«Вообще народ Слободского уезда трудолюбив, предприимчив и переимчив. При внимательном взгляде на него видно, что это не ВЯТЧАНЕ – их соседи.
Потому что, относительно разнообразная и деятельная их промышленность ясно говорит, что СЛОБОЖАНЕ не родня ВЯТЧАНАМ, что видно из истории.
Устюжане, искавшие независимости от князей удельных, поселились именно в этих местах.
Вятчане же, как известно потомки НОВГОРОДЦЕВ, которые пришли сюда на Вятку от раздоров и несогласий в своей отчизне.
Вследствие развития ремесел, между СЛОБОЖАНАМИ меньше пьянства и преступлений. Да и народ этот богаче, нежели ВЯТЧАНЕ, которые норовят, если не пропить последнюю копейку, то проиграть в карты.
По крайней мере, последний порок развит между подгородними жителями города Вятки и молодежью, которая, живя в услужении в городе или занимаясь извозничеством на городской бирже, - занесла карты по деревням.
СЛОБОЖАНЕ народ более откровенный, разумно доверчивый, народ серьезный и положительный, и только с удалением от города да на больших дорогах, как характер, так и нравственность их изменяется в более дурную сторону.
ВЯТЧАНЕ же наоборот, - чем ближе к городу, тем плутоватее, недоверчивее и подозрительнее.
Примеров плутовства и обмана слишком много.
Стоит только в воскресный день выйти на базар, присмотреться и прицениться к привезенным ВЯТЧАНАМИ продуктам, чтобы убедиться в справедливости сказанных их недостатков.
Положим, вы намерены купить воз дров. Узнав, сколько стоит воз дров, вы торгуетесь и, наконец, соглашаетесь на условной цене, и дрова вам привозят. Здесь слуга вам докладывает, что мужик вас обманул, что у него на дне вместо дров сено, да и не весь еловый, а поленьев пятьдесят сосновых и столько же между ними сырых. Мужик начинает перед вами оправдываться. Говорит, что на дороге его воз столкнулся на косогоре с возом товарища, ехавшего тоже с дровами. Дрова рассыпались и у того и у другого, а при складке на возы перемешались.
Не верьте, это обман.
Точно также не верьте его клятве, что в следующий базар он привезет вам взамен бракованных дров хорошие, - он непременно обманет.
Ступайте теперь в молочный ряд. Там вас обманет баба.
Продаст вам снятое молоко за цельное и притом парное. А цельное, подбитое мукой, за хорошие сливки.
Мало того, баба будет вам божиться: «Лопни мои глаза, чтобы с места мне не сойти, что для праздника Христова она такого греха на душу не возьмет, чтобы обмануть».
И обязательно обманет.
В овес, для тяжести, подбавляют землицы или песочка, ветром, дескать, нанесло, когда молотили».
«Вестник Императорского Русского географического общества», 1858, №11, с.111-113.
И еще.
«В торговле с Архангельском город Слободской также превзошел город Вятку. Из Слободского отпускается туда товара на сумму до 1.249.375 рублей.
В Слободском уезде находится две пищебумажных фабрики, принадлежащих вятскому почетному гражданину Рязанцеву и слободскому почетному гражданину Платунову.
Бумага фабрики Платунова лучше бумаги фабрики Рязанцева и более употребляется в Вятском крае.
Для того, чтобы достигнуть настоящего положения фабрики Платунов положил много труда. Для этого нужны были знания, приобрести которые было негде, потому что Платунов не получил образования ни в высшем, ни в среднем учебном заведении. Но сила воли и благородная жажда знаний чего не делают?
Платунов посвятил себя изучению механики и математических наук. Не имея хороших руководств на русском языке, он решился искать их на французском, которому учился также самоучкой, как и математике. Ознакомившись с французскими сочинениями по механике, и видя из них, что много хороших сочинений по механике на английском языке, он решил изучить сам и английский язык.
Устроив модель задуманной им фабрики, Платунов для ее осуществления стал странствовать по заводам, где бы ему отлили чугунные цилиндры и другие необходимые вещи. Побывав на многих заводах и получив отказы, он нашел, наконец, Тагильские заводы, где ему отлили требуемые вещи под его присмотром.
И вот по прошествии трехлетнего упорного труда появилась прекрасная фабрика Платунова.
Устройство ее, в главном, следующее: вымытое и изрезанное тряпье поступает в чан, где оно трется жерновами, приводимыми в действие водою. Из чана масса поступает на железную сетку (сетка получается из Англии, потому что качество русской сетки неудовлетворительно), а потом на вал, обтянутый сукном, где, в то же время, компонуется с помощью другого цилиндра. Отсюда масса идет на горячий цилиндр, где бумага сохнет, компонуется окончательно и выглаживается. С этого цилиндра бумага уже навивается на цилиндр, с которого поступает на резец и оттуда складывается в стопы.
Чистота отделки машины и правильное производство, со сбережением времени и силы, заслуживают полного внимания.
При пищебумажной фабрике Платунов устроил привод для производства картона. Этот картон по достоинству заменяет у московских и петербургских мастеров – привозной из-за границы».
«Вестник Императорского Русского географического общества», 1860, №5, с., 21-22.
Савинов Иван Николаевич, родился в 1823 году. Учился в 1-й казанской гимназии, затем в Казанском университете на математическом отделении. В 1849 году служил учителем математики в Нижегородском дворянском институте, в 1854 году приехал преподавать в Вятку. В 1855-1856 годах он работал редактором неофициальной части «Губернских новостей». В 1857-1858 годах им было написано более 20 статей по вопросам экономики, промышленности и торговли Вятского края
А про вятчан у Савинова Иван Николаевича только отрицательные черты характера описаны? А что положительного видел этот автор в 19 веке у вятчан и есть ли положительная характеристика вятчан у других авторов 19 века? Слава Богу, что про слобожан доброе описание.
Он жил и служил в Слободском и тут видимо сыграло обычное соперничество городов "вятчане" в данном случае это жители города Вятка. Обычное наше видение, в деревнях у какого рода девки краше или в городах на какой улице-районе парне смирнее или буйнее. :)
Спасибо! Интересная информация! Правда, обидно за вятчан.
Спасибо, Евгению жителю Кирова и историку вятской зели, я в данном случает лишь "передаст" :))) У него много всего интересного, только я в виду своего журналисткого прошлого формирую, то что мне кажется интересным широкой публике и делаю "копипаст" с позволения автора с некоторыми индивидуальными для изложения сокращениями.