Починок над речкою Лыжей

       Взобрался на очередной холм Кирилко Тихонов сын Мерзляков, остановил коняшку свово Серко, да огляделся. Кругом даль неоглядная: леса шумят, птицы щебечут, грибов да ягоды всякой уймище и под холмом речушка журчит.

      -  Ну что, Сидорко, по ндраву тебе туто-ка? –спрашивает он малолетнего сына.

       - Да, тятя, годяще местечко – отвечает по-взрослому семилетний мальчуган:

       -  Ну, так тому и быть, здесека починок сробим, а пока давай-ко перекусим, чем Бог послал, отдохнем да надоть приматься за дело:

       -  А что будем делать-то, тятя?

       -  Перво-наперво сгоношим шалаш, дабы от дождя укрытие было, потом разведаем округ землю, да надо порыбалить, узнать, есть ли в речке рыбешка, да на ужин запечем на костерке, что наловим. Ты, Сидорко, будешь главным добытчиком у нас по рыбе, грибам, ягодам да кореньям, надо впрок запасаться, дабы не пришлось нам зимой голодовать:
       -  Возьми-ко жбан, Сидорко, да сбегай на речку за водицей, умыться надобно да хлебушко запить.

       -  Тятя, а когда шалаш справим, что будем робить?

       -  Землянку почнем рыть, сынку, чтобы потом мамку с девками забрать от деда с бабкой:

       -  А потом?:

       -  А потом лес будега валить, да избу ставить, как лес порубим, пни выкорчуем, а тамока и пашню засеем:

       -  Это же так долго, тятя!

       -  Скоро только сказка сказывается, Сидорко, беги-тко за водой-то!

Малец подхватил жбан и побежал-покатился под горушку к речке.

       -  Тятя, тятя, я скатился по траве, как на лыжах, напрямки к речке, - вернувшись звонко выпалил мальчуган:

       -  Ну вот-ко, Сидорко, и назовем нашу речку Лыжею.

       И застучал топор, закипела работа. Тяжел крестьянский труд - Кирилко лес валит, пни корчует, да кое где пал пускает, выжигая место под пашню, а Сидорко хворост на дрова собирает, рыбу удит в речушке, грибы да ягоды собирает – помогает отцу в меру малых сил своих, да за сестренками приглядывает.

       К зиме поставили избушку курную, да расчистили клин земли и посеяли озимой ржицы. Кирилко сделал себе лук со стрелами, дабы охотиться на птицу да малое зверье, спроворил и для Сидорко лук поменьше – и забава мальцу, и науку охотничью постигать. Учился у отца Сидорко силки плести из конского волоса, да ставить в лесу на тропах звериных, научился ловить птиц, а когда-некогда и заяц в силки попадал – все прибыток к скудному крестьянскому столу.

       Зимой тоже дел было невпроворот, тятя на охоту уйдет, а Сидорке снег разгрести возле избушки надобно да тропку к речушке расчистить, лед на речке разбить да дров в избу натаскать. Мати-то уж давно  встала, мужа проводила, деток накормила и понеслась круговерть бабьих дел…

Как-то съездили с отцом в соседнюю деревню, выменяли на шкурки заячьи козочку да пару курей с петухом:

       -  Ничё, Сидорко, пока козочка нам будет подспорьем, а там, глядишь, и коровку, Бог даст, заведем.

       Так год за годом и шли в крестьянском труде и заботе, клин землицы ширился, уж и овес вызревал, овощи появились: репа с брюквой да капустой, гороху немного, да морква с редькой, да и под лен надо землицу расчистить. Стук топора умолкал только тогда, когда пахать, сеять да жать приходила пора. Девки подрастали в помощь мамке, младенчики новые нарождались да недолго задерживались на этом свете в суровых условиях крестьянской жизни.

       Однажды забрел к ним нищий монах, детей окрестил да новость принес. Ходит де царский переписчик по округе, переписывает крестьян всех починков и деревень. Новость-то нерадостную принес монах, перепишут – царю оброк платить придется, да-а-а, недолго похозяйствовали без царского-то догляда… С прежнего-то места ушли, там недород был, землица оскудела, да и маловато ее было-то, а оброк платить чем? Вот и срывались крестьяне с насиженного места в поисках лучшей доли…

        Сидорко рос, мужал, уж басом начал говорить, от отца перенимал науку крестьянскую, во всем был первый помощник Кирилко.

Шел новый, 1710 год, Сидорке исполнилось 13 лет…

В.А. Лаптева         2017 г.

Использованные материалы:

  1. Википедия
  2. Г.С. Смирнов «Словарь бабы Нюры»

       Когда я начала свой поиск по линии Мерзляковых в 2015-16 г., мне встретилась в одной из ревизских сказок дер. Мерзляковская (Над рекою Лыжею), в которой проживало пять семей Мерзляковых. –Мои! обрадовалась я, и сложился рассказ, навеянный названием реки - Лыжа. Но по мере углубления в родословную ветвь, дошла до переписи 1710 года, где нашла дер. Мерзляковскую в Архангельской волости Филиповой слободки, в которой проживало семь семей Мерзляковых в пяти дворах, вот эти были точно мои!

       Рассказ затерялся в бумагах, поиски мои продолжались: 1678, 1671, 1662, 1646, 1629 и 1615 год, в котором в починке Ивановском, Холуйницкого тяглого стана Ильинской церкви, Слободского уезда проживал мой пращур Якунка Мерзляков, на момент переписи 1615 года уже умерший. Его вдова Пелагеица и сын Назарко были отмечены в этой переписи.

       Когда полностью сложилась моя прямая линия Мерзляковых от бабушки  Дарии Георгиевны Шмаковой (Мерзляковой) до 1615 года, нашлось в ней место и Кирилко Тихонову сыну Мерзлякову из деревни «Над Лыжею рекою», потомку в 7 поколении моего пращура Якунки и моего родственника  14-й ступени.

       Сейчас, собираясь поехать в ЦГАКО, я пересматривала свои записи, нашла данный рассказ, и решила дать ему жизнь.

31.05.2022 г.

Комментарии

К данному материалу не добавлено ни одного комментария.