Автопортрет или Удивительная и трагичная судьба Дмитрия Чарушина.

В старину в Вятке был всего один художник из местных - Дмитрий Яковлевич Чарушин (1813-1900), да и тот был юродивый.

 Живописи он учился у Александра Витберга, затем окончил Императорскую Академию художеств. После Дмитрий Яковлевич возвратился в Вятку и принялся писать картину на звание академика живописи. Это был автопортрет в кругу родных. Рисовал он очень тщательно, трудился почти 10 лет. По каким-то причинам звание академика за эту картину ему не присвоили. Чарушин не стал отчаиваться, напротив - еще упорнее принялся за работу. Остался в Петербурге и стал писать другую картину, тоже автопортрет. Денег у него не было, и жить ему пришлось в подвале, где помещалась прачечная. Здесь он снимал угол для жилья, здесь же и рисовал, а рядом прачки стирали белье. Подвал был вечно затянут паром от горячей воды, стояла страшная сырость. Из-за недостатка средств художнику пришлось довольствоваться самыми дешевыми малярными красками. На этот автопортрет Дмитрий Яковлевич потратил еще 10 лет. И когда картина была совсем готова, от сырости и плохих красок она вдруг сильно потемнела. Надежда выдержать второй экзамен рухнула. Это-то страшное событие и подкосило душевное здоровье Дмитрия Яковлевича. Он стал одержим идеей получить звание академика. Оставаться в Петербурге он более не мог.

 Вернувшись в Вятку Чарушин стал жить затворником. Почти никого не принимал и никуда не ходил. Заказов не брал, хотя был единственным в городе выпускником Академии и при малейшем своем желании был бы засыпан выгоднейшими предложениями. Жил он за счет того, что сдавал две трети своего дома под квартиры. Всё время его было занято работой над третьим по счету автопортретом, с которым он надеялся наконец получить полное признание от Академии. Он решил довести это произведение до полного совершенства, совершенства сверхреализма: тщательно прописывал все морщинки своего лица, все красные жилки на белках глаз, все блики и малейшие оттенки на коже. Шли годы, Дмитрий Яковлевич неутомимо трудился. Он старел, с ним старел и его автопортрет. Больше становилось морщин на лице - и все их надо было досконально выписать на полотне. Седели волосы - и надо было добавить седины двойнику на картине. Тускнели глаза, блекли губы. Художник добровольно обрек себя на внимательнейшее каждодневное наблюдение над собственным разрушением. Чем дальше двигалась работа, тем больше недочетов видел Дмитрий Яковлевич в своем творении: тут надо поправить, и вот тут чуть-чуть. Поездка в Петербург всё откладывалась. Временами художник терял сон и аппетит и был весь поглощен работой. Прошло 10 лет, затем еще 10. Дмитрию Яковлевичу исполнилось 80. В городе все знали о его чудачестве, и он уже превратился в живую легенду, стал кем-то вроде допотопного Мафусаила.

 Где-то далеко бурлила творческая жизнь, в живописи менялись стили и направления, проходили громкие выставки, создавались и распаладись кружки и группы, вспыхивала и меркла слава знаменитостей. В Академии давно были пересмотрены старые порядки, ушли старые профессора. Да что Академия, весь мир стал другим. Но Чарушин всё продолжал трудиться над своей картиной. Надо ли говорить, что в Петербург он так и не собрался, хотя до самой смерти твердил: "Вот это место надо слегка иначе сделать, волосы надо переписать. Вот скоро завершу, отправлюсь в столицу..." Это "скоро" превратилось в четверть века - 25 лет труда над одним автопортретом. Когда художника положили в гроб, то рядом с его бездыханным телом в комнате стоял его жуткий двойник в черной раме. Старик с воспаленными глазами, холодный взгляд в сторону, на губах натянутая улыбка. Двойник пережил художника.

Д.Я. Чарушин. Семейный портрет. 1862-1864. Холст, масло. 84х101,5.

Это первая картина Чарушина на соискание звания академика. За всю жизнь (87 лет) он написал всего 4 больших картины.

Комментарии

Аватар пользователя ru-danko

Евгений, спасибо за удивительную историю! А сам итоговый автопортрет Чарушина сохранился?

Предложение - разбейте текст на абзацы, сплошной текст не всем удобен для чтения.

И вопрос - расскажите, как вы узнали об этой истории?

О Дмитрии Чарушине есть рассказ в воспоминаниях Аркадия Рылова. Те фрагменты воспоминаний, где Рылов рассказывает о Вятке, я поместил в своем журнале в ЖЖ. Там же в заметке я привел отрывок из воспоминаний Николая Румянцева. С молодыми художниками Чарушин встречался. Но понятно, он производил на них очень странное впечатление. Воспоминания Рылова изданы отдельной книгой. Есть еще биография Дмитрия Чарушина в каталоге выставки ("Художники Чарушины". Киров, 1991).

 Чарушин был известен в Вятке, далеко не все его знали лично, но многие о нем слышали. Алевсандр Прозоров в своих воспоминаниях тоже о нем упоминает.

Есть еще брошюра Л.Пешниной "Художник Д.Я. Чарушин" (Киров, 1973).

Аватар пользователя ru-danko

Спасибо!

Аватар пользователя ele-chudinovsk

Почти портрет Дориана Грея. Но все равно Дмитрия Чарушина знают как первого профессионального художника на Вятке. Его имя сохранилось. Его работы - в постоянной экспозиции художественного музея. Только, конечно, каждый хочет признания при жизни. А он видел это призвание в звании. Ошибался...

Он написал всего четыре большие картины за всю свою жизнь. А ведь он прожил 87 лет!

1. Автопортрет с палитрой. 1837 г. (в постоянной экспозиции худож.музея).

2. Семейный портрет. 1862-1864 г. (в постоянной экспозиции).

3. Автопортрет с альбомом в руках. 1869 г. (в плохом состоянии, в запасниках).

4. Автопортрет. 1875-1900 гг. (в запасниках). Вот этот последний автопортрет он писал 25 лет, до самой смерти.

В постоянной экпозиции еще: 

Портрет Веры Александровны Витберг. 1837 г. (небольшая картина - 45х35).

Портрет архитектора Александра Лаврентьевича Витберга (эскиз, 26х21). 

Аватар пользователя ele-chudinovsk

Автопортрет с палитрой и семейный портрет мне хорошо известны, как и портрет Веры Витберг. остальные мне видеть не приходилось.  Кажется, эти работы действительно, неакадемические и интересны только для истории развития живописи на Вятке.

Последний автопортрет он постоянно подправлял, переписывал - и картина так и осталась незавершенной. Вид у картины не очень хороший, вот ее и прячут в запасниках.

На судьбу Д.Я. Чарушина большое влияние оказала встреча с В.А. Жуковским в 1937 г. на той самой выставке для наследника престола, будущего Александра II, посетившего Вятку.

Жуковский оставил записки об этой поездке.

Причем, Жуковский в своих записках ФИО Герцена вообще не называет, просто: "чиновник удельного управления". А про организацию и проведение выставки довольно скупо: "хорошо расставлено, но худо объяснено".

А вот о Чарушине он записал дважды:

1) после описания выставки и прочих достопримечательностей, поразивших его: Александровски парк, прелестный вид на реку. Живописец-самоучка...

2) И на следующий день запись: "Дмитрий Яковлев сын Чарушин, вятский мещанин, живущий в Вятке, по Казанскому тракту, подле Стефановской церкви, в собственном доме, против второй части. Рисовщик. Написать об нем к Михаилу Ивановичу Резанцеву, Голове Вятскому."

Это благодаря участию Жуковского Чарушин поступил в Академию.

 

 

 

 

Ну вот - вы намного больше меня знаете о Дмитрии Чарушине. Спасибо за интересный комментарий.

А в комментариях к предыдущей заметке вы говорили о большом количестве картин с видами Вятки. Есть конечно рисунки с видами старой Вятки - например Андриолли. Но Андриолли был ссыльным поляком. А вот местных - тех, кто здесь в Вятке родился  и жил - кого еще можно вспомнить, кроме Чарушина? (в 19 веке).

Евгений, если мы не можем привести сейчас большой список таких рисунков, то это не значит, что их не было. Просто в свое время на них не обращали внимание.

Но, как говорится: "Наше прошлое непредсказуемо".

Такие рисунки, думаю, будут появляться. Даже если и не 19 века, а начала, или даже первой половины 20 века. Тоже неплохо.  Облик города в эти годы не сильно изменялся.