происхождение Починков ?

34 сообщения / 0 новое
Последнее сообщение
LERO

Не в сети
Последнее посещение: 1 год 2 недели назад
Регистрация: 30.03.2015 - 22:15

Уважаемые форумчане !

Помогите понять каким образом происходила организация нового поселения  так называемого  починка ? И зачем ? А самое главное селились в починке действительно из близ лежайшей деревни? Или села? Или могли организовать починок откуда нибудь из далека? Из другой волости например? Интересно кто мог организовать починок? Или крестьян отправляли специально на новое место? К какому приходу относился починок ? Интересует починок Истоминский , Селтинский район ( сейчас д. Истомино).Каким образом крестьянин мог покинуть своё например -село и перебраться в починок?

Отредактировано: ru-danko 07.12.2015 - 23:23
Я интересуюсь фамилиями:
Креклин Истомин Кряклин
татива
Аватар пользователя татива
Активист

Не в сети
Последнее посещение: 8 часов 58 минут назад
Регистрация: 19.03.2012 - 22:00

Починок - до 19- нач. 20 вв. – новое, недавно возникшее поселение. Употреблялся уже в писцовых и переписных книгах 15-17 вв. Новоселам, поселившимся в починках, предоставлялась временная льгота в уплате налогов. Название «починок» обычно удерживалось за поселением, пока не истекал льготный срок, а иногда сохранялось как собственное имя деревни.

https://rodovedperm.ru/node/4

Ещё могу добавить из истории "своих" починков. В конце 18 века ( первая пока найденная запись 1776 год) на новом месте (река Белая, восточная часть Филиповой слободки) поселились две семьи. Про одну пока не знаю ничего, вторая из западной части той же Филиповой слободки, т.е. довольно далеко.  Позднее ещё 4 семьи переселились из тех же мест , и т.д. Т.е. заселение шло  не одновременно.  Переселялись  по решению властей ( но вероятно и по желанию,  наша семья переселилась в 3 приема, старший сын, отец, младший сын). Мне кажется одна из причин переселения крестьян- это освоение  ещё свободных земель, в нашем случае- перемещение на восток.

Вот несколько записей из ревизских сказок о преселении:

"Поселившийся в показанный починок по обзаведению к жительству в оном с дозволения мирских людей той же округи Зачурмыжской волости починка над Лыжей речкой черносошный крестьянин ..."

" переведен по указу Вятского нижнего земского суда "

  "переселены 1803 г. по указу Вятской казенной палаты из Зачурмыжского волостного правления .."

Хуторянка
Аватар пользователя Хуторянка

Не в сети
Последнее посещение: 5 месяцев 2 недели назад
Регистрация: 30.06.2015 - 19:06

Займища и починки – прародители деревень (местность только осваивалась и заселялась крестьянами). Все земли, находящиеся в государственном фонде, в то время назывались черносошными, или черными. Все желающие могли совершить сделку с государством и взять участок дикой земли (займище). Расчистив займище от леса и кустарника, начинали его обрабатывать. Крестьян, обрабатывающих эти земли и плативших оброк («подать с сохи») в государственную казну, называли черносошными. Эти крестьяне жили свободно, могли сеять, что хотели и распоряжались землёй самостоятельно. По 4-й ревизии (Переписи) 1782 года в Вятской губернии всё население составляло 817 000 человек, из них 587 000 - черносошные крестьяне (94 % от всего населения). За счёт того, что такие крестьяне могли свободно перемещаться, к 1858 году население Вятки выросло до 2 123 900 человек, и это однозначно в результате приезда новых переселенцев. 

Шло время, род увеличивался, сыновья вырастали и отделялись - займище перерастало в починок (родовое поселение),н-р, починок Афонасия Ронжина,починок Рубчёвский,починок Тутубалинский. 
В 1866 году поселения крестьян были объединены в сельские общества. Почти одновременно (1.01.1866) государём был издан закон «О преобразовании общественного управления государственных крестьян». По этой реформе крестьяне сохраняли за собой всю землю, которой они владели до этого, но не свыше 8 десятин на душу в малоземельных уездах. Сельским обществам, членами которых были поселенцы, выдавались «Владенные записи» - статистический документ, где указывались размеры земельных участков, их границы и размеры платы за них, а также добавочный сбор и лесной налог. 

С 12.06.1866 года в России начинает действовать закон о переводе государственных крестьян на выкуп. То есть, государственную оброчную подать с этого момента заменили выкупными платежами за владение землёй, которые должны были вноситься крестьянами в течение 45 лет. По сути, каждый трудоспособный сельский житель получал возможность долгосрочного кредита. И крестьян устраивали эти условия – число починков вокруг села стало расти. Например, к 1876 году к Александровскому приходу Молосниковской волости относилось 59 починков , 2 займища: Теплых и Михайловское. А из деревень только: Крупинская и Селезеневская. Потому-то практически во всех наших починках (а потом и деревнях) жители носили одну фамилию. Починок в свою очередь тоже разрастался-подселялись и другие крестьяне с новыми фамилиями – так росла уже деревня (поселение вместе с землями, которые обрабатывались жителями деревни – крестьянами).

Я интересуюсь фамилиями:
Селезенев Сметанин Овчинников Валов
LERO

Не в сети
Последнее посещение: 1 год 2 недели назад
Регистрация: 30.03.2015 - 22:15

Спасибо Татьяна ! Только не пойму , почему в ревизской сказке 1858 года записано рождение детей жителей починка , а вот в Метрических книгах местных церквей нет сведений ? Хотя совсем рядом с починком была построена ранее церковь ? В данном случае речь идёт о починке Истоминском , Кырчим-Копкинской волости ближайшее село Халды ,а ранние приходы в селе  Сюмси ? А так же в селе  Сэлты ?

Я интересуюсь фамилиями:
Креклин Истомин Кряклин
Зуенко Ю.И.
Аватар пользователя Зуенко Ю.И.
Активист

Не в сети
Последнее посещение: 1 день 11 часов назад
Регистрация: 17.06.2014 - 05:32

Вероятно, неправославные они были. Что для Копкинской волости - обычное дело, известно - глушь.

Я интересуюсь фамилиями:
Родигин Родыгин Радыгин
Зуенко Ю.И.
Аватар пользователя Зуенко Ю.И.
Активист

Не в сети
Последнее посещение: 1 день 11 часов назад
Регистрация: 17.06.2014 - 05:32

Можно

Я интересуюсь фамилиями:
Родигин Родыгин Радыгин
Зуенко Ю.И.
Аватар пользователя Зуенко Ю.И.
Активист

Не в сети
Последнее посещение: 1 день 11 часов назад
Регистрация: 17.06.2014 - 05:32

Вам нужна земля или постройки? Если постройки - то выясните кому они сейчас принадлежат и как у этого нового хозяина оказались и обращайтесь в суд с иском о признании сделки недействительной и возвращении вам собственности (если конечно прежде эта недвижимость принадлежала вам и вы можете это доказать). Успех не гарантирован, но если при раскулачивании были допущены нарушения законности - возможен, такие преценденты есть (в частности, моей тётке вернули дом по суду). Если вам нужна земля - то следует иметь в виду, что до раскулачивания земля не была в вашей собственности, стало быть вы не имеете прав на восстановление собственности на землю. Но вы можете получить эту землю в пользование по решению местных властей, к которым надо обратиться с запросом.

Я интересуюсь фамилиями:
Родигин Родыгин Радыгин
Зуенко Ю.И.
Аватар пользователя Зуенко Ю.И.
Активист

Не в сети
Последнее посещение: 1 день 11 часов назад
Регистрация: 17.06.2014 - 05:32

С моей точки зрения, пока что предлагаемая вами программа фестиваля - неинтересная, непривлекательная. Но стоит вам заняться этим всерьёз - и результат будет. 

Я интересуюсь фамилиями:
Родигин Родыгин Радыгин
Зуенко Ю.И.
Аватар пользователя Зуенко Ю.И.
Активист

Не в сети
Последнее посещение: 1 день 11 часов назад
Регистрация: 17.06.2014 - 05:32

Ну а зачем кому-то кроме вас эти три точки рядом? Чем они лучше любых других трёх точек? Вы хоть намекните! 

Я интересуюсь фамилиями:
Родигин Родыгин Радыгин
Алекс Логинов
Аватар пользователя Алекс Логинов

Не в сети
Последнее посещение: 1 месяц 1 неделя назад
Регистрация: 08.07.2021 - 22:36

Дорогие, а не подскажите, это типично было, что имя починка/займища говорило о основателе? У нас в истории семьи - займище Петра Кашкина (Петраковское, Петраки), деревня Ивана Рябова (Рябовщина, Ряби). Говорит это о том, что Петр Кашкин - первй поселенец?

Я интересуюсь фамилиями:
Логинов Печенкин Потапов Сенилов
Зуенко Ю.И.
Аватар пользователя Зуенко Ю.И.
Активист

Не в сети
Последнее посещение: 1 день 11 часов назад
Регистрация: 17.06.2014 - 05:32

Типично, но необязательно. Называть починки по первопоселенцу - обычное дело, но были и другие способы именования. Кроме того, названия менялись, в т.ч. и именные. Если займище Петра Кашкина - то вполне возможно, что он его и основал. Но может быть (с меньшей вероятностью) что раньше оно уже существовало под другим названием, в таком случае именем Петра Кашкина оно названо потому, что именно он там жил в момент переписи.

Я интересуюсь фамилиями:
Родигин Родыгин Радыгин
vikt0r
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 8 часов 36 минут назад
Регистрация: 15.11.2014 - 21:50

А еще он мог сам там и не жить, а быть лишь владельцем займища. И поселить туда своих половников.

дмитрий76
Аватар пользователя дмитрий76
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 10 часов 21 минута назад
Регистрация: 25.06.2012 - 16:27

НП называется займище Зеленик Петра Кашкина. М.б. он (НП) так назван из-за того что расположен на или рядом с этим "зелеником", который когда-то принадлежал Петру Кашкину

Алекс Логинов
Аватар пользователя Алекс Логинов

Не в сети
Последнее посещение: 1 месяц 1 неделя назад
Регистрация: 08.07.2021 - 22:36

Сразу закономерный вопрос, что такое "зеленик"? Это слово встретилось в купчей на этой земле 1689 года. Может это быть кусок леса?

 

Я интересуюсь фамилиями:
Логинов Печенкин Потапов Сенилов
vikt0r
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 8 часов 36 минут назад
Регистрация: 15.11.2014 - 21:50
Gali

Не в сети
Последнее посещение: 8 месяцев 2 недели назад
Регистрация: 13.06.2023 - 12:30

Исследую починок Верхнеустинский (с.Верхне-Устинское, ныне не существует). У него в СНМ два названия: "Верхоустинской (Питерской), поч. каз. " (Яранский Уезд, Кундыгская волость ) Откуда могло возникруть название "Питерский"? Петровский было  бы понятно, а так?

И еще вопрос - как узнать когда возник починок? На картах ГМ Яранского уезда его еще нет,а это 1795 год как я понимаю. Тогда только перебирать ревизии вручную и искать. К ним же вроде бы не существует географических указателей?

vikt0r
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 8 часов 36 минут назад
Регистрация: 15.11.2014 - 21:50

Скорее всего, от прозвища. Любого Петра могли Питером в обиходе называть. Слово было на слуху, так столицу государства неофициально называли. По всей губернии 8 населенных пунктов так называли, и только один из них, предположительно, от фамилии живших там Питиримовых.

По ревизиям есть поиск: https://rodnaya-vyatka.ru/censuses

Но, т.к. с названием у Вас неясно, я бы рекомендовал запускать поиск по фамилиям. Нажимаете вкладку "Поиск населенных мест" и вводите искомую фамилию, лучше без окончания. А далее просматриваете все деревни соответствующей округи.

Акулов Олег

Не в сети
Последнее посещение: 12 часов 54 минуты назад
Регистрация: 22.05.2021 - 00:10

Здравствуйте! 

      По поводу починков, есть вопросы,  есть непонимание механизма. 

Чего проще  -  вырос сын, женился,  взял у отца топор, лошадь,  пошел в лес, порубил и посек лес,  через год выжег поляну,   поставил избу.    А что  заставляло почтенных отцов  большого семейства, людей в возрасте 40-60 лет,  уходить из обжитой деревни , оставляя  дворы молодым,    самому ставить починок и переселяться в него насовсем?   

  Потом,  какой уровень достатка нужен чтобы  поставить  починок?     Бедняк скорей всего не потянет.   Тогда середняк?     Зажиточный сам может поставить, но жить там ему резона нет,    скорей наймет  на землю работников и будет только урожай ждать. 

   Все это интересует в связи с  проблемой  родства.         Диспозиция такая :     всё старшее поколение ( причем непонятно кто кому кем приходится - то ли братья, то ли отцы и старшие дети, например от первой жены  )   из   тяглой деревни ушло, в  деревне  остались только младшие дети. .   Один из "стариков"   ушел в соседнюю деревню,  другой - в чужой ( поставленный другим) починок,    двое -  в новопоставленный ими самими починок ,  + взяли землю дополнительно по льготе,   четвертый    пропал  куда то бесследно.    Что за странная история ,  что им дома не сиделось,  почем у молодежь  осталась,  старики ушли?    

 Время действия -   с ~1607 примерно по  1620 -е,    место - Орловский у. 

Я интересуюсь фамилиями:
Окулов Суфтин Вошкин
Gjurgi

Не в сети
Последнее посещение: 2 недели 5 дней назад
Регистрация: 23.02.2019 - 12:13

Добрый день. Выскажу свои предположения на основе собственных исследований и на примере своей местности (Лузский район). После переписи 1620 года, конкретно – в начале XVIII в., здесь возник всего один починок. Вероятно, это было экстраординарным событием, поскольку у него даже не появилось оригинального названия: вплоть до своего исчезновения на рубеже 60-70-х годов XX в. он так и назывался – Новый починок или Починки. Основать починок или выставок – дело не простое, взял топор, вырубил и выжег лес, построил дом и живи. В первую очередь – это тяжкий труд. Материальное положение здесь не при чём. Конечно, зажиточный крестьянин мог нанять работников, но срубить дом мог любой. Было бы умение и физические возможности. В то время несметные лесные угодья ещё не были исключительно в собственности государства, поэтому, стройматериалы, практически, бесплатные. Почему младшие остались, а старшие ушли? Возможно, это связано с выплатой налогов. Починки на какое-то время освобождались от податей. Ушёл в соседнюю деревню или чужой починок? Может быть, нанялся в половники или купил двор, а свой оставил сыну. Исчез бесследно – сбежал «от скудости», ушёл в Сибирь. Вариантов много. Я тоже обратил внимание, что в XVII в. крестьяне очень часто переходили из деревни в деревню, не только как половники, но и продавали-покупали дворы. Вроде бы, и местность одна, и земля по качеству везде одинакова, а на месте почему-то не сиделось.

Я интересуюсь фамилиями:
Ноговицын Нелюбин Угрюмов Веретенников
Sergey.P

Не в сети
Последнее посещение: 5 часов 40 минут назад
Регистрация: 19.03.2019 - 21:28

Несколько слов о том  , что срубить дом мог любой . Несложную плотницкую работу " для себя " мог выполнить действительно каждый крестьянин, он с детства был приучен к "крестьянскому топору ". А вот сложную плотницкую работу , как поставить дом , рубка углов дома , изготовить и осадить косяки , рамы , двери и т.д. - могли очень далеко не каждый , могли сделать умеющие и знающие , только " артелью " из 3-4-х человек работая вместе. Каждый из них занимался своим делом : один- рубкой углов , другой обтесывал бревна ,третий был занят оконными рамами ,  дверьми и их осадкой, четвертый - доской и обшивкой потолка . Рубкой и скоблением бревен занимались все , лес рубился и обтесывался только  " зимний " - пока смола " спит ". Деревья , даже одной породы , как и люди , все разные. Одно косослойное , другое прямолинейное , у одного древесина плотная , у другого рыхлая . Мастерство плотника начиналось с " чувства дерева " , да и примитивный " крестьянский топор " рядом с профессиональным плотницким не лежал . Поэтому , если речь идет об обустройстве починка , то это всегда коллективный труд не менее 3-4 взрослых мужчин. Это чаще всего или семейная артель или нескольких семей. У такой артели всегда был лидер ( глава , вожак , старший ) , по имени которого практически всегда и именовался починок. 

Причин появления и обустройства починков не мало , они разнородны по своей природе на разных территориях и в разные исторические периоды. Категорически нельзя шаблонно обобщать. Акулов Олег обозначил Орловский уезд , период -  начало XVII в. , и диспозицию - состоявшаяся ,жилая ,многодворная деревня ,  " старики " уходят в починок, а молодежь остается. Понимание этого процесса лежит в общинном укладе жизни в ее минимальной ячейке - деревне , т.е. объединении дворов свободных крестьян, в котором минимальные земельные наделы являлись собственностью входивших в эту деревенскую общину крестьянских семейств ( именно семейств , а не крестьянина ) , а главные пахотные угодья , пастбища , леса и неподеленные земельные угодья оставались общей собственностью членов общины . Община регулировала и определяла все стороны жизни крестьян в конкретной деревне , являясь первичной единицей административного самоуправления крестьян. Управлялась такая деревенская община сходом под руководством выборного старосты и для постановления (решения ) этого схода требовалось большинство голосов ( только несколько вопросов требовало две трети голосов ). Вот тут-то выходит на первый план в любой деревне самый многочисленный семейно-родовой клан, который своим большинством мог обеспечить не только избрание старосты деревни из своего клана , но принятие на деревенском сходе нужных им решений . Каких ? 

- все дела , относящиеся к общинному пользованию мирской землей , передел земель , выделение земель в частную собственность ( у общины было такое право и зафиксированы такие случаи ) , продажа и покупка обществом земли ( в том числе своим и у своих общинных крестьян. Подавляющее число крестьянских купчих с конца XVI в по середину XVII в на землю именно от общин ,а вот после середины XVII в решения общин побуждали крестьян избавляться от частной собственности на эту землю - стало крайне не выгодно , продавали обратно общине . Это отдельная тема. ) .

- раскладка между крестьянами общины госуд. оброков.

- установление и раскладка мирских сборов в пользу самой общины.

- увольнение из общины и прием новых членов  .

- разрешение на семейные разделы и на выставку  ( починок ) из деревни на общинной земле и т.д.

 А теперь достаточно поставить себя на место  " старика " из числа малого и/или не сплоченного семейно - родового клана в деревне , где доминирует иной семейно-родовой клан ( только учитывая , что членом общины является не крестьянин , а крестьянское хозяйство ) и , размышляя получите ответ.

Я интересуюсь фамилиями:
Пестряков
Gjurgi

Не в сети
Последнее посещение: 2 недели 5 дней назад
Регистрация: 23.02.2019 - 12:13

Здравствуйте, Олег Владиславович.

Причины образования починков я не обобщал, а как раз указал свой конкретный пример. На Лузе после переписи 1620 года починков практически не появилось, мало того, катастрофически начали сокращаться размеры пахотной земли в уже существующих деревнях. Причина – низкое качество земли, неурожаи, вследствие чего уход крестьян в Сибирь и на ту же Вятку, в том числе в Орловский уезд. Вы говорите банальные истины, а по сути ответа Олегу тоже не дали.  

По поводу строительства. Я потомственный крестьянин, родился и вырос в деревне. Сам в этом не специалист, но уж как строятся деревенские избы, знаю не понаслышке. Мой дед сам построил дом почти 100 лет назад, рубил сруб, изготавливал косяки, рамы и двери. Конечно, помогали братья и односельчане (был ли в это время жив его отец, не знаю). Мой отец потом перестраивал этот дом, тоже сам почти всё делал, дом и сейчас ещё в хорошем состоянии. Я в подростковом возрасте помогал ему строить баню, хлев, но научиться делать срубы не успел, а потом уехал в город и заниматься этим возможности да и необходимости уже не было. Как, где и в какое время рубить лес, тоже хорошо известно. Тем не менее, знаю, что построить дом для умеющего человека - лишь вопрос времени. Если надо срочно, то это делается артелью, но могут и два человека - отец и сын или двое братьев. Причём, только поднимать брёвна на высоту, а непосредственно изготовить сруб за зиму может и один человек. К тому же, в древние времена крестьянин за комфортом и красотой хоромов не гнался, была бы крыша над головой. Избы топились по-черному, нередко даже скот зимой держали в избе. Как говорится: не до жиру, быть бы живу.

С уважением, и поздравляю всех с наступающим Новым годом и Рождеством!

Я интересуюсь фамилиями:
Ноговицын Нелюбин Угрюмов Веретенников
Акулов Олег

Не в сети
Последнее посещение: 12 часов 54 минуты назад
Регистрация: 22.05.2021 - 00:10

 Понимание этого процесса лежит в общинном укладе жизни в ее минимальной ячейке - деревне , т.е. объединении дворов свободных крестьян, в котором минимальные земельные наделы являлись собственностью входивших в эту деревенскую общину крестьянских семейств ( именно семейств , а не крестьянина ) , а главные пахотные угодья , пастбища , леса и неподеленные земельные угодья оставались общей собственностью членов общины . Община регулировала и определяла все стороны жизни крестьян в конкретной деревне , являясь первичной единицей административного самоуправления крестьян. Управлялась такая деревенская община сходом под руководством выборного старосты и для постановления (решения ) этого схода требовалось большинство голосов ( только несколько вопросов требовало две трети голосов ). Вот тут-то выходит на первый план в любой деревне самый многочисленный семейно-родовой клан, который своим большинством мог обеспечить не только избрание старосты деревни из своего клана , но принятие на деревенском сходе нужных им решений . Каких ? 

- все дела , относящиеся к общинному пользованию мирской землей , передел земель , выделение земель в частную собственность ( у общины было такое право и зафиксированы такие случаи ) , продажа и покупка обществом земли ( в том числе своим и у своих общинных крестьян. Подавляющее число крестьянских купчих с конца XVI в по середину XVII в на землю именно от общин ,а вот после середины XVII в решения общин побуждали крестьян избавляться от частной собственности на эту землю - стало крайне не выгодно , продавали обратно общине . Это отдельная тема. ) .

- раскладка между крестьянами общины госуд. оброков.

- установление и раскладка мирских сборов в пользу самой общины.

- увольнение из общины и прием новых членов  .

- разрешение на семейные разделы и на выставку  ( починок ) из деревни на общинной земле и т.д.

 

Здравствуйте,   в ответ на цитируемое сообщение,    Спицын А. А.  в  работе 1886 года  "Земля и люди на Вятке в 17 м веке"   https://dspace.spbu.ru/handle/11701/34950 

говорит, что    "мы не знаем на Вятке сельской общины с выборной властью и представительством"    - стр.4,   

     Там же, следом:     - община не развилась,  потому что  каждый едва нёс свое тягло,  и  крестьянин  в дополнительной земле нисколько не нуждался. 

 Но при этом там же на стр.4  говорит, что  действительно крестьяне пользовались землей  сообща,  как они сами промеж себя положат.     Что это если не община?  Минимальная ячейка. 

 

 Крестьянин не мог оставить тягло пустым,    это было незаконно,    т.е.   вариантов  ухода от тягла  два :  1)  збежать бросив землю ( это вне закона)    2)  переложить с себя на кого-нибудь другого -  т.е. продать   или передать  кому то.   Например сыну.

  По итогу,  исходный вопрос, почему  главы  семейств ушли из деревни на новые земли ( оброчные)  , переложив тягло на детей,  -  остался не раскрытым.   Я думал думал и ничего не надумал,  кроме как   збежать от тягла  на свободные земли с надеждой на льготу  и оброк в дальнейшем,   а  тягло повесить на более крепких молодых.. 

 

Я интересуюсь фамилиями:
Окулов Суфтин Вошкин
Зуенко Ю.И.
Аватар пользователя Зуенко Ю.И.
Активист

Не в сети
Последнее посещение: 1 день 11 часов назад
Регистрация: 17.06.2014 - 05:32

Когда крестьянин женился вторично (при взрослых детях), как правило, семья распадалась. Либо дети уходили, либо родитель с новой (часто молодой) женой. А без отца - чего его братьям оставаться, если они жили с ним?

Я интересуюсь фамилиями:
Родигин Родыгин Радыгин
OlgaK

Не в сети
Последнее посещение: 8 часов 49 минут назад
Регистрация: 26.07.2020 - 10:41

Были ещё и половники, они тоже могли основать починок. Они же никакой налоговой нагрузки не имели. А ещё и бобыли были

Я интересуюсь фамилиями:
Павлов Кузнецов Сидоров
OlgaK

Не в сети
Последнее посещение: 8 часов 49 минут назад
Регистрация: 26.07.2020 - 10:41

Мне интересно, как образовывались починки, например в 1870-90г? Вот вся семья взяла и уехала в новый починок, ну или две- три семьи?

А когда вся семья уехала, кто землю обрабатывал? И например, в Никольском везде (Вологодская губерния) много починков были самовольно поставлены, в том числе и выходцами из Котельнической уезда. Куда государство смотрело?

А вот в Ветлужском уезде( Костромская губерния) то ли их государство переселяло, то ли сами, то местная власть, часть нескольких  семей образовывали починок в той же волости и уезде, или в соседней волости. А некоторые даже в соседний уезд переселялись. Ведь на тот момент уезд уже достаточно плотно заселён.

Я интересуюсь фамилиями:
Павлов Кузнецов Сидоров
Акулов Олег

Не в сети
Последнее посещение: 12 часов 54 минуты назад
Регистрация: 22.05.2021 - 00:10

Были ещё и половники, они тоже могли основать починок. Они же никакой налоговой нагрузки не имели. А ещё и бобыли были

  Мог любой вольный человек  (т.е. не записанный в писцовой книге) ,   взять любую свободную землю под  починок и пашню.   Если участок скрыт лесом  и пр. образом находится вне поля зрения  дозорных,  то пока его не вычислили,  крестьянин   мог пользоваться безоброчно,   на халяву.    Если скрытность не достижима, то приходится официально брать  в оброк.       Новую землю  мог взять даже тяглый крестьянин,  если он НЕ оставлял впусте  своего тягла.   

      Так у Спицина А.А. в книжке.     

  И  вот в моем случае  как раз тяглые крестьяне  оставляя тягло на семье  расходятся   на новые оброчные земли.    А один из старших , вольных, не записанных в книги,  за каким-то  бесом  переселяется из своей родной тяглой деревни под Орловым  в другую тяглую деревню,  рядом с Котельничем,    это вообще не понятно,   1605 - 1613 года примерно,    земли свободной  - бери не хочу,  смута,   наверное ходил  с отрядом  Ухтомского на Котельнич в 1609-м ,  так  и остался. 

    У Спицына есть такая фраза ( стр. 13)  :   Земли тяглые тоже отдавались на оброк, но при этом    продолжали считаться тяглыми.      Может этот тот случай (?)    Я вообще с трудом понимаю Спицына,    что он  хочет сказать. 

Я интересуюсь фамилиями:
Окулов Суфтин Вошкин
OlgaK

Не в сети
Последнее посещение: 8 часов 49 минут назад
Регистрация: 26.07.2020 - 10:41

 Мог любой вольный человек (т.е. не записанный в писцовой книге) , взять любую свободную землю под починок и пашню. 

А как тогда основывали починки половники, записанные в писцовой книге? 

Я интересуюсь фамилиями:
Павлов Кузнецов Сидоров
Акулов Олег

Не в сети
Последнее посещение: 12 часов 54 минуты назад
Регистрация: 22.05.2021 - 00:10

 Рассуждений Спицына  на первых страницах книжки (  стр. 4- 8 примерно там где самое интересное  по землям тяглым и оброчным )   я    через слово не понимаю,     противоречия в каждой строке,  вроде  бы  он  всё объясняет,  но так, что ничего не понятно.   Писано в 19-м веке,  возможно тогдашний читатель понимал.

     В общем,   половники   в  самых ранних  книгах   по моему не значатся  вообще.  Могу ошибаться,  по моему они появляются в книгах позднее  - в  1646 м .    

   А мы пока ( со Спицыным)   бьемся  за более ранние времена.   

  Цитата:  Крестьяне не несущие ни тягла ни оброка назывались вольными.   Это братья , племянники, дети тяглых и оброчных. 

Я интересуюсь фамилиями:
Окулов Суфтин Вошкин
Акулов Олег

Не в сети
Последнее посещение: 12 часов 54 минуты назад
Регистрация: 22.05.2021 - 00:10

Вольный человек мог стать складником, половником,  соседом, подсоседником,  подворником, дворником, срочным работником, бобылем.    Или нищим  ( категория) .  Есть еще " кортомщики"  , я  таких не встречал  пока. 

  Вместо всего этого богатого выбора,   вольный  крестьянин   мог   взять Тягло или Оброк,    или  и то и другое,  если  у него были силы   вести такое хозяйство и платить соотв-е деньги. . 

Я интересуюсь фамилиями:
Окулов Суфтин Вошкин
OlgaK

Не в сети
Последнее посещение: 8 часов 49 минут назад
Регистрация: 26.07.2020 - 10:41

А как же крепостные убегали и легализовывались на новом месте? Это 1650-70г 

Я интересуюсь фамилиями:
Павлов Кузнецов Сидоров
Акулов Олег

Не в сети
Последнее посещение: 12 часов 54 минуты назад
Регистрация: 22.05.2021 - 00:10

Был неправ, половники в книгах встречаются,  с самых первых книг. 

А как же крепостные убегали и легализовывались на новом месте? Это 1650-70г

  К сожалению,  у меня нет ответов,  я  сам  в поиске,   пока что читаю,  спрашиваю.   ДумаЮ. половнику ничто не мешало  перейти от половничества к  оседлой жизни.    

 Одни мои более северные предки   половничали  непрерывно с  1620-го по 1760-е.     Потом  к ним отошла  3/5   деревни,    после смерти всех  их  хозяев,     и  дальше жили как хозяева  до 1930-х годов  в той же деревне.

в деревне Тесенине коя по бывшей второй ревизии за деревенским владельцем Лальского посаду купцом Петром Осиповым сыном Свиньиным, а ныне по отдаче за умертвием ево от жены ево Лидии Петровы ис платежа подушных денег состоит за мною Иваном Суфтиным три пятины деревенского владения

  До этой записи все поколения были половниками.  

Я интересуюсь фамилиями:
Окулов Суфтин Вошкин
Виолетта41
Аватар пользователя Виолетта41

Не в сети
Последнее посещение: 3 дня 5 часов назад
Регистрация: 19.11.2023 - 12:19

Прочитала все комментарии по данной теме, тут разбираться нужно очень долго и конкретно...

У меня вопрос от новичка к знающим людям: Предки по маминой линии начинали своё житьё - бытьё тоже на починке ( каз.п. Улахи, Чигарский в 4-ом месте, Верходворской волости, Орловского уезда, Вятской губернии). И таких починков Чигарских было по количеству - 8. Они располагались в радиусе от 1-12 км. друг от друга. Мне не понятно, это один человек их всех ( черносошных бедолаг - крестьян) туда послал поселятся и они самостоятельно уехали по разным причинам. И кто такой этот Чигарский? Если кто-нибудь знает, пожалуйста, разъясните. Всем спасибо за участие в диалоге.

Я интересуюсь фамилиями:
Плехов Крюков Стариков Чупраков
Акулов Олег

Не в сети
Последнее посещение: 12 часов 54 минуты назад
Регистрация: 22.05.2021 - 00:10

Происхождение и значение фамлии Чигарев (Чигорев)
Основой для фамилий Чигарь, Чигарев послужило слово чигарь, образованное по действию глагола чигать. Глагол этот древний: отмечается в старопольских и старобелорусских письменных памятниках в значении "находиться в засаде с целью выследить кого-либо -- человека, животное, птицу". В этом же смысле это слово фиксирует и Словарь украинского языка Б.Гринченко. Наиболее последовательно древнее значение употребляется в польском языке, оно засвидетельствовано и в современном Польско-русском словаре. в Словаре белорусского языка И.Носовича чигать означает "злобно посматривать, говорить в сердитом тоне". В фамилии могли отразиться как древнее, так и более позднее значения. Мы бы всё же отдавали предпочтение древнему смыслу этого слова, согласно которому чигарь - это человек, который нёс службу по отлову зверей, птиц или выслеживал неприятеля. Брюкнер, например, в "Этимологическом словаре польского языка" чигать связывает с ловлей птиц.

 Чигарских - вятская фамилия с 1678 года,   очевидно от "Чигарь" , 

 Починки именные,   по основателю ,  такому же крестьянину,  т.е.  именной  - самый  первый из починков , самый ранний,   остальные позже могли "присоседить"  ,  по происхождению  они могут быть совсем не связаны никак.      Крестьян никто не заставлял селиться,  В крайнем случае половников привлекали.    

 п.с:.    Бегло посмотрел,  почитал,  поиском набрал.

 

Я интересуюсь фамилиями:
Окулов Суфтин Вошкин
Виолетта41
Аватар пользователя Виолетта41

Не в сети
Последнее посещение: 3 дня 5 часов назад
Регистрация: 19.11.2023 - 12:19

Спасибо за познавательную информацию, кое что стала понимать. Очень интересно.

Я интересуюсь фамилиями:
Плехов Крюков Стариков Чупраков