Священник Иоанн Пайкеев

В 2002 году в мои руки попала целая коллекция уникальных старинных фотографий из собрания последнего диакона Васильевской церкви села Байса Уржумского района отца Матфея Лихачева (1900-1973 гг.). Среди множества фотографий храмов и священнослужителей Вятской епархии оказалась одна интересная, пожелтевшая от времени карточка с изображением священника Иоанна Пайкеева. На обороте было написано: «Отец благочинный Иоанн Пайкеев, с. Решетники, май 1953 года».

О жизни этого замечательного пастыря, служившего на разных приходах Вятской епархии в сложные для Церкви годы ХХ века, мне поведали документы Государственного архива Кировской области.

Жизнь батюшки не была лёгкой, выпала на самый сложный и страшный период российской истории. Иоанн Елисеевич Пайкеев появился на свет в 1884 году в обычной крестьянской семье в деревне Первая Дурга Глазовского уезда Вятской губернии (теперь Дорошатский сельский округ Кильмезского района) и уже в молодые годы избрал для себя стезю учительства. 20 мая 1903 года он закончил курс в Казанской учительской школе и с 25 января 1904 года состоял учителем в Новомаслинской школе Малмыжского уезда.

Однако Господом ему было предназначено стать учителем душ и сердец человеческих, молитвенником за Вятскую землю в самые суровые для неё годы. 8 августа 1906 года учитель Пайкеев начал свой многотрудный духовный путь: он был определён Преосвященным Павлом, епископом Глазовским, псаломщиком в церковь села Рождественское Нолинского уезда. Спустя несколько лет, 22 мая 1911 года, владыка Павел рукоположил Пайкеева в сан диакона к тому же храму. 30 августа 1911 года отец Иоанн был определён Преосвященным Филаретом, епископом Вятским, «на штатное диаконское место» в село Дерюшево Малмыжского уезда. Вместе с ним на новое место служения приехала его жена – матушка Екатерина Николаевна, 1885 года рождения.

В Дерюшево отец Иоанн прослужил многие годы, которые выпали на период первых гонений на Церковь Христову. Здесь 6 ноября 1916 года Преосвященным Амвросием, епископом Сарапульским, он был рукоположен в сан священника, сначала на диаконской вакансии. 22 мая 1919 года Преосвященным Алексием, епископом Сарапульским, утвержден как штатный священник. Тогда же, 16 октября 1919 года, владыка Алексий удостоил отца Иоанна права ношения набедренника. В Дерюшево отец Иоанн в разные годы до смутных событий 1917 года состоял на должностях миссионера инородческой миссии по 4 благочинному округу Малмыжского уезда и законоучителя сельского земского училища.

В январе 1930 года местные власти, увеличив налоги на церковь до немыслимых размеров, добились её закрытия. Отец Иоанн Пайкеев, прослуживший в церкви села Дерюшево почти 20 лет, остался без места. Кстати, к этому времени он был одним из немногих, кто сохранил верность Патриаршей Церкви, не уклонившись в обновленческий раскол. Имел такие награды, как скуфья (1923 год), камилавка (1924 год) и наперсный крест (1927 год). Все получены от Сарапульского владыки Алексия.

12 июля 1930 года Преосвященным Алексием, епископом Малмыжским, отец Иоанн Пайкеев был переведен в храм села Большой Рой Уржумского района и прослужил в нем следующие 8 лет, заслужив уважение  и любовь не только своих прихожан, но и верующих из соседнего Решетниковского прихода. 30 апреля 1935 года Преосвященным Киприаном, епископом Кировским, он был удостоен протоиерейства.

Неожиданно в мартовские дни 1938 года по неизвестной причине отец Иоанн был отстранен от служения и вновь остался без места. Но церковь в селе Большой Рой действовала ещё целый год, и лишь 12 июля 1939 года в ней прекратились службы: ссылаясь на ветхость храма, власти предписали прихожанам провести ремонт в невыполнимом для них объеме, так что тем пришлось отказаться от пользования церковью. Как докладывал местный чиновник, даже последний священник Иоанн Ергин «служить отказался и ушел в сторожа».

14 октября 1938 года отец Иоанн был осужден особым совещанием при НКВД СССР по статье 58, пункт 10, «за контрреволюционную агитацию среди прихожан» и приговорен к 5 годам лишения свободы «без поражения в правах». Местом заключения стал Слободинский исправительно-трудовой лагерь.

10 марта 1943 года отец Иоанн был освобожден и вновь вернулся в родные края. А там прихожане с. Решетники не первый год добивались открытия своего храма. К примеру, в сентябре 1940-го года в жалобе в Кировский облисполком они сообщали: «… никакого решения о закрытии или ликвидации церкви в с. Решетники не было, а служба в ней не совершалась потому, что у нас не было священника». Впрочем, если они и находили священника для служения, местный райисполком всякий раз отказывался регистрировать как служителя музыки, так и саму группу верующих.

Решетниковские прихожане были очень рады узнать о возвращении в их края батюшки Иоанна, который служил когда-то в соседнем селе Большой Рой.

Они, конечно же, радушно пригласили его в свой приход. 22 ноября 1943 года в заявлении в Кировский облисполком  они сообщали: «В сентябре 1943 года нами было подано заявление в Шурминский райисполком о регистрации группы верующих, но до сих пор материал задерживают без движения… Само здание церкви ничем не занято, приведено нами в надлежащий порядок, имущество находится в полной сохранности. Поэтому для отказа в регистрации группы верующих нет никаких оснований. Служители культа – священник и псаломщики – есть».

27 ноября 1943 года решетниковские прихожане написали прошение на имя Преосвященного Вениамина, епископа Кировского, о назначении в их приход протоиерея Иоанна Пайкеева. В прошении были такие строки: «… мы его отлично знаем с 1930 года, а также и все прихожане относятся к нему с полным уважением и почтением, так как он достоин этого по своей скромности и смирению и заслуживает свои авторитетом…».

Ещё до этого, 5 июня 1943 года, протоиерей села Верхняя Шурма Михаил Козлов, благочинный округа, написал удостоверение  для отца Иоанна, в котором характеризовал  его с самой положительной стороны: «Предъявитель сего, протоиерей Иоанн Пайкеев, мне известен как истинный служитель Церкви. Он трезв и табаку не курит, вино не пьет, пользуется большим авторитетом среди верующих. Был у меня на исповеди и причащался Святых Христовых Тайн. Он был всегда в ориентации Православной Церкви Патриарха Сергия».

Это удостоверение с ещё несколькими документами (например, послужной список отца Иоанна, заверенный протоиереем Михаилом Козловым) было приложено к упомянутому прошению верующих на имя владыки Вениамина. Неизвестно, какой ответ дал Владыка решетниковским прихожанам, но дело о возвращении Церкви верующим сдвинулось с мертвой точки только в конце 1944 года. В заявлении уполномоченному по делам Русской Православной Церкви  по Кировской области от 3 июня 1944 года верующие писали: «… группа верующих здание церкви привела в надлежащий порядок, кроме того, выстроила ограду и несет охрану здания… В данное время служитель культа имеется, но почему-то до сих пор дело не может получить надлежащего решения». Лишь 23 ноября 1944 года Троицкая церковь с. Решетники получила долгожданную регистрацию.

Во вновь открывшемся храме отец Иоанн Пайкеев прослужил 9 лет, был благочинным над немногочисленными приходами Уржумского округа, а 8 июля 1953 года подал прошение о переводе на должность настоятеля Успенской церкви г. Нолинска. Архиепископ Кировский Вениамин подписал указ о назначении 21 августа 1953 года, а уже 24 августа отец Иоанн был зарегистрирован на новом месте служения. Незадолго до отъезда из Решетников и была сделана помещенная в статье фотография.

В Нолинске отец Иоанн прослужил совсем недолго, и осенью 1957 года он был переведён настоятелем в Богоявленский собор города Малмыжа. Здесь он и служил с такими замечательными людьми, как протоиерей ПетрКизнерцев (о нем писал отец Алексий Сухих в одной из книг серии «Вспомним поименно») и протодиакон Иоанн Жуков, который был старинным знакомым отца Иоанна: ещё в 1922-1924 годах они вместе служили в с. Дерюшево, а с 1931 по 1937 год – в двух соседних приходах (Большой Рой и Верхняя Шурма). Протодиакон Иоанн Жуков также подвергался репрессиям и отбывал ссылку на севере. Теперь они встретились вновь под сводами Богоявленского собора г. Малмыжа.

В 1962 году благочинный Малмыжского округа протоиерей Николай Ванчуров, выполняя обязанность благочинных того времени сообщать сведения о наличии справок регистрации у священнослужителей, писал уполномоченному по делам Русской Православной Церкви по Кировской области: «Настоятель церкви протоиерей Пайкеев Иоанн Елисеевич справки не имеет, говорит, что она была, но куда-то положена и, несмотря на тщательные розыски, не найдена…». К сожалению, это пока последнее документальное свидетельство о жизни отца Иоанна. Есть ещё косвенное упоминание: указ правящего архиерея от 13 июля 1965 года о том, что настоятель Малмыжского собора отец Григорий Шубин»по болезни заменен заштатным протоиерем Николаем Ванчуровым». Значит, протоиерей Иоанн Пайкеев в это время уже не служил в храме. Дальнейшая жизнь этого замечательного человека пока скрыта от нас. Известно только, что скончался батюшка в преклонном возрасте 20 августа 1965 года в г. Малмыже

Комментарии

К данному материалу не добавлено ни одного комментария.