Сколько лет огуречному промыслу в Истобенске?

В ленте одного из моих подписчиков ВК прочитал, что в субботу 29 июля в селе Истобенск Оричевского района прошёл очередной фестиваль "Истобенский огурец". Всё бы хорошо, но подзаголовком фестиваля стало "200 лет промыслу". Кроме того, наблюдатель отметил ещё два тезиса, которые широко декларируются в Истобенске: село основано в 1379 году и когда-то до Екатерины (какой?) село было городом.
На все эти три тезиса необходимо поставить три больших НЕ!!!
👉- Никогда Истобенск НЕ был городом. Это доказать проще всего. https://rodnaya-vyatka.ru/places/7343
👉- Основание Истобенска НЕ может быть связано с датой 1379 год. Дату основания села досужие краеведы привязывают к сообщению общерусских летописей под 1379 годом: "Тое же зимы вятчане, шедше ратью в Арьскую землю, и избиша разбоиников ушкуиников, и воеводу их изнимаша Рязана и убиша". Казалось бы, при чём тут Истобенск? Оказывается, около села ранее существовала деревня Рязановская (ныне в составе Истобенска), которую по преданию связывают с воеводой Рязаном! Ни больше, ни меньше. Но деревень с названием Рязановская на территории Вятской губернии существовало целых девять, да ещё три деревни с названием Рязаново! Неужели все их основал какой-то воевода Рязан? Конечно, нет. Это всего лишь народная этимология, желание привязать известную историческую личность к названию деревни. Да и при чём здесь Истобенск? Пока по документам Истобенская волость (а значит, вероятно, и погост (село)?) известна с рубежа XVI-XVII веков.
👉- Наконец, огуречному промыслу в Истобенске НЕ может быть 200 лет. Ещё в 1870-х годах об огурцах в Истобенске нет даже упоминания. Вятский губернский земский статистик Н. Н. Романов в 1876 г. отмечал, что «огородничество в Орловском уезде, за исключением некоторых единичных местностей, развито весьма слабо». В Истобенске «разводится главным образом капуста, также картофель и лук… Капуста Истобенская давно славится во всем Вятском крае – отличается величиною, плотностию вилков и белизною. Продается капуста, также картофель, лук, в Орлове, во всем Орловском уезде, в Котельниче, в Вятке». Первое упоминание огуречного промысла в Истобенске, которое я смог найти, относится к 1893 году. Несложно подсчитать, что с этой даты прошло 130 лет, но никак не 200! Глядя на афишу, можно отметить, что фестиваль инициирован Правительством Кировской области и администрацией Оричевского района. Я думаю, не будет преувеличением предположить, что такая шумиха вокруг этого праздника нужна властям в преддверии осенних выборов, не более того. А на историческую правду можно и... Подробнее об огурцах на Вятке читайте в моей статье: https://www.academia.edu/104878371/

Комментарии

Аватар пользователя Владимир Полудницын

Алексей! И что Вам это даёт? "Чистая" наука, поиск истины? Историку негоже заниматься политиканством. Хорошо, даже если согласиться, что истобенскому огурцу не 200, а 130 лет, причем тут осенние выборы? Да и ваше утверждение - не истина. Кто может дать гарантию, что мы располагаем всеми историческими источниками? Никто и никогда. Да и праздник и его аура нужны больше для рекламы вятского туризма, экономическому благополучию Истобенска и его жителей. Разве этого мало? 

Аватар пользователя a-musikhin

Владимир, всегда надо стремиться к установлению истины. Где Вы здесь видите политиканство? Насчёт выборов, если Вы внимательно читали, я только сделал предположение. А связь может быть самая прямая - "посветиться" перед выборами среди народа, поддержать, так сказать, местные традиции. К этому и "красивую" дату можно выдумать. Вы в курсе, что на этот фестиваль нынче приезжал новоиспечённый кировский губернатор? Как Вы думаете, для чего?

Насчёт точной даты начала промысла я ничего не утверждаю, почитайте внимательно мой текст. Я только констатирую, что в 1870-х годах о нём ещё ничего не знали. Отсюда можно сделать прямой вывод, что огуречного промысла в Истобенске тогда ещё не было.

А где Вы видите, что я против праздника? Я ни слова об этом не написал. Фестиваль проходит каждый год, туристов привлекает, и это хорошо!

Но нельзя жить одними мифами и выдуманными юбилеями. Кстати, к Вашему сведению, юбилеи чаще всего выдумываются (инициируются) сверху властями для достижения каких-то своих политических целей. Почитайте литературу о проблемах коммеморации в России.

Аватар пользователя a-musikhin

Вот хорошая статья о проблемах коммеморации в современной России. Достаточно сложная для восприятия, но многое объясняющая.

Рекомендую: https://pedpsyjournal.mgpu.ru/wp-content/uploads/sites/10/2021/11/tokare...

 

Аватар пользователя дядя Женя

"Да и праздник и его аура нужны больше для рекламы вятского туризма, экономическому благополучию Истобенска и его жителей. Разве этого мало? Владимир, а Вы собирали когда-нибудь историю своего рода? Когда "перелопачиваешь" десятки и сотни документов, чтобы узнать о своих предках как можно больше, включая и историю тех местностей, где они жили. Кто из них и когда основал тот или иной починок, кто были его соседями, потенциальными родственниками? В исследовании всё важно. В Тужинском районе администрация села Ныр однажды, ссылаясь на заметку бывшей школьницы, напечатавшей в газете "Историю села Ныр", решили отметить грандиозный юбилей - 400 лет селу. В заметке шла речь о Лжедмитрии 2, который в 1609 г., отступая со своим войском из Котельнича в Яранск, остановился возле неизвестного села на неизвестной речке. Здесь купались местные жители и ныряли с высокого берега в реку. К ним присоединились и утомившиеся воины (или разбойники, как вам угодно). Им так понравилось купание, что они назвали речку Ныровкой, а село на её берегу - Ныром. Согласитесь, основание для празднования юбилея весьма слабое, если не сказать, абсурдное, да и уже известно было, что основан починок при речке Ныре был в 1795 году, согласно документам, о чём я до юбилея писал в районной газете. Но даже редактор газеты ответил примерно также, как Вы. "Захотели жители юбилей отметить, так что им мешать, пусть отмечают" (он сам ныровский, а под юбилей деньги выделили для ремонта дороги в Ныру и на прочие нужды). Ну, и что теперь? Уже ученики выступают олимпиадах с историческими исследованиями о селе Ныр, где за основу создания села берут ту же дату. И журналист, "ничтоже сумняшись", пишет нынче в газете, что ныровчане отметили 414 годовщину села Ныр. Стоит лишь отметить, что Лжедмитрия вятчане погнали из Котельнича в декабре 1609 года, так что, купаться в ту пору можно было только в проруби. Молчу про юбилей города Кирова, но эту дату могла бы в 2024 году отметить и Древняя Вятка в устье Моломы (или поселение Ленинская Искра, на территории которой находятся Ковровское и Шабалинское городища), которую пограбили ушкуйники в 1374 году. У неё для этого больше оснований.

Аватар пользователя skygrad

Рязановских деревень несколько, но не во всех есть предания о связи с неким Рязаном ушкуйником. Интересно было бы выяснить время появления этих преданий и связи их с публикацией сообщения летописи 1379 года. Но даже учитывая размеры селения в 17 веке, появление окончания СК в его названии, наличие древнего поселения вблизи и др. моменты, нельзя исключить существование здесь городка ушкуйников в 14 веке. 

Аватар пользователя a-musikhin

Вот самое раннее изложение этого предания (1865 год):

Выше села, по течению реки, за оврагом, находится каменная часовня, построенная по новому плану в 1855 году, вместо существующей ещё, тут же рядом, деревянной часовни, устроенной в память так называемых «устюжских и рязановских родителей». Часовня существует на этом месте около 200 лет и получила начало, как говорит предание, по одному замечательному событию. – В XVII столетии, гласит это предание, обитавшие на том прибрежьи, где стоит часовня, жители, так называемые «Рязановцы», будучи предупреждены от кого-то о приближении к ним шайки каких-то врагов, желавших отнять их землю, собрались во множестве, с жителями окрестных селений, и на том самом месте, где стоит часовня, стали ожидать своих неприятелей. Между тем большое число устюжских поселенцев, вознамерившихся искать места под поселение на прибрежьях реки Вятки, в то же время спустились по реке Моломе до её устья, и потом – вверх по течению реки Вятки, и дошли до поселения «Рязановцев». Встревоженные появлением многолюдного сборища, «Рязановцы» и их соседи, не разобрав дела, встретили устюжан, как неприятелей, и сделали на них жестокое нападение. Устюжане в свою очередь начали защищаться, и тогда завязалась страшная кровопролитная битва. Когда уже с обеих сторон побито было множество народа, устюжане и вятчане разобрали в чем дело, но разумеется дела поправить было невозможно. Бились преимущественно «бердышами», имевшими вид длинного ножа, с широким и длинным лезвием, прикреплённым к небольшому черню, которые в последствии находили на том месте, с человеческими останками. Предание далее продолжает, что по окончании битвы, местные жители, погоревав о своей ошибке, сделали обещание построить на этом месте часовню, и в ней в каждую после Пасхи пред заговеньем субботу поминать погибших в этой брани воинов. Суббота и поныне весьма почитается местными и окрестными жителями, и в этот день с самого раннего утра собирается к часовне множество народа, для исправления молебнов и панихид, на которых поминаются, как записано в синодике, «преставившиеся на брани воины Василий, Патрикий, Феодор, Иоанн и с ними седмь тысячь убиенных».

(Банников А. Заметка о селе Истобенском // Вятские губернские ведомости. 1865. № 21. Часть неофиц. С. 126)

В 1881 г. А.А. Спицын кратко изложил это предание со ссылкой на газету в своей статье "Каталог древностей Вятского края".

Ещё подобное же предание существует и в селе Истобенске. Обитатели этого села, «Рязановцы», услышали раз, что на них идёт какой-то враг; но вместо врага подошли к селу устюжане, которые, отыскивая мест для поселения, чрез Молому пришли на Вятку. Рязановцы напали на них и произошло большое сражение (сражались бердышами –длинными ножами на палке). Над телами убитых впоследствии поставлена была часовня. Любопытно, что здесь служатся панихиды за тех же Василия, Патрикия, Феодора и Иоанна, как и в Котельниче. Вят. Вед. 1865. 21.

(Спицын А.А. Каталог древностей Вятского края // Спицын А.А. Избранные труды по истории Вятки / сост. и науч. ред. А.Л. Мусихин. Киров, 2011. С. 58)

Как видим, пока ещё никакой привязки к летописному известию 1379 г. нет и в помине.

Но в 1904 г. в "Памятной книжке Вятской губернии на 1905 год" А.С. Верещагин опубликовал статью "Из истории древнерусской Вятки", в которой писал следующее:

Через четыре года по приходе на Вятку, в 1379 году, пришельцы-ушкуйники делают натиск на арян-вотяков, отряд их вторгается в землю арян, которые жили тогда и в пределах нынешнего Орловского и Вятского уездов, где, по их преданиям, находилась «великая куала» их (около или на месте Хлынова), и этот набег русских пришельцев оказывается для них гибельным: отряд их «избили» аряне и умертвили захваченного в плен русского ватамана Ивана Рязана 1).

1) В летописях Воскресенской, Никоновской, Типографской, Львова под 6887 годом читаем: «Того же лета вятчане (ушкуйники 1374 года) ходиша ратию в Арскую землю, и избиша разбойников ушкуйников и воеводу их Ивана Рязана Станиславова сына изымавше убиша»… - С именем Рязана или Резана (прозвище – не Рязанца) связано особое, только запутанное и искаженное, предание о «рязановцах» в селе Истобенском, где для поминовения их с древних времен устроена была часовня. Действительно, подле этого села с давних времен известна местность под названием «Рязановской», а в Дозорной книге кн. Звенигородского 1615 года и в Писцовой Толочанова 1628 года у «погоста в Истобном» (т.е. у нынешнего села Истобенского) записана «деревня Резановская да пустошь погос(т)ская».

(Верещагин А.С. Из истории древнерусской Вятки // Памятная книжка Вятской губернии и календарь на 1905 год. Вятка, 1904. С. 189)

Есть ещё книжка оричевского краеведа С.Г. Вахонина, в которой он творчески развил идеи Верещагина. См. Вахонин С.Г. Истоки (краеведческие очерки). Оричи, 1996. С. 6-7.

Я думаю, из этого небольшого историографического экскурса становится понятно, что рязановцами называли жителей деревни Рязановской, причём, XVII века, а к воеводе ушкуйников Рязану их "привязал" Верещагин.

Аватар пользователя skygrad

Есть две трактовки сообщения 1379г. : поселившиеся на Вятке ушкуйники ходили в Арскую землю и были там побиты; вятчане ходили в Арскую землю и разгромили зимовавших ушкуйников. Ушкуйники после похода 1374 года могли поселиться где-то на Вятке. Правобережье от устья Моломы до Слободского по археологии было уже заселено городками славяно-русов, оставалось левобережье, которое по некоторым признакам могло зваться Арской землей. Истобенское место весьма удобно для этого: высокий берег, прямой водный путь на Молому (минуя городки в ее устье) через протоку к Юрьево (вероятно, старое русло Вятки) и далее на Устюг. Конечно, степень привязки предания о резановцах к сообщению летописи об избиении ушкуйников в Арской земле во главе с неким Иваном "резаном" весьма условна, но, учитывая скудость материалов по истории Вятки того периода, версия поселения ушкуйников в районе Истобенска может рассматриваться как возможная. Разумеется, предания о битве с устюжанами и установка часовни - более поздние домыслы 16 века. Скорее всего, к преданию о сражении вятчан с ушкуйниками 14 века присоединили гибель людей (вятчан и устюжан) в период взятия Вятки под контроль Москвы в 15 веке. Так как вятское население (включая духовенство) тогда же частично заменили на устюжан (и др. северян), то в церковных поминаниях появились устюжане, один из основных компонентов московского войска (имена погибших, вероятно, их же). Некоторый элемент скандальности в этой истории вносит имя-прозвище Резан у атамана ушкуйников. Резанами в ту пору звали мусульман, в частности, волжских булгар. Вероятно, они принуждали к принятию своей веры пленных, в числе которых могли оказаться ушкуйники и вятчане. 

Аватар пользователя osokins

Акцент в виде примера критического мышления и аналитический вывод трех "НЕ" Алексея Леонидовича на тематическом сайте, связанном не только с генеалогией, но и с историей, весьма уместен и представляет платформу построения знаний о быте в определенный период. Это важно для содержания сайта.

Несколько лет назад посещала соседний регион в юбилей города, были веселые и хорошо организованные массовые гуляния у памятника с табличкой "Оболенскому-Ноготкову, основателю Йошкар-Олы". У памятника было особенно весело: знающие историю люди нарочито задерживались, чтобы передать "эстафету смеха" над абсурдом местной власти (без утверждения ими проектов памятники не возводятся). Интересно, если так пойдет, следующее поколение поверит в "рецепт засолки огурцов от ушкуйников"?  

Аватар пользователя Эльвира Н.

На моей родине - д. Гулины ( Арбажский р-н) тоже был такой "огуречный промысел". Первые поселенцы этой деревни были из Оричевской земли, недалеко от Истобенска. ОгурЧи возили на ярмарку в соседнее село Сорвижи. 

Аватар пользователя a-musikhin

Эльвира, а Вы знаете, с какого времени существует этот промысел?

Аватар пользователя Эльвира Н.

Мне самой интересен этот вопрос. Первые поселенцы моих д. Гулины были в 18 веке. Принесли они с собой огуречный промысел или позднее переняли у кого-то, неизвестно.