Из Фалёнского района в Омутнинский: Низево - Васильевский - Чёрная Холуница. 1-2 мая 2025 г.

Поход по маршруту с. Низево (Фаленский район) - п. Васильевский - п. Чёрная Холуница (Омутнинский район) состоялся 1-2 мая 2025 года.

Длина маршрута: 54 километра, а по GPS-треку с учётом прогулок - более 60.

Участники: Денис Шабалин (Киров), Денис Лысков и Вячеслав Дубровин (оба из Глазова).

Прогуляться с ночёвкой на первые майские выходные предложили Денис и Вячеслав - давние друзья-товарищи по туристическим авантюрам. Со Славой мы были лично знакомы с 2019 года, когда вместе участвовали в экспедиции в Вятлаг, а с Денисом до этого общались только заочно. Эти ребята - заядлые путешественники: много ходили пешком, катались на велосипедах по Кировской области и Удмуртии, сплавлялись в Пермском крае. Отчёты о своих маршрутах они публикуют на своих страницах «ВКонтакте» (см. например: «Дорогой монахов Верхнечепецкого монастыря» или «Пешком в Слободской»).

Идея этого похода возникла у них после перехода по старому тракту из Яра в Омутнинск в 2023 году. В этот раз им захотелось пройти параллельным маршрутом, стартуя из Зуевского или Фалёнского районов. После обсуждений выбор пал на Фалёнский, а в качестве начальной точки определили село Низево. Конечной сначала рассматривали Омутнинск, чтобы потом вернуться домой на поезде.

А у меня, в свою очередь, уже давно была мысль прогуляться из Фалёнок в Чёрную Холуницу - ещё со времён похода из Белохолуницкого района в Зуевский (см. отчёт). Было интересно пройти путь, по которому когда-то крестьяне Островновской волости шли на сезонные работы в качестве рудокопов, лесорубов и углежогов на Чернохолуницкий завод, а в обратную сторону заводчане добирались к ближайшей железнодорожной станции - Фалёнки.

Когда Денис и Вячеслав предложили пойти вместе, я с радостью согласился. В итоге мы решили немного изменить их первоначальный план: вместо Омутнинска финишировать в Чёрной Холунице, где живут мои родители, а оттуда доехать до города на машине. Ночёвку запланировали в посёлке Васильевском, который находится примерно на середине пути.

Поход Низево-Васильевский-Чёрная Холуница 01-02.05.2025

Автор карты: ru-danko

HTML-код для вставки карты на сторонний сайт

Изменяя значения атрибутов width (ширина) и heigth (высота), можно получить нужные размеры карты

Начало мая по-своему интересно для пеших путешествий. Высокая трава ещё не поднялась, а деревья стоят без листвы - это обеспечивает прекрасный обзор и возможность для прогулок по заброшенным деревням. Комары и мошкара ещё не проснулись - можно спокойно наслаждаться природой. Но есть и сложности: пока лес прозрачен, выше риск встречи с хищными животными. Первые клещи уже появляются на тропах. Да и рюкзак заметно тяжелеет - без тёплой экипировки в весеннем лесу не обойтись.

Погода накануне похода была не самой комфортной: было дождливо и холодно. В соседнем Пермском крае выпали рекордные снегопады - весна явно не спешила вступать в свои права. На 1 мая прогноз обещал прохладный, но сухой день, ночью - заморозки, а вот на 2 мая к вечеру значились осадки - дождь со снегом. Мы были готовы к таким условиям: с собой взяли дождевики, сменную одежду, термосы, палатки, коврики и спальники.

День первый. Низево - Знаменка - Бобинцы - Васильевский

1 мая в 2:38 я отправился из Кирова на электричке Киров - Яр. Народу в вагоне было немного, и я удобно расположился на скамейке в углу, поставив рюкзак напротив себя. Ритмичный стук колёс, нечёткий голос из динамика с объявлением станций, протяжные гудки встречных поездов и живописный, но холодный вид из окна - всё это задавало настроение предстоящего дня. Путешествие началось.

Когда в 5:02 я вышел на станции Фалёнки, уже рассвело. Перейдя по пешеходному мосту через пути, я оказался у старого деревянного здания вокзала, который до сих пор сохраняет исторический облик и атмосферу позапрошлого века (станция была открыта в 1899 году). Пока я находился у перрона, мимо неспеша прошёл длинный товарный поезд, вагонам которого не было числа, а в середине состава был встроен дополнительный локомотив.

   

Вскоре Денис и Слава приехали из Глазова на машине Дениса, и втроём мы отправились в Низево - село примерно в 17 км к северу от Фалёнок. По дороге нам посчастливилось увидеть настоящий тетеревиный ток: пять самцов-косачей участвовали в брачном танце, а пара самочек-копалух наблюдала за представлением со стороны. На одном из съездов с основной дороги заметили зайчика. Денис Лысков, опытный охотник, на протяжении всего похода обращал наше внимание на лесных обитателей и рассказывал об их повадках.

Приехав в Низево, Денис высадил нас с рюкзаками на окраине, а сам поехал оставить машину в центре, возле магазина. В этом месте его внимание привлекло необычное зрелище - прямо посреди села, не таясь, резвились четыре зайца. Весна и гормоны притупили страх перед человеком и сделали их настолько беспечными.

На обочине сельской улицы Денис приметил необычную технику - гусеничный транспортёр-снегоболотоход (ГТ-С). Не каждый день такое увидишь.

6:25. Дождавшись Дениса, мы закинули на плечи рюкзаки и отправились в путь. Все участники похода по совету Славы взяли с собой треккинговые палки. Для меня это был первый опыт походов с палками: оказалось, что идти с ними действительно удобнее. Они заметно снижают нагрузку на ноги и помогают лучше держать равновесие, особенно на неровной или сырой дороге.

Первый отрезок маршрута нам предстояло пройти по старому тракту Глазов-Слободской. Мои спутники уже знали эту дорогу - они ходили по ней из деревни Бобыли Фалёнского района до посёлка Чепецкого Зуевского района, и далее к городу Слободскому. Перед нами раскинулась довольно широкая, укатанная грунтовка.

Местами встречались лужи и грязные участки, что для этого времени года естественно. Обувь мы надели разную, но испытанную в походах и соответствующую погоде: я пошёл в резиновых сапогах, Слава - в берцах, а Денис - в лёгких сапогах-пенках. Только мы тронулись в путь, как в воздухе начал кружить мелкий сухой снежок, который нам ничуть не мешал. Вскоре он прекратился.

Недалеко от Низево заметили несколько информационных щитов. Первый из них сообщил о том, что мы посещаем «Низевский таёжно-болотный комплекс». Согласно сайту Министерства окружающей среды Кировской области, этот памятник природы площадью почти 2,5 тыс. гектаров был создан в 2015 году и включает сосновый бор, а также болота и озёра в пойме реки Чепца, является местом произрастания многих редких растений.

Большой плакат на обочине дороги продемонстрировал карту Фалёнского участкового лесничества. Наш маршрут пролегал по самой северной его части.

На прибитых к дереву табличках мы прочитали, что находимся на территории учебно-опытного хозяйства Вятской государственной сельскохозяйственной академии (ныне Вятский государственный агротехнический университет - надписи ещё не успели поменять). По видимому, на этом полигоне проходят практику специалисты-охотоведы.

Дорога вела нас вперёд через невероятно живописный сосновый бор, покрытый тонким налётом снега. Весенняя природа очень быстро меняется, и каждое мгновение по-своему уникально и красиво.

Отойдя около двух километров от Низево, мы заметили на дороге следы волка, шёдшего в том же направлении, что и мы - его крупные отпечатки чётко выделялись на влажном грунте. За весь наш 60-километровый путь это единственная встреча со следами хищника. И что удивительно - в традиционно медвежьем краю ни один из косолапых никак себя не обозначил.

7:12. Пройдя 3,5 км по тракту, на развилке мы свернули направо - теперь путь лежал строго на север. У этого поворота находилась деревня Науменки, от которой ныне остались только зарастающие поляны.

Проходя через покинутые деревни, мы рассматривали в телефоне старые карты и аэрофотоснимки, сравнивая, как изменилась местность за десятилетия. Общая картина везде примерно одинаковая. Бывшие поля вокруг деревень уже активно заростают молодым лесом. Территорию деревенских усадеб лес пока ещё не захватил, но на фундаментах домов почти везде укоренились деревья.

На подходе к Науменкам мы заметили двух глухарей, сидящих на деревьях. Птицы подпустили нас метров на 60 и с шумом сорвались в сторону леса. В дальнейшем глухарики ещё не раз встречались вдоль маршрута, резко взлетая то с земли, то с деревьев вдоль дороги. Но чем дальше от цивилизации - тем реже.

Возле Науменок сделали первую остановку, скинув рюкзаки на груду сваленных у дороги древесных отходов. Мы достали термосы с горячим чаем и кофе и позавтракали выпечкой. В дальнейшем отдыхали каждые 2-3 километра, чтобы сохранять силы на весь день, уберечь ноги от мозолей и вовремя утолять жажду. Несмотря на майскую прохладу, активное движение с рюкзаками быстро разогревало нас. Воздух был свежим, но под куртками уже через полчаса хода чувствовалась испарина. На привале расстёгивали верхнюю одежду, снимали шапки, давали подышать ногам. Внимательно проверяли клещей - они в это время года уже очень активны.

Вскоре после привала, пока мы шли по поляне, наше внимание привлекло скопление десятков довольно крупных морщинистых грибов, которые массово пробивались через прошлогоднюю листву у самой обочины, рядом с гниющей древесиной. Их причудливая форма напоминает то ли мозговые извилины, то ли грецкий орех. Мне они прежде были известны как сморчки, но по определителям выясняется, что правильное их название - «Строчок гигантский» (Gyromitra gigas). Грибы эти хотя и съедобны, но могут содержать токсины и требуют правильного приготовления (двухкратного отваривания со сливом воды). Мы, конечно, собирать их не стали, а лишь ограничились фотосессией. В дальнейшем строчки нам попадались ещё не раз, хоть и не в таком количестве.

После Науменок наш путь пролегал через смешанный лес, где пока ещё голые берёзки с набухшими почками соседствуют с пушистыми вечнозелёными елями. Были заметны следы недавно проехавшего автомобиля, но в целом дорога заросшая травой, а значит, ездят здесь нечасто.

По обочинам встречались поваленные осины, основательно обглоданные зайцами и лосями. Зимой, когда другого корма нет, кора этих деревьев и тонкие молодые веточки - их любимое лакомство.

8:15. Вскоре нашему взору открылась следующая поляна - здесь когда-то стояла деревня Пригорята. Как и в Науменках, никаких домов здесь давно уже не осталось, но признаки фундаментов ещё сохранились по краям дороги.

В таких местах мы часто слышали токующих тетеревов. Звучали и песни лесного голубя - вяхиря, но на глаза эта осторожная птица показалась лишь однажды. 

На площади бывшей деревни брошены штабеля гниющих дров. Лесозаготовители вывезли деловую древесину, а дрова оставили лежать под открытым небом. Хотя подобное расточительство кажется неразумным, видимо, перевозка и реализация этих дров оказалась экономически невыгодной.

Наш дальнейший путь лежал через стройный берёзовый лес. Несколько раз на дорогу выскакивали бесстрашные весенние зайчики. Они любопытно глядели в нашу сторону, а порой и бежали какое-то время навстречу, прежде чем скрыться в лесу. Появление животных радовало нас, заряжая положительными эмоциями.

Фотокамеры с хорошим зумом у нас с собой не было, поэтому попытались поймать беляка в кадр хотя бы на телефон.

На следующем снимке - следы жизнедеятельности ушастых зверьков, разбросанные на дороге повсеместно. А рядом - мышиная норка.

Повсюду на урочищах и в лесу вдоль дороги встречались островки первоцветов, которые в народе называют «подснежниками». Их белые цветки с едва заметными лиловыми прожилками ярко выделялись на фоне свежей зелени, особенно заметной среди грязно-коричневой прошлогодней опавшей листвы. Насколько мне удалось определить, это была ветреничка дубравная (Anemonoides nemorosa).

Сквозь слой прошлогодней травы потянулись к солнцу ярко-красные молодые побеги какого-то растения, которое мы не смогли идентифицировать.

9:05. Любуясь пробуждающейся весенней природой, мы не заметили, как пришли в бывшую деревню Знаменка. Та её часть, куда мы попали, раньше называлась Большие Квашни и до 1959 г. была центром Больше-Квашенского сельского совета, объединявшего два десятка деревень на севере Фалёнского района. Большие Квашни занимали южную часть довольно высокого холма - такое расположение было выбрано не случайно. Обращённый к солнцу склон быстрее прогревался весной и был более благоприятен для земледелия. Центральная улица прорезала крутой уступ склона таким образом, что дома стояли выше дороги. Дорога поднималась плавно, а избы возвышались над ней.

Знаменка просуществовала дольше других деревень в округе - до 1980 года, и поэтому в ней лучше сохранились развалины последних жилых домов.

Но от большинства изб сейчас можно найти лишь остатки фундаментов.

В центре покинутой деревни на столбике установлен скромный памятный знак: «Здесь была д. ЗНАМЕНКА». Над ней подвешен колокольчик, в который может позвонить каждый путник. Подобные знаки не просто отмечают места исчезнувших деревень - они становятся своеобразными вехами для путешественников, точками, где можно остановиться, задуматься, сделать фотографию на память. На мой взгляд, это очень важная и нужная инициатива. К сожалению, не все разделяют это понимание: кто-то использовал табличку как мишень - её поверхность пробита в нескольких местах.

Немного отдохнув в деревне, мы двинулись дальше по её центральной улице и заметили фундаменты каких-то крупных зданий. Что здесь раньше было? Колхозная контора? Школа? Детский сад? Увы, спросить было не у кого - деревня давно покинута, и ответов здесь уже не найти.

В стороне от центральной улицы находятся руины кирпичных построек - вероятно, это были колхозные амбары или фермы. От них остались лишь части стен, а посреди разрушенных зданий уже выросли высокие берёзки.

На поле отпечатались следы проезжавшей техники. Они приходят сюда не оттуда, где шли мы. Похоже, из Низево есть и другая дорога.

В центре Знаменки, посередине между бывшими деревнями Большие Квашни и Хомяки, расположен красивый, вытянутый пруд.

Мы решили перебраться на другую сторону пруда по насыпи, где раньше и проходила дорога. Здесь обнаружили огромную промоину. Было удивительно, что, несмотря на неё, пруд всё ещё держится и не уходит. По плотине сейчас не проехать, но пройти можно - по тропе вдоль кромки воды.

Глядя с насыпи вниз, мы ощутили, какой глубокий овраг был в этом месте до того, как жители деревни создали здесь запруду.

Ещё раз окинув живописный знаменский пруд взглядом, мы продолжили путь.

10:11. Впереди деревня Хомяки, которая в 1963 году вместе с Большими и Малыми Квашнями была включена в состав объединённой деревни Знаменка.

На месте Хомяков остались лишь догнивающие остатки деревянных строений, постепенно исчезающие под натиском времени и природы.

Как и в Пригорятах, поляны использованы лесозаготовителями для складирования гниющей древесины.

Движемся дальше. Здесь нас окружал примерно тот же пейзаж, что и до Знаменки - широкий и светлый путь, справа и слева преимущественно берёзки. Стоит отметить, что эта дорога старинная. Местами она идёт по заметной насыпи, грунт для которой когда-то был навожен крестьянами на лошадках.

По мере движения продолжали любоваться природой. Кроме белой ветренички-подснежника, заметили розово-фиолетовые цветочки ещё одного первоцвета - медуницы неясной (Pulmonaria obscura).

Спеша опылить ранние весенние цветы, проснулись пчёлы и шмели. Однако в этот день температура не превышала 5 градусов - слишком холодно для насекомых, и поэтому их не было видно. На дороге заметили лежащего без движения шмеля - он, скорее всего, оцепенел от холода, и вновь вернётся к жизни после повышения температуры.

10:39. Перед бывшей деревней Шульгово перешли небольшой ручей, текущий прямо по дороге. Вероятно, он назывался раньше речкой Пальничной, так как деревня в ранних переписях записана под названием Над речкой Пальничной.

Территория деревни не просматривалась, так как основная её часть располагалась в стороне. По краям дороги выросли деревья, под их корнями были замечены обломки кирпичей - немые свидетели прошлого, намекающие на когда-то существовавшие здесь постройки.

Во время переходов на нашем пути попадались следы лосей и кабанов. Но сами обладатели копыт нам на глаза не показались. Оно и понятно, всю дорогу мы общались между собой и время от времени взрывали петарды. На следующем фото - отпечатки копыт лося.

А вот ещё следы его присутствия - обглоданная веточка и небольшая кучка продуктов жизнедеятельности, оставленная рядом на земле.

На фоне коричневых листьев под ногами привлекли внимание непонятные грибообразные выросты, лишенные пигмента. Не знаю, что это за вид.

Участок пути после деревни Шульгово шёл под гору. Дорога плавно спускалась к реке Белой Холунице. В какой-то момент прошли мимо небольшой беседки, где всякий путник может отдохнуть и укрыться от дождя. Подобные беседки встречались неоднократно. 

На краю дороги - сугроб снега, который ещё не растаял. Повсей видимости, зимой по этому пути ездили лесозаготовители, которые сгребали снег с дороги на обочину, поэтому его там скопилось много.

Неподалёку от этого места единственный раз за весь поход мы спугнули с земли пару вальдшнепов. Звуков утренней и вечерней тяги (брачного полёта этих птиц) услышать за 2 дня так и не удалось - хотя специально мы ее и не искали.

Прошли мостик через речку Малую Холуницу, которая здесь совсем рядом впадает в Белую Холуницу.

12:11. Когда мы дошли до реки Белой Холуницы, оказалось, что моста в этом месте нет. Холодная, тёмная река журчащим потоком несла свои воды по лесному руслу. На берегах лежали намокшие коряги и брёвна - след отступившего недавно весеннего паводка. На противоположной стороне терялась в лесу дорога, по которой нам нужно было идти дальше.

В этот момент нам предстояло решить, как переправиться на другой берег. Река здесь довольно широкая - даже в летнее время её русло имеет ширину около 6-7 метров. Переходить вброд по ледяной воде не хотелось, тем более что дно в этом месте весьма глубокое. Мы осмотрели остатки старого моста и прошли вдоль берега против течения в надежде отыскать переправу или хотя бы более удобное место для перехода. Ничего подходящего с этой стороны не нашлось.

Но когда мы спустились ниже по течению, нам улыбнулась удача. Совсем недалеко оказался завал из брёвен и досок - это были остатки переправы, которую сооружали лесозаготовители. Весенний паводок разрушил мост и унёс его примерно на полсотни метров вниз по реке.

Аккуратно ступая по плавающим в воде брёвнам, мы друг за другом перебрались на другой берег реки.

Водная преграда осталась позади - можно двигаться дальше. В этот момент была пройдена примерно половина маршрута первого дня, и мы начали готовиться к привалу.

Дорога от речки пошла вверх. Идти в горку тяжелее, но ощущение предстоящего отдыха придавало сил.

По пути взяли воды из ручья для обеда. Перед использованием воду пропустили через фильтр и вскипитили.

Перед бывшей деревней Бобинцы прямая и широкая дорога медленно поднималась вверх, обрамлённая по обеим сторонам стройными рядами берёз. Здесь мы заметили вспорхнувшего с земли рябчика. В течение всего похода мы их видели лишь дважды - второй раз на следующий день, на пути к Крутому Логу. Конечно, рябчики есть в этих лесах в огромном количестве, но специально мы их не манили. Наш поход не предполагал охоты.

Поднявшись в горку, мы окинули взором пройденный живописный участок пути. С высоты холма открывался вид на противоположный берег реки Белой Холуницы. Здесь появился сигнал сотовых операторов, благодаря чему нам удалось позвонить родным и сообщить, что у нас всё в порядке. Следующая такая возможность представилась только на следующий день, уже на подходе к Чёрной Холунице.

Далее дорога упёрлась в лес, образуя Т-образный перекрёсток. Мы свернули направо и остановились. Здесь перед нами открылась панорама на бывшую деревню Бобинцы. Территория деревни занимает обращённый к югу склон возвышенности и с двух сторон ограничена неглубокими оврагами.

13:00. Место для отдыха выбрали на краю поляны, у очередного склада некондиционной древесины. Было удобно положить рюкзаки на брёвна и усесться на них самим.

При приготовлении обеда мы обошлись без костра - Слава, предусмотрительно захвативший газовую горелку, быстро вскипятил воду. Это изобретение очень удобно в походных условиях: не требует заготовки дров, не оставляет следов на природе и экономит время.

На обед заварили бич-пакеты с тушёнкой, отрезали сырокопчёной колбасы, свежих овощей и хлеба. Выпили чаю с печеньем, сгущёнкой и финиками. В общем, отлично подкрепились и за одним немного уменьшили вес наших рюкзаков.

После еды мы осмотрели территорию бывшей деревни. Было заметно, что под согревающими лучами весеннего солнца поляна оживала: молодая зелень пробивалась через прошлогоднюю листву, а среди свежей травы то тут, то там виднелись островки первоцветов. Это короткий период их власти - вскоре здесь поднимется высокая трава и затмит приземистые растения.

Фиолетовые соцветия хохлатки плотной (Corydalis solida) яркими пятнами выделялись среди весенней зелени. Эти необычные цветы с изящными шпорцами образовывали целые ковры, перемежаясь с белыми островками ветренички-подснежника.

В центральной части поляны по склону спускалась бывшая деревенская улица, хорошо заметная по деревьям и кустарникам, выросшим на фундаментах домов. Кроме крестьянских изб, на этой улице стояли школа и магазин. Деревня была окончательно заброшена полвека назад, и от зданий уже почти ничего не осталось. Но места расположения построек ещё угадываются по холмикам и грудам кирпичей.

Поблизости от бывших домов на поверхности встретились различные предметы хозяйственного и технического назначения: корыто с ручками, колёсный диск, обломок чугунка, отвал плуга.

 

Встретился большой вентиль от какой-то колхозной техники.

Два железных колеса со спицами разного размера, одно из которых по виду старинное, кованое.

Дойдя до восточного края деревни, в неглубоком логу мы заметили стекающий по склону звонкий ручей с прозрачной водой. Судя по углублённому, песчано-каменистому дну его русла, где-то выше по течению он выбивается из-под земли родником. Для нескольких поколений местных жителей этот ключ был настоящей жизненной артерией, которые приходили сюда с вёдрами и коромыслами, чтобы набрать воды для дома и хозяйства, приводили животных на водопой. Теперь лишь тихое журчание воды напоминает о том, как когда-то здесь кипела жизнь.

Ещё один родник течёт по западной окраине Бобинцев. Здесь вода перегорожена плотинкой, образуя небольшой, но живописный прудик. 

После отдыха в Бобинцах и неспешного осмотра остатков деревни мы сошлись во мнении, что это очень красивое, душевное место, хотелось задержаться в этом забытом уголке подольше. Однако время шло, и нам предстояло пройти ещё немало километров. Собрав рюкзаки, в 14:45 мы тронулись в путь.

Очередной отрезок маршрута шёл на восток, через заросшие высокими берёзами деревенские поля.

На верхушке одного из дровяных штабелей заметили деревянные ящики жёлтого цвета. Это установленная кем-то ловушка для пчёл. Внутрь такой ловушки пчеловоды помещают рамки с вощиной, где пчёлам удобно формировать соты. Во время роения (в начале лета) дикие или сбежавшие с пасеки пчелиные семьи попадаются на заманчивую приманку и селятся в уютном ящике. Установивший ловушку пчеловод забирает пойманную таким образом пчелиную семью к себе на пасеку.

Вскоре дорога повернула на север, проходя через красивую берёзовую рощу. Были заметны следы вывозки леса - вероятно, заготовки велись прошедшей зимой.

На нашем пути попадалось несколько поворотов и развилок, приходилось сверяться со спутниковыми снимками, чтобы выбрать правильное направление. В одном месте встретилась свежевырубленная дорожка в одну из делянок, которой на снимках не было.

После 20 километров, пройденных от стартовой точки, начинала чувствоваться усталость, поэтому мы не забывали делать передышки.

В 16:12 вышли на насыпь бывшей УЖД. Здесь проходила одна из веток, по которой рабочие Васильевского лесопункта Омутнинского леспромхоза заготавливали лес в 1970-80-е гг. После того, как эту ветку разобрали, её стали использовать для проезда автомобилей, соединив лесной дорогой с Бобинцами. Раньше из Бобинцев и других окрестных деревень ходили в Козюки, Балдёнки и Хмелёвку (что близ Васильевского) другой дорогой.

Местами на обочинах ещё лежал нерастаявший снег, а прямо по песчаной насыпи, не находя себе выхода, ручьём текла талая вода, разрушающая дорожное полотно.

Пройдя полкиломера под горку, мы пересекли безымянную речку - приток Хмелёвки. Дорожная насыпь здесь оборудована двумя массивными водопропускными трубами, через которые с журчанием прорывались весенние воды.

Дорожная дамба образовала своеобразную плотину, в результате к востоку от неё раскинулось небольшое заболоченное озеро, где вода, имея ограниченный сток, застаивалась среди кочек и чахлых берёз.

На этом участке маршрута состав лесных пород постепенно сменился - берёзки по-прежнему встречались, но стала преобладать ель.

Преодолев ещё километр, достигли речки Хмелёвки. Здесь насыпь прервалась - как и на Белой Холунице, мост оказался разрушен.

К счастью для нас, и здесь временная переправа была недалеко унесена высокой водой, образовав затор. Мы осторожно перешли по брёвнам на другой берег.

Вдоль основной дороги периодически встречались плавные ответвления - старые лесовозные усы, по которым когда-то вывозили лес с делянок.

На пути встретился потерянный кем-то гаечный ключ 27x30 - массивный, уже слегка заржавевший.

Мы устало шагали вперёд, считая расстояние до долгожданного привала, но последние 5 километров пути до Васильевского никак не заканчивались.

Дорога постепенно поменяла направление с северного на восточное. Густые ели создавали преграду солнечным лучам, и потому здесь сохранился плотный снежный покров. Мы шли по сугробу, по которому перед нами кто-то проехал на вездеходе.

Перед самым Васильевским заметили деревянный шлагбаум, которым лесники закрывают вход в лес в пожароопасный период. Табличка на перекладине гласила, что этот участок леса арендует фирма из Удмуртии. Позднее мы узнали, что они же и ведут заготовки леса в этом районе, вывозя древесину к железной дороге в Фалёнки.

В Васильевский мы пришли в 18:56. Оказавшись на территории Омутнинского района, мы увидели знакомые знаки - дорожный указатель «Васильевка» и праздничный фото-баннер, посвящённый 75-летию посёлка, которое отмечалось в 2023 году. О праздновании юбилея рассказывал на «Родной Вятке» уроженец посёлка Алексей Агафонов (см. статью в его блоге: Низкий поклон тебе, малая родина!).

Рядом на дороге стоял каракат, который мы приметили ещё раньше, на подходе к посёлку. Его огромные колёса контрастировали с кабиной, сделанной из кузова миниатюрной «Оки». Вездеход принадлежал охотнику, который приехал сюда на выходные, расположившись в своём балагане.

Постоянного населения в Васильевском, некогда крупном лесозаготовительном участке, давно не осталось. Почти все дома уже разрушены и непригодны для жилья. Единственным исключением является дом Александра Одегова, который вместе с братом Николаем поддерживает его и регулярно приезжает сюда на пасеку и на рыбалку. С Одеговыми я познакомился в 2021 году, когда мы вместе с Алексеем Агафоновым останавливались здесь на ночлег во время нашего совместного похода по Омутнинской УЖД (см. отчёт).

Во время нашего прибытия Александр и Николай оказались на Васильевке. Я поприветствовал старых знакомых и рассказал о нашем путешествии. Александр пригласил нас переночевать под крышей, чему мы были очень рады. Это позволяло нам сэкономить время на выбор места для лагеря, установку палаток и разведение костра. 

Взяв 5-литровые бутыли, мы сходили на ключ за водой, чтобы приготовить ужин, умыться и пополнить запасы на завтра.

Вечерний отдых выдался по-настоящему душевным. Мы поужинали гречневой кашей с тушёнкой, выпили чаю с печеньками, сгущёнкой и хозяйским мёдом. Подкрепились сытно, чтобы восполнить силы перед вторым днём похода. Во время ужина очень интересно было пообщаться с Александром и Николаем, поделиться впечатлениями и послушать их истории. Они с детства знают каждую прямушку от Васильевского до Низева, а на сельском кладбище похоронены их предки. Их рассказы мысленно оживляли заброшенные деревни, пройденные нами за первый день похода. После ужина мы быстро устроились в спальниках и почти сразу уснули в тепле уютного домика.

------

Кстати, по ходу повествования я упустил, как на одном из участков пути мы встретили интересную избушку охотников. Балаганчик не только снабжён всем необходимым для комфортного отдыха на природе (стол со скамейками, мангал, умывальник, туалетная кабинка, освещение), но и оформлен со вкусом: интерьер выполнен с элементами купе железнодорожного вагона: мягкие сиденья и столик у окошка. Жаль, что у нас не было необходимости здесь задерживаться.

----

 

День второй. Васильевский - Крутой Лог - Новая Половинка - Чёрная Холуница

2 мая встали в 5-м часу утра под звуки токующих тетеревов. За окном светило яркое солнце и был приличный заморозок - поверхность земли сверкала инеем. По прогнозу, во второй половине дня обещали дождь со снегом - нужно было поторопиться. Мы аппетитно позавтракали оставленной с вечера гречневой кашей с тушенкой, наполнили термосы горячим чаем, собрали вещи в рюкзаки. Можно отправляться в путь.

Перед выходом сфотографировались на память с Александром Одеговым, искренне поблагодарив его за гостеприимство. Его радушие и готовность помочь сделали нашу остановку по-настоящему комфортной. Огромное человеческое спасибо за этот тёплый приём!

Перед тем как покинуть Васильевский, мы заглянули к памятной стеле, установленной здесь два года назад в честь юбилея со дня основания посёлка лесозаготовителей. Приятно было увидеть её в сохранности.

В 6:05 вышли на полотно магистральной линии УЖД, в направлении на север, к Чёрной Холунице. Дорога здесь не накатанная, покрытая плотным слоем прошлогодней листвы. На ней были отчётливо заметны следы недавно проехавшего внедорожника.

Вскоре на дороге показался неподвижный УАЗик. Водитель оставил машину и дальше пошёл пешком.

Причина остановки понятна: на дороге немало упавших деревьев, которые нужно было бы пилить, чтобы проехать. Такая задача у водителя, очевидно, не стояла.

Лужи на дороге этим морозным утром покрылись корочкой льда и отражали солнечные лучи. По небу плыли облака, но солнце выглядывало и постепенно согревало всё вокруг.

7:15. На подходе к бывшей станции Крутой Лог заметили силуэт охотника, с интересом наблюдавшего за идущими в его направлении туристами.

Мужчина оказался владельцем ранее встреченного нами УАЗика. Остановились ненадолго и пообщались с ним, рассказали о пройденном пути и планах. Он сообщил, что любит поохотиться в этом красивом месте. Предупредил, что накануне снял с одежды клеща, и посоветовал быть бдительнее. Прямо при нас он осмотрелся и нашёл на брюках ещё одного паразита, которого мы тут же сожгли. К нам клещи, к счастью, за весь поход не приставали. По нашей просьбе охотник сфотографировал нас на фоне бывшей железнодорожной станции и отправился по своим делам.

Проходя мимо Крутого Лога, мы с дороги осмотрели территорию заброшенного посёлка. На площади станции до сих пор видны следы параллельных путей, а земля пропитана нефтепродуктами. 

Одна из улиц перпендикулярно отходит от дороги. На ней ещё стоят остатки домов, осмотренные мной в 2021 году.

Чуть дальше виднеется пасека с рядами домиков для пчёл под открытым небом. Хозяин пасеки живёт в Чёрной Холунице и приезжает сюда на вездеходе.

На поляне есть небольшой распаханный участок.

Площадь Крутого Лога вытянулась вдоль полотна УЖД более чем на километр - это был довольно большой населённый пункт. На выходе ещё раз окинули его взглядом в обратном направлении.

Во время движения по заброшенной УЖД мы время от времени находили ржавые костыли, которыми когда-то крепились рельсы к шпалам. Мы со Славой не удержались и взяли по экземпляру на память.

Иногда в грунте насыпи попадались бурые камни с вкраплением железной руды - немые свидетели истории узкоколейки. Её строили в 1930-е годы для соединения металлургических заводов - Омутнинского сталелитейного и Чернохолуницкого чугуноплавильного, а также железных рудников. Подобные артефакты, встреченные в пути, превращают дорогу в музей под открытым небом. 

Участок дороги после Крутого Лога довольно ровный, позапрошлым летом я катался здесь на велосипеде с ветерком (см. отчёт).

Местами поперёк дороги лежали упавшие ветки и тонкие стволы, которые мы с лёгкостью переступали.

Рядом с дорогой заметили свежую делянку. Древесные отходы навалены на сугробы снега - стало быть, рубили этой зимой. 

Неподалёку в другую делянку прорублен свежий зимник.

От мест недавних лесозаготовок дорога стала накатанной, разбитой, местами с глубокой колеёй от лесовозов.

В 9:57 свернули с основной линии направо, к месту привала. Заброшенный посёлок с говорящим названием Новая Половинка как нельзя кстати подошёл нам для отдыха. Он действительно находится примерно на половине пути из Васильевки в Чёрную Холуницу. А в народе это место называют «Сорок пятый», по расстоянию от Омутнинска в километрах.

Оставив рюкзаки у старого костровища, мы со Славой отправились на небольшую экскурсию по посёлку. Денис занялся разведением костра.

Во время прогулки я рассказал Вячеславу, что этот населённый пункт возник в 1930-е гг. как лесозаготовительный участок и просуществовал в этом качестве до 1980-х. Но самый интересный период его истории пришёлся на начало 1950-х, когда здесь развернулось масштабное строительство железного рудника и сопутствующего посёлка. Месторождение в соседней Гниловке истощалось, и новые перспективы связывали именно со Старой Половинкой (первоначальное название этого посёлка). Хотя рудное месторождение здесь было известно ещё с дореволюционных времён, прежние разработки носили старательский характер - добывали только поверхностные залежи. Новый проект предполагал комплексную разработку глубоких пластов. Строительство велось масштабно: возводились промышленные сооружения и жилые дома. Была обустроена железнодорожная станция, около которой сформировались две новые улицы. 

Первая улица идёт от ж/д линии перпендикулярно ей и упирается в лес.

Другая улица расположена параллельно железной дороге. Сейчас обе улицы ещё просматриваются, среди деревьев видны остатки зданий.

Встречаются предметы быта - вот керосиновая лампа, когда-то освещавшая избу, около которой мы её нашли.

 

У другого дома заметили глиняную крынку. В таких обычно хранили молоко, сметану или квашеные продукты.

Выйдя из посёлка в лес, мы прошли мимо многочисленных ям - следов старых разработок руды.

Метров через сто увидели холм террикона - отвала пустой породы, оставшегося со времени разработки рудника.

Рядом высятся железобетонные руины погрузочного бункера - некогда важного узла рудничной инфраструктуры. В период эксплуатации рудника сюда подходили грузовые вагоны, а по верхней эстакаде в вагонетках подавали добытую руду. Мне довелось видеть этот бункер ещё в 2004 году, когда он сохранял часть металлических конструкций и перекрытий. Позднее металл был срезан кем-то, и от здания остался один бетонный скелет.

На искусственном холме террикона видны зарастающие дорожки, где раньше были пути вагонеток. Мы пошли по такой дорожке, выводящей к заброшенной штольне и плотине небольшого пруда.

Этот красивый рукотворный водоём, скорее всего, не имел отношения к руднику. Он появился позднее, когда местные жители перегородили лог, по которому течёт небольшая речка Старая Половинка. Во время нашего посещения пруд, наполняемый холодной родниковой водой и затенённый высокими елями, был покрыт тонкой корочкой льда, образовавшейся предыдущей ночью. У плотины на льду лежал снег, вероятно, он ещё не успел растаять с зимы.

На другом берегу лога из земли сочится ржавый источник, впадающий в речушку. Вода вытекает из заброшенной штольни.

По проекту основная штольня врезалась в край этого оврага на сотни метров в северо-восточном направлении к рудным полям. Геологическая разведка первоначально оценивала запасы руды как перспективные. Однако с началом промышленной эксплуатации стало ясно, что процентное содержание железа в породе здесь не соответствует ожидаемым показателям. О причинах этой ситуации мнения расходятся. Одни обвиняли геологов, допустивших ошибку в расчётах. Другие критиковали проектировщиков - по их мнению, штольню заложили на неправильной глубине, из-за чего она прошла мимо основного рудного пласта. Как бы то ни было, проект быстро свернули, а вскоре прекратил работу и Чернохолуницкий завод, лишившийся сырьевой базы.

Одновременно со строительством штольни возвели и центральную электростанцию - энергетическое сердце рудника. Её массивные стены из красного и белого кирпича, ныне поросшие мхом, даже в полуразрушенном состоянии впечатляют своими размерами. На фасаде по-прежнему читается дата «1953», выложенная кирпичом. Высокие деревья, обступившие здание, создают ощущение, будто лес постепенно поглощает эту техногенную громаду.

 

После осмотра здания ЦЭС мы вышли на поляну, где догнивают два заброшенных охотничьих балагана. 

Эта часть посёлка существовала ещё до появления улиц у 45-го километра узкоколейки. Когда начали разрабатывать рудник, подземные штольни протянулись прямо под жильём, словно ветки метро. Это создавало угрозу - в любой момент земля могла провалиться под домами. Поэтому этот участок планировали расселить. Однако в действительности люди продолжали жить здесь и после закрытия рудника.

Время показало, что опасность была вполне реальной. Сейчас на поляне множество глубоких провалов, по которым угадывается направление подземной штольни. Большинство воронок старые, заросшие травой и молодыми деревьями, уже превратились в часть ландшафта. Но в этот визит мы встретили и совсем свежую яму с песчаными осыпающимися краями. 

Возвращаясь назад, вновь пересекли ручей по насыпи и спустились с террикона.

Дальше пошли по бывшему железнодорожному тупику, соединявшему рудник с посёлком и основной линией УЖД.

Выйдя на заброшенную улицу, мы увидели многочисленные ямки. Очевидно, здесь накануне побывали искатели кладов или сборщики металлолома.

Рядом на поляну выходили свежие следы вездехода или внедорожника.

Эмалированный металлический кувшин, прогнивший в нескольких местах насквозь, любителей металлопоиска не заинтересовал.

По центральной улице мы прошли к месту нашего привала. Справа и слева от дороги виднелись руины больших деревянных бараков

Далее по обеим сторонам улицы стояли остатки изб.

Пока мы исследовали окрестности, Денис немного отдохнул и начал разводить костёр, борясь с капризным пламенем. Сыроватый хворост сначала лишь дымил, нехотя разгораясь, но упорство победило - вскоре над костром заплясали языки пламени, а вода в котелке закипела.

Устроившись на старых досках у костра, мы принялись за незатейливый, но долгожданный обед. Из походных тарелок поднимался аппетитный пар - аромат лапши быстрого приготовления, в которую только что выложили тушёнку. Горячий чай с печеньем завершал нашу скромную трапезу. 

12:13. Потушив горячие угли снегом, мы отправились дальше.

На пути стали попадаться широкие лужи, раскинувшиеся от края до края дороги. Переходить их в сапогах было несложно, а Славе в берцах приходилось искать обход (что, впрочем, всегда удавалось).

Очередная веха маршрута - потемневшая от ржавчины табличка 45/46 километр, прибитая кем-то к берёзе в память о железной дороге.

После обеда небо совсем нахмурилось, в воздухе ощущалось неизбежное приближение осадков.

Услышав позади нас шум нескольких моторов, мы обернулись и не поверили глазам - нас догоняла колонна из четырёх внедорожников. Внезапная встреча с другими путешественниками стала приятным сюрпризом в этих глухих местах. Бывает же такое совпадение! Неужели они пробились следом за нами со стороны Васильевского? Ведь ещё утром дорогу до Крутого Лога перекрывали поваленные деревья.

Мы обменялись приветствиями с джиперами, вышедшими из своих машин. Как мы поняли, они запланировали экспедицию к истоку Вятки, но сначала решили проехать по заброшенной узкоколейке и посетить рудники, вдохновившись моим отчётом 2021-го года. На своих подготовленных внедорожниках они смогли добраться со стороны Чёрной Холуницы до Новой Половинки, но дальше, несмотря на улучшение состояния дороги в сторону Крутого Лога, группа двигаться не решилась из-за поломок и развернулась. После короткого, но тёплого общения и взаимных пожеланий удачи, мы разошлись: они поехали вперёд на машинах, а мы пошли вслед за ними пешком, как и планировали изначально.

Едва мы расстались с джиперами, как небо сдержало обещание синоптиков. Но, к нашей великой радости, с неба посыпались не дождевые капли, а пушистые снежинки.

Окружающий пейзаж начал стремительно меняться - деревья, трава, дорога - всё покрывалось белой порошей. Мы шли той же дорогой, что и час назад, но теперь она вела нас сквозь совершенно другой, волшебно преобразившийся лес.

И только огромные коричневые лужи, часто встречающиеся на этом участке дороги, сопротивлялись этому зимнему перевоплощению природы.

Непрекращающийся снегопад не мешал нам двигаться по намеченному графику.

В 13:53 мы достигли поворота на Гниловку и там немного передохнули, спрятавшись от падающего снега под крышей лесной беседки.

Переведя дух, мы продолжили движение. Разбитая лесовозами грунтовка превратилась в сплошное месиво из грязи и колей, наполненных мутной водой. 

Дорога начала спускаться под горку, а справа показалась большая делянка.

Посреди свежей вырубки одиноко возвышались несколько уцелевших деревьев. Вся площадь делянки была усеяна рядами брошенных сучьев.

14:53. Вышли к речке Двойнице. Через эту водную преграду ещё во времена расцвета УЖД был перекинут арочный железобетонный мост, который и спустя десятилетия надёжно выполняет свою задачу.

Двойница выглядела довольно широкой, вода спала ещё не до конца. Подойдя к краю моста, Денис успел заметить нырнувшего в воду бобра. Больше он нам не показался. В это время бобры уже осторожны и днем их можно увидеть нечасто. Многих уже прибрали голодные хищники - медведи после зимней спячки и волки.

После речки дорога пошла в горку. До посёлка оставалось около 3 километров.

В какой-то момент тишину вновь нарушил звук мотора. На этот раз в попутном направлении двигался каракат. Остановившись рядом с нами, водитель и пассажир вездехода (жители Чёрной Холуницы) поинтересовались, откуда и куда мы движемся. Они рассказали нам, что ездили в Гниловку по каким-то своим делам, и предложили подкинуть до посёлка. Мы поблагодарили за предложение, но решили идти пешком до конца.

Преодолев последний участок, мы вышли на площадь бывшей станции Чёрная Холуница, ныне используемую в качестве склада делового леса.

Вскоре показался чернохолуницкий пруд, где мы помыли обувь и сделали финальную передышку. Оставалось пройти совсем немного.

Во время импровизированной экскурсии по Чёрной Холунице глазовские гости сфотографировались у местного арт-объекта - деревянной скульптуры «Вятский народ - хватский», высеченной из основания упавшего векового тополя.

Наконец, в 17:20 мы были под крышей моего родного дома - на этом наш поход завершился. Можно было расслабиться, сходить в баньку и за ужином обсудить самые яркие моменты путешествия: переправы через речки, посещение заброшенных деревень, ночёвку на Васильевском, неожиданные встречи в пути, наблюдения за лесными обитателями и сильный майский снегопад, так неожиданно преобразивший лесной пейзаж.

На следующий день с моими родителями на машине мы доехали до Омутнинска, где вместе прогулялись по центру города, а затем оставили Дениса и Славу на железнодорожном вокзале.

В 10:06 ребята уехали на поезде в сторону Яра. 

На остановке 23-й километр их встретил старый приятель Антон Кунаев. Антон отвёз Дениса в Низево за оставленной там машиной. В этот же день все вернулись домой.

На этом завершаю свой рассказ. Фотоотчёт получился объёмным, но очень хотелось сохранить для себя и передать читателям и атмосферу, и детали нашего душевного путешествия.

Такие походы очень вдохновляют, позволяя отвлечься от повседневной рутины. Вдали от городского шума смотришь на мир по-другому: здесь каждый незнакомый цветок, свежий звериный след или необычный птичий крик становится маленьким открытием. Посещение заброшенных деревень мысленно уносит в прошлое - глядя на остатки домов и заросшие улицы, невольно представляешь, какой кипела здесь жизнь раньше. Походы проверяют на прочность и туристские навыки, и характер. А ещё они дарят особую атмосферу для общения - долгая дорога и костёр сближают и с новыми знакомыми, и со старыми друзьями.

Большое спасибо Денису и Вячеславу за совместно проведённое время!

----

P. S. Ссылка на видеоотчёт встреченной нами группы любителей езды на внедорожниках, которые перед рейдом по бывшей Омутнинской УЖД проехали через Климковку и Елёво: https://vk.com/video-212588500_456239028

Комментарии

Аватар пользователя Алексей Агафонов

Ребята, огромное спасибо за возможность зрительно прикоснуться ко своей малой родине. Поход у вас получился просто замечательный. Прекрасный отчёт, фотографии, завораживающая атмосфера весенней природы! Спасибо! Молодцы! 

Аватар пользователя ru-danko

Спасибо за отзыв, Алексей! Приятно было вновь побывать в Васильевском. Много раз вспоминал в пути наш с тобой поход и полученный тогда опыт. Жаль, что не получилось вместе сходить - собрались очень быстро. Рад, что тебе понравится наш фотоотчёт.

Аватар пользователя Дмитрий Лысов

Читаю уже второй день, здорово! Получилась настоящая книга. Мне понравилось, что указаны названия растений и грибов. Весна по своему красива. Удивительна встреча с внедорожниками, вот так, не сговариваясь, встретиться, узнать друг друга. Прекрасные фотографии. Спасибо за экспедицию. Конечно, и этот отчёт будет памятью на долгие годы. Пройдёт ещё лет 20 и многое изменится, подрастут дети и то, что нам сегодня кажется руинами, для них может стать живой книгой с фотографиями из прошлого.

Аватар пользователя ru-danko

Дима, спасибо! Проходя подобные маршруты, наглядно убеждаешься, как быстро время изменяет ландшафт, и то, что нам порой кажется постоянным и даже не особо заметным, оказывается историей, остаётся только в памяти людей, которая тоже не вечна. Спасибо за твой комментарий. Я рад, что ты виртуально прочувствовал это путешествие вместе со мной.

Аватар пользователя Вячеслав8

Благодаря тебе, Денис, это был не просто поход, а целая экспедиция! Уверен что это не последнее наше совместное путешествие.

Аватар пользователя ru-danko

Слава, это благодаря всей нашей команде :) Спасибо за твой позитивный настрой и интересное общение в пути! Буду рад новым экспедициям в такой компании.

Спасибо за интересный отчет и фоторепортаж, Денис Юрьевич. С Вашего позволения, выложу на сайт Фалёнского района ссылку на этот материал.

Колеса, найденные в Бобинцах, - от тракторного плуга, "большой вентиль" - скорее всего тоже от него. От винтового механизма. Гидравлики еще не было и плугари вручную регулировали положение колес. Наверное, в этом месте Бобинцев располагались колхозные мастерские или машинный двор.

Аватар пользователя ru-danko

Виктор Иванович, спасибо за отзыв и ценное уточнение. Да, конечно, выкладывайте - уверен, кому-то будет интересно посмотреть на родные места.

Аватар пользователя Денис_Север18

Денис, очень рад знакомству и благодарен за возможность прикоснуться к истории этих мест. Сколько себя помню, меня как магнитом тянет в эти края. Узнал для себя много нового и проникся еще большим уважением к людям, населявшим эти леса. 
Особенно приятно было познакомится с их потомками - простыми, гостеприимными, добродушными и бесхитростными людьми. Послушать их истории о своих дедах и прадедах и их жизни. 
Ты занимаешься очень важным и нужным делом. Наши потомки будут изучать собранную и систематизированную тобой и твоей командой информацию с таким же интересом, с которым вы изучаете архивные материалы и артефакты в труднодоступных местах. 
Рад, что простой туристический маршрут, (каким, он мне казался), превратился в настоящую экскурсию. С хорошим рассказчиком любая дорога еще интересней. Лето еще даже не началось, а значит пора собираться в следующий, совместный поход)

Аватар пользователя ru-danko

Денис, искренне рад нашему знакомству. Спасибо, что позвал. Было очень интересно пообщаться в дороге, узнал для себя много нового - и о поисково-спасательной работе (очень достойное и благородное дело), и о твоём опыте наблюдений за лесными животными. Буду рад новым совместным маршрутам!

Аватар пользователя Юлия Тронина

С большим удовольствием прочитала ваш рассказ о походе! Очень понравились и фото и подробные пояснения о ваших находках! Здорово!

Аватар пользователя ru-danko

Спасибо, очень приятно! Фотография - способ сохранить впечатления и поделиться ими. Рад, что вам понравилось!

Аватар пользователя senicol

Спасибо огромное за фото-рассказ о путешествии! Всегда с большим удовольствием читаю Ваши рассказы. Очень интересно, познавательно и душевно.

Аватар пользователя ru-danko

Рад, что вам тоже это интересно! Спасибо за добрые слова

Аватар пользователя Акулов Олег

Грандиозно!    Пройти столько по диким местам не каждый бы решился. 

  

Аватар пользователя senicol

Кстати, вопрос. Зайчики, кабаны и лоси - это относительно безобидные зверушки по сравнению с хозяином тайги. А как вы готовились к возможной встрече с ним? В Омутнинском районе в окрестностях Рякино был много лет назад трагический случай.

Аватар пользователя ru-danko

Мы принимали доступные меры предосторожности. В первую очередь, старались избежать неожиданного столкновения: держались вместе, разговаривали между собой, время от времени хлопали петардами, чтобы дать зверю возможность заранее нас услышать и уйти. Медведи обычно не ищут конфликта, если их не провоцировать. Учитывая весеннее время, Денис для подстраховки взял с собой ружьё (легальное, с документами), которое он пронёс на своих плечах все 60 км. Но обычно не берём. К счастью, мишки нам нигде не встретились, и даже следов их в этот раз не видели.

Аватар пользователя senicol

Ясно-понятно. Для такого путешествия по глухим местам нужно кроме выносливости еще и немалое мужество. Все-таки не прогулка в парке. Описание Вашего похода будет для многих еще и поучительным. Вы молодцы!

И еще в день т.н. "снегопокалипсиса". 2 мая улицы г. Кирова опустели. Из-за непогоды отменили часть праздничных мероприятий. На ул. Спасской одиноко выступала группа из Магадана, собралось десятка два зрителей. Когда я проходил мимо, они очень кстати исполняли песню "Не очень солнечный Магадан". А в это время кто-то бодро шагал по обезлюдевшим местам...