Блог пользователя татьяна дворецкая

Польские связи С. Е. Гриневского

Отец писателя А. Грина Степан Евсеевич Гриневский, поляк по национальности, был сослан в Вятку за участие в восстании 1863 года. Всего вятскую ссылку отбывало около пятисот поляков. Современники вспоминали, что они держались обособленно. Во многом это была вынужденная изоляция. Местные жители не доверяли государственным преступникам, мешал и языковой барьер.

«Учитель, перед именем твоим…»

«Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…» - эти хрестоматийные некрасовские строки невольно вспоминаются, когда думаешь о своем Учителе, с которым тебе посчастливилось встретиться. Для многих учеников кировской средней школы № 16 1950-1990-х годов это была Майя Петровна Яровая (1930-2015).

О чем рассказал старый альбом

Однажды, просматривая принесенную детьми макулатуру, учитель обнаружил в связке маленький альбом, пожелтевшие листы которого были заполнены стихами, написанными от руки разными людьми с посвящениями владельцу альбома. Помните пушкинское «Уездной барышни альбом...»?

И перед нами нечто подобное, хотя и со своими особенностями.

"Для бесприютных сирот"

На одной из старых открыток с видами Вятки мы видим дом, всем нам сейчас хорошо известный как художественный музей. На фронтоне вывеска - «Дом призрения детей бедных граждан». Открылся он в 1871 году в доме купцов Репиных, одном из лучших домов города. В трехэтажном каменном особняке с мезонином и колоннами было больше двух десятков комнат. На дворе - каменные и деревянные службы, где располагались каретник, сеновал, мастерская, амбар, погреба, кладовая. Все это было куплено на деньги купца Я. А. Прозорова «для бесприютных малолетних сирот». Пожертвованный Я. А.

Матрос с "Забияки"

Дневники - бесценная вещь. Говоря словами Герцена, «на них запеклась кровь событий, это – само прошедшее, как оно было, задержанное и нетленное».  Обычно дневники дореволюционной поры принадлежат представителям привилегированных сословий (чаще всего дворянам, реже купечеству и духовенству). Тем интереснее находка дневника, автор которого -  вятский крестьянин.

«...И шоколаду Ретаблиер три жестянки»

В фондах областного краеведческого музея долгое время хранилась фотография неизвестного. По виду это купец. Скуластое лицо, седая борода и одна отличительная деталь  –  знак Красного Креста на груди. Им награждались те, кто участвовал в деятельности общества попечения о раненых и больных воинах в кампанию 1877–1878 гг.

Людей неинтересных в мире нет... Вера Алексеевна Издеберская

В Государственном архив социально-политической истории Кировской области (ныне ЦГАКО) хранится личный фонд (Р-6949) Веры Алексеевны Издеберской (1914-1997), актрисы Кировского областного драматического театра им. С.М.Кирова. Ее имя хорошо известно старожилам-театралам Кирова. Век артиста короток. Сыгранные им роли уходят вместе с ним, зрители, видевшие их, тоже. Но остаются фотографии, рассказывющие о замечательном человеке. В архиве их более 600. Кроме того, небольшое собрание фото Веры Алексеевны находится в библиотеке Кировского краеведческого музея.

Гостеприимство по-русски

Выставка с таким названием открылась в Кировском краеведческом музее. Она знакомит с впечатлениями гостей Вятки разных стран и национальностей, в том числе поляков. 

Когда мы говорим о поляках, то здесь надо учитывать, что в основном это были не гости, а если уж пользоваться этим словом, то гости поневоле, проще говоря, ссыльные. Тем ценнее добрые чувства местных жителей, ведь перед ними были политические преступники. С их стороны это была "милость к падшим", говоря словами Пушкина.

Эвакуация Кировского пединститута в книге американского историка

 

Лэрри Е. Холмс. Война, эвакуация и реализация власти: центр, периферия и Кировский педагогический институт, 1941–1952 гг. – Киров : ВЕСИ, 2018. – 311, [1] с.

Тема Великой Отечественной войны неисчерпаема. Ею занимаются как российские, так и зарубежные историки. К последним относится американский ученый, доктор исторических наук, заслуженный профессор в отставке университета Южной Алабамы Лэрри Холмс.

Комсомольская юность Леонида Дьяконова

Имя писателя Леонида Дьяконова хорошо известно и дорого поколению тех, чье детство пришлось на 1950–1980-е годы, когда издавались его книги. О самой лучшей из них вспоминает поэт Николай Пересторонин:

…Ещё повзрослеют мальчишки,

Ещё обмелеет река,

Но не было детства без книжки

"Олень - золотые рога".

Она выводила нас в люди,

Друзей помогала найти.

Была путеводной по сути

На этом житейском пути.

От самого светлого мига

Любая дорога легка.

И все не кончается книга

"Олень - золотые рога".

Страницы