«Учитель, перед именем твоим…»

«Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…» - эти хрестоматийные некрасовские строки невольно вспоминаются, когда думаешь о своем Учителе, с которым тебе посчастливилось встретиться. Для многих учеников кировской средней школы № 16 1950-1990-х годов это была Майя Петровна Яровая (1930-2015). В 2010 году газета «Вятский край» решила открыть рубрику «Учитель года - 2010». Газета опубликовала интервью с учительницей. С помощью музея истории народного образования были собраны воспоминания учеников Майи Петровны, при печати, к сожалению,  сокращенные. К сожалению потому, что сейчас в интернете о ней почти ничего нет, а такие люди как никто достойны памяти и уважения. Читателям «Родной Вятки» предлагается полный вариант собранных материалов.

          10 «а» класс (выпуск 1976 года) подарил всем учителям фотографии с веселыми эпиграммами и автографами. На обороте фото Майи Петровны стояла тридцать одна подпись, и большими буквами было напечатано:            

Лишь нет эпиграммы                                                                                     

Для классной мамы.

Просто опасается наш класс,

Как же проживет она без нас.

Героиня этого интервью, открывающая рубрику «Учитель года - 2010»,  заслуженный учитель Российской Федерации  Майя Петровна Яровая, которую я поздравляю с юбилеем и благодарю за смелость «первооткрывателя».

 - Майя Петровна, скажите, пожалуйста, где вы родились?

В городе Кирове я живу с пяти лет, а родилась на Украине, в городе Харькове. Киров стал для меня родным. Всем, кто спрашивает, кто же я, русская или украинка, отвечаю, что я русская украинка. На Украине бывала много раз, особенно часто в Киеве и Харькове. Часто возила ребят на экскурсии. Но, куда бы ни уезжала, в Киров возвращаюсь с радостью. Садясь в нашу любимую «Вятку», ребята, повидавшие множество интереснейших городов, говорили: «Вот мы и дома!» После одной из экскурсий, вспоминая поездку, кто-то сочинил такое четверостишие:

Каждого в какой-то город тянет,

Назовут – и сердце застучит…

Ну, а я вот просто – кировчанин,

Я – вятчанин, разве не звучит?

- А в какой школе вы учились?

Я окончила 22 школу, где у меня были замечательные учителя, особенно по литературе, химии, немецкому языку, математике, черчению. Все девочки нашего класса получили высшее образование.

- И вы решили поступать в педагогический институт?

Да, колебаний у меня не было, хотя старшая сестра училась в Москве, в МВТУ, а потом всю жизнь работала в космическом производстве у Сергея Павловича Королева. Она звала меня в Москву. Я осталась в Кирове. Большое влияние оказали родители: оба работали в народном образовании. Общий педагогический стаж нашей семьи – больше ста пятидесяти лет. Исторический факультет выбрала, потому что любила историю, много читала, да и папа по образованию историк.

- Как вы оказались в 16 школе?

 Меня распределили в 24 женскую школу, а 16 школа была мужская, причем обе школы были в одном здании (1 и 2 этажи – девочки, 3 и 4 - мальчики). В 1954 году школы объединили. Так в мою жизнь вошла родная 16 школа, где я проработала 48 лет.

- Что вам особенно запомнилось, когда вы пошли на свои первые уроки?

Я помню напутственные слова мамы: «Доченька, всегда входи в класс с улыбкой и никогда не кричи на детей. Работай так, чтобы ученики с желанием шли к тебе на урок, а у тебя было бы чувство удовлетворения от хорошо сделанной работы. Люби школу».

- Были ли у вас любимые курсы истории?

 Да, очень любила историю древнего мира, мифологию, разделы культуры разных народов. Особенно интересно изучать Грецию и Рим. Потом ребята в старших классах, оглядываясь назад, чаще всего вспоминали именно «древний мир» - первую в истории человечества цивилизацию.

 - Какой материал труднее всего давать на уроке, какие темы, вопросы?

Конечно, вопросы экономики, трагические факты войн и революций. Всегда очень волновалась на уроках, посвященных Великой Отечественной войне. Много работала с картами, схемами; мы с ребятами слушали записи голосов войны с комментариями Константина Симонова, смотрели по всем битвам учебные кинофильмы, слушали песни военных лет. Я не стесняясь могла запеть «Вставай, страна огромная», «Землянку», «Темную ночь», а ребята мне подпевали. Много лет подряд договаривалась с Кинопрокатом, чтобы они дали кинотеатру «Смена» документальный фильм «Обыкновенный фашизм». Ребята делали по ходу фильма небольшие записи, а после просмотра выполняли домашнее задание: записать свои размышления, описать чувства, вызванные этим страшным и честным кино. Работы получались необыкновенные, некоторые были достойны стать курсовой работой в институте.

Майские дни всегда были особенно волнующими. Я давала советы ребятам, какие телевизионные передачи и фильмы о Великой Отечественной войне стоит посмотреть. А в день 9 мая я просила ни в коем случае не пропустить минуту молчания: вслушаться в мудрое, полное чувством горечи и чувством гордости вступление диктора и молча встать на одну минуту вместе со всей страной. И большинство ребят делали это!

- А что еще Вы любили в школе кроме уроков?

Все, что называется «школьная жизнь»: классные часы по разным темам: этика, «в мире прекрасного» (музыка, живопись, архитектура). Были классные часы, когда мы разговаривали с группой ребят «глаза в глаза», нужны были встречи отдельно с девочками и мальчиками. С интересом проходили разговоры о будущем, о выборе профессии, особенно когда о своей работе рассказывали родители или мои выпускники – юристы, врачи, экономисты. Молодые специалисты рассказывали, как учились в институтах, как лучше подготовить себя жизни после школы. «Гостям» задавали много вопросов, долго не отпускали. Для подготовки классных часов мы заранее создавали «Совет дела», который вместе со мной продумывал и организовывал любое внеклассное дело.

- Ваши выпускники рассказывали, что Вы любили ходить и ездить по Вятской земле и за её пределы.

Да, очень! Где мы только не побывали! Слободской, Котельнич, Кирово-Чепецк, Нолинск, Уржум, Орлов, Зуевка (а от неё пешком до села Рябово), Юрья, Стрижи, Быстрица, Быстряги, а там недалеко до родины Виктора Петровича Савиных… В автобусах, электричке, у костра мы много пели, разговаривали.

- Были ли у Вас любимые классы?

Каждый класс был неповторим, каждый было за что любить и помнить. Но были классы, которые запомнила больше, с которыми делали то, что не получилось бы с другим классом. Например, заработать деньги на поездку (без путевки!) в Тулу, а значит в Ясную Поляну, к Льву Николаевичу Толстому, а еще заранее сумели купить однодневную путевку в соседнюю с Тулой область на поле Куликово!

- Вы были учителем-методистом. К чему обязывает это звание?

Более двадцати лет я была руководителем секции историков города. Это интересная, но трудная работа: конференции по истории, каждую неделю индивидуальные консультации, открытые уроки, которые я давала в разных классах для учителей истории, интереснейшие циклы лекции по культуре (о музыке, театре, живописи – приглашали искусствоведов, артистов, художников). Почти каждые каникулы выступала с лекциями перед учителями области на курсах повышения квалификации. Иногда ездила на учительские конференции в районы области. Мне нравились эти встречи с коллегами. Слушатели были внимательные и благодарные, а для меня это – хорошая проверка проделанной работы.

- Вы устали за 48 лет работы в школе?

Нет, я не наработалась. 1 сентября 2009 года исполнилось 10 лет, как я не работаю в школе. И все это время я даю уроки во сне, хожу в походы с ребятами, езжу в лагерь труда и отдыха «Дружба» (наш школьный лагерь) на сенокос в луга, теряю кого-то на экскурсии в Москве… и в волнении просыпаюсь.

И вот еще что я бы хотела обязательно сказать… Я очень благодарна за помощь в моей работе родителям ребят. Они мне были опорой и на классных родительских собраниях, на наших классных часах, и в походах. Они  ходили с нами в театр, были не гостями, а хозяевами на чаепитиях в дни рождения ребят. Со многими из родителей я дружу до сих пор. Есть еще люди, которых я бы хотела поблагодарить. Это Антон Семенович Макаренко, Януш Корчак, Дмитрий Сергеевич Лихачев, Василий Александрович Сухомлинский, Симон Львович Соловейчик, Альберт Анатольевич Лиханов (выпускник нашей школы №16)… С помощью книг настоящих Педагогов мы можем сделать нечто гораздо более ценное и важное, чем просто получить диплом учителя… Мне вспоминаются слова Василия Александровича Сухомлинского, они мне очень близки: «Сердце отдаю детям».

***

Школа № 16, Киров, 1960-1970-е гг.

 

Выпуск 1952 года.

Выпускница женской средней школы № 24 г. Кирова, 10 «б» класс,

Валя Жданова (В. И. Кощеева).

          Прежде всего: не верится, что нашей Майе Петровне, «Майечке», как мы ее звали в разговорах между собой, - 80! Но… перед временем мы все бессильны. Ведь и мы уже бабушки-прабабушки. Дай Бог ей здоровья!

          Вспоминается часто школа именно благодаря таким учителям, как Майя Петровна.

          А я на всю жизнь запомнила Урок, полученный от учителя истории Яровой. Сейчас, с высоты своего возраста и жизненного опыта, я понимаю, что именно так должен поступать Учитель.

           А было так… 1951-1952 учебный год. Первый урок истории в 10 «б» классе, выпускном классе женской школы № 24 г. Кирова. Мы уже знали, что у нас новый учитель. Жалели ли о той, которую заменили? Наверное, нет. Она была знающим педагогом, но уж очень зажато строга, суховата, сурова. А нам, детям войны, хотелось внимания, тепла, отогреться хотелось.

          И вот в класс входит девушка, почти девочка. С такими же косичками, как у нас, только аккуратно уложенными в прическу. Вспомнились добрые, улыбающиеся глаза. Миля Фукс – наша одноклассница – громко шепчет: «Девочки, так ведь это же Майка! Мы рядом живем, играли в детстве вместе. Ой!» Так  мы узнали, что мы – первые ученики после окончания исторического факультета М. П. Яровой.

          Год пролетел быстро. Уроки истории запомнились, как большое, интересное, важное и нужное, что необходимо знать, помнить и уважать. И еще – мягкий, какой-то музыкально-певучий голос Майи Петровны.

          Весна 1952-го, выпускные экзамены. История. И вот он, урок Учителя: с детства (и до сих пор) у меня совершенно отсутствует память на даты. Событие помню, а дату надо записывать. Так было и тогда. Я решила помочь себе, приготовила «шпору». В книжке экзаменационных билетов (нам их тогда выдавали перед экзаменами) простым карандашом, чуть заметно к вопросам я приписала даты. Взяла билет. Не помню вопросы сейчас, но помню, что обрадовалась тому, что материал знаю. Поэтому билетную книжку со шпаргалкой положила на край парты и начала готовиться к ответу. И вдруг Майя Петровна встает из-за стола и подходит к нам, к моей парте. Берет в руки билетную книжку. Описать мое состояние трудно: сердце ушло вниз, стало страшно. Представила, что, увидев приписки, Майя Петровна удалит меня с экзамена. Что будет?! А мама, как она это перенесет?!  Ведь она всегда учила меня правде.

          Майя Петровна читает книжечку с билетами, а я сижу. Замерев и зажмурив глаза. Перелистав, Майя Петровна положила билеты на парту, погладила меня по голове (!!!) и отошла. Даже сейчас, когда вспоминаю об этом, -  волнуюсь. Это был главный Урок моего Учителя. Видимо, в течение учебного  года Майя Петровна поняла, изучила нас и знала, что с хронологией у меня трудности. Но, понимая, что главное не год, дата происходившего, а его смысл, значение в истории, она простила мне этот «страшный»,  на мой взгляд в то время, поступок. Так мог и должен поступать Учитель с большой буквы.

          Пройден большой учительский путь… Ученики Майи Петровны могут поведать о многом. Уверена, что уроки чисто человеческой правды, отношения к человеку, полученные ими у Майи Петровны, они помнят. Может быть, не всегда выполняют, но все равно в душе своей анализируют свои поступки по этим вехам.

          Низкий поклон Учителю! Если бы такими Учителями наполнялась наша школа – народ наш был бы другим и жили бы мы ярко.

Неля Разина-Рублева, ученица 16 школы 1949-1959 гг.

          В далеком 1957 году к нам в класс пришла новая классная руководительница – Майя Петровна Яровая. Поголовная влюбленность в нее всех учеников, а история сразу стала любимым предметом. В классе на уроках истории стояла такая тишина и все внимание на учительницу, которая так доходчиво объясняла новый материал. Мало было знать даты, ход событий, записать главные мысли в тетради, но и красным карандашом подчеркнуть выводы. Все это приходилось выполнять на каждом уроке. Кроме огромного фактического материала, значительно превышающего содержание учебника, нас покорила в Майе Петровне ее душевность, одухотворенность, пунктуальность, требовательность к нам и к себе и какая-то особенная непередаваемая человечность и простота. А что говорить о неистощимом оптимизме, эрудированности и интеллигентности. На уроках истории мы получали дополнительные знания по литературе и изобразительному искусству. Школа для нашего поколения была вторым домом. Очень значимое событие – это сбор материала для стенда «Они учились в нашей школе и погибли в боях за Родину» (1958 г.). Эта работа объединила весь класс, мы повзрослели. А 9 Мая у стенда ежегодно и долгое время был пост Памяти.

          Я бесконечно благодарна судьбе, что она свела меня с таким человеком. Именно Майя Петровна помогала мне «вгрызаться» в жизненные обстоятельства, отбирать «рациональные зерна» из потока информации. До сих пор я общаюсь с дорогим для меня человеком, получая теплую поддержку и добрый совет.

          Майя Петровна! Я очень люблю Вас! Я всегда следую нашему девизу: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!»

          Здоровья Вам еще на долгие годы! Храни Вас Господь!

Выпуск 1966

Ольга Смирнова

          Троллейбус чуть притормаживает, и я медленно проезжаю по улице Воровского вдоль свой родной 16 школы.

          Все то же. Количество этажей, окон, пристроек. Даже краска здания, по-моему, такая же.

          Но сердце почему-то не стучит так часто. А ноги не бегут к выходу, и я не прошу остановить троллейбус.

          Зачем?

          Объясняю себе: наверное, сердце стало старым, а ноги болят!

          А ведь когда-то!

          Сердце билось часто-часто, ноги просто несли меня туда, где мы были счастливы, любимы, нужны!

          Три счастливых года (1964-1966) я проучилась в средней школе № 16.

          Сколько умных и интеллигентных учителей учили нас, сколько сил и любви вкладывали в нас! Среди стольких дорогих, уважаемых и любимых я выбрала сегодня одно имя – Майя Петровна Яровая.

          Ни одного урока истории не провела она в нашем классе. Но сколько «уроков» жизни дала она мне, молодой девушке, комсомолке!

          Когда я пришла в школу в 9 «а» класс, меня сразу же позвали в комитет комсомола.

          Первое заседание просто потрясло, заворожило. Идей было столько, что маленькая комнатка комитета комсомола просто не вмещала желающих высказаться. Говорили о предстоящем кроссе, выпуске газет, проведении общешкольных комсомольских собраний.

          Среди присутствующих я обратила внимание на молодую, красивую, интеллигентную женщину. Она больше слушала, но если говорила, то поворачивала «русло»  нашего бурного потока в нужном направлении. Причем так мастерски!

          Заседание закончилось, и я решила, что, если меня не выберут в комитет комсомола, все равно  буду приходить сюда каждый день и помогать, так как без этих ребят и этой учительницы я уже не могла жить.

          Первое время в школе мне было нелегко. Я пришла из школы-восьмилетки, мне пришлось доказывать своими знаниями, что я  получала пятерки не зря. Особенно трудно было с физикой, так как в старой школе часто болел учитель.

          Майя Петровна заметила это, дала два-три совета, и дела пошли лучше. Я не только удержалась в школе, но закончила первое полугодие с большинством пятерок.

          Каждое утро я бежала со своей Хлыновки в школу и всегда знала, что узнаю что-нибудь новое, увижу своих друзей комсомольцев, что буду счастлива.

          Каждое лето Майя Петровна уезжала к сестре в Москву. А мы, комсомолки, ждали ее с нетерпением. Возвращение было восхитительным. «Королева» появлялась 1 сентября всегда в новом модном платье или костюме, новых туфлях и с новым украшением, скромным, но новым. Так ненавязчиво она учила нас красоте.

          Давно закончена школа, вуз. Жизнь продолжается! Уже выросли свои сыновья, уже старший внук учится в школе, а дружба с Майей Петровной продолжается. Мы звоним друг другу, говорим об истории, о погоде, знакомых и, конечно, о болезнях…

          Да ну их, эти болезни и годы!

          Дорогая Майя Петровна, спасибо Вам за честность и принципиальность, порядочность и профессионализм, за Вашу любовь и гордость за свою Россию!

          Спасибо за то, что Вы дали нам, за «учение» жизни, за песни у костра выездного лагеря труда и отдыха старшеклассников, за знакомство с миром книги, которых тогда было не достать, за театральные походы, за школьные газеты, которые надо и так хотелось читать.

          Спасибо! И простите, что заходим не часто!

          Вы, дорогая Майя Петровна, и в Ваш 80-летний юбилей молоды, современны, востребованы!

Выпуск 1972

Татьяна Дворецкая

          Майя Петровна учила нас истории в 9 и 10 классах.

          В холодном, неуютном и аскетичном четвертом этаже школы располагался оазис – кабинет истории. Он всегда был готов к уроку: развешаны карты, таблицы, иллюстрации, сделана краткая запись на доске. В центре на одной из парт высилась громада эпидиаскопа – верного друга и помощника учительницы. Благодаря ему уроки расцвечивались яркими красками, особенно когда речь шла об искусстве. На экране представали шедевры живописи, памятники архитектуры, портреты их создателей. Шум и суета школьной жизни оставались за порогом чудесного кабинета, здесь вас сразу окружала атмосфера спокойствия и деловитости.

          Хозяйка не покидала кабинета даже во время перемен. Всегда скромно и аккуратно одетая (до сих пор помнится как изыск узкая полоска меха на воротничке строгого делового костюма), она сидела за учительским столом. Перед нею лежали толстые общие тетради, буквально разбухшие от массы вклеек – вырезок и выписок. На уроке Майя Петровна зачитывала особо поразившие ее отрывки.

          Майя Петровна рассказывала нам об истории нашей советской страны. Ее восхищение любимыми героями этой страны (а их было много!) невольно передавалось и нам. Потом, когда бывала за границей, ловила себя на особом ощущении. Его точнее всего выразил Маяковский: «У советских собственная гордость». Думается, в этом – частичка труда и души нашей учительницы.     Недавно на практике в нашем музее были студенты-историки. Работая с музейными коллекциями, они натолкнулись на книгу «Повесть о Зое и Шуре». А кто это такие? Ну, о Зое Космодемьянской еще немного слышали, а кто такой Шура?

          Не знать историю своей страны для нас было просто стыдно. К тому же учиться у Майи Петровны было легко. И не только благодаря яркому увлекательному рассказу и обилию наглядности. Глубоко продуманные ею четкие и краткие конспекты, опорные схемы, таблицы в наших (тоже толстых) тетрадях позволяли даже большому и сложному материалу быстро и надолго укладываться в голове.

          Конечно же, как все дети, мы иногда огорчали нашу учительницу. Тогда на ее лицо налетало облачко печали, она была как-то особенно тиха и немногословна, казалась хрупкой и беззащитной. Но и тогда за внешней беззащитностью чувствовался человек сильный, стойкий в своих убеждениях. А моменты эти запомнились именно потому, что бывали редко. Просто не хотелось огорчать нашу учительницу.

          Майе Петровне и сейчас хочется работать. Только скучное тяжелое слово «работать» здесь не подходит. Заниматься любимым делом. Надо видеть, каким задорным, живым огоньком  загораются ее глаза при разговоре о нем. К ней и сегодня обращаются родители, ученики и учителя. И она тщательнейшим образом во всех деталях рассказывает учительнице, как провести первое родительское собрание, как сделать родителей своими соратниками, друзьями, ничуть не занижая планку требовательности и ответственности.

          В чем секрет настоящего Учителя? Думается, он прост. Его открыл еще в далеком ХVII веке знаменитый педагог Я. А. Коменский: «Сперва любить, потом учить». Эти слова относятся и к нашей любимой Майе Петровне.

 

Выпуск 1972,

Марина Глушкова (Галактионова)

          У моей учительницы приближается день рождения! Уважаемая Майя Петровна, будьте здоровы, благополучны и уверены в том, что Ваши ученики достойно работают, честно живут и помнят то, чему Вы нас учили!

          Я благодарна родителям, что в свое время определили меня в школу № 16 г. Кирова. Прошли школьные годы быстро, и сейчас, с позиции уже своего возраста, понимаешь, что дала тебе школа! Это и знания, и дружбу одноклассников, а для меня и профессию. То, что поступать буду в педагогический, определилось, наверное, в средних классах, но первоначально мечтала и видела себя преподавателем иностранного языка. Но с первых уроков истории, когда в класс пришли Вы, Майя Петровна, для меня путь был определен. Уроки истории ждала с нетерпением. Новый материал восхищал, удивлял, а опрос по пройденному материалу хоть и пугал, то только из-за того, что было стыдно получить даже четверку.

          Мои одноклассники – все люди успешные. А успех, в нашем понимании, - это то, что никто у тебя не может отобрать. Отобрать невозможно знания!

          Спасибо Вам, моей учительнице, за знания!

Выпуск 1973г.

О.Г.Селиванова

   -Счастье, что у Майи Петровны училась не только я, но мои сын и дочь. Почему счастье?

    Богатство и яркость информации? Да, конечно, но сегодня доступны любые энциклопедии. Системность и логичность в изучении истории? Да, такую продуманность и стремление к совершенству нечасто встретишь. Но главное -  Майя Петровна учила нравственному отношению к родной истории. Мы все помним слова Пушкина: «Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости». А что на деле? Кампания переименований... Или историю дедов надо уважать, а историю отцов нет? «Отцы» имя тому же городу нашему дали, а «сыновья» обратно взяли?  Логика предателей, по-моему, Иванов, родства не помнящих.

    А Майя Петровна сложную нашу историю конъюнктурно не искажала, противоречий не скрывала, о людях разных взглядов и жизненных позиций умела говорить с уважением, и что ценно, искренним. «Ты, говорящий, никого не убедишь, пока нет в сердце у тебя того, что сходит с языка», - так говорили в древнем Китае. Сердечного, любящего отношения к родной истории и культуре не хватает современному человеку, а без этого нет гражданина.

Выпуск 1983

Александр Кирюхин

          Собрались мы как-то частью бывшего класса, о временах тяжелых повздыхали, молодежь, как водится, поругали (четверть века с собственного выпуска прошла), а как стали на жизнь жаловаться – у всех одинаковыми словами получилось – ну не умеют прошедшие школу Майи Петровны глотки ближнему перегрызать, по головам идти и непорядочные поступки совершать. Как вот в школе не научились – так жизнь учит-учит, не научит… Была Майя Петровна в школе эталоном нравственных ценностей – и хотелось бы где-то похулиганить, прогулять или еще чего-нибудь изобретательно напакостить – а понимали, что не в наказании дело будет, а со стыда сгоришь, Майю Петровну этим обидишь – а себе потом не простишь…

          Так что, если относить Совесть и Внутреннее чувство справедливости к высоким духовным достижениям человечества, то формировались они у многих поколений на Воровского, 16а, на четвертом этаже, в кабинете истории…

          Грустно смотреть на человека, который растерянно вокруг себя оглядывается: «Кто же это в моих проблемах виноват?»,  всегда у него злодей на стороне найдется и все его благие начинания испортит… Но прошедшим школу Майи Петровны это не грозит. «Начни с себя!» - накрепко запомнили они. «Спроси с себя» - и исчезнут каверзные злодеи – творцы неудач, и сами неудачи превратятся в проблемы, которые сможет разрешить человек, если начнет с себя. Далеко не сразу такое отношение к жизни привилось, но все реже звучало в классе классическое школярское: «А чё-ё он-то?... Ачё-ё она-то?!», – и когда затихли почти совсем, большинство класса научилось находить истинный источник проблем, а значит, и бороться с ним.

          Всего-то тридцать три года назад пришли мы в четвертый класс к Майе Петровне. Дальше предстояло учиться кому семь лет, кому 7+5 или +6, кому – всю жизнь. А как? Уметь учиться – это тоже искусство! И вот полученной от Майи Петровны блестящей методикой конспектирования, методикой формирования в голове каркаса знаний и систематизации фактов пользуемся мы всю жизнь. Самому мне довелось через 15 лет после окончания школы вновь учиться – а методика не забылась, смешно было смотреть на молодых одногруппников, не  успевающих записывать на лекциях и шпаргалки развернутым текстом пишущих... Конспект по фирменному рецепту Майи Петровны – и шпаргалок не надо, структура материала уже в голове, а деталями и украшениями – обошьем в ходе экзамена… Обычно, когда говорят о Майе Петровне, вспоминают, как она великолепно преподавала историю. Да, великолепно! Да, я встречал мало людей, у которых школьный курс истории оставил такой яркий след в памяти. Но, преподавая историю, Майя Петровна преподавала косвенно и сотни других предметов, от сопромата до теоретической механики, до хирургии и химии высокомолекулярных соединений, ибо не зря гласит пословица, что, научив человека ловить рыбу, накормишь его на всю жизнь, а учиться Майя Петровна нас научила!

          В каждом человеке наверняка много хорошего спрятано… Но прятал его, хорошее, как правило, мастер своего дела, и найти запрятанное – большой талант нужен. И вот талантом поиска  запрятанного хорошего в человеке, талантом запустить найденное на реализацию в полной мере обладает Майя Петровна. А с другой стороны, сколько учеников, спрятавшихся в «ракушке» собственного эгоцентризма и самолюбования избежали, благодаря Майе Петровне, превращения его во взрослый заскорузлый эгоизм, нашли возможность обратить свою душу к окружающему миру…

          В реализации спрятанного потенциала ученика Майя Петровна еще и тонкий политик. После ее очередного сочувствующего: «Ну, в этой четверти Саша много проболел, поэтому результаты хуже, чем могли бы быть…», - взорвало меня: «Да что ж, она не понимает, что я просто лентяй, инвалида какого-то из меня делает, да если бы я хоть одно домашнее задание делал… Ну, я ей докажу!» Доказал.

          В шестнадцатой школе нас окружали Учителя. В помощь Учителям были опыт Сухомлинского, Макаренко… Но вот сделать так, чтобы Макаренко и Сухомлинскими стали родители… их в свое время учили быть профессионалами, каждого в своей области, но учила их быть Родителями и педагогами – Майя Петровна. Каждое родительское собрание в семье обсуждалось так же, как обсуждались крупные культурные события – театральные премьеры, выход новой книги…

          Конечно, мы гордились, что «у нас сама Майя Петровна», видели, что нам завидуют многие классы. Но в юности казалось, что все хорошее таким и должно быть. И только сами став родителями, смогли мы в полной мере оценить всю уникальность ее набора качеств Большого Учителя! Оценили, получив возможность сравнения. Мне известна семья, где старшая дочь, девочка с очень непростым характером, в силу обстоятельств до шестого класса училась в другой школе, школе с неплохой репутацией… И только поняв, что человека-то в ней можно и потерять, родители сумели перевести ее в класс к «нашей Майе Петровне». Расцвела девочка, проявились хорошие качества, до того надежно в ней спрятанные. Давно уже сама мама, готовит сына к первому классу, а его бабушка и дедушка с тех пор твердо знают, что чудеса бывают…

          И, наверное, чудесами считают наши рассказы о школе и о Майе Петровне наши дети, и немного не верят, и, наверное, совсем как легенду будут передавать их появившимся уже у кое-кого в нашем классе внукам.

Выпуск 1989

Константин Зайцев

          Около двадцати пяти лет назад, в 1985 году, я познакомился с Майей Петровной Яровой, обучаясь в 7 «е» классе школы № 16. В этот год Майя Петровна стала преподавать а нашем классе историю. Знакомство с ней привело в моей жизни, как мне представляется сейчас, к выбору не столько профессии, сколько к формированию ценностей, пониманию того, что может быть признано хорошим, а что – плохим. Очень хорошо запомнил случай, когда, проверив мою тетрадь, она вернула ее с замечанием по поводу внешнего вида тетради: у нее были сильно потрепаны уголки. Сделанное замечание привело к тому, что в последующие годы учебы в школе я всегда старался содержать тетради и учебники в таком виде, за который не было бы стыдно. Не знаю почему, но я очень часто оценивал свои поступки и слова, представляя, как их могла бы оценить Майя Петровна. Я и раньше, и даже сейчас переживаю, что она может быть недовольна сказанным или сделанным мною.

          В 1986-1987 годах Майя Петровна решилась, на мой взгляд, на дерзкий эксперимент, взяв классное руководство в нашем классе. В классе учились только парни, занимавшиеся в детско-юношеской спортивной школе футболом, которые к тому же пришли в 16 школу из разных школ города в 6 классе. Классу создавались специальные условия, из-за плотного учебного и соревновательного процесса возможности успешно обучаться были ограничены. Я думаю, что Майя Петровна прекрасно понимала особенности класса и не ждала легкой работы с нами.  Думается, она бросила вызов самой себе. Может ли умудренный опытом и успехами педагог справиться с неизведанной ранее задачей? С присущей Майе Петровне тщательностью, продуманностью методики она окунулась в далекий до этого мир детского спорта: посещала наши тренировки, «болела» на играх, узнавала о фанатских пристрастиях. Без всякого сомнения, она не просто преподавала нам, а проживала свою жизнь нашими заботами и проблемами. Я думаю, что преобладающее число учеников класса не в последнюю очередь благодаря этому очень уважительно относилось к своему классному руководителю. Спустя двадцать лет она с таким же живым участием интересуется жизнью любого из своих учеников.

          Лично меня Майя Петровна в тот год научила совмещать обучение со спортом. Используя передовой педагогический опыт, она предложила мне методику, благодаря которой  я успевал и учиться, и тренироваться, и иметь свободное время. По ее рекомендациям я вставал каждый учебный день в 5-30, делал зарядку и за два часа успевал на «свежую голову» выполнить если и не все, то большую часть заданий. Правда, кино после 21 часа смотреть не приходилось, поскольку засыпал довольно рано.

          Вообще, что касается технологии, методики, организации какой-либо деятельности Майя Петровна всегда была вне конкуренции. Умение выделять основное, главное, структурировать знания, определять логические связи, делать выводы – это ее «конек».

Выпуск 1997

Вера Ярош

          Самое главное, за что я хочу поблагодарить Майю Петровну, это за то, что она подарила мне счастье узнать, каким бывает настоящий Учитель.

          Учитель, у которого уроки – не скупо по параграфу в учебнике.

          Учитель, у которого на классном часе можно открыть целый мир интересного и пока неизвестного (а не слушать скучные нотации об успеваемости, совмещенные с раздачей дневников).

          Учитель, который знает о жизни своих учеников в школе и дома, потому что лично побывал у каждого в гостях и познакомился с родителями и домашней обстановкой.

          Учитель, который воспринимает свою работу не как обязанность, а как главную составляющую своей жизни, и отдает ей по-настоящему всю свою душу и любовь.

          Майя Петровна, низкий поклон Вам за то, что свои школьные годы я вспоминаю с удовольствием, нежностью и даже с гордостью. Теперь я мечтаю, что моей дочке так же повезет и у нее будет такой Учитель, как Вы.

 

Комментарии

К данному материалу не добавлено ни одного комментария.