27-28 июля вдвоём с товарищем совершили пеший поход из бывшего с. Елёва Белохолуницкого района до п. Чепецкого Зуевского района через так называемое Тамышево (ныне несуществующая группа деревень, находившихся вблизи р. Тамышевки — левого притока р. Белой Холуницы) и по веткам бывшей узкоколейной железной дороги Чепецкого леспромхоза. Общая протяженность пешеходной части маршрута — 49 км.
Идея похода принадлежит моему родственнику из Нижнего Новгорода Александру Двоеглазову. Он давно увлекается краеведческим туризмом и на своей «Ниве» объездил уже все районы Кировской области (и не только!), выбирая на карте и исследуя старые заброшенные дороги и удалённые местности. Множество дорог он проехал и по своему родному Белохолуницкому району. Давняя навязчивая идея найти прямую дорогу из Белохолуницкого района в Зуевский на машине до сих пор не реализована. Ранее были попытки найти такие дороги на участках Усковцы — Пятая Доля — лесоучасток Соминский, дороги в районе бывшего с. Сергина, ур. Тихановские Печи — лесоучасток Соминский, Русаки — Коврята — Майский, Майский — Елёво. В бывшем селе Елёве несколько лет назад разрушился мост через р. Белую Холуницу. Поэтому решил идти в Тамышево и далее в Майский пешком.
Мне тоже хотелось побывать в этих местах, в силу краеведческого интереса ко всей округе п. Климковка и с. Елёво. Я уже давно соскучился по походам, поэтому был рад присоединиться. К тому же это было хорошей возможностью пообщаться с Александром, с которым мы были ранее знакомы только по переписке.
Маршрут похода:
27 июля
Стартовали из п. Климковки утром 27 июля, путь до бывшего с. Елёва преодолели на «Ниве» (12 км). В Елёве перешли вброд р. Белая Холуница и прошли по старой зарастающей дороге через часть Тамышевских деревень (Бабчата, Коврята, Захаровцы и Петушата). Затем вышли на полотно снятой УЖД Чепецкого ЛПХ Зуевского района и по ней дошли до п. Майского, где и остановились на ночлег. За первый день прошли пешком примерно 32 км.
28 июля
На второй день двигались по бывшей УЖД Чепецкого ЛПХ: п. Майский — п. Талица — п. Чепецкий. Прошли около 17 км. В Чепецком вызвали такси и доехали до г. Зуевки (19 км).
Маршрут похода Климковка-Елёво-Тамышево-Майский-Чепецкий-Зуевка 27-28.07.2018
Автор карты: ru-danko
Изменяя значения атрибутов width (ширина) и heigth (высота), можно получить нужные размеры карты
Хроника и фототчёт
День 1 — 27 июля
В Климковку мы прибыли вечером 26 июля. На ночлег остановились у родственника Олега Анатольевича Вавилова, ему большое спасибо за гостеприимство.
05:30. Выехали из Климковки на «Ниве» до с. Елёва. Для этого попросили родственника Олега Трапезникова доехать с нами до Елёва и отвезти машину назад в Климковку, и он любезно согласился.
Утром в Климковке на пруду было очень красиво. Погоду на день обещали жаркую, без дождей.
Взяли с собой спальники, коврики, палатку, сменную одежду и обувь, продукты, котелки, топор. Загрузив в машину рюкзаки, сфоткались перед отправлением.
Дорога Климковка – Елёво находится в плохом состоянии и доступна для проезда только на внедорожниках (комментарий Александра: я бы так не сказал, бывает значительно хуже). На нашей «Ниве» мы преодолели эти 12 километров без проблем и за час добрались до цели.
По дороге обратили внимание, что на полях бывших деревень Овдоки и Созинцы косят траву — на полянах уложены тюки сена. А в Созинцах даже построен домик.
Увидев елёвскую церковь, поняли, что поляна сильно заросла травой, и мы проехали поворот на мост. Развернулись и подъехали по дорожке к реке Белой Холунице, к стартовой точке пешей части нашего путешествия.
Церковь я не сфотографировал, но вот отличные фото Александра Лыжина: https://ok.ru/profile/132050615864/statuses/68503073789240
Мост через реку давно разрушен.
На месте бывшего моста желающие перейти на другую сторону реки, не замочив ноги, соорудили переходы из досок, в них отсутствовала только последняя доска длиной метра три. Значит, всё-таки иногда ходят люди в том направлении!
А вот это фото я сделал летом 2001 года, когда мост был целый и проезжий. Теперь это уже исторический снимок!
В 06:30 мы спустились по крутому берегу, разделись и перешли реку вброд. Река в этом месте неглубокая, примерно по пояс. Как нам рассказали накануне, 100 метров вверх по течению есть брод, но идти к этому броду по высокой густой траве смысла не было.
В 06:55 выдвинулись в направлении на Тамышево.
В самом начале пути дорога проходила мимо р. Белой Холуницы и её стариц.
На дороге, по которой давно никто не ездил, стояла высокая трава, мокрая от росы. Поэтому обувь быстро промокла.
Но по мере удаления от реки трава стала низкой и идти стало хорошо.
Практически на всём протяжении первого дня пути было много свежих следов копыт. На самих лосей нам наткнуться не довелось.
Повсюду на дороге было много спелой земляники (сфоткать забыл, к сожалению, но ягод по пути поел).
Перед деревней Бабчата пересекли небольшой лог.
Далее нам предстояло пройти через ряд бывших деревень. Вот фрагмент карты 1960-х гг., где большинство из них ещё существовало.
В 08:40 вышли на большую поляну, где раньше была деревня Бабчата (починок Филинский).
На поляне видны неровности, заросли иван-чая, крапивы.
В Бабчатах остановились на перекур на пять минут, потом двинулись дальше. Сразу после Бабчат пересекли ещё один лог, перешагнув через небольшой ручей.
В 09:25 вышли на бывшую деревню Коврята (починок Ковровский).
Идти по полю стало значительно тяжелее, так как на дороге стояла высокая трава. Становилось жарче (на день обещали +30).
На обочине дороги встретились доски. Возможно, ещё каких-то развалин тут немало, но в разгар лета всё скрывает высокая трава. Сколь-нибудь целых построек в Бабчатах и в Коврятах не сохранилось.
Дорога в этом месте проходит по высокому и живописному месту (правда, растительность не позволяет увидеть все местные красоты).
Идти по заросшей полевой дороге было достаточно тяжело, приходилось постоянно раздвигать ногами траву, запинаясь за неё, тратя дополнительные силы.
Местами на дороге встречались сырины (особенно часто в лесу), но почти все они обходились по краю дороги (благо накануне недели две не было дождей).
Местами по дороге проходили тропы животных (вероятно, лосей) — трава была примята, и мы были этому очень рады.
Примерно в 09:45 прошли развилку: дорога направо поворачивала на бывшую деревню Устиновцы (починок Салтыковский). Нам было известно, что в этой деревне есть дом-пасека климковчанина Леонида Огнёва. Мы встретились с Леонидом перед походом и обсудили наш маршрут. Сам он, правда, не бывал тут уже года три. Кроме прочего он рассказал нам о том, что из Устиновцев через лес есть прямая тропа в южном направлении на Майский. Однако он предупредил, что найти её непросто. Да и нам интересно было пройти по бывшим деревням и по разобранной узкоколейке, поэтому мы пошли дальше. Делать крюк в Устиновцы не стали, и деревня осталась в стороне.
На этом участке пути действовала сотовая связь, что позволило нам сделать пару звонков родным, передав приветы. Далее связи не было.
Дорога тем временем выглядела так. Порой ещё попадались упавшие поперёк дороги деревья.
В 10 часов вышли на очередную поляну — бывшая деревня Захаровцы (починок Быдановский). Никаких развалин здесь нет.
Пройдя полянку, на которой когда-то размещались школа и сельсовет, пересекли лог и ручей в нём.
10:30 — бывшая деревня Петушата (починок Большой Черезовский)
Эта деревня просуществовала дольше других, поэтому тут сохранились некоторые развалины.
А вот так выглядели эти места в 1960 году. Фото сделано геологами, исследовавшими этот район
Под березкой устроили небольшую передышку.
И снова отправились в путь.
Выйдя из Петушат, мы попали в лес. Дорога сильно заросла травой и кустарниками, а также завалена деревьями, которые постоянно приходилось обходить по лесу. В результате мы потеряли дорогу, идущую к следующей деревне Стариковцы. Но у нас с собой был навигатор и спутниковые снимки на телефоне, мы быстро сориентировались и пошли 200 метров на север на другую дорогу, идущую в обход деревень по лесу.
Обогнув Стариковцы и Борисята с севера, мы двигались на юго-восток в сторону ветки бывшей УЖД. По дороге нам попался явный признак того, что мы идём в правильном направлении.
В какой-то момент прошли развилку, свернув направо (на юго-восток). Позже поняли, что дорога, повернувшая налево (на восток), шла прямо на УЖД, а наша дорога вдоль неё.
Мы прошли по этому пути два лога, как и отмечено на карте и спутниковых снимках, а дальше дорога стала теряться, и земля под ногами стала рыхлая.
Поэтому мы повернули на восток, оставляя полуденное солнце справа, и через 400 метров увидели дамбу.
В 12:10 вышли на бывшую ветку УЖД и пошли по ней на юг.
Всего по УЖД предстояло пройти до п. Майского около 15 км.
Передвигаться по дамбе узкоколейки стало легче, чем по заросшей тамышевской дороге. Мы прошли километра полтора и, судя по карте, оказались на границе Белохолуницкого и Зуевского районов. Была пройдена примерно половина пути. К тому же, мы весьма устали, проголодались, а на ногах начали появляться мозоли. Поэтому приняли решение остановиться на часовой привал и устроили перекус. Банка консервов в соусе с хлебом и отдых, лёжа всей спиной на земле, глядя в высокое небо, слушая только звук ветерка, здорово восстанавливают силы.
В 13:35 пошли дальше. Дорога шла почти прямо в южном направлении с небольшими плавными изгибами, характерными для железной дороги. Довольно часто встречались препятствия — упавшие деревья, которые приходилось перелазить сверху или снизу. Заросли травы также местами были достаточно большие.
Во многих местах насыпь разрезана промоинами, которые довольно легко перешагиваются и перепрыгиваются.
В этих местах рядом с дорогой находятся заболоченные озёра. Хотя у нас и заканчивался запас воды, наполнять бутылку из болота желания не было.
Несмотря на то, что мы шли в тени деревьев, было очень жарко, поэтому этот участок пути запомнился мне как достаточно трудный. Даже на разговоры не хватало сил, но Александр периодически предлагал поболтать, чтобы уменьшить вероятность столкнуться нос к носу с дикими зверями.
На протяжении всего пути у дороги вспархивали лесные птицы. В одном месте попались утки.
В 14:45 вышли на соединение с веткой УЖД, идущей в широтном направлении, и повернули на восток к посёлку Майский. Железная дорога на этом участке проходила по бывшей Заводской Грани — южной границе лесной дачи Холуницких заводов.
Как мы увидели, дорога здесь проезжая для внедорожников. И нам по колее было идти удобно. Правда, местами колёсами намешана грязь, чего на заброшенном участке УЖД не было.
В 15:14 дорогу пересёк небольшой чистый ручей, в котором мы напились и пополнили запасы воды.
Вода в ручье вкусная и прохладная — сразу же поднялось настроение и уменьшилась усталость.
В 15:27 пересекли р. Среднюю Тамышевку. Благодаря пешеходному мостику ноги мочить не пришлось.
На последнем участке пути дорога была распахана вдоль по середине (по-видимому, в противопожарных целях).
16:30. Вышли в Майский
По площади свободного от леса пространства можно судить о том, какой большой это был некогда посёлок. Однако, построек сохранилось немного.
Много высоких тополей.
Вышли на центральную "улицу". Здесь было соединение веток УЖД, идущих на север (на фото) и на восток (откуда мы пришли).
Двинулись дальше в южном направлении.
И вышли к пруду на речке Тамышевке. Как оказалось, плотина в Майском поддерживается в исправном состоянии.
Искупаться в пруду было очень приятно.
На берегу мы увидели два дома. Один дом, похоже, сохранился со времени существования посёлка.
А другой дом новый. Здесь же рядом дровенник, банька. Всё выглядит красиво и благоустроенно. Как мы поняли из вывески, всё это собственность охотничьего хозяйства ООО «Кировохота».
Дом был закрыт, хозяев не было. Мы развели костёр и поставили палатку поблизости.
Банькой воспользовались в качестве столовой.
Поели сваренные на костре рожки с тушёнкой и напились копорского чаю. Чай после жаркого дня пошёл очень хорошо, выпили кружек по пять.
После ужина ещё раз искупались в пруду и в 20:30 легли спать. Будильник поставили на 3 часа утра.
День 2 — 28 июля
Изначально на второй день хотели идти из Майского на север по веткам и усам бывшей УЖД в направлении посёлка Климковки. По этому маршруту нет никаких, даже исчезнувших насёлённых пунктов, только лес. Дороги местами едва угадывались на спутниковых снимках (возможно, пришлось бы идти по азимуту), а мостов через речки нет. Расстояние больше, чем в первый день, а по прогнозу погоды обещали дожди. В общем, предприятие это представлялось несколько авантюрным, хотя и вполне реальным. Однако, за первый день пути мы прилично смозолили ноги, и мозоли наши начали болеть. Мы не ожидали, что так выйдет. Возможно, причиной тому постоянно мокрая от травы обувь, или же она оказалась неудобной. Взвесив всё, мы решили идти по более надёжной дороге на юг, к посёлку Чепецкому.
Проснулись ещё до будильника от звука лёгкого дождика. Было уже светло, а на пруду крякали утки. На завтрак сварили кашу.
Пруд ранним утром был очень красив.
В 05:45 двинулись в дорогу. Обогнув пруд, прошли по плотине.
Вытекающая из пруда речка Тамышевка затянута тиной.
Майский остался позади. Дорога довольно неплохая, по ней часто ездят. Мы набрали хорошую скорость и два часа шли без остановки.
Время от времени на дороге попадались красочные баннеры, предупреждающие об опасности пожаров и указывающие сведения об арендаторе участка леса.
Местами сделана лежнёвка или настил из горбыля.
Попалась будка на колёсах.
Обратили внимание, что арендаторы участков разные.
06:53 прошли р. Сому — приток р. Белой Холуницы
Фото в обратном направлении
Кажется, впервые попались шпалы.
07:30 вышли в посёлок Талица, который, хотя и не исключён из числа существующих населённых пунктов, мало внешне отличается от Майского.
Здесь тоже есть охотничий домик.
Дрова.
Сохранившийся дом.
В 07:40 немного отдохнули и пошли дальше. Дорога шла всё прямо, прямо...
Кстати, 17 лет назад, в 2001 году, здесь побывал путешественник-исследователь железных дорог Сергей Болашенко. Вот его отчёт: http://infojd.ru/28/tchepetski.html
Тогда железная дорога от Чепецкого до Талицы ещё существовала:
Прошли мостик через небольшую речку.
Дорога между Талицей и Чепецким ещё лучше, чем между Майским и Талицей. По дороге попались два встречных мотоциклиста.
В 09:12 увидели первые постройки посёлка Чепецкого. Здесь на фото не видно, но это какое-то большое крытое здание без стены, а в нём — тюки сена.
Спросили встреченного местного жителя, далеко ли до Зуевки и как добраться. "До Зуевки 20 километров. Сегодня у нас суббота? Как раз сегодня автобус. В 5 вечера". Он объяснил нам дорогу к магазину, где можно спросить, есть ли другие варианты.
Пересекли мост через р. Дубовицу — приток Чепцы.
Рядом — разрушенный мост УЖД.
В 09:30 мы были у магазина. Продавщица предложила нам вызывать такси из Зуевки, что мы и сделали. 20 километров — 650 рублей.
Пока ожидали такси, пообщались с местными жителями. Среди прочего узнали от них, что как раз в этот день в Майском будет встреча бывших жителей посёлка.
В 10:00 прибыла такси. К нашему удивлению, это была чёрная BMW (пусть и не новая), да ещё и с девушкой за рулём. Вот так такси в Зуевке!
Через р. Чепцу здесь понтонный мост. Автомобильное сообщение с Зуевкой в период половодья прекращается.
Дальше до Зуевки идёт бетонная колея, по которой в сухую погоду не ездят.
В 10:30 мы прибыли на железнодорожный вокзал. Как оказалось, ближайшая электричка только в 14:30, а маршрутка — в 14:00. Мы заказали места на маршрутку и стали ждать её прибытия.
До Кирова добрались без проблем.
...
Так закончилось наше небольшое, но увлекательное путешествие. Опытным путём мы установили, что подобные походы нам вполне под силу. Могли бы пройти гораздо больше, если бы не беспокоили мозоли. Видимо, надо как-то более аккуратно относиться к ногам и что-то предпринимать для предотвращения их натирания. Возможно, суточные переходы стоит делать поменьше и 30 км это всё же многовато (по крайней мере, по такой дороге), лучше растянуть поход на большее количество ночёвок. Тем не менее, основная цель похода достигнута - один из возможных маршрутов из Белохолуницкого района в Зуевский пройден и изучен. Ну а мы с Александром получили много интересных впечатлений и эмоций.
Александру большое спасибо за компанию. Рад, что получилось присоединиться!
Спасибо за путешествие!
Очень здорово! Сразу и мне захотелось куда-нибудь отпутешествовать!)
Бывал в Чепецком и по понтонному мосту ездил. И в магазине Спутник отоваривался)). Там гора рядом есть высокая достаточно, с неё такой вид открывается. Хочу там потом снова побывать. Великолепное место!
Денис, очень классно! Вы молодцы!
Как люди искали новые места для проживания?! Иди туда не знаю куда,найди то, что сгодится-пригодится, да и обустроить место надо было. Вон сколько бывших населенных пунктов было! А все возвращается к прежнему состоянию, зарастает тропа, заростает...
Вот это экспедиция! Здорово, Денис! Фотографии классные! Всегда мечтал побывать в Майском, может когда-нибудь моя мечта сбудется, и я тоже там побываю. Ну, а пока, буду любоваться фотографиями.
Знакомые месяц назад не покорили Майский. Ехали через Сергино на машине, большую часть пути преодалели, остановила большая глубокая, мутная лужа... А у Вас получилось! Молодцы! Отличные фото!!
Спасибо за интересный рассказ и фотографии. Как-будто сам пропутешествовал по этим местам
Спасибо, очень интересно!
Круто! За один раз всех фоток не пересмотреть даже!
"Соскучился по походам" - эх, сколько еще читателей Родной Вятки подпишутся под этими словами...
Интересно было почитать о тех местах, где жили твои предки. В 1869 г в климковке родился мой прапрадед Полуэктов Иван Яковлевич. к сожалению, в архиве мне ответили, что не сохранились метрические книги этих гг.