Николай Хохряков. Вятка. 1886 год.

 Летний вечер в тихом провинциальном городе. Улица пуста, только старушка отдыхает на лавке. Обстановка совершенно сельская. Лишь солидные постройки вдалеке - собор и каланча - подсказывают, что на картине всё-таки город. Собственно Вятка и была таким городом-селом с неторопливым, безмятежным течением жизни. Просторные усадьбы, повсюду во дворах - любезные сердцам вятчан черемуха и сирень.

 Ярких красок на картине нет, над скромным пейзажем господствует небо с громадными облаками. Слева вдали - большой белый храм с синим куполом. Это собор св.Александра Невского - самая примечательная церковь города, творение гениального Витберга. Справа на горизонте - высокая белая башня, это пожарная каланча второй части города. Собор в 1937 году был снесен, а здание пожарной части стоит и сегодня (современный адрес - улица Свободы, дом 113). Сохранилась и каланча, правда выглядит она сейчас не столь внушительно как в старину. Окружающая застройка стала много выше, а здание пожарной части в 1950-е годы было надстроено на два этажа. Как и 150 лет назад здесь помещается пожарная служба. Если мы проведем от собора к каланче воображаемую линию (с востока на запад), то художник очевидно должен был смотреть на эти здания откуда-то с северной стороны.

 Теперь обратимся к переднему плану картины - это явно не центр города. Невзрачные небольшие дома, заросшая травой тихая улица. Впереди слева - деревянный дом с четырехскатной тесовой крышей. На лавке перед воротами дома сидит старушка в белом платке. Одно из боковых окон дома открыто, в комнате видна фигура мужчины в светлом летнем костюме. С улицы дом кажется одноэтажным, но сбоку виден цокольный этаж. Дом стоит на склоне, задняя часть дома покосилась. Двор (где сушится белье на веревках) тоже уходит куда-то вниз. Это склон оврага Засоры. А узкая улочка с кривой колеей, тропинками, травой и лужами - это Никитская (Володарского). На улицу Володарского выходит усадьба Николая Хохрякова, где он прожил почти всю жизнь, и где сейчас находится его музей. Ближний забор с воротами (в правом нижнем углу картины) - это забор участка Хохряковых. А сам художник с мольбертом поместился где-то в своем саду, в верхней его части, ближе к Копанскому переулку. Овраг Засора на картине не виден, он за домами и деревьями. Но из-за проходящего недалеко оврага усадьба Хохрякова помещалась на пригорке. Благодаря такому рельефу от дома в южную сторону открывался просторный вид, который художник и запечатлел на этой картине. Солнечный летний вечер. Жарко и душно. По склоненным деревьям видно, что дует сильный южный ветер. Оттуда же с юга на город наползает туча. В воздухе пыль и зной. Большое облако сияет в солнечных лучах. Скоро будет гроза. Тучи затянут все небо, начнется летний ливень. С первыми каплями художник поспешит в дом, и в сумерках под шум грозы будет пить чай.

Николай Хохряков. Вятка. 1886 год. Государственная Третьяковская галерея.

 

Николай Николаевич Хохряков (1857-1928).

 

Вятка, Александро-Невский собор. Открытка нач. ХХ века.

В старину черно-белые открытки иногда раскрашивали, слегка тонируя акварелью (так придавали открыткам вид цветных). Поскольку открытка раскрашена кем-то из первых владельцев, то и цвета здесь подлинные. Купола Александро-Невского собора красили в голубой цвет, а сам собор белили. Стараниями губернатора Чарыкова главный купол собора был украшен позолоченными звездами (на голубом фоне они смотрелись очень эффектно), но позднее денег на возобновление позолоты не нашлось, и звезды сняли. Железные крыши домов чаще всего красили в красный цвет (суриком). Фотография собора сделана с дозорной площадки той самой пожарной каланчи на улице Царевской (Свободы), что видна на картине.
 

Киров, улица Володарского (бывшая Никитская) на юг от перекрестка с улицей Герцена. 1960-е гг. Фото К.Лысова.

Третий по счету дом по левой стороне улицы - скорее всего тот самый, что изображен на переднем плане на картине Николая Хохрякова. Те же пять окон по уличному фасаду (2+3), та же четырехскатная крыша (только добавлен мезонин). Дорога такая же ухабистая и немощеная. Даже лужа перед домом - почти на том же месте. Возможно и старушка в белом платке, похожая на ту что на картине, вечером выходила посидеть на лавке перед воротами. Улица за 80 лет почти не изменилась (а ведь на фото - 1960-е гг., уже Гагарин в космос летал). Появились столбы с электрическими проводами, водопроводные колонки и асфальтированные тротуары. Деревья разрослись. В конце 1950-х был построен 3-4-этажный кирпичный дом №127а (справа на фото). Перед этим большим домом и находится усадьба Хохрякова.

 

Киров, улица Володарского на юг от перекрестка с улицей Герцена. 1960-е гг. Фото К.Лысова.
Тот же участок улицы, только зимой и с другого ракурса. На правой стороне улицы выделяется единственный большой дом - №127а. Перед ним, чуть выше - деревянный домик, где помещалась мастерская Николая Хохрякова (дом недавно снесли несмотря на множество протестов).
Холодный солнечный день. Над крышами повсюду дым от печных труб. Дымит и труба котельной дома №127а. Проезжая часть улицы завалена снегом. Такой вид улицы современные автомобилисты восприняли бы как злостное уклонение коммунальных служб от своих обязанностей. В советское время снег с проезжей части второстепенных улиц не только не вывозили, но даже на обочины сгребали редко. Никто не жаловался и не возмущался, потому как и автомобилей почти не было. Сравните утоптанный снег на тротуаре и след единственного автомобиля на проезжей части.

 

Вятка. Вид на вторую (южную) часть города. 1900-1902 гг. Слева вдали - Александро-Невский собор, справа - каланча.
Из старых фотографий, где Александро-Невский собор и пожарная каланча второй части города помещались бы вместе, я нашел только одну. Точка съемки здесь - верхний этаж большого старого дома №18 по улице Спасской. Вид города - такой же патриархальный, как и на картине Хохрякова. За 15 лет застройка стала почаще, усадебные участки - меньше. Добавилось много доходных домов - деревянных и кирпичных, в основном 2-этажных. Но по-прежнему над жилой застройкой царствуют собор и каланча.

 

Киров, улица Свободы. 1960-е гг. Фото К.Лысова.
Старые снимки, где вблизи было бы сфотографировано еще двухэтажное здание пожарной части на улице Царевской (Свободы), я не нашел. В архиве Лысовых есть фотография, где 3-й и 4-й этажи только-только надстроены и еще не оштукатурены. На верхних ярусах каланчи - исправные ограждения. Возможно, до этого времени (начала 1960-х гг.) каланча использовалась по прямому назначению - для дозорной службы. Развитие телефонной связи и застройка города 5-этажными домами сделали дозорную службу неэффективной.

 

Город Киров. Улица Свободы, 113. Пожарная часть №2. 1867-1868 гг., проект архитектора А.Андреева.
 

Комментарии

Не знал про эту картину Хохрякова. Наверное, вятскими художниками, в т.ч. и не такими известными, написано немало подобных видов старой Вятки конца 19 - начало ХХ вв. А ведь эти картины, даже не имеющие художественной ценности, были бы отличным дополнением к коллекции дореволюционных фотографий Вятки.

Евгений, мне кажется у Вас неверно датирован снимок №6.

Я видел 2 открытки из видов Вятки, сделаные с каланчи на север вдоль ул. Царевской-Свободы. Они сделаны с разницей во времени и на более поздней из них (как мне кажется, т.к. на первой нет здания ВГГ, а на второй уже есть), на перекрестке Свободы и оврага Засоры по диагонали стоят 2 здания, увенчанные шатровыми крышами. А на снимке № 6 их нет. Возможно он сделан раньше, в конце 19 в.

Да, вы правы насчет фото, спасибо. В 1903 году к зданию духовного училища (слева от собора) был сделан пристрой с домовой церковью и небольшой колокольней. На этой фотографии хорошо видно, что пристроя нет, значит фотография до 1903 года. 

Что вы хотели сказать, когда написали "картины, даже не имеющие художественной ценности"? Любая дореволюционная вещь в России уже имеет художественную ценность. Даже мелкие предметы быта: какая-нибудь шкатулка, ваза, чайная чашка, подсвечник, дамская сумочка, трость, портсигар и т.д. - все это ценно с художественной точки зрения. Сотни тысяч семей в России потеряли всё свое имущество во время революции, гражданской войны, бесчисленных экспроприаций, погромов, выселений, раскулачиваний. Многие вещи уничтожались намеренно: иконы, книги, фотографии и документы сжигали, портреты царей и знати рвали и кололи штыками, колокола отправляли в переплавку. В 1930-е годы тонны драгоценностей были проданы советскими людьми в Торгсинах, а затем все это было отправлено за границу. Картины из Эрмитажа продавали американцам в обмен на станки! Немцы во время войны ограбили сотни музеев, разрушили тысячи городов и сел. Так что любая старая вещь в России - даже фабричного производства, даже изделие ремеслеников и кустарей - имеет художественную ценность, а уж тем более картины. Население Вятки перед 1917 годом - это всего 50 тысяч человек. Профессиональных художников в Вятке в то время можно пересчитать по пальцам. Были конечно еще иконописцы, но это совсем иное занятие: иконопись тогда считалась ремеслом крестьянских самоучек. Вы же знаете, что первая художественная выставка в Вятке прошла только в 1905, а художественный кружок был создан в 1909 году. Музей ютился в одной-двух комнатах. Художественно-промышленный техникум в Вятке был открыт в 1922 году, до этого всем желающим получить художественное образование надо было ехать в Петербург или Москву. 

 А вы говорите: "Наверное, вятскими художниками, в т.ч. и не такими известными, написано немало подобных видов старой Вятки". Ну и где они, эти виды старой Вятки? Вы их видели в музеях, на выставках, в альбомах живописи, антикварных магазинах и каталогах?

Интересно узнать, где слево от собора находиться духовное училище, и о какой фотографии идет речь?

Здание духовного училища на Александровской площади, до 1903 года оно выглядело так:

После 1903 года:

Сейчас его адрес - ул.Урицкого, 36к1 - https://maps.yandex.ru/-/CVDdqYjo

Под художественной ценностью в данном случае я подразумевал, работы, которые признаны или не признаны произведением искусства. Хотя так можно уйти в бессмысленный спор о вкусах. Тем более в живописи я особо и не разбираюсь.

Речь о ценности картин самодеятельных художников, рисунков, небросков с натуры и т.п. того времени. Именно не профессионалов. Или даже ученические работы. В музеи они, конечно, не попали.

Вы считаете, что до первой художественной выставки в Вятке никто не занимался изобразительным искусством? Не было уроков изобразительного искусства в учебных заведениях дореволюционной Вятки?

 

 

В старину в Вятке был всего один художник из местных - Дмитрий Яковлевич Чарушин (1813-1900), да и тот сумасшедший.

Живописи он учился у Александра Витберга, затем окончил Императорскую Академию художеств. После Дмитрий Яковлевич возвратился в Вятку и принялся писать картину на звание академика живописи. Это был автопортрет в кругу родных. Рисовал он очень тщательно, трудился почти 10 лет. По каким-то причинам звание академика за эту картину ему не присвоили. Чарушин не стал отчаиваться, напротив - еще упорнее принялся за работу. Остался в Петербурге и стал писать другую картину, тоже автопортрет. Денег у него не было, и жить ему пришлось в подвале, где помещалась прачечная. Здесь он снимал угол для жилья, здесь же и рисовал, а рядом прачки стирали белье. Подвал был вечно затянут паром от горячей воды, стояла страшная сырость. Из-за недостатка средств художнику пришлось довольствоваться самыми дешевыми малярными красками.  На этот автопортрет Дмитрий Яковлевич потратил еще 10 лет. И когда картина была совсем готова, от сырости и плохих красок она вдруг потемнела и потрескалась. Надежда выдержать второй экзамен рухнула. Это-то страшное событие и подкосило душевное здоровье Дмитрия Яковлевича. Он стал одержим идеей получить звание академика. Оставаться в Петербурге он более не мог. Вернувшись в Вятку Чарушин стал жить затворником. Почти никого не принимал и никуда не ходил. Заказов не брал, хотя был единственным в городе выпускником Академии и при малейшем желании был бы засыпан выгоднейшими предложениями. Жил он за счет того, что сдавал две трети своего дома под квартиры. Всё время его было занято работой над третьим по счету автопортретом, с которым он надеялся наконец получить полное признание от Академии. Он решил довести это произведение до полного совершенства, совершенства сверхреализма: тщательно прописывал все морщинки, все красные жилки на белках глаз, все блики и малейшие оттенки на коже. Шли годы, Дмитрий Яковлевич неутомимо трудился. Он старел, с ним старел и его автопортрет. Больше становилось морщин на лице - и все их надо было досконально выписать на полотне. Седели волосы -  и надо было добавить седины двойнику на картине. Тускнели глаза, блекли губы. Художник добровольно обрек себя на внимательнейшее каждодневное наблюдение над собственным разрушением. Чем дальше двигалась работа, тем больше недочетов видел Дмитрий Яковлевич в своем творении: тут надо поправить, и вот тут чуть-чуть. Поездка в Петербург всё откладывалась. Временами художник терял сон и аппетит и был весь поглощен работой. Прошло 10 лет, затем еще 10. Дмитрию Яковлевичу исполнилось 80. В городе все знали о его чудачестве, и он уже превратился в живую легенду, стал кем-то вроде допотопного Мафусаила. Где-то далеко бурлила творческая жизнь, в живописи менялись стили и направления, проходили громкие выставки, создавались и распаладись кружки и группы, вспыхивала и меркла слава знаменитостей. В Академии давно были пересмотрены старые порядки, ушли старые профессора. Да что Академия, весь мир стал другим. Но Чарушин всё продолжал трудиться над своей картиной. Надо ли говорить, что в Петербург он так и не собрался, хотя до самой смерти твердил: "Вот это место надо слегка иначе сделать, волосы надо переписать. Вот скоро завершу, отправлюсь в столицу..." Это "скоро" превратилось в четверть века - 25 лет труда над одним автопортретом. Когда художника положили в гроб, то рядом с его бездыханным телом в комнате стоял его жуткий двойник в черной раме. Старик с воспаленными глазами, холодный взгляд в сторону, на губах натянутая улыбка. Двойник пережил художника. 

Аватар пользователя ru-danko

Удивительная история, и вы её очень художественно рассказали

Я ее отдельной заметкой поставил.

Декадентский роман Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея" меркнет перед такой правдой. В жизни всё бывает намного страшнее.

Аватар пользователя a-musikhin

Евгений, ну Чарушин был, конечно, не единственный. Сразу на память пока приходит только молодой Виктор Васнецов, который учился в Вятке в 1870-е гг. В худ.музее есть его карандашные работы с вятскими видами, не знаю, висят ли сейчас в экспозиции. Да были и другие художники, конечно, и в более ранне время. Есть в худ.музее, например, портрет А.Я. Спасского 1860-х гг. работы неизвестного самодеятельного вятского художника. Если пошукать в запасниках худ.музея, я думаю, там можно найти работы с видами города XIX века.

Вы правы, но ведь выше речь шла о том, что таких городских пейзажей "написано немало". Ну и где эта роскошная галерея?

 

Нашел материал еще об одном вятском художнике.

Владимир Николаевич Рязанцев. Правда сохранились только портреты его работы, написанные акварелью и карандашом в 1870-тые - 1880-тые годы.

Источник: http://www.herzenlib.ru/almanac/number/detail.php?NUMBER=number26&ELEMEN...

Аватар пользователя a-musikhin

Виктор, только не 18-го, а 19-го века.

Спасибо, Алексей, исправил.