Историко-родоведческое общество. Актуально ли?

Много лет работаю в архивах и общаюсь с краеведами. Но всё как-то больше в социальных сетях. Для оперативной работы это важно, но хочется и праздника. В некоторых регионах и даже областях есть свои историко-родоведческие общества. Смотрел отчёты Уральского историко-родоведческого общества (УИРО). У них и краеведческие конференции проводятся, и генеалогические выставки. Люди общаются, делятся опытом. У нас есть прекрасный краеведческий портал "Родная Вятка", Герценка проводит свои мероприятия. Но Герценка - научная библиотека, и обсуждение там идёт на уровне научных сотрудников. Большинство же генеалогов - обычные люди. У многих большие наработки по своим родословным, но где их можно показать и где посмотреть работы других?

Другой вопрос: отношение краеведов и краеведческих музеев в районах. Как обстоят дела с этим вопросом на уровне районов и области? В 2016 году в рамках возрождения Воскресенской ярмарки в Туже мы пытались провести родоведческую конференцию. Впрочем, почему пытались? Мы её провели. Приезжали представители 7 районов области. Были прекрасные презентации. Но, уровень подготовки к мероприятию со стороны краеведческого музея и отдела культуры, соответственно, оказался явно недостаточным. Не было места для размещения экспозиций районов. Родословные древа развешивали на витрины с экспонатами, ставили на столы по стеночкам и позади сидевших в зале людей. Выступающие вынуждены были держать планшеты в руке, чтобы показать что-то на древе. И общения после презентации не получилось. Работники музея спешили на другую конференцию в зал администрации района, где собрались священнослужители епархии для своей конференции, посвящённой Воскресенскому храму. Год или два спустя, на подобную родоведческую конференцию никто из районов не приехал, хотя на уровне района она получилась - информационная база за это время значительно увеличилась, и было о чём рассказать.

Тужинский краеведческий музей довольно богат экспонатами, благодаря его активному организатору учителю-краеведу Анатолию Александровичц Кожевникову (ныне покойному), который положил на создание музея, сначала школьного, затем районного не один десяток лет. К сожалению, после него не было таких энтузиастов краеведения, прекратилась краеведческая работа. Для проведения мероприятий со школьниками практикуются презентации с "нарезками" из интернета, хотя своя база экспонатов достаточна для любых лекций (более 4 тыс.), но знаний по ней нет. Потому тематика мероприятий перекликается с тематикой Дома детского творчества и других организаций, не имеющих никакого отношения к краеведению, вплоть до лекций по борьбе с курением, алкоголем, наркотиками. Актуально? Да. Но тема не для краеведческого музея.

Отношение администрации района к музею и краеведческой работе. А никакого. Готовы, сократить, закрыть или использовать не по назначению. Я уже писал о реконструкции нежилого помещения (автостанции) под "Центр туризма и краеведения". Построили по ППМИ под этим названием автостанцию с кассой и залом ожидания и какую-то комнатушку, якобы для работы мастеров. Ныне пытаются организовать там женский клуб под эгидой ЛДПР. Конечно же никаких инструкторов по туризму в этом 2центре туризма" нет как нет и "экскурсовода" для показа повешенных по стенкам картин местных художников. И, согласитесь, как-то неудобно приглашать на краеведческую конференцию в зал ожидания краеведов из соседних районов, хотя официально "центр туризма и краеведения" находится на балансе краеведческого музея.

И, наконец, хотелось бы обратить внимание губернатора, в первую очередь, как председателя военно-исторического общеста, и правительства области на то, что патриотическое воспитание должно строиться не только на героической победе советского народа в Великой Отечественной войне, но и на истории Вятской земли. Собирая родословную вятских Вершининых, довольно широко изучил историю своих предков. Среди них были и "замечательные и забытые вятчане" (А,С,Верещагин) Тит и Каша Мартьяновы, современники Ивана Грозного, живщие близ устья Моломы и имевшие отношение к разгрому казанских татар в устье Моломы в 1542 году, разгрому Вятским отрядом во главе с воеводой Бахтеяром Зюзиным крымских татар в 1551 г., получившие от Ивана Грозного жалованные грамоты за "нашу казанскую службу с нашими воеводами зим и лет по вся годы" - Каша - луг ниже котельнича, Тит - Шабуровский остров с Чёрным озером между Вяткою и Моломою. Почему бы близ исторического места - селения Городок и родового гнезда братьев Мартьяновых на мысе на крутом берегу Моломы не построить исторический средневековый острог и не проводить там реконструкции исторических событий 1542 года, фольклорные фестивали и т.п.? Этот объект можно построить, согласуя с администрацией Котельничского района, в рамках развития инвестиционной привлекательности области и района в сфере событийного туризма и краеведения. Прижилась же на Вятской земле "Гринландия". Я бы с удовольствием поработал добровольцем на строительстве такого городка, как, наверное, и многие другие краеведы. В 2015 г. на берегу близ деревни Кириловской мы установили лапчатый крест воинской славы в честь пращура Тита Мартьянова. Через овраг на мысу самое подходящее место для строительства острога. В полукилометре в сторону устья - Шабалинское городище, далее - Ковровское и музей крестьянского быта в "Ленинской Искре". Все исторические объекты рядом.

Комментарии

Аватар пользователя Иван Зыков

Спасибо за откровение. У самого порой бывают мысли по поводу «собраться всем увлекающимся историей семьи и малой родины» где-то за пределами электронного пространства. Не соглашусь с тем, что в Герценке обсуждение идёт на уровне научных сотрудников. Краеведческий отдел часто проводит интересные мероприятия, ориентированные на простых исследователей, а не научных сотрудников. Может быть, Вы имеете в виду, что не хватает какого-то другого формата: круглого стола, открытой площадки для живого общения, а не «пришёл-послушал»? Хочется пообщаться, познакомиться, обменяться контактами, задать много вопросов. Такое мероприятие, конечно, должно быть не на час.

Весной в Кирове обычно проходит областной фестиваль «Ее величество — семья». Там кроме всего прочего как раз бывают выставки родословных. Я ни разу не посещал это мероприятие. Но, возможно, тут найдутся те, кто сможет поделиться своим впечатлением.

По поводу идеи строительства средневекового острога, к сожалению, высказаться не могу.

Аватар пользователя дядя Женя

На гербе Вятки лапчатый крест, по-моему, в описании герба так написано. Концы креста с 3-мя полуовалами, то есть, в форме лапы. Насчёт формата мероприятия. В моём представлении, это, в первую очередь, генеалогическая выставка, как результат работы родоведов, с профессионально оформленными древами, а не просто на куске ватмана. Ныне это вполне реально воплотить, сделав макет на компьютере и распечатав на бумаге, плёнке или ткани и поместив его в раму. Во-вторых, желающие могут представить своё древо в кругу таких же родоведов или прокомментировать какие-то моменты его создания. В-третьих, (а, может быть, и во-первых) это должно быть личное общение в кругу единомышленников. Да, мы общаемся иногда в архиве, но там нет времени для обсуждения каких-то вопросов.

Не знаю, на сколько это касается горожан, но все мы, наши предки вышли из деревни. А сейчас эти деревни и сёла пустеют, потому что мы обрубили свои корни, разъехались по городам. Молодёжь в деревне ничего не держит, они не знают истории своих предков. А естественный отбор привёл к тому, что руководители на селе не из лучших, талантливых, которые получили достойное образование и искали для себя лучшей жизни в городе (нашли ли?), а из тех середнячков, что остались. У нас патриотов пытаются воспитывать не на примерах наших предков, в каждом роду были достойные люди, а на каких-то неизвестных нам людях. Можно ли гордиться неизвестным тебе человеком?

Был в городе у сына, посчитал с 9-го этажа машины во дворе. Насчитал порядка 80... и одна небольшая детская площадка с горкой, песочницей и скамеечкой. Куда внукам податься? Чему их можно и где научить? Это у деда в селе можно деревяшки попилить, построгать, скворечник сколотить, по деревьям полазать ...

Однако, отвлёкся. На областном фестивале "Его величество - семья" побывал. Получали медаль "За верность и любовь" с барельефом Петра и Февронии. Обычное торжественное мероприятие с вручением медалей и концертными номерами. К родословию отношения не имеет, выставок не видел. Может быть, это было другое мероприятие.

Для чего нужно общение? Для объединения усилий в достижении каких-то целей. Такой целью может быть проведение фестивалей вятских фамилий. В районе рассчитывать на отдел культуры в этом вопросе, наверное, не стоит. Можно опереться на тех, кто своей родословной интересуется и краеведов. В прошлом году мы такой фестиваль провели. Поводом послужил юбилей - 230 лет рода Вершининых на Тужинской земле. Собирались не в райцентре, а в дер. Греково, основателями которой были Ахтуловы и Дербенёвы, Вершинины и Толстоуховы были первопоселенцами соседних деревень Стрижей и Солонухина. Эти четыре фамилии и представляли каждая свой род. Сценарий писали сами. Что-то вроде фольклорного праздника. Далось это довольно тяжело, поскольку каждому роду надо было прописать и оформить родословную не на 3-4 колена, а полноценную, как минимум от первопоселенцев деревни. База у нас для этого была, поскольку собираем её по всем деревням и фамилиям. Вспомнили и деревенские вечёрки, и гуляния. Отзывы о мероприятии неплохие. Всего участников с группами поддержки порядка 50 чел. Род Вершининых представляли Вершинины Тужи и Яранска, приезжали и Кикнурцы, но их в представлении не задействовали, поскольку сложно собираться для репетиций. Это те люди из группы поддержки, вместе с которыми мы ставили памятный крест на берегу Моломы в честь пращура Тита Мартьянова. Такие мероприятия можно организовывать в день деревни, когда на праздник собираются и многие отпускники из городов.

В первом варианте закона "О гербе КО" от 1995 г. крест был "лачатый".

Евгений Аркадьевич, здравствуйте! Уточните, пожалуйста, что такое "лапчатый крест воинской славы"? Исторический острог времен Иоанна Грозного - идея хорошая, но нужно сначала сделать небольшой макет острога, привязать к местности, составить предварительную смету, доказать не только патриотическую, но и экономическую целесообразность, написать обращение от желающих в районную и областную администрации и сделать презентацию в Котельниче и Вятке. Потом найти спонсоров и т.д. и т.п. Под хорошую идею деньги найдутся и да поможет Вам Бог!

Аватар пользователя дядя Женя

Андрей Александрович, конечно, инициатива должна исходить из Котельничского района, но её не провести без поддержки губернатора, как главы области и председателя военно-исторического общества. Котельничане когда-то поднимали такой вопрос, но 1990-е на долгие годы отодвинули возможность осуществить задуманное. Сейчас развивается волонтёрское движение. Наверное, есть группы и такой направленности, как исторические реконструкции. Фотографии подобных городков можно найти в интернете, есть клубы, участвующие в исторических реконструкциях. Мне кажется, в Кирово-Чепецке есть такой клуб. Ребята делают шлемы, кольчуги, оружие. Видел где-то фотографии. Для острога пойдёт дровяной лес. У нас осиновые дрова стоят 9 тыс. руб за лесовоз. Сколько понадобится: 4-5 лесовозов - не такие уж и большие затраты. Возле Ленинской Искры недалеко пилорама есть. Наверное, и дровяную древесину готовят, могли бы осину отсортировать. Понимаю, что на всё нужны деньги. Но в Москве парк Зарядье делают, грунт тысячами тонн переваливают, деревья завозят, сажают - им это, видимо, нужно. А вятчане чем хуже? У нас своя замечательная история, и эту историю не на пальцах надо объяснять, а показывать в реальных образах. Чтобы люди знали, гордились своими предками. А экономическая целесообразность не в доходах от продажи сувениров и прочего, а в воспитании молодого поколения, их вклада в будущее Вятской земли заключается.

Евгений Аркадьевич, посмотрите сайт про славянскую деревню 10 века в пос. Любытино Новгородской губернии: lubytino-museum@yandex.ru. Воспитание молодого поколения и любовь к малой Родине, конечно же, очень необходимо в условиях глобализации. С Зарядьем сравнивать не очень корректно - сколько туда вложено московских и не только денег (несколько годовых бюджетов Вятской губернии), и сколько посетило туристов со всего мира за 2 с лишним года (по численности не одна Вятская губерния). Кстати, рядом с Зарядьем храм Василия Блаженного на Красной площади. Во времена Ивана Грозного почти все русское население Руси было верующим и посещало православные церкви; шла христинизация языческих, мусульманских и других народов Руси. Как вы предполагаете показать роль Русской Православной церкви в этом остроге, были ли в этих местах церкви в то время и есть ли действующие церкви в наше время? Может, нужно еще обратиться и в Вятскую епархию за поддержкой Вашего проекта - какое же воспитание русского (не только по национальности, но и по духовности) человека без роли Православия ?   

Аватар пользователя VeraB

День добрый! А что это такое или кто это такие мусульманские и другие народы? Вы кого имеете ввиду?

Мусульманские (ранее их называли магометане) - это татары и башкиры в южных уездах Вятской губернии. Если иноверцы крестились, то их называли выкрестами и давали им льготы на оплату оброка (налогов) и не призывали в армию.

Аватар пользователя дядя Женя

Андрей Александрович, сравнение с Зарядьем не в плане вложения в проект больших денег, а в том, что там на голом месте воссоздают природные ландшафты, а у нас такие ландшафты есть, и грех их не использовать. Историческая значимость этих мест не сравнима с большей частью Вятской земли. Об этом много информации в блоге Евгения Харина (skygrad). С бугра на Моломой видна Гостевская церковь и село Юрьево, что выше по Моломе, прекрасный обзор Шабуровского сотрова, но, главное, это достоверное место проживания "замечательных, но забытых вятчан" Тита и Каши Мартьяновых, соратников и сподвижников вятского воеводы Бахтеяра Зюзина, также место исторической битвы 1542 г. вятчан с казанскими татарами, разорившими Устюг и возвращавшимися с добычей домой. А средств сюда понадобится вряд ли больше, чем на обустройство частного особняка.

Евгений Аркадьевич, а где упомянута битва 1542 г. вятчан с казанцами и входит ли эта битва в хотя бы в местные учебники (методички) по вятскму (казанскому) краеведению?

Аватар пользователя дядя Женя

О битве 1542 г. есть в Энциклопедии земли Вятской, 4 т., История, в статье А.В.Эммаусского "Вятская земля в XVI веке", стр. 28. Встречал в какой-то из летописей.

На странице 28 4-го тома ЭЗВ всего 10 строчек о битве вятчан и казанских феодалов - совсем уж малоизвестный факт вятской истории.

Андрей Александрович, нет у нас в Кировской области школьного учебника по краеведению.

Аватар пользователя дядя Женя

Андрей Александрович! По Вашей ссылке взял с сайта о славянской деревне Лобытино обоснование необходимости иметь и на Вятской земле подобное поселение ( в нашеи случае, острог)

Главное направление деятельности музея обусловлено местной спецификой: в окрестностях п. Любытино находится уникальный историко-археологический комплекс, включающий в себя погребальные памятники и поселения IV-XVI вв. Эта территория сыграла важную роль в формировании Новгородских земель. Особое значение имеют памятники эпохи славянского расселения в регионе и образования древнерусского государства.

С 2003 года краеведческим музеем реализуется образовательно-туристский проект «Русь глубинная» по созданию историко-культурного научно-просветительского музейного и туристского центра в п. Любытино, который рассчитан на развитие в Любытинском районе, обладающим уникальнейшим комплексом археологических памятников эпохи становления Древнерусского государства, различных видов музейной и туристской активности историко-экологической направленности.

Основой проекта является стационарная экспозиция музея под открытым небом «Славянская деревня Х века», находящаяся  в непосредственной близости от подлинного археологического комплекса этого времени, включающего в себя высокий курган (сопку) и синхронное ей селище.

Это точная копия поселения славян Х века, состоящая из комплекса  жилых и хозяйственных построек (клети, амбара, погреба, гумна, хлебной печи), известных по материалам археологических раскопок.

Вам представится возможность познакомиться с историей, культурой, обычаями и верованиями древних славян.

В отличие от других подобных мест, здесь всё можно потрогать своими руками: зайти в дом, зажечь лучину, растопить печь, покрутить жернова; почувствовать себя настоящим воином, примерив кольчугу и метнув копье, или настоящей славянкой, примерив женский наряд.

Мастер расскажет и покажет вам, как изготовить изделие из глины или бересты, как ткать на ткацком станке или бердышках.

Аватар пользователя vbob

Почему бы не попробовать организовать интернет-посиделки в таком же формате

Не надо тратиться на билеты до Кирова и проживание в гостинице, распечатку многометровых дерев и пр.

Аватар пользователя дядя Женя

Да, я тоже далеко от Кирова живу, но раз в году приехать на подобное мероприятие и поучаствовать в родоведческой выставке не стало бы для меня проблемой. А выставка могла бы быть открытой для горожан на длительный срок. А если к ней ещё выставку старинных фотографий, она бы стала довольно популярной. Многометровых дерев не надо. Достаточно персональное родовое древо представить. Если кто-то осилит большее, честь и хвала.

Аватар пользователя Таня Водолей

Вставлю пару слов: любая недвижимость, кроме финансовых расходов на строительство предусматривает эксплуатационные издержки, как минимум на охрану и уборку. Заасфальтировать подъезды и парковки и поддерживать из состояние...  финансировать проведение мероприятий... Кто это возьмет на себя? Сравнение с Гринландией не годится: палаточный городок побарагозил 3 дня и все схлынули. Если на следующий год никто в чисто поле не приедет, то и убытков от содержания недвижимости никто не понесет. О Зарядье я вообще молчу: тут не самоокупаемость, а извлечение прибыли, поэтому, как-то.....

Аватар пользователя дядя Женя

Проводить асфальтированную дорогк к средневековому городку? Да, боже упаси! Поблизости Шабалинское городище, до которого есть дорога. Есть пешеходные туристские маршруты от музея крестьянского быта. Если крайняя нужда подъехать, есть полевая дорога. В любом случае, парковки в охранной зоне археологических раскопок никто не позволит делать. Ножками, господа, ножками... Охрану можно с помощью видеокамер организовать. Да и, по большому счёту, тащить-то оттуда будет нечего, чай, не рыцарский замок. А, вот, для семейного отдыха или туристских групп в летний период можно отганизовать постоянные экспозиции средневекового быта, а рядом площадку для бивака. Вполне реален однодневный областной туристский маршрут: Киров (Вятка) - Орлов - Котельнич - Советск (Кукарка) - Верхошижемье - Киров с заездом в Ленинскую Искру. Или такой же маршрут, но с Котельнича на Тужу - Яранск - Советск - Киров с ночёвкой, предположим, на озере Акшубень возле Тужи. Могут быть туристские водные маршруты: с Котельнича на Спасское или Курино на автобусе, а далее по Моломе на катамаранах или байдарках до Котельнича с посещением того же острога. Где у нас развивать туризм, если не на подобных маршрутах?

Аватар пользователя Таня Водолей

"Ножками, господа, ножками..."  - это кому? Молодежи, которую надо воспитать в патриотическом духе? Если речь о семейном отдыхе и семейной молодежи, так они с детьми и с колясками. Если о подростках, так тем тоже, скорее всего, месить грязь в резиновых сапогах не захочется. А уж людям в возрасте тем более не всегда под силу отолеть пешие маршруты.

Делать этот объект постоянно действующим - не получится, не будет там посетителей. Оставлять без охраны от мероприятия до мероприятия -  его бысто раскрасят графити и превратят в общественный туалет местные несознательные элементы, которые есть везде.

Может я сейчас и выгляжу Бабой Ягой, но я реалист. И все эти вопросы поднимут в любой органицации, куда обратиться с предложением возведения и взятия на баланс подобного объекта и прежде чем создавать  макет, надо продумать множество "житейских" мелочей. 

Аватар пользователя дядя Женя

Татьяна, во-первых, от Шабалинского городища (наверное, и там есть что показать) до предлагаемого места строительства острога менее километра. Уж, если бы хотели "любители графити" что-то раскрасить, так металлический забор этого Шабалинского городища давно бы раскрасили и общественный туалет там сделали. Но это не Москва и даже не Котельнич. До Ленинской Искры - 2 -3 км, да и бревенчатый частокол раскрашивать не с руки. Опять же, местные не станут себе пакостить.

Во-вторых, проект, в первую очередь, рассчитан на активное поколение, и пешие, водные маршруты стали бы для него актуальными. От Котельнича до старинного села Спасского - 62 км, до села Курино, которому более 500 лет - 58 км. Сплав на катамаранах или байдарках до Котельнича займёт от 5 до 3-4 дней, от моста через Молому, что на трассе Котельнич - Киров - пару дней с одной ночёвкой. Это не только активный отдых на природе, но и познавательные экскурсии по старинным сёлам. Я, в своё время, дважды сплавлялся вторым руководителем на катамаранах по реке Пижме - пятидневный и 11 дневный походы - впечатления незабываемые. Если бы такой проект (в рамках проекта инвестиционной привлекательности области в сфере туризма) стал проектом областного или регионального значения, с трассы до дер. Селюничи грунтовую дорогу вполне реально сделать гравийной. Там попадают три деревни, вероятно, в них и жилые дома есть - места-то красивые. Ландшафт позволяет найти в округе горки для спуска на санях, лыжах, сноубордах. Если сделать подъёмники, базу по прокату инвентаря, я полагаю, подобные сооружения привлекли бы в выходные дни многих котельничан, возможно, и орловцев. Дорога от Селюничей (2-3 км от трассы), пересекая трассу, ведёт к храму бывшего села Гостево (в полукилометре). Тоже исторический объект. Должны же мы как-то прививать любовь к малой родине?

Аватар пользователя Таня Водолей

Евгений Аркадьевич, Ваш энтузиазм и любовь к Родной земле заслуживают большого уважения - зто все, что я могу сказать...

Аватар пользователя дядя Женя

Спасибо. Это всё, что я могу ответить.

Аватар пользователя Katze

Как подумаешь, что некоторые наши деревни в переписных книгах аж с 1615г. существуют, даже голова кружится! Такая богатая история, а все быльем поросло! И праздников больших сельских не бывает, а если и бывают - то очень незаметные. Считаю, что Ленинская Искра - очень подходящее место для праздника. Даже областного.  Но надо хорошо думать, чтобы и Котельнич поучаствовал и областной центр. 

Жители ленинской искры не хотят поменять название на родное, историческое? Или в той деревне бывал ленин со своей искрой?

Аватар пользователя дядя Женя

Наверное, название идёт от названия известного в былые времена и ныне существующего колхоза Ленинская Искра. Само местечко исторически ценно Ковровским городищем. По версии skygrad,здесь напротив друг друга стояли два острога - Ковровский и Шабалинский, как пограничные между Булгарией и Новгородскими владениями, если не ошибаюсь. Здесь же была таможня на торговом пути. При раскопках Шабалинского городища в местечке Городок была найдена печать Григориева московского наместника (опять же, если не ошибаюсь, подробности в блоге skygrad). А в Ленинской Искре ежегодно на Иванов день уже проходит областной фольклорный фестиваль.

Аватар пользователя skygrad

Идеи ценные и давно назревшие и перезревшие. Во многих краях реконструируют такие древние городки для знакомства с прошлым и привоечения туристов. Устье Моломы подходит для этого как никакое иное место в нашем крае. Там на небольшом пространстве сконцентрировались до десятка объектов древности. Проблема в том, что мало кто о них знает, кировским это далеко и потому не интересно. 

Реконструкцию поселения надо ставить на подходящем свободном месте на берегу. Если делать хорошо, то дорого получится, так как у нас чиновники мелочиться не любят, подавай им миллионы на освоение. 

Лапчатый крест это равносторонний крест с расходящимися концами в виде лапки утки. Кстати, популярное в прошлом украшение. На нанем кресте еще были шарики на концах, такие встречаются у вятичей окских и скандинавов. Лачатый это опечатка. 

Евгений Анатольевич, здравствуйте! Ваши работы описывают битву 1542 г. вятчан с казанцами?

Аватар пользователя дядя Женя

В летописях нет описания боя с казанцами. На какие факты я обратил внимание. Братья Тит и Каша Мартьяновы жили, очевидно, в дер. Мартьяновской и Кириловской. По крайней мере, потомки, наследующие Шабуровский остров между Вяткою и Моломую, жили в этих деревнях. А деревня Мартьяновская прямо показывает на род Мартьяновых. Братья были высокопоставленными персонами в дружине вятского воеводы Бахтеяра Зюзина. В 1551 году получили от Ивана Грозного жалованные грамоты: Каша "за нашу казанскую службу, что он СЛУЖИЛ с нашими воеводами зим и лет по вся годы" - луг ниже города Котельнича (в 12 км к югу от города), об этом напоминает дер. Мельничата на речушке, впадающей в Вятку, бывшая деревня Кашинская. В паре километров были ещё два Кашинских починка. В тексте грамоты Каши в приписке прямо указывается: "А наперёд того сего же года в генваре (в январе, почему-то в ЭЗВ слово написано с большой буквы как название населённого пункта) дана была Каше на тот луг моя царя и великого князя грамота жалованная такова ж, и ту деи у него грамоту взяли Казанская черемиса за Устюгом на Кае реке, тогды как Каша ехал с Москвы на Вятку с Бахтеяром Зюзиным". Повторную грамоту он получил в июле того же года, когда вятчане во главе с воеводой (так написано в летописи) Бахтеяром Зизиным разбили полк крымских татар из 300 чел. во главе с Уланом Кащаком, опорой казанского хана Утемыш-Гирея. Каша сопровождал в Москву 46 пленённых высокопоставленных крымских татар, в том числе самого Улана-Кащака, где и получил грамоту на себя и на Тита Мартьянова - на Шабуровский остров между Вяткою и Моломою, который "СЛУЖИТ нашу казанскую службу с нашими воеводами зим и лет по вся годы". Далее было взятие Казани, походы вятчан с московским войском на Астраханское ханство и на усмирение черемис, в которых Тит вместе с вятским отрядом наверняка участвовал, за что и получил прозвище Вершина (вышестоящий, военачальник). А за 9 лет до того, в 1542 г. братья либо уже служили в дружине вятского воеводы, либо были в отряде местного острога (селение Городок, Шабалинское городище). Они хорошо знали местность и помогли организовать операцию по разгрому казанцев, разоривших Устюг и возвращавшихся с полоном восвояси. В 10 км выше Котельнича на реке Чернянице была деревня с названием Побоище (Казаринское побоище). Очевидно, название говорит о каком-то крупном сражении, причём, успешном сражении. Не стали бы жители таким образом оставлять память о своём поражении.

Я не стратег, но картину битвы можно представить в таком виде. С верховьев Моломы сигнальными кострами а потом и с посыльным пришла весть о войске казанцев, идущих вниз по Моломе на насадах и плотах с награбленным добром. Часть войска - верхом на конях, охраняя пленных и награбленное добро. Весть ушла сигнальным телеграфом в Истобенск - Орлов - Хлынов - Слободу. Для таких случаев, вероятно, была договорённость, какие отряды куда подходят. Котельничане вышли навстречу и встретили неприятеля у реки Черняницы (ныне район дер. Шиховки), берега которой болотисты. Навязали бой, заманили конных татар на болотистую местность и ударили с тылу на ушкуях по Ночной Чернянице. Пока шёл бой, насады и плоты татар спустились до городка близ устья Моломы. Здесь попали в засаду. С высокого крутого правого берега  и из кустов Шабуровского острова по ним ударили лучники. С тыла на ушкуях из протоки, отделяющей остров между Вяткою и Моломою, напали орловцы и истобяне, а хлыновцы перекрыли выход в Вятку в устье Моломы. Миновать эти места казанцы никак не могли, идти левым берегом Моломы тоже, поскольку упёрлись бы в мыс при слиянии рек. Так представляется мне битва 1542 г. Причём, пленных черемис вятчане отпустили, как насильно привлечённых казанцами к походу на Устюг, и "черемиса ушла лесами за Пижму". Не потому ли зимой 1551 года черемисы отпустили Бахтеяра Зюзина и Кашу Мартьянова, помня жест доброй воли вятчан после битвы 1542 года, но в отместку за отъём добычи в том походе забрали у Каши жалованную грамоту. Воспользоваться ею они никак не могли, разве что в качестве сувенира.

Аватар пользователя skygrad

Мы с автором этой заметки обсуждали не раз события 1542 года на данном сайте и ранее на НВ. Материалов немного, но видимо, произошло столкновение на важном в ту пору водно-сухопутном пути от Казани вверх по Вятке и Моломе, далее переход в Юг (через речку Каю) до Устюга.

Аватар пользователя skygrad

Насчет вероятного хода военных действий в 1542г. Видимо, казанцы и черемисы прошли мимо вятских поселений тихо и спешно, их целью был Устюг. Обратно они возвращались примерно через пару недель, за это время вятчане успели собрать войско для защиты своих поселений  где-то на северо-западном рубеже, скажем, в районе Юрьево или немного южнее. Возможно, им пришла весть из Устюга о грабежах, и нападение казанцев на обратном пути было возможно.

Страницы