Великорецкие торжества: вехи истории

Великорецкий крестный ход имеет на Вятской земле многовековую историю.  С первых времен истории Вятского края он служил неким  объединяющим началом для всех русских людей, живших в этой части России. Ежегодно сотни православных паломников  отправлялись из Вятки в многодневный крестный ход в село Великорецкое – на место явления чудотворного образа святителя Николая, главной святыни Вятской земли. В день 21 мая в град Вятку стекалось множество народа из многих уездов для того, что бы поклониться местным святыням — иконе Тихвинской Божией матери, Архангела Михаила и святителю и чудотворцу Николая и поучаствовать в проводах их в Великую Реку, как раньше называлось Великорецкое. К этому дню, пользуясь огромным стечением народа, власти старались провести и другие торжества или донести до народа какую-нибудь важную весть. Например, в 1901 г. В Вятку пришла радостная весть о том, что наш добрейший император повелел начать строительство в 1902 г. на средства казны железную дорогу Петербург-Вятка, существующую  и поныне. Счастливые от этой вести горожане «единодушно», как писал тогда журналист, пожелали помолиться  о драгоценном здравии государя императора. Оно и понятно, что единодушно – еще не было тогда у нас атеистов и других смутьянов, вносящих раскол в общество.  Днем для совершения всенародного молебствия о здравии любимого царя-батюшки было избрано конечно 21 мая.

Вот как описывали это «Вятские епархиальные ведомости» в номере 11 за тот год: « В 3 ч. дня площадь кафедрального собора наполнилась массой народа. Среди площадивоздвигнут был украшенный национальными флагами помост, куда собралосьвсе городское духовенство, во главе с преосвященным Алексием, епископом Вятским и Слободским и преосвященнымВарсонофием,  епископом Глазовским.  Пред началом молебствия преосвященный Алексий обратился к многотысячной толпе молящихся со следующим словом…

По окончания молебствия и возглашения многолетия государю императору и всему царскому дому соединенным оркестром любителей исполнен был народный гимн. После молебствия на площади крестный ход направился к р.Вятке.Во все время следования крестного хода хор архиерейских певчих и воспитанников духовной семинарии пели церковные песнопения. На молебствии и при проводах святых икон присутствовали и.д. губернатора Н.Н.Новосельский, представители всех ведомств и гласные Государственной думы в полном составе».

А вот как описывался сам Великорецкий крестный ход в том же журнале за 1902 г.: «21 мая при многолюдном стечении богомольцев состоялись проводы чтимых святынь (икон Тихвинской Божией матери, святого архистратига Михаила и святителя чудотворца Николая)  из г.Вятки в с.Великорецкое, место явления чудесного образа св.Николая. В 3 часа дня из кафедрального собора, во главе с преосвященным Никоном, епископом Вятским, вышел крестный ход, в которомпринимало участие все городское духовенство, с хоругвями от каждой церкви.Многочисленная толпа народа покрывала всю обширную площадь пред кафедральным собором и весь путь следования крестного хода. По совершении молебствия на городском берегу р.Вятки святые иконы на лодке были переправлены, мимо слободы Дымково, в село Макарье.

22 мая преосвященный Никон выехал из г.Вяткив село Великорецкое для участия в церковном торжестве по случаю прибытия сюда чудотворных икон Тихвинской Божией матери, святого архистратига Михаила и святителя чудотворца Николая. 24 мая вечером преосв. Никон возвратился в г.Вятку».

После 1917 года пришли иные времена. Задули суровые ветры гонений на Веру Христову. Оголтелые мракобесы от партии закрывали храмы, запрещали крестные ходы, писали доносы на служителей Церкви. Старались – за это давались поощрения, премии, назначения на новую должность. И лезли районные коммунисты вон из кожи, чтобы их могли перевести из глухого сельсовета куда-нибудь повыше, не гнушались никами средствами. Великорецкий крестный ход находился под запретом практически все советские годы. Сейчас трудно поверить, в 1960-е годы он возглавлялся мирянами, а не духовенством, выходил из города  без икон. Все это было запрещено. Даже сама встреча паломников из крестного хода была под запретом! Правда, верующие оказались хитрее властей – они выходили из города маленькими разрозненными группами, которые в пути соединялись и приходили в Великорецкое полноценным крестным ходом. В пути неведомым образом появлялись святые образа и маленькие иконки, которые несли верующие. В Великорецком по-прежнему совершалась торжественная служба. Правда, из-за запретов, по сравнению с нашим временем как же был мал этот главный Вятский крестный ход – насчитывал всего лишь несколько тысяч человек. При возвращении в областной центр, паломники снова разбивались на небольшие группы, святые иконы и образки прятались в надежных местах. Гонителям только приходилось скрежетать зубами от бессильной злобы…

В Государственном архиве социально-политической истории Кировской области сохранился уникальный отчет, как проходил Великорецкий крестный ход в 1964 г., составленный Уполномоченным Совета по делам религиозных культов при Исполкоме Облсовета И.Киселевым. Отчет настолько подробный, что возникает мысль, что либо сам Киселев ходил в крестный ход, либо в него ходили его сотрудники (как известно, агенты НКВД в те времена шныряли везде под самым разным обличьем).

Уже утром 3 июня возле Серафимовской церкви г.Кирова собралось около 400 верующих, готовых идти в далекий путь. Они происходили не только из Кирова, а также из разных райнов области, даже Арбажского.  Что бы не допустить религиозного шествия, еще за 8 дней до него Кировскому Владыке были предъявлены следующие требования: что никто из зарегестрированного духовенства в крестный ход не идет, иконы из храмов не давать и, наконец, по возвращении паломников 9 июня никаких встреч им не устраивать. Короче говоря, не мешайте другим гражданам строить социализм. Духовенство было вынуждено подчиниться эти драконовским требованиям, и 3 июня после службы в Серафимовской церкви верующим было объявлено, что крестный ход в Великорецкое не будет устроен.

Как вы думаете, что сделали после этого сотни верующих? Расстроились и разошлись по домам? Как бы не так! Не таковские были вятские люди, свято чтившие свои традиции. Разрознеными группами они вышли в крестный ход и пришли в организованном составе в Великорецкое в количестве 3 тысяч. Возглаялял шествие казначей Великорецкой церкви Маракулин Михаил Николаевич – фронтовик, имевший орден» Отечественной войны второй степени».

Как проходил этот крестный ход, обратимся к документу:  «Получив отрицательный ответ, верующие группами по 10-20 человек стали покидать церковь и по маршруту – с.Макарье, Бобино, Загарье, Горохово направились для исправления религиозных обрядов в с.Великорецкое Медянского района.
Во время передвижения мелкие группы соединялись и толпа верующих, шествующих в с.Великорецкое, увеличивалась, в с.Макарье в толпе было до 300 человек, в с.Бобино до 1500 человек, в с.Загарье до 2 т., и в с.Великорецком, где должны были проходить религиозные обряды, толпа верующих была, как и в прошедшие годы, до 3 т.
В период прохождения по установленному маршруту у некоторых верующих появились привешенные на груди или в руках маленькие иконки, а в с.Загарье техничка школы Герасимова передала верующим икону «Николая Чудотворца». В том же селе верующие с вышки бывшей церкви (сейчас мастерская МТС) достали большую икону «Михаила Архангела» и толпа до 3 т. человек, все запыленные, большинство обутые в лапти, с котомками за плечами, с пением молитв двигалась в с.Великорецкое. Большинство верующих были из Медян, Верховинского, Халтуринского, Кировского, Слободского, Оричевского, Арбажского, Макарьевского, Котельничского, Мурашинского районов и г.Кирова, в числе богомольцев были в незначительном количестве и из Удмуртии и Коми АССР.
Состав богомольцев – большинство женщин от 40 и старше лет, мужчин было не более 7 %. Были случаи, правда незначительные, когда верующие приводили с собой детей, в толпе до 40 человек было молодежи, собирали подаяния до 75 человек.
Церемония чествования «Николая Чудотворца» выражалась в том, что участники, как бы с целью «исцеления» или смытия грехов, купались в реке Великой, которая протекает вблизи с.Великорецкого. Перед купанием отдельные верующие кидали в реку рубашки, чулки, платки и другие вещи. Несмотря на низкую температуру (5-7 градусов) 5-6 июня купалось до 300 человек, были единичные случаи, когда родители купали детей.
Родители (фамилии не установил) купали с целью «исцеления» свою дочь, тяжело больную суставным ревматизмом (по неточным данным, девочка является ученицей 8 класса Халтуринской средней школы).
Верующие брали в бутылках «святую воду» из протекающего вблизи часовни ручья. Также вблизи часовни на горе искали камешки с изображением лика «св. Николая Чудотвоорца».
На 2 соснах якобы «божественных» одирали кору. У сосны, которая находится на расстоянии 6 км. от с.Великорецкого, после поклонов оставляли куски хлеба, сахар, рыбу, яички, мелкие деньги. Вторую сосну, которая находится у часовни и с которой уже невозможно оторвать кору, т.к. в рост человека ее уже нет, некоторые ее грызли зубами. У полуразрушенной часовни, на месте явления, верующие собирались группами, читали молитвы.
На второй день 7 июня собрались верующими мелкими группами и в одиночку вышли из с.Великорецкого, оставив в церкви икону «Николая Чудотворца» и «Михаила Архангела». 9 июня утром небольшие группы вернулись в г.Киров и разошлись.
Особую активность в организации проведения церемонии чествования «Николая Чудотвоорца» проявил казначей Великорецкой церкви Маракулин Михаил Николаевич – колхозник колхоза «Память Ильича» — инвалид Великой отечественной войны, награжденный орденом «Отечественной войны 2 ст.». По демобилизации из армии он работал 2 года председателем Великорецкого сельпо. За несколько дней до праздника он ходатайствовал об увеличении состава священнослужителей, с целью участия их в церковных службах в с.Великорецком. Свое ходатайство обосновал тем, что местный священник Стуков старый (около 80 лет), больной и слабый голос, эта просьба была отклонена.
Немалую активность проявил фотограф с.Великорецого — Игнатьев, который организовал при церкви хор».

Так в 1964  году  прошел Великорецкий крестный ход, и по его окончании уже священники, а власти вынуждены были развести руками. Проходил он и все дальнейшие годы и в наши дни становится все наиболее массовым и популярным, как явное торжество Православной веры и вечный символ Вятской земли, который пребудет с ней от начала ее истории  и до века.

 

Использован документ:  ГАСПИ КО ф.П-1290 оп 27 д. 49 лл.166-168.

Комментарии

Аватар пользователя Lex

С Богом!!! Великорецкий крестный ход 2016 -