Первое упоминание о «новопоселенном починке Мелянде» с 6 душами населения – 1747 год, в 1830 г. при нем была основана корабельная дача. Приход открыт в 1866 г., образованный из деревень приходов сел Лебяжья и Петровского, с устройством временного молитвенного дома. В 1868 г. построена из материала упраздненной управы деревянная церковь с одним престолом в честь иконы Казанской Божией Матери «тщанием прихожан». Из описания церкви за 1891 г.: «зданием деревянная с таковою же колокольницею, с внешней стороны обшита тесом, в внутри выштукатурена, начинает ветшать. Обнесена вокруг деревянным палисадом. Необходимою утварью достаточна».
Каменный храм в селе Высокая Мелянда Уржумского уезда (ныне в Лебяжском районе) был построен в 1907 году на месте деревянной церкви по проекту известного архитектора В.М. Дружинина. Он сам вел надзор за строительством, но не дожил до его окончания: скончался в 1900 году.
Архитектор В.М.Дружинин и его проект храма в селе Высокая Мелянда.
Освящение нового храма в честь Казанской иконы Божьей Матери состоялось 20 ноября 1907 года. В церемонии принял участие вятский епископ Филарет. Очень интересно описывал в том же 1907 году освящение нового храма местный священник Иоанн Ергин на страницах «Вятских епархиальных ведомостей»:
« С раннего утра 30 ноября 1907 года в захолустном селе Мелянде стало заметно оживление около местного храма. Молящихся в храме во время утрени и литургии было гораздо более, чем в дни праздников. По окончании службы, благодаря высокому положению села, видно было, как мужики и женщины с палками в руках и котомками за плечами по дорогам шли к селу один за другим, а иногда и грудками от 3 до 10 человек. Прибывшие в село постепенно увеличивали толпу, стоящую около новоустроенного каменного храма. Проходя мимо них, можно было слышать один разговор: «Хоша и зябко (хотя и холодно), а дождем нашего батюшку Преосвященного…», «Где-то он, родимый? Чай, измаяла его дороженька…», «Дай ему Бог здоровья, что он не забыл нас, грешных, и едет чуть не за 200 верст к нам освящать нашу церковь…». Мне стоило только показаться на площади или по делу войти в храм, как тотчас же толпа окружала меня и закидывала вопросами о том, не передумал ли Владыка приехать. Мои слова, что Архипастырь свое дело не изменит и будет обязательно, рассеивали их сомнения. Многие творили крестное знамение со словами: « Слава Богу!».
Но вот часа в три с половиной после полудня прискакал на коне попечитель местного храма, с утра откомандированный на берег р. Вятки указать путь, и объявил: «Владыка поднимается с реки в гору около деревни Малиновки». Тотчас же раздался звон в колокол. Зашевелился народ, прежде осенив себя крестным знамением, а меня попросили в храм спеть с ними «Верую», «Отче наш» и «Достойно есть». Эти молитвы были предложено петь народом во время литургии. В это время у многих из крестьян из глаз катились слезы радости и счастья. Да и как было не радоваться: ведь приближался наш святитель, ехал он в село глухое и бедное, и ехал для того, чтобы молитвенно освятить 12летний труд прихода (храм строился 12 лет).
Особенно приятной была тишина, водворившаяся при приближении экипажа и вид массы обнаженных голов при лицезрении дорогого гостя. Владыка проследовал на квартиру, откуда, очень мало отдохнув, после чая последовал в храм. После встречи Владыки с собравшимися духовенством началось всенощное бдение с певчими из г. Уржума под управлением опытного регента И. А. Лютина. Храм едва вмещал молящихся. Особенно торжественными были минуты, когда сам Владыка выходил на литию и величание. После величания всех молящихся освященным елеем помазывал сам Преосвященнейший. Много красы и торжественности богослужению придавал приятно – громкий голос искусно и умело владеющего им о. диакона Виноградского.
Наставшее утро 1 декабря, день тезоименитства Преосвященнейшего Филарета и день освящения храма, было встречено отправлением ранней литургии в ветхом деревянном храме. Пред началом освящения нового храма был совершен духовенством чин водосвятия. Храм вскоре был переполнен молящимися, переполнен в полном смысле этого слова, т.к. немалая часть богомольцев не могла проникнуть в храм и стояла на площади. Торжественная встреча Владыки, одевание его на средине храма, умилительный чин освящения храма, величественное шествие со св. иконами и св. мощами, торжественное архиерейское служение литургии и небывалое в с. Мелянде пение произвели на молящихся невыразимо-сильное впечатление…
После литургии самым тезоименитым Преосвященнейшим Филаретом, при участии собравшегося духовенства, был отправлен торжественно молебен перед иконой св. праведного Филарета. После разоблачения, архипастырю от духовенства второго благочиния Уржумского уезда сказано было о. благочинным приветственная речь и поздравление со днем Ангела при поднесении иконы Праведного Филарета. Владыка милостиво благодарил, а поднесенный образ на память пожертвовал в местный храм. Пред выходом из храма все предстоящие удостоились архипастырского благословения.
Да, редко такое торжество бывает в селах. Надо было видеть радость, сияющую на лицах предстоящих и их умилительную и молитвенную настроенность. Можно ручаться, что день торжества будут вспоминать даже внуки бывших на нем. От очевидцев не скрыто было, как мозолистая рука мужичка, согбенного от непосильного иногда труда, истово творила крестное знамени, как низко сгибались во время молитвы жесткие кости крестьянской спины, а уста серых простецов неустанно шептали одно: « Дай, Господи, доброго здоровья нашему Владыке на многие лета». Оценил народ благое внимание Владыки к бедному и захолустному селу, а потому в доме отца настоятеля, после краткого его приветствия, Преосвященнейшему от прихода чрез уполномоченного поднесен был хлеб и соль. Подносивший крестьянин приветствовал Владыку со днем Ангела, благодарил его за труд и внимание, оказанные приходу и уверял, что прихожане вечно будут благодарно молиться о его здоровье.
После сего был поднесен хлеб тезоименитому архипастырю ученицами местной церковно-приходской школы… Вскоре после обеда Владыка оставил осчастливленную его посещением Меляндинскую весь. К великому удовольствию прихода, торжество посетили г. председатель земской Уржумской управы, инспектор начальных училищ, г. местный земский начальник и некоторые другие».
Церковь в селе Мелянда Лебяжского района. Фото 2007 г.
В рапорте инженера М.А. Бухгольца было написано: «храм выстроен прочно и из материалов надлежащего качества. Отставаний от проекта нет. В западной части храма из колокольни устроены деревянные хоры». А вот как описывает его очевидец тех лет, когда храм ещё работал: «В Мелянде была очень красивая церковь, из красного кирпича, с двумя зелёными куполами с красивыми крестами и железной оградой. Церковь была одноэтажная, а вокруг были насажены березки.
Как заходишь в нее. Направо – боковушка (там жил сторож, останавливались приезжавшие из далеких деревень, туда же привозили покойников), дальше общий зал, алтарь, клирос для певчих. Церковь была не очень большая, но красивая. Везде было много икон и фрески на стенах».
Из описания храма за 1918 г.: «Церковь каменная, вход в церковь при двух дверях, одни двери деревянные, вторые железные. Церковь крыта железом, церковная ограда на каменном фундаменте и каменных столбах, железной решеткой, за исключением пяти звен которые без з решеток. Каменная караулка, крытая железом. Церковные каменные ворота, с двумя калитками, с железными полотнами. Иконостас незолоченый с тремя открытыми дверями и с 18 деревянными живописными иконами». Утварь: 6 аналоев, 69 икон, 2 паникадила, 8 колоколов (вес самого большого – 32 пуда). При храме хранились метрические книги с 1886 г., исповедные росписи с 1867 г. Особые достопримечательности: икона св. Филарета, подаренная Вятским владыкой в 1907 г., ковчег серебряный позолоченный (вес ¾ ф.) со стеклянным футляром в деревянных позолоченных рамках, серебряное кадило (вес ½ ф.), серебряный ковшичек (вес ¼ ф.). С 11 ноября 1891 г. в селе действовала церковно-приходская школа. Епископ Вятский и Слободской посещал село также в 1904 и 1914 гг.
В штате церкви состояли один священник и псаломщик. Жили они в казённых квартирах. Одним из первых священников нового храма, возможно, и вообще первым, был отец Алексей (фамилию его уже никогда не узнаем). В 1931 году это был уже старичок, с длинной бородкой клином, невысокий ростом и темноволосый. Он приехал в приход откуда-то со стороны и сначала жил в деревне Бурденки. А потом переехал в казенную квартиру в селе. Позже, где-то в двадцатых годах, он построил собственную избу. Отец Алексей имел свою землю и свою лошадь. Пахал на ней он сам, ничем не отличаясь от остальных мужиков.
В 30-е годы у него уже было три рослых сына. Двоих звали Олегом и Михаилом, оба архитекторы по профессии. Имя третьего неизвестно. Известно только, что когда началась война, он добровольцем ушёл на фронт. С войны он не вернулся. В «Книге Памяти» каких-либо упоминаний об этом человеке нет.
Бывшая жительница д. Чупраки Елизавета Игнатьевна Михеева вспоминает такой эпизод из жизни тех далёких лет: «В 1931 году долго не было дождя, и всё население деревни Чупраки просило отца Алексея отслужить молебен, чтобы засухи не было. Он согласился, пришёл в деревню с помощниками, принесли икону. Её поставили прямо в овес. Священник зашел в поле и начал служить молебен. Все молились, даже ребятки малые. Потом, когда все окончилось, ему гостинцев стали давать: кто сушки, кто конфет, кто стряпни. Отслужив, начали прикладываться ко кресту. А народу много было, и он торопил:
- Поскорее! Поспешайте!
Его спрашивали:
- Куда отец Алексей торопишься: воскресенье ведь сегодня?
А он отвечал:
- Да пахать надо ехать, земля поспевает».
Дом духовенства в селе.
Вскоре начались преследования, гонения на церковь. Ходили слухи, что в Нолинском районе, в местечке Пустое, расстреляли 7 священнослужителей. В Лебяжском районе в 1930 году в Ветошкине приговорили к пяти годам лагерей священника и диакона, а ещё одного священника той же церкви – к высшей мере наказания: расстрелу. В 1934 году прекратились службы в Лебяжской церкви, а последний её священник отец Петр Марамзин был сослан. В 1937 году её взорвали на кирпичи для школы.
Видимо, под влиянием всего этого священнослужитель с. Мелянда и решил оставить свой храм. Он стал всего бояться: боялся не то чтобы куда-то уезжать, а даже ходить по селу. Все жалели его: старенький был уже. И решили спасти. Придумали такую хитрость: топили к ночи бани, и он в них ночевал, переходил из бани в баню. Потом, когда церкви совсем стали прикрывать, отец Алексей ушёл в деревню Светлый Ключ, к дочери, где и умер. Имущество из его дома (взрослые сыновья жили уже отдельно) конфисковали как у раскулаченного. Большое пианино из дома батюшки отдали в школу, но там оно оказалось ненужным: играть на нем никто не умел.
Отец Иоанн Веснин во время служения в Свято-Серафимовском соборе города Кирова. В молодости служил в сельской церкви села Мелянда Лебяжского района и там же работал чернорабочим. Фото предоставлено Сергеем Демешко.
После того как отец Алексей оставил храм, на его место назначили отца Ивана (фамилию его тоже уже никто не помнил, удалось установить по документам, что это был отец Иоанн Веснин). В памяти людей он остался навсегда молодым симпатичным мужчиной высокого роста, с небольшой бородкой и русыми волосами. Жил он около храма в простом доме. Отец Иван проработал в Меляндинской церкви около двух лет. Кто-то говорит, что его сослали, кто-то утверждает, что после закрытия храма он работал в Водном чернорабочим. Так или иначе, но в списках репрессированных и реабилитированных нет священнослужителя из Мелянды.
Просфиры для храма пекла Варвара Филипповна Михеева, уроженка Мелянды, 1890 года рождения. После закрытия церкви она переехала в село Рождественское Уржумского района, работала там тоже просвирницей. 26 декабря 1947 года за это она была осуждена на 10 лет лишения свободы. Это единственная служительница Меляндинской церкви, чьё имя упоминается в «Книге Памяти».в «Книге Памяти жертв политических репрессий». Неподалеку от церкви и сейчас стоит домик, в котором она когда-то жила. О дальнейшей судьбе ничего не известно.
Матушка Варвара Михеева - местная исповедница веры, осужденная в 1947 году на 10 лет лагерей. Фото из судебно-следственного дела (предоставлено архивом ГАСПИ КО).
Церковь была закрыта в апреле 1939 г., когда церковный совет был оштрафован на 500 р. за «нарушение противопожарных правил» – за то, что на 15 дней из-за плохой погоды опоздали с покраской крыши церкви и с изготовлением деревянного чана для воды. В ответ на жалобу верующих председатель комиссии по вопросам культов при Облисполкоме велел снизить штраф до 100 р. и при этом указал – «…в случаях, когда религиозная община отказывается от ремонта, ставится вопрос о расторжении договора на пользование зданием церкви». Еще одним поводом стала «крайняя нужда» Меляндинской школы в помещениях. В протоколе заседания пленума Меляндинского с/совета 27 марта 1939 г. было записано: «…в нынешнем 1938-1939 гг. вместо двух пятых классов был скомплектован лишь 1 класс, остальных желающих учиться в V классе, оставили вне очереди. А к новому учебному году потребуются вновь помещения под 2 параллельных класса…». На основании этого и липовых протоколов собраний колхозников 2 апреля 1939 г. Облисполком вынес постановление № 625 о закрытии церкви в с. Мелянда.
Очевидцы вспоминают: «Приехали в Мелянду из Лебяжья. Всё население собралось, смотрели, как колокола сбрасывали, спиливали кресты. Многие возмущались, старики ревели». Колокола погрузили на телеги и куда-то увезли. Часть икон сожгли здесь же, часть растащили по домам. Утварь долго хранилась под замком в одной из комнат бывшего храма, а потом куда-то исчезла. Первоначально здесь сделали клуб. На куполах бывшего храма гнездилось много птиц. Они разрывали флаги, которые пытались туда водрузить.
За 1948 г. о церкви сообщалось: «Часть здания временно используется под госхлеб (глубинка), переоборудование под какие-либо цели невозможно. Здание каменное, но на 50% разрушено, построено в 1903 г., требует больших капитальных затрат. Сторожка есть, ограды, крестов, колоколов и колокольни нет». Храм лишился верхних ярусов колокольни. Мужики, сбрасывавшие колокола (их переплавили на подковы), все погибли на фронте. В здании церкви до сих пор размещается мастерская колхоза. В конце 1980-х годов хозяйство перекрыло крышу церкви, остановив тем самым ее разрушение. В сентябре 1992 г. здание было осмотрено сотрудниками областного научнопроизводственного центра по охране памятников истории и культуры, которые сделали заключение, что оставшаяся часть находится в удовлетворительном состоянии, но для прекращения разрушения необходимо «выселить» сельскохозяйственную технику. В 1990-е годы в селе проводились редкие богослужения. В престольный праздник 21 июля 1998 г. на купол храма был возвращен крест, отслужена праздничная служба, но впоследствии все вновь пришло в упадок.
Ко всему можно ещё добавить, что до войны в Мелянде насчитывалось 80 домов (в соседних деревнях Чупраках и Шишкино – по 75). Село славилось своими плотниками, уходившими на отхожие промыслы, иногда очень далеко – на Урал и в Сибирь. В Мелянде было две школы: земская и церковно-приходская, причем земская открылась через три года после храма (возможно, они строились одновременно).
В 1907 г. священник И. Ергин отмечал, что «село глухое и бедное». В 1912 г. приход состоял из 12 селений с населением: православных русских – 3122, старообрядцев – 18 человек. Из описания прихода за 1912 г.: «Село расположено на высокой горе при реке Вятке, местность почти безлесная… Кроме землепашества прихожане занимаются отхожими промыслами и, отчасти, рыбной ловлей». Из описания за 1882 г.: «Раскольники с православным живут одни в селениях, дружелюбны и приветливы. Луговой лук, кисленица и песты употребляются детьми в простом виде. Ржы ярового, выделываются по 15 пудов на душу. Сеют: овес, ячмень и отчасти гречиху». В д. Чупраки жители занимались разбойным промыслом еще в начале ХХ в. В 1915 г. в приходе появились первые «иеговисты» (д. Шишкино). Престольный праздник: Казанская. Также особо чтились Сретение и Михайлов день. В Казанскую в селе устраивался большой базар.
Авторская публикация 2001 г. (с небольшими дополнениями).
К данному материалу не добавлено ни одного комментария.