И вновь о Вятке

А.В. Эммаусский: "Вятка впервые упоминается в летописях под 1374 годом в связи с походом новгородских ушкуйников на Волжскую Болгарию, входившую в то время в состав Золотой Орды. Собравшись в Великом Устюге, новгородцы на 90 больших речных судах-ушкуях спустились по Югу и Моломе в Вятку и по ней дошли до Камы. Выйдя на Волгу, они напали на главный город Волжской Болгарии - Булгар, взяли его и намеревались сжечь, но ограничились тем, что взыскали с населения выкуп - 300 рублей.

Потом ушкуйники разделились на два отряда. Один из них отправился на 50 ушкуях вниз по Волге к столице Золотой Орды Сараю. Судьба его осталась неизвестной. Другой отряд на 40 судах двинулся вверх, пограбил Засурье и Моркваш (районы по рр. Суре и Свияге, населённые горными марийцами и чувашами) и дошёл до устья Ветлуги. Здесь новгородцы сожгли свои суда и отправились на конях по берегу Ветлуги на Вятку, где и обосновались.

Описывая этот поход, летописи сообщают, что ушкуйники пограбили Вятку. Но в летописном тексте нет слова "город Вятку". Поэтому многие историки, считавшие, что главный город Вятского края назывался Хлыновом, полагали, что под именем Вятки следует понимать не город, а Вятскую землю в целом. Однако это мнение считается ошибочным. Первоначально этот город назывался Вяткой. И в данном случае ушкуйники в 1374 году раз грабили город Вятку..."  Далее А.В.Эммаусский ссылается на "Список всех всех русских городов дальних и ближних", составленный, по мнению академика М.Н.Тихомирова, между 1387 и 1392 гг., где на Вятской земле отмечен один город - Вятка.

О походе ушкуйников в 1374 году. Если ушкуйники на 90 ушкуях спустились из Великого Устюга по Югу и Моломе в Вятку, затем по Каме вышли в Волгу, напали на Булгар, взяли выкуп с жителей города, а потом разделились на два отряда и отправились, один - на Сарай, другой - грабить Засурье и Моркваш, этот второй с устья Ветлуги направился направился по Ветлуге на Вятку, где и обосновался, возникает вопрос, когда же ушкуйники успели пограбить Вятку-Хлынов? Очевидно, Вятка была где-то в другом месте, по пути отряда ушкуйников. Где именно?

В "Книге Большому чертежу" 1627 г., описании старой карты Российского государства, составленной, как полагают, "во времена прежних государей", указывается местоположение города Вятки (стр. 153-154): "На Вятке город Шестаков. А ниже Шестакова 20 вёрст город Слобода. (154) От Слободы 30 вёрст город Хлынов. Ниже Хлынова 50 вёрст, город Орлов. Ниже Орлова 30 вёрст на Вятке город Котельнич. А протоку реки Вятки, от верху до города Котельнича, 550 вёрст. А от Котельнича прямо, а не рекою, до устья реки Вятки, где пала в Каму, 500 вёрст.

А Вятка пала в Каму ниже Чортова городища 40 вёрст. А от усть реки Вятки, 120 вёрст, на Вятке город Малмыш. А выше города Малмыша пала в Вятку река Шошма. А по Вятке реке по Котельнич с верху город Вятка".

Сергей Ухов поясняет, что на карте были отмечены не только "живые" города, но и городища (Чортово городище - Алабуга). Потому есть на карте одновременно и Хлынов, и Вятка. Нетрудно предположить, что город Вятка был на стратегически важном месте, на водно-волоковом пути с Северной Двины по Югу, Моломе в Вятку и далее в Каму, Волгу. Именно этим путём шли новгородские ушкуйники на Булгар и "попутно" пограбили в устье Моломы город Вятку.

В 1979, 1981 гг. Леонид Дмитриевич Макаров (Удмуртский государственный университет) проводил раскопки на Ковровском и Шабалинском городищах. (ЭЗВ, т. 4, Л.Д.Макаров, "Русские поселенцы на берегах Вятки", стр. 176-191) Среди артефактов Ковровского городища были: фрагмент замка ввиде фигурки бычка. Замок золотоордынского периода XIII-XIV вв., бытовали в Волжской Булгарии, женское ювелирное изделие IX-XI вв. Этих же лет глазовская серебряная шейная гривна. Крест энколпион XIV в., но, главное, печать-матрица с зеркальной надписью "Печать Григориева" - 2-я половина XIII - начало XIV вв. и вислые печати. Печати показывают, что здесь был крупный административный центр и, вероятно, таможня. Ковровское и Шабалинское городища располагались рядом, в 600-800 м друг от друга.

Обратимся к булгарской хронике Джагфар тарихы, поскольку Волжской Булгарии принадлежали огромные территории к северу от её центра, Вятка, Кама, земли по Северной Двине, Печоре и далее до Урала. Сравнение русских летописей с булгарской хроникой показывают, что даты и события в обоих документах совпадают, а трактовка их несколько разнится. описание идёт с точки зрения победителя. Русские летописи краткие, булгарские - более подробные. Нас же интересует история города Вятки. В булгарской хронике город Нукрат - Вятка упоминается в 1150 г., когда кан Колын (хан, эмир Булгарии) со своим войском пошёл в поход на северные территории, чтобы оградить Державу от набега новгородцев, которые уже осваивали земли по Северной Двине и Печоре.

ДТ: "Зимой 1150 года они выступили вдвоём во главе курсыбая (постоянное войско булгарского хана) и ак-чирмышей (черемисское ополчение) на Тунай (северные территории), где заложили новый центр Бийсу - город Колын возле балика Нукрат на Нукрат-су (возле городка Вятка на Вятке реке), разгромили несколько острогов галиджийцев (новгородцев) на реке Тун (Северной Двине) и, в завершение, осадили Ар-Аслан и ушли из него, получив по шкурке белки с каждого двора". Два городка, что находятся рядом - это Ковровское и Шабалинское городища. Теперь сопоставим информацию 1374 года о походе ушкуйников на Булгар. (ДТ- в изложении и сокращении). в 1374 году один отряд галиджийцев на 70 кораблях ограбил несколько руских городов и продал пленных в Казани, а другой ограбил Колын и на 20 взятых там кораблях прошёл к Великому Болгару. Кудаш тогда был в Казани, опасаясь нападения на город, но после окончания мирной торговли (награбленным?) получил приказ эмира пропустить разбойников по их просьбе к Сараю. Гарафа также не было в Великом Болгаре - получив известие о движении галиджийцев из Нукрата, он стал в Кашане на защиту города, но разбойники незаметно проскочили мимо него ночью к Йорту. Здесь сошлись оба отряда разбойников и решили штурмовать святой город. Алай из 300 казаков приготовился защищаться, но оробевшие татарские, тюркменские и персидские купцы предпочли собрать деньги и откупиться от галиджийцев.

Между тем Кудаш, не доверявший разбойникам и двигавшийся на всякий случай за ними, также подплыл к Великому Болгару. Узнав, в чём дело, он решил атаковать галиджийцев, хотя у него было всего 35 кораблей с 700 судовых чирмышей-салчиев. Вожаком разбойников был некто по кличке Джилки. Разгадав намерение Кудаша, Джилки оставил 40 кораблей прикрывать свой отход, а с остальными направился к Сараю. По пути ограбил, убил и захватил немало наших купцов, а в Сарае стал выменивать захваченное вино и драгоценности. После выгодной для себя торговли галиджийцы, по обыкновению, напились и заснули на одном из идельских островов, а чёрные ногайцы незаметно подкрались к ним и легко перебили всех до единого...

Разбойники, оставшиеся у Великого Болгара, стали отчаянно биться с Кудашем, и 2- их кораблям удалось прорваться и уйти вверх по Кара-Идели (Волге, что выше устья Камы). Остальные корабли были потоплены, либо пристали к берегу, где местный алай при помощи подоспевшего гарафа без большого боя пленил высадившихся. Наши обменяли захваченных на своих купцов, проданных галиджийцами татарам...

Булгарская хроника даёт ответ на два необъяснённых до сего времени вопроса: почему новгородцы (или вятчане) назвали свой главный город Хлыновом? Приведённые в "Повести о стране Вятской" объяснения не выдерживают ни какой критики. Откуда у города Вятки появился герб с изображением лука и стрелы? В "Джагфар тарихы", части 2 есть объяснение этому. Из словаря булгарских слов: о тамгах-гербах булгарских провинций (губерний):

"Тамгой губернии Бийсу (получившей в XIII — XIV вв. имя своего центра — города Нукрат) был очень похожий на герб Дуло знак f, означавший лук и стрелу и называвшийся «Балуанская (Богатырская) Тамга». Этот герб даровал городу Нукрату и Бийсу сам булгарский царь Габдулла Чельбир в 1183 г. — в память о метком выстреле губернатора этого иля Мер-Чуры, спасшем Буляр. Как известно, в 1183 г. огромное русское войско пошло на штурм тогдашней столицы Булгарии — Буляра, но Мер-Чура, находившийся тогда в городе, с крепостной стены поразил стрелой руководителя приступа — князя Изяслава Глебовича, и неприятель отступил. Мер-Чура, принявший ислам в булярской мечети Бесермен, велел изобразить Балуанскую Тамгу на стене Бесерменской мечети города Нукрата... Интересно, что московские власти, захватившие в 1489 г. западную часть булгарской губернии Нукрат (Вятка по-русски), сохранили за городом Нукратом (Вятка, современный Киров) его старый булгарский герб — лук со стрелой".

О гибели Изяслава Глебовича при походе Всеволода Большое Гнездо в 1183 году сообщают и русские летописи. В первой же части "Джагфар тарихы идёт подробное описание битвы за Буляр. Показанный выше Мер-Чура, тархан города Колына, и его нукратцы отказались платить увеличенную джирскую дань и за бунт попали в зидан "Шайтан Бугаз" (тюрьму) в городе Буляре. Во время осады Буляра были выпущены из тюрьмы и встали для обороны на стены крепости. После снятия осады нукратцы были помилованы эмиром Габдулой Чельмиром. Мер-Чура восстановлен в прежней должности, принял ислам и стал ещё более ревностно бороться с разбоями в провинции, за что получил от эмира Чельбира личную тамгу-герб Нукратской губернии, изображающий лук со стрелой. В первой части изображение тамги-герба отмечено другой буквой -Y. В славянском алфавите (кирилице) он мог бы выглядеть, как буква "червь". Суть не в буквенном (по похожести) изображении тамги-герба, а в том, что изображёны лук и стрела.

Что касается названия Хлынова. В "Повести о стране Вятской" написано, что два отряда новгородцев, один из которых в 1181 г. взял Болванский городок, поселился там и назвал его Никулицыным по названию церкви Николы чудотворца, другой - захватил марийский город Кокшаров, какое-то время спустя поднялся вверх по Вятке, встретился с первым отрядом, и решили новгородцы объединиться и построить укреплённый город, потом назвали его Хлыновом. Когда было такое объединение, не известно. Вообще, в Повести лишь две даты, которые взяты из летописей, всё остальное - домысел. Такое объединение, очевидно, было. Объединялись не котельничане с никулинцами, а вятчане-нукратцы. Город Колын-Вятка, часто подвергался набегам северных соседей и не только. Столицу Вятской земли, видимо, решили перенести в более безопасное место, построив общий город Хлынов. А название и герб он перенял от прежнего города Колына-Вятки. Колын - чей город? Город кана Колына или (по-русски) Колын-ов город. Колын - Вятка -  это Хлынов - Вятка. А печать Нукратской губернии стала "вятьцкой печатью" в её современном виде.

Достаточно убедительные аргументы о существовании древней Вятки?

Комментарии

Аватар пользователя skygrad

Основание Хлынова в ПСВ не датировано, лишь сказано, что он был построен как новый центр власти на Вятке. По археологии в 12-15 веках на средней Вятке было не менее трех отдельных волостей расселения славяно-русов (городища, селища, могильники): вблизи устья Моломы, устья Чепцы и Пижмы. В 15 веке появляется Каринская вотско-татарская волость. Объединение вятских волостей произошло в конце 15 века, тогда и был построен Хлынов. Возможно, некоторое поселение (или группа сел) тут было и ранее, но следов большого города ранее 16 века пока так и не нашли.

Герб Вятки явно княжеский из рода рюриковичей или похожий на него - булгарский. Трактовка его символики была разная: лук со стрелой, арбалет, сокол, трезуб и др. Важно сочетание двух элементов как, кстати, и на древне русском кресте - полумесяц с крестом. В любом случае это знак власти, кому попало его не дадут. Мало вероятно, что его принесли на Вятку новгородцы или ушкуйники, скорее, это были укрывшиеся на Вятке беглые князья, русские и (или) булгарские. В частности, потомок князя Ивана Берладника в конце 12 в., Московский булгарин Кучкович, Нижегородские или Булгарские (Каринские Арские) в конце 14-го. Князей-изгоев могло быть несколько - по числу владений. Их родовитость вызывала сомнения и раздражение правителей Казани и Москвы, а потому замалчивалась, а небогатое существование на окраине тогдашней политической жизни и самоволие вятчан (в заметном числе беглых и преступных) принижали княжеское влияние.

Аватар пользователя дядя Женя

Во второй части "Джагфар тарихы" в словаре (подобный есть и к первой части, авторы перевода разные) отметил для себя упоминание о казаках-нукратцах. С одной стороны, это объясняет формирование вятчан на территории будущей Вятской губернии, с другой, можно ли доверять этому объяснению?

Казаки — Ахметзян Культаси пишет, что первый в мире казацкий отряд, предназначенный для охраны царского дворца, был сформирован по приказу кана Гази-Бараджа из одних только заказанских гарачцев-язычников в 1229 г. После свержения Гази-Бараджа казаки подверглись преследованиям Алтынбека и бежали из Заказанья в Нукрат (Вятка), где основали город Гарья (Карино) и ряд других селений. Затем казаки-гарачцы участвовали в западных походах Гази-Бараджа 1238 — 1241 гг. После нашествия Менгу-Тимура (1278 г.) часть нукратских гарачцев приняла православие и стала главенствовать в Нукрате. Гарачцы, принявшие ислам, стали называться бесерменами (то есть булгарами). Все гарачцы — и язычники, и мусульмане, и христиане — отличались фанатичной преданностью Булгарии. По булгаро-кыпчакскому договору, заключенному при Менгу-Тимуре в 1280 г., несколько сот нукратских и заказанских гарачцев-христиан заняли часть бывших земель корпуса Нимруя и стали служить здесь в качестве булгарской пограничной стражи. Менгу-Тимур согласился с этим потому, что сам был христианином и доверял только христианам. В XIV в. большинство этих казаков приняло ислам (Культаси).

Гарач — булгарское название народа меря, часть которого бежала со своих земель (после включения их в состав Руси) в Булгарию. Название «гарач» происходит от старобулгарского названия финно-угров «rap» («кар»).

Хотелось бы знать, где находились земли "корпуса Нимруя" на булгарской границе и, что значит "заказанские гарачцы-язычники", где они жили.

Аватар пользователя skygrad

Трактовке комментатора ДТ можно доверять на 90%. В основном тексте многого нет, умолчания или поздняя правка. О переселении в 11 веке Мери с Ростовской округи в Ветлужское Поволжье пишут многие историки. Имя Гарачи - это более позднее наименование для населения домонгольского Приказанья. Я его вывожу от прибывших сюда в конце 12 века берладников - предков казаков - у которых был культ птицы-ворона или грача. Они поселелись на северо-западной границе Булгарии, но со временем часть их ушла на Вятку. оставшиеся стали горными черемисами. Гарачцы - полупрофессиональные воины-наемники - были наняты Гази Бараджем в качестве личной гвардии в предмонгольский период. Сам он вскоре был изгнан с трона Булгарии, нашел поддержку у подступавших к Поволжью монгол, вместе с которыми участвовал в погроме Булгарии а потом и Руси. Его бывшие гвардейцы, видимо, присоединились к этим событиям, и за это Вятка вошла в состав нового Ордынского государства как самостоятельная территория. Дань платила нерегулярно, но участвовала в войнах на стороне ханов и выполняла некоторые охранные функции. Часть казаков-гарачцев располагалась на юго-вост. границе Булгарии по реке Урал-Яик. Эти казаки стали известны как Яицкие или Уральские.

Аватар пользователя дядя Женя

Хотелось бы знать, где находились земли "корпуса Нимруя" на булгарской границе и, что значит "заказанские гарачцы-язычники", где они жили. В словаре упоминается кыпчакско -булгарский договор, видимо, часть заказанских гарачцев, по договору, стали служить на южных границах, рядом с кыргызами-кыпчаками.

Аватар пользователя дядя Женя

Хотел прояснить, кто есть Мер-Чура, тархан города Колына - Нукрата. Несколько цитат из ДТ:

. Подавив в 1172 г. восстание в провинции Бийсу (центром ее был город Нукрат, переименованный затем в честь эмира Селима в Колын, а ныне называющийся «Киров»), вызванное повышением дани Болгару, царь посадил бийсуйского губернатора Мер-Чуру с его биями в булярский зиндан и принялся заменять ополчения окраинных губерний булгарскими гарнизонами.

Повстанцы изгнали Чельбира из Буляра и освободили из царских тюрем Мер-Чуру и других нукратцев, тут же примкнувших к бунту

Всеволод осадил Буляр, но повстанцы отбили и его штурм, убив в бою переяславского князя Изяслава и потеряв любимого Челмати.

Удмуртские ополченцы вместе со своим предводителем — Мер-Чурой — были прощены и приняли ислам. Они сильно булгаризировались и консолидировались в особую этно-группу «бесермен»

В 1172 году Мер-Чура - бийсуйский губернатор, арестован со своими биями за бунт против повышения дани Булгару и посажен в тюрьму в Биляре. В 1183 г., т.е. 11 лет спустя, повстанцы в Биляре освободили из тюрьмы Мер-Чуру и других нукратцев. Всеволод Большое гнездо осадил Буляр, но повстанцы отбили штурм и убили (Мер-Чура метким выстрелом через бронь) переяславского князя Изяслава. Удмуртские ополченцы вместе со своим предводителем Мер-Чурой были прощены каном Габдулой Чельбиром и приняли ислам, сильно булгаризировались и консолидировались в особую этно-группу "бесермен". Мер-Чура за меткий выстрел получил от Габдулы Чельбира тамгу-печать с изображением лука и стрелы. Гарачцы-язычники (казаки) в 1229 г. охраняли царский дворец Гази-Бараджа, после его свержения бежали в Нукрат и основали там город Гарья (Карино), затем после возвращения  Гази-Бараджа на престол, участвовали с ним в западных походах 1238 - 1241 гг. После нашествия Менгу-Тимура (христианина) в 1278 г. часть нукратских гарачцев (казаков) приняла православие и стала главенствовать в Нукрате. Другая часть приняла ислам (стали "бесерменами"). Не они ли подались в Карино?

Из выше сказанного можно предположить, что Мер-Чура из отяков-удмуртов, живших в Колыне-Нукрате и служивших Булгару, язычник (или православный). Губернатор Нукратской губернии (Бийсу). Вынужденно принял ислам, как и удмурты-нукратцы. Сюда же бежали 50 лет спустя гарачцы-язычники (казаки). Часть из них после 1278 г. приняла православие и стала главенствовать в Нукрате (Вятке). Позднее, вероятно, к ним присоединилась и часть новгородцев-ушкуйников, сумевших в 1374 г.от устья Ветлуги на конях уйти на Вятку.

Стоит уточнить: Колын-Нукрат - не есть город Киров, а есть древняя Вятка в устье Моломы, о чём написано в блоге.

 

Аватар пользователя skygrad

Цитаты про Мер Чуру в основном из комментарий к ДТ, там соединены известия летописи, преданий и осмыслений самого автора, поэтому появились переборы вроде Киров-Нукрат, "удмурты" и "бесермены" - более поздние этнонимы (не ранее 14 века). В основном тексте есть некоторые дополнения, в частности, в зиндане Биляра (Великого города в наших летописях) сидела тысяча нукратцев, а к моменту восстания их осталось около 300. Мер Чура поразил русского князя одетого в крепкие брони, вероятно, из арбалета, которые уже появились тогда в Вост. Европе. Нукрат был "переименован" в Колын в 1172 году после его погрома булгарами. Вероятно, Колын - это Ковровская крепость построенная булгарами для контроля региона, где разместился их гарнизон (правда, мусульманских захоронений там не найдено). Нукрат - соседнее Шабалинское городище (существовавшее и ранее 1172г.), заселенное смешанным населением (вятские финно-угры и пришлые славяно-русы). 

О личности Мер Чуры можно предположить следующее. Это мог быть местный князь или вождь, Чура обычно переводят как богатырь или потомок знатного предка Чура. Мер напоминает скандинавское (и булгарское?) имя Мар - славный. Более вероятно, что он был потомком беглых булгаро-московских бояр Кучковичей знатного булгарского рода Дуло. Отсюда их тамга - герб Вятки. Принятие ислама на перифериях Булгарского ханства было чисто формальным, даже в районе Казани соответствующие могильники появляются только в конце 13 века. Крест с полумесяцем на древнерусских храмах можно трактовать по разному, но именно о нем идет речь в проговорке ДТ об изображении дарованного нукратцам символа на мечети Колына.

Аватар пользователя дядя Женя

Мер-Чура - так и напрашивается, что это местный князь или вождь рода Меря.

Аватар пользователя skygrad

Меря ростовская на Вятке не замечена, возможно, от нее пошли черемисы-мари. Мер Чуру с его людьми держали в тюрьме за неуплату даней. Можно предположить, что он отказался платить Булгару в силу своей не меньшей, чем у ханов-каганов  родовитости. В ДТ при описании судеб потомков вятичских князей Качкынов или Хаддадов (живших где-то к северу от Булгар) сказано, что князья-рюриковичи и булгарские ханы сделали все, чтобы извести род своих конкурентов за власть. Возможно, этим же объясняется принижение статуса Каринских князей, которые ведут свой род от легендарного эмира Бачмана, последнего домонгольского правителя половецкого Саксина. Он также был из рода Хаддад. В целом Вятку можно рассматривать как "заповедник" различных князей-изгоев. Видимо, каждый такой род имел свою отдельную волость. Мер Чура, если считать его Кучковичем, был булгарином по происхождению, его предки были мусульманами, сам же он, живя на Вятке, мог отойти от веры, о чем ему и напомнили. По возвращении из Булгарии, он, видимо, застал новых пришельцев - бродников со своим князем, обосновавшихся на  Подчуршинском городище. Возможно, ими же был построен Слободской. Левый (арский) берег в конце 14 века заняли разбитые москвичами союзники: князья Нижегородцы (в районе будущего Хлынова) и булгаро-татары потомков Бачмана (район Карино).

Аватар пользователя skygrad

Бесерменами звали в летописях булгар-мусульман, возможно, на Вятке в Карино они появились в конце 14 века в сопровождении булгарского князя-изгоя под начальным именем Чуваша. До того бесермены были здесь немногочисленны (или появлялись временами). 

Аватар пользователя дядя Женя

Писал книгу про Тита и Кашу Мартьяновых, "замечательных, но забытых вятчан", получивших в 1551 году жалованные грамоты Ивана Грозного "за нашу казанскую службу с нашими воеводами зиме и лете по вся годы". Титу - на остров Шабуров между вяткою и Моломою. Жили они и потомки Тита Мартьянова чуть выше Шабалинского городища в дд. Мартьяновской и Кириловской (последняя - ныне арх. памятник поселение Ярахичи на берегу Моломы напротив Шабуровского острова). О городищах и древней Вятке упоминал в приложении. Но, в связи с юбилеем города Вятки, решил сделать акцент именно на её существовании. Ничего от себя, только анализ известных на сегодняшний день документов, опубликованных краеведами, включая материалы Евгения Харина, Сергея Ухова, Леонида Макарова, сопоставление русских летописей с булгарской хроникой Джагфар тарихы и вновь открывшихся фактов по истории Нукрата-Вятки. Отдал книгу в печать.

Аватар пользователя skygrad

Надо отметить, что в устье Моломы целый Комплекс археологических памятников 12-15 веков: Ковровское городище-крепость, Шабалинское городище (крупнейшее на Вятке в 14 веке) с могильником, соседнее селище-посад в низине на берегу. В 7 км от него поселение Котельное, возможно, появилось уже в конце 14 века, укрепленным городом стало через сотню лет при Московской власти в регионе. Все названные поселения расположены на стратегически важном для средневековья развилке дорог - водный и сухопутный пути из Булгара (Казани) на Устюг с ответвлением на верхнюю Вятку и Чепцу (а также далее с выходом в верхрвья Камы и Вычегды). В общем, тут был самый важный в военно-торговом отношении пункт для контроля со стороны Казани и Москвы, борьба за который продолжалась с середины 15 века до середины 16-го. Наверняка именно он был известен в летописях как город Вятка. Сообщения о Хлынове (ХИЛИН) в сопровождении Котельнича и Орлова под 1459 годом при описании перехода Вятской волости под контроль Москвы не могло относиться к Хлынову известному по более поздним документам (первое упоминание хылыновского наместника в грамоте 1508г.), так как летописи дошли до нас в переработанном виде. (В 16 веке о Вятке на Моломе уже подзабыли, а потому главный город назвали актуальным именем Хлынов). 

Аватар пользователя дядя Женя

Книга вышла, пока ещё не привезли из Кирова. Писал в Герценку статью о Древней Вятке. Пока не отреагировали. Но 2 обязательных экземпляра книги "И вновь о Вятке. "Замечательные, но забытые вятчане" в Герценку передал. Будет ли какой отклик? Не знаю. Всё-таки, там научное историческое сообщество.

Аватар пользователя skygrad

отметят юбилей города и понемногу начнут разгребать застарелые наносы :))