Епископ Яранский Вячеслав (Шкурко): жизнь, посвященная Богу и людям…

  Весной  1936 году в Яранск на служение прибыл новый Владыка – епископ Вячеслав (Шкурко), с именем которого навсегда будет связано начало почитания преподобного Матфея Яранского и его последующая канонизация.  Приехавшему новому архиерею на тот момент было 52 года, и позади у него уже был большой жизненный путь. Происходил он из дворянской семьи г.Полтавы. свой жизненный путь начинал чиновником, работал в канцелярии полтавского губернатора и в Киевском окружном суде, получил за верную службу чин коллежского регистратора. В январе 1906 года за активное участие в деятельности Красного Креста в годы русско-японской войны был награждён серебряной медалью. Словом, это было типичное начало карьеры для выходца из образцовой российской дворянской семьи того времени и неизвестно, как бы его жизнь сложилась после 1917 г. Но неожиданно Василий Феофилович Шкурко, как его звали в миру, резко меняет свое мировоззрение и отказывается от всех жизненных благ, от пути блестящей карьеры, подобно многим другим святым подвижникам того времени, и 27 января 1911 года подаёт прошение о зачислении его послушником Киево-Печерской Лавры. Возможно, повлияло на это решение его пребывание в Лавре в 1910 г.

   Следующие полтора десятка лет будущего Владыки оказались прочно связаны с Киево-Печерской Лаврой, в том числе и страшные годы гонений. 7 марта 1913 г. он был пострижен в рясофор, 21 февраля 1915 г. – в монашество. В 1916-1918 гг. отец Вячеслав заканчивает Киевскую духовную семинарию. С 12 октября 1916 до февраля 1918 года он корректор лаврской типографии, с 5 февраля 1918 года — помощник правителя по делам Духовного Собора Лавры.

  В начавшуюся смуту отец Вячеслав остался верен любимой обители. Главной задачей того времени стала ее охрана от различных грабителей, зарившихся на ее добро, и здесь были хороши все способы.    В 1918 году в числе других священнослужителей о.Вячеслав подписал письмо оккупационным германским властям о выдаче для охраны Киево-Печерской лавры оружия. Оружие было выдано, и монахи встали на защиту своей обители. Об этом позднее отец Вячеслав чистосердечно признается в протоколе своего допроса в Яранском НКВД. 25 декабря 1921 года он  был возведён в сан иеромонаха. После захвата Лавры обновленцами, он оставляет родную его сердцу обитель и служит в различных местах Киевской епархии. В октябре 1932 года возводится  в сан архимандрита, 13 ноября 1932 года хиротонисан во епископа Новоград-Волынского, викария Киевской епархии с назначением управлять Житомирской епархией. С 5 ноября 1934 года Владыка Вячеслав -  епископ Сумской, викарий Харьковской епархии.

   Священник Иоанн Андреевич Серов в своём «Дневнике» так писал о Преосвященном: «В момент богослужения еп. Вячеслав невольно обращал внимание на себя молящихся в храме своим благоговейным служением. Служба его была без торопливости, выговор ясный и приятная дикция. Проповеди его были очень удачны, кратки, понятны, просты и иногда очень красивы… Я видел в нем действительного Епископа, которым и должен был он быть. Религиозно строг, как монах — не человекоугодник; затем серьезный пастырь, — а не овца, которым управляют овцы, — и которые теперь так в моде… Епископ Вячеслав не был лицеприятен, он не любил ходить в гости, не принимал никаких приглашений, а потому многим не угодил…»

   Назначенный 16 апреля 1936 г. на Яранскую кафедру, Владыка Вячеслав энергично принялся за налаживание здесь полноценной церковной жизни, пошатнувшейся после двух расколов (обновленческого и викторовского), которая начинала испытывать все большие гонения со стороны власти  в условиях намеченного властью курса на борьбу с «религиозными пережитками», в чем ярые борцы не гнушались никакими способами (к тому времени в Яранске остались действующими  из пяти два храма – Троицкий собор  и кладбищенская Вознесенская церковь). Новый Владыка наставлял верующих любить Церковь Христову, посещать храмы, особенно в дни праздников, сплачивать свои ряды, противодействовать закрытию своих храмов, не верить лживой схизме обновленчества (которая, впрочем, уже доживала свои последние дни). Особенный вопрос поднял отец Вячеслав и в пополнении кадров служителей церкви, ряды которых уже редели, с последующим их обучением, особенно диаконов и псаломщиков.   Всем эти Владыка ставил  только одну цель, как он выразился на своем допросе в НКВД в 1937 г. – «внедрение в народ религии и большого охвата верующих людей в церковь и религию». В одном из пунктов обвинения отца Вячеслава значилось: «Приходящим к нему священникам и другим церковнослужителям давал указания, чтобы среди населения  вести разъяснительную  работу за вовлечение крестьянства в общину верующих, путем внушения, что без веры в Бога и религии жизнь будет плохая».  В связи с этим отец Вячеслав поднял вопрос и о почитании  местного праведника старца Матфея.

 Преподобный старец Матфей почил в 1927 г. и был схоронен с большими почестями в ограде Яранской кладбищенской церкви (от нее не осталось ничего), как он и завещал. Сразу же после кончины преподобного началось его посмертное почитание. Сам преподобный незадолго до своей праведной кончины часто говорил, подобно Серафиму Саровскому: «Придите ко мне на могилку, излейте все свое горе, расскажите, как живому, все ваши беды и печали, и если я буду иметь дерзновение у Господа, то не оставлю вас без утешения». Люди помнили эти слова и  начали приходить к нему на могилку в ограде кладбищенской церкви, просить молитв, небесного заступничества и исцеления от недугов. Примечательно, что до 1937 г., когда официально началось почитание преподобного, паломничество носило неорганизованный характер и участников  его было немного. В большинстве своем на могилу приходили   верующие викторовской ориентации – сторонники епископов Виктора и Нектария, которых было очень много в Яранском уезде. В 1937 г. на своем допросе в НКВД священник кладбищенской церкви Николай Кедров сказал: «Верующие могилу Матвея стали посещать с первого года его смерти, а особенно приняло широкий размах посещения могилы с деления духовного течения на викторианскую и сергианскую ориентации… До 1936 г. могила Матвея, хотя и посещалась, но народу ходило немного».

    Прибывший спустя 10 лет после смерти преподобного в Яранск Владыка Вячеслав  не имел счастья общаться с ним, будучи живым, но, впечатленный историей его земной жизни и духовных подвигов, взял на себя ответственность начать его официальное почитание с последующей возможной канонизацией. Благодаря Владыке имя преподобного вновь стало известно Вятской земле, оно не было забыто, как имена других подвижников благочестия.  Могила старца была благоустроена, на ней устроена неугасимая лампада (по некоторым данным, была построена даже небольшая часовня с иконостасом, в которой и находилась лампада) и сделано бессменное дежурство из монахинь и верующих. На могиле стали часто совершаться панихиды и другие службы.  Было установлено ежегодно в день успения преподобного проводить на могиле торжественное моление.  Общее наблюдение над могилой было поручено священнику Николаю Кедрову и сторожу Пелагее Ильиничне Лыковой; последняя попутно собирала и пожертвования на елей для лампады, горевшей круглосуточно. Священникам церкви было благословенно совершать здесь заказные панихиды. Паломничество верующих к ней благодаря ко всему этому увеличилось. По воспоминаниям очевидцев, могила была всегда усыпана множеством цветов и обставлена иконами. Верующие постоянно брали землю с могилы, из-за чего ее приходилось обновлять. Сам Владыка был  живым примером для верующих, поскольку сам всегда заходил на могилку к праведнику и усердно молился здесь, когда шел в церковь.  По благословению Владыки было также  составлено по устным воспоминаниям первое «житие» преподобного Матфея и размножена его фотография.

   Священник церкви с.Лом о.Владимир Сырнев на своем допросе в НКВД в 1937 г. так рассказывал о начале почитания Владыкой преподобного: «С первых дней посещений кладбища  Шкурко стал вместе с верующими молиться на могиле Матфея, вскоре после этого на могиле появилась неугасимая  лампада, могила была благоустроена, кругом было много деревянных/железных разных иконок и цветов. Своим частым посещением могилы Матфея  Шкурко  дал возможность и способствовал распространению слухов, что старец Матфей святой человек, что даже архиерей преклоняется  перед ним и среди верующих  пошли упорные слухи, что скоро выйдут из старца мощи…»

    Священник Троицкой церкви г.Яранска Василий Головин рассказывал тогда же: «Епископ Шкурко Вячеслав в г.Яранск приехал весной 1936 г., с момента приезда Шкурко стал просвещать  бывшего  иеромонаха Матфея, стал очень часто  проводить службу, панихиды на могиле  иеромонаха Матфея, в результате на поклонение к  могиле Матфея приходило очень много народа. По инициативе Шкурко на могиле Матфея было организовано дежурство  из монашек. Могила была устроена  и ежедневно горела неугасимая лампада.  Приходящие граждане на поклонение могиле Матфея уносили траву или землю якобы для исцеления, как его прославил епископ Шкурко святым. Кроме этого Шкурко заказал фото размножить портрет старца Матфея  для распространения  славы и святости Матфея. Ввиду того, что сам Шкурко ходил на могилу Матфея и популяризировал его имя как святого,  чрез посредство этого увеличивался приток людей на могилу Матфея.

   Шкурко приходил каждый религиозный праздник проводить службу в Успенском соборе. После каждой службы присутствующим говорил проповеди; на вечерних службах проповеди он говорил на текущие  моменты религиозного характера, доказывая о бытии Божьем, которое отмечалось в печати антирелигиозного характера.  В результате своими проповедями Шкурко среди граждан внедрял религиозные чувства. В 1937 г. весной в личной беседе мне Шкурко говорил, что обновленческое течение не ведет борьбы за религию и эта ориентация не является  православной верой, а только гибель для народа. Обновленческие попы хочут завоевать доверие от советской власти, а нам это сергианцам не нужно, наша православная вера и мы должны повседневно вести борьбу  за религию».

   Коммунисты смотрели на все это иначе.  В одном из партийных документов 1937 года начало почитания было описано так: «Церковники г.Яранска для поднятия «престижа» церкви, увеличения своих доходов, а главное для привлечения  в церковь массы верующих и оказания на них тлетворного влияния, пытались открыть «мощи» бывшего иеромонаха авантюриста Матвея. Прославил его «святость» приехавший в Яранск архиерей Шкурко. Церковники производили продажу земли с могилы, брали по 10 к.  за щепотку и притом «внагрузку»  верующему давали крестик за 50 к. Было продан земли свыше 2 п. Продавалась  также с могилы и трава. Была устроена «неугасимая» лампада, елей в которую подливала мать коммуниста Волжанина. Применялось врачевание землей с могилы, как например 1 женщине, страдавшей зубной болью, ложили в рот землю. Развертывалось паломничество к могиле «святого», приходили религиозные фанатики, проживавшие от г.Яранска за 60 км…»

    Факт начала почитания преподобного обсуждался и на заседаниях Облисполкома, например в докладе «О работе Кировского областного оргбюро СВБ» в начале 1938 г.: «Из-за отсутствия повседневной разъяснительной агитационно-массовой работы СВБ и бдительности, классовые враги: церковники и сектанты всех мастей пролезали в слабые места  и протаскивали контрреволюционную агитацию против социалистического строя, как например, в Яранске свидетельствует факт о слабости нашей бдительности. И враги, пользуясь этим моментом, что и была попытка церковников открыть «мощи» бывшего иеромонаха Матфея, была на могиле устроена неугасимая лампада, применялось врачевание землей с могилы, развертывалось паломничество и т.д.»

  Прозвучала эта тема и в «Докладной записке об итогах избирательной компании в районе»: «В связи с избирательной компанией активизировали  свою контрреволюционную  деятельность  церковники в районе. Так, например,  в городе церковники для увеличения  числа верующих и помешать избирательной компании пытались «открыть мощи» авантюриста бывшего настоятеля монастыря Матвея, умершего в 1927 г. На могиле этого авантюриста горела неугасимая лампада – монахини аккуратно подливали в эту лампаду масло. На могиле была широкая торговля «святой травкой» и крестиками. Организатором такой контрреволюционной  авантюры был яранский епископ Шкурко».

  Народ всей душой полюбил нового Владыку. Рассказывают, что бы послушать его проповеди, люди ехали в Яранск за 40 и более верст.  Разумеется, власти в разгаре антирелигиозной борьбы не могли закрыть глаза на активную деятельность Владыки Вячеслава, который усилено поднимал религиозность народа, внушал ему любовь к Богу и к Церкви. По данным Яранского райисполкома на 1937 год в одном только Яранском районе имелось  8 церквей (Кугушергская, Яранский Успенский собор, Яранская Вознесеская церковь, Уртминская, Ломовская, Рождественская Никольская, Пержинская), в которых служило 22 «церковника»   (епископ, 13 священников, 3 диакона, 5 дьячков). Общая численность верующих без данных Кугунурской общины составляла 8279 человек. 22-24 января 1938 г. на общем районном партийном собрании прозвучало: «Случайно  или не случайно, но в Яранском районе антирелигиозная работа поставлена  из рук вон плохо. На 20 году революции   открыли мощи, с могилы этого «святого»  продают  землю. Районные  руководители  вместо того, чтобы разоблачать  махинации церковников и мобилизовать  массы, прятали это от партийных и беспартийных  масс».   Для партийных чиновников, эти цифры и факты в разгаре борьбы с религией были просто убийственными. За это наверху по головке не гладили…

     Поэтому  вскоре руководители района, сами подпинываемые директивами от высших инстанций, от слов  перешли к активным действиям. Еще 29 мая 1937 г.на заседании пленума некто Вавилкин от Яранской МТС внес предложение: «В смысле антирелигиозной работы центром, на котором надо сосредоточить нашу работу, является город. Здесь церковники работают в 2 церквях  с большим числом церковников и нам помоему надо крепко  взяться за то, чтобы  разбить это гнездо, добиться закрытия церкви в городе».

   Спустя несколько месяцев после начала почитания преподобного Матфея, 30 сентября 1937 г. в доме у Владыки Вячеслав был произведен обыск, а на следующий день сам он арестован по обвинению в антисоветской агитации и «восхвалении монархизма». Также он обвинялся в том, что ««являлся религиозным фанатиком, устраивал на могиле бывшего иеромонаха массовые моления, распространял фотографии старца Матвея».

Оперативно было сфабриковано дело и началось следствие. 7 октября 1937 г. состоялся первый допрос. Приводим его полностью.

 

 В.: Каким образом вы проводили и через кого религиозную пропаганду среди населения.

О: Я проводил пропаганду религиозного порядка через приходящих ко мне священников и верующих граждан, особенно председателей церковного совета и церковных старост, которым внушал и разъяснял, что нужно среди населения вести разъяснение, что бы все граждане почитали церковь, что без истинной православной церкви существования человечества невозможно. Рекомендовал соблюдать святые религиозные праздники, в эти дни работать никто не должен, все должны отдыхать, это я проводил с целью вовлечения населения в число верующих, так как за последнее время от религии многие оттолкнулись, в церковь не ходят и храмы пустуют.

 В: какие вы давали указания приходящим к вам священникам по вопросу закрытия церквей.

О: действительно приходящим ко мне священникам с жалобой по вопросу закрытия церкви. Я говорил и внушал, что закрытие церквей никакая местная власть делать не может, так как церковь отделена от государства и что если на местах власти закрывают церковь, я рекомендовал организовать верующих и от последних отбирать подписи за открытие церкви, а бумаги с подписями направить в Москву с ходатайством. В результате чего священником Рождественской церкви Шерстеневым и священником Никольской церкви Поповым было организовано населением собрание подписей за открытие церквей и командирование ходока в Москву, в ЦИК с ходатайством об открытии церкви.

 В: Как вы ставили вопрос пред священниками о кадрах церковнослужителей

О: Я приходящим ко мне священникам действительно ставил вопрос о изыскании на местах верующих людей, способных вести службу в церкви псаломщиков и дьяконов, которых необходимо соответствующим образом обучить, т.к. духовные училища и семинарии сейчас не существуют, священники и дьяконы по старости лет работать не могут, а вести богослужение не нужно, вследствие чего я вынужден поставить перед всеми священниками целью подготовлять кадры церковнослужителей и этим мыслил расширить религию среди населения.

 О: По вопросу религиозной пропаганды какие вы вели беседы со священником Хмельковым?

О: При каждой встрече с Хмельковой я действительно вел беседы на религиозные темы, зная, что он религиозный фанатик, очень грамотный человек, хорошо разбирается в религии. Мне известно, что в период 1924-1925 годов Хмельков среди населения вел агитацию за религию, неоднократно выступал на диспутах, где доказывал значение религии, ее необходимости.

 Имел ввиду его как истинного православного христианина, я ему рекомендовал вести и сейчас разъяснительную работу среди населения с целью внедрения в народ религии и большого охвата верующих людей в церковь и религию.

 В: Почему вы внушаете верующим, что б/иеромонах Матвей является святым человеком?

 О: Я хотя иеромонаха Матвея не знаю, но будучи на кладбище я как правило, прежде чем идти в церковь, действительно вместе с верующими совершал моление на могиле Матвея, чем внушал, что Матвей был не простой человек, а отсюда с целью материальной выгоды священники кладбищенской церкви могилу Матвея благоустроили и через нищих распространили по всему округу о святости Матвея. К могиле стали приходить исцеляться, поклоняться и производили на могиле панихиды, за что священники Кедров и другие брали деньги с молящих за землю, траву, на елей и кроме этого на могиле продавали нательные кресты, а доход от могилы шел в доход кладбищенской церкви.

 В: До приезда вас в Яранск об этой могиле знали очень немногие, почему с приездом Вас в Яранск могилу стала посещать масса народа.

 О: Хотя и до меня могилу Матвея знали, но действительно с моим приездом посещение могилы заметно увеличилось, из ближних сел верующие приходили поклониться к могиле Матвея и брали землю, на могиле служили панихиды, раньше этого не было, я своим посещением могилы Матвея и молением на ней дал верующим понять, что здесь похоронен не простой человек, а человек, который всю свою жизнь посвятил служению Богу и в бытность его жизни его считали прозорливым старцем, я своим отношением еще больше уверил, что ему нужно поклоняться и в начале лета 1937 г. среди верующих пошли слухи, что скоро из старца появятся нетленные мощи.

 В: Вы с целью внедрения суеверия среди населения распространяли фотографии старца Матвея

О: Среди населения фотографий старца Матвея не распространял, но мной была дана одна фотография своему послушнику Матюшину Авелю и Алексеевой Марии, фотографий в количестве 3х штук я получил от иеромонаха Черных Николая, больше фотографий у меня о.Матвея не было.

 В: Для какой цели вы будучи в монастыре Киево-Печерской Лавры из Германской комендатуры получали оружие, кто получал оружие, кто был вооружен и для какой цели вам было нужно оружие.

О: Оружие было получено из немецкой комендатуры в количестве  70 винтовок, 10 револьверов и 20 шашек домоуправителем лавры Бушковым, указанное оружие было получено по ходатайству Архимандрита Климентьева для охраны лавры, охрана лавры была организована из послушников монастыря, на которых была возложена охрана монастыря.

В: какое участие принимали вы лично в получении оружия и организации вооруженной дружины

О: В получении оружия я участия не принимал, а лишь только подписал бумагу на получение оружия, а также никакого участия в организации дружины не принимал.

В: Где сейчас хранится оружие, которое было в монастыре

О:  Где хранится оружие, мне не известно.

 

    В качестве улики к последним словам Владыки была прикреплена маленькая бумажка за 1918 год в адрес немецкой комендатуры, с просьбой отпустить монастырю оружие, с подписью отца Вячеслава; непонятно, каким чудом чекисты смогли найти ее (возможно, Владыка хранил ее у себя на память о страшных днях).

   29 ноября 1937 г. состоялся второй и последний допрос Владыки. На этот раз упор обвинителей  был сделан на агитацию против коллективизации и знакомство его с известным епископом Антонием Храповицким, одним из лидеров антиобновленческого сопротивления. Первое о.Вячеслав отрицал, а по второму сказал, что с епископом он не знаком лично.

   Параллельно с допросами Владыки были допрошены другие священники Яранской епархии, чистосердечно рассказывавшие о своем отношении к почитанию прп.Матфея и действиям Владыки.   Еще 26 июля 1937 г. был допрошен священник кладбищенской церкви Николай Кедров, из протокола которого выходило, что священник не считал преподобного Матфея святым и откровенно не понимал причин начала его почитания, а, возможно,  батюшка просто искусно скрыл свое истинное отношение и к тому и другому, чтобы самому не попасть в мясорубку террора. Кроме того, старый священник говорил, что ничего не знает о деятельности Владыки, часто повторяя слово «не знаю…»

В: Скажите, кто из служителей культа принимал участие в оформлении могилы старца Матвея

О: Из служителей культа участия никто не принимал

В: Кто же могилу старцу приводил в порядок и ведет за ней наблюдение

О: Кто приводил в порядок могилу сказать не могу, но за лампадой на могиле ведет наблюдение сторож Лыкова Пелагея Ильична

В: Кто поручал ей вести наблюдение Вы или другие священники

О: Никто ей не поручал, она действует по своей воле

В: Какое участие принимает духовенство в поднятии веры в старца Матвея

О: Со стороны нас священников, по просьбе верующих  проводится служба (панихида) на могиле старца Матвея.

В: Шкурко знает ли о могиле старца Матвея

О: Да, знает

В: скажите какое мнение у Шкурко в отношении могилы старца

О: Какое мнение сказать не могу, но мне известно, что Шкурко на могиле бывал, но служил ли не помню

В: Скажите, как реагировал Шкурко , когда узнал, что у могилы старца Матвея много собирается народа и часто служат панихиду священники

О: Разговора в отношении могилы о.Матвея у меня с Шкурко не было и как он на это реагировал  сказать не могу

В: Когда вы узнали, что есть могила старца Матвея

О: Матвей похоронен в 1927 г., в похоронах  последнего я участвовал

В: Скажите, с какого времени могила Матвея стала посещаться верующими

О: Верующие могилу Матвея стали посещать с первого года его смерти, а особенно приняло широкий размах посещения могилы с деления духовного течения на викторианскую и сергианскую ориентации, но за последний  год у могилы стало собираться народу ежедневно большое  количество, но что делает народ на могиле не знаю

В: Скажите зачем на могиле Матвея собираются  верующие

О: К могиле Матвея верующие собираются из Яранского района  и других районов помолиться, иногда приглашают меня или других священников викторовской  ориентации.

В: Скажите как вы рассматриваете могилу Матвея как обман, внедрение суеверия или признаете его святым

О: Святым Матвея я не считаю, но что заставляет посещать народ могилу  сказать не могу

В: Скажите почему вы, зная, что Матвея, простой смертный мог заслужить себе загробную славу, что вы еженедельно на его могиле служите панихиды

О:  Панихиды я служу по просьбе верующих за деньги, примерно 2-3 раза в неделю

В: Скажите какое участие в охране могилы Матвея принимает Волжина Акулина

О: Об этом мне не известно

В: Скажите  служил или нет епископ Шкурко панихиды на могиле Матвея и как часто

О: При посещении кладбищенской  церкви  епископ Шкурко  прежде чем зайти в церковь  идет к могиле Матвея, где производит моление, а так же с ним молятся  и верующие, пришедшие в церковь, служил или нет панихиду Шкурко сказать не могу

В: Расскажите какие у вас были разговоры  в отношении могилы Матвея  с Шкурко

О:  Разговоров в отношении могилы Матвея у меня с Шкурко не было

В: Скажите своим отношением к могиле Шкурко давал ли понять вам о почете могилы Матвея

О: Да, действительно Шкурко  своим добролюбивым отношением к могиле, выражающее в посещении   и поклонении молением на могиле  давал нам свой пример, что нам нужно также посещать и молиться  за Матвея, также он вел за собой верующих

В: Значит Шкурко зная, что Матвей никакой не святости  не представляет, внедрял суеверие, обман верующим

О: Да, до 1936 г. могила Матвея, хотя и посещалась, но народу ходило немного, с прибытием Шкурко  и его поведение моление на могиле возбудило  у нас веру в Матвея и дошло до того, что стали брать землю и траву с могилы  для исцеления

В: Скажите, кто в праздники дежурит возле могилы Матвея

О: Мне известно, что в большие  праздники Вознесения  и  Радоницы  у могилы дежурила Волжанина Акулина  Иванова, в обязанности  которой входило собирать  пожертвование на елей

В: Скажите, куда поступили деньги, собранные  на могиле Матвея

О: Собранные деньги Волжаниной  у могилы сдаются в доход церкви.

    В тот же день, когда был допрошен священник кладбищенской церкви, 26 июля 1937 г. был произведен осмотр могилы прп. Матфея в присутствии понятых – того же священника Кедрова и председателя горсовета А.Н.Старикова «на основании поступившего заявления о том, что у могилы бывшего иеромонаха Матвея производится возбуждение суеверия». В акте осмотра было записано:

  «Могила б.иеромонаха Матвея расположена на кладбище г.Яранска в 50 метрах юго-восточнее от церкви. При наружном осмотре могилы обнаружена земля (холмик)выложена из дерна свежей кладки, около памятника в фонаре горит лампада. На могильном холмике обнаружено во внутри холмика  4 отверстия глубиной  по 25-30 мм., из которых земля выбрана верующими. В отверстие свободно проходит рука , следовательно, можно заключить, что земля выбрана верующими руками. На могиле имеются живые цветы. Кроме изложенного никаких предметов на могиле не обнаружено».

  К концу 1937 года участь Владыки была решена. 9 декабря 1937 г. состоялось заседание Особой тройки при УНКВД Кировской области по делу епископа Вячеслава.

 

  Слушали: Дело № 6978 Яранского РО УНКВД по обвинению Шкурко Вячеслава Феофановича, 1886 г.р., епископ Яранской епархии, в 1918 г. был помощником правителя Киево-Печерской Лавры для вооружения монахов, получил от германской оккупационной армии 70 винтовок и 10 револьверов.

 Обвиняется в том, что для к-р деятельности группировал вокруг себя духовенство, давал им указание о развертывании к-р деятельности, вел антисоветскую агитацию, восхвалял монархизм.

Постановили: Шкурко Вячеслава Феофановича расстрелять. Имущество конфисковать.

 

17 декабря 1937 г. Владыка был расстрелян.

   Ближайшим помощником Владыки был его послушник иеромонах Авель (Матюшин), о котором он упоминал в протоколе своего допроса; послушник распространял фотографии отца Матфея. Отец Авель, уроженец с.Песчанка Каменец-Подольской губернии, прибыл в Яранск вместе с Владыкой Вячеславом и остался здесь после его ареста. В 1947 г. он также был арестован по ст.58 п.10 и отбывал срок в Мордовии. Освободившись в 1955 г., отец Авель вновь вернулся в Яранск. Ему было уже 65 лет. На некоторое время он ездил на свою родину, на Украину, нашел там своих племянников и затем снова вернулся в Яранск. Отца Авеля очень хорошо знали в Яранске, приходили к нему за советом прямо домой; в народе его считали прозорливым. Отошел ко Господу отец Авель в 1967 г., завещав себя похоронить на новом кладбище города. Завет его был исполнен. Народная тропа к его могилке не зарастает. Яраничи продолжают чтить подвижника благочестия, ухаживают за его могилкой и просят молитв и небесного заступничества. А вот где находится могила самого Владыки Вячеслава – никто не знает до сих пор…

 

АРХИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ (специально для неверующих)

 

Следственное дело епископа Вячеслава (Шкурко): ЦГАКО ф. СУ-6799 оп.6 д. 6 су-7949 т.1

Партийные протоколы: ЦГАКО ф. П-1290 оп.1 д.173 лл.19-20; ф. П-1290 оп.2 д.166 л.10; ф. П-1177 оп.1 д.196 л.31; ф.П-1177 оп.1 д.172 л. 91 об.

 

 

 

 

 

 

  

 

Комментарии

К данному материалу не добавлено ни одного комментария.