И вновь о Вятке

К этой теме пришёл, собирая историю своего рода. Идёт от Тита Мартьянова, получившего по жалованной грамоте Ивана Грозного Шабуровский остров между Вяткою и Моломою в 1551 году. Братья Тит и Каша Мартьяновы, "замечательные, но забытые вятчане" (А.С.Верещагин, адрес-календарь 1895 г.) и их потомки жили в дер. Мартьяновской (родовое гнездо) и Кириловской (на берегу Моломы напротив Шабуровского острова). Очевидно, боевое крещение получили в битве с казанскими татарами, разорившими Устюг в 1542 г., где вятчане в устье Моломы разбили татар наголову. 9 лет спустя, в жалованных грамотах Ивана Грозного отмечена особая заслуга братьев: Каша получил луг ниже Котельнича, не свободные земли, а  бывшие на оброке у Петруши Яковлева Сухово "с товарищи". Этот Петруша получил-таки от Ивана Грозного луг у Разбойничья бора два года спустя и тоже отмечен среди "замечательных, но забытых вятчан" котельничан А.С.Верещагиным. Грамоты Каша Мартьянов получил непосредственно в Москве, когда сопровождал к Ивану Грозному 46 крымских высокопоставленных татар, захваченных близ устья Вятки после того, как Иван Грозный велел "с Вятки идти Бахтеяру Зюзину (воеводе) с вятчаны на Каму, да сверху Волгою послал многих казаков и велел (вятчанам и казакам) стати по всем перевозом по Каме и по Волге и Вятке реке, чтоб воинские люди из Казани и в Казань не ездили". В Кашиной грамоте есть приписка, что такую же грамоту он получил в январе этого года, но казанская черемиса отняла её за Устюгом на Кае реке, "тогды как Каша ехал с Бахтеяром Зюзиным с Москвы на Вятку". Выше приведённые документы показывают, что Каша Мартьянов ещё до захвата вятчанами крымских татар получил жалованную грамоту Ивана Грозного за большие заслуги и за то, что он "СЛУЖИЛ нашу казанскую службу с нашими воеводами зиме и лете по вся годы". Очевидно, собирался в отставку. В Титовой грамоте написано подобное, но в ней Тит "СЛУЖИТ нашу казанскую службу с нашими воеводами..." Далее было взятие Казани в 1552 г., походы по усмирению черемис и татар, поход на покорение Астраханского ханства, за что Тит получил прозвище Вершина (вышестоящий, военачальник), очевидно, был одним из "ватаманов" Вятского полка.

Надо полагать, что Иван Грозный велел "С Вятки идти Бахтеяру Зюзину с вятчаны на Каму...", имелось ввиду, с места дислокации полка, а он должен быть где-то на стратегически важном участке, и один из отрядов наверняка был в устье Моломы, где жили братья Мартьяновы. Это "перекрёсток" на водно-волоковом пути с Устюга в Поволжье. И битва с татарами 1542 года была в этом месте. А, может быть, "идти с Вятки" и имелось ввиду идти из города Вятки?

В 1974 году, когда праздновалось 600-летие города Кирова - Вятки, в распоряжении краеведов и историков были лишь косвенные "улики", что Хлынов и есть первоначальная Вятка. В ЭЗВ, т. 4. История. А.В.Эммаусский это подтверждает, но как-то неохотно, когда говорит о походе ушкуйников в 1374 году на Болгар. Очевидно, сам не верит, что ушкуйники по Югу, Моломе, Вятке спускались в Каму и Волгу, но зачем-то завернули от устья Моломы в сторону Хлынова-Вятки и выгребали против течения, чтобы пограбить её. Сомневается в подобном и Анатолий Марков (Герценка: вятские записки), но, по его версии, Вятка была на месте городища Кукарки - Советска, где археологом Л.Д.Макаровым найдены русские металлические наконечники стрел и марийские артефакты. Марийский Кокшаров, явно не Котельнич, а Кукарка. На Ковровском городище (условно, древнем Котельниче) марийских артефактов не найдено.

Сергей Ухов в альманахе "Герценка: вятские записки", вып. 12, в статье "Об имени Вятка" приводит выдержку из "Книги Большому чертежу", где описана древняя карта Русского государства, "поновлённая в разряде и списанная в книгу 1627 г." из-за ветхости. В ней, по описанию, есть и город Хлынов, и город Вятка, но уже в виде городища, то есть города разрушенного или покинутого жителями. В книге описаны все вятские города по реке Вятке с указанием расстояния между ними. О городе Вятке, в частности, говорится: "А по Вятке реке по Котельничь с верху город Вятка". Источник русский, имеется списках и в печатном издании 1838 г. типографии Императорской Российской Академии под тем же названием. Можно  доверять? На раскопках Ковровского городища, что возле устья Моломы, Л.Д.Макаровым найдены, в числе прочего, матрица печати с зеркальной надписью "печать Григориева" второй половины XIII - начала XIV вв., а также вислые печати, что говорит о существовании здесь административного центра.

В статье Евгения Харина "Город Вятка в устье Моломы" в блоге на "Родной Вятке приведены цитаты из булгарской хроники "Джагфар тарихы", подтверждающие существование города Нукрата-Вятки в устье Моломы. Вятские историки пока не обратили внимание на этот источник информации. Если не как основной, но как дополнительный, он имеет право на существование. О Вятке на Моломе известно из русского источника, булгарский только расширяет наши познания в деталях.

Цитата: "Встревоженный поведением ульчийцев (славян) Колын (имя хана) вызвал Курная и сказал ему: "Я помог тебе и твоим людям в трудное время ради благополучия Державы. Таперь приспело время вам расплатиться со мной и совершить большой поход на Тунай (северные территории Булгара)... Зимой 1150 года они выступили вдвоём во главе курсыбая (постоянного войска булгарского хана) и ак-чирмышей (черемисского ополчения) на Тунай, где заложили новый центр Бийсу - город Колын возле балика Нукрат на Нукрат-су (возле городка Нукрата - Вятки на Нукрат-су - Вятке реке, разгромили несколько острогов галиджийцев (новгородцев) на реке Тун (Северной Двине) и, в завершение, осадили Ар-Аслан и ушли из него, получив по шкурке белки с каждого двора". (ДТ, с. 127).

Город Колын, названный по имени кана Колына (если, по-булгарски, кан - это хан, то Колын может звучать как Холын) - это Ковровское городище, а Нукрат - Вятка - это Шабалинское городище, расположенное в устье Моломы в полукилометре (+-) выше Ковровского. Оба на стратегически важном участке, прикрывали от нападения неприятеля с севера, служили таможенным и пограничным пунктом на водно-волоковом и торговом пути между Устюгом и Булгаром. Изначально - это булгарские городки, причём, Колын закладывался как  центр северных территорий Бийсу (губернский город Бийсуйской и Нукратской губернии). Губернатором (или тарханом - избранным) был Мер-Чура - булгарин. За отказ платить повышенную джирскую дань, за бунт, он и бунтовщики (колынцы или нукратцы) были схвачены ханом Габдулой Чельбиром и посажены в зидан (тюрьму) в столице Волжской Булгарии городе Биляре. У Волжской Булгарии с русскими князьями были напряжённые отношения. Время от времени те или иные совершали набеги на территории друг друга, кто - за отказ платить джирскую дань, кто - в отместку за погром своей территории.

После нападения в 1181 году галиджийцев (новгородцев) на замок кана Ибрагима "Аламир-Султан" (Елабугу). Эта дата есть и в русских летописях, когда новгородцы взяли на Вятке Болванский городок и построили Никулицын, а другой отряд брал Кокшаров (городище возле Кукарки - Советска). Очевидно, и на замок "Аламир-Султан" ходили. Об этом в русских летописях нет, булгары пишут, что отряд был разбит. В отместку булгары совершили в последующие два года ответные набеги, разорили русские города. Сын Юрия Долгорукого Всеволод Большое Гнездо, уговорив князей помочь ему, летом вторгся в Державу. Пограбил окрестности столицы и осадил Буляр. Стоял две недели. Во время штурма крепости, когда защитники выпустили из тюрьмы заключённых и поставили на стены для обороны города, Мер-Чура, сидевший в зидане, метким выстрелом из лука пробил бронь князя Изяслава Глебовича (двоюродного племянника Всеволода Большое Гнездо?), тяжело ранив его. На обратном пути Изяслав умер. Об этом пишут и русские летописи. А Мер-Чура за меткий выстрел и спасение тем самым города от разгрома был помилован Габдулой Чельбиром, возвращён на прежнее место тарханом Колына и получил тамгу-печать с изображением лука и стрелы. Эта тамга стала гербом Бийсуйской и Нукратской губернии.

После покорения Волжской Булгарии татаро-монголами власть Болгара над северными территориями ослабла. Вятская земля получила некую самостоятельность, используя противоречия татар и булгар. Кроме коренных жителей, чуди и отяков, здесь прижились новгородцы из отряда, что в 1374 году не пошёл на Сарай, а грабил Маркваш и Засурье, а потом по берегу Ветлуги ушёл на Вятку. Здесь же жили казаки (булгарское название не помню), охранявшие одного из ханов (эмиров), попавшие в немилость после его свержения и укрывавшиеся в Нукрате. Вятчане - это не племя (как Вятичи на Оке), а жители Вятской земли, в том числе и булгары (как Мер-Чура и его соплеменники). Может быть, по этому  печать-тамга лук со стрелой как герб Нукратской губернии стала "Вятьцкой печатью" в гербовнике Ивана Грозного, а потом и гербом Вятской губернии.

Город Колын (Холын) - Вятка (Ковровское и Шабалинское городища), порушенный нападением в 1392 году золотоордынского Бектута царевича, было решено перенести как столицу Вятской земли в более укреплённое и спокойное от набегов место. В "Повести о стране Вятской" это договор котельничан и никулинцев построить новый город, который был назван Хлыновом - Вяткой. Дата такого решения там не указана, но случилось это, вероятно, в начале XV века, когда Юрий Дмитриевич Галицкий и  его племянник великий князь Василий II в 1428 году составили договорную грамоту, по которой Юрий Дмитриевич получал во владение Звенигород и Галич с волостями, и Вятку со слободами. Вероятно, Юрий Дмитриевич, готовясь к войне с Москвой, укрепил слободы земляными валами и деревянными стенами. В 1434 году он умер, но завещал сыновьям Вятку с городами и волостями. Крайней датой появления Хлынова, Котельнича, Орлова можно считать 1434 год. Город Хлынов-Вятка получил своё название не от речки Хлыновицы, а стал преемником Колына (Холына)-Вятки: (чей город? кана Колына (хана Холына) - Колынов город (Холынов). Колынов (Холынов) - Хлынов. И герб Колына-Вятки, лук со стрелой, стал гербом Хлынова-Вятки.

Теперь отнесите сведения о битвах на Вятской земле, происходивших до 1434 года, на Вятку в устье Моломы (поход ушкуйников на Булгар в 1374 г, , Бектута царевича на Вятку в 1392 г,, Анфала Никитина на Вятку в 1418 г., и вы получите совершенно иную картину, которая без лишних вопросов вписывается  в историческую картину Вятской земли (например, ночной штурм города Вятки устюжанами во главе с Анфалом Никитиным и поминальный день в Котельниче - Семик по "устюжским родителям", убиенным вместе с Анфалом)

Комментарии

Аватар пользователя skygrad

В 1391 году произошла битва на Кондурче (левый приток Волги южнее Татарстана) хана Орды Тохтамыша с войском эмира Тимура из Ср. Азии. Участвовал в ней и московский князь Василий. Татары были разбиты, хан скрылся, Василий вернулся в Москву. По моей версии они прорвались с поля боя и бежали в тыл войск Тимура, на северо-восток, переправились через Каму где-то у Елабуги и далее вдоль Вятки и Моломы через Устюг оказались в Москве с ее каменной крепостью Кремлем. По пути вполне могли пограбить Вятку и взять в плен вятчан с семьями. Царевич Бектут - сын Тохтамыша. О нахождении в Москве детей хана есть сообщение летописи. Год тогда начинался с 1 сентября поэтому разграбление Вятки записали следующим 1392 годом. Уцелевшие вятчане спешно стали собирать средства для выкупа своих пленных, для этого организовали походы на Вычегду за мехами и на Булгар за серебром. Видимо, не всех удалось освободить, так как в Москве вскоре появилась слобода Хлынов, прославившаяся определенными нравами, отчего прозвание Хлын (и вятский человек вообще) стало в Московии означать бродягу и мошенника. 

Городища в устье Моломы (а также Никульчино) были заселены до начала 16 века. Этим же временем по результатам последних раскопок датируется появление Хлынова. Предание об основании Хлынова жителями двух вятских городов соответствует такой археологии. 

Здравствуйте,  не могу уловить в тексте,  может моя вина,  концентрация внимания хромает,  откуда известно, что Тит Мартьянов  имел прозвище Вершина?   Спасибо!     Мои из тех же мест,   или очень близко,  хотелось бы   всё  что есть по устью  Моломы,  все материалы,   прочитать,  может и наши  во всех деяниях принимали участие.   

Аватар пользователя дядя Женя

Акцент был на древней Вятке.  Что Тит Мартьянов имел прозвище Вершина, вытекает из анализа документов о наследовании Шабуровского острова. В Грамотах и актах Вятского архиерейского дома нашёл единственное упоминание Вершининых. Акт № 50. "Деловая роспись Михаила Вершинина, Худяка и Алексея Мартьяновых о разделе по третям Шабуровского острова в Котельничском уезде, 7161 (1652) года, ноября 17". По другим документам о наследовании острова, а их в "Грамотах и актах" ещё несколько, Михаил Иванов сын записан как Мартьянов. В переписи В.П.Отяева 1646 г. в оригинале семейство записано так: Михайло Иванов сын Мартьянов, Баженко Иванов сын Мартьяновых Вершинин, Васка Иванов сын Вершинин. Первый записан по родовому прозванию, второй - по родовому прозванию и прозвищу предка, третий - по прозвищу предка. Далее род делится на две фамилии, Мартьяновых и Вершининых. Наследники в документах уже все Мартьяновы, в том числе, и Мишка Иванов сын Вершинин из деловой росписи. Кстати, и наследники "луга у Разбойного бора" Петруши Яковлева Сухово (получил по жалованной грамоте Ивана Грозного в 1553 или 1554 г.) также в документах числились Петровыми детьми, откуда и пошла фамилия Петровы в Котельничском уезде. А, что Вершина - "вышестоящий, военачальник", а не человек высокого роста или родился в верховье реки, на горе и т.п., следует из статуса человека, который "служит нашу казанскую службу с нашими воеводами зиме и лете по вся годы". А это было в 1551 г., когда Каша Мартьянов сопровождал в Москву к Ивану Грозному 46 пленных высокопоставленных и получил повторную грамоту на себя (первую отняла казанская черемиса за Устюгом на Кае реке, когда Каша Мартьянов с Бахтеяром Зюзиным возвращались из Москвы на Вятку) и на брата Тита. Тит и Каша были ближайшими соратниками вятского воеводы Бахтеяра Зюзина. Каша (по грамоте) "служил нашу казанскую службу...", очевидно, уходил в отставку, а Тит "служит нашу казанскую службу..." Впереди было ещё взятие Казани в 1552 году, походы на усмирение бунтующих татар и черемис, поход на Астраханское царство, где Вятский отряд шёл в авангарде московского войска и первым принял бой. Тит, видимо, был одним из вятских ватаманов в этих походах, потому и получил статусное прозвище Вершина.

Аватар пользователя osokins

Здравствуйте! А у меня такой вопрос возник, есть перепись жителей Кукарки за 1599, а про Хлынов известно, что в 1607г прошла ярмарка. Кукарка - разросшийся военный форпост с "военным" штабом в силу сильных волнений и набегов инородцев на русские земли. А Хлынов  - это крупная агломерация "русского" населения по тем временам, где обитала "гражданская" администрация. Должны же быть переписи Хлынова ранее 1615г. где-то в архивах?

Аватар пользователя a-musikhin

Алёна Николаевна, Вы, видимо, пропустили мой пост в блоге.

Почитайте вот это https://rodnaya-vyatka.ru/blog/474/144939

Здравствуйте,  хотелось бы очень прочитать,  да  непонятно как скачать (или открыть) .

Аватар пользователя a-musikhin

Попробуйте зайти с VPN или просто нажмите на кнопку "Download PDF". Файл скачается в папку "Загрузки".

Аватар пользователя Маргит

Алена, а Вы можете дать ссылку на перепись Кукарки за 1599 год?

Аватар пользователя дядя Женя

Перепись слободы Кукарки 1599-1622 г. 1209-1-153 с листа 598

 А, что Вершина - "вышестоящий, военачальник", а не человек высокого роста или родился в верховье реки, на горе и т.п., следует из статуса человека, который "служит нашу казанскую службу с нашими воеводами зиме и лете по вся годы".

 Здравствуйте!  Спасибо!    Я бы предположил, что с большей вероятностью Вершинин   происходит от

"верши" . Верша -  рыболовная корзина из ивовых прутьев.  Широко употреблялась в старину на Руси и в других славянских землях.   Эта же конструкция могла называться  прямо -вершина,   аналогично  детина,  хворостина,   дубина  и т.д.,  называю интуитивно.  

Извиняюсь, так и есть, верша - происходит от от "верхушка", "вершина"  т.к.  верх корзины торчит над водой.  Подозреваю, что моё толкование фамилии  верное.     Оно ближе  к народной рыбацко-бурлацкой  речной среде, и соотв-но должно быть с большей вероятностью в ходу,  стало быть больше шансов на закрепление.   

Аватар пользователя skygrad

В происхождении фамилии от Верши есть некоторый резон. Это конусообразный продолговатый плетеный предмет - снасть для ловли рыбы или раков на мелководье. К месту где на глубине таилась добыча подплывали на лодке и осторожно накрывали широкой частью верши до дна, верхушка оставалась над водой, в ее отверстие вставляли руку и доставали улов. Верши изображены на гербе Слободского.

Аватар пользователя дядя Женя

От прозвища Верша - чей сын? - Вершин, а не Вершинин. Это элементарно. Какой человек мог получить прозвище Верша? Что, он на рыболовную снасть похож? Или он просто рыбачит такой снастью? Так от рыбака и фамилия Рыбаков. Много вы встречали Спининговых, Сетиных, Бредневых, Вершиных, Донкиных, Закидушкиных? А фамилия Акулов, считаете от рыбы Акулы? От имени Окуля, Окул (женское - Окулина). Вершина - это нечто возвышающееся над окружением: вершина горы, вершина дерева и т.п. В воинском статусе есть просто главнокомандующий, а есть верховный главнокомандующий, выше стоящий по рангу. Есть понятие "вершина славы", например.

Аватар пользователя skygrad

Фамилии могут имеют по несколько окончаний. Например: отец Верша - сын Верш-ин - его сын Вершин-ин. Но могло быть и прозвище Вершина как уважительный (возрастной или статусный) вариант от Верша. Само прозвание человека словом Верша не обязательно напрямую от снасти (бывалый рыболов, мастер по изготовлению), оно могло приобрести некий новый смысл, нам сейчас не очевидный. Верши звались также "Накрывачки" и были они иногда довольно больших размеров. 

Аватар пользователя a-musikhin

Просмотрел несколько словарей, в том числе "Словарь русского языка 11-17 вв.", "Словарь русских народных говоров", "Областной словарь вятских говоров". Нигде у слова "вершина" не указано значение "вышестоящий, военачальник".

Зато, например, в словаре Тупикова указан Ивашко Вершина, повар Симонова монастыря 16 в. Какой же тут военачальник?

Аватар пользователя дядя Женя

Ивашко Вершина. Не каждое прозвище попадало в перепись. Сыновья его могли иметь другое прозвание. Может быть, он был высокого роста и оттого имел такое прозвище. Я ведь не утверждаю, что Вершина - это только "вышестоящий, военачальник". Это мог быть человек, "выдающийся, возвышающийся" в каком-то деле над другими. В данном случае, прозвище появилось у человека уже в возрасте, прозвание его Мартьянов, он много лет служит военным. Что, его за высокий рост Вершиной прозвали или он во время походов верши ставил? Включите логику. Если в словарях нет такого понятия - это говорит о неполноте толкования слова. Вас устраивает объяснение, что отец Верша - сын Верш-ин - его сын Вершин-ин... можно продолжить Вершинин-ин и далее. Если сын Вершин, то есть, сын Верши, куда ещё ин добавлять? А что такое прозвище Вершин? Человек жил в определённой среде, и его окружение дало ему прозвище Вершина. Вероятно, потому, что он из рядовых солдат поднялся до ватамана.

Аватар пользователя a-musikhin

А я про верши вообще ничего не писал.

Укажите мне хотя бы один документ, где Тит Мартьянов назван Вершиной.

Прозвание Вершинин всплывает у потомков впервые только в 1646 году, т.е. почти через сотню лет после документа, в котором упоминается Тит. Я скорее соглашусь, что Вершиной прозывали его сына.

Аватар пользователя дядя Женя

С чего Вы взяли, что фамилия Вершинин всплывает у потомков только в 1646 г.? Потомки, ведь, не сидели на одном месте. Здесь речь о тех, кто наследовал Шабуровский остров. В 20 верстах от дер. Кириловской есть Истобенск. В храмозданной грамоте на строительство Шалеговской церкви 1602 года написано: "Божией милостью, се аз смиренный Иев, патриарх Московский и всеа Руси. Били нам челом с Вятки, Орловского стану... Покровского посёлку... Дмитрий Королёв да Петро Гребенев, да Марко Вершинин и сказали, что де в Покровском посёлке жителей вельми много, все исповедуют...православную веру и не имею Божия храма, и желают де они построити храм во имя Честнаго Покрова Пречистыя и Благословенныя Владычицы нашей и Присно-Девы Марии...   Писана на Москве лета 7110, августа 2". 1602 год, смутные времена. В Москву отправились явно опытные ходоки, как минимум, представлявшие, где она находится и как туда добраться. В казанскую епархию хода не было, так как там "бродили хищные племена черемисы". Потому и пошли ходоки прямо к патриарху в Москву. На обратном пути Марко Вершинин "умре на реке Ветлузи", а оставшиеся принесли с Москвы грамоту и колокол "тридесят фунт". По поколенной росписи с шагом в 20 лет от известного по возрасту потомка, Марк Вершинин был примерно 1555 г.р., братья Федотко (ок. 1559), Ишута (ок. 1550). Сам Тит - ок. 1520 г.р. По Мартьяновскому роду, старший (условно) из внуков-наследников Ивашко Федотов, что участвовал в разделе острова "натрое по третям", ок. 1579 г.р. - опять же, от известного по возрасту потомка. 20 лет между поколениями условно минимальный разрыв, и показанные выше персоны могли быть значительно старше. В дозорной книге Звенигородского 1615 г. в дер. Мартьяновской: (в) Бориско Федотов; (в) Ивашков половник Федотова Семейка Климов. В дер Кириловской: (в) Ивашко Федотов; (в) Макарко Чешуин. Подробности - знаете где искать. Есть и третье место раннего проживания Вершининых - г. Слободской и окрестности. Близ (полагаю, засечной черты) по р. Рубежнице в 1615 г. есть пустошь Вершининская, запустела, если смотреть по соседним пустошам "тому 40 лет). Очевидно, одна из деревень Вершининых, разрушенных в последнюю черемисскую войну. Старший из Вершининых в этой округе проживания, Ондрюшка, ок. 1565 г.р. Внук его, Семейка (ок. 1605 г.р.) - городовой приказчик в г. Слободском, а правнук Иван (ок. 1625 г.р.) - диакон и родоначальник династии священно-церковнослужителей Вершининых.

  Звания на руси  вроде бы  все известны   -  стрелец,  десятник, пятидесятник, сотник, полуголова,  голова,  полковник  ( посмотрел в интернете) .

Верши  делал вершинник (словарь Даля) , не подходит,  но словарь -  19 века,     двумя -тремя столетиями раньше  возможны варианты,   от названия приспособления - оно могло так и называться  верша- вершинка -вершина,    до  названия мастера -изготовителя.  Возможно,  решение где-то рядом, главное направление  задать.   Впрочем, не настаиваю,  в моем роду  Вершининых я пока не видел, а   статьи у вас хорошие,  познавательные,   читаю, спасибо!    

 Как вариант,   в первых переписях не Вершинин, а тот кто ставит (или делает) верши,   т.е. вершиник,   к-н   похожи.   

Аватар пользователя Сильвер

На мой взгляд, обе версии образования фамилии Вершининых имеют право на существование. Выбор любой из них - вопрос личных предпочтений. А можно не выбирать, и оставить обе версии, обогатив семейную историю удивительными  вариантами реконструкции прошлого семейства, владевшего землей на Шабуровском острове в Котельническом. С одной стороны, верши над гербом старинного Слободска, с другой - отсутствие информации о рыбацком/мастеровом прошлом  Вершининых. Вершинины нам не чужие люди, мы породнились с их потомками, проживавшими много позже по соседству с починком у Бимских Вершин (исток реки Бимы у двух господствующих на местности вершин), основанному на рубеже 1816/1817 г г. Наши Вершинины осели в деревне Ильнеш в 1812 году, переселившись из Нолинской округи и являются далекими потомками тех самых Вершининых, о которых идет речь. Статья замечательная. Спасибо автору.

Аватар пользователя дядя Женя

Тит Мартьянов не был рыбаком, соответственно, не делал верши, тем более в 1552-1554 гг., когда получил прозвище Вершина, так как в это время "служил нашу казанскую службу" в Вятском полку, был ближайшим соратником вятского воеводы Бахтеяра Зюзина, участвовал во взятии Казани, в походе на Астраханское царство, возвысился (отсюда и Вершина) из рядовых воев до пятидесятника или сотника, по-вятски, ватамана. Такое объяснение устраивает? Но, я хотел бы перевести тему на древнюю Вятку.

С какого времени можно считать булгарскую провинцию Бийсу во главе с городом Колыном-Нукратом (Ковровское и Шабалинское городища) Вятской землёй? По-булгарски, река Вятка называлась Нукрат-су. На Нукрат-су стоял и булгарский аул Малмыш, по имени его строителя и владельца Малмыша. Мы же считаем основанием города Малмыжа постройку там русской крепости. Если булгарский балик Нукрат на Нукрат-су (городок Вятка на Вятке реке) упоминается в 1150 году, но жили там (или служили) булгары, наверное, чудь и отяки, когда можно считать его Вяткой? Когда здесь появился первый русский поселенец? Так, возможно, они тогда уже были. Вятчане - это местные жители: булгары, чудь, отяки, поселившиеся здесь русичи (урусы). Это не племя вятичей и не потомки вятичей, хотя и те могли здесь селиться, поскольку имелись связи между Булгаром и окскими вятичами. Булгарский Арбат участвовал в строительстве Мосхи (Москвы), об этом напоминает улица Арбат. Если взять за основу первое упоминание Нукрата-Вятки, так, древней Вятке исполнится в 2025 году 875 лет! Все русские летописные известия до средины 15 века - это о древней Вятке на Моломе. Город кана Колына (по-русски, хана Холына, получается, или Холынов город) + Вятка могли быть перенесёны, как столица Вятской земли, во вновь построенный город к 1434 году, когда Юрий Дмитриевич Галицкий укрепил слободы в своей вотчине на Вятке, ожидая набегов Москвы. Укреплённые крепостями-острогами селения получили статус городов. На Вятке они известны: Котельнич, Орлов и Хлынов (Холынов-Вятка). "Вятьцкая печать" - лук со стрелой - в гербовнике Ивана Грозного наряду с гербами других губерний, напоминает тамгу-печать города Колына-Нукрата и Нукратской губернии, а известия в "Повести о стране Вятской" об объединении котельничан и никулинцев и о постройке ими общего города Хлынова, косвенно подтверждают, что главный город Вятской земли был перенесён из древней Вятки в новопостроенный и хорошо укреплённый город Хлынов-Вятку.

Аватар пользователя skygrad

"Верши над гербом Слободска" - много неточностей. Две верши или похожие на них снасти изображены на гербе Слободского как основной и единственный элемент. Возле города есть большой заливной луг, на котором и могли рыбачить вершами. Слободск - позднее название города, употреблялось столичной канцелярией недолгое время, изначальное - Слободской город (город в Слободе, исторической местности 15-16 веков, примерно соответствует нынешнему Слободскому району).

Хорошо бы предварительно узнать  точку зрения историков представляющих настоящую науку,   по этому вопросу.   

  Существует ли свежая литература  по теме?  Имею в виду  официальную науку.  Спасибо! 

Аватар пользователя skygrad

Никто из официоза не занимается и не занимался историей средневековой Вятки, тема скользкая и неясная, диссертации не защитишь, а вой на болоте получишь)) Проблемные точки: время и причины основания городов, происхождение прибывавших русских поселенцев, отношения с соседями, роль ушкуйников, существование вятской народности и ее связи с окскими вятичами, существование вятской республики и обстоятельства ее ликвидации, связи Вятки с казачеством и многое др. Куда не кинь - везде клин! То есть, скандал или "как бы чего не вышло"))

Здравствуйте уважаемые форумчане. Позвольте вмешаться в Вашу дискуссию по вопросу ВЕРША и ВЕРШИНА. Все относительно не сложно. В силу ономастики прозвище ВЕРША могло эволюционировать  только в родовую  фамилию ВЕРШИН , а от прозвища ВЕРШИНА - только родовая фамилия ВЕРШИНИН. Это закон русской ономастики без каких-либо исключений , поэтому даже " философствовать " на эту тему не надо.

Другое дело, что у этих двух слов ВЕРША и ВЕРШИНА одна и та же основа - слово ВЕРХ. И здесь нужно вспомнить старославянскую кириллицу ( фонетические особенности ) произношения букв Х и Ш . Поэтому ВЕРХ старинной рыболовецкой снасти ( корзины из прутьев ) трансформировался в звучании на Руси в ВЕРША. А вот что касается слова/прозвища ВЕРШИНА , то это слово никак не связано с личными индивидуальными особенностями человека ( типа возвышающийся или выдающийся , или высокого роста, или шибко умный и т.д.- не надо ничего подобного выдумывать , тем более  относительно воинских званий - ватаман ). Все проще и прозаичней- такое прозвище получал условный Ивашка по идентификационному признаку откуда он- с верховья реки ( без относительно ее названия ) , ибо жил он уже в низовьях бассейна этой же реки, где и застала его какая-то перепись. С уважением.

Здравствуйте!  

Все проще и прозаичней- такое прозвище получал условный Ивашка по идентификационному признаку откуда он- с верховья реки ( без относительно ее названия ) , ибо жил он уже в низовьях бассейна этой же реки

  Вот такая мысль:    Вершинины (или их предки прозвищем Мартьяновы)  уже несколько поколений жили в низовье Моломы и стало быть   о вершинах реки  ничего не помнили, или не придавали значения, даже если и знали, что  когда-то при царе Горохе  их пращур пришел с устюжских верховий Моломы ( например)    какое  до этого дело его потомкам,   в те то времена!     

 Стало быть Вершина реки  как  основа  фамилии - отпадает. 

   У меня такое соображение -    сайт "Вятка"  работает с подлинными документами,   которые при необходимости можно подержать в руках, а  например  "Джагфар тарихы"   -  сомнительный фальсификат,  и  не может  приниматься во внимание наравне с  подлинными документами.   Собирать  в кучу реальные факты  и  фантазии   "контрпродуктивно" (С) 

      

Аватар пользователя дядя Женя

Вы хотите сказать, что кто-то пытался фальсифицировать историю Вятки. Какое дело булгарам что-то фальсифицировать? Они (автор) писали историю своего рода и вели её с" допотопных" времён. Если Рюрика не было, значит, и наших Рюриковичей. Да, события там излагаются с точки зрения победителя, так, и наши летописи рассказывают о победах в том или ином походе, но даты событий и их ход просматриваются. Если Изяслав Глебович при походе Всеволода Большое гнездо на Булгарию в 1183 г. был убит стрелой через бронь, так это написано как в русской летописи, так и в булгарской хронике, только в последней ход боя описан подробно. Письменность у них была более развита. Если кан Колын в 1150 году решил поставить крепость как центр провинции Бийсу возле балика Нукрат на Нукрат-су в устье Моломы, то, значит обстоятельства этого требовали: прикрыть северные территории от набега врага.

"В 1150 году сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский осмелился отказаться от выплаты джирской дани. Одновременно галиджийцы (новгородцы, ушкуйники) стали тревожить своими набегами области Бийсу: Нукрат... и даже окрестности острога Туймас-Артан на реке Бий-су (Печоре), куда заходили из Чулманского моря садумские корабли и съезжались для торговли охотники, рыбаки и пастухи племён Туная (севера) - тунайцы..." стр. 127. Это ли не повод поставить крепость на водно-волоковом пути на устье Моломы? Нукрат здесь упоминается вскользь. Что здесь можно сфальсифицировать, а, главное, с какой целью? Местоположение города Вятки - "а по Вятке реке по Котельничь с верху город Вятка" - фиксирует и "Книга Большому чертежу", список карты не Вятской земли, а Российского государства. Здесь кто и ради чего фальсифицировал? А артефакты с места раскопок - матрица "Печати Григориевой" XIII-XIV вв. - о чём говорит? О том, что здесь был административный центр. Если не Вятка, то какой город? "Волостка Городок" и селение Городок на месте Шабалинского городища - ещё одно косвенное подтверждение. Приведите хотя бы один факт, что город Вятка был на месте Хлынова? Если и есть "сомнительный фальсификат", так это "Повесть о стране Вятской" и списки с неё под другими названиями.

Аватар пользователя skygrad

Даже если булгарские хроники и поздняя поделка, то их сочинитель был семи пядей во лбу или опирался на какие-то сохранившиеся у него рукописи и предания. Разумеется, это предвзятая точка зрения на вопросы истории булгар, татар и руси, многое приукрашено, преувеличено или затемнено. Есть лакуны и противоречивые толкования, следствия составления из разных источников. Но в целом это ценный материал, дающий подсказки в исторических поисках. Историки старых времен, уже наработавшие горы книг и диссертаций и степеней, ополчились на этот источник из боязни развенчания их трудов и заслуг. В добавок, ДТ возродила старую полемику между булгаристами и пантюркистами в вопросе этнического происхождения казанских татар (это примерно то же, что спор о том, чьи потомки нынешние русские - древних русов или московитов-великоросов). Народы-этносы перманентно видоизменяются по культуре, языку и генетике: советско-русские люди 1980-х годов уже  отличались от своих предков столетней давности! Да, и сама историческая наука - это Процесс поисков истины, часто извилистый, часто с засильем авторитетов и устоявшихся мифов. Почитайте книги историков советской поры, чего там только не встретишь, начиная с тезисов теоретиков марксизма-ленинизма-сталинизма в преамбулах и цитатах!)) А это все навязанная идеологическая канва. "История - борьба классов! Россия - тюрьма народов!" В наше время появились новые мороки. Лет двадцать назад "норманисты", преследуемые в недавнем прошлом, стали почти официально признанным направлением (хотя ныне их снова начали критиковать). В общем, все устаревает и требует периодического пересмотра (историки так и делают при переиздании своих работ).