Вятская земля в Большой российской энциклопедии

Только что получил добрую весть. Наконец-то в электронной версии "Большой российской энциклопедии" появилась моя статья "Вятская земля", над которой я начал работать ещё в августе 2023 года.
Читайте, пользуйтесь. https://bigenc.ru/c/viatskaia-zemlia-e77d68
Вопросы, замечания и комментарии принимаются ) (только без оскорблений, во взаимно уважительной форме)

Комментарии

Аватар пользователя osokins

Алексей Леонидович, статья замечательная,- хрестоматийная публикация(каждое утверждение "вымерено", и текст легок к восприятию). Спасибо!

Аватар пользователя a-musikhin

Алёна Николаевна, спасибо большое за добрые слова! )

Аватар пользователя Дмитрий Лысов

Алексей Леонидович, спасибо за ваш труд. В опубликованном материале вы освещаете важный, для многих из нас "тёмный" период Вятской земли, но ограничиваетесь описанием административного деления началом 17 века. Планируете ли вы в дальнейшем сделать описание границ 17-18 века? На данном портале я вижу огромное количество данных на эту тему (в частности, по переписям) и есть готовые структуры АТД, например, https://rodnaya-vyatka.ru/censuses/rgada-281-20-14191/atd. Может быть, это можно было бы сделать с некоторой визуализацией и установлением конкретных территориальных границ (как описанного периода, так и последующего). Полагаю, что такую работу можете сделать только вы. Или, может, это не актуально?

Аватар пользователя a-musikhin

Дмитрий, спасибо за отзыв! Задача была осветить историю Вятской земли. А поскольку этот термин в актовых источниках фигурирует только до середины 17 века, дальше я административное деление края не рассматривал. Вы сами говорите, что для 17-18 веков АТД описано достаточно подробно. Наполнение карт здесь на РВ конкретными н.п. очень в этом помогает, визуализация отличная. Встречаются иногда, конечно, тонкости, но это частные случаи. Так что я не вижу даже необходимости делать какую-то специальную работу в этом направлении. Может быть когда-то в будущем...

Аватар пользователя skygrad

Отождествлять Касабу Афаткул с каким-либо вятским городищем 13-14 веков нет надежных оснований. Скорее, это Рождественское городище на Обве (приток ср. Камы) - там есть мусульманский могильник, поэтому понятен интерес арабов к этому поселению булгар. Правда, ситуация напоминает устье Моломы, где тоже два близких городища - крепость и городок. Но пока здесь не известно свидетельств постоянного проживания булгар-мусульман.  В центре Кирова имеется опять же пара одновременно существовавших в 13 веке городищ, но степень их изученности оставляет желать лучшего, видеть в них "Афаткул" еще более проблематично. 

Аватар пользователя a-musikhin

Евгений, я собираюсь в ближайшем будущем писать работу по историографии вопроса топонима Афаткун (Афтакун, Акикул и т.д.). Мне представляется, что аргументы Напольских в пользу Вятки более основательны, чем Белавина в пользу Рождественского городища. С Напольских, кстати, согласны Макаров (он даже включил эти сведения в энциклопедию "Удмуртская республика"), Низов и некоторые другие.

На всякий случай работа Напольских по этой теме вот здесь: https://www.academia.edu/33162826/ страницы 257-269

Аватар пользователя skygrad

Есть еще один кандидат на Афаткул - городище Иднакар. В 13 веке городок имел для булгар важное значение, а в начале 14 века там появились мусульманские захоронения. Это на Чепце, но по аналогии с Итиль (Кама-Белая) она формально могла считаться верхней Вяткой. 

Афаткул натягивают как сову на глобус все желающие, исходя из своих исторических предпочтений. Макаров не нашел на средней Вятке свидетельств проживания булгар, а без них арабам у нас нечего было делать (измерять высоту светил требовалось для уточнения времени молитв и широты места для последующего нанесения на карты). Афаткун упоминается как северный сосед Булгара - части государства Кипчак (Зол. Орды). Можно соотнести это с более ранним описанием стран Ару и Вису, также соседей Булгара. Археологически это могут быть как раз Чепецкие городки, поставлявшие в Булгар меха и зерно. Вису - протяженная до моря северная страна Биармия (Пермь Вычегодская в ее центре). Средневятские поселения в 13-ом - начале 14 века были невелики, скорее, это станции на торговых путях между Булгаром и севером (Устюг, Новгород, варяги). Надо только помнить, что во второй половине 13 века произошла переориентация Булгарии (то, что от нее осталось) в торговле и политике с севера на восток.

Итак, вопрос с Афаткул остается дискуссионным и потому вставлять в справочник еще рано. 

Аватар пользователя дядя Женя

Евгений Анатольевич! Город Колын (Ковровское городище), новый центр Бийсу, заложенный каном Колыном в 1150 году возле балика Нукрат на Нукрат-су (возле городка Вятки на Вятке-реке) - это булгарский город-крепость. Найденные там артефакты: матрица печати с зеркальной надписью "печать Григориева" и свинцовые вислые печати говорят об административном центре, а не о станции на торговых путях. Станцией могла быть Нукрат-Вятка, записанная как городок. А вот Хлынов в "Книге Большому Чертежу" 1627 г. упоминается как городок. Котелничь - город, Орловец - город. "А по Вятке реке по Котелничь сверху ГОРОДЫ Вятка". В типографском исполнении в издании 1838 г. городок исправлен на город, городы - тоже на город. А править-то и не надо было. Городы - это Ковровское и Шабалинское городища, бывшие Колын (Колынов) и Нукрат (Вятка). Скан помещён ниже, правда, по ошибке, поставил увеличенную для распечатки фотографию рукописи. О значении в области торговли города Вятки в устье Моломы может говорить тот факт, что возникший позднее Котельнич с Алексеевской ярмаркой, кратно превосходящей по сборам другие ярмарки Вятской губернии, явно стал наследником Вятки. В учебнике "Родиноведение" (кажется) издания 1890 г. приводятся соответствующие цифры.

Аватар пользователя skygrad

Печати подобного типа были распространены в Новгородской земле у торговцев и производителей для пломбирования товаров и заключения договоров торговли. В ДТ балик Нукрат возле крепости Колын, прежде всего, поселение купцов новгородцев (легендарный Садко-Садык). Крепость же могла выполнять роль форпоста булгар на важном перекрестке путей, но она невелика - один гектар всего, в обычное время, максимум, сотня жителей (гарнизон). Начальные укрепления в виде частокола, жилые стены (по южнорусским традициям) построены немного позже, примерно в 13 веке. Это можно связать с прибытием на Вятку казаков-берладников, нанятых булгарами для охраны пограничных мест. С падением Булгарии в середине 13 века и за помощь монголам они получили некоторые вольности, а их потомки (славяно-вотские метисы) стали вятчанами. Новгород, вероятно, имел торговые интересы в нашем регионе, но администрации своей вряд ли обзавелся. Так что кто был этот Григорий - не ясно, скорее, торговец, впрочем,  такие местные "олигархи" на периферии часто исполняли властные функции. Рост вятских  поселений отмечается в 14 веке, что можно связать с притоком людей из подчиненных Узбековой Орде русских земель, а также начавшейся после смерти его сына Джанибека "Великой Замятне" (гражданской войне).

Находка в рукописи слов "Городы Вятка" весьма ценна, - отражает археологический факт множественности поселений в устье Моломы.

Аватар пользователя дядя Женя

Евгений Иванович! Обратили внимание: Хлынов в рукописи значится ГОРОДКОМ, а не ГОРОДОМ, тогда как Котельнич и Орловец, и Вятка - городами? Вятка, стратегически, не потеряла своё значение. А.С.Верещагин в статье "Замечательные, но забытые вятчане" (Адрес-календарь Вятской губернии, 1895 г.) писал: "Начиная решительную борьбу свою с Казанью, царь Иван Васильевич весной 1545 г. "послал к Казани лехким делом в струзех воевод своих кн. С.И.Пункова, И.В.Шереметева и кн. Д. Палецкаго, а с ВЯТКИ послал воевод своих к Казани же В.С.Серебреного с товарищи." Выступив из КОТЕЛЬНИЧА, кн. Василей (Серебряной), идучи Вяткою и Камою, многих людей казанских побил, и ВЯТСКИЕ воеводы со князем С. Пунковым сошлися на Казансом устье (в Троицын день) во един час, яко из единаго двора". В 1551 году, предшествовавшем году окончательного разгрома Казани, весной, царь Иван Васильевич "отпустил воевод своих кн. С.И Микулинского, Вл.В.Морозова, Ф.Г.Адашева, кн. П.С.Серебрянаго город ставити на Свияжском устье, а с ВЯТКИ велел идти Бахтеяру Зюзину с вятчаны на Каму да сверху Волгою послал многих казаков и велел (вятчанам и казакам) стати по всем перевозом по Каме и по Волге и Вятке реке, чтоб воинские люди из Казани и в Казань не ездили". В июле, когда "от Василя города (Васильсурска) и по Каму, а Камою вверх по Вятку, и Вяткою вверх по всем перевозом" крепко стояли казаки и вятчане, - "крымцы (бывшие в Казани), триста человек уланов и князей и мурз и казаков добрых, опричь их людей, пометав жен и детей (в Казани), побежали вверх по Каме и прибежали к Вятке (р.), а уж тут не чаяли великаго князя людей, (с.296) стояли бо утаяся посторожам, а стоял Бахтеяр Зюзин с вятчаны да казаки Федька Павлов да Северга. И крымцы поделав тары да везлися; и пришел на них Бахтеяр с вятчаны и казаки да их (крымцев) побили наголову и потопили, а живых изымали Кощака улана (главного), Иш-Махумета Мурзу Сулешава, брата крымского (хана?), и иных уланов и князей и ко государю (в Москву) привезли 46 человек". (Царств. Кн. Под 1545 и1551 гг.) Далее А.С.Верещагин пишет про заслуги братьев Тита и Каша Мартьяновых, за которые Иван Грозный жаловал им земли в Котельничском уезде. Титу - Шабуровский остров между Вяткою и Моломою, Каше - луг ниже Котельнича. Родовые деревни братьев - Кириловская на берегу Моломы выше Шабалинского городища (поселение Ярахичи, арх) и Мартьяновская ( в километре от Кириловской в сторону от Моломы). Почему-то в герои к юбилею Кирова записали ушкуйника Костю Юрьева, но забыли братьев Мартьяновых, Петра Яковлева Сухово, котельничан и воеводу Бахтеяра Зюзина (из тверских бояр. Предок боярин Фёдор Зюзин в 1246 году вместе с князем Михаилом Черниговским был зверски убит ханом Батыем за отказ исполнить языческий обряд. Благоверный князь сказал тогда: "Христианин кланяется только Богу, Творцу мира, а не твари". Его жестоко избивали, пока земля не обагрилась кровью. Боярину Фёдору, если он выполнит языческий обряд, , татары льстиво обещали княжеское достоинство замученного страдальца. Это не поколебало Фёдора - он последовал примеру своего князя. После таких же зверских истязаний ему отрубили голову. После гибели в Орде Михаил Черниговский и его боярин Фёдор Зюзин были причислены к лику святых и широко почитались в Московском государстве). Бахтеяр Григорьевич Зюзин, племянник Василия Андреевича Зюзина, стольника, "головы в стану государя Ивана Грозного", главы тайной Государственной Думы, думного дворянина. Не потому ли на Вятский полк был поставлен Бахтеяр Зюзин, что на вятчан были особые надежды государя?

Аватар пользователя skygrad

Книга Большому Чертежу - это описание существовавшей в 16 веке карты России. Возможно, некоторые дополнения были взяты с другой, более старой карты. До середины 16 века Хлынов был новым относительно небольшим городком, лишь позже он становится центром власти на Вятке и обзаводится посадом. Город Вятка к тому времени запустел, но от него сохранились поселения (деревни). На старой карте они, видимо, были помечены общим именем Вятка. 

Чиновники от истории опасаются всего нового и непонятного)), Какой такой Бахтеяр!? Другое дело Костя Юрьев. Хотя с ним много не ясного. 

Спасибо, Алексей Леонидович! У нас сейчас практически отсутствуют учебные пособия по истории родного края, приходится где-то искать необходимую информацию, перепроверять ее и адаптировать. Ваша фамилия под этой статьей для меня является гарантом научности материала.

Что касается вопросов и замечаний. Есть вопрос вот по этому предложению:

"в 6–10 вв. – финно-угорские племена: коми-пермяки и вотяки (удмурты)."

Я считаю, это слишком рано для использования названий "вотяки (удмурты)".

Даже современные удмуртские историки и этнографы затрудняются с определением этнической принадлежности населения поломской и чепецкой археологической культур. Либо называют их пермянами или праудмуртами и пракоми.

Приведу цитату:

"В то же время важно отметить, что именовать чепецкое население V-XIII вв. удмуртами, как это делают некоторые исследователи, все же нельзя. Во-первых, нам неизвестно самоназвание этого населения, и тем более неизвестно, что эти люди называли себя удмуртами.

Во-вторых, между финалом чепецкой культуры (XIII в.) и первыми письменными упоминаниями об удмуртах на Чепце (XVI в.) имеется значительный временной пробел – около 300 лет, очень слабо заполненный и археологическими памятниками. Поэтому археологически невозможно проследить непосредственную связь между поломско-чепецкой АК и северными удмуртами". (Белых С. К., Макаров Л. Д. Население Камско-Вятского края в булгарское время // История татар с древнейших времён в семи томах. Том 2. Волжская Булгария и Великая Степь. Казань, 2006.)

Аватар пользователя a-musikhin

Виктор Иванович, я здесь с Вами полностью согласен. Но эта фраза осталась от статьи в старой версии БРЭ, написанной Каштановым: https://old.bigenc.ru/domestic_history/text/2381101

Насчёт самоназваний. Естественно, что это условные названия народов. Это, вероятно, особенность БРЭ, если Вы обратили внимание, у каждого названия народов стоит гиперссылка на другие статьи об этих народах. Поэтому даже если бы я добавил приставку пра-, в статье она бы всё равно исчезла. Например, я у себя в статье УТМ называл просто Вятский Успенский монастырь. Очевидно, что при своём основании он не мог называться Трифоновым. А на сайте мы видим другое.

 

Аватар пользователя skygrad

В поминании удмуртов-вотинов применительно к 1 тыс. н. э., конечно, есть большая натяжка и даже  репликация устоявшихся представлений (мифов). Вообще, все этносы ныне существующие сформировались в последние три сотни лет. В частности, русские, украинцы и белорусы имеют некоторое отношение к древним русам, но и наверно генетически и по культуре заметно отличаются. Удмурты, как малый отчасти изолированный в своей исторической территории народ, видимо, более сохранялся в течение веков, но отличия с чепецким населением 11-13 веков археологически просматриваются. Некоторые современные историки считают Чепецкую АК некой разновидностью древних русов. Но и сам чепецкий этнос сложносоставной и менялся в своем развитии. Исходя из исторической географии данного региона (между русской Вяткой и коренной Удмуртией), население там было и остается смешенное. 

Алексей Леонидович, большое спасибо за Вашу статью! Добавлю выписки из Духовной грамоты великого князя Василия Васильевича - "Вятку не брать." (в 1441 / 1442 гг.) и выписку из Духовной грамоты великого князя Ивана III Васильевича - "Даю Вятцкую землю ... как было при мне."(в 1504 г.)

 

«ПАМЯТНИКИ РУССКОГО ПРАВА»

Выпуск третий под редакцией проф. Л.В. Черепнина

Государственное издательство юридической литературы, Москва, 1955

 

Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей

Сентябрь 1441 – август 1442 гг.

ДОКОНЧАНИЕ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ВАСИЛИЯ ВАСИЛЬЕВИЧА С КНЯЗЕМ ГАЛИЦКИМ ДМИТРИЕМ ЮРЬЕВИЧЕМ

а) ГРАМОТА ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ВАСИЛИЯ ВАСИЛЬЕВИЧА КНЯЗЮ ДМИТРИЮ ЮРЬЕВИЧУ

Божиею милостью и Пречистыя Его Богоматере, и по нашеи любви, на сем на всем, братья молодши, князь Дмитрии Юрьевич, целуи ко мне крест, к своему брату стареишему, к великому князю Василью Васильевичю...

… А в Вятку ти ся, брате, не вступати.

А князе ти с вотчинами не приимати…

б) ГРАМОТА КНЯЗЯ ДМИТРИЯ ЮРЬЕВИЧЯ ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ ВАСИЛИЮ ВАСИЛЬЕВИЧУ                                           

Божьею милостью и Пречистое Его Богоматери, и по нашеи любви, на сем на всем, господине и брате стареши, князь великыи Василеи Васильевич, целуи ко мне крест, к своему брату молодшему, князю Дмитрею Юрьевичю…

… А в Вятку ми ся, господине, не вступати.

А князе ми с вотчинами не приимати…

 

1504 г. март – июня 16

ДУХОВНАЯ ГРАМОТА ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ИВАНА III ВАСИЛЬЕВИЧА     

Во имя Святые и Жывоначялныя Троица, Отца и Сына и Святаго Духа, и по благословению отца нашего Симона, митрополита всеа Русии, се яз многогрешныи и худыи раб Божии Иван, при своем жывоте, в своем смысле, пишу сию грамоту душевную. Даю ряд своим сыном, сыну своему  Василью и меншим своим детем,  Юрью, Дмитрею, Семену, Андрею …

 … Да сыну же своему Василью даю Вятцкую землю всю, городы и волости, и со всем, что к неи потягло, и с арскими князми, как было при мне...

                                    

Аватар пользователя skygrad

Тут наверно первое (1441) упоминание Арских князей на Вятке, как особого владения.

Евгений Анатольевич, здравствуйте! А какие были еще князья на Вятке в 1441 г. ?

Аватар пользователя skygrad

В начале 15 века на Вятке примерно в левобережье от будущего Хлынова до устья Чепцы были владения Суздальско-Нижегородских князей, но они перешли Московскому великому князю. На какие-то волости, видимо,  претендовал Юрий Дмитриевич, но и они перешли к Москве. Так что иных князей кроме Арских не было.

Аватар пользователя дядя Женя

Алексей Леонидович! А если обратить внимание на то, что с IX века в Волго-Вятско-Камском регионе формируется крупное государство Волжская Булгария, которая включала и северные регионы от Заволочья и до Печоры. Назывались они Бийсу (Бий-су - река Печора). Центр Бийсу изначально был на реке Юг - крепость Гусман-Катау (вероятно, на месте Кичменского городка). Новгородцы к средине XII в. взяли эти территории (Заволочье, Подвинье) и стали угрожать северной провинции набегами по новопроторённому пути с Северной Двины по Югу с волоком по реке Кая в Молому. Это был прямой путь в Волжскую Булгарию. "В 1150 году сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский отказался от выплаты джирской дани Булгару. Одновременно галиджийцы (новгородцы стали тревожить своими набегами области Бийсу: Нукрат... и даже окрестности острога Туймас-Артан на реке Бий-су (Печоре), куда заходили из Чулманского моря садумские (скандинавские) корабли и съезжались для торговли охотники, рыбаки и пастухи племён Туная (севера) - тунайцы..." (ДТ,с. 127). Именно в этом году булгарский кан Колын совершил большой поход на Тунай и заложил новый центр Бийсу город Колын возле балика Нукрат на Нукрат-су (возле городка Вятки на Вятке-реке). Кстати, на Нукрат-су к этому времени уже были аулы Малмыш и Урджум, названные именами их владельцев. Ещё в ссылке к статье "Воевода Костя Юрьев (XV в.) (ЭЗВ, т. 3. Ратные подвиги, с. 14) Пункт 8 - А.Верещагин писал: "Татары называли Вятскую землю "Нукрат". Также упоминал "Книгу Большому Чертежу". Изд. Языкова - 11. А в этой "Книге..." (Списке с карты Руси 1627 г.), рукописном варианте, не правленом, как это сделано в издании Языкова, написано" От Слободы Л верстъ городок (не город) Хлынов. А ниже Хлынова Н верстъ городъ Орловец. А ниже Орловца Л вёрстъ на Вятке городъ Котелничь... А по Вятке реке по Котелничь сверху городы Вятка". Это не описка, которую исправил в печатном варианте издатель. Городы - потому, что имелись ввиду два городища Ковровское и Шабалинское, стоящие рядом, бывшие в булгарские времена Колыном и Нукратом-Вяткой.
У В.В.Напольских "касаба Афаткун" - это городок Афат - Вят; кун - кин - Вяткин или Вятка на 58 град. с.ш., что соответствует Вятке на устье Моломы. Зачем искать его на Каме или где-либо, если само название говорит, что город на Вятке. Почему здесь, в устье Моломы? Понятно. На торговом пути как таможенный и торговый центр, а ещё перевалочный пункт с малых судов Севера на большие речные суда для движения по крупным рекам и даже Каспийскому морю. Не даром Афаткуном интересовались в Персии и Египте.
Коли Вятка была в устье Моломы, именно её пограбили в 1374 г. новгородские ушкуйники, в 1391 г. разорил Бектут царевич, в 1418 г. здесь же была битва Анфала Никитина с Михаилом Россохиным, Вятка опять пострадала. Чтобы обезопасить главный город Вятской земли и было решено перенести столицу в новопостроенный Хлынов. Почему Хлынов? От прежнего названия столицы: город кана Колына или хана Холына, по-русски, - Холынов город + Вятка и стал Хлыновом-Вяткой на новом месте. Потому и двойное название - городы Вятка. Но на карте в 1627 г. они отмечены уже как городища. Полагаю, что в 1542 г. Вятская застава ещё существовала и дала бой казанским татарам в устье Моломы, разбив наголову татар. А черемиса ушла лесами за Пижму. А.А.Спицын считает, что под "лесами" нужно понимать Яранский волок. Сухопутный путь из Болгара, которым шёл до Афаткуна странствующий купец Бадр ад-Дин Хасан ар-Руми, вероятно, был уже "натоптан" к XIV веку. А ходу до Афаткуна от Болгара он определил - 20 дней пешей ходьбы. Перебравшись в Булгарии через Волгу, далее не надо было форсировать крупные реки.
 По поводу фальсификации "Джагфар тарихы" пишет в журнале "Исторический формат", № 4, 2020, с. 77. З.А.Львова, которая сравнивала фрагмент из ДТ с другими источниками и не нашла повода усомниться в достоверности сведений. Я тоже сравнивал фрагменты ДТ с русскими летописями, касавшиеся Вятской (Нукратской) земли и не нашёл существенных отличий, учитывая, что писцы с той и другой стороны всегда старались представить событие с точки зрения победителя. Это не мешает анализировать события.

Аватар пользователя дядя Женя

Лишний скан можно удалить, и с размером не доглядел. Дал снимок, увеличенный для распечатки.