Очередная моя попытка выяснить, как завязаны родственные связи в семье мари-новокрещенов их д. Старсела Верх-Ушнура, по-моему, не увенчалась успехом. Сложно с ними; хотя, вроде, и покрестились между 2 и 3 Ревизиями. Хочу подтвердить линию моего прапра... деда Онисима Михайлова (Тарасова), но пока имеются следующие разноречивые данные:
1790 ИР Верх-Ушнур
Илья Григорьев
жена ево Матрена Прокопиева
дети их Панкратей
Данило
Алексей Михайлов
жена ево Матрена Петрова
Макар Васильев
жена ево Матрена Филипова
у Макара братья Никита
Сергей
Алексей Тимофеев
у него брат Петр
племянник их Андрей
племянницы Параскевия
Анисия
Евдокия
1795 РС Верх-Ушнур
Афанасей Михайлов вдов (32) умре в 1790 г
Герасим Михайлов (25) умре в 1788 г
У него жена Федосья Иванова (15) умре в 1782 г
У Афонасья дети рожденные после ревизии
Иван () 9, Андрей () 8, Анисим () 6
л. 4
Егор () 5
дочь Федосья () 2
Петр Афонасьев сын Тойбактин (24) 37
у него братья написанные в последнюю пред сей ревизию
Алексей, холост (25) 38
Макар (4) 17
1802 ИР Верх-Ушнур
21 Алексей Тимофеев,
Макар Тимофеев
Петр Афонасьев холост
племянники ево
Михайло Михайлов
Онисим Михайлов
1811 РС В селе Верхнем Ушуте ясашные из черемис новокрещены
5
Петр Афанасьев Тоибахтин (37) умер в 1809 г
Петра братья Алексей (38) 54
Макар (17) 33
Иван (9) 25
Андрей (8) отдан в рекруты 1806 года
Анисим (6) 22
Егор (5) 21
1816 РС села Верхняго Ушута новокрещены
7
Алексей Тимофеев а не Афанасьев (54) 58
Алексея сын Егор (21) 25
Алексея братья Макар (33) 37,
Иван (25) рекрут в 1812
157об-158
8
Анисим Михайлов а не Афанасьев (22) 26
Анисима Михайлова жена Марья 21
Его же дочери Александра 2, Дарья 1
1820 ИР
Макар Тимофеев холост
Егор Алексеев Тоспулатов
жена ево Матрона Федорова
Онисим Михайлов
жена ево Марья Ефимова
дети их Моисей
Александра
Я предполагаю, что это следующее семейство из РС 3 Верх-Ушут, судя по Петру Афанасьеву, который Тойбахтин;
Изинбайка Яшпахтин вдов 52 умре в 752 году
У него дети написанные в бывшую ревизию
Елмекейка а покрещен Михайла Данилов 37 54
Тойбалта вдов 29 умре в 759 году
Паймар а покрещен Яков Федоров холост 15 32
У Елмекейки жена Анна Адреева 30 лет взятая Царевококшайского уезду из деревни Болшой Муны новокрещенка
У них дети рожденные после ревизии
Афонасей 12
Гарасим 2
У Тойбалты дети сын рожденной после ревизии
Петр Афонасьев 4
Дочь Анна 5 лет
Но как конкретно привязать Онисима к РС 3 у меня пока нет ответа, несмотря на количество источников. С благодарностью приму подсказки и советы, куда копать дальше.
История запутанная. Возможно, были три Афанасия Михайлова. один Тойбалта, другой , отец Анисима, в третьей ревизии еще не фигурирует, так как был утаен и третий в возрасте 12 лет.
Спасибо за интересную версию. Об утаенных я тоже думала; мне они, правда, на момент РС 5 уже не встречались. Тогда получается, отец Онисима вообще в РС переписан никогда не был, что тоже возможно.
А я вообще не вижу путаницы. Всё чётко написано. Вы бы хоть указали - где разночтения?
Анисим - племянник Петра Афанасьева (в одном месте указано, что брат, но далее поправлено). Он - сын брата Петра, который ни разу не переписан, т.к. либо умер до 1790 г., либо ушёл в другую деревню (склоняюсь ко второму, т.к. дети у него рождались до 1793 года - дочь Федосья). Записи о детях появляются в РС-1795, жили они у Афанасия Михайлова, из-за чего Анисима потом ошибочно принимали за его сына. Но он не мог быть отцом Анисима и его братьев и сестёр, т.к. уже давно был вдов, а в 1790 г. и сам умер. Вероятно, дети жили где-то как минимум до 1793 г. с обоими родителями, но незадолго до РС-1795 родители исчезли, возможно умерли. И после РС-1795 дети перешли к брату отца - Петру Михайлову. Вроде всё ясно.
Теперь перемещаемся в прошлое и в РС-1763 д.Верх-Ушнур встречаем сразу двух знакомых: Петра Афанасьева-Тойбахтина и его двоюродного брата Афанасия Михайлова. У Петра братьев нет, а родители умерли, то есть, если отец Анисима - ему брат, то не родной, а двоюродный. Значит, дед Анисима - родной брат деда Петра, а звали их соответственно Елмекей (в крещении Михаил) и Тойбалта (некрещёный). У Елмекея/Михаила в 1763 г. уже были два сына - Афанасий и Герасим (так вот почему Анисим и его братья и сёстры жили у Афанасия Михайлова) и вполне могли родиться ещё. Важно, что у детей Елмекея - христианские имена, значит у его внуков отчества будут по именам детей. Анисим - не Афанасьевич и не Герасимович, а Михайлович, значит младшего сына Елмекея, отца Анисима, родившегося после РС-1763 и умершего до РС-1795, звали Михаил.
Вероятность того, что Анисим - сын самого Елмекея/Михаила, который дожил как минимум до 1793 года и родил младшую дочь Федосью в возрасте 84 года, считаю ничтожной. К тому же он скорее всего жил на одном месте, и следовательно должен был быть указан в РС-1795 как умерший. Если же у него был сын Михаил, то он во время 4-й ревизии мог жить отдельно от родителей в другой деревне и поэтому в РС-1795 не указан.
Спасибо внимание к моей просьбе и за идею! И точно - Федосья по РС-1795 родилась после сметри записанного ее "отца" Афанасия Михайлова. В РС-1795 (да и в РС 1811) в деревне еще много язычников. То есть, отец Онисима в РС-1795 должен быть переписан; но не как Михаил, а как, скажем, Елтыбай, а Онисим при крещении записан Михайловичем по крестному отцу. Единственное, что меня смущает в этой версии - как ребенок (Онисим ли, Федосья ли) мог быть крещен без ведома родителей, которые не приняли христианство.
С другой стороны, я согласна с версией, что Онисим не мог быть сыном Елмекея/Михаила из РС 1764; и у Михаила мог быть сын Михаил, отец Онисима.
Ситуацию осложняет то, что откуда-то взялась фамилия Тарасовы, а Тарас по РС-3 был один и совсем не связан с семьей Михаила Данилова.
Я думаю, мне, возможно, надо найти запись о рождении Онисима (это МК Верх-Ушнура), чтобы узнать, кто-таки его родитель.
Upd. МК Верхоушнура за 1785-1787 оцифрованы, 1788-1791 - отсутствуют (и запись о рождении Онисима мне, получается, не найти?...), 1792-1793 - не НФС (выдаются?), 1794 оцифрована, 1795-1798 - тоже нет в списке НФС. Но как здорово, что многие МК оцифровали! Большое спасибо архиву и активистам за работу!
Про отца Анисима вы можете узнать не только в записи о крещении самого Анисима (предп.1789 г.), но и в записях о крещении его братьев и сестёр Ивана (ок.1786), Андрея (ок.1787), Егора (ок.1790) и Федосьи (1793). Судя по вашему списку - МК записи в годы рождения Ивана и Андрея вполне доступны. Но нет уверенности, что все эти дети рождались и крестились, проживая именно в Верх-Ушнуре.
Учтите, что в ИР-1790 по Верх-Ушнуру никого из них нет! То есть, они либо жили в другом месте, либо покрестились уже после 1790 г. (после смерти родителей?).
Что же касается фамилии "Тарасовы", то она возможно вообще не связана с этой историей. Многие фамилии у марийцев повились только в начале 20 века, а да этого они (в т.ч. новокерещены) спокойно обходились бех них. Бывало и что в 19 веке была одна фамилия, а в 20-м (и сейчас) - совсем другая.
Да, спасибо. Я думаю, мне нужно просмотреть эти МК, чтобы найти других детей в семье (или семьях - потому что, как мне кажется, Егор - это все-таки сын Алексея/Тоспулата, судя по данным ИР 1820).
Честно говоря, если семейство находилось в сотне на РС 3, и в РС 1795 указаны числящимися в том же селе на момент РС 1782, то я не могу представить, что они "отъезжали" куда-то между 1782 и 1795. Могли покреститься скопом после 1790, а мог просто священник пропустить в ИР 1790.
Сыновья Онисима записаны в МК как Тарасовы с середины 19 века. Младший сын женится на русской девушке. То есть, я полагаю, за полвека семья обрусела значительно, и смешанные браки стали возможны. Но в Списке домохозяев 1891г. они указаны без фамилии. Тем не менее, фамилия прижилась и в последующих поколениях. Но почему они стали Тарасовы, я пока выяснить не могу.
Здравствуйте, Анна!
С новокрещенами не так всё просто.
У родных братьев могли быть разные отчества.
Имя отца могло не стать отчеством для его детей
У отца и его детей могли быть разные фамилии.
Всё зависело от крёстного.
У членов одной семьи могли быть разные крёстные.
В то же время члены разных семей могли иметь одно отчество и одну фамилию, если их крестил один человек.
Это тоже может вводить в заблуждение.
Альфия Наильевна, здравствуйте!
Спасибо, да, понимаю, что новокрещенов могли записать по крестному - и отчество, и фамилию. В данном населенном пункте такое встречалось даже в РС 1858: два родных брата - один Максим Филиппов Басов, второй Николай Ильин Виногоров (от последнего, кстати, по моему мнению, пошла семья Виногоровых из мари; все остальные вятские Виногоровы из русской дер. Тимофеево, и Илья Виногоров оттуда выступал в качестве крестного).
Я все же надеюсь, что Михаил и Онисим Михайловы, племянники Петра Афонасьева из ИР 1802, - из одной семьи, и ее по дедичеству Петра Афонасьева можно привязать к семье Тойбахты из РС 3. Доказать это, правда, наверняка вряд ли возможно. Но хочу попробовать все же посмотреть МК по Старсела Верх-Ушнуру.
Здравствуйте, Анна!
Непонятно, в чём Вы сомневаетесь?
Анисим хорошо прослеживается по трём РС - 1795, 1811, 1816 г.г.
Анисим Михайлов из РС 1816 г. - это сын Афанасия Михайлова из РС 1795 г.
Почему не Афанасьев, ну, может быть, потому что отец у него Михайлов, и его записали Михайловым.
В РС 1795 у Афанасия (умершего в 1790) записана невозможная дочь 2 лет; Егор, записанный сыном у Афанасия в 1795 году, оказывается сыном Алексея Тимофеевича по РС 1816. Иван, сын Афанасия в 1795, оказывается братом Петра Афансьевича в 1811 и Тимофеевичем (а не Афанасьевичем) в РС 1816. То есть, вариант, что Онисим в РС 1795 тоже не сын Афанасия - вполне реален.
Иван - не сын Афанасия.
В ревизии 1795 года указано, что Афанасей Михайлов вдов, значит, жена умерла.
Сам он тоже умер.
Брат Афанасия, Герасим с женой также умерли.
Дети Афанасия - Иван, Андрей, Онисим и Егор - остались полными сиротами.
В ревизии 1811 года они записаны во дворе двоюродного брата отца - Петра Афанасьевича Тойбахтина.
При этом у детей Афанасия с Петром Тойбахтиным не указана степень родства .
У Федосьи возраст точно 2 года, а не 12?
Федосья точно 2.
И еще внезапный вопрос. Если в РС 1795 указано, что Афанасей Михайлов вдов, но не указано, когда умерла его жена, возможен ли вариант, что она умерла до РС 1782? Или ее просто забыли указать в РС 1795?
Мне кажется, что между Афанасием Михайловым и Анисимом должен быть еще кто-то (призрак отца Анисима, ха-ха), но я голову уже сломала, кто это может быть.
Здравствуйте, Анна!
Она, вероятнее всего, должна была умереть между ревизиями, но до смерти мужа.
Если есть возможность - надо изучать метрические книги.
да, спасибо, похоже - это единственный вариант.
Алексей в ревизии 1795 года - холост.
У него не мог быть сын Егор.
Спасибо большое! Тут, оказывается, нестыковок даже больше, чем я засекла.
Совпадений персоналий по ИР 1790 и РС 1795 нет (в данном приходе несколько нп, где могло быть выявлено совпадение, но оно не выявлено).
Алена, добрый день. Я не очень поняла Ваш комментарий.
В РС 1795 гораздо больше персоналий, чем в ИР 1790, поэтому я сомневаюсь в правильности записи в ИР.
Анна, добрый день!
Если в ИР1790 меньше персоналий, чем в РС1795, то часть кр-н отнесены к другому приходу.
Например, исследуя д.Киневерь и окресности, где "смешанное" население - потомки духовенства и потомки новокрещенов в одном приходе не состояли. Похожее положение по Пектубаево, Кужмаре, Сретенскому.
По-моему, пропущены этапы поиска:
1. 1860 Захар, СтарСела Верх-Ушнура умершего Онисима Михайлова дочь девка Ирина. Воспреемник СтарСела Верх-Ушнура Евстаф Федоров Попов.
2. ок 1840г - рождение Ирины у Анисима Михайлова (...)
3. Брак А.М. -?
4. Рождение Анисима у Михаила (отчество?) - ?
5. Брак Михаила-?
6. Рождение Михаила-?
Алена, большое спасибо! Я знаю, что Ирина родилась в 1828 году. Первый известный ребенок в семье Анисима родился в 1812 году, то есть примерно тогда же надо искать и брак. Но я не уверена, что запись о браке мне поможет,.. или на начало 1810-х требовалось указывать отца венчающихся? МК на год рождения Анисима (1788-1791) в ЦГАКО отсутствуют. Ему могли дать отчество по имени крестного, а не отца (частое явление на тот момент). Поэтому я даже не знаю, с какой стороны подходить к вопросу.
Расскажите, пожалуйста, подробнее, о том, как потомки духовенства и новокрещенов не состояли в одном приходе. Мне такое не встречалось. Я сомневаюсь, что новокрещены, живущие в одном селе, относились бы к приходу другого села. В ИР Верх-Ушнура, которые я видела, сначала описаны духовные, затем новокрещены и ясашные русские - все из одного прихода.
"надо искать и брак. Но я не уверена, что запись о браке мне поможет"-??
Анна, в отсутствии записей о рождениях от одного и того же родителя (Анисима Михайлова) в 1812(?) и 1828(Ирины) и без нахождения брака родителя детей(Анисима Михайлова), считаю преждевременным искать отца Анисима. Иные подробности о вероятности разных приходов тут не помогут,- это как участие в строительстве "замка на песке". По Пектубаеву,Кужмаре есть ИР и МК с 1760г(новокрещены). Мои предки в 1800г перебрались в Нурмучакш(под Пектубаево) и в Шукшандюрь(под Кужмару) - указаны в РС (в ИР их нет). В приходе там они появились только с 1843(Пектубаево) и 1827(Кужмара), а до появления - все в Колянурском, Кичменском и Сретенском приходах(Толмань) - это два-три поколения на исповедь, венчаться и детей крестить в течение 20-40 лет ходили к прежнему их духовнику. Причем в Кужмаре и Сретенском по две церкви на 1760г.
Я посмотрела Верх-ушут, - по нему никакой информации на начало 19 века:
"В 1874 году деревня Верх-Ушут состояла из 38 дворов, 19 марийских и 19 русских, в ней проживало 130 мужчин и 146 женщин"
Я правильно понимаю, что РС 1858, 1843, 1825, 1816, 1811, 1795, 1783 остаются не исследованными и сразу "скачек" к волости сотника с двумя нп в 3РС?
Алена, в моем начальном посте есть данные из РС 1816, 1811, 1795. Они изучены. Данные из более поздних РС я не приводила. Скачок к РС 3 был возможен только по дедичеству дяди Анисима Петра Афанасьева сына Тойбахтина. Ну найду я запись о браке Анисима Михайлова и Марии Ефимовой - это будет ценно только в плане нахождения места рождения Марии Ефимовой. Или я что-то упускаю? То есть, я, конечно, планирую найти эту запись, но в качестве привязки к родителям Анисима она вряд ли поможет.
Деревня Верх-Ушут до 1819 года была селом Верх-Ушнур (Покровское), пока оттуда церковь не перенесли в нынешнее село Верх-Ушнур. После переноса церкви у деревни стало название СтарСело. Вся информация про Верх-Ушнур до 1819 года применима к нынешней деревне Верх-Ушут.
Как я понимаю, Ваши предки-переселенцы из русских нп после переселения продолжали какое-то время ходить к прежним духовникам. В моем случае предки марийцы-новокрещены никуда не двигались; где жили, там и покрестились. В ИР (1790, 1802, 1820) их писали (если не пропускали, конечно), что они не были на причастии "по лености и нерадению".
Анна, посмотрела из Ваших исследований, выложу то, что кажется значимым:
1819 Верх-ушнур - деревни Тумью-мучашу Онисимом Степановым.
(строительство нового иконостаса в каменной Петропавловской церкви: Выборным по Церковному Строению Новокрещеным Алексеем Апаковым и рядовыми(...) Алексеем Степановым,(...) Степаном Михайловым, (...) Михайлом Ивановым, (...) деревни Немецроды, (...) Анисимом Ефремовым, (...)Починка Шогали (...) Анисимом Корневым, (...) Села Верх-Ушнура (...) Михаилом Григорьевым (...)
Саранской мещанин Максим Макаров Кузнецов и подписуюсь.
1795 - пономарь церкви Афонасий Михайлов сын Пономарев
Не прослеживали ли Вы род Алексея Апакова ранее 1819.
Вы много исследовали, но все же с учетом "дефицита" информации я с трудом обнаруживаю связь поколений в данном исследовании.
Все записи относительно корней имеют важную роль, даже если пищик в ИР/РС по ошибке записал не то отчество, бывает, все нужно сопоставлять, сличать, иметь представление о реставрационных работах, когда съезжаются мастера из окресностей с семьями и бытуют годами, учитывать солдат(у которых наряду с местным населением рождаются детки), смену духовенства и т.п.
Найдены записи или не найдены - другой вопрос, но как по "технике безопасности", правила написаны "кровью", надо соблюдать, ведь не исключено усыновление, повторные браки, незаконнорожденность.
На РВ СОТНИ примеров с соблюдением логики генеалогического поиска - вот один из недавних примеров(смотрела и радовалась) - Чепчаны. И масса примеров щепетильного поиска и соблюдения "правил" у Альфии Наильевны, Юрия Ивановича, ТатьяныМ(устану перечислять) Каждая запись имеет важное значение и зацепки, нельзя упускать.
Кроме того, если нет МК 1810-1827 - то не означает, что население не посещало церковь, ходили временно в другой приход, а данная церковь ремонтировалась или перестраивалась(не действовала)
1802 - (ЦГАКО 273-71-793 лл. 980-1010):
с. Верх-Ушнур Ильинского волостного правления
Спасибо большое за советы. Присмотрюсь внимательнее к Афанасию Михайлову Пономареву и его семейству. Его отец пономарь Михаил Васильев Пономарев был восприеиником у многих рожденных в конце 1780-х (по данным МК 1786 и 1787), пока его не перевели в крестьянство за малограмотностью (по данным РС 1795).
Я нигде не писала, что церковь Верх-Ушнура в какой-то период переставала действовать. Я написала, что МК за 1788-1791 года в архиве отсутствуют. За начало 19 века все МК есть в наличии; правда, многие в НФС. Мне еще предстроит по ним работа.
Могли ходить в Петропавловскую с.Ишлык (Епархия то одна - Яранская)
Еще в это время появляется село Петровское/Петропавловское(второе в Яранском уезде) - о нем я прочитала у Дмитрия Козака на сайте (shura). Думаю, что это оно, в нем уже была Воскресенская церковь и в какое-то(до 1858) время появляется домовая Петровская церковь.
1762 - Священник Тарас Григорьев Токтар. Вероятно, кого крестил Тарас стали Тарасовы (новокрещены). Остальные все Поповы...
Буду признательна за точную ссылку на то, что Вы прочитали у Дмитрия Козака, и особенно за информацию, откуда были взяты данные, что Тарас Григорьев Токтар был священником в 1762 году.