Первая сельская школа в селе Бельском Глазовского уезда

Краткие сведения о проекте сельской школы села Бельского Глазовского уезда опубликованы в работах историка П.Н. Луппова, а архивные изыскания в Санкт-Петербургском историческом архиве позволили осветить этот вопрос более подробно.

В 1827 г. на Вятскую кафедру был назначен епископ Кирилл (Платонов) и его деятельность по просвещению инородцев Вятской губернии заслуживает глубокого уважения. Началом открытия миссии среди вотяков, послужили два рапорта, поданные священником Стефановым (30 января и 14 мая 1828 г.) с просьбой учредить в Глазовском уезде такое же миссионерство и школы как для черемис. 

Стефанов Иосиф Андреевич родился в 1799 г. (в селе Березинском, Вятской округи) в семье священника Сретенской церкви. В 1824 г., по окончании Вятской духовной семинарии, он был «рукоположен во священника в с. Верховойское Нолинского уезда», назначен благочинным и перемещен в вотское с. Верхокосинское, а затем переведен в село Бельское Глазовского уезда. К должности благочинного добавилась должность сотрудника попечительства и миссионера (с августа 1830), а организация приходских школ стала частью его миссионерской программы. Спустя два месяца после назначения, миссионер о. Стефанов рапортовал епископу о необходимости открытия в селах училищ и сообщал, что получил от крещеных и некрещеных вотяков согласие учить своих детей, но устроить училища и привлечь священнослужителей в качестве учителей затруднительно, по причине отсутствия особых распоряжений Центрального Правительства о просвещении вотяков.

25 марта 1831 г. епископ Кирилл отправил в Святейший Синод рапорт с изложением проекта миссионера Стефанова и распоряжениями Вятской Духовной Консистории по поводу открытия училища в Бельске. Село Бельское было выбрано не случайно. Как следует из журналов заседаний Глазовского духовного правления, в Бельском 2 мая 1829 г. при Богородицкой церкви была учреждена школа-причетников, (для стажировки женатых указных причетников, окончивших училище и получивших назначение на место) и назначен учитель Исидор Кузьмич Шкляев, окончивший низшее отделение Вятской Духовной семинарии. Диакон Шкляев пользовался большим авторитетом в селе и по отзывам современников, «был советником во всяком деле и особенно в каких-нибудь внезапных случаях: загорится в доме, захворает вдруг кто-нибудь, нужно купить что-нибудь – сейчас посылали за Исидором Кузмичом».

Имея в селе школу и всеми уважаемого учителя, прихожане на сельском сходе решили не дожидаться распоряжений сверху и открыть училище для новокрещеных вотских детей. И 11 октября 1830 г. миссионер Стефанов отправил епископу рапорт с проектом учреждения такого училища. Согласно проекта, учениками в школе были только мальчики, обучение было бесплатным. Отопление, освещение, покупка книг и школьных принадлежностей производились из церковных сумм. Для школьных услуг привлекались по очереди церковные сторожа. Для училища и проживания учеников «общим приговором» решено было выделить два, а в случае надобности и три казенных церковных дома. В то время учительский труд приняли на себя диаконы Павел Сергеев, Петр Стефанов, и пономари Василий Лукин Стефанов и Косма Головин.

Вероятно, планировалось открыть приходскую школу, т.к. новокрещеных детей надлежало обучать российскому чтению, письму, грамматике, арифметике и христианскому катехизису, преподавание которого, дозволялось священнику с богословским образованием. Но бельский священник Всеволод Романов «способным себя не признал», и преподавание предмета поручили диакону Шкляеву (под руководством св. Стефанова), который отлично знал катехизис, вотский язык, превосходно пел и читал. Все назначенные учителя были безупречного поведения и согласились трудиться безвозмездно.

Грамотно составленный проект училища оказался своевременным и востребованным. Вятская духовная Консистория с согласия епископа обязала миссионеров св. Иосифа Стефанова и св. с. Укана Иоанна Анисимова (по Малмыжскому округу), «незамедлительно» составить список вотских приходов для размещения училищ, с изысканием средств на эти училища. А лично миссионеру Стефанову поручалось открыть училище в с. Бельском и отчитаться перед епископом: о времени открытия, о числе поступивших учеников и распределении учительских обязанностей, в дальнейшем высылая ведомости об успехах и поведении учащихся по третям года.

Глазовскому духовному правлению предписывалось завести особые шнурозапечатанные книги для ведения записи прихода и расхода по училищу. И один раз в год, во второй половине января осуществлять проверку успехов учащихся, должностных обязанностей учителей и расходование денежных сумм. Контроль возлагался на членов правления протоиерея Глазовского собора Иоанна Платунова или священника Илью Редникова. Составленный по результатам проверки отчет надлежало отправлять епископу.

        Продолжая работу над проектом новокрещенских училищ, «в конце 1831 г. 22 ноября миссионер Стефанов сообщил епископу о необходимости раздать священноцерковно-служителям рукописный перевод на вотский язык краткого катехизиса, некоторых молитв и составить азбуку и грамматику вотского языка». Следует отметить, что ранее 2 августа 1828 г. для Бельского благочиния были уже присланы 2 экземпляра татарской грамматики.

Но 1 марта 1832 г. епископ Кирилл отбыл на новое место своего служения. Летом того же года священника Стефанова перевели в с. Уни, а затем, спустя пять лет возвели в сан протоиерея и определили к Преображенскому собору в уездном г. Глазове. В 1833 г. причетническое училище закрыли и диакону Шкляеву было поручено руководство и наставление причетников только села Бельского. Зимой 1835 г. один из деревянных церковных домов в Бельске сгорел.

К этому времени по вопросу просвещения вотяков последовали указания разного уровня. Вскоре указом Вятской Духовной Консистории от 14 марта 1833 г. было предписано «священноцерковнослужителям инородческих приходов, обучать при своих домах детей прихожан новокрещеных чтению, письму и Закону Божию безмездно». А через два года, в консисторию затребовали отчет о «заведении школ для новокрещеных вотяков и черемисов Вятской епархии по Глазовскому, Малмыжскому, Елабужскому и Сарапульскому округам».

И только 16 декабря 1835 г. Глазовским Духовным правлением было получено циркулярное предписание Его превосходительства для объявления всем священноцерковнослужителям «о невоспрепятственном обучении священникам и диаконам (сверх Закона Божия) в свободное время первоначально юношества на общем основании».

29 октября 1836 г. по указу Святейшего Синода «Об учреждении школ содержащему правила «первоначального обучения поселянских детей» и по примеру протоиерея Стефанова, в 19 вотских селах было организовано начальное обучение вотских детей. По сведениям собранным Епархиальным Начальством только в 1837 г. в Вятской губернии было открыто более 76 домашних учебных заведений, где обучалось 697 учащихся. Позднее, в 1885 г. газета Вятские епархиальные ведомости писала об открытии в соответствии с проектом Стефанова в селе Бельске-Богородицком церковно-приходской школы, в которую поступило около 100 учеников.

Это был первый и значительный вклад православного духовенства в организацию начального просвещения вотского населения Глазовского уезда.

                                                                                                                                                                     Июль 2018 г.      

                                              Примечание

Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 796. Оп. 110. Д. 793. Л. 3 - 4 об., 8, 33-35 об.

Центральный государственный архив Удмуртской республики. (ЦГА УР). Ф. 63. Оп. 1. Д. 17. Л. 3 об.

ЦГА УР. - Ф. 134. - Оп. 1. - Д. 161. - Л. 190 об.

ЦГА УР. - Ф. 134. - Оп. 1. - Д. 353. - Л. 22, 39.

ЦГА УР. - Ф. 134. - Оп. 1. - Д. 356. - Л. 4, 4 об., 8.

ЦГА УР. - Ф. 134. - Оп. 1. - Д. 357. - Л. 2.

ЦГА УР. - Ф.134. - Оп. 1. - Д. 483. - Л. 6 об.

ЦГА УР. - Ф. 134. - Оп. 1. - Д. 586. -  Л. 2 об., 3, (80 – 81) об.

Луппов, П.Н. Материалы для истории христианства у вотяков в первой половине XIX века.   Вятка. 1911 г. с. 59-60, 62.

Луппов, П. Н.  Христианство у вотяков в первой половине XIX века. Вятка. 1911. - с. 34, 66-68, 77, 83, 364, 388-390, 475.

Комментарии

Здравствуйте, Татьяна! А когда существовала эта школа для удмуртских детей в с. Бельско-Богородицком?

Или она осталась только проектом на бумаге?

Церковно-приходская школа, открытая в 1885 г. в с. Бельском обучением детей удмуртов не занималась. Да и по данным на 1872, 1890 и 1912 г. в Бельском приходе не числилось ни одного удмурта.

Уважаемый Виктор Иванович. Планировалось разместить школу в с. Бельском-Богородицком, т. к. сход выделил здания и согласные учителя проживали именно в этом селе. А учеников планировалось набрать из удмуртских детей со всего Глазовского уезда. В 1885 г. обучать удмуртов в Бельске не было необходимости, т. к. к этому времени в Глазовском уезде священнослужителями была создана сеть начальных школ.

После перевода Стефанова в вотский приход, им была открыта школа в с. Уни, этому есть архивные доказательства. О Бельско-Богородицком такими материалами не располагаю. 

Аватар пользователя дмитрий76

Татьяна, написал Вам в личные сообщения, посмотрите.

Сохранились-ли где-либо в архивах ГАКО или Удмуртии списки учеников земских школ Глазовского уезда 80-90-х годов 19 века?

Cписки учеников школ Глазовского уезда встречаются в архивах Удмуртии.