Крестьянские сходы в бытовом их освещении (очерк А.Чарушина, 1911 год).

Очерк Аркадия Чарушина (напечатан в 1911 г.) посвящен описанию главного звена крестьянского самоуправления в Российской Империи - общинного собрания (мирового схода) в состоянии на начало ХХ века, его бытовым чертам (кто участвует в сходе, когда и где сход собирается, как обыкновенно проходит и т.д.). Аркадий Аполлонович Чарушин (1856-1922) - чиновник, публицист. Брат Н.А. Чарушина (революционера-народника) и И.А. Чарушина (архитектора). Аркадий Чарушин родился в г.Орлове Вятской губернии в семье чиновника, окончил Вятскую гимназию и С.-Петербургский университет, служил в Переселенческом управлении МВД, с 1912 года - в Департаменте государственных земельных имуществ. По делам службы ездил в северные губернии, в Сибирь. Автор очерков о переселениях крестьян, о народных нравах и быте, автобиографической повести "Братья Уржумовы".

---------------

  "Крестьянское самоуправление имеет в своем основании обычаи и порядки, издавна выработанные самой народной жизнью. Отличительной бытовой чертой "мира" является все общественные дела решать на собраниях, "сходах" сообща, всеми членами известной общины и беспрекословно подчиняться состоявшемуся решению, почитаемому "миром" как бы за закон. Это основное начало, усвоенное народом, поддерживается и законодательством, которое в вопросах крестьянского самоуправления сообразовано лишь с общегосударственными и административными целями.

  Каждое сельское общество представляет собой отдельную административную единицу, которая состоит из крестьян, владеющих землей на праве общинном или подворном. Это общество есть в то же время организованная, самоуправляющаяся единица, облеченная известными правами и полномочиями, осуществляемыми на сходах. Сход таким образом является полномочным вершителем крестьянских дел. В состав общества могут входить не одно, а несколько селений или несколько земельных, чисто хозяйственных общин. В последнем случае земельные владения признаются достоянием всего общества, хотя отдельным селениям обычно предоставляются права самостоятельного хозяйственного распоряжения теми или иными видами угодий, состоящими в их постоянном пользовании. Подобные селения своего особого самоуправления не имеют и на своих деревенских или так называемых "селенных" сходах правомочны обсуждать лишь дела, касающиеся их частных земельных и хозяйственных интересов.

  Несколько сельских обществ для управления и суда соединяются в одну административно-судебную единицу - волость. Как в обществе, так и в волости, заведование общественными делами, по уполномочию как бы сходов, предоставлено особому выборному институту должностных лиц, назначаемых с утверждения наиболее ответственных из них правительственной властью (в лице крестьянских начальников) самим народом на сходах. Из числа таких выборных лиц представителем общества является сельский староста, а представителем волости - волостной старшина. Селение, не представляющее собой самоуправляющейся общественной единицы, особого выборного представителя не имеет. Выборные должностные лица, по воззрениям народа, есть не что иное, как исполнительные органы схода, воплощающего в себе власть "мира", как целого.

  В зависимости от общинного строя жизни и быта народа, наиболее яркое и типичное выражение по бытовым своим краскам и по объему сомостоятельно проявляемой власти дают несомненно сельские сходы. И это понятно, если принять во внимание, что "общество" есть та самоуправляющаяся и за малыми исключениями сообща владеющая землей ячейка, в которой интересы каждого отдельного лица тысячами нитей переплетены с интересами других лиц. К тому же общество не испытывает на себе в такой мере непосредственного влияния и воздействия внешней власти, как это замечается например в волости. Отсюда сельский сход, против того же волостного или селенного, как менее полномочного и лишенного ярко выраженной организации, с несравненно большим основанием можно признавать обладающим наибольшей полнотой власти, проявляемой над общиной, в лице отдельных членов ее. Достаточно ознакомиться с кругом дел, ведаемых сельским сходом, чтобы понятие о "мире", как руководителе и вершителе дел общины, отнести именно к этому и ближе всего к этому сельскому сходу. Компетенция его охватывает почти все стороны общественной жизни общины. Здесь и финансово-хозяйственные дела, связанные с общинным пользованием землей и распределением и сбором повинностей; и административно-распорядительные, обуславливаемые выбором должностных лиц, разрешением семейных разделов, назначением опекунов к малолетним и пр.; и дела общественного благоустройства, вызываемые надобностями сооружения церкви, школы, устройства пожарного обоза, призрения неимущих и т.п.

  Обширная власть схода и близость соседских отношений членов ее делают естественно скользкой почву, чтобы иметь возможность всегда соблюдать равновесие в осуществляемых сходом правах и полномочиях. И действительно, ведая общественные в широком смысле слова дела, сход позволяет себе нередко переступать грани своего ведения и вторгаться в область хозяйственной и личной жизни отдельных членов общины и даже в область отправления правосудия. Он не стесняется, например, временами принимать к своему разбору дела об обидах, мелких кражах и воровстве, о драках "по пьяному делу" и тому подобным проступкам и правонарушениям, но случается, в этом отношении идет еще далее и решает дела даже тяжкого уголовного характера. Здесь мы не будем пока касаться столь интересного бытового явления, намереваясь "народному суду" посвятить особые страницы в дальнейшем, но заметим лишь, что исторически выработавшееся властное значение "мира" делает его когда он захочет "господином великим" над членами общины.  Сход мирит враждующих соседей, "внушает" нерадивым и непослушным в семье, наказывает пьяниц и лиц зазорного поведения, под угрозой штрафа кладет "залоги" или обеты не есть плодов "до освящения", не работать в известные праздники, определяет время приступать к пахоте, жнитву и т.п. И никто не смеет ослущаться велений "мира" из опасения прослыть "нехристем", "богометом" (магометом) или рисковать уплатой штрафа. Иногда сход доходит до удивительной простоты своих отношений к личным делам своих членов. В одной семье Калужской губернии мачеха, ценя в своей падчерице хорошую работницу, удерживала ее дома и не позволяла выйти замуж. Отец-пьяница бессилен был противодействовать мачехе. Сосед, наблюдая за происходившим в доме, узнал, что сватается хороший жених, и решил обратиться к "миру". Начались увещевания родителей, которые однако ни к чему не привели. Тогда сход решил поручить тому же соседу устроить свадьбу, и свадьба была устроена. Тенденцию вторжения в область частного и уголовного права еще более проводит иногда селенный сход. Хотя и ограниченный в компетенции, он тем не менее ближе стоит к жизни и интересам деревенцев и поэтому чаще вмешивается в личные и хозяйственные дела их.

  Сельские и селенные сходы образуются из крестьян-домохозяев, владеющих усадебной или полевой землей, и из должностных лиц общественного управления, назначаемых по выбору. Каждый член схода пользуется одинаковым правом голоса, хотя бы и занимал в обществе какое-либо служебное положение. В случае болезни или отлучки домохозяина его могут заменять на сходе старшие члены семьи, а за неимением последних, другие лица из односельчан, которым при таких условиях и передается голос. В качестве домохозяев, ведущих самостоятельное хозяйство, равным правом на участие в обсуждении дел на сходах пользуются и женщины, но фактически право это сводится исключительно почти к обсуждению вопросов, касающихся одного владения землей. Даже и в этом отношении не везде женщинам выпадает честь обсуждать мирские дела вместе с мужиками, и здесь обычаи народа, смотря по местности, допускают большое разнообразие. Так, местами в Чембарском уезде Пензенской губернии допускается например только одно присутствие женщин на сходах без участия в обсуждении дел, а в Краснослободском и Городищенском уездах той же губернии они лишены даже самого права присутствия на сходах. В Тотемском уезде Вологодской губернии женщины могут только присутствовать, а в Грязовецком также и принимать активное участие в обсуждении дел. То же самое наблюдается и в прочих губерниях.

  Однако за общее правило всякого сельского и деревенского схода следует признать, что все суждения и решения его считаются состоявшмися как бы с ведома и согласия всех домохозяев общины, и в этом отношении народный обычай заметно расходится с постановлениями писанного закона. С одной стороны обычай этот устраняет от участия в обсуждении дел на сходах правомочных женщин, а с другой допускает подобное участие иногда для лиц, лишенных по закону такого права вследствие например судимости за важные преступления или отдачи под надзор общества по судебному решению. Впрочем, если иногда эти лишенные прав лица сильно заспорят на сходе, их не преминут оборвать: "А ты больно-то не кричи, тебе поротому и быть-то, сам знашь, не след бы здесь". Точно так же, вопреки определениям закона, участниками схода допускаются часто представители семей, не достигшие еще гражданского совершеннолнтия, в возрасте например 14-15 лет. Такие подростки выступают обыкновенно со стороны вдовьих семей.

  Сельские сходы собираются по почину старосты и происходят нечасто, от трех до шести раз в году, преимущественно осенью или зимой, когда крестьянам наиболее свободно. При этом время их созыва приурочивается чаще всего к воскресным или праздничным дням, а самое место созыва к тому селению, где проживает староста. Иногда для разрешения каких-либо экстренных или важных вопросов сходы собираются по распоряжению начальства. В созыве селенных или деревенских сходов нет какой-либо установившейся правильности. Сходы эти, как имеющие домашний характер, происходят обыкновенно по каждому случаю, вызывающему надобность в них, иногда даже экстренно, когда нужно безотлагательное решение какого-нибудь дела, в роде например случившейся потравы полей, полома изгороди и т.п. Почин в созыве означенных сходов может принять в себя каждый домохозяин.

  О времени, назначаемом старостой для созыва сельского схода, деревенцы оповещаются десятским, который с этой целью обходит все дворы селения и, стуча палкой под окнами изб, "огаркает" сход, т.е. окликает домохозяев. Иногда обязанности десятских исполняет особо назначаемый "нарядчик". И тот, и другой местами слывут под кличкой "подоконника" (Сольвычегодский уезд Вологодской губ.). В некоторых, правда немногих местностях о созыве схода домохозяева оповещаются звуками рога (Владимирская губ.), а в последнее время по почину земских начальников стал вводиться еще способ предварительной разноски особых ярлыков, по которым и ведется счет присутствующих на сходе. В теплую погоду народ для своих собраний избегает крытых помещений, предпочитая какое-нибудь излюбленное место деревенской улицы: бугор, площадку около тенистого дерева, часовни или церкви, перекресток улиц, а зимой собирается в избе старосты, десятского или в снимаемом для этой цели особом помещении, называемом "сборной", "въезжей" или "земской избой". Такая изба в некоторых местностях носит характерное название "шумовой избы".

  К участию в обсуждении общественных дел народ относится не одинаково, но в большинстве случаев присутствие свое на сходе считает скорее повинностью, чем правом. При таком взгляде крестьяне стараются нередко от явки на сельский сход уклониться, особенно если подлежащие обсуждению дела их не касаются, в роде например раздела имущества домохозяина, непосредственно выбора опекуна и пр. В частности, избегают показываться на сходе мужики, не пользующиеся значением и расположением в общине или такие, за которыми числятся недоимки в податях, опасаясь услышать какое-нибкдь оскорбительное замечание, направленное по их адресу: "Да ты что брат суешься там? Гляди, и податей-то не платишь, а туда же полез". Точно так же с умыслом уклоняются от присутствия на сходах лица, не смеющие подать голос против влиятельного однообщественника или кулака-мироеда. Встречаются наконец в среде крестьян богатеи, которые на "мужицкий" сход смотрят свысока и пришедшему за ними старосте или десятскому презрительно замечают: "На, получай, что с меня следует, и болей не тревожь! Есть когда мне на ваши сходы таскаться". При таких условиях собрать сход не всегда бывает легко, особенно если для решения известных вопросов требуется не менее 2/3 голосов. Приходится не только обходить по дворам раза по два, по три, но попросту гнать крестьян, откуда и произошел этот характерный термин "сгонять на сход". Относительно рабочей поры уже и говорить нечего. Сход в это время почти невозможно собрать.

  За неприбытием должного числа домохозяев обсуждение дел на сходе откладывается иногда по несколько раз. В подобных случаях лицам, заинтересованным в скорейшем разрешении вопроса, помогает обыкновенно обещание "угостить обчественников за беспокойство". При перспективе подобного "угощения", по меткому народному выражению, "мужиков на сходку и скликать нечего - сами рысью прибегут". Такой рысью они бегут вообще всякий раз, когда на сходе предстоит "объявление милости", выбор или учет должностных лиц, сдача в аренду мирских статей или иными словами обсуждение и решение таких дел, после которых обыкновенно принято "угощение". Вне зависимости от угощения аккуратно являются на сход только лица, почему-либо опасающиеся, что "мир" за неявку может наказать их назначением например не в очередь на какую-нибудь выборную неплатную должность и пр. Охотнее собираются крестьяне на селенные сходы. Здесь они дома и рассматриваемые дела ближе для них и непосредственнее затрагивают интересы каждого. На сельских сходах особой взыскательности к костюмам не предъявляется. Все являются большей частью в будничной одежде, принаряжаясь разве по случаю праздника или приезда власти. В последнем случае, однако, если сход собирается по поводу взимания податей или назначения новых окладов, каждый старается одеться похуже, поплоше, чтобы выставить на вид свою бедноту, кроме разве деревенского кулака-богатея, который всегда заботится о поддержании своего внешнего достоинства пред односельчанами и начальством. На селенный сход народ собирается в чем попало, а летом нередко без верхнего платья, босиком и без шапок.

  К появлению на сельских и селенных сходах лиц в нетрезвом виде особенной строгости не проявляется и присутствием их никто не смущается, если они не допускают явных бесчинств и безобразий. Их даже выслушивают, пока они не начинают без толка шуметь, буянить и мешать другим; в этом случае староста напоминает им о "кутузке", хотя угроза эта почти никогда не приводится в исполнение, и пьяного просто "убирают" со схода. За последнее время случаи появления пьяных на сходке стали сравнительно реже, тем не менее в торговые, базарные дни их набирается достаточное количество, и тогда за невозможностью вести суждения сход откладывается до другого дня. Присутствие посторонних лиц на сельских и селенных сходах обычаем не воспрещается. Зрителями на них являются обыкновенно свои же деревенцы без различия пола и возраста. Становятся они в сторонке и в дела схода не вмешиваются. Если однако присутствие постороннего лица покажется "миру" почему-либо неудобным, то староста распоряжается его удалить. Особенно щепетильно сход относится к появлению незнакомых лиц, одетых не "по-мужицки". У "мира" закрадывается тогда подозрение, не подосланы ли такие лица "последить, как мужики ведут себя на сходе и о чем калякают". Местами однако присутствие на сходах посторонних лиц, хотя бы и своих деревенцев, совершенно не допускается. "Нечего им делать там", - замечает народ, а более откровенные поясняют при этом: "Да чтобы и сору из избы не выносили".

  Если сход собирается в сборной избе, то при входе в нее каждый кладет крестный поклон. Власти садятся в "красном углу", а по скамьям рассаживаются старики и наиболее влиятельные лица общины; остальные стоят посредине избы или забираются на печь и полати. Изба иногда бывает битком набита народом, а атмосфера ее, без того душная, заполняется еще крепким табачным дымом. В летнее время на улицу, где происходят сходы, выносятся столы и скамейки.

  Обычно председательствует или, как выражаются крестьяне, "присутствует" на сельских сходах староста, которым и ставятся вопросы, подлежащие обсуждению схода. Частные просьбы заявляются самими просителями, которые в этом случае выходят на видное место и сняв шапку излагают пред сходом свое дело. Если просителями являются женщины, то они низко кланяются "миру" и стараются говорить в возможно жалостливом тоне. На сельских, а тем более на селенных сходах крестьяне держат себя совершенно непринужденно: курят, смеются, кричат, переругиваются между собой; нередко слышится целый поток взаимных насмешек, упреков и крепких слов. С внешней стороны сходы представляют крайне беспорядочный характер, производя на человека, незнакомого с жизнью деревни, впечатление случайно собравшейся толпы, где каждый говорит что попало и как попало, каждый старается перекричать других и затемняет вопрос массой побочных рассуждений и замечаний, не имеющих ничего общего с существом дела. Однако сами крестьяне отлично разбираются во всем этом шуме и гаме. Если обсуждаемый вопрос касается всего общества, то тогда еще сохраняется более или менее спокойствие и хладнокровие, но лишь только затрагиваются чьи-либо частные интересы, хотя бы самые ничтожные, как острота обсуждения переходит всякие границы. Впрочем, многое здесь зависит от лица, председательствующего на сходе. При умелом, опытном сельском старосте, пользующемся влиянием и уважением, шума на сходе меньше и вопросы проходят скорее. Еще спокойнее держат себя крестьяне в случаях, когда председательствует волостной старшина и особенно, когда на сход прибывает земский начальник. Тогда, если кто зашумит, остальные сами набрасываются на крикунов: "Чаво народ держите, оглашенные вы эдакие?"

  Вообще в толпе на сходах крестьяне чувствуют себя несравненно свободнее и у них скорее развязывается язык. Обычная сдержанность уступает место самоуверенности, и они смелее, самостоятельнее выражают свои мнения, чем например в разговоре один на один хотя бы с теми же деревенскими властями: старшиной, старостой или писарем. В одиночку крестьянин не всегда решится оспаривать их мнение и чаще всего только поддакивает им, как бы выражая тем свое согласие, а на сходе сразу же становится открытым и горячим противником одобрявшегося мнения, раз оно в глубине души не разделяется им. Здесь сказывается обычный взгляд народа, что "мир не выдаст его". Этим объясняется, что даже такие сознательно принятые решения, острота и щекотливость которых чувствуется каждым участником схода, не всегда страшат своими последствиями народ, который в этом случае успокаивает свою внутреннюю совесть тем, что "на миру и смерть красна".

  Опытным председателям схода хорошо известно, что "покуда мужики глоток себе не обдерут, толку не будет". Поэтому сходу дается время вволю покричать, пошуметь, побраниться, и переход к голосованию начинается лишь после того, как выяснится то или иное отношение схода к вопросу. Чаще всего сильные споры и разногласия по вопросам, касающимся всего общества, возникают при новых сметных назначениях. К решению остальных вопросов, хотя и близко затрагивающих имущественные интересы общины, сход относится довольно халатно. Никому из участников схода при раскладке например повинностей не придет в голову проверить правильность цифры окладов или размера недоимки, внесенной в приговор от прошлого года, а при учетах старосты или сборщика податей каждый ограничивается только проверкой своих платежных книжек. Случается, писарь предложит при учете проверить деньги и квитанции, и в большинстве случаев получает один ответ: "Не надо, мы и так верим". Наоборот, вопросы хотя и несущественного значения, но раз в них замешаны интересы отдельных лиц, вроде например оказания помощи неимущей семье, отвода усадьбы вдове и пр., всегда возбуждают толпу, и крику и гаму подчас не бывает конца.

  "Галдят" однако далеко не все. Многие из скромности избегают высказывать свои мнения и упорно молчат, хотя и прислушиваются к тому, что говорится на сходе. Иные сознательно уклоняются "зря болтать" и, стоя где-нибудь в сторонке позади всех, редко обмолвятся каким-нибудь замечанием. На вопрос, почему они держатся так, отвечают большей частью: "Я не спорю, мне что... Я от мира не прочь. Пусть решают другие, как хотят". Но возвращаясь домой те же крестьяне начинают высказывать иногда: "А ведь неправо решили мы это дело..." - "Что ж ты молчал, на сходе не говорил?" - спросит кто-нибудь. - "А что говорить-то, - замечают те в оправдание своего молчания, - мир не глупее меня и мне не больше людей надо". Встречаются из мужиков и такие, которые проявляют полное безучастие к суждениям на сходе, и когда при подаче голосов доходит очередь до них, то подают свой голос даже не зная, о чем велась речь. Простоят где-нибудь в стороне, проведут время в разговорах, а потом на вопрос, как решили такое-то дело, отзываются: "Я не слыхал, я не знаю".

  Наиболее энергичными и речистыми членами на сходе, ворочающими иногда и делами его, являются так называемые "горланы", "горлопаны", "палочники", "резаки". Это люди бойкие, готовые спорить, кричать и ругаться без отдыха. Обладая часто резким, пронзительным голосом, каждый из них норовит пролезть вперед и "передрать горлом" других. Насмешки, остроты и грубая брань не перестают слетать с их языка. "Чаво ты лезешь за Гришку, аль стакан за него проглотил?" - язвит например такой горлан своего противника. К обсуждению дел они большей частью приступают не прямо, а стороной, обиняками. Главная особенность таких горланов - кричать не за себя, а проводить мнения других лиц, преимущественно деревенских богатеев, которые во время схода часто совсем отсутствуют или остаются в стороне. Получая соответственные подачки, горланы помогают влиятельному мужику отстаивать нужные дела на сходе, поэтому содействием их старается заручиться всякий, у кого есть надобность до схода, и тот же кулак-мироед, староста, старшина и другие. Особенно наглеют горланы, когда по замечаемому настроению толпы почувствуют силу за собой; тогда они смело выступают вперед и с необычайным упорством настаивают на своем. В противном случае, если после первых брошенных слов они заметят отрицательное отношение схода к себе, то выкрики делают менее решительно и стараются затеряться в толпе, чтобы не быть замеченными.

  Несколько аналогичное значение по влиянию своему на сходы имеют "говоруны", "краснобаи", особенно если они из зажиточных крестьян, когда те же горланы работают в их руку. "Будет, ребята, галдеть-то, - кричит например такой горлан, сторонник имущего краснобая, - послухаем-ка, что теперь скажет Кузьма Петров, он на счет эфтого не в пример лучше рассудит и порасскажет нам". Иные говоруны, пользуясь способностью излагать речь спокойно, находчиво, остроумно, без особенных выкриков и брани, на самом деле иногда умеют настроить толпу в свою пользу; за словом в карман не лезут и на два слова противника отвечают десятью. Многие из них не обладают даже привычкой говорить серьезно и не считают нужным по существу дела опровергать приводимые доводы, а ограничиваются смешками, прибаутками, подтруниванием над известными свойствами или чертами противника, стараясь поднять его на смех. Народ с охотой слушает такого болтуна и нередко, поддаваясь минутному обаянию его острословия, поступается делом в его пользу. Случается, из-за таких "горланов" и "краснобаев" решение схода приобретает совершенно неожиданное направление, и только потом уже мужики начинают удивляться, как это они "маху дали". Сами по себе они отлично разбираются однако в оценке всех этих крикунов и говорунов и особенного доверия к ним не питают. Поэтому в важных вопросах прислушиваются более к голосу разумных и пользующихся уважением в общине домохозяев, в том числе и старосты, если он на счету такого уважаемого и отмеченного беспристрастием человека..."

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Комментарии

Аватар пользователя ru-danko

К участию в обсуждении общественных дел народ относится не одинаково, но в большинстве случаев присутствие свое на сходе считает скорее повинностью, чем правом. ...

С внешней стороны сходы представляют крайне беспорядочный характер, производя на человека, незнакомого с жизнью деревни, впечатление случайно собравшейся толпы, где каждый говорит что попало и как попало

Очень напоминает то, как проходят собрания жильцов нашего дома :)

Жильцы дома объединены только соседским проживанием. Крестьянская община была объединена общей собственностью (в случае общинного землевладения, а оно  в Вятской губернии было подавляющим), совместным выполнением многих работ, ответственностью за поведение своих членов и за выплату налогов, родственными связями. Всё это общеизвестные вещи, вы их и без меня знаете, я лишь подчеркнул разницу.

Ваше замечание совершенно справедливо. Низовая демократия и не может сильно различаться. Хотя к примеру доля женского участия во всех сферах жизни общества сегодня несравнимо выше.

Очерк А.Чарушина интересен еще тем, что автор - наш земляк, родился и вырос здесь, получил среднее образование, а затем часто бывал в Вятке по делам службы и в гостях у родственников. Многие черты крестьянской жизни были подмечены им в Вятской губернии. 

Аватар пользователя ru-danko

Да, конечно же, я понимаю разницу. Но всё же у жильцов дома тоже есть общее "землевладение": площадь придомовой территории, рекламные площади стен дома, общедомовое коммунальное хозяйство. В общем, некоторые параллели прослеживаются.

Статья действительно очень интересная и познавательная, спасибо!

Аватар пользователя Константин1

Добрый день! Мои два прадеда по отцу и по матери были сельскими старостами в соседних деревнях Яранского уезда, Малошалайской волости.

Где можно найти какието бумаги по их деятельности на посту старост?