Приветствую! Надеюсь вам всё еще интересно знакомиться с моими поисками. У меня очередная и, наверное, одна из последних, версия о происхождении фамилии перед тем сделать полногеномный тест ДНК (WGS) или BigY. Зафиксируем коротко для истории.
И так, я прочитал, что мой субсклад по ДНК – N1c-Z1936 – редко, но может встречаться, в том числе, и у сибирских татар, предками которых были тюрки, угры, самодийцы, кеты и т.д.. К самодийцам относился народ камасинцев. Предки кетов жили рядом с коттами. Котты – это кочевой енисейский народ, проживавший в XVIII веке на территории Южной Сибири по рекам Кан и Бирюса (территория юго-восточной части Красноярского края и западной части Иркутской области, в частности, Тайшетский и часть Нижнеудинского района). Камасинцы (таёжные татары) жили в горных районах юга современного Красноярского края (по рекам Кан и Мана) и Хакасии. В общем соседские народы. В середине XVII века (по данным Б.О. Долгих) было около 860 коттов (по другим данным — около тысячи). Котты были практически полностью ассимилированы русскими. Численность камасинцев в XVII веке составляла примерно 500 человек.
А теперь переходим к главному. Неожиданно среди камасинцев и коттов (канских татар) я нашел и Багиных:
«В Южной Сибири среди самоедоязычных камасинцев был род Байга. В такой форме это имя приводит М. Кастрен (1856, стр. 380). Г. Миллер записал различные варианты окончания этого этнонима в зависимости от того в каком языке он употреблялся. По самоедски — Байгасанг, по тюркски — Байгалар и русски — Багин улус (Долгих, 1960, стр. 240)»
«Этноним Бай встречается и у других кетских групп Южной Сибири. Среди коттов Канской землицы был улус Байгин (Багин), потомков которых М. Кастрен в середине XIX в. нашел в дд. Анзир, Иланская (Еланская), Барнаул»
«В бассейне реки Кан кочевали аймаки киштымов: хойга (порусски «куйгин»), байга (по-русски «байгин»), таха модар (по-русски «тагин»), эргун (по-русски «ургунов, иргунов, Ургунская волость»), хангин модар (по-русски «татаров»), В 1639 г. в русских документах отмечалось: «А у кыргызского ж де князца у Ченея-Мергена у одного, в Байгинской землице, по Кану де по реке с 500 киштымов ясачных людей. А живут де те ясачные люди в юртах, кочуют на оленях, а дают де они государю с себя на Красной Яр малой ясак». [АВПРИ; Долгих, 1960, с. 240.]»
«В верховьях р. Мана и р. Кан, в подтаежной зоне Восточных Саян, находилась Камасинская землица (по-хакасски «ханмазылар аймах»). В 1701 году в ней значилось пять камасинских родов: татаров, бугачеев, кугин, байгин и две волости - Ургунская и Тагинская»
В одной из книг указано, конечно, что в 1639 году в улусе Багин главой был Бага. Но, вероятно, этот род существовал и раньше. И это не первый глава рода Багиных. В одной книге прочитал, что коттов уже в XIX веке называли еще канскими татарами, слившимися с русскими и бурятами. Татарами тогда называли не только татар в нашем понимании. В общем, версия не безосновательная и очень интересная.
Западная Сибирь
Но возможно, что предки могли прийти и с Западной Сибири. Косвенным подтверждением этому стала запись в Уральском историческом ономастиконе А.Г. Мосина. В 1709 году в неких списках упоминался тобольский служилый татарин Бага Ушенев. Вероятно и более ранние жители тех мест могли носить имя Бага, поэтому происхождение фамилии моих предков всё-таки могло быть как-то связано с семейством тюркских языков, персидским или арабским языком.
Рис. 3 – Короткое филогенетическое древо линии N1c1-Z1936
Среди тюменских и ялуторовских татар (Тюменский, Ярковский, Ялуторовский районы Тюменской области) доминирует линия N-L1034 (xL1442). В целом линия N-L1034 представлена у манси, хантов, ненцев, башкир, татар из Татарстана и венгров. Интересно также, что в статье Х.Ч. Алишиной «Антропонимы сибирских татар в сравнительно-историческом освещении» автор выделяет этногенетические признаки антропонимов, среди которых есть такие: бигўч/бага/баги/пага/паги обозначающие древнетюркский титул ”принц”. В других источниках встречается значение у «бага» – «князь, господин, чиновник, правитель».
Учитывая все обстоятельства с завоеванием Сибири и проникновением туда русских или переселения татар на северо-запад, возможно ли, что татарин по имени Бага назвал в 1550 году сына Степаном? Или может быть сына у Баги могли крестить, когда они переселились в Пермский край? На свой вопрос я получил следующий ответ от специалистов по татарской генеалогии: «Вопрос тяжелый, но после взятия Казани, имя Степан встречается среди татар, причем среди татар мусульман, не крещенных, имена это что-то типа моды тогда было.» Если довериться этому мнению, значит и тюркская версия вполне может быть реальной.
Буду очень рад вашим комментариям, корректировкам, историческим справкам, подтверждениям или опровержениям этих версий!
Получил комментарий от автора книги про коттов и камасинцев:
В общем, южно-сибирская версия отпадает, если только не подтвердится по ДНК. Вероятность этому около 5% я думаю. Заказал тест WGS. Результаты будут через 3 месяца примерно.
Родословная | Родная Вятка (rodnaya-vyatka.ru) посмотрите тут о поисках предков близкого вам по генетике рода, там как раз из Сибири выход в 1 тыс. н.э.
Спасибо большое! Да, интересное исследование тоже