Устюжанины-первые педагоги детской музыкальной школы в п. Фаленки

 Они приехали в Фалёнки летом 1967 года. Ирине Алексеевне был 21 год, Валерию Павловичу чуть больше. И у них была маленькая дочка Мариночка. Они были молоды, уверены в себе и влюблены в музыку. Супруги только что закончили Кировское музыкальное училище и получили распределение в Фалёнки, не самый крупный райцентр Кировской области. Но им предстояло важнейшее дело – открыть в Фалёнках музыкальную школу! Директором Фалёнской музыкальной школы был назначен Валерий Павлович Устюжанин.

Вступительные испытания для фалёнских детей, поступающих в музыкальную школу, проходили в старом Доме культуры - деревянном здании, стоявшем на улице Свободы. Я поднялась на сцену, где у старенького пианино сидели они. Испытания показались мне простыми- надо было повторить ритмический рисунок, который отстукивала карандашиком Ирина Алексеевна и пропеть мелодию, которую она наигрывала на инструменте. Сдавать «экзамен» было не страшно, потому что экзаменаторы улыбались и глаза их были очень добрыми!

Сколько всего пришлось сделать этим молодым музыкантам, какие хозяйственные и административные вопросы решать, чтобы в сентябре в Фалёнках начала работать музыкальная школа с классом фортепиано и классом баяна! В класс фортепиано к Ирине Алексеевне нас было  зачислено всего восемь девочек и один мальчик. Ира Денисова и Люба Кабалина были зачислены сразу во второй класс, так как имели первичные навыки игры на фортепиано (их родители были научными работниками Фалёнской государственной селекционной станции). А учениками первого класса по специальности «фортепиано» стали Люда Катаева, Тамара Чуракова, Галя Коротаева, Лена Фоминых, Ольга Татаурова, Нина Чабуркина и Саша Ветошкин. Всем нам было от девяти до одиннадцати лет. Класс баяна в школе открывал педагог Юрий Каруна.

Первая четверть 1967-68 учебного года. У музыкальной школы еще нет своего здания. Уроки проходили в здании Фалёнской средней школы на первом этаже, где музыкальной школе было выделено два кабинета. У нас, учеников, не было своих инструментов, и мы приходили учить домашнее задание туда же. Я помню дождливый октябрьский вечер, папа ведет меня по не освещенным улицам Фалёнок в школу, где я старательно вывожу на четырех клавишах милое упражнение «Как под горкой-под горой…». В ноябре мои походы закончились: родители отказались от годовых отпусков, взяли кредит и купили мне фортепиано.

Скоро музыкальная школа обрела собственное помещение. Это была половина бывшего здания райисполкома, деревянного и одноэтажного, на улице Свободы. Оно не сохранилось, ведь не было это здание ни памятником архитектуры, ни историческим памятником. Но именно там поселилась Музыка. И с этим зданием связаны мои самые теплые детские воспоминания.

Вдоль узкого коридора располагались классы – четыре или пять. За поворотом школьного коридора следовал актовый зал. В коридоре стоял огромный старинный диван с высокой спинкой, обтянутый кожей. На этот диван мы, дети, забирались и ждали, когда откроется дверь класса и нас пригласят на урок. Все помещения оттапливались большими уютными печами. Я не помню, чтобы в школе было холодно или, напротив, душно – там всегда было уютно. Уют начинался с гардероба, где нас встречала добрая тетя Паша, расспрашивала нас о нашем, детском и помогала найти вечно куда-то «убегавшие» тапочки. Уютным был кабинет Ирины Алексеевны, в нем стояло два инструмента для игры в четыре руки. Сегодняшним ученикам трудно себе представить, что, когда все начиналось, в школе не было крутящихся стульев, позволяющих регулировать высоту в зависимости от роста юного музыканта. У инструментов стояли обычные канцелярские стулья, а на них для малышей были заботливо сделаны деревянные подставки разной высоты, на которые нас и усаживала Ирина Алексеевна. Эти подставки позволяли нам правильно сидеть и правильно держать руки на клавиатуре. А чтобы ножки маленьких пианисток, не достававшие до пола, не болтались в воздухе, под ноги нам подставлялись специально изготовленные деревянные скамеечки. Мы росли, менялась высота скамеечек. И в один прекрасный сентябрь мы, придя в любимую «музыкалку» после каникул, обнаружили там крутящиеся стулья. Скамеечки исчезли навсегда, но вспоминаются с нежностью, как тщание и забота наших педагогов о нас, фалёнских детках.

Уроки Ирины Алексеевны и Валерия Павловича не были просто уроками, они всегда несли в себе огромный воспитательный и развивающий потенциал. Само общение с этими педагогами раздвигало горизонты детского сознания. Ирина Алексеевна приглашала в кабинет, ученица садилась за фортепиано, раскрывала ноты – и начиналось чудо рождения музыки. Ирина Алексеевна сама часто садилась за инструмент и играла для нас «трудные места» пьес. Она прекрасно читала с листа. Я и сейчас помню ее руки на клавиатуре - красивые, ухоженные, сильные руки пианистки. Мы, ее ученицы, становились равноправными партнерами, когда речь шла о выборе нового репертуарного произведения. Это был серьезный и творческий процесс – формирование репертуара каждого ребенка. Сейчас трудно представить, но в те годы, когда не было копировальной техники, выбирать приходилось в основном из нотных сборников, которые покупали сами ученики, и гораздо реже из школьных. Ирина Алексеевна играла фрагменты произведения, объясняла его характер, потом показывала другое, третье… При этом она советовалась с ученицей, часто оставляя за ней право выбора. Благодаря такому подходу мы не просто учились технике игры на фортепиано, мы влюблялись в музыку, которую играли.

Была ли Ирина Алексеевна строгим учителем? Однозначно нет: требовательным – да, но это была требовательная доброта. Нас в этом кабинете любили. В нас там верили больше, чем мы сами того в себе полагали. Сейчас, спустя десятилетия и проработав более тридцати лет педагогом, я понимаю, что каждый, безусловно каждый ребенок талантлив. Но тогда, в далеких шестидесятых, в богом забытых Фалёнках, нам этого никто не рассказал. Мы росли в октябрятских «звездочках» и пионерских дружинах. А переступая порог нашей «музыкалки», мы ощущали свободу личного, никем не повторяемого бытия. Мы были не группой и не классом – здесь нас каждого звали по имени, у каждого был свой индивидуальный репертуар, каждого хвалили за то, что получалось у него не обязательно лучше, но по-особенному. Даже в хоре мы пели то по голосам, то каноном. А когда в старших классах началась дисциплина «Аккомпанемент», Валерий Павлович, обладавший великолепным, проникновенным тенором, для каждой своей ученицы подобрал отдельный набор романсов и песенной лирики. Я аккомпанировала Валерию Павловичу романсы «Обойми, поцелуй…» и «Буря мглою…», но больше всего меня трогало его исполнение песни «Друзья-однополчане». Как он пел! Я сейчас слышу этот высокий, чистый, мягкий голос с очень лиричными нотками. 

Это самый большой подвиг Устюжаниных - создать в Фалёнках маленький анклав творческой и индивидуальной свободы, где ученики ощущали себя сопричастными к жизни Музыки.

Валерий Павлович и Ирина Алексеевна Устюжанины были настоящими подвижниками, а музыкальная школа быстро стала явлением культурной жизни Фалёнок. Уже в первом ноябре ее существования Устюжанины организовали десятиминутный концерт первоклассников по Фалёнскому радио! Что мы тогда могли… Я помню, как пришла записывать нашу игру девушка с радио, как пугал нас включенный микрофон и от страха заплетались пальчики. Как перезаписывали нас по нескольку раз. И как мы с замиранием сердца всей семьей ждали у радиоприемника долгожданного эфира. Далее такие концерты стали традицией. Чтобы оценить масштаб события для учеников и их родителей, надо вспомнить, что в 1967 году телевидение еще только начинало входить в дома фалёнцев, а основным средством массовой информации было именно радио, к тому же у местного радио был очень ограниченный по времени эфир, где освещались, в основном, производственные вопросы.

Потом стали традицией ежегодные отчетные концерты музыкальной школы на сцене Дома культуры, участие в концертах к праздничным датам было непременным. Рос контингент учащихся, ширился штат учителей. Помню всех, но хочется сказать, что новую струю в жизнь отделения народных инструментов музыкальной школы влила приехавшая в Фалёнки семья молодых талантливых педагогов Валерия Павловича и Тамары Васильевны Лопатиных.

Музыкальная школа состоялась, авторитет ее педагогов был общепризнанным. Ирина Алексеевна возглавила Фалёнский женсовет. А Валерий Павлович Устюжанин, бессменный наш директор, все искал новые и новые формы пропаганды музыкальной культуры. И ему удается организовать для учеников музыкальной школы и их родителей музыкальный абонемент. Это было потрясающе! В Фалёнки приезжала всемирно знаменитая оперная певица Алла Соленкова, Юрий Казаков со своим поистине уникальным выборным баяном, другие известные музыканты. В абонементе было не менее пяти концертов, которые проходили на сцене ныне существующего в Фалёнках Дома Культуры.

Педагогический талант Устюжаниных не ограничивался чисто профессиональным общением с ученицами. Они умели удивлять! Никогда не забуду, как на выпускном экзамене по специальности каждой ученице Ирина Алексеевна подарила по хрупкому нарциссу, цветку тогда для Фалёнок редкому. А на выпускной вечер специально из Кирова Валерий Павлович привёз невиданной нами дотоле красоты торт «Фигурный». Эти знаки внимания были весьма изящными и формировали в нас, детях, понимание красоты общения и человеческих отношений.

Каждый человек живет среди людей. И каждый, хоть однажды, задумывается о смысле жизни. Дело, начатое Устюжаниными, осталось жить на долгие годы. Школа искусств празднует нынче пятидесятилетний юбилей. К сожалению, на празднике не будет ее основателей. Но они – в нашей памяти, такие же молодые, какими были тогда для нас.

Учитель, перед именем твоим…

 

Н. Веселова (Чабуркина)

Комментарии

Нина, случайно наткнулась в интернете на твою статью о моих родителях. Благодарю тебя за добрую память о них. Очень тронуло, что разбудила свою дочь Валерию, чтобы прочитать ей о её бабушке и дедушке и их работе в Фалёнской музыкальной школе. Я хорошо тебя помню.:) С уважением, Устюжанина Марина. 

Аватар пользователя Иволга

Дорогая Мариночка, добрый вечер! Я очень рада встретиться с тобой здесь! К сожалению,я очень редко навещала своих дорогих учителей с тех пор, как они уехали из Фаленок, да и  к родителям, которые были еще в силах, я приезжала 1-2 раза в год. Но когда Тамара Чуракова сказала мне о болезни Ирины Алексеевны, я приехала к ней в первый же свой визит в Фаленки. В ее кировской квартире меня встретила ты и провела в комнату Ирины Алексеевны. Она лежала, ты ворчала на нее  за попытку накрасить глаза непослушной рукой... А она не могла смириться.  Мариночка, я очень любила твоих родителей, да их невозможно было не любить. Это были выдающиеся  во всех отношениях люди. Я помню множество мелочей,создающих их объемный портрет. Лично мне они открыли целую Вселенную, и в этой вселенной была не только музыка. До конца Ирина Алексеевна сохранила неординарный взгляд на обыденные, казалось бы , вещи. В нашей беседе я рассказывала о своей жизни: муж, дети, квартира, машина,дача - типичный "джентельменский набор" сренестатистического россиянина в 90-е годы. Вдруг Ирина Алексеевна открыла глаза::"Стоп, Нина! Дача или огород?" И выразила свое отношение к огороду, выстраданное. Я опешила! Такое противопоставление мне и в голову не приходило! Я сразу поняла:ОГОРОД! И, вернувшись, начала с этим бороться! Скоро грядки были вытеснены цветниками и газонами. Вот такая у тебя была мама! И папа был потрясающим человеком! Мариночка, поклонись их могилам от благодарной ученицы. Пиши в личку vesnina18@mail.ru  С уважением, Нина Веселова-Чабуркина.

Ниночка, большое спасибо за статью о моих родителях, совершенно случайно наткнулась на нее в интернете. Всех вам благ в жизни! И привет от меня оставшимся первым педагогам школы, а также новым. С уважением, Марина Валерьевна Устюжанина. Москва - 2018 г.