Вятская Атлантида. Сретенская (Пятницкая) церковь

Каменная Сретенская (Пятницкая) церковь была построена в 1705-1712 гг. взамен двух рядом стоявших деревянных храмов - холодного Пятницкого и теплого Сретенского. На построение каменной церкви архиепископом Вятским и Великопермским Дионисием было дано три грамоты (1705, 1708, 1709). Как сказано в грамоте 1705 года, попы Леонтий и Григорий и староста Илья Короваев задумали строить каменный храм и просили у архиерея благословения производить сбор средств по всей Вятской епархии. Дионисий их челобитную рассмотрел и благословил: собирать пожертвования по всей епархии, начинать запасать строительные материалы (лес, железо, кирпич, известь и песок) и копать рвы под фундамент. Из инструкций архиерея выделяется только нарочитое указание, чтобы "верх на той церкви был не шатровой, и олтарь сделать круглой" (1).

Yes

Вятка. Пятницкая церковь. Окна южного фасада трапезной.

Все удивляются - а откуда эта красота в дымковской глиняной игрушке? Вот отсюда - старые дымковские мастерицы были прихожанками Пятницкой церкви.

По-видимому, из двух деревянных церквей поначалу разобрали только одну холодную; теплую же оставили, чтобы продолжать службы. Из текста третьей грамоты (1709 года) следует, что среди причта и прихожан были некие трения по вопросу о том, как будет называться главный престол в новом храме. Видимо, народное почитание св. Параскевы-Пятницы было столь велико, что даже архиерей поначалу разрешил оставить главный престол в честь святой мученицы. Однако, в 1709 году Дионисий решил по-другому: "Настоящую церковь построить во имя Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, а предел во имя святыя великомученицы Параскевы, нарицаемыя Пятницы" (2). Этому решению не помешало даже то, что Сретение празднуется зимой, 2 (15) февраля, когда в холодном храме служить неудобно.

 

пятницкая ц вид с сев-запада.jpg

Пятницкая церковь. Вид с северо-запада. 1920-е гг.

.
Таким образом, артели строителей следовало построить теплую церковь с одним престолом. Обыкновенно в теплом храме делали два придела по бокам (для симметрии), а в середине устраивали арку-проход в холодную церковь. Возможно, такой компоновке мешала всё еще стоявшая сбоку деревянная теплая церковь. Как бы то ни было, каменный храм получился асимметричным. Пятницкий придел, как видно по фотографиям, сильно выдавался в южную сторону. Алтарные апсиды были сделаны полукруглыми - строго по указаниям Дионисия. С запада к теплому храму примыкала паперть (крыльцо с навесом над большими полукруглыми арками). По фотографиям хорошо видно, что позднее паперть надстроили и объединили под одной крышей с теплым храмом, а арки закрыли дверьми или окнами. Колокольню к храму пристроили позднее, в последнюю очередь. Паперть при этом ломать не стали, колокольню поставили в северо-западном углу рядом с папертью. Первое время колокольню могла заменять простейшая деревянная звонница (два столба с перекладиной).
.

Yes

Пятницкая церковь. Окно апсиды придела.

В народе церковь обыкновенно именовалась не по главному престолу, а по приделу - Пятницкой. Такие устоявшиеся народные названия были харакерны для вятских церквей: Донскую церковь вятчане называли Стефановской (по приделу святителя Стефана Великопермского), а Знаменскую церковь - Царёвской или Царёво-Константиновской (по приделу равноапостольных царей Константина и Елены). В храме была местночтимая икона св. Параскевы, перед которой часто служили молебны.
Среди прочих старинных реликвий, хранившихся в церкви, выделялись два напрестольных Евангелия, напечатанные в 1697 году, и икона святых Зосимы и Савватия, писаная в 1710 году.
 

пятницкая ц общ вид с юго-запада.jpg

Пятницкая церковь. Общий вид с юго-запада. 1910-е гг.

.
Приход церкви поначалу состоял из домов, стоявших на том месте, где ныне помещаются Александровский сад и бывшие присутственные места. В старинном Хлынове на посаде дома небогатых горожан стояли очень тесно, усадьбы были маленькими. В некоторых местах дома помещались настолько близко один к другому, что можно было при желании даже ходить по крышам, перешагивая с одной на другую. В очерке по истории города Н. Спасского об этом сказано так: "Там, где теперь площадь перед монастырем, Александровский сад и присутственные места, существовали при открытии наместничества остатки вала, около которого теснились постройки в кривых переулках; так что в 1787 году для постройки присутственных мест нужно было сломать всего до 50 домов, числившихся в Пятницком приходе" (3).
 

Yes

Пятницкая церковь. Окно южного фасада трапезной.

Позднее приход церкви состоял из жителей домов, стоявших севернее Раздерихинского оврага (Феодоровская церковь была построена здесь только накануне 1917 года), жителей Пятницкой слободки под обрывом на берегу реки (в наши дни - улица Пристанская) и заречной части города (слободы Дымково). К церкви были приписаны две часовни, первая - Архангела Михаила (Устюжская) на вершине Раздерихинского оврага, вторая - в слободе Дымково. Прихожанами церкви в XIX веке числились примерно 750-800 человек. Приход считался бедным, недостаточным, потому причт церкви получал от казны жалование.
 

Yes

Пятницкая церковь. Общий вид с юга.

Точное местоположение церкви было таково. Если между двумя корпусами бывших присутственных мест (Динамовский проезд, дома №№ 2 и 4) пройти к берегу реки, то здесь и стояла Пятницкая церковь - по линии с запада на восток, с небольшим поворотом к северо-востоку.
С севера недалеко от церкви стояло деревянное здание летнего клуба Общественного собрания (построен в 1879 году). Кроме того, с севера рядом с колокольней стоял церковный сарай для дров. Оттого фотографировать храм с северной стороны было неудобно. Зато видов церкви с южной стороны сохранилось достаточно.
Своим живописным видом церковь часто привлекала внимание гостей города. Обыкновенно всякий из них находил нужным прогуляться по Александровскому саду вдоль крутого берега реки Вятки. В 1878 году Вятку посетил министр народного просвещения граф Дмитрий Андреевич Толстой. В статье, описывающей поездку министра, упомянут и Пятницкий храм: "В городе несколько замечательных старинных церквей, в особенности интересны своим украшением Покровская, Спасская и Пятницкая. Последняя на высоком берегу реки, между женским монастырем и городским садом, покрыта резными орнаментами, вероятно конца ХVII века" (4).
.

Yes

Пятницкая церковь. Окно северного фасада.
Над окном вырезана волюта (два завитка) - один из любимых
вятскими мастерами начала ХVIII века декоративных элементов.

.
Начало ХVIII века - время строительства многих каменных храмов города Хлынова (Воскресенский и Богоявленский соборы, Царевская и Покровская церкви, Преображенская церковь девичьего монастыря, Трехсвятительская церковь Трифонова монастыря). Все они строились народными мастерами, без архитекторских проектов. Общей их чертой был богатый наружный декор, что привело исследователей архитектуры к выделению особого стиля, т. наз. "вятского барокко".
Холодный храм (Сретенский) представляет собой восьмерик на четверике. Заметно, что купол церкви в первое время после постройки был другим - настолько плоская кровля и маленькая главка не соотвествуют общему облику церкви. Возможно, что и восьмерик был построен не сразу, а добавлен через какое-то время после постройки храма. Шатер колокольни тоже поначалу был другим. Скорее всего, он имел деревянное покрытие и не выглядел столь грузным, как шатер позднего вида.
Стены Пятницкой церкви снаружи были богато украшены каменным (кирпичным) резным декором. Особенно пышно выглядели оконные наличники. Каждое окно или группа окон нижнего ряда выглядели по-своему, как можно видеть на приведенных в заметке фотографиях.
.

Yes

Пятницкая церковь. Вид с юго-запада

.
Из описания церкви начала ХХ века: "Вышина храма 10, длина 12 1/2, ширина 4 1/2 сажен. Ширина трапезы 7 1/2 сажен. Своды стрельчатые. Наличники окон в виде столбиков с переймами. Алтарь с тремя полукружиями, своды такие же. В притворе с южной стороны придел св. великомученицы Параскевы. Стены первоначальной сплошной кладки, испещрены снаружи фигурным орнаментом. По углам колонки с переймами, карнизы кирпичные в виде зубчиков и поясков. В иконостасе старинная икона Спасителя. В приделе местночтимая чудотворная икона св. Параскевы Пятницы, чудеса от которой ХVII и XVIII вв. занесены в рукописную книгу при церкви. Стены расписаны иконописью. Все колокола ХVII века" (5).
.

Yes

Пятницкая церковь. Окна западного фасада.
Cлева видна дверь паперти.

.
В 1912 году церковь отметила 200-летний юбилей. В "Вятских епархиальных ведомостях" была напечатана заметка, автором которой был настоятель церкви Михаил Сергиев. Среди прочего, в заметке описан один случай из истории храма. В 1807 году причт и староста обратились к епископу Гедеону с прошением "поправить находящиеся при церкви обветшалости" (6). Гедеон просил губернское правление направить для осмотра здания губернского архитектора. Архитектор Кисельников осмотрел церковь и доложил, что в одном месте в перемычке (перекрытии дверного или оконного проема) имеется трещина, но она не представляет опасности обрушения. Кроме того, Кисельников высказал свое мнение о местоположении храма. Он сообщал, что церковь "весьма близка к крутому косогору, который от давления купола может когда-нибудь частью отделиться и тем причинить опасное в ней повреждение, потому легче будет ее в другое какое пристойное место [перенести] с поправлением ее плана и вида". Пятницкие прихожане, узнав о докладе Кисельникова, посчитали, что церковь будут ломать и написали Гедеону прошение, в котором решительно возражали выводам архитектора.  Они сообщали, что берег прочный, а церковь находится "на пропорциональном от берега расстоянии". В 1786 году, писали они, для постройки присутственных мест приказано было сломать стоявшие на том месте дома, тогда же осмотрена была и церковь "и представляема была на рассмотрение блаженной памяти Государыне Императрице Екатерине Второй, которую она тогда и не позволила ломать". Гедеон резко ответил прихожанам церкви, что их мнение в данном случае носит дилетантский характер, "ибо незнающие правил архитектуры перед искусным в оной никакого вероятия не заслуживают". Вместе с тем он согласился оставить церковь "в своем существовании". Автор заметки справедливо отмечает, что опасность храму представлял не берег реки, а "искусный в архитектуре" Кисельников. "Только любовь к своему храму прихожан спасла его от варварской разломки и постановки на новом месте "с поправлением плана и вида", вероятно в аракчеевско-казарменном стиле", - заключает священник Сергиев.
.

Yes

Пятницкая церковь. Общий вид с юго-запада. 1900-е гг.

.
В той же заметке сообщалось о некоторых изменениях в облике и убранстве храма. В 1865 году, к сожалению, древний иконостас церкви был убран и заменен новым. В 1901 году холодный храм был обращен в теплый, построена каменная ограда. Накануне юбилея, в 1912 году, в храме был сделан ремонт. Наружные стены церкви были очищены от побелки и окрашены масляной краской, цвет и колер которой составлялся по указаниям Вятского художественного кружка. Как отмечает автор заметки, после покраски стен "со всей яркостью обнаружилась красота орнаментов в наличниках окон". Цветных фотографий храма не сохранилось, но на некоторых черно-белых фотографиях 1910-х годов заметно, что декоративные элементы оставлены белыми, а стены покрашены светлой краской (возможно, голубой или светло-зеленой). Вятский художник Алексей Исупов написал для храма большой образ святой мученицы Параскевы и святителя Николая, который был помещен снаружи в нише окна главного алтаря.
.

Yes

Пятницкая церковь. Окна южного фасада холодного храма

Из описания храма: "Сретенская (Пятническая) церковь, каменная, построена в 1711 году; часовни: городская каменная - построена в 1866 г. и Дымковская деревянная; причта по штату положено: священник и псаломщик. Священник помещается в казенной квартире, а диакон живет в своем доме. Земли: усадебной 427 сажен, сенокосной удобной и неудобной 10 десятин 608 сажен; содержание причта скудно, причт получает содержание от казны 392 рубля, прихожан городских жителей 413 м. п., 466 ж. п." (7).
Остается сказать о печальной участи храма в советское время. В 1924 году церковь была взята под охрану отделом по делам музеев Главнауки РСФСР. 19 февраля 1935 года президиум Кировского горсовета ходатайствовал об исключении Сретенской церкви из списка охраняемых памятников, как "не представляющей никакой ценности" (8). 7 марта того же года ходатайство было поддержано президиумом Кировского крайсполкома, 20 сентября ВЦИК его удовлетворил. Летом 1936 года церковь была разобрана на кирпич.
................
Фотографии из собрания Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. Щусева.
................
Примечания.
1. Сборник храмозданных грамот на построение церквей в Вятской епархии. Вятка, 1914. С. 80.
2. Там же, с. 85.
3. Столетие Вятской губернии, т. 1. Вятка, 1880. С. 125.
4. Там же, с. 150.
5. Известия Императорской Археологической комиссии. Выпуск 44. СПб., 1912. С. 104-106.
6. Вятские епархиальные ведомости. 1912, 1 ноября. № 43-44. Отдел неофициальный. С. 1130-1132.
7. Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912, с. 132-133.
8. Вятка. Памятники и памятные места. Киров, 2002. С. 163.

Комментарии

Спасибо Евгений! Очень интересное замечание:

В народе церковь обыкновенно именовалась не по главному престолу, а по приделу - Пятницкой. Такие устоявшиеся народные названия были харакерны для вятских церквей: Донскую церковь вятчане называли Стефановской (по приделу святителя Стефана Великопермского), а Знаменскую церковь - Царёвской или Царёво-Константиновской (по приделу равноапостольных царей Константина и Елены).

Я в свое время работал над историей сельских церквей Фаленского района и заметил такую же тенденцию. При постройке каменных сельских церквей в 18-19 вв.  произошло изменение названий у многих храмов. С чем связано нарушение традиционной преемственности названий храмов, я так и не понял. Но новое название, отличное от прежнего традиционного для этого села, давалось уже в храмозданной грамоте. Поэтому не думаю, что переименование происходило по инициативе прихожан.

В результате получилось так, например, в с. Ильинском, которое свое название получило от первых деревянных Ильинских церквей, построили Свято-Духовскую церковь; в селе Николаевском взамен деревянной Николаевской церкви построили Крестовоздвиженскую; в селе Святицком вместо Всехсвятской - Успенскую и т.д.

При этом, сначал строили и освящали теплые храмы с прежними названиями, а позднее к ним пристраивали холодный главный храм с новым названием. Соответственно, по главному холодному храму и переименовывали всю церковь. И таких примеров по Вятской епархии очень много.

То же самое произошло и с названиями Донской (Стефановской) и Царевской (Знаменской) церквей. Но прихожанам, похоже, это переименование не понравилось, и они по традиции использовали прежние названия.

 

Аватар пользователя skygrad

Церкви переименовывали исходя из меняющейся церковной политики, популярных прежде святых задвигали в угоду "правильному" каноническому порядку. Вместо Пятницы и Николы - Богородица и Крестовоздвижение. То есть, более общие христианские догматы взамен отчасти "оязыченных" почитаний  личностей святых. Приделы в честь привычных святых сохраняли в виде уступки людям. Потом могли и переименовать. 

Да, было такое дело. Особо чтимые святые приняли на себя некоторые признаки и фунции прежних славянских божеств, Параскева была отчасти "заместительницей" Мокоши. Илья-пророк был "заместителем" Перуна-громовержца.

На этот счет есть интересный анекдот, который упомянут в воспоминаниях Ивана Яковлевича Порфирьева (1823-1890). Речь идет о епископе Вятском и Слободском Ниле (1835-1838): "На Вятке, как и в других местах, день пророка Илии считается Великим праздником, и богослужение совершается, как и в Господние и Богородичные праздники. Не спросив владыки, начали звонить ко Всенощной по-праздничному. Страшно рассердился владыка, призвал и разбранил соборного протоиерея, указав на то, что в уставе положено полиелейное служение, велел немедленно прекратить праздничный звон. Но случись, как нарочно, в ночь гроза со страшным громом и молнией, и перепуганный владыка выбежал из спальни в Крестовую церковь и начал молиться, а на другой день сам служил Илие Пророку, вполне по-праздничному".

В этом случае "анекдот" имеет объяснение как свершившийся факт, но очень веселый и поучительный. Интересно, а на следующие года владыка не запрещал богослужение на праздник Ильи-пророка по уставу, как в Господние и Богородичные праздники или уже поменял место службы на другую епархию? И вообще, есть ли у Порфирьева И.Я. и другие анекдоты на Вятские отличия от других епархий в православном служении и о "своих" вятских святых?

Есть конечно. Вот например: "В Бельской церкви с давних пор находилось резное деревянное изображение или статуя Николая Чудотворца, к которой крестьяне питали самое суеверное обожание. Но так как в нашей православной церкви запрещено употребление резных изображений или статуй святых, то благочинный, узнав об этом, приказал бельскому духовенству вынести из церкви статую Николая Чудотворца в подвал. Услышав об этом, крестьяне подняли настоящий бунт, и духовенство нашло вынужденным поставить опять старичка Николу в церкви. Подсвечник, поставленный перед старичком, всегда был полон свечами, чем перед другими иконами, перед старичком постоянно служили молебны. Но вся сила суеверного почитания статуи Николы Чудотворца обнаруживалась во время крестных ходов с иконами на озими. Каждая деревня непременно хотела, чтобы на молебен приносили к ней статую старичка, иначе не хотела служить и молебен. Так как такие требования заявлялись от разных деревень из трёх приходов и удовлетворить их было нельзя, то для избежания ссор между деревнями разных приходов, духовенство условилось и постановило, чтобы старичок в один год ходил с иконами в одном приходе, в другие годы – в другом, третий – в третьем. Но при этом позволялось в известный день брать старичка и не в урочный приход, если не было требования в этот день в приход урочный".

Воспоминания Ивана Яковлевича Порфирьева, написанные им в 1886 году, целиком можно почитать здесь http://herzenlib.ru/almanac/number/detail.php?NUMBER=number10&ELEMENT=ge...

Было очень приятной неожиданностью увидеть рассказ о "моей" Пятницкой церкви.

Спасибо!!!

Фотографии замечательные, одна лучше другой. Как жаль, что сама их не разыскала...

Почему считаю ту церковь своей?  В ней с октября 1827 по март 1838 служил действительным пономарём мой пра-пра-прадед Гавриил Яковлевич Селивановский.

И жил со своей многочисленной семьёй в собственном доме, построенном на градской земле.

А до него с 1821 по 1827 - его родной брат пономарь Константин Яковлевич Селивановский.

Безумно жаль, что церковь порушили... Приезжая в Вятку, каждый раз с грустью хожу возле тех мест, где некогда она красовалась, по праву считаясь жемчужиной древнерусской архитектуры на Вятке.

"...где некогда она красовалась, по праву считаясь жемчужиной древнерусской архитектуры на Вятке". - А ведь церковь была построена при Петре Великом, в те годы, когда он разгромил шведского короля Карла под Полтавой. И при этом Пятницкая церковь действительно была памятником древнерусской архитектуры. В Петербурге уже ходили в париках, дворцы и церкви в столице строили архитекторы-итальянцы и немцы. А в остальной России многое было по-старому, даже в городах. Вот такое интересное сочетание двух эпох в одно время. 

Насчет того, что Пятницкую церковь сломали.

Американцы покупают в Европе старинные замки и церкви, потом разбирают их по кирпичику и у себя в США восстанавливают. Представьте, сколько это стоит - купить старый замок, разобрать, перевезти его за океан и собрать. Какие деньги они выкладывают из своего кармана.

А наши-то дурачки свою собственную старину ломают и еще гордятся этим. Дескать, всё это старьё, хлам.

Аватар пользователя skygrad

"Там, где теперь площадь перед монастырем, Александровский сад и присутственные места, существовали при открытии наместничества остатки вала, около которого теснились постройки в кривых переулках"...

Имеется в виду Вал кремля Хлынова? Как вы думает, он проходил южнее Пятницкой церкви или севернее?

Речь здесь видимо идет и о бывших укреплениях посада (или земляного города). Стена кремля проходила по южной границе женского монастыря. Она и сейчас существует - эта стена (каменный забор), только обстроена гаражами и прочим хламом. Понятно, что это стена 19-го века постройки, но старая граница кремля и женского монастыря в 19 веке никуда не делась. Здесь был ров с валом, в 18 веке его засыпали, и на его месте потом поставили каменный забор. Начинается этот забор во дворе дома № 14 по Динамовскому проеду (бывший дом причта Троицкого собора) и идет к берегу. 

Кремлевский вал со стеной и рвом проходил конечно же южнее Пятницкой церкви.  

Аватар пользователя skygrad

Если Кремлевский вал не имеет отношение к упомянутому валу в районе Александровского сада, то чей тогда этот вал? Вал ограждений посада шел по кромке оврага Вздера, а это не похоже на "площадь перед монастырем, Александровский сад и присутственные места". Может это был вал Вятского городища 12-13 веков? Он как раз должен был идти по указанным местам дугой примерно от Пятницкой церкви на берегу к оврагу Вздера (напротив часовни).

Это цитата из очерка Николая Александровича Спасского (1846-1920), в его время (2-я половина 19 века) уже никаких валов и даже остатков их в центре города не было, всё убрали еще в 18 веке и начале 19-го. Так что не стоит на слова Спасского обращать излишнее внимание.

При открытии наместничества в 1780 году в том месте, где позднее была устроена площадь перед женским монастырем, существовали остатки вала кремля. А там, где позднее поставили здания присутственных мест и устроили Александровский сад, то есть по кромке Раздерихинского оврага и вдоль крутого берега реки, были остатки укреплений посада. Площади перед монастырем в 1780 году еще не было - здесь теснились дома в кривых переулках (сейчас здесь стадион). Торговая площадь была только между кремлем и Спасским собором (сейчас в этом месте сквер с памятником Халтурину). На месте Александровского сада тоже стояли дома. 

 

Аватар пользователя skygrad

И, все-таки, вы меня не убедили, фраза

"Остатки вала, около которого теснились постройки в кривых переулках; так что в 1787 году для постройки присутственных мест нужно было сломать всего до 50 домов" однозначно говорит, что вал находился рядом с кривыми переулками,  на месте которых были построены присутственные места. Этот вал тогда и сравняли. О том что он существовал писал кто-то из археологов.

А я вообще не понял, о чем вы тут толкуете. Короче говоря, эта дискуссия не имеет к теме заметки никакого отношения, давайте ее закроем.

Аватар пользователя skygrad

Я толкую о том, что помимо Хлыновского кремля на мысу оврага речки Засоры есть более древнее Вятское городище-святилище  на мысу оврага Вздера. Гуссаковский в 1950х годах искал древний Хлынов, но не найдя его в кремле, пошел копать севернее и дошел до городища 12-13 веков, которое назвал Вятским. И предположил существование двух городов, русского Хлынова и славяно-вотской Вятки.

Св. Параскева была замучена язычниками. Поэтому церкви в ее честь ставили на местах языческих капищ. В культе Пятницы усматривают также древние скандинавские поверья, у них женщины по пятницам веселились и прочее.

А я вынужден повторить, что эта инфрмация не имеет абсолютно никакого отношения к истории каменной Пятницкой церкви, построенной При Петре Великом в1705-1711 годах и сломанной большевиками в 1936 году.

Аватар пользователя skygrad

Вероятно вы, в отличие от меня,  не имеете никакого отношения к вятчанам 13-16 веков)) Тогда, разумеется, вам абсолютно не важно, что там было в далеком Вятском прошлом.

Да я ведь не спорю с тем, что на территории Александровского сада может быть (или на самом деле существует) древнее городище. Конечно, и Пятницкую церковь могли построить на месте какого-то древнего капища. Единственное, чему я возражал - что об этом городище знал Н.А. Спасский. Если бы он об этом знал, он бы ясно указал на это в своих сочинениях. 

Я действительно не имею никакого отношения к вятчанам 13-16 веков. В Вятку из деревни переехал только мой прадед в начале ХХ века, в эпоху быстрого роста городского населения. И в плане какой-то духовной общности я тоже не имею никакого отношения к вятчанам 13-16 вв. Вот Пушкина я понимаю, с ним у меня много общего. А вот уже идеи и мысли протопопа Аввакума мне не близки. А вы замахиваетесь на 13 век. )) Скажите, вы держите Великий пост? Ходите в субботу и воскресенье в церковь? Вы носите домотканные одежды? Бороду бреете? Живете в деревянной избе? Если вы этот тест не прошли, то увы, даже к вятским крестьянам начала ХХ века вы тоже не имеете никакого отношения.

Аватар пользователя skygrad

ну, крестьянин начала 20 века не идеал для подражания)). Хотя многое из перечисленного мне близко.

Аватар пользователя ru-danko

Евгений, спасибо! Фото отличные, скорее всего, уникальные. И описание очень интересное.

Такие фотографии (начала ХХ века) пачками лежат в фондах Кировского краеведческого музея. Но мы их не увидим, потому что наши учреждения культуры - музеи, выставочные залы, театры и прочие - существуют не для того, чтобы привлекать посетителей, а для того, чтобы отпугивать их. Лучше бы этот Кировский краеведческий музей совсем закрыли, всё равно толку от него никакого.

Аватар пользователя skygrad

Толк все таки есть! Вот вы же пришли туда и бережно хранимые снимки нам показали, сделали общедоступными.

В заметке - фотографии музея архитектуры им. Щусева (там внизу об этом написано).

Аватар пользователя skygrad

В Кирове среди ученых историков и деятелей культуры вообще большинство не вятских. Остальные наверно потомки большаков, которые церкви ломали))