Из воспоминаний Ложкиной Ираиды Сергеевны 1929 г. р.
Учитель и ученик. Они неразрывно связаны, друг с другом и если начинаешь говорить об одном из них, рядом незримо присутствует другой.
Мой отец - Серебряков Сергей Григорьевич - родился в 1900 году, в деревне Красная Горка, которая в настоящее время входит в состав д. Чекашево, Вятско-Полянского района, Кировской области. В деревне нас прозывали Мишины, чтобы различать среди семейств Серебряковых, проживавших по соседству. Мой прадед - Серебряков Андрей, слыл в округе хорошим плотником, вырастил четверых сыновей, в их числе и моего деда – Григория Андреевича. У деда тоже семья была крепкая, все работящие. Федор, Сергей, Дмитрий, Иван, Семён - пятеро сынов. "Не шутка в деле", как часто приговаривал глава семейства.
Серебряков С.Г. Фото 1960-х гг.
Из далекого детства запомнился 1937 год, когда дядя Митя хлопотал о выделении нашей семье позема под постройку дома, при переезде из деревни в село Поляны. Запомнилось, как дядя Ваня учился играть на гармошке, а потом мать с отцом купили ему аккордеон. Дядя Сёма рубил школу на окраине Полян, и улицу, на которой она стояла, обросшую домами стали называть Школьной. В нашем семейном архиве сохранилось свидетельство о том, что Серебряков Сергей Григорьевич более ста лет назад окончил школу.
Вятская губерния по степени образованности была одной из лучших в России. Благодаря деятельности церковно-приходских школ часть населения получала начальные знания. Большинство учеников были девочки и мальчики в возрасте 9-12 лет. В 1892 г. в деревне Спасской (Киняусь) была открыта церковно-приходская школа. Помещалась она в наемном доме. В 1912 году на 102 двора с населением 612 человек приходилось 36 учеников. Более трети из них составляли девочки. «Программа обучения в церковно-приходских школах включала: Закон Божий, церковно-славянский язык, русский язык, чистописание, арифметику, церковное пение, рукоделие.»
В деревенской школе «учили крепко», как и сейчас говорят местные жители. Подтверждением тому письма земляков с фронтов Великой отечественной войны. Уроженец деревни Спасской, Колесников Иван Павлович (1900-1942) во время войны был писарем саперного полка. Его сверстник и односельчанин - Баев Ф. И. (1905-1942) - так писал в своем фронтовом письме: «Командир назначил меня писарем по роте. У нас в роте ребята все веселые и очень любят меня за грамотность. Я им каждый день на занятиях читаю газеты и помогаю командирам в этом».
На содержание школы деревенское общество отпускало от 30 до 45 рублей в год. Кроме того, 25 руб. поступало от церкви. Обучение в школе было бесплатным. Ученики из деревень Красная Горка, Собакина (не путать с вотским с. Собакино), Матвеева ходили учиться кто за версту, кто за пять, пока в 1897 году в деревне Собакине, не была учреждена земская начальная школа.
Серебряковы решили отправить сыновей именно в эту школу, как близлежащую. Началась подготовка к приемным испытаниям. Основным молитвам учила Маминька - Мария Матвеевна. Как помню, была она женщиной небольшого росточка, хрупкой, с чувством собственного достоинства и домовитой. Первые навыки чтения и письма сыновья получали по наставлениям Папыньки - Григория Андреевича. К учению в семье подход был серьезный.
Одним из первых школьных учителей Сергея стал Михаил Васильевич Кибардин. Он родился 28 октября 1882 года в селе Елово Елабужского уезда, в семье священнослужителя. Образование получил в Вятской духовной семинарии, успешно окончив богословский курс по 2 разряду. С 1902 года - начал учительствовать в Малмыжском, затем Слободском уездах.
Михаил Васильевич Кибардин. Фото предоставлено родственниками
В 1904 г. Михаил Кибардин был рукоположен в сан священника к Николаевской церкви села Вятские Поляны Малмыжского уезда. В приход батюшки входило 2.200 жителей из селений Матвеево, Собакина, Спасской и частично Вятских Полян. Не имея своей недвижимости и родственников в селе, он поселился в церковном доме.
В том же году епархиальное начальство назначило молодого священника заведующим церковно-приходской школой в деревне Спасской. А также поручило должность законоучителя в школах деревень Собакине и Спасской, а позднее и в Матвеевской школе, открытой земством в 1912 году. Каждый день на уроки Закона Божия батюшка добирался из Полян. В школе он трудился, «безмезно» как тогда говорили, то есть бесплатно.
Священнические обязанности отец Михаил исполнял хорошо. Прихожане называли его, не иначе как «батюшка». За свои труды назначено ему было «дохода от прихода 300 руб., а казенного жалования было не положено». Но так как половина жителей были освобождены от руги и от сборов, то содержание служителей церкви было весьма скудным.
В 1911 г. епископ Вятский и Слободской Филарет (Никольский) посетил приходы села Вятские Поляны. Преосвященный одобрил работу священнослужителей Николаевской церкви по духовному просвещению прихожан. В послужных списках вятскополянских священников появилась запись: «Поведения весьма хорошего, полные трезвенники». Весной этого же года о. Василий Кибардин, был награжден набедренником, а священник о. Виктор Краснов, служивший вместе с ним - скуфьею.
За время службы в Полянах священник Кибардин был на ответственных должностях. Временами заменял благочинного, занимался «делами взаимного страхования от огня строений духовного ведомства», а также «состоял членом Братства Святителя Николая».
Все свое свободное время батюшка Михаил посвящал семье - жене Ольга Афанасьевне, сыновьям Константину, Георгию, Валентину, Николаю и своей матери Марии Николаевне, ставшей к тому времени уже вдовой.
После 1916 года священника Кибардина перевели к Ижевской церкви Покрова Пресвятой Богородицы села Ижевского. Участь о. Михаила была трагичной. В списке лиц, расстрелянных чрезвычайной комиссией при штабе 2-й армии, опубликованном 21 ноября 1918 года в газете «Борьба», среди 22 граждан, казненных 13 ноября, стоит имя священника Михаила Васильевича Кибардина. Совпадает все - фамилия, имя, отчество, год рождения… А так хочется, чтобы была опечатка.
В 1912 г. его ученик - Сергей Серебряков - окончил земское училище, с 1919 по 1921 гг. служил в Красной Армии. Уровень образования и нравственные основы, заложенные в семье, позволили ему еще в молодости получить должность управляющего у полянских купцов Кощеевых. Сергей Григорьевич не брал в рот ни капли спиртного. Как вспоминали родные о нем, «от него нельзя было дождаться хульного слова», только после ранения в Великую Отечественную войну, «находясь на излечении в голодном госпитале», он начал табашничать. Как крестьянин, Сергей Григорьевич любил ходить за лошадьми и понимал их. По заказу мог одним росчерком пера нарисовать лошадь, и спокойную, и в порыве вольности. Несмотря на все перепетии жизни, Серебряков Сергей Григорьевич сохранил душевную чистоту, человечность, порядочность, заботу о родных и близких, был трудолюбивым и скромным. В этом была заслуга законоучителя и священника - Михаила Кибардина.
Записала Татьяна Мельм. г. Глазов, Удмуртия. Сентябрь. 2014.
В работе использованы материалы архивов Удмуртской республики,
Работы: Шумилова Е.Ф., о. Сухих А.
Отличный материал! Давайте таких больше здесь аккумулировать, а потом админы систематизируют и получится сайт, на который зашёл и всю вятскую поднаготную-историю увидел, тем паче, что вятские по всей русской и не только земле расселились.
Спасибо, так и задумано. Помогайте, присоединяйтесь.
Вспомнил ещё одного Серебрякова - Платона АНДРЕЕВИЧА участника Первой Мировой Войны (дружил с дедом).
Он попадал в плен к немцам. Тогда преклонных лет, с отличной памятью и обширными, энциклопедическими знаниями и в крестьянской жизни и в гуманитарной области. Прожил за девяносто. Сын его, Александр до ВОВ служил, аж, в Кремле. Дочь, Мария Платоновна, математик, была директором в чекашевской школе. По возрасту он, возможно, Ваш внучатый дед.
Дом его находился на главной улице д. Чекашево, чуть дальше, поворота на с. Кулыги.
Федор Васильевич, благодарю за дополнения. Да, все так и есть.
Спасибо, интересно.
Деревня Красногорье (Собакино) Вятскополянского района ещё не добавлена на сайт. Добавьте, если знаете её местоположение.
По дороге от г. Вятские Поляны в Средние Шуни, начинается деревня. До моста д. Собакина(о), (См. ЦГА УР,Ф. 236, Оп. 1, Д. 17, Л. 42, 46. Списки населенных мест и домохозяев Вятско-полянской волости.) Дер. Собакина(о), после моста дер. Чекашево. Сейчас все слилось. Молодежь границу не знает. В советское время было с. Чекашево, жителей стало меньше теперь возможно дер. Чекашево.
По выше указанному источнику не показаны на карте следующие поселения: дер. Белогуска, Л. 7, дер. Пеньки, Помяловка, Куюк, Быз, Чемочар, Синяур, Ямышка, Амычиевская?, Сосмак- возможно на карте обозначаен, но не подписан, Матвеево легко обозначить и сейчас есть, Нижние Шуни - надо выяснить границу, Средние Шуни обозначены, Верхние Шуни- надо выяснить границу ... татарские, марийские деревни пропускаю, о них сведениями не располагаю.... и последняя в документе - (Высокая Гора, Л. 107 а. об.). В этом районе предстоит выяснить разные названия одного поселения: Татарская Тулба, Новопоселенная Тулба, Чарлы, Чарли.
На территориях смешанного проживания границами, часто, служили ручьи и речки. Место впадения Матвеевского ручья делит близлежащую территорию на три участка. Отсюда: три населённых пункта. Путешествуя, часто встречал такое во многих местах Татарии, ЯНАО, Коми, КБР, Ставрополья. Д. Верхние Шуни всегда находилась в Татарии. Название Шуни произошло от ед. числа Шуня, употребляемого в уменьшительной форме имени СаШуня, МаШуня, Дашуня.
Коментарий проясняет ситуацию, но случай неоднозначный. Федор Васильевич, у вас есть информация по Сосмаку и Киняусю?
По д.Киняусь: - Очень подробно описано в книге С.Н. Колесникова "Вятский край Вятские Поляны" вторая редакция стр 39. E -mail для отзывов: ovvvakul@mail.ru
Коротко: Тракт Елабуга - Малмыж проходил через переправу в Н. Шунях на д.Спасский починок (так официально, называлась д. Киняусь) на д. Усад (от которой приросли В. Поляны и она лет на 200 старше). По тракту проходил крестный ход с иконой Спаса Нерукотворного с 1801 до 1928 г. из Елабуги и первой остановкой была д. Спасский починок.
Там же: Статистика за 1816 - 1884 гг В. Поляны 105 дворов - 625 жителей; Усад 143 дв - 860 чел; Киняусь 51 дв - 374 чел.
О д. Сосмак отец сообщил то, что там было что то типа постоялого двора для зимнего периода, т.к. в сторону В. Шуней находился большой лесной массив, где глубокий снег не позволял проехать. В.Шуни на карте сейчас называются по другому - Ташлы - Елга. М.б это имя было и ранее, но существовало и местное название.
Прошло уже много лет с момента поста, но я все-таки прокомментирую.
1)
Верхние Шуни никогда не назывались Ташлы-Елга. Ташлы Елга это отдельная деревня, Верхние Шуни отдельная.
Верхние Шуни (которые ныне располагаются в Кукморском районе Татарстана) раньше назывались Шунбаш или Шумбаш. Собственно, с татарского языка это название как раз переводится как Верхняя (Головная) Шунь. Слово БАШка, думаю, вам знакомо? Вот как раз Шун-Баш.
Верхние Шуни Кукморского района были вотяцкой деревней, в которой потом появилось много новокрещенов.
2)
Были еще одни Верхние Шуни, которые сейчас стали частью деревни Чекашево.
3)
Деревня Сосмак раньше находилась чуть выше современного местоположения ближе к устью речки Киняусь, поэтому в документах 19 века и раньше она упоминается под названием Княусь, Сосмак тож, а порой и вовсе Киняус.
Не путать с ней современную деревню Киняусь (которая раньше была Спасский починок).
Полностью согласна с вашими комментариями. Спасибо. По вашим изысканиям в каком году впервые упоминается деревня Спасский Починок?
Современная деревня Чекашево образовалась в результате слияния трёх населённых пунктов:
- удмуртской (?) деревни Красная Горка (Красногорье) - возникла, по преданиям, в 17 веке;
- удмуртской деревни Чекашево - возникла чуть позже, по другую сторону от речки, топоним происходит от удмутского "чекаш" - ласточка;
- деревни Русское Собакино - основана в 1812 году беженцами из Смоленской губернии.
Здравствуйте, Владимир Александрович! Мне не знакомы, ранние подробности, но чувствую, что информации по поселению нет, из-за путаницы в названии Собакино.
Деревня называлась Собакинская.
За сто лет язык не потеряется. В этом районе, удмуртских послений не было. Об этом говорят местные жители и работы вотских миссионеров по территории южной полосы Кировской области.
В вотской деревне в первую очередь открывали школы. А здесь, согласно "Спискам населенных мест и домохозяев ... в 1897г." на момент переписи по дер. Собакиной, школа грамоты-1(зачеркнуто).
Название Красная Горка не прижилось у населения, возможно переименовали на короткий промежуток, в связи с организацией 3 колхозов.
Деревня Русское Собакино не в Вятско-Полянском районе.
Сейчас пишут через Чекашево протекает две речки. Киняуська и Аллаук. Старожилы, Аллаук, говорят никогда не слышали. Когда оно было введено? И кем?
Привожу сноску "Материалы по статистике Вятской Губернии." - Т.1 - М. 1886 г. - Малмыжский уезд. Усадская волость, Шунинский район. с. 3. "Вятка принимает в себя массу рек и речек. Из них заслуживают указания следующие Тойма с притоком Оштормой и Шуня с притоком Чекашь и Киняусь."
Здесь же. с. 80. Шунинский р-он. В состав входят поселения:Собакина, Верхние Шуни (Чекашево), Сосмак, Средние Шуни, Нижние Шуни, Киняус. В Собакине 1-е поле по левобережью реч. Чекаша, по правую реч. Чекаша черная земля с известковым камешником (мергель).
Деревня Собакинская вдоль Большой улицы и За Рекой. С Чекашевом разобрались.
Здесь же нашла: С. 60. Подворная опись (Произведена в 1884 г.) в Малмыжском уезде при помощи народных учителей. Шунинский р-он. д. Собакино --- народность рус. --- число дворов 80, д. Киняус --- рус --90, д. Чекашево ---рус ---89, д. Сосмак --- татар.
И на последок. с. 83. Д. Собакино (Собакина), д. КиняусЪ (п. Спасский, Киняус), д. Чекашево (Верхняя Шуни), д. Сосмак (Киняусъ). Опять вопросы.
Прошу написать по подробнее Вашу версию Она заслуживает внимания.
Картографический материал нам даёт такую информацию по названиям населённых пунктов, которые вошли в состав нынешней деревни Чекашево.
На карте Малмыжского уезда 1780-1790 г.г. (1 в.) отмечены три деревни: Собакинская, Верхняя Шуня (Чекашево) и Красная Горка.
Красная Горка располагалась восточнее, за речкой Шункой (Шуня, Аллаук). Такое название деревни из-за того, что поблизости скалистый пейзаж, склоны оврагов имеют обнажения красноватого песчаника. Гидроним Аллаук более поздний, чем Шуня, имеет исламское происхождение.
На карте Стрельбицкого 1870 - 1875 гг. (10 в.) отмечены тоже три деревни, Красная Горка исчезла, но деревня с двойным названием обозначена как два отдельных н.п.: Собакино, Чекашино, Верхняя Шуня (предполагаю, что за этим названием скрылась Красная Горка).
На почвенной карте Малмыжского уезда 1884 г. (4 в.) снова отмечена деревня с двойным названием: Собакино и Верхние Шуни (Чекашево).
На карте Вятской губернии 1910 г. (10 в.) двойное название исчезает: Собакино и Чекашево. Можно предположить, что исчезновение топонима Верхние Шуни в этом месте произошло из-за того, что есть татарская деревня Верхняя Шунь на речке Каркаусь, впадающей в речку Шунку (Шуня, Аллаук).
Название Русское Собакино стали употреблять в связи с развитием почтовой связи, после появления земской почты, т.к. на территории Вятскополянского района на левобережье было также Удмуртское Собакино.
Возрождение топонима Красногорье действительно произошло во время организации колхозов, т.к. одному из них достались земли Красной Горки. В 1930 году были организованы: колхоз «13 октября» (д. Красногорье), колхоз «Красный Октябрь» (д. Русское Собакино), колхоз «Новый быт» (д. Чекашево).
Добавлю картографического материала. На генеральном плане 1834 года - две деревни: с севера Собакинская, с юга - Верхняя Шуня-Чекашево. Красной Горки нет.
На карте запись, между деревней Собакинской и Шуни -Чекашево, есть, но не понятна.
Будем ссылаться на ваш материал, значит Красногорье отделилось позднее.
Я прочитал эту запись как "верхн" (-яя, -ние). Своеобразное написание "х" - весьма характерное для картографов того времени. В целом я прочитал эти надписи как:
"дер. Собакинс - кая
дерев: Верхн (-яя -ние)
Шуни (возможно, Шуня) Чекашево"
Пожалуй, соглашусь с Вами. Просмотрел карту ещё раз. Меня ввели в заблуждение очерченные земельные угодья справа (№ 147). Там чётко просматривается буква "К". Но они, скорее всего, относятся к деревне Куюк (южнее).
К сожалению, карта плохо прочитывается. У меня имеется скан весьма плохо сохранившегося фрагмента этой карты, содержащий только территорию Вятскополянского района, с белой печатью "(с) MAPS-LITERA-RU.RU, 2009-2". Если загружать сюда эту карту, то лучше бы целиком..
У меня скан всей карты Малмыжского уезда 1834 года, но она разбита на множество частей и в весьма в плачевном состоянии.
Игорь Анатольевич! Предлагаю отреставрировать карту. Для начала можете переслать мне что-то связанное с В-Полянским районом. Местность мне знакома.
Спасибо за интересную карту.
Согласна что маленький участок карты ограничивает возможности сравнения написаний др. названий. Трудно проследить дороги и реки ...
Владимир Александрович, можете опубликовать свой материал? Может быть он окажется чуть больше и расширит возможности прочтения.
Для привязки и определения примерных границ поселений обратите внимание на современную карту деревни Чекашево. На ней хорошо видны три части, которые слились в одну деревню:
- вверху слева между речкой Чекашкой (Чекашь, Чекалка) и речкой Аллаук - бывшее Собакино;
- внизу вдоль речки Чекашки - Чекашево;
- справа за речкой Аллаук - Красногорье.
А речка Киняуська (Киняусь) протекает внизу, в стороне от деревни.
Владимир Александрович, по спискам населенных пунктов Собакино и Красная Горка, судя по всему, проходят как один населенный пункт, поэтому, видимо, слились достаточно давно. До 1939 года - Собакино, с 1950 года - Красногорье. Я обозначил Красногорье-Собакино, но судя по вашим словам, следует Красную Горку также добавить как отдельный населенный пункт, правда у него не будет привязки к СНМ, так как в СНМ-1859 он уже не упоминается. Так выходит? Можете сами внести необходимые изменения?
В ближайшее время уточню в архиве и музеях и внесу исправления.
Как понимаю, у Собакино название не менялось и оставалось таким до слияния.
Изменения происходили с Красной Горкой - Верхние Шуни - Красногорье: из-за отсутствия собственных учреждений она то возникала на карте как отдельный н.п., то оказывалась вкупе с соседней деревней Чекашево (не Собакино!).
Посмотерл базу населения КО. В качестве места рождения д. Собакино указывалось до 1939 года. В то время как Красногорье указывалось в качестве места рождения у людей еще 1929 года рождения.
Игорь Анатольевич, вы правы. Есть еще более ранняя запись. Уточняю: в свидетельстве о рождении Серебрякрва С.Г., 22 сентября 1900 года, указано место рождения - д. Красногорье.
Вот именно поэтому и следует Красногорье (Крансую Горку) и Собакино (Собакинское) разделить как два разных населенных пункта
Сравнил, свидетельство 1912 г. с имеюмщимся у меня сканом свидетельства от 1896 г.: http://www.falenki.ru/blog/attestat-vydannyi-113-let-nazad
Оказывается, единой формы свидетельства не было. Каждый уездный училищный совет заказывал бланки в типографии по своей форме.
Странно, а почему в свидетельстве Серебрякова С.Г. не указано, получил ли он льготу на военную службу. Или в 1912 г. уже не требовалось сдавать по окончанию школы специальные экзамены, что бы получить право на льготу по воинской повинности?
Виктор Иванович! Вероятно, была единая форма свидетельства, в период с 1896-1912 гг. Свидетельство 1912 г. -об окончании училища. В дальнейшем, подтвердив знания, здав экзамены, выдавался документ подтверждающий льготу на военную службу. Это могло быть в форме Свидетельства 1896г., как вариант. Или к свидетельству 1912г. дополнительно выдавалось свидетельство о льготе. Возможно к 1912г. льготы отменили или вышло дополнительное постановление. Вы обратили внимание на очень тонкий момент, требующий знания истории. Будем выяснять.
Может быть, но раз слово "Малмыжский" дважды напечатано, то получается, что и в 1912 г. в Слободском или другом уезде содержание, кроме ключевых фраз могло быть другим. Централизованно, как принято сейчас для всех школ одинаковые аттестаты, тогда государственные типографии не печатали.
Выяснил про запись о льготе. В 1912 г. она отсутствует, т.к. в череде Столыпинских реформ, была проведена и военная реформа, в т.ч. в 1912 г. утверждент новый Устав о воинской повинности. В нем льготы оставлены только для учащихся и закончивших 6 классов средних учебных заведений (в семинариях - 2 курса) и вузов. Льготы - это отсрочки, сокращенный срок службы, возможность получения офицерского звания.
Поэтому выпускникам начальных школ льготы уже не полагались.
Страницы