Экспедиция в Вятлаг к заброшенному лагпункту № 16

8-9 июня состоялась экспедиция «Вятлаг. Конечная» на территорию бывшего Вятского исправительно-трудового лагеря (север современного Верхнекамского района Кировской области), организованная внедорожным клубом «Glazov4x4». Участники экспедиции познакомились с достопримечательностями Верхнекамского района, проехали по бывшей Гайно-Кайской железной дороге и труднопроходимым лесным дорогам через несколько бывших лагерных пунктов Вятлага и посмотрели на то, что от них осталось.

Идея экспедиции принадлежит Антону Кунаеву, одному из организаторов клуба «Glazov4x4». Участники этого объединения регулярно совершают экспедиции по бездорожью, знакомятся с достопримечательностями по маршрутам путешествий. В этот раз решили посетить бывший Вятлаг – один из крупнейших лагерей печально известного ГУЛага. Лагерь был создан в 1938 году, в заключении на его десятках лагпунктов находилось до 30 тысяч человек. Подробно на истории Вятлага здесь останавливаться не будем, ссылки на литературу по теме указаны в конце отчёта.

Целью экспедиции была установка поклонного креста в память о загубленных узниках Вятлага в годы массовых репрессий. В качестве места установки был выбран бывший 16-й лагпункт, где приблизительно в  1945-1963 гг. размещалась центральная больница для заключённых и кладбище.

Я участвовал в экспедиции как представитель портала «Родная Вятка». В рамках проекта «Карта Вятлага» мы совместно с сайтом www.vyatlag.ru устанавливаем местоположение всех населённых пунктов, входивших в систему Вятского ИТЛ (учреждения К-231, УЛИТУ) по опубликованным источникам и воспоминаниям жителей на эту тему. Промежуточные результаты этой работы здесь: https://rodnaya-vyatka.ru/rv_map.php?nid=79031

Маршрут экспедиции: г. Глазов – г. Кирс – пгт Рудничный – п. Созимский – пгт Лесной – ст. Брусничная – п. Брусничный (6-й посёлок) – ст. Раздельная – старый 16-й лагпункт (Высоково) – Сосновка-1 (ИТК-19) – с. Гидаево – г. Глазов.

Общая протяженность маршрута около 600 км, но наиболее сложным участком пути представлялся маршрут от посёлка Лесного до села Гидаева – около 65 километров. Путь от Лесного до Брусничного предстояло пройти по железнодорожному полотну. Участок от Раздельной до Сосновки-1 проходил по давно заброшенной железной дороге – неизвестно было, ездят ли там, и есть ли мост через речку Иму. На дороге от Сосновки-1 до села Гидаева вызывало вопросы состояние моста через р. Порыш.

Участники

В экспедиции приняли участие 12 экипажей – 11 из Удмуртии и одна из Кировской области. Всего было 33 человека – из г. Глазова, п. Балезино, г. Ижевска, г. Кирова, п. Восточного, г. Кирса, п. Рудничного, п. Лесного.

Автомобили: УАЗ «Пикап», УАЗ «Патриот», УАЗ «Хантер», УАЗ-31514, УАЗ-469 (2 шт.), Toyota 4runner, ВАЗ-2121 (5 шт.) и ГАЗ-69.

Спонсорскую помощь экспедиции оказал Интернет-магазин автозапчастей Exist.ru.

Глазов – Рудничный

Сбор участников был намечен в Глазове у ТЦ «Пассаж» 7 июня (пятница) на 20 часов (здесь и далее время московское). К назначенному времени на старт прибыло 10 экипажей из Глазова и Балезино. Машина из Ижевска немного не успела и должна была догнать нас в пути, а экипаж из Кировской области – встретить в Рудничном. Перед отъездом поприветствовали друг друга, сделали последние приготовления, сфотографировались и отправились в путь. Стартовали в 20:15.

Дорога из Глазова до деревни Дондыкар асфальтированная, затем до Чажайского лесоучастка грунтовая, но хорошая.

Участок пути после Чажая, когда дорога идёт по лесу через лога, местами представлял собой грязное месиво. По этой дороге ездят нефтяники к Золотаревскому месторождению, они же и «убили» её в весенний период. Чтобы перебраться через этот участок, нам потребовалось около полутора часов. Всё это происходило в полной темноте при свете фар.

На выезде из грязи стояли два трактора, которые как раз в эти дни были заняты ремонтом дороги. Возможно, скоро здесь можно будет проехать на обычной легковой машине.

В 22:30 двинулись дальше. Вскоре пересекли границу Кировской области. Дорога здесь грунтовая, относительно неплохая. По навигатору мы проезжали одну деревню за другой, фактически сохранились единицы.

В 23:50 доехали до посёлка Залазны, где подождали отставших. По рации экипажи периодически связывались и уточняли состояние колонны, при необходимости останавливались и всех дожидали. Я был в подобной экспедиции впервые, и меня приятно впечатлила такая техническая оснащённость, а также согласованность и взаимопонимание участников.

Вскоре выехали на федеральную трассу, где забрали Романа, участника из посёлка Восточного. Он и сам владелец внедорожника, но в этот раз машина на ремонте, поехал штурманом.

Далее свернули на грунтовку до Песковки. В Песковку прибыли в 01:15, постояли 15 минут, собрались и поехали дальше.

В 02:15 приехали в город Кирс. Я называю время нашего экипажа: колонна растягивалась, всё-таки ехало 10 машин. В Кирсе простояли чуть более получаса.

По дороге и на обратном пути успели посмотреть некоторые достопримечательности – церковь, пруд.

Интересно, что в Кирсе который в 1919 году находился на фронте Гражданской войны, есть памятник не только погибшим красноармейцам, но и участникам белой армии.

 

Дорога от Кирса на север асфальтированная (ещё в 1970-е годы!), но разбитая. Справа и слева от дороги мы наблюдали красивейшие лесные и болотные пейзажи.

Болот особенно много и это выглядит очень необычно! Дорога буквально проложена по болоту. На этом отрезке пути нас догнал экипаж из Ижевска, нас стало 11 машин.

В 03:25 проехали посёлок Светлополянск. Возникновение и развитие посёлка связано с деятельностью торфопредприятия «Дымное», ведущего свою историю с 1965 года. Ныне - ПУ «Дымный» АО «ВяткаТорф». 

Вскоре пересекли УЖД Дымного торфорпредприятия. Я не мог не остановиться и не сфотографировать узкоколейку, вызывающую ностальгические ощущения. Когда-то их было очень много в Кировской области, а сейчас остались единицы, и эта, похоже, одна из них. 

Рудничный

В 04:05 приехали в посёлок Рудничный. Посёлок основан в 1915 году как Верхнекамский фосфоритный рудник, отсюда и его название. Именно здесь (точнее, на станции Верхнекамская) в 1938-39 гг. располагалось управление строящегося Вятского ИТЛ, а также 1-й и 11-й лагпункты. 

С высокого места открывается живописный вид на посёлок.

Центральная часть  выглядит как небольшой городок из кирпичных пятиэтажек.

Интересное зрелище представляют собой пустующие пятиэтажные дома. Дома строились в 1980-е в период расцвета посёлка, когда расположенное здесь предприятие по производству минеральных удобрений (фосмуки) активно развивалось и было одним из крупнейших в стране по объёму производства, а население посёлка приближалось к 8 тысячам человек. В 1990-е годы в связи с упадком сельского хозяйства сократился и спрос на удобрения, производство упало, а в середине 2000-х предприятие обанкротилось.

Печальное и в то же время впечатляющее зрелище. Не нужно ехать в Припять...

Едем дальше. На горизонте виднеется крупный водоём. 

На заправке в Рудничном к нам присоединился сборный экипаж из Кирова, Кирса и Рудничного.

Здесь заправились, немного отдохнули и в 04:50 выехали дальше уже в полном составе – 12 автомобилей.

Привлекла своё внимание старица Камы. В утреннее безветренное время пейзаж просто волшебный!

Вперёд - дорога на село Лойно, бывший центр Кайского района, и далее на село Кай. Нам - налево, к Созимскому.

По дороге заметили площадку, на которой хранится в разобранном виде шагающий экскаватор, предназначенный для добычи фосфоритов. Рядом будка охранника. Побродили - посмотрели детали исполинских размеров.

Вдоль дороги брошен кабель - не закопан, лежит прямо на поверхности. Интересно, что это?

Созимский

В 05:45 приехали в посёлок Созимский, который в утренний солнечный день выглядел очень живописно.

Посмотрели на красивые деревянные дома необычной архитектуры, построенные в годы основания посёлка. Есть расхожее мнение, будто бы их строили немцы. В действительности же эти дома строились по типовым проектам, непривычным для наших мест. Хотя в посёлке действительно жили репрессированные советские немцы, подвергнутые депортации из мест проживания в 1941-42 гг.

Посёлок был основан в 1938 году при строительстве Кайского целлюлозного завода – «особого стратегического объекта № 4 НКВД СССР». В Созимском же располагалось строительное подразделение Вятлага и лагпункт Лесозавод № 2, связанный УЖД с 4-мя лесозаготовительными лагпунктами Нырмыч-1, Нырмыч-2, Нырмыч-3 и Нырмыч-4 (эти лагпункты почему-то не входили в общую порядковую нумерацию лагпунктов Вятлага).

В Созимском большой и очень красивый пруд.

Плотина.

Бучило.

Выехав из Созимского, впервые встретились с Гайно-Кайской железной дорогой. До этого мы уже несколько раз пересекали железку, но это была ветка Яр-Верхнекамская МПС. Вятлаговская ГКЖД начинается от станции Верхнекамская (пос. Рудничный).

Виднеется действующая зона – посёлок Полевой-2. В прошлом тут находился 4-й лагпункт и больница ИТК-16, именно сюда она была переведена со старого 16-го лагпункта, который являлся целью нашего маршрута. Ныне ИК-20 УФСИН России по Кировской области.

Посёлок Полевой-1, или Совхоз №1, в прошлом Сельхозлагпункт № 1. Сейчас - руины.

06:15. Въехав в посёлок Лесной, мы сразу оказались на станции Лесная.

Здесь нас встречал Андрей Андреевич Генинг, местный житель, который согласился стать нашим проводником по Вятлагу. Андрей Андреевич прожил здесь всю жизнь, работал в учреждении и бывал в разных посёлках, а кроме того является охотником, поэтому его помощь была нам очень кстати. Всю дорогу мы обсуждали историю Вятлага, с ним было очень интересно. Спасибо, Андрей! (Это не Лесной, фото сделано в конце поездки)

Заброшенная станция с выбитыми окнами производит грустное зрелище, а ведь ещё несколько лет назад сюда ходили поезда из Кирова. Говорят, буквально накануне закрытия станцию покрасили, поэтому снаружи она до сих пор выглядит неплохо.

Внутри станции полная разруха - двери выбиты, стены обшарпаны, валяются обломки и мусор.


Всё путевое развитие станции пока на месте, и даже стоят два состава, но всё ржавое и поросло травой.

Первый состав - разнообразные грузовые вагоны и цистерны.

Аббревиатура П/П на борту означает "пожарный поезд". 

Второй состав состоит из лесовозных, пассажирских вагонов, вагона для перевозки заключённых и интересного деревянного вагона. Вид постапокалиптический. С другой стороны, настоящий музей под открытым небом.

Вагонзак.

Камеры для перевозки заключённых выглядят жутко. Купе двух видов - одни двухсторонние (как плацкартные), другие узкие (полки только с одной стороны). Полки железные, три яруса. От коридора "купе" отделено железными решётками.

Старый деревянный вагон. Как мы позже узнали, раньше это был вагон-ледник. Внутри он заполнялся льдом, на нём возили скоропортящиеся продукты по железной дороге в посёлки Вятлага. Внутри обшивки стенок - пенопласт, который удерживал холод.

И всё же станция не совсем безжизенная! Мы заметили движущуюся по путям дрезину.

В сам посёлок мы по дороге вперёд не заехали, но один экипаж возвращался сюда на обратном пути и сделал несколько кадров. По этим кадрам можно сделать представление о том, насколько большой и развитый это был населённый пункт. Когда-то это был административный центр всего Вятлага. Как и весь Верхнекамский район, в настоящее время он переживает не лучшие времена.

Пруд, за ним - действующая исправительная колония, в колонии церковь. В 1954 году во время подавления бунта заключённых на льду этого пруда было расстреляно несколько десятков человек.

Дом культуры.

Бывшее здание управления Вятлага.

Универмаг.

Этот магазин заброшен.

08:10 выехали от станции. Проезжаем действующую колонию, бывший лагпункт № 5 «Комендантский». Сейчас в Лесном 2 колонии – ИК-25 и ИК-27. Андрей рассказывает, что фотографирование зон не приветствуется администрацией, поэтому аккуратно делаем несколько снимков через окно, не выходя из машины.

На фотографиях выше производственная зона, а в жилую зону организован вот такой надземный переход.

Административное здание колонии пошло волнами.

По железной дороге

06:41. Выехали на железную дорогу. Это та самая Гайно-Кайская железная дорога, она же подъездной путь учреждения К-231. Ещё несколько лет назад эта железная дорога достигала около 250 километров (!) от станции Верхнекамская до станции Крутоборка, не считая боковых веток! Сейчас остался лишь участок от Верхнекамской до Лесной (28 км) и от Лесной до стрелки 7-й ветки (12 км, немного дальше пос. Брусничного).

Одну из машин пришлось оставить в Лесном – подвеска оказалась низковата для рельс широкой колеи. Экипаж пересел на свободные места в другие машины и продолжил путь с нами. Забегая вперёд скажу, что больше потерь не было. Да и оставлять машины больше было негде. Когда выехали на рельсы, все отчётливо поняли, что обратной дороги практически нет. Все выстроились друг за другом, и оставался один путь – вперёд. Насыпь достаточно узкая, разъезжаться и разворачиваться негде. Что будет дальше – было неизвестно. Обычно тут ездят только на мотоциклах и изредка на грузовых автомобилях.

Практически сразу нас ожидало первое препятствие - старый деревянный мостик, переезжать который нужно было очень аккуратно.

Ехали очень медленно, постоянно преодолевая препятствия в виде провалов на месте сгнивших шпал. Значительную часть этого пути я и другие участники-пассажиры прошли пешком. У Лесного ещё была хорошая сотовая связь, можно было позвонить, передать привет родным и отправить забавные фотографии того, как машины карабкаются по шпалам.

Пробовали ехать по правой, по левой стороне, по обочине - идеального варианта не было.

Ещё один деревянный мост, довольно опасный. В последнее время мосты на ГКЖД строились железобетонные, а на этом старом участке железной дороги почему-то оставили деревянные.

09.40. За три часа пройдено аж 4 километра, и мы прибыли в посёлок Ягодный («Семерка»). Исправительно-трудовая колония № 7 (строгий режим), находившаяся в Ягодном, была закрыта в начале 1990-х гг.

Ягодный занимал большую площадь между насыпью железной дороги и речкой Большой Созим. На спутниковых снимках хорошо угадываются очертания периметра зоны, видна бывшая улица посёлка. Какие-либо постройки здесь не сохранились, в чём мы убедились на месте, глядя на бывшую улицу со стороны железной дороги. От посёлка осталась лишь поляна, зарастающая отдельно стоящими деревьями и перелесками.

Лагпункт был создан одновременно со строительством ГКЖД в 1938-39 гг. Известно, что именно 7-й лагпункт был местом размещения в военные годы репрессированных латышей, их было почти 3 тысячи человек. Они считались подследственными, но реально их положение ничем не отличалось от осужденных заключенных, отбывавших свой срок. Большинство из них умерло в Вятлаге, и рядом с 7-м лагпунктом находится самое большое захоронение латышей в Вятлаге. (Впрочем, тут надо заметить, что вопрос первоначального местоположения 7-го лагпункта и его подкомандировок (отделений) вызывает вопросы). По данным за 1947 и 1954 гг., на 7-м лагпункте располагался цех ширпотреба. В дальнейшем лагпункт имел лесозаготовительный профиль.

На фото - бывшая улица посёлка, идущая к реке и к зоне лагпункта.

Поляны по правую сторону железной дороги.

Пересекаем речку, приток Большого Созима.

Мост здесь железобетонный.

Для мотоциклистов и пешеходов имеется тропка на краю полотна.

Время от времени приходилось задействовать бензопилу, чтобы напилить небольших пеньков и подложить их в ямы под колёса.

И вновь болота. Красиво!

Часть экипажей уехали вперёд разбивать привал в посёлке Брусничном.

11:37. Мы приближаемся к станции Брусничной. Осматриваем, что от неё осталось.

Проходим здание путевого поста.

В самом начале станции имеется стрелочный перевод, причём сохранился ручной механизм перевода. Однако на ветке, которая поворачивает налево, вскоре за развилкой отсутствует часть рельс, т.е. по ней уже не проехать.

Взгляд назад.

Кроме основного пути на станции имеется один боковой, но он уже зарастает деревьями.

Формально станция – до сих пор существующий населённый пункт, но фактически здесь уже никто не живёт (в 2010 году жил 1 человек).

Здание станции было в этом месте, оно сгорело, имеются лишь остатки перрона.

Дорога налево, к «бирже» ИТК-6. Биржами тут называли место разделки и сортировки леса (в леспромхозах это выполняется на т.н. нижних складах).

На спутниковых снимках хорошо видно, что биржа находилась рядом со станцией. Снимок сделан, когда колония в Брусничном ещё работала. Видны штабеля леса, козловый кран.

Проезжаем очень любопытное место - дорога здесь проходит прямо через озеро.

А вот так тут было много лет назад, когда ещё ходили паровозы. Только фото сделано в обратную сторону, с севера на юг.

Брусничный

В посёлок Брусничный («Шестёрка») мы прибыли в 11:58 на последней машине в колонне (первые приехали где-то на полчаса раньше). Брусничный довольно большой посёлок и здесь сохранилось много домов.

Значительная часть домов брошены и разрушаются.

Приехавшие раньше нас успели осмотреть некоторые покинутые дома. В этом доме холодильник, мебель, оставленные вещи, детские игрушки.

Некоторые дома в довольно хорошем состоянии. Вероятно, они жилые, или хозяева за ними присматривают.

Вид от станции в южном направлении.

Наша автоколонна растянулась на линии, как когда-то железнодорожные составы.

Голова колонны находилась у бывшего перрона. Перрон дощатый, гнилой, частично сломанный.

Прямо напротив остановочной платформы симпатичный домик в хорошем состоянии.

Высокие тополя.

К нашему приезду первыми прибывшими экипажами был приготовлен вкусный обед, к которому мы с удовольствием и присоединились.

Пополнили запасы воды на местной артезианской скважине. По рассказам, при ликвидации колонии скважина была затампонирована, но местные жители её восстановили. Насоса на скважине нет, вода бьёт ключом.

Пошли на экскурсию по посёлку. Недалеко от станции жилой дом, в хозяйстве ЗИЛ. Поговорили с местными, уточнили, что дальнейшая дорога по нашему пути есть. 

Дом.

Здание бывшего клуба разрушается.

Здание магазина уже без крыши. 

Дома в полуразрушенном состоянии.

В последнее время в Брусничном находилась колония-поселение № 23 УФСИН России по Кировской области. В прошлом здесь был 6-й лагпункт, возникший в 1939 году и занимавшийся лесозаготовками. В годы войны на 6-м лагпункте содержалась большая группа «трудмобилизованных» (этнических немцев и небольшое число финнов) – более 1000 человек.

В 1980-е гг. здесь находилась ИТК-6 (особый режим). В 1996 году режим был изменён, была создана колония-поселение, которая просуществовала приблизительно до 2012 г.

Территория зоны хорошо видна на спутниковом снимке. Справа видны очертания прежнего периметра колонии - она занимала бОльшую площадь. Слева виден пруд и домик (см. далее).

План зоны 2010 года.

Подходим к заброшенной зоне. 

Все здания колонии разломаны. Кстати, 5 лет назад, когда колония только-только закрылась, здесь были другие путешественники, можно посмотреть и сравнить, как всё изменилось: https://www.drive2.ru/l/4333281

Часовня на территории зоны.

 

Общежития.

На тротуаре лежит текст присяги органов Минюста.

Старое кирпичное здание ШИЗО (штрафной изолятор).

Столовая.

На заборе ещё сохранилась колючая проволока.

За колонией мы обнаружили водоём.

А рядом - вот такой красивый домик, по всей видимости, принадлежавший администрации зоны. В домике была сауна.

Идём обратно. Панорама улицы посёлка.

На этой улице дома в довольно хорошем состоянии, в рамах целые стёкла.

Завершив экскурсию, вернулись к машинам и собрались в путь.

В 13:35 выехали из Брусничного дальше на север. Рельсы лежат ещё на протяжении двух километров (до бывшей 7-й ветки в направлении п. Борового), но мы поехали по автомобильному объезду, который тут имеется.

Местами на дороге лужи, но преодолели без проблем, затем вновь выехали на железнодорожное полотно.

Дальше опять по шпалам, но уже без рельс. На этом участке передвигались достаточно быстро.

14:15 – бывшая станция Има. Здесь находился 17-й лагпункт (возник в 1941 году). Станция была связана с лагпунктом «Берёзовка», находившемся в западном направлении – вероятно, лежнёвой или конно-рельсовой дорогой. В северо-восточном направлении шла железнодорожная ветка на 14-й лагпункт (а также на 19-й лагпункт, куда мы попадём позже по другой ветке). Также в северо-восточном направлении находился 12-й лагпункт, который в годы войны был местом размещения большого контингента депортированных советских немцев. В военные годы на 17-м лагпункте было одно из отделений 101-го лагеря военнопленных, в лесу вблизи посёлка находится кладбище военнопленных. Лагпункт просуществовал на станции Има примерно до 1970-х гг. В 1984 году посёлок был снят с учёта.

На месте заброшенного посёлка мы обнаружили большую зарастающую деревьями поляну.

Благодаря публикации в книге из серии «Памятники архитектуры и градостроительства Кировской области», имеется возможность сравнить план станции 1957 года с современными спутниковыми снимками.

 

После Имы обратили внимание на небольшую полянку по правую сторону. На старой карте 1962 г. приблизительно здесь отмечены какие-то здания.

Местами вдоль железной дороги ещё попадаются километровые столбики. Сфотографировались с одним из них - 56/57.

Недалеко от этого места справа от дороги заметили полянку в лесу. Предположительно, здесь располагался кирпичный завод Вятлага, отмеченный на карте названием «Има».

Раздельная

15:13станция Раздельная – наша последняя точка на магистральной линии ГКЖД, отсюда на восток поворачивала  «Гидаевская» ветка, по которой нам и предстояло двигаться дальше к цели нашего путешествия – 16-му лагпункту.

По одной из версий, станция Раздельная была названа так потому, что находится на водоразделе двух речных систем: западнее протекает река Сысола (бассейн р. Северной Двины), а восточнее - речка Има (бассейн р. Камы).

Станция возникла в начале 1940-х гг. как 13-й лагпункт. В годы войны здесь размещались «следственно-заключённые», «трудмобилизованные» немцы, мобилизованные колхозники. Лагпункт был закрыт в 1954 году. Будучи узловой, станция имела важное значение и продолжала своё существование и после закрытия зоны. Населённый пункт на сей день не снят с учёта, в нём кто-то проживает.

Мы остановились на повороте в конце посёлка. Взгляд на этом фото обращён назад, на юг.

На север идёт магистральная линия ГКЖД. Следующая станция - Перевалка (67 км).

Площадь станции открытая, зарасти деревьями ещё не успела.

В посёлке стоят несколько домов.

Сворачиваю в посёлок, чтобы посмотреть оставшиеся дома.

Этот дом в хорошем состоянии.

Эти уже частично разрушены.

Груз металла.

Гидаевская ветка

Итак, мы поехали по Гидаевской ветке. Гидаевская ветка ранее соединяла с ГКЖД несколько лагпунктов. В последние годы сохранялась ветка на 19-й (Сосновка-1), но более старый путь поворачивал на север, проходил мимо 16-го лагпункта (на карте - Высоково) и далее на 22-й, 23-й и 24-й. Нам необходимо было сначала повернуть к 16-му, а затем вернуться и двигаться в сторону Сосновки.

Дорога представляла собой неизвестность, т.к. было совершенно непонятно, ездит ли по ней кто-то, не заросла ли она. Железная дорога здесь была разобрана, предположительно, около 1990 года. Однако оказалось, что ездят, поэтому мы продвигались уверенно. Было несколько сложных, но проходимых мест.

Начались болота.

Дорога направо - к Сосновке-1. Сюда мы вернёмся чуть позже, а пока сворачиваем налево, к 16-му лагпункту.

Проехали развилку (так называемый «172 пост»), начали поворачивать налево в направлении 16-го, справа показалось болото.

Тут пришлось преодолеть глубокое грязное место, на что потратили некоторое время.

Далее ветка идёт по лесу. Колея хорошо видна - изредка здесь ездят.

Остановиться мы решили не у самого лагпункта, а на бывшей железной дороге, где она проходила по карьеру, а затем двигаться в направлении лагпункта в северо-западном направлении вдоль просеки. Мы хотели попробовать найти в лесу кладбище, местоположение которого было известно лишь приблизительно.

При этом по пути к карьеру был виден ус ж/д и дорога к лагпункту - их видно на спутниковом снимке: ус шёл погрузочной площадке лагпункта, а дорога непосредственно к периметру зоны. 

Бывшая ж/д ветка налево (качество не очень, т.к. скриншот с видео). Просматривается дорога: колея уходит в лес.

Вышли на полянку вдоль железной дороги.

Отсюда видна прямая дорога к зоне (на северо-запад). 

Заметили медвежьи следы на дороге.

Добрались до карьера. Бывшая железная дорога уходит далеко вдаль. Через три километра была станция под названием Гидаево.

Остановились у карьера, дождались отставших и отправились вдоль квартальной просеки в направлении лагпункта.

Пока шли по лесу, обратили внимание, что везде много старых гнилых пеньков. Лес тут был вырублен лет 70 назад.

16-й лагпункт (Больничный, Высоково)

16-й отдельный лагерный пункт Вятского ИТЛ возник в середине 1940-х гг. Он был создан как очередной лесозаготовительный лагпункт, но занял важную роль в структуре Вятлага – здесь была открыта центральная больница. В этом отдалённом и глухом уголке Вятлага в трудных условиях врачи спасали жизнь тяжело больным и травмированным заключённым. Рядом с лагпунктом находится кладбище, где хоронили умерших. Предположительно, большинство умерших заключённых Вятлага в эти годы хоронили именно здесь. Именно поэтому мы выбрали этот лагпункт в качестве места установки поклонного креста.  В 1963 году больничный лагпункт был перемещён ближе к Лесному – в район 4-го лагпункта (посёлок Полевой), с сохранением старого номера (ОЛП-16, затем ИТК-16).

Нам было известно, что кладбище располагалось в лесу к северо-востоку от бывшего лагпункта, мы хотели найти его, чтобы установить точные координаты, но этого сделать не удалось: лес прошерстили, но кладбище не нашли, а расширять район поиска времени не было. Приняли решение установить поклонный крест на поляне на северо-восточной окраине лагпункта.

Пока все собирались для установки креста, я оббежал окрестности и сделал несколько снимков. Вся территория лагпункта представляет собой поляны с перелесками. Поляны образовались на тех местах, которые в годы существования посёлка распахивались или были вытоптаны, а также где после закрытия зоны косили сено. Лес вырос вдоль забора бывшего периметра зоны, а также на месте зданий. Благодаря этому на спутниковых снимках очень хорошо определяются очертания многих объектов лагеря. На местности это совершенно не видно.

В годы существования лагпункта здесь была достаточно развитая инфраструктура. Больница имела несколько корпусов, а кроме того здесь был небольшой посёлок для персонала, обслуживающего лагерь – дома, почтовое отделение, начальная школа, медпункт, клуб и т.д. Жителей в посёлке было немало - военнослужащие, обслуживающий персонал зоны, медицинский персонал. Среди жителей были и бывшие заключённые, в том числе "политические". По воспоминаниям жителей, все жили дружно.

Имеется несколько старых фотографий.

Военнослужащие - жители посёлка. Девушка, сидящая в нижнем ряду - врач.

Жители посёлка у танцплощадки

Учащиеся 3 или 4 класса начальной школы. Школа открылась в 1954 году.

После закрытия лагпункта в 1963 году все жители были переведены в другие места. Долгое время здесь оставались развалины, но до наших дней они не сохранились. 

От территории лагеря видна дорога на юго-восток, к той дороге, по которой мы проехали (т.е. предположительно можно проехать по ней напрямую).

На территории много ям.

В периметре зоны обнаружено несколько железных кроватей.

В одной из ям нашли стеклянные баночки медицинского назначения. Ещё нашли кусок колючей проволоки. Думаю, что если поискать более тщательно, то можно найти и другие артефакты.

Когда все собрались, провели небольшую церемонию установки поклонного креста и сфотографировались на память.

Координаты креста - 60.079467 С.Ш., 52.155828 В.Д.

Основная цель экспедиции была достигнута! Далее - остановка на ночлег и возвращение домой.

В 18:25 выехали с 16-го назад на ветку, идущую в направлении Сосновки-1.

На выезде обратили внимание на интересные слоистые камни, лежащие грудой.

Дорога идёт через болота.

На этом участке пути вызывал опасения проезд через речку Иму, однако, здесь оказался хороший мост.

Перед самой Сосновкой-1 обратили внимание на пересечение со старинным Кайско-Кажимским трактом, который шёл поперёк бывшей железной дороги. Если двигаться по нему направо, то он приведёт по более короткому пути на село Гидаево, однако моста через реку Порыш там, скорее всего, нет.

Налево – в направлении старинной деревни Монастырской (Сретенская пустынь), известной с конца XVII века.

А мы едем прямо. Болото перед Сосновкой

Перед въездом в посёлок встретили охотничий домик.

Сосновка-1 (19-й лагпункт)

В 20:00 прибыли в бывший посёлок Сосновка-1, расположились на удобной поляне на ночлег. Прошли сутки с момента начала путешествия, в течение которых мы не спали.

19-й лагпункт возник в 1947 году. «Головной» посёлок имел «подкомандировку», с которой был связан узкоколейной железной дорогой (лагпункт № 19 глубинный, гражданское название – Сосновка-2). Ветки узкоколейки тянулись далеко на восток и заканчивались в лесах недалеко от сёл Пушья и Кай, а на севере сближались с ветками другой УЖД Вятлага – Вислянской. В 1950-е годы на 19-м «Головном» был общий режим, на «подкомандировке» - облегчённый. В 1980-е годы на Сосновке-1 был строгий режим, на Сосновке-2 – колония-поселение. Обе колонии были закрыты до 1990 года, хотя в 1989 году ещё было достаточно большое население.

Вид со спутника.

В настоящее время большинство зданий посёлка разрушено, находится в руинированном состоянии.

Между двумя частями посёлка небольшой мостик через заболоченную речку.

На другой стороне речки тоже одни развалины. Это основная центральная часть посёлка, находившася рядом с зоной (до самой бывшей зоны я немного не дошёл).

На следующий день нашли на территории посёлка вот такой охотничий домик.

Осмотрев местные «достропримечательности», я пошёл назад в наш лагерь. Навстречу попался кировский экипаж, который отправился ночевать в Сосновку-2: там один из бараков приспособлен для ночлега. Они ещё не знали, что путь этот не будет простым, и два часа придётся провести в грязи.

Вот несколько фотографий посёлка Сосновки-2, сделанные утром следующего дня.

Бывшая конюшня конпарка.

Тем временем у костра происходила подготовка к ужину и ночлегу. Водители исправляли небольшие поломки, возникшие в пути.

Ужин был очень вкусным - мясо с картошкой, приготовленное в большом казане! Приготовлением еды занималась женская часть команды, за что ей огромное спасибо.

Все немного расслабились, пообщались, обсудили события последнего дня и отправились спать. Нужно было восстановить силы.

Сосновка-1 - Гидаево

9 июня. Утром позавтракали кашей и остатками вчерашнего супа, выпили чаю-кофе и собрались в дорогу.

08:25. Выехали из Сосновки-1.

Нам предстояло добраться до села Гидаева, а затем, в зависимости от затраченного на эту дорогу времени, принять решение о дальнейшем пути. Если бы удалось проскочить в Гидаево быстро, съездили бы ещё до Кая. Но обо всём по порядку.

Дорога от Сосновки идёт вдоль реки Имы, которая иногда виднеется слева.

С момента закрытия железной дороги прошло много лет, и за эти годы насыпь тут успели убить грузовыми машинами. Примерно через полтора километра после Сосновки-1 дорога стала ужасной - грязь, глубокая колея. 

Впрочем, преодоление этого препятствия было очень зрелищным. 

Рядом - "биржа" ИТК-19. На фото разделочная площадка. В настоящее время она вся ветхая, гнилая. Прямо под ней - болото.

Преодолев грязный участок, одна из наших "Нив" потребовала ремонта. Приняли решение частью машин ехать к мосту через Порыш, чтобы проверить его состояние и подготовить для проезда.

На соединении с дорогой на Сосновку-2 встретили четырёх местных мужиков. У дороги стоял ЗИЛ-131 и два мотоцикла. Здесь нас должен был ожидать кировский УАЗ, однако их почему-то не было.

Дорога от Биржи и далее идёт по бывшей УЖД. Время от времени лес сменяется уже привычными болотными пейзажами.

Несколько раз встречали делянки по сторонам от дороги.

11:15. Река Порыш

Мост оказался в достаточно хорошем состоянии. Старый железнодорожный мост был сожжён много лет назад, а этот мост, по-видимому, сделан лесозаготовителями. Сверху положены бетонные плиты, чтобы мост не смыло весенней водой.

В жаркий день было приятно искупаться в холодной речной воде.

Устроили небольшой перекус.

В 12:54 приехала отставшая часть группы. Поломку устранили.

Наконец, в 13:30 прибыл экипаж, ночевавший в Сосновке-2. Оказалось, что у них тоже была поломка, отчего и задержались.

13:45. Все в сборе, поехали дальше.

В 14:40 приехали к Бурковой горе - высокий холм в окрестностях села Гидаева, одна из местных достопримечательностей. Легенда гласит, будто бы гора является рукотворной, и здесь закопала себя живьём древняя народность «чудь». Мы взобрались на гору и полюбовались окрестностями. Вокруг до горизонта - леса.

Гидаево

15:15. Подъезжаем к селу Гидаеву

На этот момент основная часть маршрута была пройдена. На этапе планирования  рассматривался вариант посетить ещё сёла Лойно и Кай, однако по времени не укладывались, поэтому было принято решение об окончании экспедиции. 

В Гидаеве мы разделились. Один из организаторов экспедиции (Антон) поехал в посёлок Лесной, чтобы отвезти Андрея Генинга домой и водителя оставшейся там Нивы за машиной. Часть экипажей сразу отправилась домой. Часть осталась в Гидаеве, чтобы осмотреть село и починить поломки, возникшие в пути (в селе есть электричество, благодаря чему здесь можно было использовать сварку).

Сфотографировались на память с Андреем Генингом.

Гидаевская церковь. Гидаево - старинное село, существовало уже в 1678 году. Деревянная церковь (Афанасьевская) построена в 1881, здание частично сохранилась до наших дней как памятник деревянного зодчества. Это хорошо известная достопримечательность не только Гидаева, но и всего Верхнекамского района.

Ныне в селе осталось совсем немного жителей, многие дома заброшены. Мы прогулялись по улице запечатлели его текущее состояние.

В 1982 на базе Гидаевского колхоза было создано сельскохозяйственное поселение № 5 управления лесных исправительно-трудовых учреждений (УЛИТУ), т.е. село вошло в систему Вятлага. Это плохо сказалось на развитии села и вызвало отток коренного населения, т.к. не всем нравилось соседство с осужденными. Колония-поселение здесь была закрыта несколько лет назад. На фото - заброшенное административное здание поселения.

Двигаемся дальше с севера на юг села.

Среди местных жителей есть люди, занимающиеся лесом. В селе мы заметили лесозаготовительную технику, тракторы.

16:30 Выехали из Гидаева.

В Рудничном дождались возвращения Антона из посёлка Лесного, немного отдохнули, перекусили, и поехали домой. В Глазов основная часть компании вернулась около 2 часов ночи 10 июня.


Путешествие произвело большое впечатление на всех участников. Очень много всего увидели за двое суток! Великолепная верхнекамская природа: леса, реки, болота, пруды. Тут надо отметить, что очень повезло с погодой - оба дня было солнечно и тепло. Большое количество интересных точек маршрута с исторической точки зрения, которые удалось осмотреть и отфотографировать: действующие и заброшенные посёлки, зоны, железнодорожная станция. Грустные эмоции оставляет большое количество разрухи - Верхнекамский район вымирает...

С точки зрения сложности маршрута наиболее трудным был участок по железной дороге. Как говорят опытные участники: уж лучше по грязи! Многие машины, если не все, после езды по шпалам получили повреждения и поломки. Некоторые ремонтировались прямо по пути, другие обнаружили неисправности уже дома. Была треснувшая рама, вышедшее из строя рулевое управление, протёкшие радиаторы, один из автомобилей на обратном пути потерял колесо... Однако, никто не пожалел о совершённой поездке.

Серьёзная, важная, на наш взгляд, цель экспедиции - установка поклонного креста узникам Вятлага - была достигнута.

Огромное спасибо организаторам за эту поездку! «Glazov4x4» - вы большие молодцы! Незабываемые ощущения не только от увиденного на маршруте, но и от вашей компании: дружной, организованной, целеустремленной, неунывающей.


В отчёте использованы фото Дениса Шабалина, Вячеслава Дубровина, Андрея Генинга, Дмитрия Махнева.

Больше фотографий с поездки доступны по ссылкам:


    При подготовке отчёта была использована литература, которая рекомендуется к прочтению:

    • История одного лагеря (Вятлаг) / Виктор Бердинских. - М. : Аграф, 2001
    • Белых Н. Ю. Экономика ГУЛАГа как система подневольного труда (на материалах Вятлага 1938-1953 гг.) / Н. Ю. Белых ; [отв. ред. В. А. Бердинских].
    • Веремьев В.И. Учреждение К-231: страницы истории (даты, факты, имена) // URL: http://www.vyatlag.ru/load/quot_vjatlag_quot_daty_fakty_imena/8-1-0-31
    • Скопин Е. Л., Кривошеина Н. В. Памятники архитектуры, градостроительства и монументального искусства Кировской области. Выпуск 4. Верхнекамский и Даровской районы. Материалы к Своду памятников истории и культуры Кировской области. – Киров, 2010
    • Сайт http://www.vyatlag.ru/

    Комментарии

    Спасибо, Денис! Очень интересный и большой репортаж. Фотографии, спутниковые и старые карты, планы...

    Кажется, прошло не так много лет, а от вятлаговской экономики уже почти ничего не осталось. Еще лет 10 и дороги зарастут.

    Не знал, что в Глазове есть такая группа единомышленников, любителей экспедиций на внедорожниках.

    Аватар пользователя ru-danko

    Виктор Иванович, спасибо за отзыв.

    Да, в Глазове есть группа единомышленников-любителей экспедиций на внедорожниках, причём очень активная. Кстати, от них нам есть предложение. Есть желание организовывать экспедиции регулярно. Но для них важно, чтобы эти экспедиции были на пользу, т.е. нужны цели, которые можно было бы решить. Цели могут иметь гуманитарный характер (помочь кому-нибудь) или исследовательский (историко-краеведческий). Если есть интересные маршруты - предлагайте.

    Аватар пользователя ru-danko

    Еще лет 10 и дороги зарастут.

    Судя по тому, что мы увидели на Гидаевской ветке, по дорогам Вятлага ездят. Металлисты, лесники, лесозаготовители, охотники – кто-то из них, или все вместе. Поэтому при наличии желания исследовать эти и другие объекты Вятлага на внедорожниках – это реально. Наверно, самое время это делать сейчас. Дальше будет хуже, дороги будут всё более приходить в негодность, природа будет забирать своё. Есть ещё много бывших лагпунктов, остатки которых хорошо видны на спутнике, в том числе заброшенных давно, в 1950-е годы. Есть интересное место "Первомайка" - бывшая деревня Монастырская, или Сретенская Пустынь. 

    Аватар пользователя skygrad

    Спасибо за подробный и толковый отчет. Прошлое исчезает, еще немного и ничего не останется, разве что для археологов будущего. Интересно, что на рубеже 80х и 90х годов произошли изменения в численности и режимности лагерей. Это можно связать лишь с политическими переменами той поры, либерализацией и демократизацией жизни бывшего СССР. Выходит, политические узники содержались здесь вплоть до той поры. Среди них были дети высланных, родившиеся уже в 50х. 

     

    Вряд ли политические узники в конце 1980-тых годов составляли такое значительное число заключенных. Все же большинство контингента - обычные уголовники. Нормативно-правовая база менялась, это да. Спекулянты и т.п. перестали быть преступниками, перешли в разряд уважаемых бизнесменов. А новые виды экономических преступлений пока были неподсудны, не было еще таких статей в УК.

    В 1990-тые же годы, наоборот, судя по официальным данным, наблюдался рост количества заключенных в России.

    Другое дело, что в Вятлаге до 1990-тых сидели люди со всех республик СССР, а раз СССР распался, то и контингент сократился.

    Аватар пользователя skygrad

    Всё это так, могу даже добавить еще один аргумент: прекратилось принуждение к труду заключенных, и содержать людей в труднодоступной местности стало экономически накладно. Но есть и такой факт: отбывшим срок "политическим" часто запрещалось покидать данный регион и они оставались жить в качестве вольнонаемных работников. К тому же, обзавелись семьями и приспособились как то выживать. Невыездными были и их дети, читал об этом в местных газетах 90х годов. Вот такие люди и разъехались как только стало возможно по своим республикам, Украина, Прибалтика и тп. В списках реабилитированных тогда видел много немцев из Германии, украинцев и прибалтов. Были и русские, примерно треть.

    Кто-то оставался, т.к. ехать было уже просто некуда.

    Кроме заключенных в этих поселках проживали состав служащих колоний, находились подразделения внутренних войск, больницы и др.

    Они тоже разъехались после закрытия колоний. С военными все понятно, а как с гражданскими? Интересно, была ли какая-то программа их переселения в другие места или люди сами по себе разъехались?

    Аватар пользователя Андрияно.

    Всем жителям прописанных до  Н года,выдают сертификат на покупку жилья. Год точно не знаю, надо уточнить.

    Аватар пользователя skygrad

    Андрияно, напишите про Лесной!

    Аватар пользователя skygrad

    Программы переселения не было. Дело в том, что большинство населения п. Лесной, к примеру, составляли ссыльные с семьями, паспортов они не имели, включая детей уже здесь родившихся, только справки с предписанием  пожизненно проживать в указанном месте. Немцы Поволжья были реабилитированы после смерти Сталина и частично уехали, но оставались немцы с оккупированной в 45 г. территории Германии, это были в основном интеллигенция и семьи нацистов. В этой же категории неблагонадежных числились западные украинцы и прибалты. Реабилитацию они получили только в 89 году и тогда же стали покидать Вятлаг. Россияне в числе ссыльных тоже были, вероятно, подозреваемые в сотрудничестве с нацистами, а, также, бывшие заключенные по 58 ст. всех национальностей. Понятно, что большинство уехали как только получили документы, а среди них было много медперсонала, учителей и спецов производства. Так постепенно Вятлаг опустел на 90%.

    Аватар пользователя wiki43

    Очень интересно. 
    Помнится, в студенческое время преподаватели нас пугали: если будете плохо заниматься, то попадёте по распределению в кайские леса.. Теперь вижу, что было чем пугать. 
    В 1980 году наша студенческая агитбригада побывала в двух зонах строгого режима у посёлка Лесного: вышло какое-то постановление об улучшении политмассовой воспитательной работы с заключёнными, кто-то решил, что для этого подойдут наши концерты с агитацией на матфак пединститута, и нас привлекли к этой работе. Вероятно, тогда мы выступали в каких-то образцово-показательных лагерях, так как они были в основном с кирпичными постройками, с аллеями, цветниками, с производственными цехами, с прилично оснащёнными Домами культуры. К сожалению, тогда не запомнил номера лагерей. Обращали внимание совсем на другое, так как для нас это было экзотичное приключение - выступать перед наголо остриженной публикой с наколками, живо отзывавшейся на каждое выступление. 

    Денис, спасибо за чудесный рассказ с фотографиями. Меня интересует поездка в село Пантыл, и село Вохма (которого уже нет). Потому что мои предки жили там. Если подобные поездки будут, сообщите. Я  живу в Новосибирсе, и мне понадобится время,присоединиться. Еще раз, спасибо!

    Замечательная поездка, прекрасный репортаж.

    Аватар пользователя Геннадий2

    Спасибо вам отгромное за проведенную экспедицию в мои родные места. Было интересно ознакомиться отчетом, классными фото мест по ходу экспедиции, описание их, карты маршрута. Считаю все оформлено толкого и согласно поставленной цели, посещения 16 ОЛП. Благодарю и поддерживаю вас за это. Жаль что не заехали в Лойно и Кай, а так вообщем здорово, еще один отличный материал про Вятлаг и хорошо что с вами участвовал Генинг, это наш гуру по Лесному я надеюсь он тоже набрал нового матеориала и порадует нас новыми зарисовками и видео. 

    Интересно есть ли фотографии поселения Первомайка (Монастырская, Сретенская пустынь) и возможно ли туда проехать?

    Аватар пользователя ru-danko

    Мы там не были, поэтому фотографий нет и состояние дороги не знаю.

    Аватар пользователя ru-danko

    Сообщение от незарегистрированного пользователя "Топорик": 

    я был на 16м (Больничка) лет 35-ь назад. Когда там ещё косили и стояли шалаши охотников на тетеревов. Я видел надгробия. Сверху полусгнившие короба в виде надгробия и никаких крестов. Просто таблички без имени. Просто цифры. На плане могилы были в южном конце зоны. Между железкой и р.Ныдыб. Визира с Перевалки на восток, выходит на 16й .При выходе, по визире на территорию зоны могилы были в юго - восточном направлении за зоной(не за железкой).

    Уже в то время могилы были в пятиметровом ивняке.

    Аватар пользователя skygrad

    В Сов время кресты не ставили и на обычных кладбищах, только набожным старушкам лет за 80. Выходит, забросили 16ый примерно в 70м году.

    Аватар пользователя ru-danko

    В 1963-м. Здесь всё же было не обычное кладбище, вместо табличек были номера, а списки с номерами захороненных заключённых велись в спецчасти лагерного пункта. Если обращались родственники, по этим номерам можно было найти нужные захоронения.

    Аватар пользователя Fenka

    Спасибо вам за путешествие! Очень хочется самой поучаствовать в такой экспедиции! Подскажите, можно ли ещё как-то доехать до Гидаево? Есть ли другой, не такой опасный путь? 

    Аватар пользователя Андрияно.

    Можно по трассе (асфальт). в начале статьи есть карта.

    Аватар пользователя Fenka

    Спасибо!