Навстречу 650-летнему юбилею города Кирова. Часть 2.

Какое имя – Хлынов или Вятка – было первое? Вятичи – не вятчане? Почему Киров остается Кировым?
Продолжаем разговаривать с историком Алексеем Мусихиным.

https://dzen.ru/video/watch/63af224745b6847d17a59dd1?t=2

 

Комментарии

Аватар пользователя skygrad

Хлынов был переименован в Вятку в связи с созданием Вятской губернии, до того был Хлыновский уезд и другие на месте разодранной по частям Вятской земли. Нечто схожее случилось и с появлением Кирова и Кировского края, тоже собранного по частям разодранной Вятской губернии для повышения статуса города и региона названного по имени убитого почитаемого большевика. Население Кирова на половину пришлое, им нет дела до прошлого, плюс, еще остаются приверженцы советских времен. Поэтому город Киров сохраняет свое имя. Ничего плохого я тут не вижу - Киров взял псевдоним по имени некого Кира, а это был не только царь, но и святой Кир (Киро-иванная церковь была в В. Новгороде на улице Кирова!). В Кирове надо поставить храм в честь св. Кира в стиле хайтек для привлечения молодых. 

Аватар пользователя дядя Женя

Алексей Леонидович, Вы уверены, что Сергей Миронович Киров (Костриков) родился в Уржуме? Год его рождения известен. Почему до сих пор никто не опубликовал или не представил в телепередаче копии метрической книги с записью о рождении, о составе семьи? В Книге Вятских родов на всю Вятскую губернию записана одна семья Костриковых в г. Уржуме, явно, приезжих, поскольку корней Костриковых здесь нет. Для Вятки он, практически никто: в детстве жил, но революционной деятельностью здесь не занимался, в Вятке не бывал. И вообще, есть ли какие его следы: где учился, работал? И не пора ли в преддверии юбилея вернуть городу историческое имя, связанное и с вятскими брендами - Вятская дымка - глиняная игрушка, молоко Вятушка и т.п. Вы в передаче утверждаете, что был один город Вятка, получается, он же Хлынов, поскольку Вятка указана среди городов дальних и близких в списке российских городов и не допускаете, что показанная в Книге Большому чертежу "а по Котельничь город Вятка" одновременно с Хлыновом и есть старая Вятка или оставшееся после неё городище на месте Шабалинского? Заметьте, на карте отмечено и Чёртово городище - замок булгарского феодала с башней Алабуга. То есть, отмечены и городища. Это вполне логично, если эти городища играли в своё время значительную роль, но на момент составления карты были уже полуразрушены. В второй передаче упоминаете Фаткун из арабоязычной рукописи, но игнорируете булгарские хроники, которые касаются вятской территории и название реки Нукрат по булгарской терминологии. Там, кстати, упоминаются аулы на Нукрат-су Малмыш и Урджум, названные по именам их владельцев. И, если хотите, балик Нукрат на Нукрат-су, то есть селение Вятка на Вятке реке. И город Колын (Ковровское городище), названный по имени кана Колына. И перенесённая из полуразрушенного городка Колына-Вятки столица Вятской земли в новопостроенный укреплённый Хлынов стала так называться не по речушке Хлыновке, а по Колыну: Колын-ов - Хлын-ов. Обычно малые речушки назывались по населённому пункту, поскольку своего названия не имели. А то, что в переписи русских городов упомянута одна Вятка, это, естественно, как и то, что в Книге Большому чертежу есть оба эти названия: Хлынов был построен  позднее, а от Вятки осталось городище, а также волостка Городок с населённым пунктом Городок (есть на карте на месте Шабалинского городища). В передаче Вы как-то туманно объясняете, что Вятка в списке городов - это, вроде как общее название Вятской земли. Заметьте, на то время Хлынова ещё не было, а Вятка в списке городов есть. Единственный город на Вятской земле.

Аватар пользователя a-musikhin

Метрическая запись о рождении Сергея Кострикова: Центральный государственный архив Кировской области. Ф. 237. Оп. 226. Д. 137. Л. 232, 242 об. – 243.

См. на с. 29: https://kirovmuseum.ru/virtual3.pdf

А в Питере хранится выписка из метрической книги о рождении Кирова: https://www.old.spbmuseum.ru/funds/233/3459/

Я только не понимаю, какое значение имеет то, где точно он родился?

Аватар пользователя skygrad
Вот что пишет исследователь Трусов С. В. на основании булгарской хроники:
   "В 930 году на землях вятичей возникло государство, во главе которого встала династия Кучковичей (ветвь булгарской династии Мардуан-Дуло). Все время своего существования это государство вело борьбу с русскими княжествами, отрывающими от него все новые и новые территории. В конце 11 века князь вятичей Хаддад (в русских источниках Ходота) укрыл на своей территории беглого хана Волжской Булгарии Ахада. Ахад на выделенной ему земле в 1088 году построил Москву. В 1112 году Владимир Мономах сжег столицу вятичей город Кордень за то, что там укрывался половецкий хан Шарукан.
   Москва стала столицей Кучковичей. В ней выросли последние князья государства вятичей и сын Ахада Колын. Колын, оказавшийся в дальнейшем в Волжской Булгарии..."
 
Так что вполне вероятно, что этот Колын привел с собой вятичей с Оки и именно от них появилось новое славяно-русское название река Вятка. Колын наверняка был заметно обрусевшим человеком. Да, и само его имя Колын, скорее, приобретенное в связи с построением нового городка Колына, названного так по древнему городу Гелон, бывшему когда-то в устье Вятки.
Кстати, во внутривальных укреплениях Слободского городища найдены характерные для ранней Москвы крюковые конструкции, а это подтверждает прибытие к нам вятичей.
Аватар пользователя дядя Женя

Дата постройки Колына возле балика Нукрата на Нукрат-су (по-булгарски) 1150 г., что вполне укладывается в эту версию.( По-русски - городка Колына возле селения Вятки на Вятке-реке, острог мог позднее появиться, а, может быть, уже был). А связь сына Ахада - Колына с русскими из Кучковичей вполне обосновывает то, что два городка, булгарский и славянский, стоявшие один напротив другого, не только мирно уживались, но, очевидно, совместно контролировали торговый путь между Устюгом и Булгаром.

Аватар пользователя дядя Женя

По поводу Кучковичей. В 2018 г. в Марийском книжном издательстве вышла книга Г.Г.Ямбаршева, в которой 4 повести со времён Андрея Боголюбского, который "совершил поступок, недостаточно оценённый временем, остановивший процесс удельного дробления на севере Руси. В противовес киевскому он создал  владимиро-суздальское княжество с единовластной формой управления, определив территорию будущего Московского государства". Повесть начинается с убийства Юрием Долгоруким боярина Кучки и женитьбе на его дочери Улите своего сына Андрея, строительства на месте села Кучково в 1147 году будущей Москвы. О междоусобных разборках потомков Ярослава Мудрого за киевский престол и участия в этих разборках угров, ляхов и половцев. Мать Андрея Юрьевича (Боголюбского) была половчанкой.  Без схемы родословия в повестях трудно разобраться. Вторая повесть - "Тернистый путь к миру" Великий князь Всеволод Большое Гнездо продолжил политику брата Андрея Боголюбского, сохранив единовластие. При нём на Руси прекратились междоусобные войны. Третья повесть - "Судное время" Князь Ярослав Всеволодович, отец Александра Невского, прослыл в молодые годы бескомпромисным властителем Великого Новгорода. Время и кровавые события монголо-татарского нашествия научили его ценить жизни своих подданных. И четвёртая повесть - "Хранители веры". Дружба знатного боярина Великого Новгорода Борислава Михайловича и купца из далёкого Галича Богдана Дреговича развивается в трагическое время, когда старшие сыновья Александра Невского, Андрей и Дмитрий, делили великокняжеский престол с помощью войск великого хана Золотой Орды, используя подкуп, коварство и лесть. Есть в книге и о походе Всеволода Юрьевича на Булгар.

Аватар пользователя skygrad

жена Боголюбского была булгаркой и мужа ненавидела за убийство отца его отцом (в повести о начале Москвы сказано, что его утопили при взятии Кучкова городка). Она составила заговор и Андрей князь был убит на ступенях лестницы в башне-донджоне, где ночевал по традиции норманов. Улиту конечно, казнили потом. Вообще, князья часто роднились с иноплеменными соседями ради выгод политики.

Аватар пользователя дядя Женя

Да, про Улиту в повести Г.Г.Ямбаршева "Власть и кровь" всё так (он историк, заслуженный работник образования Марий-Эл, родом из Тужинского района), про Кучка, отца Улиты, что его дружинник мечём зарубил, когда тот с Юрием Долгоруким грубо разговаривал. "Боярин, ты не о двух головах, - грозно прервал князь. - Ведаю , князь, любезно произнёс Кучка. И не удержался: - Всё думал, за что тебя Долгоруким прозвали. Теперь знаю: за глаза завидущие и руки загребущие". Суть не в том, утопили его или зарубили. Общая канва повести на исторических фактах основана. Жаль, что современные историки за пределы "Повести о стране Вятской" и русских летописей в истории Вятской земли не выходят.

Аватар пользователя skygrad

Вятских историков нет и может никогда и не было. Что-то пишут, часто вкривь, да, вкось, разные краеведы, да, официоз от истории. Одни стараются не мутить воды, а другие, наоборот, - мутят )) Но запущенные в интернет идеи овладевают массами. Подрастает молодежь, не все испуганы и куплены. Вообще, все скоро может сильно перемениться.

Аватар пользователя a-musikhin

Евгений, вся надежда на вас! Вы у нас единственный настоящий народный историк )

Аватар пользователя дядя Женя

Алексей Леонидович, у меня нет исторического образования, но я с 2004 года работаю в архивах. До поры до времени не касался древней истории Вятской земли, а занимался конкретно историей рода Вершининых и историей Тужинской земли. Поскольку поиски предков рода вывели на Тита и Кашу Мартьяновых, естественно, поработал с фамилиями Мартьяновых и Кашиных. Известно место, где жили Тит и Каша, по А.С.Верещагину, "замечательные, но забытые вятчане". Известно, что они были ближайшими соратниками вятского воеводы Бахтеяра Григорьевича Зюзина. Известно, что Шабалинское городище, как и Ковровское, - наиболее древние и стратегически важные территории, которые сыграли в истории Вятской земли значительную роль. Русские летописцы проигнорировали этот факт или не заметили этот регион вообще? Некая мифическая Вятка, то ли город, то ли территория, то ли была, то ли нет. Вы, ведь, конкретно не ответили в своей передаче ни на один вопрос. Можно сколько угодно "обсасывать" "Повесть о стране Вятской" и русские летописи, составленные далеко не в момент происхождения того или иного события, тем более, касающиеся Вятской земли. Кто здесь и что мог описывать на чужой территории, не имеющей к славянам отношения? Ушкуйники, заплывавшие сюда временами для разбоя? Или всё же описывали происходящие здесь события владевшие этой территорией булгары, имеющие свою письменность? Так, почему не обратиться к их источникам? Да, оригинала источников нет, но есть список или его интерпретация на современном языке "Джагфар Тарихы". Почему его не проанализировать, не сравнить с русскими источниками? Кто бы стал фальсифицировать историю, касающуюся Вятской земли? Писали-то булгары для себя историю своего рода, может быть, где-то претенциозно, но факты, упомянутые в булгарской хронике подтверждаются и русскими летописями. В этом смысле, хронике можно доверять в той степени, в какой информация не противоречит русским источникам. Есть ещё археологические исследования, расширяющие наши познания. На что могли опираться исследователи прошлого века? Лишь на то, что имели на тот момент. Алексей Леонидович, к Вам, как к профессиональному историку и обращаю свои вопросы: два городища (Ковровское и Шабалинское), стоящие одно напротив другого, какую роль играли в истории Вятской земли? Селение Городок на месте Шабалинского городища, которое площадью 3 га с погостом, 80 найденными захоронениями, селищем, волостка Городок в дозорной книге 1615 г., Книга Большому чертежу, где в описании карты (русской) "а по Вятке реке по Котельничь с верху город Вятка", может ли быть тем городом Вятка, который упоминается в списке городов Московского государства? Я даже не беру информацию из булгарской хроники о Колыне, построенном в 1150 году рядом баликом Нукрат на Нукрат-су, а только русскую информацию. Если к этому приложить "печать Григориеву", вислые печати, булгарские артефакты. Какой город был в устье Моломы на месте двух городищ?

Аватар пользователя a-musikhin

Евгений Аркадьевич, может быть Вы что-то и "обсасываете", лично я исследую.

"Повесть о стране Вятской" я закончил исследовать несколько лет назад и давно двигаюсь дальше. Если Вы не в курсе, посмотрите мои работы вот здесь: https://independent.academia.edu/AlexMusikhin

О ПСВ и летописях и моём к ним отношении у Вас весьма туманное представление. Настоятельно рекомендую Вам изучить мою монографию "Вятка: символы и смыслы", может быть тогда немного всё встанет на свои места. Подарить, к сожалению, не могу, спонсором поставлены определённые условия.

Аватар пользователя дядя Женя

Алексей Леонидович, если Ваши исследования не дают ответа на выше поставленный мной вопрос, очевидно, Вы исследуете другую тему. Полагаю, что и в Вашей монографии ответа я не найду, поскольку, если бы у Вас был ответ, Вам бы не составило труда объяснить всё в нескольких предложениях. Понимаю, что учёному не положено излагать своё мнение, если к нему не приложена ссылка на источник информации. Я Вам привёл аргументы по поводу вероятного существования в 12-15 вв. города (поселения, городка) Вятки в устье Моломы на месте Шабалинского городища. В чём я неправ?

Аватар пользователя skygrad

Алексей, я уже написал всё что могло придти в голову, после 62 голова не та что раньше, надо и зрение поберечь и поясницу. Так что ничего нового уже не сочиню, доделать бы начатое - пару повестей. 

Аватар пользователя дядя Женя

Алексей Леонидович, Вы убедили меня, Что Серёжа Костриков родился в Уржуме, и это обстоятельство может иметь значение для тех, кто против переименования Кирова в Вятку. Теперь о топонимике. Насколько старо название реки Вятки? Имела она одно название, или у каждого народа, жившего в разное время на её берегах, называлась по- разному? В период владения вятской земли Булгаром, надо полагать, называлась она Нукрат-су, поскольку аулы (ныне города) Малмыш и Урджум стояли на этой реке. Стало быть, балик Нукрат на Нукрат-су можно отождествлять с селением Вятка на Вятке реке? Имеет ли значение, откуда произошло название реки Вятка? От Фаткун или вождя племени Вятко, что всего лишь легенда или удобный вымысел. Ведь нельзя же принимать за чистую монету утверждение, что название Пижанка произошла от имени некой богатырши Анки, которая потеряла рукавичку (по-марийски - пиж)? Пиж+Анка = Пижанка. Но такое обоснование есть в ЭЗВ. Т.- 1 Сёла. Деревни. А попробуйте обосновать название самого крупного озера Кировской области - Акшубень? Если я скажу, что произошло оно от имени вождя марийского племени - Акшубы, Вы поверите? То-то и оно. Не поверите. Однако, это так! В переписи марийских бортных ухожаев 1685 г. писца Василия Безобразова (л. 128) "Той же волости Пижемской сотникова конца деревни Ахпулатковы по наезду и по скаске десятника черемисского Тангуатка Ахпулатова в том десятке у него, Тангуатка, две борти пустых в соснах в его угодьях у Акшубина озера. Да у Ахпулатка Ахпалдынева (его именем названа деревня, позднее станет Тужой от речки ТУжа - не Тужи или Тужинки, как ныне). Представьте, в этой же переписи в деревне Церменурской есть Айгиберка Акшубин, сын Акшубы, очевидно, владевшего угодиями у того озера. Отчего озеро и получило название Акшубень. У местных краеведов (и не только) есть стремление обосновать название того или иного топонима путём комбинации кусков иноземных слов с русскими суффиксами. Можно, конечно, перевести название деревни Кошканур как кошкаш - засыхать + нур - поле = засыхающее (или засохшее) поле. Но писец исходил из русской логики: чьё поле? Поле Кошка (марийское имя с ударением на последнем слоге, упоминается во 2-й ревизии среди умерших) - Кошка-нур. Само имя или прозвище Сухой могло означать сухощавого человека. На Вятке есть фамилия Сухих. Деревня Азана или Азанова (от марийского имени Азан) - Азан-сола ( в переводе местного краеведа - ребячья деревня) . Деревня Ситкина (Ситки) - от имени Ситки Ахтанаева. И т.д. Конечно, нельзя сравнивать название относительно небольшого водного объекта, получившего название от имени владельца (арендатора) - Акшубино озеро - озеро Акшубень, с названием большой реки Вятки и приписывать это к имени Вятко. Хотя, почему бы и нет? Писцам, как говорится, виднее. А насчёт моего поста: Вы отреагировали на метрики Сергея Кострикова, но уклонились от обсуждения города Вятки.

Аватар пользователя дядя Женя

Ахпалдырева, не Ахпалдынева...

Аватар пользователя дядя Женя

Случайно наткнулся сегодня в своём компьютере на статью А.Л.Мусихина "Кокшаров или Кошкар?" 2009 г. Вероятно, на эту статью в своей книге "Вятка: символы и смыслы" (полагаю, она там есть) и хотел обратить моё внимание Алексей Леонидович. "В настоящее время общепринятым считается положение, что вятский город Котельнич до его захвата русскими назывался Кокшаров и принадлежал черемисам. Источник данного утверждения известен - это "Повесть о стране Вятской" (ПСВ), памятник вятской писменности начала XVIII в. В ней сообщается, что часть новгородцев, ушедших из Новгорода в 1174 году, в 1181 г. поднялась из Камы по Вятке "вверх до Черемишских жилищ и дошедше до Какшарова городка обладаема Черемисою". Чуть ниже автор объясняет, что Кокшаров назывался так по реке Кокшаре, и "ныне же нарицается Котелнич". Далее идёт интерпретация Кошкаров или Кокшаров, марийское название или удмуртское, не обсуждается только был он или не был. А, если был, то где? Во-первых, смущает название марийского города с русским суффиксом -ов. Не встречал подобного в названиях населённых пунктов Марий-Эл. Распространённые: -нур, -маш, -ял, -енер, -чаш и т.п. Во-вторых, события 12 в., описанные в 18 в. Сколько тут правды, а сколько вымысла (домысла)? В- третьих, у марийцев (и не только) в разговорной речи кш и шк - практически, одно и то же. Поэтому Кокшаров и Кошкаров - одно и то же. Слыхал и не раз: "А у нас в Кокшануре то-то и то-то случилось. А деревня называется Кошканур - КошкА + нур = поле КошкА (марийское имя с ударением на последнем слоге, как принято у марийцев. Русская фамилия  МАлков в Йошкар-Оле произносится МалкОв). Название деревни можно интерпретировать как засохшее поле (от кошкаш - засыхать) или как поле КошкА (сухощавого человека). Аналогично с другими перестановками букв или слогов: деревня Пач-Югунур в разговорном стиле - Пачунугур - так моя тёща говорила. В-четвёртых, А.Л. Мусихин высказывает и своё мнение по поводу Кокшарова - Котельнича, что был город на месте Ковровского городища, так называемый, "старый Котельнич". А как же фраза: "Кокшаров называется так "по реке Кокшара, ныне же нарицается Котелнич"? Ныне - это когда? Когда ПСВ писалась или когда захватили город? Если в 18 в., то Котельнич был в другом месте, если в 12 в., то где же та река Кокшара? На месте Ковровского городища в 12 в. булгары город Колын построили (1150 г., согласно булгарской хронике). Они в то время владели этой территорией - Бийсу. Или к 1181 году марийцы отбили город и назвали Кокшаровом? Л.Д.Макаров на своей карте раскопок отметил Кокшаров на Пижемском городище. Это Кукарка (ныне Советск). Река Пижма была своего рода пограничной рекой поселения марийцев. А Кокша-га (не Кокша-ра) находится рядом в районе Васильково, впадает в Вятку. Алексей Леонидович приводит пример, что в Котельничском уезде 8 нас. пунктов Кошкари, Кошкаревский. Они от фамилии Кошкарёв, Кошкаров. Если посмотреть по переписи В.П.Отяева 1646 г., то Кошкаровых в Котельничском уезде нет. Есть 1 двор - 6 персон - в Орловском, 2 дв. - 8 персон в Слободском уезде. К тому же, фамилии эти к городу Кокшарову отношения не имеют, хотя бы потому, что фамилии появились не в 12 в, а не раньше 16-го. Кто тогда помнил о каком-то городе Кокшарове, а вот прозвище Кошкарь предок вполне мог получить. Может быть, он кошек ловил.

Аватар пользователя skygrad

В протографе ПСВ - Сказании о вятчанех - о связи Кошкарова с Котельничем или мари-черемисами ничего нет. Я считаю, что это первоначальное название Слободского города. В упомянутой статье Мусихина показано, что верное написание именно Кошкаров. Трактовка его может быть различная, например, Кош-Каров - Лагерь Каров. При этом, Кара - древнерусское имя некого воеводы или князя. Или же Кары - это некие люди, племя (в ДТ кары это население правобережья нижней Камы) или род ремесленников судостроителей (Кара у кривичей строганый киль судна). Но возможна иная этимология - от слова Качкар, известного в некоторых языках. Означает символ в виде креста и полумесяца (встречается на некоторых православных храмах). Это так называемый "Древнерусский крест", был в ходу в средние века, особенно у казаков. Его появление уходит в глубь веков и верований еще дохристианских. Видоизмененным вариантом символа Качкар можно считать Вятский герб - сильно натянутый лук-арбалет (как на моем аватаре), а также Трезуб и т. п. В ДТ он назван тамга рода Дуло.

Аватар пользователя дядя Женя

В "Сказании о ветчанех" по ссылке Сказание о вятчанах - LiveJournal в тексте написано не Кошкаров, а Кошаров (Кош-Аров). Не знаю, ошибка это или в оригинале так было. Почему к статье А.Л. Мусихина обратился. Он Ковровское городище Кошкаровом считает, потому и не воспринимает доводы о городке Вятке в устье Моломы, хотя здесь куда больше аргументов имеется, в том числе артефакты раскопок Л.Д. Макарова

Аватар пользователя skygrad

Вот полный текст Сказания :

Сказание о вятчанех како и откуду приидоша на Вятку крещеныя люди и в той Вятцкой земли насельницы быша.
  
  'В лето 6682-е (1174) в Великом Новеграде бысть великий князь Ярослав сын Владимеров. И посла боляр своих и воевод со многими силами из Новаграда под град Корсунь. Они же быша тамо под градом и стояша семь лет. Жены ж их ждаша мужей своих в Новеграде многое время и недождя, чающе их побитых, и начаша жити за немощь естественную болярыни и княгини и служилых людей жены совокупишася с холопи своими, а простии також с чюжими мужи. И по окончании семи лет приидоша вестницы в Новъград, что идет все воинское во свояси. Жены же их и дщеры слышаша приход их и убояшася и с теми своими рачители из Новаграда бегуяшася и приидоша на реку великую глаголемую Каму и поставиша подле град и нарекоша имя ему...
  
  И остася в том граде половина людей, а другая тех новгородцев поидоша с Камы реки в гору и приидоша вверх Чепцы реки и ту жиша немного лет и по сем поплыша тою рекою вниз из Чепцы в Вятку и по той реке Вятке вниз, и над тою рекою Вяткою на горах стоит чюдской городок их языком зовом Болванской. И в лето 6689-е (1181) июля в 24 день на память святых мученик Бориса и Глеба заповедаша они всему войску своему ни пити ни ясти дондеже Господь Бог поручит тот чюдской городок, и приступиша к тому городку и взяша его и побиша ту множество чюди и отяков, а инии разбегошася, и поставиша в том граде храм во имя святых мученик Бориса и Глеба, а граду има нарекоша Микулицын.
  
  И паки вниде вслух другой половине новгородцев, которые осталися на Каме реке в городке, и абие поплыша они рекою Камою вниз и вниде в реку в Вятку и поидоша вверх по Вятке реке и приидоша под град рекомый Кокшаров и слыша яко товарыщи их преж сего взяли Болванской городок Божиею помощию заступлением и молитвами святых мученик Бориса и Глеба, також и они Господу Богу молебная сотвориша и призываху на помощь их страстотерпцев Бориса и Глеба и начаша ко граду приступати, и в другий день из града побегоша и сказываша им, яко нам гражданом показовашеся под градом несметное войско, инии же граду врата оттвориша и той град взяша Божию помощию и молитвами мученик Бориса и Глеба.
  
  И те новогородцы распространишася и начаша жити во всей Вятской земли, и совокупишася новогородцы обе половины вместе и начаша помышляти како б им един град крепкий поставити и совещаша град поставить близ речки Хлыновицы на горе рекомой Кикиморке и на ту гору навозиша бревен, как быти граду, и за утра восташа и обретоша те бревна на Баляскове поле, идеже ныне стоит град Хлынов. Они ж новогородцы всем войским моляся Господу Богу и его Богоматере Пречистей Богородице о показании места и о создании града, и в начале поставиша церковь во имя чюднаго Богоявления, и потом покопаша рвы великие и поставиша град и нарекоша имя граду тому Хлынов'.
  Текст Сказания взят http://www.vstrana.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=47&Itemi...
К сожалению, ссылка не работает, сайт неплохой был, но его прикрыли - кому-то не понравился)) Там был скрин оригинала рукописи. Он где-то был у меня в старом компе. Буквы К и Ш если стоят рядом трудно отделимы в рукописи.
 
Ковровское городище - это наверняка город Колын булгар, а в наших летописях 15 века - Хилин. Его не раз пытались взять москвичи. Ну, а соседнее Шабалинское городище, более древнее, это балик Нукрат - городок Вятка.
В тексте нет указаний на Котельнич и вообще о местоположении "Кокшарова". 
Аватар пользователя дядя Женя

На иностранных картах Котельнич где-то на Чепце. Уж, не оттуда ли составители "ПСВ" информацию получили?

Аватар пользователя skygrad

Котельнич на Чепце вызывает вопросы. Может быть это одна из ошибок иностранцев, но Кривоборское городище 12-14 веков там есть. По археологии Макаров отнес его с Микулицкой волости. Может городок звался как-нибудь вроде "Котельнича". 

Аватар пользователя skygrad

Вот пришло в голову: Борис и Глеб - почитаемые на Вятке святые князья, а ведь они были сыновьями Улиты булгарки! Это косвенно подтверждает что какие-то потомки Кучковичей у нас жили.