Продолжаю публикацию рассказов второй и последующих глав (касающихся вятского периода) книги «История России в летописи рода Лобановых» (Лобанов Д.В., Лобанов Д.В. – Москва, 2024 г.).
ОТКРЫТИЕ АЛЕКСЕЕВСКОЙ ЯРМАРКИ
или как Лобанов торговлю расширял
Иван Лобанов, сын Фёдора, внук Луки, в 7155 (1647) году жительствовал с семьей в деревне Степановской Неклюдова, что близ Котельнича. Занимался он возделыванием земли и бортничеством. Будучи черносошным крестьянином, нёс тягло в пользу государства Российского. Было нелегко, но, кто малым недоволен, тому великое не дается.
Люди в основном сеяли хлеб, в окрестностях также работали шесть мельниц, две рыболовецкие артели, а выше Спасского погоста шла разработка железных руд. И лишь торговля в уезде была посредственная.
В тот год котельничан и мастеровых ближайших деревень оповестили о воле Государя Алексея Михайловича в начале марта провести в городе ярмарку. Намечалась она в престольный праздник соборной церкви в честь древнего покровителя Котельнича преподобного Алексия. То было доброй вестью и удобным случаем для людей бойких и работящих, чтобы реализовать свой товар.
Вятчане ведь своими руками создавали всё, что требовалось для жизни. Было много домашних кустарных промыслов: плели лапти и корзины, делали орудия труда, деревянную и глиняную посуду, берестяные бураки, занимались прядением, мастерили телеги и сани, хомуты, седла и сбрую, катали валенки. Вятские – ребята хватские: и часы могли бы сделать, да топор не влазит.
К указанному сроку Лобанов направился в Котельнич. Иван въехал в посад, который находился за городскими стенами. Он не был укреплен, и кроме домишек там располагались кузница да баня для приезжих. Далее следовал острог – огороженная частоколом территория, где выстроены торговые лавки и трапезная. Внутри острога стоял «град» – деревянный кремль с тремя церквями и земским двором.
Купцы приехали из нижегородских, казанских и устюжских земель. Торги в основном шли в овраге у ручья, впадающего в Вятку. Рядами там раскинули льно, пряжу, сукно да ситец. Но, главное, что могли приобрести заезжие, это лошади. Их было столько, что и не сосчитать.
Подле обустроили бакалею. Лавочники предлагали гостям Котельнича вино, рыбу, зверя, табак и прочее. Сюда-то и пришел Иван, прихватив из деревни две кадки припасенного мёда. Вятская земля славилась сладким угощением, а потому желающие его купить нашлись быстро. На вырученное Лобанов взял у ремесленников некоторые вещи в хозяйство.
Типичный уездный городок, утопавший в садах и патриархальной тишине, заметно оживился. Столько людей Иван здесь не видел никогда. Посадские искали возможность разместить купцов да зашибить копейку. Небольшое местечко, где маленькие люди получили большие возможности.
Покидая торги, узнал Лобанов, что к открытию торгов царь Алексей Михайлович благословил для города икону Алексия. Так и назвали ярмарку Алексеевской.
Фантазии , на сколько %?
Это лишь реконструкция на основании того, что известно по документам того времени. Не более того. Можно назвать это и "фантазией". Собственно, как Вам угодно. Я не против.
Это попытка представить генеалогию так, чтобы это было интересно многим. В первую очередь, чтобы было понятно детям. Заинтересовать их. Если я своим школьникам выкачу сотни метрик и ревизий, то они ничего не поймут, не запомнят и толку не будет. А книгу старший прочел за один день "взахлеб" и запомнил всю цепочку.
А на симпозиумах в районных библиотеках, к сожалению, аншлага нет...