От одного из вятских краеведов

Случайно наткнулся на записи в ЖЖ одного из вятских краеведов по имени Евгений, предложил ему размещать его интересные во многом материалы на нашем сайте самостоятельно, но он солавшись на занятость разрешил это сделать мне. Это один из размещённых на его страничке материалов:

Русское население Вятского края (очерк Н.А. Спасского, 1880 год).

"Русское племя [Вятского края] не любит жить большими и многолюдными селениями, а предпочитает строиться вблизи полей маленькими деревеньками - домов по семи, восьми; версты через две от деревни заводить починок дома в два-три, потом невдалеке еще выселок и т.д. Такое расселение характеристическая черта вятчан - потомков новгородских повольников, не любиших жить подолгу на одном месте. Северный край Слободского и Глазовского уездов представляет еще лесную глушь; население этого края рассыпано между лесами в самых мелких починках, до которых невозмлжно доехать в каком-либо экипаже. Здесь вовсе нет телег, и летом и зимой ездят на санях или верхом мужчины и женщины.
  Дома в деревнях строят по большей части одноэтажные с крышей на два ската, обыкновенно без всякой резьбы и других замысловатых украшений. Двухэтажные избы встречаются в виде исключения у людей зажиточных. Суровый климат губернии вызвал необходимость устраивать при домах теплые и крытые дворы для защиты от вьюг и непогод.
  Внутренность избы довольно опрятна, хотя и оставляет желать многого в гигиеническом отношении, особенно зимой, когда пускают в избы скот и птицу. Избы отопляются дровами, в малолесных волостях Вятского, Орловского, Котельнического и Нолинского уездов топят сучьями и кореньями. В волостях Кошкинской, Янгуловской Малмыжского уезда топят соломой. Освещают жилища обыкновенно березовой лучиной. Свечи употребляются редко, в подгородных селениях начинают употреблять керосиновые лампы.
  Наружность обитателей Вятского края не имеет никаких особенностей. Несколько выделяются в этом отношении жители самых восточных волостей Слободского уезда, где население приобрело другой тип, более приближающий его к финскому племени, чем к славянскому. Рост в 2 аршина 4,5 вершка [162 см.] можно принять за средний для мужского населения губернии. Сложение русских приземистое и плотное, жители же северо-восточной части губернии отличаются хилым и недоразвитым сложением.
  Обыкновенный костюм русского крестьянина: синие штаны и рубаха, лычные лапти с онучами. Верхнее платье составляют: зимой - овчинный полушубок, шапка простой мерлушки, теплые рукавицы и валенки, по летам - серый зипун своего рукоделия или черный фабричного сукна, фуражка или шляпа. В праздники - ситцевая красная рубаха и плисовые шаровары. Женщины обыкновенно носят холщевый синий сарафан, пеструю холщевую рубаху и лапти с онучами или чулками, на голове - ситцевый платок; по праздникам - сарафан и рубаха ситцевые и кожаные башмаки.

  Всего резче в жителях Вятского края отличается наречие. В речи слышится растяжимость на последнем слоге, которая неприятно действует на непривычное ухо. Вместе с этим в речи слышится замена некоторых букв в словах другими; нак напр. буква ч перед т произносится за ш, конечное о переходит в е, так говорят ште вместо что, слог че изменяется в це и обратно. Затем наречие вятского края богато провинциализмами и особенностями выговора.
  Мужчины, кроме земледелия, составляющего главное занятие жителей губернии, занимаются разного рода ремеслами и промыслами, а также мелочными домашними работами. Женщины кроме хлопот по домашнему хозяйству по летам принимают деятельное участие в земледельческих работах и нередко несут даже мужские обязанности, а осенью и зимой занимаются обработкой льна и пряжи.
  В действиях и движениях вятского народа проглядывает тяжелая медленность, которая вместе с ленью составляет, можно сказать, отличительную черту характера. Народ вятский не имеет той размашистой и веселой удали и молодечества, которые так знакомы средним великороссийским губерниям. При таких качествах с первого взгляда может показаться народ Вятского края апатичным и недальним по уму, но при ближайшем знакомстве можно заметить в нем ясный и светлый ум, меткость слов и шутливый юмор. Кроме того вятчанин не лишен хитрости, весьма сметлив и переимчив что видно из его способностей к ремеслам.
  Вятское население, не знакомое с гнетом крепостного права, оказывается способным к самоуправлению и вообще к порядкам, присвоенным земству, сознает пользу образования и охотно посылает детей в школы учиться грамоте; тем не менее грамотность развита еще мало и школа пока не успела обнаружить благотворного влияния на нравы вятских крестьян, которые до сих пор остаются в обращении неприветливы, грубоваты и не отличаются особенным миролюбием, особенно в пьяном виде, так что ссоры и драки между ними составляют явление нередкое. Домашние распри между членами семейств и неограниченное влияние свекора и свекрови на молодую чету - сына и его жену - бывает причиной семейных разделов, крайне вредных в крестьянском быту. У крестьян существует обычай женатого сына оставлять в доме родителей; невестка у свекрови, кроме условия быть непременной работницей семьи, находится как бы в рабском перед ней отношении; так что молодая чета часто несет все бремя крестьянских работ и вполне зависима от старших членов семьи.
  В нравственном отношении вятчане считаются честнее жителей фабричных губерний. Хотя по относительному большинству преступлений и проступков, сопряженных с нарушением прав собственности и оскорблениями, ясно обнаруживается, что простой народ, к среде которого принадлежит обыкновенно большинство обвиняемых и осужденных, еще весьма мало проникнут сознанием о ненарушимости прав собственности и чести своих ближних. Население Вятского края щедро на пожертвования на какое-нибудь доброе дело (сельские сходы установили ежегодные копеечные с души пожертвования в пользу раненых и больных воинов) и отличается набожностью и благочестием, которое выражается в строгом соблюдении постов, сред, пятниц и даже часто понедельников, а также в оделении нищих милостыней. Набожность народа Вятского края может служить образцом для других губерний: нигде нет таких богатых церквей и в них украшений; крестные ходы совершаются во многих местах губернии по нескольку раз в год в сопровождении множества народа. Духовенство живет довольно зажиточно и издавна уважается населением, а с открытием земских учреждений много лиц из этого сословия заседает в собраниях в качестве гласных по выбору крестьян.
  Церковные праздники народ чтит и уважает, особенно следующие. 1) Иванов день, 24 июня. Приготовляясь к нему, крестьяне соблюдают целую неделю строгий пост; еще более чествуется Иванов день 29 августа, предшествующую ему неделю не только не едят скоромного, но рыбу считается есть тяжким грехом, а в самый день праздника в некоторых местах не едят капусту на основании странного поверия, что будто бы при усекновении глава Иоанна Крестителя забрызгала своей кровью капусту. 2) Точно так же почитают крестьяне Ильин день, неделю перед Ильиным днем многие из них постятся. Особенно строгий пост все соблюдают в Ильинскую пятницу, которую считают важнее самого Ильина дня, во весь этот день крестьяне не работают. В самый день праздника крестьяне отправляясь в церковь берут с собой для освящения часть молодой баранины, из которой затем некоторое количество уделяют духовенству, а остальные разговляются дома. Замечательно, что Ильин день чтится даже язычниками, которые молятся Илье пророку, чтобы не быть убитыми грозой. Вообще народ почитает более те праздники, которые приходятся в свободное от полевых работ время, а в страду работают по воскресеньям и по другим церковным праздникам. В губернии существует обычай во время известных церковных праздников - различных в каждом уезде - освящать семена, предназначенные для посева, а также приглашать духовенство на поля, где служат молебны о лучшем урожае. Из святых более всего чтут Николая Чудотворца, и находясь в какой-нибудь беде всегда обращаются к его защите, обещаясь отслужить молебен или поставить свечу к его образу".
"Кроме всего этого существует в Вятской губернии целый ряд праздников местного характера, из которых самым замечательным по своей странности можно счесть в Орловском и Котельническом уездах праздник куричей братчины или троецыплятницы, справляемый в случаях домашних несчастий, болезней семейных лиц, преимущественно же тяжелых родов. Главную роль в этом празднике играют женщины, преимущественно вдовы, а главный предмет угощения составляют яйца и курицы, в особенности те из них, что три раза выводили цыплят. В праздник троецыплятницы соблюдаются следующие обряды: 1) служат молебен, до начала которого отыскивают несколько кур троецыплятниц, 2) во время обеда не употребляют ни вилок, ни ножей, 3) кур троецыплятниц едят только старушки-вдовы и притом без разговора, молча и 4) во время всего обеда не бывает ни одного мужчины, ни даже детей мужского пола. Трапеза эта считается чудодейственной.
  Вообще население Вятского края, несмотря на набожность и благочестие, благодаря необразованности и вероятно частым сношениям с инородцами, придерживается многих суеверий и обрядов, свойственных языческим племенам. Из обычаев и суеверий укажем на следующие, которые считаются отличительными для Вятской губернии.
1) В 1-ю Пасхальную заутреню, во время встречи Христа, рыбаки отщипывают от своей свечи небольшой кусочек воску и кладут его в пазуху, а самую свечу прилепляют у входа к дверям или косякам с приговором про себя: "Как сюда валит теперь народ, так бы шла летом и рыба в сети". После заутрени каждый из таких суеверов принеся домой отщипленный кусочек воску хранит его до времени рыбной ловли, а в это время прилепляют понемногу к каждой сети и тоже с подобным приговором: "Как Пасхой в церковь шел народ, так теперь рыба иди в сеть".
2) Почти все не только крестьяне, но и горожане замечают тот день, в который был праздник Благовещения. В этот день в продолжение года боятся начинать дела сколько-нибудь важные.
3) некоторые верят, что в Великий четверток рано надобно считать деньги, чтобы их водилось больше; верят еще в четверговую соль и придают ей какое-то особенное свойство излечивать многие болезни.
4) Верят в ивановскую росу, которую по этому случаю некоторые из женщин собирают в этот день (24 июня) посредством разостланных на траве платков, выжимают из них в стклянки и хранят как целительное лекарство от глаз.
  Крестьяне верят в существование домовых, водяных, леших и кладовых, которые имеют особые служебные должности, характер и причуды. По их понятиям домовой заведует хозяйскими конюшнями и хлевами, бережет хозяйский скот и губит его. Водяные живут в озерах и прудах, во всех значительных глубинах рек, и в особенности при мельницах. Местом жительства леших считаются дремучие леса. Кладовой по понятиям народа скрывается в земле и стережет клады. Вообще демонология вятских крестьян многосложна и весьма любопытна, о ней была напечатана прекрасная статья священника Осокина в "Современнике" за 1856 год, которая дает весьма много сведений по этому предмету, но мы здесь не приводим выписок из нее по недостатку места.
  Не менее любопытны и увеселения жителей Вятского края. Осенью, чтобы скоротать длинные вечера, заводят так называемые "супрядки". На супрядки собираются десятками девушки в одну избу и занимаются пряжей и чесанием льна. Туда же приходят молодые парни и вместе с ними развлекаются пением разнообразных песен. С наступлением праздника Рождества вечеринки эти оканчиваются и уступают место игрищам. Крестьянские игрища обыкновенно бывают в святочное время, начиная со второго дня Рождества и кончая кануном сочельника Крещения. На игрищах молодые парни садятся за стоящий под полатями стол и начинают играть в карты или ладыжки, а девицы садятся впереди по лавкам и поют сначала круговые, а потом парочные песни. Парочные песни заменяются иногда музыкой, состоящей из скрипки, гармоники и балалайки, а потом поют "бояр", то есть такие песни, в которых величают попарно "парня с девкой", начиная прежде с хозяина с хозяйкой, потом его семейство, и наконец поющих и пляшущих. Иногда на игрища приходят наряженные, вроде медведя в вывороченной шубе, который представляет различные штуки, затем играют в "жмачки" (жмурки). Кроме того одним из главных рождественских увеселений можно назвать различные гадания, посредством которых молодежь надеется узнать свою судьбу, девушки особенно любят гадать о женихах.
  Самым веселым зимой праздником считается масленица. Приготовляясь к ней каждый крестьянин накупает вина, масла, непременно рыбы и наварит пива. С первого дня и до конца недели пекут блины, катаются с ледяных гор (по-вятски - катушек), а также на шестах - последняя забава опасна и часто несчастливо оканчивается. С четверга обыкновенно ездят друг к другу в гости с песнями по дорогам, особенно ездят молодые зятевья к тещам на блины. Особенной оригинальностью отличается масленица в Воткинском заводе. За неделю до масленицы заводские мальчики строят из снегу города на широких улицах завода. Городам этим придают всевозможные фигуры, после того выбирают городничего, который должен стоять в городе и защищать его от нападений масленицы. Масленицей же называется маскированная группа мастеровых. Берут города в последний день масленицы, причем поставляется целью овладеть флагом на городе и городничим.

  На Пасхе увеселения происходят около качелей, устраиваемых почти в каждом селении; но самой любимой забавой девушек на Пасхе можно назвать скакание на досках. В следующие праздники от Пасхи до заговенья, называемого яичным, молодежь в ведреные дни собирается на улице, поет песни, играет в горелки и другие подобные игры. В самое же заговенье кроме того еще катают печеные яйца. С наступлением лета начинают устраивать так называемые "ссыпки", которые считаются принадлежностью исключительно Вятской губернии. Крестьяне одной деревни, а иногда и нескольких соседних, сговариваются между собою собраться в известный день, для чего сносят сообща солод, муку, хмель, вино, рыбу или мясо. Из этих продуктов приготовляются яства и пиво, съехавшись в условленное время, пьют и едят изготовленное, а молодые парни и девки водят хороводы, пляшут, поют песни, отличающиеся однообразием и монотонностью. Во время разного рода увеселений молодые люди знакомятся между собой и часто парни выбирают себе невест. Но еще чаще свадьбы устраиваются по выбору родителей вступающих в брак, жених и невеста иногда даже и не знают друг друга.
  С достижением сыну 18 лет родители, особенно имеющие немного детей, сильно заботятся женить сына, имея главным образом в виду приобрести лишнюю работницу. Задумав женить своего сына, родители посоветовавшись в домашнем кругу, посылают сваху в дом невесты, уже выбранной заранее.
Если посольство свахи увенчалось успехом, то на другой день жених вместе с отцом и матерью отправляется к невесте на смотрины; после чего следует рукобитье - первая пирушка до свадьбы. Повсеместно существует обычай платить за невесту нечто в роде выкупа, сумма которого бывает различна, смотря по состоянию жениха.
 В день свадьбы собирается по выбору поезд, состоящий из тысяцкого, больших бояр, дружки, полудружья, свахи и повозников; число их зависит от степени богатства жениха с невестой и их родственников. В некоторых местах перед венцом жених с невестой, отец жениха и дружка садятся за стол; потом уже молодые отправляются к венцу. Все поезжане и погонихи едут в церковь с колокольчиками; дружка берет на всякий случай косушку вина. По совершении брака в церкви, едут в дом жениха , где встречают обвенчанных с хлебом и солью; посыпают их иногда при входе на порог хмелем. на другой день рано сваха и дружка топят баню, в которую прямо с постели отправляют молодых при громе разных побрякушек. В их отсутствие пирующие поезжане считают своей обязанностью перебить всю домашнюю посуду.
 В заключение для лучшей характеристики нравов вятских крестьян не лишним считаем привести некоторые обычаи, соблюдаемые при родах и похоронах.
 Роды крестьянской женщины происходят обыкновенно в тесной курной бане. Бедная (т.е. недостаточная) женщина иногда сама на несколько часов до родов нарубит дров, снесет их в баню и затопит печку. У состоятельных крестьян кроме повитухи приглашается кто-либо из женщин-родственниц. В бане родильница остается трое суток. Одну ее в бане никогда не оставляют вследствие суеверного убеждения, что банник (нечисты дух) в отсутствии людей бывает властен располагать смертью и жизнью роженицы. После того как родится дитя тотчас же оплескивают его теплой водой. Затем начинают его парить лиственными вениками и часто до того сильно, что на коже новорожденного оказываются водянистые пузыри. Операция парения в бане производится по целой неделе, а иногда и более. При омывании детей водой смесей особенных не употребляют, кроме одной щепотки соли, которая кладется в воду крестообразно с произношением слов: "Во имя Отца и Сына и Св.Духа, аминь", или же солью посыпается голова дитяти. То и другое делается с той собственно целью, чтобы дитя не могло подвергнуться урокам при взгляде на него посторонних лиц. Члены новорожденного, почему-либо кажущиеся повитухе неправильными, выпрямляются в первое же омовение. Процесс этот производится таким образом: повитуха кладет дитя на свои колена, первоначально обеими руками ровняет голову, потом разглаживает спину, наконец подтягивает правую руку к левой ноге, а левую руку к правой, и при каждом действии сжимая губы издает скрипучий звук. В тех случаях, когда дитя вскрикивает, бабки считают его испуганным и прибегают к новому способу ровняния. Сама бабка отыскивает конец мочала, которым измеряет руки и ноги. Если найдет какую-нибудь несообразность в членах, то начинает излечивать испуг таким образом: сидя на полке бани с дитятей, передает мочало другой женщине, какая находится с ней в бане, и приказывает взять в руки топор, а мочало положить на порог и дожидаться ее вопроса: "Что сечешь?" Приготовившаяся сечь мочало должна отвечать: "Испуг". Повитуха после сего говорит: "Секи пуще, чтобы не было". Таковые действия должны повторяться три раза, после чего будто бы уничтожается испуг дитяти.
 Обычаи и обряды, соблюдаемые крестьянами при смерти и похоронах их ближних, представляют в иных местах следующие особенности. В то время, когда человек умирает, зажигают перед иконами восковые свечи; умирающего накрывают скатертью, а когда умрет, то раздевают его, причем одежда не снимается через голову, а раздирается вдоль тела; после чего тело покойника омывают водой и наряжают в новое чистое платье. Тело умершего везет к церкви кто-нибудь из домашних его; на гроб садится жена умершего, если она есть, а если нет - отец или сын или дочь или мать; при гробе причитают и воют. Умершего обыкновенно стараются похоронить в день смерти. После погребения умершего, в доме, где он жил и умер, вымывают полы, полати, даже стены, и сами домашние вымываются в бане. гробы делаются как попало; хлопочут только о том, чтобы они не развалились до могилы. Усопших поминают чаще всего во вторник на Фоминой неделе (в радоницу) или на седьмой неделе после Пасхи - в четверг. Этот поминальный день обыкновенно называется "семиком".
------------
Николай Александрович Спасский (1846-1920) - статистик, краевед, действительный статский советник, кавалер орденов св.Владимира 3-й и 4-й ст., св.Анны и св.Станилава 2-й ст. Родился в г. Вятке в семье учителя, выпускник Вятской гимназии и Казанского университета. Более 40 лет служил в должности секретаря Вятского статистического комитета, сделал службу комитета образцовой. Спасский был редактором неофициальной части газеты "Губернские ведомости", Календарей и Памятных книжек Вятской губернии, Трудов Вятской ученой архивной комиссии, сборника "Столетие Вятской губернии" и проч. После революции служил председателем книжно-библиографической комиссии в библиотеке имени Герцена. Данный очерк напечатан в Календаре Вятской губернии за 1880 год.

 

Продолжение следует....... материалов много и много интересных, буду выкладывать дозировано, ну если конечно заинтересовало?

Комментарии

Аватар пользователя Открытоff

зачем копировать материалы их там очень много...можно просто дать ссылку http://tornado-84.livejournal.com/

Аватар пользователя Lex

Это вам просто по ссылкам ходить, я же уже неоднократно сталкивался с тем, что люди старшего возраста не знают таких слов как "ссылка, под катом" и т.д. но в тоже время активно читают этот сайт. Пусть на нём будет всё объдинено. Не вижу в этом ничего плохого, тем паче я предлагал автору сделать это здесь самостоятельно, он же сославшись на занятость, разрешил сделать это мне.

Конечно заинтересовало. Выкладывайте еще. 

Насколько я понимаю это не просто "один из вятских краеведов" под этим ником скрывается известный в наших кругах вятский журналист и краевед. Автор краеведческих книг и других публикаций.

Аватар пользователя Lex

по слогу явно журналист и интересующийся историей, но пока не называется. :)

 

Большое спасибо за статью! Посмотрите, пожалуйста, есть ли ещё что-нибудь о повитухах?

ЖЖ как расшифровать?

Аватар пользователя дмитрий76

"Живой журнал"

Оперативно, спасибо. Приятно иметь дело с такими людьми.

Аватар пользователя Алексей Русских

Читал подобную статью в "Вестнике Императорского Русского Географического Общества" стр 110-140.