Гришка Луженин, ты откуда?

Пока я разбирался с фамилией Багин, возникла новая загвоздка. Как я уже писал ранее, выяснилось, что после переезда на вятскую земплю, Багины получили фамилию Пермины или Перминовы. В 1646 год мой предок Фетка Григорьев сын Перминов проживал с семьей в починке Гришки Пермина в Медянской погосте. Очевидно, что Гришка и был отцом Фетки. Единственным Гришкой Перминым в Великорецком стане в переписи 1622 года был Гришка Степанов сын Пермин из починка Марковского Пономарева. Всё было более менее понятно – вероятно Гришка или его отец Степан переселились из Лузской или Вычегодской Пермцы. Но уверен я в этом был недолго, лишь до момента, пока не обнаружил в переписи 1628 года в том же починке, который назывался «Починок Марка Васильева сына Пономарева», вероятно, того же Гришку но с фамилией Луженин! Это мне дало новые направления для поисков. Возможно, через фамилию Луженин я мог узнать, где и как появилась фамилия Багин. Надеюсь, дорогие участники форума, вы поможете мне в этом.

Доктор исторический наук,Жеребцов И.Л., большой специалист по Республике Коми предполагает в своих трудах, что Луженины, отмеченные в переписи 1621 года в Сарапуле – это, очевидно, выходцы из Лузской Пермцы. То есть, видимо, подразумевая, что Луженины – это те же Лузенины. Это, конечно, может объяснить тот факт, почему мой предок Гришка Степанов изначально был записан как Пермин, затем как Луженин и потом снова как Пермин. 

Но выглядит эта версия сомнительно. Во-первых, к примеру, в Таможенной книге выходцев с Лузы называли лузянами. В переписях по Лузской Пермце также часто встречалась фамилия Лузянин или Лузенин, но фамилия Луженин ни разу. Аналогично и в вятских переписях фамилия Лузенин была широко распространена. Поэтому фамилия Луженин могла указывать ну какой-то другой топоним. К сожалению, ни в одном из проверенных словарей, я не нашёл описания фамилии Луженин, поэтому дальше пришлось разбираться самому. К сожалению, это тоже оказалось непросто – в отличии от Лузениных Луженины встретились мне в переписях буквально всего 6 раз:

  1. в 1621 году в деревне Онаньино Никольской Осинской слободы (рядом с нынешней Пермью)
  2. в 1621 году в селе Вознесенском (Сарапул)
  3. в 1622 году у стрельца в Туринском остроге (чуть северо-западнее Тюмени)
  4. в 1628 году дважды в Великорецком стане 
  5. в 1646 году дважды в Котельническом уезде
  6. в 1664 году у тюменского стрелецкого пятидесятника 

Примечательно, что в Сарапуле одного из Лужениных звали Мартынко Карлов. Жеребцов же, вероятно, пользовался другим источником, где отчество Мартынки не было указано. И, конечно, не очень похоже, что это был коренной житель волости Лузских Пермцев. Имя Карл, например, практически не встречается в ранних переписях Вятской губернии. Вероятно, это был какой-то торговец с запада. Второй Луженин из Сарапульского же уезда в переписи 1646 года был записан с фамилией Гуляев. Вероятно, это был чердынец, то есть житель Чердыни, которая находится чуть севернее Перми. В переписи 1579 года по Чердыни фамилия Гуляев уже существовала. 

Что касается Лужениных под Пермью, то в следующей переписи 1646 сына первого Луженина записали Кайгородцем, тем самым указывая на его родину – город Кайгород. А второго – Бархотовым, возможно по имени предка, тоже чердынца, Бархата Спиридонова (перепись 1579 года). Территориально они были относительно близкими соседями, между Кайгородом и Чердынью по прямой было примерно 200 км. В Великорецком же потомков других Лужениных, кроме моих, отследить не удалось. В 1646 году в Молотниковской волости Котельнического уезда жил Омелка Федоров сын Луженин. В 1678 году он был записан как Емелька Южанин. Но к моменту этой переписи он уже умер, поэтому, вероятно, соседи запомнили фамилию ошибочно. 

Достоверно неизвестно также откуда в Туринском остроге в 1622 году среди стрельцов появился Ивашко Луженин. Но известно, что первую группу из 50 стрельцов, направленную на постоянное поселение из Пелыма в Туринский острог всего лишь за 8 лет до этой записи, в 1614 году, составляли вновь прибывшие из Перми Великой. А первый состав гарнизона Пелыма набирался в Чердыни. Именно поэтому я предположил, что Луженин-Гуляев из Сарапула приехал тоже из Чердыни.

Учитывая вышеприведенные примеры, осмелюсь предположить, что Луженины это не переселенцы с Лузской Пермцы. Более вероятно, что все Луженины это выходцы с Чердыни. К тому же, согласно Словарю русских народных говоров, на Чердыни и в Соликамке было распространено слово «лужанка», что означало «лужайка». Буква «а» и «е» вполне могла чередоваться. Поэтому допускаю вероятность того, что это слово стало основной для фамилии Луженин. Но еще в том же Словаре русских народных говоров «лудкой» («лужением») называли «даль (без указания места)». Это слово более близко к основе фамилии Луженин. Поэтому, возможно, сарупальские, пермские, тюменские и вятские Луженины разъехались по России с чердынской земли и на новом месте они представлялись как приехавшие издалека, но не говорили откуда именно. Здесь так же видно чередование буквы «д» и «ж», что при образовании фамилий встречалось достаточно часто. Например, в фамилиях Вологженин или Вычегженин, образованные от топонимов Вологда и Вычегда.

Если же предположить, что фамилия Луженин тоже образовалась от топонима, то в этом случае есть всего несколько вероятных кандидатов на роль основы этой фамилии, которые можно рассматривать всерьез:

  • д. Лужевица при речке Лужевице (Великоустюжский уезд, Южская треть);
  • д. Лужинская на речке Тедиме (Великоустюжский уезд);
  • Луженская волость, Сухонская треть (окрестности Устюга Великого);
  • р. Луженьга (Луженка), протекает в пределах Сухоно-Югской низины, впадает в реку Сухону;
  • Луженская волость, Чернский уезд, Тульская губерния;
  • д. Лужно, Луженская волость, Демянский уезд, Новгородская губерния;
  • р. Луга (нынешний Лужский район Ленинградской области);
  • Лужановский стан, Слободской уезд (но по этому названию произошла бы скорее фамилия Лужанов);
  • д. Луда в Приморском районе Архангельской области или река Луда там же;
  • Луда — река в Пермском крае, приток Белой Сюзьвы.

Скорее всего, все Луженины, учитывая в том числе правила образования фамилий, были выходцами из Луженской волости, но не Тульской или Новгородской губернии, а Великоустюжского уезда. Устюг был большим транзитным центром на Сибирском тракте и даже Мартын Карлов легко мог там однажды обосноваться. 

Еще хотел бы отметить такой факт в образовании похожих фамилий от топонимов Вологда, Вычегда, Виледь, Пинега, Свияга, Устюг. Они имели обычно два варианта: с суффиксами ЖЕНИН и ЖАНИН, например, Вылегженин и Вылегжанин. И, по идее, если бы фамилия Луженин была образована от топонима Луза или Лузский, то в переписях встречались бы также два варианта Лужанин и Луженин. Но дело в том, что фамилии Лужанин не существовало и нигде мне не встретилось. Можно исключить так же вариант образования фамилии от названия реки или деревни Луда. Фамилия, скорее, звучала бы как Лужин.

Если всё так, то Луженская волость для моих Багиных была основным местом дислокации до прибытия в волость Лузских Пермцев. Остальные же Луженины по Старому сибирскому тракту могли уйти дальше через Объячево в Кайгород, дальше в Чердынь и оттуда уже и в Сарапул, и в Пермь, и в Тюмень. Но таким же образом, если придерживаться первой версии образования фамилии, можно представить себе миграцию моих предков в обратную сторону – из Чердыни в волость Лузских Пермцев. Поэтому я считаю, что родиной Багиных в XVI веке могли стать в равной степени как волость Лузских Пермцев, так и Луженская волость рядом Великим Устюгом или пермская Чердынь. Но всё еще остается главный вопрос, как там могла появиться сама фамилия Багин.

Буду благодарен за ваши комментарии и новые идеи!

Комментарии

Аватар пользователя Сильвер

Про Мартынко Карлова, скорее всего описка составителей, либо писцов. Лучше посмотреть первоисточник. А если взглянуть на перепись Сарапула 1620 год, то все встает на свои места, и Карлов превращается в Карпова. 😉 https://rodnaya-vyatka.ru/blog/14668/138499

Аватар пользователя SwiM912

О, спасибо огромное! Не видел перепись за 1620 по Сарапулу. Да, я согласен тоже, что лучше смотреть первоисточник. Но остаётся только доверять составителям :) Кстати, полная публикация с отчествами дозорной книги тоже проводилась авторитетным учёным, попробую к нему обратиться на счёт первоисточника. Но, наверное, даже если там Карпов, то это не отменяет моей версии. Надо посмотреть переписи теперь по Чердыни в поисках этого Мартынки

Аватар пользователя SwiM912

И так, по поводу первоисточников я получил ответ от Владимира Сергеевича Чуракова, кандидата исторических наук, который расшифровывал перепись по Сарапулу. Он подтвердил, что в отчестве точно написана всё-таки буква "Л". Фотокопия Дозорной книги есть здесь на Родной Вятке: 1599-1622 1209-1-153 дворцовые села и слободы Казани (Кукарка) м-ф ФОТО.

И вряд ли тут писец мог ошибиться тоже и вместо "Карпов" написать "Карлов". Теперь интересно бы за 1620 год посмотреть. 

Аватар пользователя Сильвер

Действительно, здесь однозначно - "Карлов". Лучше обратиться к автору расшифровки за 1620 год, к Андрею Пупышеву. Скрины с данной переписи - у него, снимал и расшифровывал Андрей. 😉

Аватар пользователя SwiM912

Да, тоже ему написал уже. Но он здесь давно не появлялся. Надеюсь, ответит в ближайшее время.

Аватар пользователя SwiM912

Андрей Михайлович ответил, что в переписи 1620 судя по скану точно буква п. Доверяю ему :) Ошибка где-то 400 лет назад была значит. Но сути дела на счёт работы фамилии это не особо меняет, думаю

Карлов - могло быть и прозвище: "Карла" - карлик. Не утверждаю, просто  как вариант. Не помню, где именно, кажется, у Карамзина, читал: "карла станом", т.е. человек маленького роста. Маловероятно, чтобы русский крестьянин XVI-XVII вв. имел имя Карл. Это древнегерманское имя, означающее "мужчина" или "свободный человек"; отсюда произошёл титул "король"

Аватар пользователя SwiM912

Спасибо за версию! Да, в том то и дело. Я думаю, что это был не русский крестьянин и точно не выходец с Лузской Пермцы, на что по мнению некоторых, указывает его фамилия.

Игорь, я невнимательно просматривал Ваши исследования по родословной. Вы действительно выводите её из Европы. А Мартынко Карлов (или Карпов) - это крестьянин? Сомневаюсь, чтобы европеец в Московии занялся землепашеством. Скорее, нанялся бы на военную службу, стал торговать, мог быть медиком или каким-либо другим специалистом. 

Аватар пользователя SwiM912

Саму фамилию не из Европы, только происхождение человека. А на счёт Лужениных непонятно пока. Половина известных Лужениных из Чердыни. А там для основы фамилии могла быть только "лудка" (лужение) или "лужанка". И если мой предок Гришка Степанов Пермин Луженин Багин действительно из Чердыни, то это больше подтвердит коми-пермяцкую версию о происхождении фамилии Багин.

Понятно. Я просто хотел поддержать разговор. Если Мартынко - Карпов, а не Карлов, то вопрос снимается. Я имел в виду, что XVI-XVII вв. русский крестьянин не мог иметь имя Карл. 

Аватар пользователя SwiM912

Да, я согласен. Об этом же как раз написал, что не мог. И возможно был торговцем 

Аватар пользователя SwiM912

Ещё одна зацепка, которая может подтвердить, что Луженин это не тот же Лузенин. В переписи 1621 года по Сарапулу. Там по соседству с Лужениным есть человек с фамилией Луза. А в переписи 1620 года есть Титка Лузенин. А наличие иностранцев в Сарапуле может подтвердить присутствием в списке следом за Лужениным Панкратки Яковлева Пана. Есть там также и Шумилко Швецов, Якимко Король

Аватар пользователя Сильвер

Якимко Король, по моим предположениям - мой предок. 😁 Швецовы потом много где высветились.

Аватар пользователя SwiM912

О, интересное совпадение! :) это прямой предок? 

Аватар пользователя Сильвер

С Королевыми мой путь разошелся поколений 8 тому назад. 😁

Аватар пользователя SwiM912

Наткнулся на интересный факт, пишут что в переписи Яхонтова за 1579 год по Чердынскому уезду есть описание бегства пермских крестьян «на Сарапул». Вместе с другими фактами это косвенно подверждает версию происхождения Лужениных из Чердыни.  И немного подверждает коми-пермяцкую версию происхождения Багиных.