О нравах тридцатых

Когда мы с женой покупали свою квартиру (не новую, кончено же, а в обычной панельной девятиэтажке), то оказалось, что в ней раньше жил дед, которому было далеко более 90 лет.  Да и дед этот оказался не простой, а отставной сотрудник НКВД – МГБ – КГБ в звании майора. Запомнился его портрет – холеное, не лишенное благородства лицо, мощная шея, едва сдерживаемая стойками формы времен войны. Сын этого деда – сам давно уже пожилой человек, приехал из Москвы только на подписание договора да на передачу ключей. Кроме портрета своего отца, этот мужичок не пожелал что-либо еще забирать. Потому мне досталась, помимо хлама, и библиотека деда. Центральное место в ней занимала одинадцатитомная Малая Советская энциклопедия второго издания. Причем в хорошем состоянии.

Как-то рассеяно я перелистывал один из томов этой энциклопедии и увидел, что заметка о каком-то революционере и видном деятеле ВКП(б) жирно крест-накрест перечеркнута карандашом. Сначала ничего не понял. Затем увидел еще одну перечеркнутую заметку, потом еще одну. Со временем до меня стало доходить – первый том второго издания МСЭ был издан в 1933 году, последний – одиннадцатый – в 1947. Целая эпоха, да еще какая, вместилась в этот временной промежуток! Те, о ком печатали хвалебные заметки в 1933, запросто получали пули в затылок на Бутовском полигоне в 1937 или 1939.

Вот, например, в томе 1, выпущенном в 1933 году заметка о Бокие Глебе Ивановиче, партийном и советском работнике, члене Верховного суда СССР. Заметка очень жирно зачеркнута, ибо расстреляли его в 1937. Или вот в томе 4, выпущенном в 1935 году, небольшая заметка о Ежове Николае Ивановиче – он всего лишь председатель комиссии партийного контроля. Еще совсем далеко до поста Наркома внутренних дел, до «ежовщины» и до 1940 года, когда его также расстреляли. И совсем уж большая заметка в этом же 4 томе о Зиновьеве Григории Евсеевиче – к моменту выхода тома в свет он уже был арестован, а потому заметка очень и очень обличительная: «С именем Зиновьева связана история самой предательской и самой презренной из всех фракционных групп в истории ВКПб. Суд приговорил его как организатора и наиболее главного руководителя подпольной революционной группы «Московского центра» к тюремному заключению на 10 лет». Не указано только, что годом позднее его также расстреляли прямо в здании Военной коллегии Верховного суда. А посему заметка также перечеркнута.

Я представляю себе состояние выпускающей редакции МСЭ, когда выходил  в свет очередной том: а вдруг, а вдруг? Пока печатается в типографии вдруг кого-нибудь еще?

А еще представляется мне молодой сотрудник НКВД, который после прочтения свежего номера газеты «Правда», в котором опять:  «разоблачили очередную группу и применили к  участникам  высшую меру социальной защиты». Представляется, как он достает соответствующий том, остро оттачивает карандаш и вносит свои правки в печатную историю. Всего перечеркнутых заметок я насчитал более двадцати…

Комментарии

Аватар пользователя ru-danko

В библиотеках статьи БСЭ и подобных изданий вырезали, иногда заменяли другими. В подшивках газет статьи также изымали, перечёркивали. Вот пример из "Голоса рабочего" (Омутнинск) за 1936 год:

 

Аватар пользователя Rage171

Да, понятно это и логично для того времени, но чтобы дома, в личной библиотеке, хотя...Меня поразило количество - более двадцати. Хотелось бы взглянуть на первое издание МСЭ, там, наверное, сплошняком. Кстати, дед этот перечеркивал именно так как на фотографии, которую Вы привели - крест накрест фотографию и дополнительно - ФИО.

Аватар пользователя ru-danko

Да, то что в личной библиотеке - это интересно. Но вы же сами говорите, он был должностное лицо, могли ведь и проверить... 

Аватар пользователя Rage171

А вот такой любопытный момент: как, допустим в библиотеках, поступали с лицами, ранее арестованными, но в ходе войны освобожденными и ставшими подлинными Героями. Например, Маршал Советского союза Кирилл Афанасьевич Мерецков, арестованный, но освобожденный " на основании указаний директивных органов по соображениям особого порядка". Наверняка ведь успели вымарать везде, где можно его портреты, как потом восстанавливали?

Аватар пользователя Rage171

Да, еще - после разоблачения культа Сталина этот дедушка обтянул портрет Сталина (карандашный, на холсте, приличной работы) другой картиной - "Охотники на отдыхе". Так и провисел портрет до начала 2000-х...

Бабушка жены училась в те годы в школе, расказывала, как они под руководством учителя в учебнике истории портреты репрессированных деятелей прямо во время урока зачеркивали, зарисовывали.

Аватар пользователя VeraB

По воспоминаниям моей подруги: Её мать была учительницей, и примерно в конце 50- х в начале 60- х они вырезали из книг уже других не угодных людей. Книги были школьные и домашней библиотек.

Аватар пользователя Николаич

История тогда свершалась быстрее работы типографий!

Аватар пользователя Rage171

Тонко подмечено!