Гостеприимство по-русски

Выставка с таким названием открылась в Кировском краеведческом музее. Она знакомит с впечатлениями гостей Вятки разных стран и национальностей, в том числе поляков. 

Когда мы говорим о поляках, то здесь надо учитывать, что в основном это были не гости, а если уж пользоваться этим словом, то гости поневоле, проще говоря, ссыльные. Тем ценнее добрые чувства местных жителей, ведь перед ними были политические преступники. С их стороны это была "милость к падшим", говоря словами Пушкина.

Генрих Каменьский

Генрих Каменьский, польский философ и общественный деятель, отбывал ссылку в Вятке в конце 1840-х годов.Каменьский не был первым в ряду ссыльных поляков. Он вспоминает повстанцев 1830 года, пленных польских офицеров, по следам которых он шел. Именно они оставили здесь о себе неплохое мнение и хорошую память как люди добросовестные, не скупые, умеющие хорошо держаться в обществе, хорошо жить, то есть вкусно есть, – с иронией добавляет он и продолжает: «Повариха, которую принимают на службу, на вопрос о том, умеет ли она хорошо готовить, зачастую отвечает: "А как же - я полякам готовила". Здесь русские считают нас изысканными - безошибочными судьями хорошего вкуса».

Среди поляков было немало образованных людей, были музыканты, художники, врачи. Поэтому их принимали в местном обществе как в губернском, так и в уездном. Хотя Каменьский и пишет, что, как ему казалось, его здесь любили не благодаря личным качествам, а прекрасной склонности вятичей к доброжелательности к иностранцам, все же заканчивает он словами "только бы они были ее достойны".

Каменьский вспоминает о вечерах в доме Дравертов, вятских чиновников, обосновавшихся здесь ещё с 20-х годов ХIX века. Бывал Каменьский и на вечерах в Благородном собрании, где познакомился с Салтыковым-Шедриным, с которым пополам подписался на следующий год на газеты и журналы.

Спустя 30 лет после Каменьского в Вятку был сослан Август Иванский, польский общественный деятель, меломан и меценат. Вятка по достоинству оценила прекрасного музыканта.

Его приглашали на музыкальные вечера в дома судьи Аленицына и богатого купца Прозорова. Особенно большое впечатление произвела на Иванского "пани Антонина Прозорова - прекрасная пианистка и очень милая молодая особа". С нею они исполняли третий концерт Бетховена на двух фортепьяно, "исполняли, скажу не хвалясь, безукоризненно",- вспоминал Иванский.

Антонина Николаевна Прозорова

Среди ссыльных были подчас высокопоставленные лица, представители знатных фамилий, князья, графы, чины церковной иерархии, к примеру, виленский епископ Адам Красинский.

                            

                                                                              Адам Красинский

Он вспоминал, как после прибытия в Вятку он приехал с визитом к вятскому епископу Агафангелу, который при первой же встрече предложил ему помочь деньгами. "Я отказался, но его слова были для меня дороже денег",- писал Красинский. Вятский губернатор помог епископу найти более удобную квартиру, а другие помогли обставить ее мебелью. При этом надо учитывать, что такое внимание к "политическим" отнюдь не поощрялось верховной властью и человек мог лишиться места (что впоследствии и случилось). Не побоялся ее и преемник Агафангела епископ Аполлос. Он поддержал ссыльного художника Эльвиро Андриолли, заказывая ему росписи вятских храмов.

Епископ Аполлос (рис. Э. Андриолли)

Эльвиро Андриолли. 1860-е гг.

Давней мечтой вятских поляков было иметь собственный храм. При поддержке местных властей (прежде всего вице-губернатора Новосельского) эта мечта осуществилась. В период Первой мировой войны Вятка приютила беженцев из Польши и Литвы. Здесь был открыт польский детский дом и польско-литовская школа.

Хочется надеяться, что традиции гостеприимства на Вятской земле будут жить и впредь.

Комментарии

К данному материалу не добавлено ни одного комментария.