На сайте «Родная Вятка» опубликован новый справочный раздел – «Списки населённых мест по материалам Всесоюзной переписи населения 1939 года». В данном разделе в виде базы данных размещена информация об административно-территориальном делении и численности населения населённых пунктов, сельсоветов и районов Кировской области, а также Лальского, Подосиновского и Опаринского районов Архангельской области по переписи 1939 года. Раздел составлен по документам из фондов областной плановой комиссии и управления народно-хозяйственного учёта Кировской области, находящимся на хранении в Центральном государственном архиве Кировской области (ЦГАКО).
Адрес раздела: https://rodnaya-vyatka.ru/snm1939.
Новый раздел заменил ранее размещённые на нашем сайте списки населённых пунктов 1939 года, не содержавшие демографических данных и имевшие ряд известных недостатков (опечатки и пропуски).
Содержание раздела
По структуре и наполнению раздел выполнен в традиционном для нашего сайта формате списка населённых мест и содержит следующие сведения.
На главной странице раздела находится список доступных регионов (областей). При выборе региона отображается список районов, при выборе района – список сельсоветов района, а при выборе сельсовета – список населённых мест сельсовета. На каждом уровне иерархии административно-территориального деления в табличном виде представлены данные из источников (ссылки на источники приводятся).
Для регионов, районов и сельсоветов указаны административные центры, количество включённых населённых пунктов и нижестоящих элементов административно-территориального деления. На всех уровнях указана численность наличного населения по переписи 1939 года (мужчин, женщин и обоего пола). Для сельсоветов и населённых пунктов приведено число жилых строений и хозяйств на 1938 год (эти данные имеются только по части районов Кировской области). По населённым пунктам Кировской области приводятся сведения об отдельно стоящих жилых строениях на 1938 год.
На вкладке «Просмотр сканов» размещены сканы (образы) использованных архивных документов. Переход к просмотру образов предусмотрен также по активным ссылкам из всех таблиц раздела (ссылки на источники, которые можно посмотреть в виде сканов, выполнены в виде гиперссылок).
На вкладке «Поиск населённых пунктов» находится форма поиска населённых мест по типу, названию, региону, району, сельсовету.
Реализована привязка записей из списков населённых мест к страницам населённых пунктов сайта и отображение привязанных записей на этих страницах. Привязки, выполненные в предыдущей версии списков 1939 года, перенесены в новый раздел.
Работа над разделом
Создание раздела стало результатом коллективной работы участников портала «Родная Вятка» при поддержке Центрального государственного архива Кировской области, предоставившего электронные образы архивных документов.
Компьютерный набор электронных таблиц выполнен добровольцами – пользователями портала «Родная Вятка». В работе принимали участие: Л. Абакумова, В. Н. Бобиков, Ю. К. Бусыгина, А. А. Гагаринов, А. П. Глухих, С. В. Давыдова, В. И. Дёмин, К. В. Журавлёв, Г. А. Казаринова, А. С. Карсаков, О. А. Колеватова, А. А. Лишанский, Е. А. Любочка, С. С. Мокеров, А. Н. Осокина, А. Г. Перминов, К. А. Пономарёв, Н. Попова, В. Н. Скобелкин, Т. А. Скригонюк, Е. Смердова, И. С. Соколов, Е. А. Стародубцева, И. Тульчинска, А. Ураева, А. А. Черноусова, Н. А. Шелепова, А. А. Яровиков.
Координацию и проверку работы участников выполнил А. А. Лишанский (информация о ходе работы публиковалась в блоге: https://rodnaya-vyatka.ru/blog/6888/130727).
Итоговую проверку всех материалов, подготовку к публикации и программирование раздела выполнил Д. Ю. Шабалин.
Использованные источники
В базу данных раздела включены сведения из следующих архивных источников:
- Список населенных мест с указанием численности населения по переписи 1939 года по Кировской области. // ЦГАКО. Ф. Р-2756. Оп. 1. Д. 46.
- [Контрольные (вспомогательные)] списки населенных мест Кировской области по переписи населения 1939 г. [по состоянию на 1938 г.]. // ЦГАКО. Ф. Р-2344. Оп. 1. Д. 2303.
- Списки населенных мест по [некоторым] районам Кировской области за 1939 г. [с данными сельсоветского учёта на 1938 г.]. // ЦГАКО. Ф. Р-2344. Оп. 1. Д. 2301.
- Списки населенных мест по [некоторым] районам Кировской области за 1939 г. [с данными сельсоветского учёта на 1938 г.]. // ЦГАКО. Ф. Р-2344. Оп. 1. Д. 2302.
- Списки населенных мест с указанием численности населения по переписи 1939 г. по Подосиновскому, Лальскому и Опаринскому районам Архангельской области. // ЦГАКО. Ф. Р-2344. Оп. 1. Д. 2287. Л. 54-76.
- Списки сельсоветов по районам Кировской области с местоположением центра за [август-сентябрь] 1939 г. // ЦГАКО. Ф. Р-2344. Оп. 1. Д. 2299.
- Списки [сельсоветов] по районам Кировской области [с местоположением центра на 1 июля 1941 г.]. // ЦГАКО. Ф. Р-2344. Оп. 1. Д. 2300.
В качестве основы при создании раздела использованы «Списки населённых мест с указанием численности населения по переписи 1939 года по Кировской области» [1] и аналогичные списки по Подосиновскому, Лальскому и Опаринскому районам Архангельской области [5]. Эти документы содержат таблицы итогов переписи по каждому населённому пункту (с суммарными данными по сельсоветам и районам).
Для оценки того, имеем ли мы дело с окончательными или предварительными итогами переписи, было выполнено сравнение цифр численности населения по районам с другими источниками. Для анализа были взяты итоги переписи по материалам сайта «Демоскоп Weekly» (http://www.demoscope.ru/weekly/ssp/rus_pop_39_2.php). В результате между этими данными и цифрами в источниках [1, 5] обнаружена несущественная разница. Наибольшие расхождения имеют место в г. Кирове – 377 чел. (0,26%), Кировском районе – минус 107 чел. (-0,11%), Опаринском районе – 120 чел. (0,42%) и Подосиновском районе – минус 152 чел. (-0,41%), в остальных районах цифры отличаются на единицы, реже десятки человек. Из этого можно сделать вывод, что итоги переписи в списках населённых мест [1, 5], вероятно, являются предварительными, но очень близкими к окончательным.
Для оценки полноты списков была выполнена сверка сумм числа жителей населённых пунктов с цифрами по сельсоветам и районам, по итогам которой мы пришли к выводу о том, что списки в целом не содержат пропусков, а обнаруженные неточности в цифрах поддаются исправлению. Исключение – в списке по Лальскому району Архангельской области в Верхне-Лальском сельсовете имеет место ошибка в 68 человек, которая, возможно, объясняется пропуском населённого пункта составителями машинописной копии документа [5, л. 59 об.].
Из источников [1, 5] нами использованы все имеющиеся в них данные: структура административно-территориального деления (по оценке, соответствует февралю 1939 года), наименования районов, сельсоветов, населённых пунктов, наличное население по переписи (число мужчин, женщин, обоего пола).
Списки населённых мест [2, 3, 4] использованы как вспомогательные для уточнения и дополнения сведений из источника [1]. «Контрольные (вспомогательные)» списки населённых мест [2] не датированы, но по содержанию можно оценить, что они составлены в начале 1938 г. с последующими корректировками. В списках с данными сельсоветского учёта [3, 4] дата составления указана только для некоторых сельсоветов и варьирует от февраля до декабря 1938 г. По части районов имеется по два варианта бланков на каждый сельсовет, видимо, на разные даты (мы старались использовать более поздний вариант, но это не всегда очевидно). В случае исправлений в документах (чернилами или карандашом) мы брали информацию с учётом исправлений.
При сопоставлении информации из источников учитывались изменения в административно-территориальном делении, происходившие в 1938-1939 годы. Для этого использовался справочник «Административно-территориальное деление Вятской губернии – Кировской области. 1917 – 2009 гг.» (Киров, 2011).
Наименования населённых пунктов Кировской области по основному источнику [1] мы сравнивали со вспомогательными [2, 3, 4], при расхождениях все варианты указывали в примечаниях с пояснением, какое название взято из какого источника. Если в источнике [1] были обнаружены явные ошибки и опечатки, то они исправлялись, при этом исходный вариант по документу также указывался в примечаниях. Поиск населённых пунктов реализован по вариантам названий из всех источников.
Типы населённых пунктов Кировской области обрабатывались так же, как и названия. В списках по районам Архангельской области [5] типы населённых пунктов в большинстве случаев не указаны в источнике, поэтому для заполнения сведений о типе мы использовали списки 1926 года и другие сведения – такие наши дополнения заключены в квадратные скобки []. Очевидные сокращения типов населённых пунктов (в том числе встречающиеся в названиях) были раскрыты без примечаний (например, «дер.» – деревня, «з-д» – завод, «уч-к» – участок и т. п.), ряд сокращений не раскрыт, но приведён к единому виду: «ж. д.», «жел. дор.» и «ж/д» – «ж/д» (железнодорожный); «клм.», «кил.», «к.», «км» – «клм.» (километр); «кв.», «квар.» - «кв.» (квартал). При этом унификация похожих типов не выполнялась: например, в списках имеются «станции», «станции ж/д» и «ж/д станции»; «баканские будки», «будки баканщина», «баканки» и «баканы» и т. п.
По источнику [2], который охватывает почти всю Кировскую область, мы взяли данные из графы «Отдельно стоящие жилые строения». Эти данные организаторами переписи собирались с целью учесть все возможные места нахождения наличного населения на день переписи. Графа заполнялась в разных сельсоветах неоднообразно: в одних местах указывали все подряд сторожки и скотные дворы, а в других не указывали ничего. Тем не менее, в данной графе встречается информация, которая может быть полезна исследователям, например, мельницы, заводы, хутора и отдельные дома с фамилиями домохозяев. В списках [3, 4] имеется аналогичная графа, но её содержание не всегда совпадает с источником [2]. Детальная сверка источников по этой графе не выполнялась, дополнения и уточнения по источникам [3, 4] сделаны только в отдельных случаях.
При сопоставлении источников было выявлено, что некоторые отдельно стоящие жилые строения в итоги переписи [1] были включены как самостоятельные населённые пункты. Такие отдельно стоящие строения мы отметили знаком *, а по соответствующим населённым пунктам сделали примечания.
Встречаются также и обратные ситуации, когда в материалах 1938 года [2, 3, 4] населённый пункт указан, а в итогах переписи его нет. Причиной таких случаев могла быть как ликвидация населённого пункта, так и учёт его населения в составе других поселений. При обработке источников мы решили включить такие записи в базу с соответствующими пояснениями. В результате в таблицы было добавлено 633 населённых пункта, или 3% от общего количества по Кировской области. Благодаря этому, в частности, удалось восстановить списки населённых мест, подчинённых некоторым рабочим посёлкам, которые были созданы в 1938 году и в источниках [2, 3, 4] ещё проходили как сельсоветы. В итогах переписи [1] населённые пункты, подчинённые всем городам и рабочим посёлкам, не указаны, их население было учтено как городское.
Из источников [3, 4] мы взяли информацию о числе жилых строений и хозяйств по данным сельсоветского учёта на 1938 год. Сведения имеются примерно по половине населённых пунктов Кировской области, однако, на наш взгляд, и такие неполные данные представляют интерес. Цифры по сельсоветам получены нами путём суммирования значений по населённым пунктам, т. к. в источниках они не всегда есть, а где есть – не всегда соответствуют фактическим суммам из-за исправлений.
Центры сельских советов Кировской области взяты по источникам [2] (1938 г.) и [6] (август-сентябрь 1939 г.), а для Лальского, Опаринского и Подосиновского районов Архангельской области использован источник [7] за 1941 г. (в спорных случаях это дело смотрели и по сельсоветам Кировской области). В случае расхождения данных в источниках [2] и [6] один из вариантов выбирался в качестве основного, а другой указывался в примечаниях. Предпочтение отдавалось источнику [2], если информация в нём совпадала с источником [7], или если в [6] название населённого пункта написано не полностью. В остальных случаях приоритет отдавался источнику [6]. Расхождения данных в этих источниках объясняются разными причинами, например: центр с/с был перенесён в период 1938-1939 гг.; здание администрации находилось на отдалении между двумя деревнями; ошибки в источниках.
Названия сельсоветов из источника [1] были проверены по источникам [2, 3, 4, 6] и в некоторых случаях скорректированы с отражением информации в примечаниях.
Центры районов указаны по изданию: «Численность населения СССР на 17 января 1939 г. Госпланиздат. Москва. 1941» (https://istmat.org/node/46314), при этом названия центров приведены в том виде, как они внесены в списки населённых мест, в частности: с. Юрья – ж/д станция Юрья, с. Свеча – станция Свеча, с. Ленинское – местечко Ленинское, г. Молотовск – г. Нолинск, р. п. Лальск – р. п. Лальской фабрики.
Недостатки официальных итогов переписи 1939 года
При использовании данных переписи населения 1939 года необходимо учитывать, что её материалы, долгое время бывшие засекреченными, после открытия архивов были подвергнуты критике за необоснованное завышение итоговой численности населения и другие искажения.
Согласно исследованию, изложенному в статье Д. Д. Богоявленского «О приписках в переписи 1939 г.» (Демоскоп Weekly, 2013, № 571-572. URL: http://demoscope.ru/weekly/2013/0571/arxiv01.php), в официальном итоге переписи населения по СССР из 170,6 млн человек 5,0 млн (2,9%) составлял так называемый «централизованный контингент» (или «спецконтингент»), который был подсчитан отдельно от основной части населения и затем директивно перераспределён по регионам и районам страны. Из общего объёма «спецконтингента» 1,7 млн (около 1% от всего населения) было добавлено организаторами переписи как поправка на возможный неудочёт населения – эта цифра, по мнению исследователей, является необоснованной припиской. Остальные 3,3 млн человек (1,9%) «спецконтингента» являлись реальным населением, переписанным в особом порядке.
Особому порядку переписи подлежали, например, сотрудники НКВД, заключённые, трудпоселенцы, персонал лагерей и трудпосёлков, военнослужащие – их численность не учтена по населённым пунктам, где они проживали, а была включена в «централизованный контингент» и затем распределена по всему населению областей (и даже по другим регионам).
На практике это означает, что численность населения населённых пунктов, где имелся «спецконтингент», была занижена, а некоторые населённые пункты, в том числе довольно крупные, вообще не были включены в списки населённых мест, например, трудпосёлки и лагерные пункты НКВД (а также связанные с ними лесоучастки, подкомандировки и т. п.). Одновременно с этим, численность населения, переписанного в обычном порядке, была увеличена при перераспределении «спецконтингента». По данным издания «Демоскоп Weekly» (http://www.demoscope.ru/weekly/ssp/rus_pop_39_2.php), по Кировской области численность «спецконтингента» в официальных итогах переписи составила 42017 человек (в т.ч. 31319 мужчин и 10698 женщин), или 1,9%, примерно такой же процент имеет место и в районах области, то есть добавка распределена относительно равномерно.
Несмотря на описанные выше особенности, материалы переписи населения 1939 года являются незаменимым источником по истории населённых пунктов Вятского края, а их публикация на нашем сайте сделает эту информацию более доступной для исследователей.
Пара небольших примечаний - обращений к пользователям.
1. В списках по районам Архангельской области есть некоторое количество опечаток, которые можно попробовать проверить и исправить. В книге «Административно-территориальное деление Архангельской губернии и области в XVIII—XX веках : справочник / сост.: Л. В. Гундакова [и др.]. — Архангельск, 1997.» в приложении 4 имеется список населённых пунктов по переписи 1939 года (без численности населения), однако Лальский, Подосиновский и Опаринский районы в данный справочник не включены. В книге есть ссылка на источник - ГААО, ф. р-1892, оп. 12, д. 18, л. 1-255. Если у нас есть участники из Архангельска, кто имеет возможность посмотреть в ГААО указанное дело, просим откликнуться.
2. Было бы хорошо выявить и опубликовать материалы переписи 1939 года и по другим интересующим нас территориям, в частности, по Удмуртской АССР. Необходимо найти координаты соответствующего дела/дел в ЦГА УР. У кого есть такая возможность, напишите нам.
Хорошая новость! Очень интересные новые источники по материалам ВПН 1939 года. Спасибо всем, кто участвовал в работе над этим разделом.
Небольшое дополнение. Ранее по старому Списку написал авторам замечание: название НП «Дюны» было записано с ошибкой, так как правильное - «Дюпы». В новых же источниках - везде правильное название, замечательно.