отправляли в Шушканы на маслозавод, а оттуда - на фронт. Все для фронта, все для победы. Работали вдвоем - Анна и приемщица - заведующая. Заведующая была с ребенком из Шушканов, дети болели, часто Анна работала одна. Через год послали другую заведующую - тоже из Шушканов, которая ушла тоже через год. Снова прислали на этот раз мужчину с женой и дочерью - Дмитрий Иванович Пушкарев, сын у него взрослый учился где-то в Ленинграде или в Свердловске. Два года проработал. Затем Анна работала одна и за себя, за приемщика и за заведующего. Уже вручную изготовляли масло сливочное
Ручная деревянная маслобойка. В такой маслобойке, вращая в ручную, Анна Семеновна изготовляла сливочное масло.
Позднее с войны пришел Махнев Андрей Алексеевич. Жил он в с. Михайловском, не далеко от моста, ходить плохо было в Малиничи, ранен в ногу был, и вскоре он добился перевода завода из Малиничей в с. Михайловское, там стоял пятистенок МТС-овский или остался от льнозавода?. Звал Анну работать в Михайловском на заводе, но она в 1949 году вышла замуж за Кузьминых Алексея в д. Теремешки и уволилась с завода.
Д. Теремешки.
Кузьминых Алексей Иванович с 1924г.р. жил в д. Теремешки в доме отца Ивана Михайловича. Иван Михайлович 1893 г.р в войну служил ездовым, так как было ему уже за 50 лет, умер от ран в феврале 1945года, не дожив два месяца до победы. До войны Алексей окончил 5 классов работал трактористом в сельхоз артели «Теремешки». Затем артели слились с сельхоз артелью «Шарницы». (Шарово).
В августе 1942 года, когда исполнилось 18 лет, был призван в РККА. Служил старшим манером, – подрывником в 180-м отдельный инженерный батальон главной базы Северного флота по апрель 1947 года. Имел медали «За оборону Северного заполярья», «За победу над Германией», медали «20 лет победы в ВОВ». После демобилизации Алексей работал трактористом в Михайловском МТС. Первый колесный трактор в деревне он получил, затем работал на дизеле. Сначала Анна работала рядовой в колхозе. Вскоре построили конный двор. В конном дворе стояли лошади и телята- нетели, Анна кормила их, а когда они отелились, с 1962 года работала дояркой. Сначала была одна группа. Затем пристроили к старому конному двору ферму и групп стало три. Работали с Черепановой Настасьей, и Халтуриной Любой доярками. Конный двор построили новый в другом месте. Теплушку построили, там воду грели, картошку варили коровам. От теплушки до фермы был построен переход с крышей и обшитый досками. В коридоре стояли лари с посыпкой. Воду брали в колодце, который был очень глубок. Крутишь, крутишь ручку, а ведра все нет и нет, будто со дна Теремешенского озера достаешь воду. Зимой воды не хватало, а поить скот нужно было, так ездили на лошади с бочкой на озеро, и натаскивали воды сначала в бочку. К озеру близко не подъедешь, топь, кустарник, так приходилось еще таскать от озера ведра с водой далеко, а потом из бочки на ферму таскали воду. Дочери Тамара с Алей помогали Анне доить коров, у каждой любимые коровы были, к которым можно было погладить и даже прижаться к ним. Теребили и таскали солому на веревках от кабанов на ферму. Коров пастушили по очереди, редко пастуха нанимали.
В Теремешках в то время осталось домов пятнадцать. Большое глубокое озеро Теремешки, рядом речка Немдеж, луга, в лес за грибами ходили к Ободануру (к Головинцам). Была мельница и кузница стояли они в начале деревни от с. Михайловского. Алексей работал на тракторе, приедет бывало домой после работы, грязный, крикнет девчонок, пошли на Немдеж мыться. Вымоется Алексей речной водой, наловит раков в норах, завяжет низ кальсон узлом, и раков туда поместит и домой несет. Дома в ванну высыплет их. Бывало возьмет Анну на Немдеж, тащат недотку- сеть Алексеем самовязанная, ловят рыбу, а Аля по берегу бегает с сумкой, рыбу собирает.
Это непростая работа, так как рыболовы то к одному берегу притянут недотку, то к другому, где лучше выход для сети был. А Немдеж не везде перейти на другую сторону можно было, так и бегала туда, сюда. Зато уху ели потом. На озере жил карась, а на Немдеже ловились усач, пескарь, налим, щучки, головель, сорожка. Полоскать белье ходили на Немдеж, а фуфайки от мазута стирали на озере, там вода лучше отстирывала грязь, мазут.
Мать Ивана, Екатерина жила с Алексеем и Анной 3 года, затем умерла, старая была. У Екатерины был один сын Иван, отец Алексея, и три дочери Федосья, Анна и Александра. Федосья вышла замуж в Захаренки Пиштенурского с/совета, Александра вышла в Теремешки за Киверина Павла Егоровича. У них были сын - Павел, дочери: 2 – Валя и Сима. С ними жила бабушка - Махнева Евдокия Даниловна и Кузьминых Екатерина Поликарповна. Они потом построились в Павловские, затем уехали в Горьковскую обл. Позднее, когда брат Анатолий Семенович переезжал из Новозаводских в с. Шешурга, к Анне переехала и ее мать Мария Мироновна.
У мужа Алексея была сестра Александра, жила сначала в Туже работала акушеркой, затем переехали в Нижний Тагил, Там у ее мужа жили сестры. У них сын - Юра 1956? Г.р. дочь- Надя 1953 г.р. Александра умерла через 2 года после смерти моего мужа Мать умерла раньше на 2 года мужа -1966. Брат Анатолий Семенович вырос, сходил в армию и остался жить и работать в колхозе. Сначала трактористом, затем бригадиром тракторной бригады, это уже когда он переехал из Новозаводских в с. Шешурга. Сестра Зоя окончила семь классов и уехала в Оммутнинск, где работала зав. Клубом, затем на складе леспромхоза. Младший брат Александр дома работал в лесу, затем уехал к сестре Зое в Оммутнинск, тоже работал на тракторе в лесу. Начальник леспромхоза был украинец, и он решил ехать на родину и позвал Зою и Александра с собой на Украину (сейчас – в Украину). Зоя вышла замуж, Саша женился. Там же и сейчас Зоя живет с детьми, а брата Саши уже нет.
С. Михайловское.
В 60-х годах деревня Теремешки стала не перспективной, ферму угнали в д. Ободанур, люди стали разъезжаться, так как работы нет, семьи кормить нужно было и Анна с мужем купили дом в с. Михайловском. Муж через полгода умер, Анна работала на ферме кормила свиней, затем в 1972 году поставили кладовщиком. Заведовала холодильником в колхозной столовой. На складах зернотоков была кладовщиком, когда мололи посыпку, выдавала на фермы, принимала зерно на весовой от комбайнов, отправляла государству. Прибежит в обед домой, накормит корову, свиней, да снова бежать на работу. Вышла на пенсию в 1981, но работала еще шесть лет. Дома выращивала скот, была корова, телки, свиньи. Стаж работы более 50 лет. За доблестный труд награждена медалью «Ветеран труда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г», «50 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945»,» медалью «60 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», «65 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», «70 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.».
Пгт,Тужа
В 1987году, когда здоровье ухудшилось, переехала жить в Тужу к дочери Тамаре. Но и там не сидела без дела. Была принята вязальшицей второго разряда надомницей, с 1990 по 1994годы. Вязала носки, варежки от Кировского производственного объединения « Умелец». Когда Тамара уехали на постоянное место жительства г. Слободской. Анна перешла жить к младшей дочери Але в Туже. Сейчас Анне Семеновне идет 95 год. Жаль, что зрение подвело, пять лет она уже ничего не видит.
На глазах Анны Семеновны почти за 95 прожитых лет происходила целая эволюция (история). От сохи и лаптей – до тракторов Джон Дир, от деревенских пересказов новостей и газет - до радио, телевидение и смартфонов. От керосиновой лампы - до электричества, от ручного ткацкого станка – до крупных текстильных фабрик, от ручных жерновов и ветряных мельниц – до мукомольных заводов, от аэропланов – до летающих в космосе людей. Своим непосильным трудом в тылу, такие обыкновенные люди ковали победу в Великой Отечественной войне, прошли разруху, строили социализм и пережили лихие 90- е годы. В декабре 2020 года Анны Семеновны не стало.
Метрические книги ц. Архангельской с. Михайловское в фондах ГАКО: https://cgako.ru/base/met.php?page=1
Здравствуйте, перехожу, а там пустая страница, не подскажите где можно посмотреть еще? Сверху есть таблица, там есть мои предки, но как их искать дальше ума не приложу, может быть Вы будете ко мне добры и подскажете?
Метрические книги с. Михайловского в ГАКО
Страницы