Братчиковы: три века, три переселения

История генеалогического поиска по восходящей линии крестьянского рода Братчиковых, проживающих в 18-20 веках на территории Пермской губернии. Рассказ начинающего исследователя о трудностях поиска и личных открытиях в ходе работы.

Целью моего поиска были имена прямых предков по линии матери Братчиковой Веры Афанасьевны. Приступая к работе я обладала стартовым документом – свидетельством о рождении моего дедушки Афанасия Братчикова. Это отец моей матери. Дедушка Афоня родился в 1931 году в деревне Мизева Уинского района Уральской области (с 1938 - Пермской). Что это за место? Эта деревушка расположена на речке Уя, притоке р. Аспы. Название связано с фамилией Мизев. Согласно книге Е. Шумилова  («Тимошка Пермитин из деревни Пермяки: географические названия и фамилии Пермского края») [1] фамилия Мизев образована от коми-зырянского прозвища Мизьо, что означает «младший ребенок в семье». В той же книге написано, что деревня Мизева известна с 1904 года, но это, конечно же, не является истиной. Самое раннее упоминание деревни, которое находила я (в метрических книгах) относится к 1876 году [2]. Летом 2023 года я посетила деревню Мизева и районный центр село Уинское. В отделе краеведения Уинской библиотеки я ознакомилась с историческими данными о всех деревнях района. И там я нашла интересную информацию о деревне Мизевой: якобы, по рассказам старожилов, первым поселился в этих местах в 1865 году Кирилл Братчиков, позже его сын Трифон привез сюда своих братьев Ефима и Петра Мизёвых – в честь их и названа деревня. Ни Кирилла ни Трифона Братчиковых, живущих в Мизева в нашем роду не найдено.

Мой дед Афанасий  был строг и немногословен – таким я его запомнила, когда была ребенком. Он умер в 1998 году задолго до того, как во мне проснется интерес к генеалогии. Детство дедушки трудно назвать счастливым – мать его умерла, когда ему было 1,5 года, а отец оставил его, уехав с новой женой и  пропал без вести. Деда воспитала бабушка. В 1959 году дед приехал из Молотовской области на Всесоюзную комсомольскую стройку в Свердловской области – возводить качканарский горно-обогатительный комбинат и поселок. Он перевез сюда жену, построил дом, здесь родились их дети. Этот переезд будет первым в моей сегодняшней истории – он состоялся в середине ХХ века.

Армейский портрет дедушки

Для поиска предков деда я обратилась к метрическим книгам Михайло-Архангельской церкви села Аспа, к которой относились жители д.Мизево. Там я нашла запись о рождении и крещении дедушкиного отца Гаврила [3], брак родителей Гаврила Якова Фролова Братчикова и Пелагеи Леонтьевны Ваньковой [4]  и рождение Пелагеи Леонтьевны [5]. С метриками я работала дома с телефона, спасибо за эту возможность порталу Архивы Прикамья. Дерево Братчиковых обрастало множеством новых имен. Книги я просматривала в обратной хронологии,  к середине 19 века Братчиковы перестали попадаться в книгах, а затем исчезло и упоминание деревни Мизева. Позднее я осознала свою ошибку – по неопытности я просматривала книги «по диагонали» в поисках нужного мне населенного пункта и поэтому поздно обратила внимание на записи о семье Братчиковых «из деревни Бадьи Юмской волости Чердынского уезда, проживающей в д.Мизевой». Так я узнала откуда прибыла моя семья, так как самое раннее упоминание Братчиковых в Мизево относится к 1883 году, по моим подсчетам переселение случилось в 1875- 1882 годах. Позднее я узнала, в ревизских сказках Юмской волости я узнала, что некоторые Братчиковы давно переселились в Осинский уезд, еще до 1850 года [6]. Это второе переселение Братчиковых – середина XIX века.

МК 1884 Аспинской церкви

Продолжала свой поиск уже помощью метрических книг Рождество-Богородицкой церкви села Юмо-Лопвинского (сейчас село Юм) [7 - 13]. К этой церкви были приписаны крестьяне деревни Бадья.

Деревня эта стояла на реке Бадье. Исследователь  Е.Н. Шумилов в книге «Населённые пункты Пермского края: Краткий исторический справочник» [14]. называет годом возникновения деревни 1721 г. Согласно ревизской сказки 1762 [15] года в деревне Бадьинской проживали крестьяне по фамилии Бартовы, Дружинины, Петуховы, Братчиковы не числятся. Деревня существует до сих пор в составе Юрлинского района Пермского края. Уверена, что Братчиковы до сих пор проживают там и мы с ними имеем общих предков.

С помощью  метрических книг и ревизских сказок мне удалось найти еще несколько поколений прямых предков.

Из интересных фактов, например, выяснилось, что у Петра Лаврентьева Братчикова и его жены Марии Авакумовны за 40 лет совместной жизни родилось 16 детей. Это наибольшее количество детей от одной жены в истории моей семьи по всем линиям. Еще любопытным фактом стал поражающий современного человека своим неравенством второй брак 59-летнего Андрея Арефиева Братчикова на 17-летней девушке. И много других интересных деталей, которые можно заметить изучив 50-летний промежуток жизни одной семьи.

На помощь пришли и ревизские сказки 1834 г. [16], 1850 г.[6]. Из последней  я узнала, что «Арефья Петрова от первой жены другой сын Яков (22) – переведены в Осинский уезд в 1847 году, Яковлев сын Малафей (2) – переведены в Осинский уезд в 1847 году». Вот тогда семья разделилась, но через 30-40 лет оставшиеся дети Арефия тоже отправятся в Осинский уезд со своими семьями и поселятся в Аспинской волости.

Однако, углубившись в XVIII век след Братчиковых снова потерялся. В первых ревизских документах 1722 г. деревня Бадья не упоминается. В 1763 Бадья есть, но Братчиковых в ней еще нет [15]. Самое раннее упоминание я нашла в метрических книгах села Юмо-Лопвинского за 1769 год [7].

В ней написано имя Зотея Лаврентьева сына Братчикова из д.Бадья который женится на девице Параскеве Дёминой.

К этому моменту я уже знаю, что Петр Лаврентьев Братчиков мой прямой предок, с ним живут его братья, но никакой информации об их отце Лаврентии Братчикове уже не нахожу.

Было очень интересно узнать – откуда они появились в Чердынском уезде, но источников уже не было. На помощь мне пришел портал Родная Вятка [17].  Я из интереса набрала фамилию моих предков в поисковике там и нашла там Братчиковых в списке вятских родов. Открыла карту распространения фамилий. Мне показалось совсем не случайным, что все деревни с Братчиковыми расположены в Кайгородском уезде на границе с Чердынским уездом и Юмским станом в частности. И я попробовала поискать заветную фамилию в первых ревизиях на сайте, а конкретно я искала Лаврентия Братчикова либо его сыновей. И нашла…

 В ревизии 1746 года [18] записано, что в деревне Братчиковской Зюздинской волости Кайгородского уезда Вятской провинции Казанской губернии проживал 20 летний Лаврентий Леонтьев сын Братчиков. Возраст Лаврентия хорошо подходил, однако у меня не было прямых доказательств – что он и есть мой предок.

Я села вновь просматривать самые первые метрики с. Юмо-Лопвинского в поисках зацепок, ведь скоропись XVIII века очень непроста в чтении. Изучив записи более внимательно, я все таки нашла то что искала: в метрике 1770 года » [7] в разделе о браке я нашла запись которую ранее пропустила, она гласила: «означенного Юмо-Лопвинского прихода венчали Лопвинского стану деревни Титовы отрока Гаврила Титова Зюздинцего приходу, крестьянствующего в Юмском стану крестьянина Лаврентия Братчикова с дочерью его Евдокией».

Теперь я имела хотя бы косвенное подтверждение, что Лаврентий Братчиков из Зюздинской волости – мой. Кроме того, в других деревнях Зюздинской волости других Лаврентиев Братчиковых я не нашла. В последующей ревизиии 1764 года [19] Лаврентий так же числится, но отсутствуют записи о его детях. Он сам и его дети появляются в документах Юмского стана в 1769, значит, переезд состоялся в период с 1765-по 1768 год – середина XVIII  века. Это третье переселение Братчиковых в моей истории. 

Так, моя семья в поисках лучшей жизни, плодородной почвы и своего места под солнцем каждые сто лет совершала переезды. К сожалению,  у меня нет связи с современными потомками Братчиковых – линия моего дедушки, к сожалению, пресеклась. А иначе было бы интересно увидеть  - работает ли родовой сценарий по переселению и сорвутся ли они со своих мест после 2050 года.

Примечания:

1. Шумилов Е.Н. Тимошка Пермитин из деревни Пермяки: географические названия и фамилии Пермского края. - Пермь, 1991. С. 73

2. Государственный архив Пермского края (ГАПК). Ф.719. Оп. 8. Д. 345б. Метрическая книга Михайло-Архангельской церкви с. Аспинского Осинского уезда Пермской губернии для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших 1876 г. Л. 7.

3. ГАПК. Ф.719. Оп.8. Д. 437. Метрическая книга Михайло-Архангельской церкви с.Аспинского Осинского уезда Пермской губернии для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших 1910 г. Л. 37.

4. ГАПК. Ф.719. Оп.8, д. 436. Метрическая книга Михайло-Архангельской церкви с.Аспинского Осинского уезда Пермской губернии для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших 1909 г. Л.71.

5. ГАПК. Ф.719. Оп.8, д.355. Метрическая книга Михайло-Архангельской церкви с.Аспинского Осинского уезда Пермской губернии для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших 1889 г. Л.31.

6. ГАПК. Ф.111. Оп.1. Д.2396.  Ревизские сказки 1850 года Пермской губернии Чердынского уезда Юрлинской волости Юмского, Юрлинского и Усть-Зулинского сельских обществ о состоящих государственных крестьянах. Л. 283 об.

7. ГАПК. Ф.37. Оп. 3. Д. 303. Метрические книги церквей сел Вильвы, Гаинского, Косинского, Мошево, Пятигор, Урольского, Юксеевского, и др. Чердынского уезда за 1760-1779 гг. Л.388, 425.

8. ГАПК. Ф.37. Оп.3. Д. 229. Метрические книги [Преображенской] и Успенской Богородицкой церквей г. Чердыни, церквей сел Вильгорта, Искора, Покчи (Покчинского), Салтанова и др. Чердынского уезда, 1803 г. Л.475.

9. ГАПК. Ф.37. Оп.3. Д. 224.  Метрические книги Воскресенского собора, Богоявленской, Преображенской и Успенской Богородицкой церквей г. Чердыни, церквей сел Вильвы, Сиринского, Уролки (Урольского), Шакшера и др. Чердынского уезда, 1805 г. Л.406.

10. ГАПК. Ф.37. Оп.3. Д. 218. Метрические книги Преображенской, Богоявленской и Успенской Богородицкой церквей г. Чердыни, церквей сел Искора, Ныроба, Пятигор, Сиринского и др. Чердынского уезда, 1808 г. Л. 325.

11. ГАПК. Ф.37. Оп.3. Д. 234. Метрические книги Воскресенского собора, Богоявленской, Преображенской и Успенской Богородской церквей г.Чердыни, церквей сел Верх-Язьвы, Губдора (Губдорского), Лемешева (Лимежа), Редикора, Серегова и др. Чердынского уезда, 1811 г. Л.353.

12. ГАПК. Ф.37. Оп.3. Д. 240. Метрические книги Восресенского собора, Богоявленской, Преображенской и Успенской Богородской церквей г. Чердыни, церквей сел Искора, Ныроба, Пянтега, Юксеева и др. Чердынского уезда, 1817 г. Л. 300.

13. ГАПК. Ф.719. Оп.11. Д. 298. Метрическая книга Рождество-Богородицкой церкви с.Юмо-Лопвинского Чердынского уезда Пермской губернии для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших, 1830 г. Л.101.

14. Шумилов Е. Н. Населённые пункты Пермского края: Краткий исторический справочник. Изд. 2-е, испр. и доп. - Пермь, 2012. Часть 1. С.5

15. Российский Государственный Архив Древних Актов (РГАДА). Ф.350. Оп.2. Д. 4055. Сказки о купцах и выбывших монастырских крестьянах г. Чердыни, государственных черносошных, монастырских и государственных крестьянах, приписанных к Аннинскому, Петропавловскому, Турьинскому, Пыскорскому и Висимскому медеплавильным заводам Бондюжского, Большекочинского, Вильгорского, Гаревского, Губдорского, Гаенского, Даниловского, Долдинского, Имаского, Искорского, Колчужского, Кулаковского, Кушмангорского, Коссинского, Лекмортовского, Лонвинского, Лемьянского, Нырыбского, Нижнекосинского, Покчинского, Пускипского, Пятигорского, Рядикорского, Сереговского, Салтыновского, Ужчинского, Цыдвинского, Ямского, Юксиевского, Янидорского станов Чердынского у., 1763-1769. Л. 24.

16. ГАПК. Ф.111. Оп.1. Д. 2369. Ревизская сказка 1834 года апреля 15 дня Пермской губернии Чердынского уезда Юрлинской волости о состоящих государственных крестьянах. Л.157 об.

17.  Родная Вятка: сайт, краеведческий портал, раздел «Словарь фамилий» / Киров, 2011 - .URL: https://rodnaya-vyatka.ru/kvr/families/1443 (дата обращения: 27.06.2021).

18. РГАДА. Ф.350. Оп.2. Д.1229 Сказки о государственных крестьянах Зюздинской волости Кайгородского у. 1746 г. Л.196.

19. РГАДА. Ф.350. Оп.2. Д.3934. Сказка о купцах г. Кайгородка, о монастырских, государственных черносошных крестьянах и солдатах, содержащих ландмилицию, Подгородной, Пувсейской, Бутинской, Лоенской, Волоснитской, Гидаевской, Зюздинской волостей Кайгородского у. 1763 г. Лл. 633-991.

Комментарии

К данному материалу не добавлено ни одного комментария.