Вятка. Загородный сад.

"Загородный сад, иначе называемый бульваром, находится на городском выгоне. Здесь устроен воксал, где летом в праздничные дни бывают танцевальные вечера. Сад этот богат тенью и в летние жары есть прекрасное место для прогулки", - так представлен сад в Памятной книжке Вятской губернии 1873 года. Воксал (вокзал, от англ.Vouxhall) - в России в ХVIII и ХIХ вв. парковый павильон, где устраивались танцы, маскарады, концерты. Позднее в России слово вокзал стало общим названием для пассажирских станций на железных дорогах - скорее всего по примеру Павловского вокзала под С.-Петербургом, служившего одновременно ж/д станцией и увеселительным местом.

загородный сад.jpg

1. Загородный сад в окрестностях г. Вятки. Фото П.Г. Тихонова. 1890-е гг.

Несколько подробнее сад описан в сборнике "Столетие Вятской губернии": "Загородный сад находится в 1-й версте от города, расчищен еще в 1821 году в лесу, в виде парка, при [губернаторе] Тюфяеве окончательно устроен. В нем при входе по правую и левую сторону ворот выстроены домики, внутри вокзал. Парк обнесен простой изгородью из жердей и занимает всего пространства 13 десятин 2162 кв.сажени". Как следует из этого сообщения, Загородный сад был участком обыкновенного для окрестностей Вятки елового и пихтового леса. Здесь при устройстве сада были прорублены просеки для аллей, по краям аллей посадили березы. Площадь Загородного сада составляла 15 гектаров (для сравнения: площадь занимающего ныне часть бывшего сада стадиона "Машиностроитель" - меньше 2 гектаров). Границы сада были примерно следующими: с востока на запад - от нынешнего Октябрьского проспекта до Машиностроительного переулка и улицы Загородной (в ее названии сохранился намек на сад), с севера на юг - от улицы Профсоюзной до улицы Мопра. Главный вход в сад помещался несколько севернее линии улицы Морозовской (Р.Люксембург), на месте главного корпуса авиационного техникума (Окт.пр-кт.,97). От главного входа на запад шла центральная аллея сада. Примерно на средине аллеи (и в центре сада) находилась большая поляна, от которой лучами расходились еще несколько аллей.

2. Вятка. Общий вид города. Открытка нач.ХХ века. Вид северо-западной окраины Вятки - с каланчи 1-й пожарной части (на Театральной площади). Вдали слева чернеет длинная полоса леса - Загородный сад. В центре снимка - здание исправительного арестантского отделения с куполом домовой церкви (современный адрес - ул.Труда,71), за ним левее - казармы 231-го Котельничского батальона, справа вдали - ипподром и Богословское кладбище.

Участок леса для сада был выделен еще при губернаторе Добринском, но благоустройство сада свершилось благодаря указаниям губернатора Тюфяева (он же позаботился об украшении второго общественного сада в Вятке, Александровского). Как выглядел старинный вокзал в центре сада, в описаниях не сказано, - скорее всего это было скромное деревянное здание, даже возможно лужайка со скамьями, позднее здесь построили летний ресторан и эстраду. Солидных украшений (парадных ворот, решетки и беседок, как в Александровском саду) здесь не было. Поначалу на запад от сада (вниз по склону) открывался вид на долину реки Люльченки, поля и усадьбу Вятской духовной семинарии, но в конце ХIХ века между садом и речкой провели железную дорогу (на Котлас) и построили корпуса железнодорожных мастерских (сейчас - завод им.1 Мая). Как все ельники, сад был сумрачным: весной здесь долго не таял снег, а дождливой осенью стояла сырость. Впрочем в теплые летние дни сад вполне подходил для прогулок и пикников. Весной учителя вятских школ проводили здесь уроки естествознания.

3. Вятка. Загородный сад. Открытка нач.ХХ века.

Пожалуй самое известное описание давно исчезнувшего Загородного сада содержится в "Автобиографической повести" Александра Грина. Исключенный из реального училища отрок Гриневский решил бежать из Вятки... в Америку. Но добрался только до Загородного сада, а вечером возвратился домой. "[В училище] мне было велено отправиться домой и заявить, что я временно, впредь до распоряжения, исключен; также сказать отцу, чтобы тот явился к директору.  Почти без мыслей, как в горячке, я вышел из училища и побрел к загородному саду - так назывался полудикий парк, верст пять квадратных объемом*, где летом торговал буфет и устраивались фейерверки. Парк примыкал к перелеску. За перелеском была речка; дальше шли поля, деревни и огромный, настоящий лес. Сев на изгородь у перелеска, я сделал привал: мне предстояло идти в Америку. Голод взял свое - я съел колбасу, часть хлеба и начал раздумывать о направлении. Совершенно естественным казалось мне, что нигде, никто не остановит реалиста в форме, в ранце, с гербом на фуражке! Я сидел долго. Стало смеркаться; унылый зимний вечер развертывался вокруг. Ели и снег, ели и снег... Я продрог, ноги замерзли. Калоши были полны снега. Память подсказывала, что сегодня к обеду яблочный пирог. Как ни подговаривал я раньше кое-кого из учеников бежать в Америку, как ни разрушал воображением всякие трудности этого "простого" дела - теперь смутно почувствовал я истину жизни: необходимость знаний и силы, которых у меня не было. Когда я пришел домой, было уже темно..." (* "Верст пять квадратных объемом" - слишком много, более 500 десятин. Вероятно в детстве сад казался будущему писателю огромным.)

4. Загородный сад на плане города Вятки (фрагмент), 1909 год.

 Летний ресторан и открытая эстрада в Загородном саду, что запечатлены на известных открыточных видах, появились здесь в конце ХIХ века - об этом рассказывает в своих воспоминаниях адвокат Александр Прозоров. Павильон для ресторана и сцену в саду решил построить товарищ Прозорова по театральному делу - директор оркестра Вятского театра Павел Константинович Архипов (1854-1901). Заняв денег у Прозорова, Архипов активно занялся этим делом, довел его до конца, но вскоре скончался. Вдова его, ликвидируя семейные предприятия, павильон в Загородном саду продала городу.

 

Yes

5. Вятка. Ресторан в Загородном саду. Фото С. А. Лобовикова, 1901 год. Здание ресторана с летней верандой и башенкой украшено затейливой резьбой. Скорее всего ресторан и эстрада помещались на центральной поляне сада. Где находилась эта поляна - можно предположить по следующей детали: аллея за рестораном и эстрадой уходит резко вниз (это видно по верхушкам деревьев). Если сейчас пройти по улице Р.Люксембург от Октябрьского проспекта на запад, то резкое понижение рельефа начинается там, где улица подходит к проходной машиностроительного завода им.1 Мая. Здесь на холме стоит здание пожарной части №1 (ул. Р.Люксембург, 95) - тут примерно и находилась главная поляна.

Подробное описание сада мы находим в воспоминаниях Бориса Григорьевича Сергиева (1886-1959?), юриста, краеведа, выпускника Вятской гимназии и С.-Петербургского университета. "Вернусь теперь к описанию других мест, где росли деревья и можно было насладиться их тенью. В первую очередь к таким местам следует отнести Загородный сад, находившийся к западу от города. Это место вернее было бы называть пригородным лесом. Он, конечно, не был искусственно посажен, а представлял из себя остаток дремучих лесов, некогда отделявших болотистые места р. Люльченки от городского поселения. В лесу росли главным образом ели, пихты, было небольшое количество сосен, на опушке были и березы. Вся растительность [была] обнесена забором из тонких жердей, прибитых к столбам, вкопанным в землю, чтобы бродящий по площади перед лесом скот не мог заходить в сад. Через лес проходила дорога к вокзалу, построенному на Котласской линии железной дороги. Левее сада-леса проходила дорога к семинарии и к семинарскому пруду... В лесу находились столы и скамьи, на которых располагалась приходящая для прогулок публика, приносившая сюда свои продукты, вино и закуски. Чайную посуду и самовар можно было получить в павильоне, арендованном у города предприимчивым человеком. Пока хозяйки готовили угощение для пришедших родных и знакомых, мужчины, женщины и дети отправлялись гулять по лесу. Собирали, смотря по сезону, ягоды: землянику, бруснику, чернику, реже попадалась голубика и костяника. Количество ягод постепенно сокращалось, так как гуляющих было много, и каждый брал ягоды вместе со стеблем, не задумываясь над будущим урожаем. Днем в лесу пели только зяблики, перекликаясь своими голосами с верхушек высоких елей. Когда становилось прохладнее, начиналось пение других птиц: пеночек, малиновок, певчих дроздов. Иногда куковали кукушки, доставлявшие удовольствие женщинам, желающим считать их отрывистые, красивые звуки, для гадания о количестве лет, которые осталось прожить человеку. В начале лета мужская часть молодежи занималась высматриванием на деревьях птичьих гнезд, из которых старалась достать для коллекций по одному яичку и затем осторожно выдуть из них содержимое. Пустую скорлупку обычно укладывали в ящик и хранили, как драгоценность. Чем больше собиралось яичек, тем коллекция считалась ценнее. Когда в лесу появлялись грибы, сюда являлись группы любителей-грибников, знавших в лесу места, где обычно росли красные грибы, рыжики, разного рода сыроежки. Грузди попадались очень редко, больше в низменной части леса, ближе к речке, где были сыроватые места. С увеличением населения г.Вятки начало уменьшаться количество попадавшихся грибов, а затем места, где росли грибы, были вытоптаны грибниками и гуляющими; грибы пропали вовсе.

До 1900-х гг. в лесу было много лесных цветов, ягод и грибов. Любители могли получать удовольствие от ароматов леса, и цветов, от пения птиц. В 1900 г. в лесу было построено деревянное здание для открытой сцены и буфета с крепкими напитками. Начались постановки опереток, выступления певиц и певцов легкого жанра, и лес утратил свою прелесть семейного места отдыха. Появилось много пьяных и хулиганствующих гуляк, и любящая покой публика перестала посещать ранее гостеприимный лес. Открытая сцена и легкий жанр в корне изменили характер этого места отдыха вятского населения, а купеческая культура сменила интеллигентную и рабочую. Одним из первых гуляющих купеческих сынков здесь появился Кузьма Лаптев, нажившийся на военных поставках во время войны с Японией. Он поставлял на фронт овчинные полушубки и нажил большие деньги. Приобрел автомобиль фирмы "Фиат" и по вечерам со своими приятельницами и дружками приезжал в опереточный театр, собирая массу зевак, не видавших ранее автомобиля. Появились извозчики-лихачи, понеслись пьяные песни..."

6. Вятка. Загородный сад. Открытка нач.ХХ века.  Видны провода и фонарь над центром поляны. От здания ресторана провода уходят по аллее вниз - к электростанции Вятских железнодорожных мастерских. 

Воспоминания Б.Г. Сергиева были написаны в 1950-е годы, а ко всем воспоминаниям советского времени надо относиться с большой долей осторожности и скептицизма. Загородный сад Вятки в 1900-е годы вовсе не утратил прелесть семейного места отдыха, и любящая покой публика не перестала посещать его. Вот сообщение о детском празднике в Загородном саду, устроенном Народной монархической партией Вятки летом 1908 года в честь дня рождения наследника престола великого князя Алексея Николаевича:

"30 июля. В среду состоялся и прошел как нельзя лучше детский праздник, данный Вятской народной монархической партией по случаю дня рождения Наследника Цесаревича Алексея Николаевича. Такое количество детей и взрослых, какое собралось на этот праздник, Вятка никогда не видала ни на одном торжестве за исключением разве дней провожания икон на Великую реку. Успеху способствовал прекрасный день, ясный, не жаркий и не пыльный. К часу дня бесчисленное множество детей и взрослых переполняло ограду мужского монастыря, которая не могла вместить всех, желающих помолиться о здравии Наследника Цесаревича. В половине второго начался молебен в ограде монастыря перед вынесенными иконами под стягом монархической партии. Служил епископ Павел и монастырское духовенство в сослужении о.Терентия Широких, священника единоверческой церкви. После молебствия провозглашено было многолетие всему Царствующему Дому, сопровождаемое величественными звуками народного гимна, исполненного военным оркестром и хором певчих, и долго не смолкали поистине громовые клики "ура". Затем, получив благословение архипастыря, процессия двинулась в Загородный сад. Шествие открывали музыканты, за ними следовала многотысячная толпа с развевающимися национальными флагами. Зрелище было величественное и прекрасное и производило необыкновенно сильное впечатление. Между тем в павильоне Загородного сада, прекрасно декорированном зеленью и национальными флагами, среди которых красовался портрет Высоконоворожденного, шествие ожидал управляющий губернией Д.Д. Григорьев с супругой, распорядители праздника и почетные гости. Дети и взрослые казалось наполняли весь сад, но ровно в 3 часа прибыло шествие и еще много тысяч участвовавших. Управляющий губернией произнес речь.

Невозможно описать тот энтузиазм, с которым толпа ответила несмолкающим "ура!" Затем военный оркестр проиграл гимн, который повторен был певчими и снова подхвачен музыкой и опять "ура" без конца. Когда все утихло, были прочтены стихи, объясняющие значение праздника, которые вызвали новый взрыв энтузиазма. Затем г. управляющий губернией объявил праздник открытым, и толпа рассыпалась по всему саду. На больших столах начали разливать детям чай и раздавать закуску, и часть толпы устремилась к ним, другие бросились к карусели, особенно восхищавшей детей, к качелям, к гигантским шагам, и началась потеха. На открытой сцене в течение праздника двумя хорами, детским и смешанным, прекрасно были исполнены различные пьесы, во время перерывов играла музыка. Гуляющих, как полагают, было до 10 тысяч, из них более 5 тысяч детей, начиная от грудных младенцев и кончая взрослыми учащимися. Детям побольше предложено было участвовать в различных играх с раздачей призов: был бег вперегонки, бег в мешках, бег с ложкой и яйцом, разбивание горшка с завязанными глазами, прыгание лягушкой и пр., отличившимся было роздано сто призов, состоящим из игрушек и полезных предметов. Во время гуляния депутация от взрослых и детей просила управляющего губернией отправить телеграмму с выражением верноподданнических чувств Их Императорским Величествам и его Императорскому Высочеству Наследнику Цесаревичу. Управляющим губернией была послана телеграмма на имя министра внутренних дел" (Пам.книжка Вятской губ. и календарь на 1909 год. Вятка, 1908. Часть 2-я, с.212-214).

Конечно приведенное описание детского праздника - несколько наивное и восторженное, но это всего лишь газетная заметка. Все-таки, если вечерами в ресторане Загородного сада и бывали иногда дружеские мужские попойки, то днем сад оставался местом семейного и детского отдыха.

9. Вятка. Концерт-митинг в Загородном саду, 1919 год (ГАСПИКО). Ни тебе опереток, ни вина с закусками, ни самовара - сиди и слушай речи комиссара!

Финал истории Загородного сада приходится на 1930-е годы. Конечно, в том что сад был уничтожен, злого умысла не было. Население города в это время быстро увеличивалось (с 73 тысяч в 1931 году до 144 тысяч человек в 1939-м), окраины и все свободные места в старых кварталах застраивались. Так и на месте Загородного сада появились жилые дома (поселок завода им.1 Мая). Частью это была индивидуальная застройка - обыкновенные избы, перевезенные из деревни в город. Рядом с небольшими частными домами строились бараки - целая вереница таких длинных одноэтажных бараков до сих пор стоит по Машиностроительному переулку (дома №13,15,17,19 и 21). В те же годы городскими архитекторами создавались проекты новых общественных садов и парков (Ботанического сада на месте Ахтырского кладбища, Центрального парка на берегу реки Вятки), но проекты эти так и остались на бумаге.

10. Киров. Октябрьский проспект, застройка территории бывшего Загородного сада. 1950-е гг. Из журнала hunter_f. Южная граница бывшего сада проходила примерно по улице Мопра. Здесь, в глубине квартала между улицами Мопра и Труда сохранилось длинное одноэтажное краснокирпичное здание дореволюционной постройки, отмеченное на карте города 1909 года как лазарет (госпиталь), современный адрес - Октябрьский пр-кт, 105а (во дворе дома №105).

11,12. Киров, дореволюционное здание лазарета (Октябрьский пр-кт, 105а). Здание обнесено забором - возможно готовится к сносу. Я фотографировал зимой, возможно сейчас здание уже снесли.  Фото 11 отсюда - Яндекс.Фотки.

Впрочем и среди унылой застройки в 1930-е годы появилось одно интересное здание, настоящий памятник постконструктивизма. Это полукруглый жилой дом на углу Октябрьского проспекта и улицы Р.Люксембург (№99/88). Проект этого дома разрабатывала группа под руководством архитектора И.А. Чарушина (строить дома с полукруглым фасадом на углу улиц было его излюбленным приемом). Квартиры в доме были выделены начальству машиностроительного завода имени 1 Мая. Уцелели до наших дней и два дома рядом, тоже постройки 1930-х гг. - №101 и 103.

13. Киров. Дом на углу Октябрьского проспекта и ул.Р.Люксембург (проект арх.И.Чарушина 1935 года). Фото 1930-х или 1940-х гг.

14. Киров. Дом на углу Октябрьского пр-та и ул.Р.Люксембург. Современный вид. Как видно на снимке, жители дома пытаются приспособить громадные балконы к местному климату - устраивая самодельные навесы и остекление.

Небольшой участок бывшего сада занимает стадион "Машиностроитель" завода им.1 Мая. Сад давно вырублен, территория его плотно застроена, прежние времена не вернуть. И сегодня здесь, как в других районах города, жителям не хватает места для прогулок и отдыха. Всякий желающий может побывать в этих местах и увидеть такую картину: молодые мамы с колясками и пенсионеры гуляют по беговой дорожке стадиона. А ведь Загородный сад можно было не только сохранить, но и расширить - за счет находившегося рядом старинного Богословского кладбища. Единственное, что было нужно сделать для этого в свое время - остановиться и задуматься о реальном будущем, а не мечтать о грядущем коммунизме.

15. Киров. Главный вход стадиона "Машиностроитель".

16. Киров. Стадион "Машиностроитель".

Комментарии

На плане г. Вятки 1928 г. расположение аллей несколько отличается от того, что было в 1909 г. Еще там отмечено какое-то здание на западном выходе их сада.

А про колонию малолетних преступников я думал, она появилась в советское время, не знал, что существовала еще до революции.

"На плане г.Вятки 1928 г. расположение аллей несколько отличается от того, что было в 1909 г." - Дело в том, что тот и другой - это планы-схемы, а не точные и подробные карты местности. На плане-схеме могут быть погрешности, ввиду большой условности, поэтому чтобы точно сказать, как выглядел сад, нужная более подробная карта. 

"Еще там отмечено какое-то здание на западном выходе из сада" - это водоемное здание (водонапорная башня) станции Вятка Пермской железной дороги. Паровозам требовалось огромное количество воды. На берегу реки Люльченки (чуть южнее семинарского пруда) был устроен пункт отбора воды с фильтром, далее шла труба к водоподъемному зданию (насосной станции), а оттуда к водоемному зданию. Водоемное здание - башня с резервуаром воды наверху. Линия железной дороги проходила внизу - в пойме Люльченки, а Загородный сад находился выше, поэтому водоемное здание и было построено рядом с садом. От водоемного здания вода поступала самотеком к колонкам для заправки паровозов, к зданию пассажирского вокзала и к железнодорожным мастерским.

"А про колонию малолетних преступников я думал, она появилась в советское время". Нет, колония появилась в 1891 году. Первоначальное название - Вятский исправительный приют (1891-1907), позднее - Вятский ремесленный приют-колония для несовершеннолетних. Приют-колония  был учрежден и управлялся Вятским обществом земледельческих колоний и ремесленных приютов

Спасибо! Рассмотрел подробности на второй открытке (Вятка №111). У В. Любимова в "Старой Вятке. Квартал за кварталом" она есть, но подписана, как "вид откуда-то с Театральной площади".

Но там мелковато, не разглядеть подробностей, а тут хорошо видна главка, чуть левее надписи "Ипподром" - это ведь Арестантское отделение на Труда, она же будущая тюрьма НКВД, она же Текстильная фабрика?

Но если снимок сделан с Предтеченской колокольни, то почему совершенно не просматривается Пупаревская рыночная площадь?

"Это ведь арестантское отделение на Труда?" - Да, у меня под фотографией так и написано: "В центре снимка - здание исправительного арестантского отделения с куполом домовой церкви (современный адрес - ул.Труда, 71)". Колокольня в 1930-е годы была переделана в сторожевую вышку - эта вышка в урезанном виде так и осталась на здании.

На месте казарм Котельнического батальона - сейчас "по наследству" казармы в/ч внутренних войск.

"Но если снимок сделан с колокольни Предтеченской церкви?" - Нет, снимок сделан не с колокольни Предтеченской церкви. У меня снимок подписан: "Вид северо-западной окраины Вятки - с каланчи 1-й пожарной части (на Театральной площади)".  Каланча эта была на старинном доме 18-го века, построенном купцом Толмачевым. Каланчу над этим домом построили в начале 20-го века. При строительстве театра, в 1930-е годы, этот дом снесли. Вот он, этот дом, а снимок ("Вятка. №111. Общий вид города") сделан сверху, с площадки, где караулил пожарный-сторож:

"Но если снимок сделан с колокольни Предтеченской церкви?" - Нет, снимок сделан не с колокольни Предтеченской церкви. У меня снимок подписан: "Вид северо-западной окраины Вятки - с каланчи 1-й пожарной части (на Театральной площади)". 

Евгений, я посмотрел здесь: https://fotki.yandex.ru/next/users/tornado-8484/album/522462/view/1150937

Если с каланчи "Толмачихиных палат", тогда согласен. Либо с каланчи, либо с Театра, либо с  Екатерининской церкви.

Спасибо за поправку - в Яндекс-фотографиях у меня ошибка, исправлю. Если бы фотографировали с Екатерининской церкви, то на снимке была бы видна каланча. Если бы фотографировали с крыши театра - была бы видна Театральная площадь, а тут дома слишком близко. остается только каланча.

Вот, кстати, вы спрашивали про здание на западном выходе из сада. Это была водонапорная башня (как я уже написал), ее видно на фотографии вокзала. Слева за зданием вокзала видна крыша башни - я отметил красной стрелкой:

А вот на этой фотографии вполне возможно как раз эта самая башня. Они были типовыми (одинаковыми на нескольких станциях), но на фотографии за башней - забор и за забором деревья почти впритык к башне. Это деревья Загородного сада:

 

Спасибо, Евгений! Вы выкладываете редкие фотографии. Многие из них я раньше видел, но не замечал на них такие мелочи. Вот и башня эта интересная, двойная. Обычно на станциях, где я помню (Просница, Зуева, Фаленки) были одинарные. Но они стояли вплотную к ЖД путям, что бы прямо сверху закачивать воду через ворот в котел паровоза. А здесь как-будто в удалении от железной дороги она стоит, значит либо паровозы подгоняли к ней, либо была еще какая-то система подвода воды. Должно быть, эта водокачка простояла до перевода линии Котласской ЖД на тепловозы. Значит снесли ее не так давно. Должны бы еще фотографии сохраниться. Кстати, на планах г. Вятки 1928 и 1941 г. очертания здания водонапорной башни (при всем недоверии к точности планов) отличаются от той, что на представленном фото.

И еще вопрос: что это за крупное здание на открытке с вокзалом на заднем фоне справа от Загородного сада? Неужели тот самый лазарет? Сейчас он кажется таким маленьким. Я жил рядом с ним в т.н. "Дворянском гнезде" - доме с колоннами на Мопра 109.

 Фотография водонапорной башни - из "Альбома строений ж.д. Вятка-Котлас" (1899 или 1900 г.), я еще раз глянул, там подписано: "Водоемное здание в 2 бака емкостью 8 куб.саж. на станции Вятка". На станциях поменьше были башни с одним баком (на 8 куб.сажен воды); поскольку станция Вятка крупнее, расход воды больше - здесь башня была с двумя баками на 8 куб.саж. (т.е. всего 16). Да, она стояла вдали от путей - ее специально построили на возвышении (у сада), чтобы больше был напор воды. Паровозы заправляли из колонок (громадные краны, они кое-где еще сохранились на старых станциях), к ним вода шла по трубам. На плане 28 года очертания здания другие - возможно к тому времени к башне сделали какие-то пристройки. Вряд ли к 1928 году ее уже снесли, 30 лет - это не срок службы добротного здания.

Справа от сада - возможно тот самый лазарет (больница для солдат). Рядом (с другой стороны нынешнего проспекта) стояли казармы  и склады Котельнического батальона - целый военный городок. За ними севернее был старый ипподром, где кроме скачек проходили и другие соревнования (футбол, гонки велосипедистов). Еще севернее было кладбище и граница города, дальше шли поля пригородных деревень. 

Вот и я к тому же, на этой же бывшей Пермь-Котласской железной дороге водокачки построены примерно в одно и то же время: 1896-98 гг. В Фаленках ее разобрали лет 10 назад.  Там с водокачками и водопроводом в поселке большая проблема. Но она уже не функционировала, воды в ней уже не было. Местные вышли к управлению Горьковской ЖД с просьбой сохранить башню, хотя бы как историческое здание, кафе к ней хотели пристроить. Но железнодорожники оказались непреклонны и разобрали башню. А вот в Проснице еще стоит и даже, говорят, функционирует, качает воду для поселка. Поэтому и думаю, что эту редкую на 2 бака башню, как-то рано разобрали.

Да, Вятка считалась станцией 2 класса, в ней в отличие от других станций было оборотное депо. А Зуевка  и Мураши - станции 4А класса, в них имелись главные депо для обслуживания и ремонта паровозов и составов, буфет, почта и пр. Остальные станции имели низкий 4Б класс.

Тепловозы на Котласской линии вытеснили паровозы где-то к годам 1970-м. Замена паровозов на электровозы и тепловозы происходила постепенно, и сначала на главных направлениях (Котласскую линию так и не электрофицировали). Паровозы не списывали, а отправляли на второстепенные линии.

Аватар пользователя ru-danko

Спасибо, очень интересно!

Аватар пользователя Дмитрий Лысов

Евгений, я всегда с интересом читаю ваши статьи, спасибо.

Аватар пользователя Владимир Жаравин

В ГАСПИ КО в фонде Вятского жилкомхоза есть документы о том, как ликвидировали сад в 1920-е годы. Приходите познакомиться

Спасибо большое. К сожалению у меня нет времени бывать в архивах. Пришлось довольствоваться подручной информацией, в том числе - планами города, которые размещены на этом сайте. На плане г.Вятки 1928 г. Загородный сад еще отмечен - вот я и сделал вывод, что в конце 1920-х сад еще существовал.

А какой-то точной даты ликвидации сада не было? Может быть, постановление Горсовета или что-то такое?