Указ Президиума ВС СССР от 26.01.1940 г.

         "О переходе на 8-ми часовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений". Под действие этого указа попала и моя мама в 1940 году. Работала она уборщицей цеха Пызепской артели "Лесопил" Кезского р-на Удмуртской АССР. Работа начиналась в 7 часов утра, надо было подняться рано утром, накормить завтраком отца, который работал бондарем в той же артели; поднять детей, отвести старшего сына Лёню в д/сад, дочку Тамару, которая начала вставать на ноги и пыталась делать первые шаги, отнести в ясли. Закрутилась мама, видит, что не успевает на работу, написала заявление и попросила Елизавету, жену Алексея, брата мужа, передать начальнику цеха. Опоздала она, как говорила мне, на 15-20 минут. Через несколько дней приболела Тамара, мама сходила с ней в мед.пункт, получила справку-освобождение от работы и занялась домашними делами. В корыте стирка замочена, в кадке тесто подходит для пирогов, Тома в кроватке посапывает, и тут прибегает посыльный и говорит, что маму вызывают с паспортом в милицию. Она даже не втревожилась, попросила соседку присмотреть за дочкой и пошла в отделение милиции, где ей объявили, что она осуждена на три месяца за опоздание на работу. Оказывается, Елизавета забыла передать её заявление и вспомнила о нем только через неделю, а маму заочно осудили, не стали слушать никакаких объяснений о том, что дома у нее больной ребенок один, из милиции уже не выпустили и отправили в тюрьму. Мама сетовала, что не догадалась взять Тамару с собой, на детей в тюрьме давали молоко и питание кормящим матерям было получше. Кстати, с работы маму тоже уволили.

            Вернулась мама из тюрьмы через три месяца и ахнула: на холодном полу, среди мусора и детских экскрементов ползает голодная дочь, которую не приняли в ясли из-за соплей и отец оставлял ребенка на соседку, у которой, как она сказала "своих забот полон рот". Тамара была жестоко простужена, каждая косточка, как говорила мама, "хропала", ходить она не могла и все плакала: "Мама, бибо, мама бибо!" Целый год мама лечила ее от ревматизма: делала хвойные ванны из можжевельника, запаривала муравьиные кучи и держала Тому в этом растворе, парила хвойным веником в бане. Только через год Тамара снова встала на ноги и пошла. А мама была обижена на соседку, на Елизавету, на свекровь, которая ничем не помогла пасынку в трудной ситуации, и уговорила отца уехать из Пызепа. Перебрались они в начале 1941 года на жительство в пос Балезино, где отец устроился сапожником, а мама - нянечкой в детский сад.

                

 

Комментарии

Аватар пользователя Leonid1872

Расскажу историю своей семьи. У моей мамы два братика и две сестренки умерли во младенчестве при похожих обстоятельствах. 30-е годы, расцвет коллективизации в колхозах, трудились не жалея себя и своих родных. Отец мамы был вначале бригадиром в колхозе, а перед началом войны успел поработать председателем, ушел добровольцем на фронт и погиб. Так вот бабушка рассказывала, приходилось оставлять грудных ребятишек одних дома без присмотра взрослых людей на весь день. Дед примерно так говаривал бабушке: "Если ты, Полюшка, не выйдешь на работу и останешся дома с маленьким ребенком дома, как я смогу убедить других людей выйти на работу? Ты должна быть примером для других". Если по разнорядке приходилось работать на не очень далеких полях, то бабушка Поля прибегала домой покормить ребеночка. А иногда бывало и так, что придет вечером с работы, а ребеночек уже лежит мертвый. Особенно когда свирепствовали разные инфекционные болезни. Оценивать историческую ситуацию в нашей стране, сложившуюся в то время, можно конечно с разных сторон, но уверен, если бы люди не отдавали все свои силы и даже жизни для общего дела, не выжить бы нам тогда и не победить фашизм в Великой Отечественной войне.