Деревня Нижние Адам-Учи (лето 2017)

Деревня Нижние Адам-Учи - родина моих предков по отцовской линии.  Находится в Граховском районе Удмуртии. До революции относилась к Граховской волости Елабужского уезда Вятской губернии.

 «Первые поселенцы - вотяки в деревню Нижние Адам-Учи  пріѣхали на лѣсъ около 200 лѣтъ тому назадъ изъ деревни Учи, Малмыжскаго уѣзда» (Материалы по статистики Вятской губернии.  Т.6. Елабужский уезд. ч.2.  Подворная опись – Вятка 1889 г.). Одной из причин переселения предков в конце XVII века в Елабужские леса могло быть заселение Малмыжского уезда черемисами.  Другой – угроза обращения в христианскую веру  в связи с расширением  владений Успенского (Трифонова) монастыря, который во второй половине  XVII века обустроил Полянскую вотчину в районе современного города  В. Поляны. Назвали  деревню - Адам-Учи - от словосочетания названия местной речки  Адамки  и воршудского  рода Уча,

По материалам 3 ревизии (1762-1768 гг.)  в Казанском уезде Арской дороги Ильина сотня Богданова в деревне  Адам-Учи  жили   вотяки - новокрещены  81 человек, в т. ч. мужчин 39. В деревне восемь дворов – двор Бекбулатки ( ок.1692 г.р. 5 детей), двор Денщекурко ( ок. 1697 г.р. 5 детей), двор Ванаи Ильзибаевич (ок.1704 г.п. 2 детей), двор Мурзайны Ярмаматова (ок.1699 г.р. 5 детей), двор Нинбай Асанар (ок.1705 г.р. 5 детей), двор Савки Сабанченина (ок.1726 г.р. 3 детей), двор Аймана Маманеина (ок.1727 г.р. 3 детей), двор Якима Бангилдина (ок.1727 г.р. 1 сын) (РГАДА 350-2-1191 стр.265-268).  Какая-то  из семей, наши предки,,,

Главы семей, старшее поколение, ещё записаны, как некрещены, а их дети и внуки уже имеют православные имена. По царскому указу от 11 сентября 1740 года, принявшие православное крещение освобождались от рекрутской повинности, работ на казенных заводах, на три года  получали льготы на подати (налоги), деньги, одежду и обувь. Кроме того, этим указом, подати и повинности, от которых освобождались новокрещены перекладывались на оставшихся в «языческом суеверии». Неудивительно, что  концу XVIII века все вотяки (удмурты) Елабужского уезда были  крещёны в православную веру.

Проследить род  по метрическим книгам  Христорождественской церкви с. Грахово удалось  пока только с начала XIX века:

  1. Василий
  2. Филипп Васильев
  3. Захар Филиппов (? – 1885 г.)
  4. Артемий Захаров (1863-1909)
  5. Лебедев Анисим Артемьевич (1906 -1951)
  6. Лебедев Александр Анисимович (1935 – 1998)

Фамилия  появилась только в начале XX века. По  семейной легенде  в одну из переписей, когда потребовалось указывать фамилии, мои предки выбрали  фамилию местного помещика. Она им очень понравилась. И действительно об этом человеке написано в книге «Граховский район: Тропою памяти» «К истории нашего края особую причастность имеет еще одна  личность – Евграф Александрович Лебедев. Удивительное место досталось ему из рук Екатерины П. За подвиги, совершенные в Крымской войне императрица отставному майору подарила пустующие земли вдоль реки Адамки. Образовалось здесь поселение под названием Пустошь, которое расширилось за счет крестьян, завезенных помещиком из русской глубинки.»

Предки мои крестьянствовали на своей  земле, разводили пчел, ездили на сплав на Вятку и Каму. На 1889  год в деревне Нижние Адам-Учи  было 47 дворов и проживало 274 жителя (мужчин 138 человек). Половина дворов – семьи удмуртов. Средний на двор размер земельного участка – 23 десятины. Всего скота на двор (в расчете на КРС) – 5 голов. Держали лошадей, коров, овец, свиней, коз. Дворы по землевладельцам и по рабочему скоту в большинстве своем  многоземельные (37) и многолошадные (36). Грамотных в деревне 7 человек, учащихся - 6. Книги в селении  - не указаны.  В 1924 году  переписано 69 дворов, жителей 325

Отец уехал из деревни учиться в институт в 1954 году, бабушка - жена Лебедева Анисима продала дом и переехала к сыну в 1960 г. Пока были силы она  лет десять – пятнадцать каждый год навещала родных, даже пару раз брала с собой и меня.

Летом 2017 года деревня Нижние Адам-Учи встретила нас великой грязью. Похоже, с дорогами  за минувшие два столетия ничего не произошло. Но дома добротные. Умирающей деревня не выглядит.

 

Бабушкиного дома уже нет.  Остались  только тополя, что росли возле дома.

           

Зато прием нам оказали очень радушный. В дом к бабушкиному двоюродному племяннику пришли и дальние наши родственники и соседи, что  ещё помнят бабушку. Наряду с деликатесами  из магазина на столе были  и традиционные удмуртские кушанья – вареные яички и шаньги и, конечно, кумышка. И угостили нас отменно и ещё гостинцев на дорогу наложили полный багажник. Очень приятно, что моих предков поминают здесь добрым словом. И ещё очень неожиданно было увидеть свои детские фотографии в чужом альбоме.

  1. Граховский район. Тропою памяти. Автор-составитель М.М.Козлов – Ижевск: Удмуртия, 2009.
  2. Луппов, П. Христианство у вотяков со времени первых исторических известий о них до XIX века, 1899 .
  3. Материалы по статистики Вятской губернии. Т.6. Елабужский уезд.ч.2.Подворная опись – Вятка 1889 .
  4. Протоиерей Константин Селивановский. История Вятского Успенского Трифонова монастыря.- Вятка, 1912 .
  5. Сорокин П.М. О расселении удмуртских родов, 1895 .
  6. Чураков В. Происхождение названий удмуртских родов

Комментарии

Аватар пользователя Зуенко Ю.И.

Очень интересно ваше семейное предание о выборе фамилии. Дело в том, что русская фамилия "Родыгин", генеалогию которой я изучаю, встречается и у удмуртов, и у марийцев. В обоих случаях она появилась у новокрещен где-то в 1900-х годах (марийцы-Родыгины ходили как раз в граховскую Христорождественскую церковь, как и ваши, удмурты-Родыгины жили в Селтинском районе). Увы, эти Родыгины не сохранили памяти о том как они получили фамилию, а в метрических книгах ничего об этом не написано... Можно было бы предположить, что дело было примерно так же, как у ваших, но... вроде как не было в 1900-е годы такого требования: непременно указывать фамилию! Да и по факту видно, что не у всех были фамилии и в 1900-х, и в 1910-х годах. Хотя конечно, большинство крестьян ими таки обзавелись. Отсюда вопрос: уверены ли вы, что офамилиться именно кто-то потребовал, или возможно в легенде говорится об этом невнятно, и ваши предки просто сами захотели взять себе какую-нибудь фамилию?

В случаях с Родыгиными - русские крестьяне Родыгины были прихожанами тех же церквей, что и новокрещены-Родыгины, т.е. фамилия была на слуху, но непонятно: были ли старые Родыгины лично знакомы с новыми? Во всяком случае, они точно не были родственниками, что видимо подтверждает вашу легенду, что фамилию брали "с потолка".    

Добрый вечер ! Вероятно я не достаточно крректно сформулировала причину изменения фамилии. Дословно  из рассказов бабушки" когда надо было сменить фамилию..." . Но  в архивном списке попался документ с названием "Ходатайство крестьянских сходов об утверждении выбранных крестьянами фамилий за отсуствие родовых наименований 21.05.1904-09.10.1913.(ЦГАКО ф 176 оп1 (том2) д.2778).  У моих в МК фамилия появилась в 1914 году. Все-таки процедура видимо была организована властями

Цитата: "По царскому указу от 11 сентября 1740 года, принявшие православное крещение освобождались..."

Имеется ввиду Указ императрицы Анны Иоанновны " "Об отправлении архимандрита с некоторым числом священнослужителей в разные губернии для обучения новокрещённых христианскому закону и о преимуществах, новокрещёным дарованных". Я читал его, из него многое можно почерпнуть и яснее придставить как происходил этот процесс. Становится понятным, почему значительная часть новокрещенных старалсь отселиться от соплеменников-язычников. Про фамилии там, кажется, ничего нет. Но, возможно, они получали фамилии от крестных-воспреемников. Вот о подборе воспреемников в указе написано.

Соеди Чепецких удмутров так же был распространен вариант получения фамилии от крестившего их иерея.

Аватар пользователя Зуенко Ю.И.

Елена, название и само наличие найденного вами документа доказывает как раз обратное: процедура получения фамилий НЕ БЫЛА инициирована властями, так как этот документ - о том, что крестьяне уже выбрали себе фамилии и через сходы просят власти их утвердить. А на дворе 1913 год...

Добрый день!      

Ещё пара версий из интернета о причинах взятия фамилий.

Первая - в 1888 году Правительствующий Сенат  издал определение, в котором говорилось: «Как обнаруживает практика, между лицами, рождёнными в законном браке, встречается много лиц, не имеющих фамилий, то есть носящих так называемые фамилии по отчеству, что вызывает существенные недоразумения и даже иногда злоупотреблениия.  Именоваться определённой фамилией составляет не только право, но и обязанность каждого полноправного лица, и означение фамилии на некоторых документах требуется самим законом». А в России все происходит неспешно, поэтому дотянули до начала 20 века.

Вторая – в 1895 году появился Крестьянский банк,  начала развиваться кооперация (особенно при Столыпине) – крестьяне стали участвовать в заключении юридических сделок. В этом случае фамилия просто необходима.