Поход по бывшей УЖД Омутнинск-Чёрная Холуница 21-23 мая 2021 года. День 2: Васильевский - Крутой Лог - Новая Половинка

Это продолжение отчёта о походе 21-23 мая 2021 года по маршруту Омутнинск-Чёрная Холуница вдоль разобранной узкоколейной железной дороги.

Начало: 1-й день, Омутнинск - Потеринский - Волковка - Васильевский: https://rodnaya-vyatka.ru/blog/147/132577

Маршрут 2 дня: Васильевский (а также деревни Козюки, Балдёнки, Хмелёвка) - Крутой Лог (37-й километр) - Лесоучасток 41-й километр - Новая Половинка (Старая Половинка, 45-й километр)

Васильевский

После первого ударного дня похода, в ходе которого осталось позади 30 километров пути, мы благополучно переночевали на уютной пасеке в посёлке Васильевском. Погода не баловала: с самого утра было пасмурное небо и моросил дождь. Это немного расстраивало - земля, трава, кусты, деревья - всё было мокрое. На утро у нас был намечен осмотр посёлка Васильевского и окрестностей. Мы неспеша позавтракали и собрались на прогулку.

На этом спутниковом снимке 10-летней давности показаны окрестности Васильевского. Линиями я отметил наше передвижение:

  • красным - наше прибытие 21 мая,
  • жёлтым - прогулка на Козюки и к "Заводским воротам",
  • оранжевым - прогулка по улице Лесной и деревне Балдёнки, затем по деревне Хмелёвка и по улице Железнодорожной,
  • зелёным - прогулка по центральной части посёлка. 

Из-за сырости и ограниченности во времени мы отказались от планов осмотра старинных рудников в окрестностях Хмелёвки и поиска истока реки Чёрная Холуница, которая берёт своё начало к северу от Васильевки. Эти идеи остались на потом. Но и без этого прогулка получилась довольно продолжительной - около 4 часов. Алексей провёл интересную экскурсию по своим родным местам. 

Посёлок Васильевский (его также неофициально называют "Васильевка") возник он как лесоучасток на 33-м километре УЖД Омутнинск-Чёрная Холуница в конце 1940-х гг., когда здесь был создан Омутнинский леспромхоз треста "Стройдеталь" Главного строительного управления Министерства промышленности продовольственных товаров РСФСР. Совсем рядом была деревня Балдёнки, чуть поодаль - деревни Хмелёвка и Козюки, все три деревни находились в Фалёнском районе.

Со строительством УЖД связана интересная история: маршрут, по которому была проложена линия, предложил охотник из деревни Балдёнки Леонтий Минеевич Вертячих. Идея заключалась в том, чтобы обогнуть реки Большая Бисера и Чёрная Холуница по водоразделу, что давало экономию средств на строительстве мостов и насыпей. В результате этого УЖД зашла в Фалёнский район, пройдя аккурат мимо родной деревни изобретательного охотника.

Васильевский тоже сначала находился в Фалёнском районе, что было неудобно для жителей, в результате в 1954 году посёлок переподчинили Омутнинскому району. Вскоре деревня Балдёнки слилась с Васильевкой и тоже оказалась в Омутнинском районе, в 1969 году туда же были переданы Козюки и Хмелёвка. С 1957 г. бывший леспромхоз "Стройдеталь" стал лесопунктом Чернохолуницкого, затем Омутнинского леспромхоза. Население Васильевского в 1959 году составляло 294 человека, в 1989 году - 302 человека. К моменту закрытия УЖД это был самый крупный лесоучасток на ней. Одни люди уезжали, но приезжали другие с закрываемых лесоучастков.

Одновременно с ликвидацией железной дороги, примерно в 1996 году на Васильевку сделали грунтовую автодорогу с трассы и пустили рейсовые автобусы с Омутнинска (до города 40 км). Посёлок ещё несколько лет продолжал существовать в таком режиме: в 2002 году население составляло 154 человека. Однако постепенно детский сад, школа, магазины и другие учреждения закрывались, и в какой-то момент руководство района приняло решение о выселении посёлка. Жителям была предоставлена возможность получить жильё в Омутнинске. Последние переехали в 2011 году.

Прогулка в Козюки

В 07:40 мы вышли на прогулку по окрестностям Васильевского. В северной части посёлка пожарный водоём, где сейчас проживает бобёр.

На запад идёт бывшая ветка УЖД, по которой Васильевский лесопункт рубил лес недалеко от реки Белой Холуницы. Мы сворачиваем налево (на юг).

Дорога идёт по полянам к западу от посёлка, где раньше находилось подсобное хозяйство леспромхоза.

Когда мы обошли Васильевку и оказались на её южной окраине, перед нами открылась перспектива. Дорога уходит вниз, в долину речки Хмелёвки. Эту дорогу местные жители называли "Бобинский волок", потому что она вела к деревне Бобинцы Фалёнского района.

Здесь на перекрёстке мы свернули направо в юго-западном направлении. По воспоминаниям старожилов, приблизительно в этом месте раньше была Козюковская ветряная мельница, построенная в 1930-е гг. и по переписи 1939 г. числившаяся как отдельный населённый пункт.

Пройдя немного по этой дороге на запад, свернули на юг и пошли через поле в направлени к бывшей деревне Козюки

Эта деревня известна с XVIII века под названием починок Запольский (первое упоминание - в 3-й ревизии 1762-64 гг.). Деревня была небольшой, самое большое число дворов по доступным спискам зафиксировано в 1950 году - 9, а уже в середине 1970-х деревня опустела и была снята с учёта. 

Старых построек на месте деревни не осталось, голое поле.

В логу виднеется Козюковский пруд.

На месте бывшей деревни у пруда выстроена пасека, стоят ульи.

Переходим по плотине на другой берег. Эта плотина - относительно новая, построенная уже после того, как деревня исчезла.

Здесь, как и на Волковке, вода утекает в вертикальное отверстие.

С другой стороны из трубы выходит ручей.

Окидываем взглядом из-за пруда территорию бывшей деревни.

Далее мы пошли в северо-западном направлении по полям.

Через 700 метров мы достигли места на краю поля, которое у местных жителей называлось "Заводские ворота". Причина такого названия - здесь раньше проходила граница между земельными владениями Островновской волости и лесной дачей Холуницких заводов. К северу от этого места был заводской лес. На выезде в лес стояли ворота, открывавшие путь на дорогу в направлении деревни Половинной и далее на Чернохолуницкий завод.

Сами ворота, я думаю, были ещё немного подальше на север, так как лес в этом месте свежий. Эта берёзовая роща выросла на месте огородов подсобного хозяйства. 

Встречаются сосенки с красивыми молодыми побегами.

Пересекаем небольшую речку - ту самую, что ниже образует пруд, который мы прошли по плотине.

Мостик через эту речку на дороге разрушен.

Далее до посёлка дорога идёт в гору.

 

Посёлок Васильевский - улица Лесная. Деревня Балдёнки

09:03. Вернулись к посёлку Васильевскому. Виднеется южная окраина центральной улицы посёлка - она называлась Новой.

Мы прошли дальше на восточную окраину посёлка. На одном из домов видна табличка с названием улицы - Лесная. 

Вдоль широкой улицы стоят полуразрушенные двухквартирные дома.

От некоторых зданий остались только фундаменты.

В направлении на юго-восток открывается вид на низину. Там на полянах раньше были сенокосы.

Улица немного повернула - начинается бывшая деревня Балдёнки, также известная как починок Шавкуновский.

Эта деревня ранее относилась Фалёнскому району. Когда около неё возник посёлок Васильевский, постепенно деревня и посёлок слились в один населённый пункт, что было официально утверждено в 1963 году. С тех пор это место находится в составе Омутнинского района.

Что касается ранней истории деревни Балдёнки, то долгое время она по ревизиям и спискам вообще не числилась. Предположительно, считалась частью починка Запольского (Козюки). При этом на плане генерального межевания Слободского уезда начала XIX века починок Шавкуновской подписан. Кроме него, на этой карте него подписан рудник Хмелёвской (деревня Хмелёвка) и ещё два рудника, а вся территория показана безлесной, то есть эта местность уже была хорошо освоена.

Интересно также, что на карте видны границы, которые проходили в этом месте. Починки "Запольской Кубяки тож" и "Шавкуновской" находятся с южной стороны от границы (предположительно, это Николаевская волость), а "Рудник Хмелёвской" - с северной (Ракаловская волость, дача Холуницких заводов). Такое разделение сохранялось вплоть до 1932 года - деревня Хмелёвка относилась к Климковской волости, а Балдёнки и Козюки - к Островновской, затем Фалёнской, также эти деревни относились к приходам разных сёл.

Мы прошли по улице и посмотрели на оставшиеся на месте деревни руины домов.

В стороне от улицы на быших огродах виднеется небольшое здание, с виду хорошее, возможно охотничий домик.

В основном в Балдёнках сохранялись частные деревенские дома, но был и двухквартирный.

Дошли до конца улицы, на этом фото взгляд обращён назад.

 

Деревня Хмелёвка

Далее мы пошли по дорожке в направлении деревни Хмелёвка, до неё чуть более полукилометра.

Пересекли линию электропередачи, пробираясь через завалы срубленных молодых деревьев.

08.36. Вышли на поляны, оставшиеся от деревни Хмелёвка.

 

Починок Хмелёвский рудник (так изначально называлась Хмелёвка) возник в конце XVIII века как один из железных рудников Омутнинских заводов, позже он перешёл к Холуницким заводам. В отличие от других рудников, где поселение носило временный характер, здесь образовалось полноценное селение. Интересно, что Хмелёвка долгое время находилась с соседними Балдёнками и Козюками в разных волостях и церковных приходах. В XIX веке этот починок относился к Ракаловской, затем Климковской волости Слободского уезда, с 1929 года к Белохолуницкому району, а в 1932 году был переведён в Фалёнский район. В деревне был образован колхоз, но после появления леспромхоза на 33 километре УЖД жители стали работать в нём. В 1969 году деревню передали в Омутнинский район, а в 1976 году присоединили к посёлку Васильевскому. В лучшие годы в Хмелёвке было порядка 15 домов, последние жители уехали в 1980-е или 1990-е гг.

Выйдя на центральную часть бывшей деревни, мы заметили руины заброшеного дома. 

Подошли к этому дому и вышли на бывшую улицу деревни. Вдоль улицы встречаются развалины и деревья.

На этом фото вид на улицу в западном направлении.

Это вид в восточном направлении.

Изначально хотели потратить на Хмелёвку больше времени, хотелось посмотреть в лесу заброшенные рудники, остатки пруда. Но из-за сырости мы отказались от этой затеи, да и времени было мало - нужно было двигаться дальше.

На обратном пути встретили сморчки - весенние грибы.

Дальше наш путь шёл к северной части посёлка Васильевского. Двигаясь к ней, пересекли бывшую УЖД.

 

Посёлок Васильевский. Улица Железнодорожная

10:00. Вышли на улицу Железнодорожную. Так называлась часть посёлка Васильевского, которая была отделена от основной части линией УЖД Омутнинск-Чёрная Холуница и находилась к северу от неё.

Рядом с давно разрушенным домом цветут нарциссы.

Цветёт рябинка.

Пройдя мимо нескольких разрушающихся домов, на северной стороне улицы заметили фундамент здания школы, зарастающий деревьями.

Напротив - сырое место, раньше тут был водоём.

Вышли на перекрёсток, где улица Железнодорожная соединялась с основной частью посёлка.

Путь направо (на север) ведёт к дороге на трассу.

В западном направлении улица продолжается, дальше тоже стоят руины домов.

Сворачиваем налево, к центральной части Васильевского.

 

Посёлок Васильевский. Центр

10:11. С бывшей УЖД открывается вид на основную территорию посёлка. 

Здесь заканчивается линия электропередачи, которая тянется вдоль УЖД из Омутнинска. Трансформатора нет, оставшиеся в посёлке домики и пасеки к электричеству не подключены.

Выходим на центральную улицу Новую и движемся по ней, рассматриваем находящиеся на улице дома.

Встречаем единственное кирпичное здание в Васильевском - в нём был магазин. Фасад здания разрушен уже давно.

Небольшой домик напротив - бывший медпункт.

У входа в медпункт ещё висит график работы. Приём больных - с 8 до 12 и с 18 до 20, с 12 до 18 - профработа, выходной - воскресенье.

Повсюду виднеются остатки зданий.

Переходим на следующую, крайнюю западную улицу - Клубную.

10:31. Дошли до родного дома Алексея. 

Здесь мы развернулись и пошли обратно к пасеке, где находились наши вещи.

Вернувшись на пасеку, мы собрались в путь. Несмотря на мокрую погоду, нужно было двигаться дальше, чтобы уложиться в график похода.

Перед выходом поблагодарили хозяина пасеки Александра Одегова за гостеприимство и сделали фото на память.

Александр, огромное спасибо! В дождливую погоду, которая нам выпала в пути, было очень круто оказаться под крышей, высохнуть и нормально отдохнуть. Ну и конечно приятно было познакомиться и пообщаться.

 

Путь на Крутой Лог

11:19. От Васильевского наш маршрут вновь идёт по бывшей УЖД, которая здесь поворачивает на север, в сторону Чёрной Холуницы. Дорога нормальная, по ней ездят.

Иногда в сырых местах попадается вот такой ремонт дороги - поперёк насыпи наложены отходы лесопиления.

На обочине дороги встретился загадочный скворечник с лестницей.

На одном из участков дорога идёт не по бывшей УЖД, а параллельно ей. По всей видимости, дорога по УЖД здесь непроезжая, поэтому сделали объездную (в дальнейшем такие объезды ещё встретятся).

Вскоре вновь вышли на УЖД.

11:44. Дорогу перегородило большое лежащее поперёк дерево. Возможно, оно упало во время вчерашней грозы.

Аккуратно пробрались сквозь ветки и перелезли через дерево.

Дорога пересекла небольшой лесной ручей. Дорога в этом месте размыта. 

На пути регулярно попадались таблички "Охота по путёвкам" и  "Копать запрещается".

Встретилась небольшая беседка и плакат "Берегите лес от пожара".

Периодически моросил дождь. По сравнению с первым днём похода земля стала мягче и сырее.

Слева от УЖД началась большая делянка, вырубленная, вероятно, года 3 назад. Дальше на север делянки будут попадаться постоянно.

Пересекли ещё один ручей. Поскольку полотно УЖД препятствует свободному проходу воды, с одной стороны от дороги образуется заболоченность и водоём.

Здесь на дороге тоже имеется подмыв. 

Где-то на этом участке мы не заметили ветку, которая от УЖД отходила вправо к реке Чёрной Холунице, где сделан небольшой пруд. Туда было бы интересно сходить, но в этот раз это не вписывалось в наш график.

Прошли широкий участок дороги. Каких-либо объектов на УЖД в этом месте не было. Скорее всего, здесь грузили лес на машины, когда рубили соседнюю делянку.

Вырубка через некоторое время напомнила о себе и снова показалась слева.

 

Посёлок Крутой Лог

В 12:31 слева от дороги мы увидели поляны - началась территория станции Крутой Лог (само здание станции было справа от УЖД).

Станция Крутой Лог находилась на 37-м километре УЖД. Населённый пункт при станции начинался от этого места и был вытянут вдоль УЖД на 1 километр. Лесоучасток возник, по всей видимости, с момента постройки УЖД, в 1937-1938 гг. Крутой Лог был крупным посёлком, по переписи 1959 года здесь проживало 636 человек. Жители работали в Крутоложском лесопункте Омутнинского леспромхоза. Административно посёлок был подчинён администрации пгт Чёрная Холуница. Численность населения с 1970-х гг. постепенно сокращалась и к моменту закрытия УЖД здесь оставалось лишь несколько семей. Оставшись без связи с внешним миром, в 1998-1999 гг. они были вынуждены переехать в другие места. С 2003 года в посёлке никто не проживает, в 2007 г. он официально снят с учёта.

Дорога стала шире, земля приобрела характерный для станции чёрный цвет.

Это самое широкое место на станции. Здесь ещё видны отпечатки шпал.

Двигаясь дальше, слева мы наблюдали поляны на территории бывшего посёлка.

Вдоль УЖД здесь стоял ряд жилых домов, а где-то за ними в годы войны располагалась зона для военнопленных, это известно из воспоминаний старожилов. 

Справа от УЖД тоже были дома, видна поляна и развалины на ней.

Далее слева открылась широкая перспектива основной части посёлка. На поляне видны отдельные развалины домов.

Зашли в старый охотничий балаган, уже доживающий свой век. Здесь под крышей мы временно оставили рюкзаки и пошли осматривать посёлок.

На этой спутниковой фотографии показан примерный маршрут нашего передвижения по Крутому Логу: красная линия - приход, жёлтая - прогулка по посёлку, синяя - уход. Снимок, кстати, довольно свежий - от сентября 2020 года (источник - Google Maps). 

Со стороны УЖД в посёлок поворачивает изъезженная дорога. Она ведёт к пасеке, мимо которой мы прошли позже.

Подошли к развалинам дома. Алексей рассказал, что этот дом принадлежал его отцу, который был последним постоянным жителем Крутого Лога. Дом покинут в начале 2000-х гг.

Двигаемся дальше. В некоторых местах полосы земли распаханы трактором.

Северную часть посёлка местные называли "Участок". Здесь почти не осталось домов, только признаки того, где они находились.

Встретились сухие прошлогодние заросли борщевика.

Где-то в северо-западной части посёлка, по предположению Алексея, находилось кладбище военнопленных. Явных подтверждений этого на местности мы не нашли, но даже если захоронения и были где-то здесь - всё заросло, отличить невозможно.

Мы развернулись и направились в южном направлении.

Пересекли небольшой лог.

Заметили большую яму.

Фундамент какого-то большого здания, как и везде в ранее посёщённых местах, зарос деревьями.

Подошли близко к пасеке, которую приметили ещё с УЖД. Она находится в самом центре урочища. На пасеке небольшой брусковый домик, вновь построенный, и несколько рядов разноцветных ульев. Пасеку содержит житель посёлка Чёрная Холуница (отсюда до Чёрной 20 километров).

Западная часть бывшего посёлка спускается в ложбину.

В стороне УЖД, наоборот, подъём в горку.

При движении дальше в южном направлении встретили ещё фундаменты зданий.

Вышли на "Хутор" - так называлась эта часть Крутого Лога. Некоторые дома на этой улице сохранялись довольно долго.

Здесь находится дом, который ещё очень неплохо выглядит. Хозяева долгое время содержали как пасеку и забросили менее 10 лет назад.

Рядом с домом заброшенные ульи.

Заглянули в дом - там конечно полный беспорядок, но если немного прибраться, можно жить :)

На стене самодельный календарь на 1994 год.

Проходим дальше по улице. Отсюда видно, что лог в западной части посёлка довольно глубокий, крутой. Вероятно, этот лог и является объяснением названия станции и возникшего при ней населённого пункта.

За деревьями показался небольшой охотиничий балаган.

Пошли обратно по улице в направлении бывшей УЖД.

Здесь встретили ещё несколько разрушающихся домов.

Железобетонная опора электрического столба.

Вернувшись на УЖД, мы пошли к месту нашей остановки.

Мы провели на Крутом Логу около двух часов, и за время прогулки по сырой траве изрядно вымокли. Поэтому решили развести костёр, чтобы погреться и посушиться. А за одно и перекусить.

На время нашего привала дождь сделал паузу, но как только мы начали собираться, он напомнил о себе и немного полил нас.

 

Крутой Лог - Новая Половинка

15.41. Выдвинулись дальше на север, в сторону Новой Половинки.

По пути попадались деревья, упавшие поперёк дороги.

Встретилась дорога в сторону - видимо, к делянке.

С правой стороны от УЖД свежевырубленная делянка. 

По делянке гуляет ветер, поваливший на дорогу ещё несколько деревьев.

Преодолев препятствия, уверенно движемся дальше.

Такая дорога нам нравится. Шутим, что можно и на велосипеде ехать.

После делянки справа показалась поляна. 

Здесь находился лесоучасток 41-й километр. Этот посёлок известен по старым картам (1940-х гг.) и упоминаниям в газетных публикациях. Он был заброшен, скорее всего, в 1950-е гг.

Рядом с УЖД поляна небольшая, но основная часть посёлка в 200 метрах на восток, куда ведёт дорожка через лес.

Нам было интересно посмотреть и на дальнюю поляну, но из-за сырости делать этого не захотелось. Вот как это место выглядит на спутниковом снимке.

Изначально у нас было в планах свернуть отсюда на запад на старинную заводскую дорогу и по ней выйти на бывшую деревню Половинную, но эту затею тоже отложили на другой раз.

Идём дальше на север. В насыпи железной дороги стал заметен шлак. По всей видимости, его возили из Чёрной Холуницы, где были горы шлака от деятельности завода.

Местами дорога плотная и сухая, местами лужи.

На узкой дороге, оставшейся от УЖД, периодически попадаются вот такие расширения, которые могут быть использованы для разъезда встречного транспорта.

Прошли развилку. Дорога ушла на право, к делянкам в сторону р. Чёрной Холуницы.

16:43. Слева от УЖД показалась очередная вырубленная площадь.

Идём дальше.

И вновь делянка.

У одной из следующих делянок на обочине дороги заметили чёрную птицу (думаю, это ворон). Птица отошла в сторону и издала недовольный звук, когда я её сфотографировал. Она почему-то не улетала: возможно, ранена, или это птенец.

 

Посёлок Новая Половинка, или 45-й километр

17:02. Вышли на станцию Новая Половинка, известную также как "Сорок Пятый". Расширение насыпи здесь не очень заметно, боковые пути уже заросли.

Здание станции располагалось слева - с дороги видна поляна в лесу.

От станции поворот налево, на запад - отсюда начиналась крупная ветка УЖД. Она даже какое-то время была кольцевой, по ней можно было проехать на север до Захваткинского лесоучастка и выехать к Чёрной Холунице.

Изначально при строительстве УЖД в 1930-е гг. станции здесь не было, она была дальше - близ посёлка Гниловка. Станция появилась, по-видимому, в 1950-е гг., когда на Старой Половинке разрабатывали шахту (об этом напишу ниже).

Метров через 300 после станции свернули направо по дорожке на заброшенный посёлок.

Пройдя по этой дорожке метров сто, заметили у края леса разрушенный балаган и кострище. Решили, что размещаться на ночлег будем здесь.

Погода, кстати, после Крутого Лога улучшилась - дождя больше не было, на небе появились просветы и стало выглядывать солнышко. Нужно было воспользоваться этим, пока не стемнало.

17:15. Оставив вещи под деревом, отправились обследовать посёлок.

На этом спутниковом снимке линиями показана примерная схема нашего передвижения. Красная и синяя линия - это соотвественно приход и уход, а жёлтая - это осмотр посёлка и рудника.

Как видно на схеме, посёлок состоял из двух частей, которые я подписал как "Старая Половинка" и "Новая Половинка". Старая Половинка возникла как рудник Чернохолуницкого завода в начале XIX века. Постоянного населённого пункта здесь не было до 1940-х гг., когда на бывшем руднике создали лесоучасток, где работали сезонные рабочие. В 1949-1950 гг. вблизи Старой Половинки началось строительство шахты, которая должна была стать основным источником руды для Чернохолуницкого завода в связи с истощением запасов на Гниловском руднике. Новые дома для рабочих строились ближе железной дороге и со временем эта новая часть посёлка стала основной. Однако новая шахта не оправдала тех надежд, которые на неё возлагались руководством завода, и была была закрыта уже в 1954 году. После этого Старая Половинка стала обычным лесоучастком. Скорее всего, из противопоставления со "Старой Половинкой" родилось название "Новая Половинка", которое вскоре стало официальным названием населённого пункта. Но многие люди по-прежнему называли его просто "Сорок Пятый". По переписи 1959 года, в посёлке проживало 298 человек. Новая Половинка просуществовала до 1980-х гг.

В основной части посёлка было две улицы. Одна шла перпендикулярно УЖД как продолжение той дороги, по которой мы свернули, а другая отходила от неё параллельно УЖД. Мы свернули на эту (параллельную УЖД) улицу и пошли вдоль неё.

По сторонам улицы под деревьями видны остатки развалин жилых домов.

Традиционно сгнившие развалины и фундаменты домов заросли деревьями.

Эта проволока когда-то крепила электрический столб к опоре. Кстати, Сорок пятый никогда не был подключен к единой энергосистеме, электричество вырабатывалось дизель-генератором.

В центральной части улицы берёзовая аллея.

Встретился дом, который сохранился чуть лучше других предыдущих. Мы обошли и осмотрели его.

Прошли дальше вдоль берёзовой аллеи.

Это тоже было фундаментом какого-то здания.

Вышли к северной части посёлка - тут большая поляна.

На дальнем от нас краю поляны (ближе к УЖД) заметили охотничью вышку-лабаз.

От северной окраины Новой Половинки дорога ведёт к заречной части посёлка полукругом, огибая поверху протекающую здесь речку.

Эту дорогу пересекает бывшая ветка УЖД, которая в 1950-е гг. вела к шахте. Мы свернули на неё. Обратили внимание, что на дороге свежая колея: примята трава. Кто-то совсем недавно здесь проезжал на вездеходе-каракате. Но вскоре следы пропали, наверное, свернули в сторону - где именно, мы не заметили. 

Рядом с дорогой в лесу появились большие ямы и лужи.

Слева показался просвет - это мы приближаемся к небольшому пруду, который находится здесь в лесу.

Бывшая ветка УЖД завалена многочисленными деревьями, через которые нам пришлось перебираться. 

По этой дорожке мы подошли к территории железного рудника. Чтобы было понятней, здесь покажу схему того, что мы обнаружили на руднике. 

Первое, что мы увидели - огромный холм-террикон. Он образован пустой породой, извлечённой из шахты. 

Перед холмом налево уходит дорожка к плотине прудка.

Мы прошли дальше вперёд по бывшей ветке УЖД, осматривая террикон снизу.

Дорожка упёрлась в руины здания, где осуществлялась погрузка руды. От неё сохранились мощные железобетонные стены, выглядящие монументально.

Террикона здесь два, и они разделены небольшим логом. Мы осмотрели оба, слазили на верх и обошли по краю.

С горы открывается вид на окружающий лес. Склоны холмов достаточно крутые.

В седловине между холмами заметен просвет.

На вершине террикона - горизонтальная площадка.

Попались куски железной руды.

В какой-то момент прошли вот такую чёткую просеку, здесь явно была какая-то дорожка. Насколько я сориентировался, это место к югу от южного террикона.

Вышли в лог.

По логу подошли к небольшому озеру. 

Перешли на другой берег, походили по лесу рядом с ним - там встретили много больших ям в лесу, заполненных водой.

Здесь мы поняли, что идём не туда. Развернулись и пошли на север.

Вскоре вышли к ручью и пошли вверх по течению, по направлению к пруду.

На краю лога попались ещё куски руды, некогда извлечённые из недр шахты.

Перед самой плотиной мы увидели впадающий поток ярко-ржавой воды, впадающий в ручей. Он вытекает из берега оврага.

Перешли плотину и осмотрели на пруд. Он со всех сторон плотно окружён лесом.

Плотина как-то сохраняется здесь спустя десятилетия без постоянного присутствия людей.

Подошли поближе к месту, откуда бежит оранжевый ручей, и осмотрели его внимательно. 

По всей видимости, в этом самом месте и находился вход в штольню рудника. Шахта здесь была необычной - не вертикального, а горизонтального заложения. В склоне оврага находился вход в штольню, которая уходила горизонтально в направлении на северо-восток.

Внизу у края оврага заметили старые гнилые брёвна, на которых видны следы топора.

За 65 лет с закрытия шахты деревяшки сгнили и обвалились, штольня просела и вдоль неё на поверхности земли образовались провалы и глубокие ямы, образуя как бы овраг.

В этом мы убедились, двигаясь дальше в северо-восточном направлении.

 

Пройдя через лес, мы вышли на поляну бывшего лесоучастка Старая Половинка. Сразу же бросилось в глаза, что огромные ямы есть даже здесь.

Возможно, это старые забойки, в которых в старину велась добыча руды открытым способом в холодное время года. Учитывая, что рудник Старая Половинка известен с начала XIX века, это вполне вероятно, здесь куда не сунься - везде ямы в лесу. Но учитывая близость этого места к расположению шахты, нельзя исключать и какую-то связь конкретно этих ям с разработкой месторождения в 1950-е гг.

На площади бывшего посёлка заметны остатки деревянных развалин и другие признаки бывшего жилья.

ъ

Кирпичи.

Эта избушка раньше была охотничьим балаганом.

Просматривается бывшая улица.

 

18:45. Осмотрев эту площадь, мы пошли обратно, пора было располагаться на ночлег. Вновь прошли мимо многочисленных ям и вышли к плотине.

Перейдя по плотине на другой берег оврага, мы заметили, что напротив предполагаемого входа в штольню начинается старая заросшая дорожка, которая плавно поднимается на террикон. По-видимому, по ней от шахты осуществлялся вывоз извлечённой породы. Вероятно, это была УЖД или дековилька.

Далее мы спустились с холма, перешли уже знакомую нам бывшую ветку УЖД и пошли на юго-запад в сторону посёлка. Весь лес здесь изрыт старыми забойками.

Вскоре показалась поляна - подходим к Новой Половинке.

На одной из берёз увидели крупную чагу.

Мы вышли в юго-восточной части посёлка и пошли по второй улице, где мы ещё не были. 

Вдоль этой улицы тоже немало сильно сгнивших остатков развалин домов и хозяйственных построек.

На фоне одного из разрушенных домов ярко выделяются цветы сирени, когда-то украшавшие сад.

Рябина.

 

19:22. Вернувшись на нашу стоянку, мы разделились - я побежал обратно на ручей за водой, а Алексей занялся установкой палатки и подготовкой костра.  До захода солнца оставалось меньше часа.

Над Новой Половинкой поднимался туман.

Набрав воды из ручья, я вернулся в лагерь 

Когда я вернулся, Алексей уже расставил палатку и заготовил дров для костра. Мы развели огонь и сварили вкусную гречневую кашу с тушёнкой, которую с аппетитом съели с добавкой.

После дождивого дня и вечерней прогулки по лесу вся наша одежда и обувь были сырые. Вечер у костра мы посветили тому, чтобы всё высушить.

Когда всё просохло, мы затушили огонь, убрали все вещи в палатку и сами улеглись. На этом второй день похода завершился. 


Окончание: 3-й день, Новая Половинка - Гниловка - Чёрная Холуницаhttps://rodnaya-vyatka.ru/blog/147/132725

Комментарии

Аватар пользователя shulsn

Могу ещё раз повторить (см. день 1-й), что очень интересно и познавательно. Следует отметить подробную и точную фиксацию времени и положения всех набдюдений. Ценнейший краеведческий материал. Молодцы, Денис и Алексей!