Продолжаю публикацию рассказов второй и последующих глав (касающихся вятского периода) книги «История России в летописи рода Лобановых» (Лобанов Д.В., Лобанов Д.В. – Москва, 2024 г.).
ЯВЛЕНИЕ СВЯТОГО ОБРАЗА
или как Лобанов Великорецкую икону встречал
Фёдор Лобанов, сын Лукояна, внук Ратного, в 7123 (1615) году имел в починке Маховиковском, что под Котельничем, доброй земли две чети, да перелогу – необрабатываемой – три чети, а рядом еще два поля таких. Это пространство требовало участия, а потому забот у пахаря всегда много. Что ж, зато тот голоден не будет, кто Мать Сырую Землю любит.
Год клонился к осени, а потому дел было невпроворот. В августовский день, недалече от рассвета, услышал Фёдор звон полоха, что призывал людей на сбор. Жаль было бросать труд – успел уже Лобанов широко да любо разойтись в своих хлопотах – да делать нечего, идти надобно.
На сходе у церкви Гостевского погоста поп Василий Юферев поведал, что сегодня рекою должен вернуться в Хлынов Великорецкий чудотворный образ святителя Николая. Это был тот лик, что по велению царя год назад отправлен в стольный град Москву. Судно с церковным представительством должно пройти мимо Котельнича с короткой остановкой, дабы дать возможность прихожанам воочию увидеть знак христианского чуда.
Народ сразу же засуетился. Бабы поспешили в избы за образами, оберегами, крестами и, непременно, за коромыслами с ведрами, чтоб наполнить их добрым духом и принести в дом достаток. Матери похватали дитятков и потащили к реке: хилых – в надежде на исцеление, здоровых – для укрепления духа. Мужики тоже бросили дела, взяли орудия охоты, ремесла да пахоты – благословить на добрый урожай и добычу. Лобанов прихватил серп, медорезный нож, бортницкую липовую кадушку да прибыл с сыновьями к реке, где уже полно всякого люда собралось.
На Вятке слыхали про чудеса небывалые, что творил Великорецкий образ. Ему приписывали исцеления больных, отваживание лихих набегов и моровых болезней, а также победу над Перуном и Дажьбогом. Во всём этом Фёдору, как и многим, разобраться было сложно, да может и не нужно.
Поп Василий скрасил ожидание проповедью о темных языческих временах, о спасении славян во Христе, о невероятном явлении образа, о прежних чудесах его. Напомнил о том, как икона ранее уже бывала в Москве по велению царя Ивана Васильевича, а теперь повторяет тот славный путь.
Действо затянулось, и уж собрался Фёдор уходить, как вдруг в низовье Вятки на горизонте появились лодки. Медленно приближались они к городскому посаду... И вот с одной из ладей, которую охраняли стрельцы, на брег сошел протопоп Стефан, старший брат попа Василия. Он возглавлял поход и теперь торжественно ступил на вятскую землю.
Все замолкли. Священник раскрыл куль, извлек из него и вознес к небу Великорецкий образ. Люди ахнули и опустились на колени! Затем Стефан достал золотой крест с Мощами и поведал о сём подарке Благочестивого Государя. Его Царское Величество пожаловали реликвию вместе с унизанным жемчугом убрусом для иконы.
По окончании яркой проповеди Стефан коротко переговорил с братом Василием, взошёл на лодку и всем своим славным походом продолжил путь до Хлынова для помещения святыни в ее родную обитель.
Фёдор же, выслушав назидания и наставления, с нетерпением отправился домой – к своим денным заботам. Лобанов думал о том, что сыновья по причине младости ума, конечно, не поняли соль произошедшего. Изнанку им со временем покажет опыт. И знает то лишь грудь да подоплека.
К данному материалу не добавлено ни одного комментария.