23 мая 1855 года в городе Вятке появился на свет человек великой судьбы – Митрофан Кузьмич Швецов, который известен нам как преподобный Матфей Яранский. Произошло это в семье простого городского башмачника Кузьмы Федоровича Швецова.
По всей видимости, Кузьма Федорович родился в городе или, по крайней мере, жил в нем с малых лет. Его отец Федор Космич Швецов, судя по записям в церковных метрических книгах, пришел в Вятку в поисках лучшей доли примерно в 1810-е годы. О происхождении его мало известно. Можно предположить, что дед преподобного пришел в Вятку из Сунской волости Нолинского уезда. Известно, что Швецовы состояли в родстве с крестьянами Изместьевыми, историческая Родина которых – нынешний Нолинский район. Кстати, там и по сей день живет немало Изместьевых и Швецовых. В Вятке того времени жило также немало Швецовых. К середине 19 века по городу насчитывалось около 10 семей этой фамилии. Некоторые из вятских Швецовых были очень состоятельными людьми, имели в городе свою торговлю и лавки. Возможно, с некоторыми из них Федор Швецов состоял в родстве, что и побудило его перебраться в Вятку. В Вятке дед преподобного получил мещанство, которое перешло по наследству к его детям. Об этом говорит тот факт, что сыновья его имели мещанство уже в очень молодом возрасте, видимо, получив его по наследству. У Федора Швецова и его жены Вассы Андреевны, дочери крестьянина Андрея Чепурина,было 2 сына – Козьма (видимо, получил имя в честь деда) и Федор, а также дочь Евдокия (1). Козьма родился в 1814 году, Федор в 1821. В Вятке Федор Козьмич занимался чеботным (башмачным) делом, а в 1816 году служил в городской Думе рассыльщиком (2). Возможно, это и помогло ему получить мещанство. Правда, работа в Думе не продвинула Федора Кузьмича куда-то дальше и так он остался до конца жизни своей простым чеботарем. Свое башмачное искусство он передал по наследству и своим сыновьям.
В Государственном архиве Кировской области сохранилась «Обывательская книга города Вятки» за 1836 г., в которой упоминается и семья Федора Кузьмича Швецова.
Итак, в нем значится:
Швецов Федор Космин 55 лет
Женат первым браком крестьянина Андрея Чепурина на дочери Вассе 54 лет
Дети: Косма 25 лет
Федор 10 лет
Евдокия
Находился в 1816 г. в Думе рассыльщиком (3).
Как видно, из этого документа, сын Кузьма был еще холостым и жил в доме отца. Приходским храмом семьи Швецовых была градская Спасо-Хлыновская церковь. Именно в ней братья Швецовы будут венчаться, крестить своих детей и провожать некоторых из них в последний путь. В свою очередь, и их дети станут прихожанами этого храма…
4 мая 1841 года в Спасо-Хлыновской церкви состоялось венчание вятского мещанина Кузьмы Федоровича Швецова 27 лет и девицы Надежды Варфоломеевны 21 года, дочери крестьянина Пасеговской волости Варфоломея Климова. Поручителями по жениху были крестьяне Николаевской волости Егор и Никандр Изместьевы, жившие в Вятке (они упоминаются в метрических записях по Швецовым и дальше), а по невесте – вятские мещане Никандр Козаков и Алексей Петрович Хохлов. Мещанин Никандр Козаков был мужем сестры невесты Пелагеи Варфоломеевны (4).
8 февраля 1842 г. у молодой четы родился их первый сын, нареченный во святом крещении 10 февраля Иваном. Крестным мальчика стал Никандр Егорович Изместьев. К сожалению, мальчик не прожил долго и 2 июля того же года умер «от поноса (5)». Под словом «понос» тогда имели ввиду дизентерию.
Спустя год, 1 июля 1843 г. у Швецовых родилась девочка, крещеная Ольгой. Крестной девочки стала жена вятского мещанина Антипы Буянова. К сожалению, и она не прожила долго и 7 месяцев спустя скончалась от распространенной тогда детской болезни – родимца (6).
21 октября 1844 г. в семье Швецовых вновь родился мальчик, названный в крещении 24 октября Михаилом. Этому мальчику уже предстояла длинная жизнь. Крестными его стали крестьянин Помзинской волости Егор Егорович Изместьев и тетка новорожденного Пелагея Варфоломеевна Козакова (7).
10 марта 1847 году у Швецовых рождается дочь Александра, крестной которой стала жена присяжного Вятского губернского казначейства Евдокия Ильинична Машковцева (8). 1 августа 1850 г. у Козьмы Федоровича родилась дочка Серафима, крестной матерью которой стала дочь вятского мещанина Агриппина Михайловна Сенилова (9). Такой разнообразный выбор крестных, не имевших близкого отношения к семье (обычно приглашали родственников), говорит о том, что Швецовы в городе имели немного родственников, но благодаря своему ремеслу Кузьма Федорович имел в нем много хороших знакомых. Девочка Серафима не прожила долго и вскоре оставила этот свет.
1 февраля 1854 г. у Швецовых родился сын Федор, крестным которого стал его двоюродный брат Яков Никандрович Козаков (10). Он же стал и крестным самого известного чада Швецовых – Митрофана, который появился на свет 23 мая 1855 г., в понедельник второй седмицы по Пятидесятнице, в день обретения мощей святителя Леонтия Ростовского, и 29 мая был крещен в Спасо-Хлыновской церкви (11), в день поминовения блаженного Иоанна Устюжского. Имя дано было мальчику крестившим его священником Василием Кибардиным (в переводе с греческого значило«матерью явленный») во имя жившего в четвертом столетии святителя Митрофана, патриарха Константинопольского.
После Митрофана семья пополнилась еще двумя детьми – Василием (20 февраля 1862 г.) и Елизаветой (14 октября 1864 года). Крестным Василия стал его брат Михаил, а крестной Елизаветы – дочь отставного унтер-офицера вятского батальона Пелагея Яковлевна Руменкова (12). Интересно, что обычно Швецовы старались окрестить своих детей в течение нескольких дней. Крещение двух последних детей произошли в течение 3 дней после их крещения. Это говорит о том, что детки рождались здоровые, которых без боязни за их здоровье старались окрестить как можно быстрее.
В «Городовой обывательской книге» за 1861 г. о семье Швецовых указывалось:
«544. Швецов Козьма Федоров 57 году
Женат первым браком на дочери крестьянина Варфоломея Климова Надежде 38 лет
У него дети: Михаил 14 лет
Федор 5
Митрофан 6
Александра 13 (13)».
За 1867 год в таком же документе значилось, правда, писец сделал ошибку в имени отца семейства:
Швецов Федор Кузьмич 60 лет
Женат на крестьянской девице Надежде 40 лет
Сын Михайло 23 лет
Федор 14
Митрофан 12
Василий 6
дочь Александра 19 лет
Елизавета 3 (14)».
Семья росла. В 1852 г. Кузьма Федорович ставит в городе своими силами вместительный деревянный дом на месте, утвержденным Губернским правлением 31 июля 1850 г. за № 8957. В «Городовой обывательской книге» за 1861 г. указано место, где стоял родительский дом нашего преподобного – «Дом деревянный, построен им в 1852 г. на месте, утвержденным Губернским правлением 31 июля 1850 г. за № 8957; состоит во второй части по ул. дольной Спенцинской поперечной Орловской (15)». К сожалению, по какой-то причине переписчик не указал номер дома и точное его месторасположение в городе теперь уже не найти. Кроме семьи Кузьмы Федоровича, в доме жила также Марья Мироновна Швецова – «вятская мещанка, цеховая, вдова от первого брака»; при ней жили дети Михаил, Илья и Елизавета. Возможно, вдова снимала жилье в доме Швецовых, хотя здесь же указывался и ее «деревянный дом на Монастырской улице № 242», в котором она не жила по какой-то причине (16).
Тот факт, что башмачник смог поставить в центре города дом может говорить о том, что зарабатывал он хорошо, и семья не бедствовала. В «Обывательской книге» он указан как «цеховой», т.е. работал не сам по себе, а в составе башмачной артели, обслуживавшей своей обувью весь город. Мало того, через несколько лет Кузьма Федорович поставил в городе еще один дом! В 1867 г. в «Обывательской книге» значится его дом, стоявший «во 2й части на Набережной Монастырской улице на вновь отведенном месте поданном и выданном от Вятской городской полиции». Семья перебралась со Спецынской улицы на Монастырскую. В «Сводной книге по населению города» за 1864 г. был указан и точный адрес – 2я часть 124 квартала по Набережной Монастырской улице № 1064 (17). Напомним, что Монастырская улица это современная Горбачева, на которой стоит Вятский Трифонов монастырь. Несмотря на близость к обители, семья Швецовых осталась верной Спасо-Хлыновской церкви.
Возможной причиной быстрого строительства второго дома могло быть то, что он сдавался внаем множеству жильцов, преимущественно из рабочей среды; сдача внаем могла оказать существенное подспорье для того, что бы быстро рассчитаться с кредитом за постройку дома. В «Сводной книге…» за 1864 г. указывались жильцы дома Швецовых: 4 башмачника (из них 3 мастера - 2 мужчины и 1 женщина), 2 хлебницы-мастерицы, прачка, служащий типографии Блинова, занимающаяся пряжей, ученик уездного училища и 4 нищих. Сохранились сведения о квартиросъемщиках, живших в доме Швецовых. В том 1864 г. в нем жила вдова М.С.Сенникова с 15-летним сыном, «девица из Москвы» Т.Г.Крылова с тремя сыновьями и нищие крестьяне из Орловского уезда Ефим Васильевич и Авдотья Андреевна Сидоровы с двумя дочерьми, а также 41-летняя Евдокия Федоровна Есипова с двухлетней дочерью Параскевой, происходившая из государственных крестьян Вятского уезда. Таким образом, в одном доме жило 5 семейств из 20 человек (18)…
Таким образом дом мог представлять собой типичное рабочее общежитие. В «Сводной книге…» указывались и другие сведения о жильцах – возраст, брачное состояние, вероисповедание, местожительство и грамотность. Из них можно узнать, что в доме жило 11 детей (из них 7 мальчиков и 4 девочки) и 9 взрослых; из взрослых было 2 женатых, 3 замужних, 1 холостой, 2 девицы и 1 вдова. При этом грамотными были только 4 мужчин. Возраст проживающих был разномастный – от года до 70. 11 человек были постоянными жителями города, 8 – приехавшими из губернии и 1, прибывший из другой губернии; постоянными жителями считались 16, остальные – «временными».
В числе башмачников здесь мог упоминаться не только хозяин дома, но и его сын Михаил, в 1864 г. в возрасте 19 лет, принятый в цех башмачников. Под «хлебницами –мастерицами » здесь имелись ввиду Надежда Варфоломеевна и ее дочь Александра. Известно, что мать преподобного работала в хлебном цехе, в котором пекла ярушники (большие круглые хлебы из ячменной муки) и другие хлебные изделия для продажи на рынке, варила квас. Ее дочь Александра в 16 лет уже считалась опытной «хлебницей-мастерицей (19)». Под учеником уездного училища здесь имелся ввиду Федор, устроенный туда родителями и единственный из всех детей получивший школьную грамоту (20).
В то время как у Кузьмы Федоровича семейство увеличивалось естественным образом, его брат Федор Федорович также обзавелся семейством. 2 января 1844 г. в возрасте 21 года он бракосочетался в Спасо-Хлыновской церкви с дочерью крестьянина Афанасией Григорьевной Мезенцевой 19 лет (21). 1 марта 1847 г. Афанасия родила мужу первую дочку, крещенную в Спасо-Хлыновской церкви Марией (22). Впоследствии она родила сыну еще 4 детей, двое из которых умерли в младенчестве. По какой-то причине крестными не было никого из семьи брата Кузьмы Федоровича. Обычно это были крестьяне и члены семьи Мезенцевых, родственников жены.
Афанасьевна Григорьевна рано оставила этот свет, и 15 октября 1856 г. в возрасте 33 лет Федор Федорович женился второй раз. На этот раз его избранницей стала мещанская дочь девица Александра Емельянова Макарова 18 лет (23), по устному преданию работавшая в цехе башмачников и уже бывшая хорошей мастерицей. Такая разница в возрасте в то время была в норме вещей. Обычно родители невесты смотрели не на возраст, а на другие качества жениха, такие как трудолюбие и благосостояние. Нередко причиной таких браков служило сиротство, когда семья невесты теряла своего единственного кормильца, и хорошая партия для невесты была лучшим способом устроить ее жизнь. В то же время у Федора Федоровича была своя веская причина для повторного брака – его трем малолетним детям нужна была женщина, которая бы заменила им мать, а в доме хозяйка; самому отцу с его работой некогда было заниматься детьми и домом.
Поручителями по жениху стали мещане Кузьма Федорович Швецов и Андрей Максимович Жуков (один из крестных детей жениха), по невесте – крестьяне Григорий Григорьевич Мезенцев и Никанор Зотович Торочков. 7 февраля 1858 г. новая жена подарила мужу дочку, крещенную 15 февраля в Спасо-Хлыновской церкви именем Александра. Впоследствии она родила еще двух дочерей – Анну и Серафиму. В 1867 г. в «Городовой обывательской книге» о семье дяди преподобного сообщалось:
«Швецов Федор Федоров 47 лет
женат на Макаровой Александре 27 лет
от первого брака сын Иван 17
Николай 15
от 2 брака Александра 10
Анна 7
Серафима 2 (24)».
Несмотря на то, что Федор Федорович занимался обычным «чеботным» промыслом, зарабатывал он также достаточно, и большая семья не бедствовала. Семейство жило в большом двухэтажном доме с чердаком на Владимирской улице под номером 478, который отец купил 15 октября 1846 г. у коллежской регистраторши Прищибильской25. Интересно, что за 1864 г. номер дома указывался другой – 1059 (25). Так же как и брат, Федор Федорович сдавал дом внаем разному рабочему люду. В большом доме жило 35 человек (из них 18 детей) - башмачники, белошвейки, модистки, прачка, портниха, плотник, мастер-органист, «делательница гильс» и др (26). Согласно «Обывательской книге», в 1864 году здесь жили семьи Обрамовых, Раковых, Погудиных, Жаворонковых, Исаевых и др…
Исходя из всего изложенного, можно теперь получить хорошее представление о той семье, в которой появился на свет преподобный Матвей Швецов. Отец Кузьма Федорович, имея хороший заработок в башмачной артели, смог поставить для своей большой семьи в городе за несколько лет два дома. В большом доме на Монастырской улице мать Надежда Варфоломеевна дала своим детям хорошее воспитание и навыки веры, но смогли ли получить образование старшие дети – вопрос спорный (считается, что Митрофан не успел его получить из-за ранней смерти отца). Такой же большой дом имела на Владимирской улице семья дяди Митрофана – Федора Федоровича. Из-за большого числа жильцов в доме всегда было многолюдно, шумно и весело. По праздникам в доме Швецовых могли собираться немногочисленные родственники, жившие в городе – Швецовы, Козаковы, Климовы, Мезенцовы. Все то были простые трудовые люди– крестьяне, рабочие и мещане, и, значит, атмосфера в доме Швецовых была самая простая, простонародная.
Главным смыслом жизни семьи Швецовых была вера в Бога. Родители много молились дома, приучая к молитве и своих детей. Так в детские годы у будущего преподобного появилась любовь к Богу и Церкви, привитая его набожными родителями. По воскресным и праздничным дням все семейство Швецовых посещало свой приходской храм – белокаменную Спасо-Хлыновскую церковь, от которой к дням сегодняшним не осталось и следа.
Вятская Спасо-Хлыновская церковь стала первым храмом в жизни будущего преподобного Матфея Яранского.
Источники
1. ЦГАКО ф.630 оп.3 д.23 лл. 367 об.-368
2. ЦГАКО ф.630 оп.3 д.23 лл. 367 об.-368
3. ЦГАКО ф.630 оп.3 д.23 лл. 367 об.-368
4. ЦГАКО ф.237 оп.75 д.435 лл. 637-638
5. ЦГАКО ф.237 оп.75 д.460 лл. 569-570
6. ЦГАКО ф.237 оп.75 д.19 лл. 14-15
7. ЦГАКО ф.237 оп.75 д.19 лл. 78-79
8. ЦГАКО ф.237 оп.75 д.19 лл. 256-57
9. ЦГАКО ф. 237 оп.73 д.19 лл.443 об.
10. ЦГАКО ф.237 оп.75 д.19 л. 688
11. ЦГАКО ф. 237 оп.73 д.89 л. 742 об.
12. ЦГАКО ф. 237 оп.73 д.164 л.613; ф. 237 оп.73 д.189 л.625 об.
13. ЦГАКО ф.630 оп.3 д.17 лл. 505 об.-506
14. ЦГАКО ф. 630 оп.3 д.15 лл. 398 об.-399
15. ЦГАКО ф.630 оп.3 д.17 лл. 505 об.-506
16. ЦГАКО ф. 630 оп.3 д.17 лл. 505 об.-506
17. ЦГАКО ф. 630 оп.3 д.15 лл. 398 об.-399
18. ЦГАКО ф.574 оп.1 д.165 лл. 454 об.-455
19. Низов В.В. Светильник веры // Выбор – 1993 г. № 42-44, 46
20. Низов В.В. Светильник веры // Выбор – 1993 г. № 42-44, 46
21. ЦГАКО ф.237 оп.75 д.19 лл. 154-55
22. ЦГАКО ф.237 оп.75 д.19 лл. 253-54
23. ЦГАКО ф. 237 оп.73 д.90 лл. 681-82
24. ЦГАКО ф. 630 оп.3 д 17 лл. 523-524
25. ЦГАКО ф. 574 оп.1 д.165 лл. 449 об.-450
26. ЦГАКО ф. 574 оп.1 д.165 лл. 449 об.-450
Почитал с удовольствием. Интересный материал, спасибо.
Один из моих предков хлыновец Мишка Леденцов бил челом преосвященному Ионе на постройку Спасо-Хлыновской церкви.
"Божиею милостию, смиренный преосвященный Иона епископ Вятский и Великопермский, по благодати Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, данней нам от пресвятого и животворящего Духа. Бил нам челом хлыновец Мишка Леденцов, чтоб нам велеть ему по мирскому обещанию и приговору лес ронить, и в том лесу воздвигнуть вновь в Березовском стану у речки Хлыновки у часовни, что в ней стоит нерукотворенный Спасов образ, церковь во имя того нерукотворенного Спасова образа, и о том дати б ему нашу благословенную грамоту. И аз, смиренный преосвященный Иона епископ Вятский и Великопермский, слушав ево Мишкина челобитья, пожаловал ево, благословил ему с мирскими людми на тое церкови лес ронити и в том лесу у Хлыновки у часовни воздвигнути новую церковь во имя нерукотворенного Спасова образа, что в той часовни стоит, для мирского моления, и о том велел им дати сию нашу благословенную грамоту; и им церковь строити по чину: верх б на ней был не шатровой, олтарь сделати круглой, из церкви в олтарь построить трои двери: первые царские, вторые южные, третие северные, в церкви подале царских дверей на правой стороне в начале поставить настоящий храма нерукотворенный Спасов образ, что в часовни, а по левую страну царских дверей поставити образ Одигитрия Пресвятыя Богородицы и прочия образы, по чину. А как та церковь свершится, и ко освящению изготовится, и о том нам возвестити, и мы укажем на освящение той церкви дать антимис и миро, и освятить по правилом святых апостол и святых отец. Писана на Вятке во граде Хлынове лета 7189 майя в 20 день."
1681 г. №11. Благословенная грамота его же на сооружение Спасо-Хлыновской церкви.
(Из архива Спасо-Хлыновской церкви).
[Никитников Г. А. Иерархия Вятской епархии. Вятка, 1863. С. 136-137]
Благодарю автора! Проложена дорога до VII поколения по линии Швецовых.