Первый школьный учитель моего отца Серебрякова Сергея Григорьевича

Из воспоминаний Ложкиной Ираиды Сергеевны 1929 г. р.

Учитель и ученик. Они неразрывно связаны, друг с другом и если начинаешь говорить об одном из них, рядом незримо присутствует другой.

Мой отец - Серебряков Сергей Григорьевич - родился в 1900 году, в деревне Красная Горка, которая в настоящее время входит в состав д. Чекашево, Вятско-Полянского района, Кировской области. В деревне нас прозывали Мишины, чтобы различать среди семейств Серебряковых, проживавших по соседству. Мой прадед - Серебряков Андрей, слыл в округе хорошим плотником, вырастил четверых сыновей, в их числе и моего деда – Григория Андреевича. У деда тоже семья была крепкая, все работящие. Федор, Сергей, Дмитрий, Иван, Семён - пятеро сынов. "Не шутка в деле", как часто приговаривал глава семейства.

Серебряков С.Г. Фото 1960-х гг.jpg

Серебряков С.Г. Фото 1960-х гг.

Из далекого детства запомнился 1937 год, когда дядя Митя хлопотал о выделении нашей семье позема под постройку дома, при переезде из деревни в село Поляны. Запомнилось, как дядя Ваня учился играть на гармошке, а потом мать с отцом купили ему аккордеон. Дядя Сёма рубил школу на окраине Полян, и улицу, на которой она стояла, обросшую домами стали называть Школьной. В нашем семейном архиве сохранилось свидетельство о том, что Серебряков Сергей Григорьевич более ста лет назад окончил школу.

Вятская губерния по степени образованности была одной из лучших в России. Благодаря деятельности церковно-приходских школ часть населения получала начальные знания. Большинство учеников были девочки и мальчики в возрасте 9-12 лет. В 1892 г. в деревне Спасской (Киняусь) была открыта церковно-приходская школа. Помещалась она в наемном доме. В 1912 году на 102 двора с населением 612 человек приходилось 36 учеников. Более трети из них составляли девочки. «Программа обучения в церковно-приходских школах включала: Закон Божий, церковно-славянский язык, русский язык, чистописание, арифметику, церковное пение, рукоделие.»

В деревенской школе «учили крепко», как и сейчас говорят местные жители. Подтверждением тому письма земляков с фронтов Великой отечественной войны. Уроженец деревни Спасской, Колесников Иван Павлович (1900-1942) во время войны был писарем саперного полка. Его сверстник и односельчанин - Баев Ф. И. (1905-1942) - так писал в своем фронтовом письме: «Командир назначил меня писарем по роте. У нас в роте ребята все веселые и очень любят меня за грамотность. Я им каждый день на занятиях читаю газеты и помогаю командирам в этом».

На содержание школы деревенское общество отпускало от 30 до 45 рублей в год. Кроме того, 25 руб. поступало от церкви. Обучение в школе было бесплатным. Ученики из деревень Красная Горка, Собакина (не путать с вотским с. Собакино), Матвеева ходили учиться кто за версту, кто за пять, пока в 1897 году в деревне Собакине, не была учреждена земская начальная школа.

Серебряковы решили отправить сыновей именно в эту школу, как близлежащую. Началась подготовка к приемным испытаниям. Основным молитвам учила Маминька - Мария Матвеевна. Как помню, была она женщиной небольшого росточка, хрупкой, с чувством собственного достоинства и домовитой. Первые навыки чтения и письма сыновья получали по наставлениям Папыньки - Григория Андреевича. К учению в семье подход был серьезный.

Одним из первых школьных учителей Сергея стал Михаил Васильевич Кибардин. Он родился 28 октября 1882 года в селе Елово Елабужского уезда, в семье священнослужителя. Образование получил в Вятской духовной семинарии, успешно окончив богословский курс по 2 разряду. С 1902 года - начал учительствовать в Малмыжском, затем Слободском уездах.


Михаил Васильевич Кибардин. Фото предоставлено родственниками

В 1904 г. Михаил Кибардин был рукоположен в сан священника к Николаевской церкви села Вятские Поляны Малмыжского уезда. В приход батюшки входило 2.200 жителей из селений Матвеево, Собакина, Спасской и частично Вятских Полян. Не имея своей недвижимости и родственников в селе, он поселился в церковном доме.

В том же году епархиальное начальство назначило молодого священника заведующим церковно-приходской школой в деревне Спасской. А также поручило должность законоучителя в школах деревень Собакине и Спасской, а позднее и в Матвеевской школе, открытой земством в 1912 году. Каждый день на уроки Закона Божия батюшка добирался из Полян. В школе он трудился, «безмезно» как тогда говорили, то есть бесплатно.

Священнические обязанности отец Михаил исполнял хорошо. Прихожане называли его, не иначе как «батюшка». За свои труды назначено ему было «дохода от прихода 300 руб., а казенного жалования было не положено». Но так как половина жителей были освобождены от руги и от сборов, то содержание служителей церкви было весьма скудным.

В 1911 г. епископ Вятский и Слободской Филарет (Никольский) посетил приходы села Вятские Поляны. Преосвященный одобрил работу священнослужителей Николаевской церкви по духовному просвещению прихожан. В послужных списках вятскополянских священников появилась запись: «Поведения весьма хорошего, полные трезвенники». Весной этого же года о. Василий Кибардин, был награжден набедренником, а священник о. Виктор Краснов, служивший вместе с ним - скуфьею.

За время службы в Полянах священник Кибардин был на ответственных должностях. Временами заменял благочинного, занимался «делами взаимного страхования от огня строений духовного ведомства», а также «состоял членом Братства Святителя Николая».

Все свое свободное время батюшка Михаил посвящал семье - жене Ольга Афанасьевне, сыновьям Константину, Георгию, Валентину, Николаю и своей матери Марии Николаевне, ставшей к тому времени уже вдовой.

После 1916 года священника Кибардина перевели к Ижевской церкви Покрова Пресвятой Богородицы села Ижевского. Участь о. Михаила была трагичной. В списке лиц, расстрелянных чрезвычайной комиссией при штабе 2-й армии, опубликованном 21 ноября 1918 года в газете «Борьба», среди 22 граждан, казненных 13 ноября, стоит имя священника Михаила Васильевича Кибардина. Совпадает все - фамилия, имя, отчество, год рождения… А так хочется, чтобы была опечатка.

В 1912 г. его ученик - Сергей Серебряков - окончил земское училище, с 1919 по 1921 гг. служил в Красной Армии. Уровень образования и нравственные основы, заложенные в семье, позволили ему еще в молодости получить должность управляющего у полянских купцов Кощеевых. Сергей Григорьевич не брал в рот ни капли спиртного. Как вспоминали родные о нем, «от него нельзя было дождаться хульного слова», только после ранения в Великую Отечественную войну, «находясь на излечении в голодном госпитале», он начал табашничать. Как крестьянин, Сергей Григорьевич любил ходить за лошадьми и понимал их. По заказу мог одним росчерком пера нарисовать лошадь, и спокойную, и в порыве вольности. Несмотря на все перепетии жизни, Серебряков Сергей Григорьевич сохранил душевную чистоту, человечность, порядочность, заботу о родных и близких, был трудолюбивым и скромным. В этом была заслуга законоучителя и священника - Михаила Кибардина.

Записала Татьяна Мельм. г. Глазов, Удмуртия. Сентябрь. 2014.

В работе использованы материалы архивов Удмуртской республики,

Работы: Шумилова Е.Ф., о. Сухих А.

Комментарии

В Нолинском и в Орловском уездах бланки в районе 1890 годов также немного отличались по оформлению (от приведенных выше), хотя форма и общая идея содержания были теми же, вплоть до фраз.

Еще замечание: для девочек бланк отличался - там и в 1890-х не было фразы о воинской повинности, да и глаголы были сразу прописаны в нужной форме, например: "закончила".

Аватар пользователя Фёдор

Здвавствуйте. На военную службу Сергей Григорьевич Серебряков был "призван" в Азинскую дивизию РККА вместе  с моими дедами

Ф. В. и Н. В. Кощеевыми в 1919 г. Были небходимы грамотные люди. Служили делопроизводителями, телефонистами. Набор был общим 

по всей округе с. Вятские Поляны.    

Здравствуйте, Федор Васильевич. Серебряков наверное был младше Кошеевых. Он, по свидетельству об освобождении от воинской обязанности,  "служил в Красной Армии с 1919 по 1921г".

Изначально  в работе хотель бы назвать купцов. Но располагаем сведениями о Сюре. Пожалуйста, уточните Имена отчества купцов, у которых служил Серебряков. С ваших слов будут внесены коррективы.

Аватар пользователя Фёдор

Доброго вечера. Срок службы младшего брата моего деда 10. 1919 - 05. 1920. Он же дядя Сюры - Николай Васильевич Кощеев.

А Сюра уменьшительное имя от Васюра, он же Василий Фёдорович 2, мой отец 90лет - ныне здравствующий.

О купеческом сословии Кощеева Василия Фёдоровича 1 никаких документов не нашел. Всё относящееся к Кощеевым на вики - поляны.   

Здравствуйте Татьяна! Я - правнучка Кибардина Михаила Васильевича, учителя о котором Вы рассказали. Мой дед -Георгий Михайлович Кибардин, один из 5 сыновей Михаила Васильевича (пятый родился в 1918 году). К сожалению, факты которые указаны действительно таковы, что прадед был расстрелян в Ижевске, в 1918 году за поддержку восстания рабочих. Все его сыновья воевали в ВОВ, 3 погибли, 1 погиб после войны на стройке. Я очень благодарна за информацию. Была бы рада общению с Вами и семьей Ираиды Сергеевны. У меня есть фото М.В.К., если есть возможность напишите мне на kiblll@mail.ru

Спасибо, Елена. "Родная Вятка" связала Удмуртию, где погиб Кибардин Михаил Васильевич. Кировскую область - гле он служил, и Казань - где живут его родственники. 

В 2015 г. стало известно, что в архивных документах была допущена опечатка. Вместе с вами разберемся и в этом. 

 

Аватар пользователя wiki43

Елена, у Вас есть выписка из метрической книги Покровской церкви г. Ижевска, касающаяся смерти Михаила Кибардина?
Тут у Дины (см. запись №370) почему-то указано другое отчество - Александрович, а не Васильевич: https://rodnaya-vyatka.ru/blog/3928/140761 

Аватар пользователя vsevolgl

Какая опечатка?

В статье использованы материалы опубликованных работ, доктора исторических наук Шумилова Е.Ф., из которых следует что, Кибардина М.В. казнили 13 ноября 1918 г.

Сейчас стало известно, что в семье Кибардиных хранится "Выпись из книги о смерти 1918 г.", выданная в 1921 г., где день смерти священника Покровской церкви Михаила Васильевича Кибардина, указан 4 ноября 1918 г., причина смерти - убит.

 

Аватар пользователя Фёдор

Спасибо Вам, Татьяна Сергеевна! Очень тронуло Ваше стремление увековечить воспоминания. Вспомнил тех лошадей. Ваш батюшка посещал моего больного деда и для развлечения рисовал их тушью на оборотной, тканевой стороне клеёнки на столе. 

Аватар пользователя vsevolgl

Это защита для семьи: убили повстанцы. Но о. Михаил внесён в протокол №6 ИжЧК. 

Спасибо, Всеволод Григорьевич, за внимание к нашей работе. И также интересны Ваши воспоминания. Просим Вас более подробно изложить последние коментарии.

Аватар пользователя vsevolgl

Пришлите e-mail.

В справке о рождении моей бабушки Ляпуновой Марии Васильевны указан пономарь Николай Кибардин. Таинство крещения было совершено им вместе со священником Николаем Рутовым 30 марта 1893 года в Покровской церкви Кирсинского завода (по старому стилю).

Источник: КОГБУ ЦГАКО, ф. 237, оп. 226, д. 335, лл. 12 об., 13.
Не ваш?

Страницы