Путешествие на Атарскую Луку в июле 2013 года

Путешествие на Атарскую Луку в июле 2013 года

Долина Вятки в районе Атарской Луки

Про Атарскую Луку я слышал, как и про скалы на Немде, от друзей моего папы, в основном от Сергея Конотопцева. Помимо этого и от своих друзей – семьи Чугуновых. В субботу 20 июля 2013 года утром мне позвонил Коля и спросил нет ли у нас желания присоединиться к ним, а они уже там были с ночевкой. Мы не стали долго раздумывать, покидали вещи и детей в нашу «Нексию» и поехали по уже знакомой дороге в сторону Советска. Проехав его мы свернули налево и устремились в сторону Лебяжья. Проехав чуть больше 20 километров, мы ориентируясь на указатель свернули в сторону деревни Елькино. По предварительной договорённости Коля с Соней нас встречали у съезда на грунтовку непосредственно перед самой деревней. Надо отметить, что в тот июль стояла крайне жаркая погода – две недели ни одного дождя, что и позволило нам добраться, практически до самой цели нашего путешествия. В любое другое время там и с полным приводом транспорт не каждый проедет. Супруга даже на видео записала часть нашего пути по грунтовке через лес.

Дорога на Атарскую Луку


Так в чём же уникальность этого дивного уголка природы нашего края? Пойдём по порядку.

Кварцевый «поющий» песок

Во-первых, «поющие пески» - смесь мелкозернистых частиц горного хрусталя и молочного кварца. Когда идёшь по этому песку, то раздаются звуки аналогичные звукам ходьбы по снегу. А при наличии ветра образуется звуковой эффект многоголосого шёпота. Нам, к сожалению, не посчастливилось «пение» песков услышать, погода была маловетреная.

Виды Атарской Луки

Во-вторых, на территории Атарской Луки встречаются следы пребывания редких для нашей области млекопитающих - северного оленя, бурундука, росомахи, выдры, из птиц – беркута, большого подорлика и филина. Все эти виды занесены в Красную книгу Кировской области и России.

Виды Атарской Луки

Большой Подорлик в небе - Aquila clanga

Практически в любом месте вода буквально кишит мальками

В-третьих, в некоторых местах весной вода вымывает из берегов останки реликтовых млекопитающих, чаще всего кости и зубы мамонтов, либо бизонов.

Эскудо на песчаной косе

Я уже не говорю о тех видах, которые там открываются человеческому взору. Эта красота западает глубоко в душу и зовёт туда вернуться. Вот тянет туда и всё.

Панорама косогора и реки Вятки

Но вернёмся к цели нашего повествования. Название Атарская Лука происходит от имени населённого пункта, который находился в этой местности, а именно, села Атары.
Из исторических источников известно, что село возникло в 1710 году на правом берегу, а первый приход открыт ещё до этого в 1687, с открытием первой деревянной церкви во имя Неркуотворного образа Спасителя. Первоначально все деревянные церкви села Атары до начала 19 века строились на низменном берегу реки Вятки, а приход на противоположном. Интересно - я, изучая карты, заметил, что пристань всегда изображена на левом берегу, а село на правом. Видимо старые деревянные церкви находились там же, где и пристань. Так в своих воспоминаниях профессор русской словесности Иван Яковлевич Порфирьев указывает на то, что: «…село было на одной стороне, а приход на другой…». Из чего следует, что основная часть людей приходящих в церковь жили на левом берегу, а само село Атары и каменная церковь его (к ней я вернусь немного погодя) – на правом. Так же из воспоминаний Ивана Яковлевича (я прочитал их в электронном виде на сайте библиотеки имени А.И. Герцена) мы узнаём, что места были неспокойные и много было деревень, которые жили непосредственно разбоем: «…По берегам Вятки тогда был лес и страшная глушь; воровство и разбой в этих местах были делом до того обыкновенным, что им занимались целые деревни, как каким-нибудь ремеслом. Мирным жителям жить было страшно. Мне рассказывали, что, собираясь ехать куда-нибудь в дорогу за 50 или за 100 вёрст, путешественники не только служили молебны, но исповедовались и причащались, боясь быть убитыми на дороге. Такие опасности существовали очень долго …». Здесь описываются времена жизни его деда – о. Максима, т.е. примерно конец 18 – начало 19 вв.

Вид на урочище Светлозерье

Но вернёмся к истории села Атары. В 1740 году начали строить вторую деревянную церковь во имя Введения в храм Пресвятой Богородицы. В 1775 году в селе упоминается 2 деревянные церки и 188 дворов в приходе. В 1809 году была построена каменная Спасская церковь. В 1904 году Атары посетил епископ Вятский и Слободской Никон (Софийский). В 1910 году приход состоял из 39 селений. В 1912 указано наличие 3 земских школ в селе. В 1930 году каменный храм был закрыт и передан под школу. В 1961 году в селе Атары была закрыта школа и вскоре после этого село обезлюдело и полностью исчезло с карт. Вот всё, что я смог найти по истории данного села.

Наш лагерь на фоне косогора

Долго ли, коротко ли, но мы добрались до Атарской Луки и оставив «Нексию » в лесополосе направились к уже развёрнутому лагерю семейства Чугуновых. Надо сказать, что кварцевый песок, который преимущественно на косе нагревается гораздо сильнее, чем обычный и ноги жжёт весьма болезненно.

Все перемещения – перебежками

А вот в сандалиях совсем другое дело…

На песчаной косе мы пробыли почти весь день. Мы ели, купались, общались. Природа просто неописуемой красотой ранит в самое сердце, заставляя мысленно постоянно возвращаться. Гришка намаявшись на солнышке, а тогда ему было 2,5 годика, уснул.

Изумруды души моей

И ещё один бриллиант… с чипсами (куда ж без них…)

Разговоры на завалинке

После того как все мы отдохнули было принято решение выдвинуться домой чуть раньше, дабы осмотреть церковь, которая нам попалась по дороге к Атарской Луке. Вот по церкви совершим ещё один экскурс в историю.
7 марта 1800 года была дана храмозданная грамота на построение в селе Атары Спасской каменной церкви. И в 1809 года храм был закончен и освящён.

Фото из «Известия императорской археологической комиссии.» 1913. Выпуск №48. с. 111

Церковь каменная, покрыта железом, одноэтажная, трёхпрестольная, с колокольней в одной связи. При ней был подземный ход. Престолы: в честь Нерукотворного образа Спасителя (холодный, освящён в 1833 году), в честь введения в храм Пресвятой Богородицы (правый, освящён в 1817 году) и в честь св. князя Владимира (левый, освящён в 1838 году), стенная живопись выполнена с 1894 по 1900 годы, на звоннице 8 колоколов , из них самый большой весил больше 32 пудов. Эти данные из описания церкви в 1919 году. В 1930 было принято решение церковь закрыть. С 1940 в неё стали ссыпать хлеб. А к 1949 она лишилась крестов и ограды и стала требовать капитального ремонта. Вот эту церковь мы и посетили на обратном пути.

Вид с дороги на храм


Колокольня

Вид внутри храма

Внутри практически не осталось отделки

Остатки декора

Основной купол

Снаружи

Остатки церковной изгороди

Церковное кладбище


Церковное кладбище

Церковное кладбище

Путь домой

Единственное, чего я так и не уразумел, так это то, к какому уезду относилось село Атары. В документальных источниках указывается Яранский уезд, а в воспоминаниях жителей Уржумский.
Уже стали опускаться на землю сумерки и мы поспешили выдвинуться в сторону дома. На этом закончилось ещё одно чудесное приключение в очень уникальном месте нашего края.
За сим откланиваюсь. До новых встреч!
P.S. Уже после поездки прочитал очень интересный материал на ресурсе http://www.sunset.kirovcity.ru/atary.htm . Замечательный рассказ с погружением в историю речного судоходства и самого места в судьбе человека.

Комментарии

Аватар пользователя Lex

Жуткое зрелище заросший и брошенный храм, а ведь это дом Божий. Прости нас Господи за то что допустили такое!

и к автору - возможно " приобщались " - причащались?

Аватар пользователя Astron

Исправил, хотя там откуда брал информацию было "приобщались", но по смыслу, конечно, "причащались". Насчёт храма - согласен, зрелище неправильное и тяжёлое. А вот кладбище церковное, действительно, жуткое зрелище, так как камни не просто сдвинуты с могил, а находятся сбоку от обвалившихся углублений, что указывает на то, что могилы скорее всего разорялись. И вообще, сколько по области поездил и посмотрел, основная масса храмов разрушена и разворована, не в богоборческие годы начала 20 века, а во времена правления товарища Хрущёва и его преемника товарища Брежнева, но больше всего всё же с 1957 по 1964 год.

Аватар пользователя дмитрий76

...Так в своих воспоминаниях профессор русской словесности Иван Яковлевич Порфирьев указывает на ...

Случайно, не его-ли отец Иаков Порфирьев был священником в церкви села Белая ?

Аватар пользователя Astron

Его отец был священиком села Атары.

Аватар пользователя дмитрий76

Согласно, списка обитаемых мест Вятской губернии на 1859 год (РГИА. Ф. 1290. Оп.4. Д.87), л.112

в Богородицкой церкви с.Бельского значатся священники Иаков Порфирьев, Димитрий Дьяконов и Павел Сергиев.

В этом же списке, на л. 548-549 по с.Атары Спасской церкви, в конце записаны священники Василий Покровский и Алексей Лебедев.